Художник некий погубил цветы,
Украсив лепестки цветущей вишни:
До кисти были девственно чисты,
И обрелось художество излишним.
Так и у нас. Испытываю стыд
За воспеванье правивших Державой.
Зачем же приукрашивать святых,
Когда Господь Своей украсил Славой?
Фон золотой, он светом освещён,
Но кто же знает в самолюбованьи —
Чем больше краски нанесём на фон,
Тем меньше у́зрим Божьего сиянья.
Не в меру краска раздражает глаз,
А Правда убедительней прикрас.
Иеромонах Роман
31 июля 2024
Скит Ветрово
Фотография Александра Шадурина
«За воспеванье правивших Державой». Это о царственных страстотерпцах, которых порой называют мучениками?
Не только о них:
https://i.pinimg.com/736x/b0/62/98/b0629872f52f62bba71d47987d517b8a.jpg
https://sun9-25.userapi.com/impg/SMlKW6ARZ-EcLKsfl1eW7V4PMUzK6kBzOWirfQ/VDtOdXvBdhU.jpg?size=488×805&quality=96&sign=6bd9cf03f36ef75349e65e9b68a35788&c_uniq_tag=mxnWQoYHqR-eSZXcKkfJeXCFSKWt17VBetBvjydZ-nI&type=album
https://i.pinimg.com/736x/46/66/29/466629bd727be0d049a332f4c99ce6f5.jpg
https://sun9-65.userapi.com/impf/c622931/v622931483/2302a/OcvElaMs6V0.jpg?size=958×1311&quality=96&sign=b2f96319a21061bf6b22fb23af1c6c90&c_uniq_tag=KfyvAhw3RaRe4UYUxjJ4jvLj5Skna7lYzo4Rf_bXG84&type=album
Да,уж…видел у царебожников иконы Петра I,но мученика ещё нет.
Есть такие, в д. Самино например, о. Геннадий памятник Петру возле храма поставил. Грустно. Не знаю почему этот ветер дует, может, что хорошие они управленцы, а не батюшки, властолюбие у них такое…
Интересно и верно,на мой взгляд,вообще про правивших Державой:
«Наши государи московской Руси были обыкновенно завзятыми, истинными церковниками, воспитывавшимися на неопустительном посещении равных церковных служб, на строгом соблюдении во всем, начиная с своей обыденной домашней обстановки, церковного устава, разных церковных постановлений и требований. Они обучались, как и все тогда, по псалтири, прочитывали в видах своего развития и обогащения знаниями, известный круг церковно-богослужебных и церковно-учительных книг, сборники из св.отцов и учителей церкви, разные жития святых, благочестиво-назидательные сказания и хронографы, благодаря чему благочестивые московские государи нередко были хорошими начетчиками, знали церковный устав и все церковные службы со всеми их малейшими особенностями не хуже любого архиерея и, в конце концов, как знатоки и горячие любители всего церковного, которое всегда было для них САМЫМ близким и дорогим, в высшей степени интересовались всеми малейшими подробностями церковной жизни…
Со времени императора Петра l-го обстоятельства резко изменились. Наши государи стали воспитываться уже совершенно ИНАЧЕ, нежели их московские предшественники, а вследствие этого у них образовался на все иной круг воззрений, иное понимание окружающего, иные вкусы, интересы я потребности, очень далекие от прежних, при чем и прежняя древнерусская церковность необходимо все более и более отодвигалась на задний план…».
И про архипастырей вот,было и такое…:
«Московский митрополит Исидор грек, отправившийся из Москвы на Флорентийский собор, принял там, от лица русской церкви, унию и был вполне уверен, что этот его шаг не встретит себе серьезного противодействия со стороны русских епископов и со стороны великого князя, ради его молодости. «Князь великий млад есть, глаголал папе Исидор, а епископы некнижны суть, боятца мене, не сметь им о том со мною глаголати».
Уверенность Исидора, что русские архиереи не решатся восстать против унии и пассивно пойдут в этом деле за ним – Исидором митрополитом, имела основания и оправдалась на деле. Никоновская летопись рассказывает, что Исидор, возвращаясь из Флоренции, останавливался в Будиме, и оттуда послал «своя писания» «на всю Русь православного христианства», в которых открыто рекомендовал всем православным принимать унию, а себя прямо называл «легатос от ребра апостольского седалища». В Москве, значит, очень хорошо знали, еще до возвращения Исидора, об отступлении его от православия.
Между тем Исидор чрез Киев не спеша направился в Москву, везде при своих службах на пути поминал папу, везде открыто заявлял о своем соединении с латинством и о необходимости присоединения к унии всей Руси. В 1441 году Исидор наконец прибыл в Москву на третьей неделе великого поста, торжественно служил в московском Успенском соборе, поминал на службе папу, велел протодиакону торжественно прочесть грамоту о соединении с латинами, и передал о том же особую грамоту папы Евгения великому князю. Далее Никоновская летопись повествует следующее: «достоит же удивитися разуму и великому смыслу великого князя Василия Васильевича, понеже о сем Исидоре митрополите вси умолчаша – князи и бояре и инии мнози; еще же паче и епископы русский вси умолчаша и воздремаша и уснуша. Един же сей богомудрый и христолюбивый государь, великий князь Василий Васильевич, позна Исидорову прелесть пагубную и, скоро обличив, посрами его, и вместо пастыря и учителя, злым и губительным волком назва его. И тако вси епископы рустии, иже быша в то время тогда в Москве, возбудишася, князи и бояре и вельможи и множество християн тогда воспомянувши и разумеша законы греческия прежния, и начата глаголати святыми писании и звати Исидора еретиком. И тако князь великий Василий Васильевич возрадовался о согласии епискупов своих, и князей и бояр и всех православных христиан». Точно также говорит и Степенная книга, что обличителем митрополита Исидора был один великий князь, «понеже тогда вси умолчаша, нетокмо князи и боляре и прочие людие, наипаче же и епископы рустии, яко воздремаша и уснуша». Только один князь понял всю опасность для православия от действий Исидора и начал против него действовать; за князем тогда потянулись и другие, между ними и проснувшиеся епископы.
Из приведенного летописного рассказа следует, что если бы все дело ведения у нас унии зависело от одних только русских епископов, как дело исключительно церковное, то в виду того, что наши епископы «воздремаша и уснуша», латинская уния у нас могла бы быть введена Исидором. Единственным сознательным ее противником на Москве оказался великий князь, который энергично восстал против Исидора и унии, разбудил спавших епископов, решившихся, наконец, помогать великому князю в его усилиях отстоять русское православие от покушений на него со стороны латинства…».
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapterev/patriarh-nikon-i-tsar-aleksej-mihajlovich-tom-2/2
Игорь, спасибо за интересную информацию.
Как говорил А. И. Осипов: » и Николай так и ни снял с Церкви этого позора», Церковь не была свободна среди прочих конфессий.