col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Всsка непрaвда грёхъ є4сть

Художник некий погубил цветы,
Украсив лепестки цветущей вишни:
До кисти были девственно чисты,
И обрелось художество излишним.

Так и у нас. Испытываю стыд
За воспеванье правивших Державой.
Зачем же приукрашивать святых,
Когда Господь Своей украсил Славой?

Фон золотой, он светом освещён,
Но кто же знает в самолюбованьи —
Чем больше краски нанесём на фон,
Тем меньше у́зрим Божьего сиянья.

Не в меру краска раздражает глаз,
А Правда убедительней прикрас.

Иеромонах Роман
31 июля 2024
Скит Ветрово
Фотография Александра Шадурина

Заметки на полях

  • Псков

    «За воспеванье правивших Державой». Это о царственных страстотерпцах, которых порой называют мучениками?

  • Иркутская обл.

    Да,уж…видел у царебожников иконы Петра I,но мученика ещё нет.

  • Псков

    Есть такие, в д. Самино например, о. Геннадий памятник Петру возле храма поставил. Грустно. Не знаю почему этот ветер дует, может, что хорошие они управленцы, а не батюшки, властолюбие у них такое…

  • Иркутская обл.

    Интересно и верно,на мой взгляд,вообще про правивших Державой:

    «Наши государи московской Руси были обыкновенно завзятыми, истинными церковниками, воспитывавшимися на неопустительном посещении равных церковных служб, на строгом соблюдении во всем, начиная с своей обыденной домашней обстановки, церковного устава, разных церковных постановлений и требований. Они обучались, как и все тогда, по псалтири, прочитывали в видах своего развития и обогащения знаниями, известный круг церковно-богослужебных и церковно-учительных книг, сборники из св.отцов и учителей церкви, разные жития святых, благочестиво-назидательные сказания и хронографы, благодаря чему благочестивые московские государи нередко были хорошими начетчиками, знали церковный устав и все церковные службы со всеми их малейшими особенностями не хуже любого архиерея и, в конце концов, как знатоки и горячие любители всего церковного, которое всегда было для них САМЫМ близким и дорогим, в высшей степени интересовались всеми малейшими подробностями церковной жизни…
    Со времени императора Петра l-го обстоятельства резко изменились. Наши государи стали воспитываться уже совершенно ИНАЧЕ, нежели их московские предшественники, а вследствие этого у них образовался на все иной круг воззрений, иное понимание окружающего, иные вкусы, интересы я потребности, очень далекие от прежних, при чем и прежняя древнерусская церковность необходимо все более и более отодвигалась на задний план…».

    И про архипастырей вот,было и такое…:

    «Московский митрополит Исидор грек, отправившийся из Москвы на Флорентийский собор, принял там, от лица русской церкви, унию и был вполне уверен, что этот его шаг не встретит себе серьезного противодействия со стороны русских епископов и со стороны великого князя, ради его молодости. «Князь великий млад есть, глаголал папе Исидор, а епископы некнижны суть, боятца мене, не сметь им о том со мною глаголати».
    Уверенность Исидора, что русские архиереи не решатся восстать против унии и пассивно пойдут в этом деле за ним – Исидором митрополитом, имела основания и оправдалась на деле. Никоновская летопись рассказывает, что Исидор, возвращаясь из Флоренции, останавливался в Будиме, и оттуда послал «своя писания» «на всю Русь православного христианства», в которых открыто рекомендовал всем православным принимать унию, а себя прямо называл «легатос от ребра апостольского седалища». В Москве, значит, очень хорошо знали, еще до возвращения Исидора, об отступлении его от православия.
    Между тем Исидор чрез Киев не спеша направился в Москву, везде при своих службах на пути поминал папу, везде открыто заявлял о своем соединении с латинством и о необходимости присоединения к унии всей Руси. В 1441 году Исидор наконец прибыл в Москву на третьей неделе великого поста, торжественно служил в московском Успенском соборе, поминал на службе папу, велел протодиакону торжественно прочесть грамоту о соединении с латинами, и передал о том же особую грамоту папы Евгения великому князю. Далее Никоновская летопись повествует следующее: «достоит же удивитися разуму и великому смыслу великого князя Василия Васильевича, понеже о сем Исидоре митрополите вси умолчаша – князи и бояре и инии мнози; еще же паче и епископы русский вси умолчаша и воздремаша и уснуша. Един же сей богомудрый и христолюбивый государь, великий князь Василий Васильевич, позна Исидорову прелесть пагубную и, скоро обличив, посрами его, и вместо пастыря и учителя, злым и губительным волком назва его. И тако вси епископы рустии, иже быша в то время тогда в Москве, возбудишася, князи и бояре и вельможи и множество християн тогда воспомянувши и разумеша законы греческия прежния, и начата глаголати святыми писании и звати Исидора еретиком. И тако князь великий Василий Васильевич возрадовался о согласии епискупов своих, и князей и бояр и всех православных христиан». Точно также говорит и Степенная книга, что обличителем митрополита Исидора был один великий князь, «понеже тогда вси умолчаша, нетокмо князи и боляре и прочие людие, наипаче же и епископы рустии, яко воздремаша и уснуша». Только один князь понял всю опасность для православия от действий Исидора и начал против него действовать; за князем тогда потянулись и другие, между ними и проснувшиеся епископы.
    Из приведенного летописного рассказа следует, что если бы все дело ведения у нас унии зависело от одних только русских епископов, как дело исключительно церковное, то в виду того, что наши епископы «воздремаша и уснуша», латинская уния у нас могла бы быть введена Исидором. Единственным сознательным ее противником на Москве оказался великий князь, который энергично восстал против Исидора и унии, разбудил спавших епископов, решившихся, наконец, помогать великому князю в его усилиях отстоять русское православие от покушений на него со стороны латинства…».
    https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapterev/patriarh-nikon-i-tsar-aleksej-mihajlovich-tom-2/2

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Игорь, спасибо за интересную информацию.

  • Псков

    Как говорил А. И. Осипов: » и Николай так и ни снял с Церкви этого позора», Церковь не была свободна среди прочих конфессий.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.