Мiр из глубин выводит нас,
Чтоб мы плутали с чуждым духом…
Есть очи, внутреннее глаз,
И слух, что внутреннее уха.
Блажен, кто мелких вод избег!
Он восклицает с Псалмопевцем:
О, сокровенный человек!
О, сердце, внутреннее сердца!
Иеромонах Роман
17 января 2023
Скит Ветрово
Спаси Господи, Батюшка! Стихотворения «Высота» и «Глубина» очень мудрые по смыслу. Подготавливают нас к дням Великого Поста, к искреннему и действенному (хочется думать) покаянию. Время погружения в собственные глубины… чтобы не плыть всё время только по течению. Но не всегда один дух мiра сего заставляет плыть по течению, а бывает, что и уныние.
Очень нравится также одно стихотворение, помогающее задуматься, немного отойти в сторону от окружающей действительности:
***
А кто есть Личность? Думается, тот,
Кто с глубиною собственною дружит,
Кто до себя однажды донырнёт
И не спешит выныривать наружу.
А на глубинах — чудо-жемчуга,
Кораллы, рыбы — оку удивленье.
Блажен, кто оставляет берега,
Чтоб погрузиться в нерукотворенье.
Не полагай, что главное — нырнуть:
Нырянье не прогулка в чистом поле.
Одно Страданье знает верный путь,
И потому нет Личности без боли.
26 октября 2003
Скит Ветрово
А есть ли те кто совсем этих мелких вод избег? Вот так вынырнешь из глубины за какой-нибудь «блестящей ерундой», а потом пока её не выбросишь не получается вернуться обратно. И сидишь себе на мелководьи вспоминаешь, как же хорошо было на глубине… вернуться бы туда, а духу не хватает «блестящую ерунду» выбросить. И тут мысль такая… может-таки употребить усилие? А потом… да ладно, еще подержу немного, попозже выброшу. Вот так и сидим на бережку, прохлаждаемся.
«Одно Страданье (в жизни) знает верный путь,
И потому нет Личности без боли» (творч. о. Романа (Матюшина) (А кто есть Личность?: 26 октября 2003. Скит Ветрово). Нет слов!
«Всякий должен знать, что есть очи, которые внутреннее сих очей, и есть слух, который внутреннее сего слуха. И как эти очи чувственно видят, и распознают лица друга или любимого, так очи души достойной и верной, просвещенные Божественным светом, духовно видят и распознают истинного друга, сладчайшего и многовожделенного Жениха Господа, как скоро душа озарена достопоклоняемым Духом. И таким образом, душа, мысленно созерцая вожделенную и единую неизглаголанную лепоту, уязвляется Божественною любовью, настраивается ко всем духовным добродетелям и вследствие сего приобретает беспредельную и неистощимую любовь к вожделенному для нее Господу».
Преподобный Макарий Великий
И ещё близко по мысли:
«Притчи являются как бы образом вещей не видимых, но, скорее, умопостигаемых и духовных. Ибо то, чего невозможно увидеть телесными очами, притча показывает очам разума: посредством вещей чувственных и словно бы осязаемых она прекрасно отображает тонкость умопостигаемого».
Святитель Кирилл Александрийский
Спаси Господи!
https://youtube.com/shorts/N79GEFqQVDw?si=yMvlkr0svolnQBBQ
А вот у отца Рафаила (Карелина), в воспоминаниях о схиигумене Савве (Остапенко): «При встрече с подвижником особое пламя охватывает сердце. Это пламя не жжёт, не вводит в состояние восторга, а открывает человеку, что есть ещё некое таинственное «сердце в сердце», где обитает Господь».