О миг, о призрачное, ложное!
Душа, за искры не держись!
Теченье будущего в прошлое —
Вот что такое наша жизнь.
Неудержимые мгновения!
Блажен, кто тайное постиг:
Удержим ветра дуновение —
Угасим ветер в тот же миг.
Иеромонах Роман
14 марта 2022
Да вся наша жизнь состоит из прошлого, и с каждым годом мы больше обращаемся к прошлому, а прошлое остается увы уже недосягаемым…
Грустно, особенно в свете нынешних событий( и кажется мир суетой сует… перечитывала недавно Экклезиаст:
«12 Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?»
Живем, умираем… Суетимся, ради чего и для чего?
Я не понимаю для кого эти стихи. Хотя и стихами их назвать нельзя. Получается, что жизнь на земле это ничто, просто течение из прошлого в будущее? Течение зачем? Это не критика, это не понимание.
Спаси Господи, Батюшка, за эти стихи!
В них — мудрость древних, вкратце — Книга Соломона!
Такой надмiрный взгляд не всем понятен…
Но ведь и Слово Божие не все могут вместить! Мы все — до многого не доросли: кто-то до творений святых отцов, кто-то до философской мысли, а кто-то — даже и до мудрых стихотворных строк. Эти стихи приоткрывают ищущему взору то незримое, до понимания которого у нас порой проходит целая жизнь. Ищущему духовного — земное бытие действительно кажется дуновением, «Теченьем будущего в прошлое»…
Эти мысли всегда были близки, но в красивой стихотворной строке, они обретают способность затрагивать душевные струны.
Благодарю Батюшку за его поэзию, претворяющую сложную богословскую мысль в более понятные для нас формы и освещающую путь ко Спасению души!
Александр, не из прошлого в будущее, а из будущего в прошлое. Будущее постоянно наступает и постоянно уходит в прошлое. Наверное, стихотворение о том, что нельзя цепляться за миг (помните, у Гёте: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»). Если бы мгновение и вправду можно было остановить, весте с ним остановилась бы и жизнь. Но смысл не в этом, а том, чтобы когда-то течение принесло нам и Вечность.
СТРЕЛА
Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3: 2).
Печалимся о юности былой,
Хоть прошлое и не казалось раем,
И жизнь молниеносною стрелой,
Себе противореча, называем.
Внушает жизнелюбцу дух мiрской
Вцепиться в бренность, вопреки природе.
Но кто же может немощной рукой
Поймать стрелу, когда она в полёте?
Для Вечности душа сотворена,
Но ловит миг… разумна ли она?
Иеромонах Роман
12-16 августа 2020
Скит Ветрово
https://vetrovo.ru/strela/
Ещё слова этого стихотворения кажутся противоположно звучащими словам из известной песни на стихи Л. Дербенёва:
«…Есть только миг, за него и держись,
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь.»
Здесь как бы наоборот — призыв держаться за этот миг. Или, как говорят, «брать от жизни всё». Послушает иной человек такую песню, проникнется тем, что «Вечный покой сердце вряд ли обрадует», и о Вечности думать уже не захочет.
А в стихотворении отца Романа — духовный взгляд на земную нашу жизнь, противоположный мiрскому духу:
«О миг, о призрачное, ложное!
Душа, за искры не держись!»
Говоря просто о сложном, вспоминаем, как Господь говорил с народом притчами.
Дуновение… Как точно сказано…
«Я не понимаю для кого эти стихи.»
Они для тех, кто ищет опору не в земном, потому что земная жизнь — это миг, который ни удержать нельзя, ни удержаться за него. Жизнь на земле, действительно, была бы ничтожна, если бы не имела продолжения.
«Хотя и стихами их назвать нельзя.»
Если это не стихи, то что же тогда стихи?
Какое точное определение нашей жизни. Весь ход событий жизненного пути мы видим в прошедшем времени. А настоящее время — ,,Неудержимое мгновенье», т. е. как бы его нет, и только вечность останавливает это мгновенье. Какой глубокий смысл заложен в этом маленьком стихотворении. Спаси Вас Господи отец Роман, что хоть немного заставляете нас ,,пошевелить мозгами» о земной жизни.
Небеса отверзлись и все трубящие ангелы по чему-то оказались женского пола. Сестры, поробуйте хотя бы минуту пожить в этом миге между прошлым и будущим не ерзая ежесекундно туда сюда.
Бедный Алексей из Волгограда.
Жизненный путь лишь миг, это так… дальше предстоит перед нами другой путь, вот к нему мы должны быть готовы, а в нынешней жизни, все эти богатства, власть.. все это суета сует… люди многие не понимают, тщетно пытаются удержать мгновения, они каждый раз вспоминают эти мгновения и как наркоманы, хотят повторить, их.. а будущее исчезает в прошлом… У меня есть любимый писатель из фантастов…. Дэн Симмонс, так вот что-то в этом роде он описал в своей трилогии Гиперион…стоит кстати прочесть ее.. мне он чем то напоминает Достоевского
Настоящее время это момент осознанности и переживание контакта с Истиной. Когда мы переживаем то, что связано с Богом, в этот момент мы находимся в настоящем времени. Бог открывает перед нами истину и принимая её, мы живём в настоящем, а не в иллюзии прошлого или будущего.
Настоящее время — это Вечность.
Ольга Сергеевна, задумался почему из будущего в прошлое и возможно ли это определить. По аналогии с дорогой, идет ли дорога навстречу нам,или уходит от нас?
Есть ли напрвление у времени или это движение по кругу? Люди произвольно определили движение взяв за начало рождение и за конец смерть.
Господь говорит,Я альфа и омега начало и конец. Возьмем опять аналогию (другого инструмента у меня нет) окружность.Любая точка на этой окружности является началом и концом.Т.е. если время определить как окружность ,то данный миг является одновременно прошлым и будущим.Возможно из этой точки святые могли видеть будущее.
Александр, если сидеть за рулём и смотреть вперёд, дорога бежит навстречу, а если сидеть сзади и смотреть в заднее окно, то убегает. Но когда мы решаем: приехали, движение останавливается. Видимо, так же бывает и с остановившимся мгновеньем. Вроде бы это хорошо — остановить полюбившийся миг, достигнуть цели, но, судя по стихам Гёте и отца Романа, делать этого не нужно. Наверное, если полюбить Бога и идти к Нему, движение будет бесконечным, потому что постигнуть Его невозможно, даже если отдашь всю жизнь на то, чтобы к Нему приблизиться.
Остановить или стать им, (Одесса) две большие разницы.
Или четыре маленькие (тоже Одесса).