На белом свете ничего не ново,
Всё ново тем, кто старое забыл.
Нет пользы от избрания любого:
Кто Богои́збран? Тот, кто возлюбил!
Для всех народов прозвучало Слово,
Ему подвластны все, и псарь, и царь:
Кто разлучит нас от Любви Христовой?
Ни смерть, ни жизнь, ни и́на ка́я тварь†!
Иеромонах Роман
16 декабря 2023
Скит Ветрово
† Рим. 8: 38-39.
Спаси Господи!
Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.8:35-39)
«Кто отлучит нас от любви Божией?» ― написал апостол Павел. Есть у него и такой стих: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим. 9:3). Когда читал толкование этого стиха у Златоуста, поражался его красноречию. Но всё уже забылось. Надо бы перечитать.
«Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
Итак верующие благословляются с верным Авраамом…» (Гал.3 :6-10)
«Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам.» (Гал. 4 :21-26)
«Этнофилитизм апостола Павла». А не написать ли мне статью с таким названием, пока у настоящих учёных не остыло желание её опровергнуть? Начинаться она будет словами апостола: Молил бых ся бо сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти (Рим. 9:3). Впрочем, всё уже написано.
Блаженный Феодорит пишет: «весьма кстати Апостол внес и сие: сам аз, — напоминая сказанное уже о любви ко Христу и как бы так говоря: я, которого ни жизнь, ни смерть, ни настоящая, ни грядущая, ни ина кая тварь не возмогут разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, весьма охотно разлучился бы со Христом ради спасения иудеев».
Но, говоря, что он готов отлучен быть от Христа по братии своей и сродницех своих по плоти, не подает ли Апостол мысли, что он любит род свой больше Христа и его предпочитает Господу? То правда, что «словами: по братии моей, сродницех моих по плоти — Апостол указывает на самую нежную и пламенную любовь свою к иудеям» (блаженный Феофилакт).
Но самая любовь-то сия в каком духе и в силу чего имеется? В духе Христовом, в силу любви ко Христу, в желании все принести в жертву для славы имени Его. «Итак, причиною сего опять тот же возлюбленный Иисус» (святой Златоуст). «Явно потому, что Апостол не предпочитал иудеев Спасителю, а изъявляя только любовь и приверженность свою к ним, сказал это, желая увидеть, чтобы все покорились и охотно приняли спасительную проповедь» (блаженный Феодорит).
https://bible.optina.ru/new:rim:09:03