Найти себя и быть собой
Без Бога невозможно.
Душа испытывает боль,
Когда стезя не Божья.
Как мотыльки на огоньки,
Бросаемся на звуки,
Мы все на праздное легки
От повседневной скуки.
Не звуки недруги мои:
Молитву нужно слушать.
И разве могут соловьи
Молитвенность нарушить?
Не потому ль душа болит,
Что по́ мiру кочует?
Беззвучие не исцелит:
Безмолвие врачует.
Иеромонах Роман
22-24 мая 2020
Скит Ветрово
То есть мы не те «звуки» слушаем, да? А что значит «слушать молитву»?
«Не потому ль душа болит,
Что по мiру кочует?
Беззвучие не исцелит:
Безмолвие врачует».
Безмолвие в душе! Тогда зазвучит молитва. Господь — Ревнитель, Он не хочет жить в душе, заполненой житейским хламом.
Два слова близких по значению — «беззвучие» и «безмолвие» — а какая большая между ними разница!
«Душа испытывает боль,
Когда стезя не Божья.»
А что такое «Божья стезя»? Вот живут две женщины, обе, в строгом смысле, неверующие. У одной — дочь-инвалид с детства, муж пьяница, но живёт, неся свой крест, заботясь о семье и стараясь не отчаиваться. Болит ли у неё душа? Думаю -да. А у другой вроде всё благополучно: успешный бизнес косметолога -визажиста. Её деятельность приносит ей и хороший доход и моральное удовлетворение: дарит людям радость, хоть и пустую, суетную. Может быть, и её душа болит временами, но, глядя на неё, этого не скажешь: человек увлечен жизнью и вполне доволен ей. Она уверена, что делает нужное дело, которое ей интересно. У кого из этих двух женщин Божья стезя? Думаю, что у первой она больше Божья.
Людмила Николаевна, думаю, если в строгом смысле обе эти женщины неверующие, то в том же строгом смысле вряд ли кто-то из них может идти Божьей стезёй.
Если в строгом смысле — согласна, Ольга Сергеевна. Однако же, мне кажется (с «высоты» моей духовной безграмотности), что всю жизнь терпеть скорби, не ропща, без Бога вряд ли возможно, хоть эта женщина и не ходит в церковь, о Православии знает приблизительно.
А если у человека всё хорошо, то и Бог ему, как будто бы, не нужен. Или он почитает за Него, ну скажем, -законы Вселенной, от которых, конечно, милости не дождешься, но человек в ней и не нуждается; у него и так все хорошо. И душа не болит.
Не знаю, Людмила Николаевна, в душу человеку не заглянешь. Вообще мне всегда казалось, что душа болит у всех, но, может быть, и ошибаюсь.
По поводу Вашего примера: близко знала одну женщину, которая всю жизнь терпела очень тяжёлых людей, ухаживала за ними, но жила без Бога. Господь сподобил её исповедоваться и причаститься буквально на краю могилы: http://vetrovo.ru/about/po-milosti-gospodnej/
Перечитала Ваш рассказ, Ольга Сергеевна. Не знаю, что сказать конкретно про эту женщину, но думаю — беда многих людей, выросших в безбожном государстве, в том, что они, даже если и верят в Бога, им не приходит на ум искать Его в Церкви. Они не понимают её назначения. И даже среди людей, посещающих храм, не все осознают смысл церковных Таинств. Недавно в статье одного из таких людей, где автор делился мыслями о том, нужно ли ходить в храмы во время пандемии, прочла примерно следующее: вы (автор обращался к верующим) привыкли к обрядам и уже не видите за ними Христа. А если бы в храме не было ни богослужений, ни икон, ни Таинств, а только — Христос, то вы бы стали туда ходить? То есть богослужения понимаются некоторыми как интерактивный спектакль, а Таинства — как часть этого спектакля.
Что тут скажешь, Людмила Николаевна! Когда-то прочитала в рассказе Владимира Крупина примерно следующее: «Когда батюшка был молодым, он дерзал спасти весь мiр. Потом стал думать: не мiр, но хотя бы моих прихожан. Потом — спасти бы свою семью… А теперь думает: самому бы хоть как-то выкарабкаться». Боюсь, мы немногое можем изменить в окружающем мiре, и всё, что нам остаётся — попытаться самим хоть что-то понять, как-то измениться.
Отец роман! Меня зовут юра, у меня давно долг перед тобой. В течении 5 лет спасался твоими стихами. Жил ими. прими мое спасибо. От всего сердца и души. Спасибо.