col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Рaди и4мене твоегw2, гDи, и3 њчcти грёхъ м0й,
мн0гъ бо є4сть

Мы с колыбели плаваем в туманах,
Кому не по душе речной туман?
Так и живём, купаемся в обманах,
И называем жизнью свой обман.

Показывал туман, что сердцу мило,
И веровали все в безсилье зла.
В родном краю нас детство пощадило,
А юность на чужбину увела.

Нам юность рисовала что попало,
Неслась вперёд, глотая всё подряд.
Но молодость картинки изорвала
И повела дорогами утрат.

А старость запоздало отрезвила,
Когда уж ничего не изменить,
И тихою молитвой осенила,
Чтоб душу с покаяньем обручить.

Всё ближе выход, о душа острожья,
Нет сил ни собирать, ни расточать!
И что теперь? Шептать — прости мя, Боже,
Как сына-подлеца прощает мать.

Иеромонах Роман
11-12 июля 2020
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Казань

    Стихотворение длиною в жизнь. Это и моя исповедь. Прости мя, Боже!
    Спаси, Господи, дорогой отче Роман.

  • Тверь

    Спасибо Вам, дорогой батюшка. Такие стихи усиливают покаянное чувство, напоминают о вечном бытии души. Спасибо, что развеиваете туманы, помогаете обрести молитвенный настрой, укрепить веру. Благодарю за целебные строчки.

  • г. Москва

    Дорогой отец Роман, спасибо Вам!
    Как прекрасен дар, данный Вам Богом — так красиво, цельно, кратко проповедывать поэтической строкой! Ваше слово благодатно, отченька!

    На днях у одного пользователя во ВКонтакте я прочитала всего лишь одну строчку: «Время не уходит. Оно приближает.» И поспокойней стало на душе. Я и ранее думала: «Господи, как хорошо, что мы смертны.» Жизнь у всех нелёгкая, но она проходит в прекраснейшем Богом созданном мире, в котором каждое творение дышит Любовью и славит Творца. Утерянный рай! Щемит в сердце, в душе и отчётливо понимаешь, что надо » Терпеливо ждать конца» — это снова из стихотворения красиво думавшего Евгения Абрамовича Баратынского:

    Премудрость Вышнего Творца
    Не нам исследовать и мерить ;
    В смиреньи сердца надо верить
    И терпеливо ждать конца.

    Нахожу утешение и в строках дневниковых записей иеромонаха Василия (Рослякова):
    «По делам моим подлежит мне мука вечная, но Господь тайно поддерживает в душе надежду на милосердие Свое. Иначе жить было бы невмоготу.»

    Дорогой батюшка, храни Вас Господь!
    Помогай Вам Владычица Наша Пресвятая Богородица!
    Святый Ангел Божий, Хранитель Ваш да утешит и защитит Вас во всякое время!
    Слава Богу за всё!

  • Елена, спасибо Вам за то, что уже не в первый раз напоминаете нам строки Баратынского. Не очень хорошо знаю творчество этого поэта, но с университетских времён запомнились печальные строки:

    Безнадёжность

    Желанье счастия в меня вдохнули боги:
    Я требовал его от неба и земли
    И вслед за призраком, манящим издали,
    Жизнь перешёл до полдороги;
    Но прихотям судьбы я боле не служу:
    Счастливый отдыхом, на счастие похожим,
    Отныне с рубежа на поприще гляжу
    И скромно кланяюсь прохожим.

    (Жаль, что первой строчкой про «богов» и он отдал дань моде того времени.)

    ***
    Старательно мы наблюдаем свет,
    Старательно людей мы наблюдаем
    И чудеса постигнуть уповаем.
    Какой же плод науки долгих лет?
    Что наконец подсмотрят очи зорки?
    Что наконец поймет надменный ум
    На высоте всех опытов и дум,
    Что? — точный смысл народной поговорки.

    Ну и, конечно, это известное стихотворение (особенно начало хорошо):

    ***
    Мой дар убог, и голос мой не громок,
    Но я живу, и на земли мое
    Кому-нибудь любезно бытие:
    Его найдет далекий мой потомок
    В моих стихах; как знать? душа моя
    Окажется с душой его в сношенье,
    И как нашел я друга в поколенье,
    Читателя найду в потомстве я.

    Те стихи, которые процитировали Вы, мне были незнакомы: по-видимому, в моём сборнике Баратынского религиозная лирика была или оттеснена на второй план, или совсем туда не вошла. Помню, на лекции говорили, что Баратынского затмил Пушкин, а так он стал бы первым поэтом того времени.

  • г. Москва

    Дорогая Ольга Сергеевна!
    Всем сердцем благодарю Вас , что мои скромные комментарии побудили в Вас ответное чувство.
    Промыслительно всё, и то, что мы «случайно» находим — совсем не случайно.
    «…Если что-то свершается по воле Бога, значит, свершается и по моей воле тоже, значит так и должно быть», — Вольфганг Амадей Моцарт.

    И снова Е.А. Баратынский:

    …Велик Господь! Он милосерд, — но прав:
    Нет на земле ничтожного мгновенья;
    Прощает Он безумию забав,
    Но никогда пирам злоумышленья.

    Кого измял души моей порыв,
    Тот вызвать мог меня на бой кровавой;
    Но подо мной сокрытый ров изрыв,
    Свои рога венчал он падшей славой!..

    Известны слова Пушкина о Баратынском:
    «Он у нас оригинален — ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко».

    Дорогая Ольга Сергеевна, как славно, что через поэтическое слово отца Романа Господь удостоил нас сегодня вспомнить наших гениев. А Он один ведает, что нам полезно и спасительно. По милости Господа во спасение душ наших это да будет!
    Господу слава, хвала и благодарение вовеки!

  • Дорогая Елена, дело в том, что «гении» в римской мифологии — «духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности; символ гения — змея». Меня знакомство с отцом Романом, наоборот, заставило ещё больше пересмотреть свои взгляды на тех, кого принято называть гениальными (поэтами, писателями, актёрами). У них есть прекрасные строки, они достигали высокого мастерства, и всё же, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), свет в их творениях перемешан с тьмою (а в некоторых, надо думать, и света не найдёшь). Это и есть самые настоящие «туманы». Пример такого «смешения» — упоминание о «богах», вдохнувших в лирического героя Баратынского желанье счастия (в безусловно хорошем с поэтической точки зрения, хотя и довольно упадническом стихотворении, которое на зря называется «Безнадёжность» — с ней в своей собственной жизни стараемся бороться).

  • г. Москва

    Дорогая Ольга Сергеевна!
    Спасибо Вам большое за вразумление!
    Не прими, Господи, это в осуждение мне — немощна и грешна есмь. Вот так и заблуждаюсь по жизни. Падаю и поднимаюсь. В замечательном, на мой взгляд. фильме Акиро Куросавы «Семь самураев» один из самураев говорит: «Я ни разу не победил, но у меня большой опыт проигранных сражений». Я понимаю это так, что падая, человек встаёт и, извлекая уроки, приобретает опыт, идёт дальше и это — уже победа, а опыт становится победоносным. Возможно, я ошибаюсь.

    Но, возвращаюсь к вышеназванному слову. И как взять это слово обратно, вот ведь, действительно, «слово — не воробей, вылетит — не поймаешь». Но опять я вижу в этом Промысел Божий и снова убеждаюсь, что всё сверять надо с Евангелием, прежде чем впадать в пафос. И опять вернулась на то, что есть одна книга Библия, а остальное всё — комментарии. И слава Богу!

    И как не возблагодарить Господа, что своими неисповедимыми путями просвещает и научает меня путям спасения?
    Господи, благодарю Тебя и славлю вовеки!

  • Рыбинск

    Очень люблю поэзию батюшки Романа. Низкий ему поклон! А это стихотворение и обо мне тоже. Я с отцом Романом одно поколение, только когда мы изучали научный коммунизм, он уже служил Господу. Дай Господь батюшке силы и здоровья!

  • Москва

    Не то слово в каком тумане я жила. Правда Господь не оставлял, выдергивал из тумана, а я обратно…Все-таки, как нас любит Господь, даже не по себе становится, насколько мы не достойны Его Любви. Но радостно, что не оставляет нас. А туманы…до сих пор не рассеялись…Благодарю, Вас, отец Роман за стихи и молитвы.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.