col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Не ўкрaдите, ни солжи1те,
нижE да њклеветaетъ кjйждо бли1жнzго

Понять нетрудно, почему
Страною правят воры:
Нас приучили ко всему —
К убийствам и позору.

С экранов льётся ложь и грязь,
Губительней холеры.
Народ похабят, не стыдясь,
Невольники галеры.

Глядеть на них — себя терять.
Молчать? С какой же стати?
А глупой птице подражать —
На всех песка не хватит…

Нечестие, как мiр, старо,
Живут себе в угоду:
Народным слугам всё добро,
Ну а песок — народу!

Иеромонах Роман
4 июля 2020
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Калининград

    Хотелось бы услышать в контексте этого произведения комментарий о. Романа к словам ап. Павла:
    «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
    Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
    Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
    И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
    Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
    Итак отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
    Не оставайтесь должными никому ничем…»

  • Спб

    Евгению, задача не сложная для православного со средним образованием. А вот для спецслужб, просто не разрешимая и даже не надо пытаться.

  • Голубицкая

    О.Роман, это призыв? К чему? Поясните, пожалуйста!

  • Евгению. Калининград
    Хотелось бы сразу уточнить, что в стихотворении речь идёт не только о Росiи, но и о многих странах Европы и Америки. Всюду одно и то же растление собственного народа. Хотя, как слышал, в арабских странах по телевидению не показывают такой мерзости. За неимением времени и не желая утомлять читателей, не буду разжёвывать каждую строку стихотворения, а перейду к Вашему вопросу.

    «Хотелось бы услышать в контексте этого произведения комментарий о. Романа к словам ап. Павла:
    «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены».
    Во времена фашистской Германии митрополит Анастасий (Грибановский), приветствуя Гитлера, возможно, оправдывал свою приверженность фашистской власти словами Апостола Павла. Были также священники, которые молились о победе этого людоеда над собственным народом. Как видите, ссылаясь на слова Священного Писания, можно зайти очень далеко и даже унаследовать часть Иуды.

    «Посему противящийся власти противится Божию установлению».
    Вы уверены, что растление, спаивание, обыдливание и ограбление народа есть Божие установление?

    « А противящиеся сами навлекут на себя осуждение».
    Готов ответить за каждое слово и буду Вам только благодарен, если разошлёте это стихотворение по всем судебным инстанциям: неволя за Правду для многих почётнее так называемой свободы.

    «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых».
    Так ли это в настоящее время? Миллионы невинных младенцев убивают во чреве, и власть, вместо того, чтобы быть страшной для самого большого зла, покрывает это зло. Посмотрите вокруг: растлителя молодёжи, матерщинника избирают в общественный совет при комитете Госдумы по культуре, распутная матерщинница денно-нощно торчит на ТВ – покровительствующие начальствующие им не страшны! А сами начальствующие, так называемые «слуги» народа – «невольники галеры»? Истомились, бедные, в нелёгких думах, как бы улучшить жизнь простых людей? Уверен, что если бы эти «несребролюбивые печальники Земли Руской» получали в месяц жалованье сельской учительницы – ни одного бы из них не нашлось в среде начальствующих, вмиг бы исцелились от томления и печалования.

    «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».
    Именно по совести и пытаемся жить, страшась только Суда Божьего.

    Вообще-то эта тема очень обширна. Многие преподобные, зная слова Апостола Павла, заступались за народ перед князьями, Патриарх Гермоген, в отличие от митрополита Анастасия, призывал не подчиняться захватившим власть полякам, Патриарх Тихон не порадовался советской власти (хотя и не благословил Белое движение, пытавшееся восстановить прежний строй), многие новомученики продолжали своё служение вопреки указам новой власти. А как повели себя Апостолы?
    Не запрещeніемъ ли запрети1хомъ вaмъ не ўчи1ти њ и4мени сeмъ; и3 сE, и3сп0лнисте їеrли1мъ ўчeніемъ вaшимъ и3 х0щете навести2 на ны2 кр0вь чlвёка сегw2. Tвэщaвъ же пeтръ и3 ґпcли рёша: повиновaтисz подобaетъ бGови пaче, нeжели человёкwмъ: (Деян. 5:28-29)
    Да, они не призывали к свержению существующей власти, как и Сам Господь:
    TвэщA ї}съ: цrтво моE нёсть t мjра сегw2: ѓще t мjра сегw2 бhло бы цrтво моE, слуги6 мои2 (ќбw) подвизaлисz бhша, да не прeданъ бhхъ бhлъ їудewмъ: нн7э же цrтво моE нёсть tсю1ду (Ин. 18:36).
    Но разве стихотворение о свержении власти, а не о грехе, которому потворствует власть?
    Неужели и малое стадо Христово забыло, что мы должны покоряться не силе, а Правде, ибо Бог не в силе, а в Правде?

  • Лариса, думаю, отвечая на вопрос Евгения, отец Роман ответил и на Ваш вопрос. «…[Апостолы] не призывали к свержению существующей власти, как и Сам Господь:
    TвэщA ї}съ: цrтво моE нёсть t мjра сегw2: ѓще t мjра сегw2 бhло бы цrтво моE, слуги6 мои2 (ќбw) подвизaлисz бhша, да не прeданъ бhхъ бhлъ їудewмъ: нн7э же цrтво моE нёсть tсю1ду (Ин. 18:36).
    Но разве стихотворение о свержении власти, а не о грехе, которому потворствует власть?»

  • Спб

    Ларисе, конечно призыв! Как и все творчество о. Романа.

  • Голубицкая

    Малое стадо Христово нет нужды призывать к Правде, оно потому и МАЛОЕ! Призывать же власти к служению Правде, где 99,9% представители «князя мира сего» это:
    НЕРАЗУМИЕ
    Не вразумляй, со злом борясь,
    Живущих в нераденьи:
    Они считают, ослепясь,
    Парением паденье…

    Брат брата вразумить хотел
    Сердечными словами,
    Тот неожиданно вскипел:
    И сами, мол, с усами!

    Поведаю, что сам с усам
    Давно летел не к небесам.

    От наставлений вышел вред,
    Внушенья не полезны:
    Разумно ли давать совет
    Несущемуся в бездну?

    Когда к обрыву брат шагал,
    Что со словами мешкал?
    Когда же он с него упал,
    Любой совет – насмешка.

    Путь от паденья отличи,
    Тогда учи иль промолчи.

    Иеромонах Роман
    16 февраля 2020
    Скит Ветрово

  • Ларисе

    «Малое стадо Христово нет нужды призывать к Правде, оно потому и МАЛОЕ!»
    И что же получается, если следовать Вашей логике? Неправы архипастыри и пастыри, постоянно призывающие малое стадо той или иной проповедью быть непримиримыми ко греху и направлять все силы к достижению добродетели?

    «Призывать же власти к служению Правде, где 99,9% представители «князя мира сего» это:
    НЕРАЗУМИЕ».
    По своему благородству Вы приписали священнику всего лишь неразумие, хотя он достоин и более сурового определения – безумие. Да, хотел бы быть безумным для мiра сего, ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3:19).
    Кстати, завтра Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Современный пресловутый богослов обличил величайшего из пророков в неразумии, заключавшемся, по его мнению, в заведомо обречённом на провал проникновении в личную жизнь Ирода. Разумный в своих глазах недоумевал, за что праведник принял смерть: мол, только ввёл Ирода в искушение, тот ведь и не думал отменять своё незаконное сожительство.
    И ещё, вовсе не желая обидеть. Вас ведь тоже кто-то может обвинить в неразумии: в самом деле, зачем разумному человеку читать и отзываться на стихи неразумного священника?
    Что же касается приведённого Вами стихотворения «Неразумие», то оно посвящено моему давнему знакомому священнику, который встал в ряды «непоминающих» Патриарха и правящего епископа и не захотел прислушаться к словам собрата.

  • Спб

    Ларисе «Тот неожиданно вскипел:
    И сами, мол, с усами!» Так чего же тогда спрашиваете?

  • Калининград

    Мой вопрос был не о проблеме согласия/несогласия с грехом, навязаемым властью, а с желанием услышать от о. Романа его понимание приведённых мною слов ап. Павла с учетом упомянутой проблемы. В таком ключе существуют толкования этих апостольских слов, например свт. Иоанна Златоуста, свт. Феофана Затворника, и многие др. святые касались этой темы. Наша реальность имеет свои особенности, поэтому осмысление апостольских слов остаётся актуальным.

    Александру СПБ: Если бы образование было необходимым условием, то все было бы настолько же проще, насколько и безнадежней. Попробуйте поразмышлять над Мф. 11:25 и имейте в виду, что православный сотрудник спецслужбы с высшим образованием совсем не оксюморон.

    По итогам обсуждения (промежуточным наверное) хочется предложить не отождествлять разномыслие с «противномыслием». Суды, спецслужбы… Вроде не сектанты общаются.

  • Донбасс (Луганская обл.)

    Господь в Библии благословил только один вид власти, а если точнее ТОЛЬКО ЦАРСКУЮ ВЛАСТЬ. А что такое демократия? Переводится, как «народовластие» власть народа. Так как же может быть власть наша от Бога, если мы непутёвые, грешные, слепые, тупые, косые, кривые сами себе выбрали эту власть… такую же тупую, косую, кривую, как мы сами. Люди сами переменили власть от Бога, на своё народовластие, тем самым попрали заповедь Божью о царской власти. А потом еще попрали второе повеление Бога «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». К чему приводит нарушение заповедей? Ну уж точно не к благоденствию. Неужели вы думаете, что голос грешного, слепого, порочного народа совпадает с Божьим голосом? Следуя этой логике мы сейчас все наместники Бога на земле… Бог не благословлял нынешнюю власть, он просто позволил нам следовать своей воле. Ну типа хотите сами себе власть выбирать — выбирайте. Господь нам просто не мешает в этом, так как уважает нашу свободную волю. Он смотрит на нас со стороны и ждёт, когда ж мы уже сами собой науправляемся и поймём, что дальше будет только хуже и хуже, если не вернём ту власть, которую нам поставил Сам Господь и заповедал беречь её. Ту самую, которую мы с вами свергли в 1917. Не конкретно вы или я, а мы — весь народ… Бедные и богатые, рабы и свободные, военные и гражданские, священники и миряне. ВСЕ!!

  • г.Москва

    Каждый неравнодушный христианин повседневно ощущает, осмысливает то, о чем пишет о.Роман, и кто не слаб духом, тот говорит открыто. С врагами и с ложью бороться не грех. А соглашательство и пресмыкательство перед творящими безбожное, такой же грех. Согласна с Ольгой Донбасс (Луганская обл.). Что посеяли, то и жнем.
    Согласна с уважаемым Редактором. В стихотворении горькая правда, а не призыв. Скорее обличение, в том числе и нас, молчаливо смотрящих на творимые беззакония.
    А это выдержки из наставлений Тихона Задонского : «Назначаемые на почетную должность и начальство дают присягу. Сила присяги состоит в том, чтобы заботиться о пользе общества, по совести поступать, истину изыскивать, неправду искоренять, правду наблюдать и насаждать, словом, промышлять со всяким усердием об общей пользе. Многие христиане или ради одной только церемонии присягу дают, принимая на себя почетную должность, или, дав присягу и за порог церковный выйдя, присягу забывают. Такие люди вступают в почетную должность для своей корысти, а не для общей пользы, и хотя внешне являются христианами, однако внутри безбожны. Ты таким начальникам не подражай, чтобы на праведном суде Христовом с ними не пострадать. «Меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны». Столько примут мучения такие начальники, сколько здесь свирепеют и неправды делают. Грехи их и беззакония на небо вопиют и отмщения им просят.
    Возлюбленный, берегись таким начальникам последовать, но, будучи на почетной должности, помни присягу твою и поступай по христианской совести и силе присяги, поминая Страшный Суд Христов, ибо там за все должен будешь ответить праведному Судии. Будь же подначальным твоим, как отец детям, и заботься о них, как отец о детях.»
    Выделю: «…Возлюбленный, берегись таким начальникам последовать…»
    Далее: ««О должности подначальных»
    1) Всякий начальник от Бога поставлен, по Писанию: «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). Поэтому начальника почитай Бога ради, и во всем ему отдавай достойную честь.
    2) Поскольку начальник промышляет и заботится об обществе, в котором и ты находишься, то люби его, как своего отца и благодетеля, и будь ему благодарен.
    3) То, что он повелевает и устанавливает для общей пользы, исполняй и делай по его установлению. …»
    7) Хотя от христиан-начальников и не должно ожидать, чтобы они противное Богу и закону Божию приказывали, однако, поскольку все в мире случается, и как видим в историях, то, когда начальник приказывает что-либо противное Богу, не слушай его. Ибо этому и сама совесть учит, и Божие Слово говорит об этом: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). И еще: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). … »
    Нам, грешным, каждое из этих стихотворений («Песок» и «Неразумие») можно отнести и на свой счет. Говорить правду — не приветствуется в нынешнем обществе, и тот, кто ее говорит, часто подвергается нападкам или гонениям. Большинство промолчит, и только один скажет. Это и есть духовная крепость и чистота помыслов. Так говорит и о.Роман: «Готов ответить за каждое слово… : неволя за Правду для многих почётнее так называемой свободы.»
    С уважением, р.б. Любовь.
    Всех поздравляю с праздником Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Иоанна Крестителя).

  • Евгению Калининград.
    «По итогам обсуждения (промежуточным наверное) хочется предложить не отождествлять разномыслие с «противномыслием». Суды, спецслужбы… Вроде не сектанты общаются».
    Разумное предложение, стоит прислушаться. Благодарю.

    Александру СПБ
    Братское замечание. Гневливый защитник проиграет спокойному обвинителю, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1:20).

    Рад поздравить всех с Великим днём Рождества Славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна!

  • Голубицкая

    Всех с Рождеством Величайшего из пророков Предтечи и Крестителя Господня Иоанна!
    Отцу Роману
    «И что же получается, если следовать Вашей логике? Неправы архипастыри и пастыри, постоянно призывающие малое стадо той или иной проповедью быть непримиримыми ко греху и направлять все силы к достижению добродетели?»
    Зачем следовать чьей то логике, читаем Евангелие от Луки: 12 «Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим»…12:32 «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.» Дерзну предположить, что это обращение можно отнести к немногим «имеющим уши» и способным «слышать».
    «Что же касается приведённого Вами стихотворения «Неразумие», то оно посвящено моему давнему знакомому священнику» Нигде не нашла пометки о посвящении и по своей наивности подумала, что это стихотворение для всех.)
    Ольге Пономарёвой Спасибо, полностью с Вами согласна!

  • Тверь

    Спасибо за поздравление с Праздником, отец Роман.
    Многое уже сказано здесь , но хотелось бы обратиться к Ларисе.
    Если бы многие известные духовники, писатели и поэты всех времён и народов не поднимали подобных наболевшем тем, общество уже давно было бы другим, не ищущим избавления от своих недугов. Но молчать нельзя.
    В приведённом выше стихотворении «Неразумие» говорится о том, что не разумно увещевать, когда уже поздно:»Когда к обрыву брат шагал, что со словами мешкал? »
    В стихотворении «Песок» не чувствуется никаких иных призывов, кроме призыва к изменению духовной и нравственной жизни государства, имеющего таких правителей, которых мы заслужили. Нужно ведь что-то делать для улучшения, а не вести себя как страус.
    Я думаю, что власть, которая у нас сейчас, дана не как благословение Божие, а как попущение .

  • СПБ

    Евгению, если Вы про Путина, то считаю его вот таким https://images.app.goo.gl/j5WDHgLGqnerR6996 оксюмороном. А так нормуль, в инете оксюмороны организовали такую слежку, Ежов высох от зависти.

  • Лариса, именно имеющим уши и нужно говорить, что и делал Христос в приведённом Вами отрывке. Пребывание в малом стаде не означает ни святости, ни всезнания — оно означает готовность слушать, слышать, поступать в соответствии с услышанным и идти за Учителем.
    По поводу вчерашних слов Александра (поставивших меня в тупик) о том, что всё творчество отца Романа — призыв, хотелось бы уточнить: да, конечно, призыв, но отнюдь не политический.

  • СПБ

    В тупик, Ольга Сергеевна говорите? Вот что с нами прежнее мышление делает. Если призыв, то обязательно к бунту и революции.)) Главное, что бы нас всех в угол не поставили.

  • Угол — это и есть тупик, Александр. Если, конечно же, он не красный.

  • Спб

    Есть разница (в моем понимании). Тупик, это когда сам пришёл, а угол, это когда ставят.

  • Санкт-Петербург

    Здравствуйте. С Праздником! Отец Роман, спасибо за ваши пояснения к стихотворению. Мне иногда сложно понять, что Вы имеете ввиду в том или ином стихотворении. Иногда думаю, почему Вы не можете сказать прямо: так и так. Тогда вспоминаю сразу апостолов и Христа, когда они Ему говорили, что вот, наконец, Ты сказал прямо, теперь понимаем, о чем Ты говоришь. Ну то есть, я поняла, что это не Вы говорите сложно, а это я не очень умная и духовно развитая.
    А про власть. Хотелось спросить у тех, кто очень ждёт царя, как относились к нему в Церкви, до того, как Петр I сделал его помазанником Божием на примере протестантов, если не ошибаюсь. В Англии, как раз королева — глава Церкви. И у нас также стало, Царь — глава Церкви, а Церковь стала частью государства. Лучшее устройство государства — это теократия). Но на этой Земле, это вряд ли возможно. Хотя мне кажется, что в последнее время, из христианства делают идеологию, основу государственности, из России «спасительницу» миру. Это вообще не имеет отношение к христианству, как мне опять же кажется.

  • Москва

    Оскотинивание и оболванивание народа в России сейчас повсеместное. Вся нынешняя власть, согласен с о. Романом, получила свои ярлыки на княжение из лап вельзевула и никакой правды от них ожидать не стоит. Их задача — превратить народ в молчаливое, покорное и всеядное стадо, которое будет исправно платить налоги и не бузить. Только Царская власть в России была благословлена Богом, нынешняя — попущение Божие за грехи и нераскаянность народа.

  • Сергiй, благодарим Вас за отзыв. Хотелось бы, правда, отметить: отец Роман не говорил о том, что «нынешняя власть получила свои ярлыки на княжение из лап вельзевула». Так что согласиться с ним в этом невозможно.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.