col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Яко отребие мiру быша...

Во все века, в годины непростые,
Кто из Христовых мiру был своим?
Отребьем мiру были все святые
И потому не осудились с ним.

Отребье мiру? В наше время? Что вы!
Теперь любовь на языке у всех.
Мы солью именуемся Христовой,
А сами узакониваем грех.

Мiр осоли́лся? Нет, он продолжает
Нестись во тьму, как падшая звезда.
Но если соль уже не осоляет,
Тогда она отребье для Христа!

Иеромонах Роман
7-8 февраля 2021
Cкит Ветрово

Заметки на полях

  • Тверь

    «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).
    Храни Господь ТЕХ, кто помогает не упасть в безнадёжную пропасть, не нестись во тьму, ЧЕЙ свет действительно светит и КТО со вниманием относится к делу Спасения, не жалея времени и сил для своих чад во Христе . И в наше время есть Спасение, и в наше время есть Пастыри, далёкие от мiра, но такие близкие нашей душе .

  • МО

    В текст светильна новомученикам взяты слова апостола Павла: ХУЛИМИ, УТЕШАЕМСЯ, ЯКОЖЕ ОТРЕБИ МIРУ БЫХОМ, ВСЕМ ПОПРАНИЕ ДОСЕЛЕ (1 Кор. 4:13). Синодальный перевод: ХУЛЯТ НАС, МЫ МОЛИМ; МЫ КАК СОР ДЛЯ МIРА, [КАК] ПРАХ, ВСЕМИ [ПОПИРАЕМЫЙ] ДОНЫНЕ (1 Кор. 4:13).

    «Быхом» и «быша» — аористы совершенного вида с разницей в лице. Быхом – мы были, быша – они были.

    «Отреби, отребие – сор, очистки, дрязг.
    Феофилакт и другие учители «отреби» считают за самую презренную вещь, от всех ногами попираемую, как и апостол говорит: ВСЕМ ПОПРАНИЕ ДОСЕЛЕ» (Полный церковнославянский словарь прот. Г. Дьяченко).

    Замечательное стихотворенье. Мы (апостолы и новомученики) безумны Христа ради, а вы (современные христиане) мудры во Христе; мы немощны (апостолы и новомученики), а вы (современные христиане) крепки; вы (современные христиане) в славе, а мы (апостолы и новомученики) в бесчестии (1 Кор. 4:10). И потому… Что? Ответ в стихотворении.

  • Отец Георгий, благодарим Вас за дельный отзыв! Первоисточник слов апостола, включенных в светилен, найти не так просто, потому что в славянском тексте употреблена другая форма слова (отреби), а в синодальном переводе отреби заменено на сор.

  • …Переведено на русский как сор (хотя и слово отребье в русском есть). Сор тоже хорошее слово (для меня с ним связано имя преподобного Нила Сорского).

  • Санкт-Петербург

    У каждого конечно свои ассоциации) у меня сор это сор, мусор

  • Анна, вот и для мiра тоже: Мы как сор для мiра, [как] прах, всеми [попираемый] доныне (1 Кор. 4:13).

  • Азм есмь пес (свин). Господи Помилуй грешнаго и недостойного.:
    Трясина

    Помилуй Прости Господи недостойного.

  • г.Москва

    Отец Георгий, спасибо за разъяснения.
    Низкий поклон о.Роману!

  • пгт. Излучинск

    С грустью прочитала стихотворение отца Романа… Мы все живём в миру, но все ли мы «свои» в этом мiре? Нет, мы, разумеется, не святые, ибо состояние святости сейчас от нас дальше, чем во время «оно», ибо соблазнов больше. Уйти от соблазнов очень трудно, в миру, практически невозможно, особенно, если есть дети, семья… Уйти в монастырь — это поступок , требующий не только мужества, но и избранности Богом. Поэтому осуждать всех, называя отребьем, не будем торопиться. Пусть судит Бог. Но и Солью земли себя считать не будем тоже. Просто «вонмем» и постараемся жить по-христиански, принося покаяние за грехи.
    Много званых, но мало избранных — эти, слова, конечно, так же грустно читать и слышать. Но не будем отчаиваться: пока не наступил конец мiру, у нас есть время на покаяние.

  • Татьяна, но ведь

    Отребьем мiру были все святые
    И потому не осудились с ним.

    А в светильне новомученикам поётся: «Яко отребие мiру быша». Многие из них тоже жили в мiру, имели семьи и детей, однако, как видим, оказались отребьем для него. Мне кажется, в стихотворении как раз говорится о том, какое это достоинство — быть отребьем мiру.

  • Брянск

    Уважаемая Татьяна пгт. Излучинск.
    «Хулими утешаемся; якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе» (1 Кор 4:13)
    Таковыми считали себя апостолы Христовы. И это пример величайшего смирения. Те, кто называл себя так, не заигрывал с миром и не потакал человеческим страстям.
    Заигрывание с миром-это не семья и дети и работа, это потакание духу мира в том, что греховно, эдакое
    «всехлюблюникогонеосуждаю». А жить по-христиански — это и значит быть солью.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.