К творчеству Игоря Растеряева отношусь довольно тепло — с тех пор, как лет десять тому назад подготовила о нём материал, во время работы над которым не только послушала отдельные песни, но и побывала на концерте. Песенное творчество Растеряева стоит немного особняком — он и не бард, и не рок-певец, а скорее сродни Высоцкому: тоже актёр, но не с гитарой, а с гармошкой. Правда, многие тексты Высоцкого можно читать как стихи, а песни Растеряева как поэзия воспринимаются хуже: им нужна не только музыка, но и непременно авторское исполнение. Автор поёт их в манере простого парня, который сидит на завалинке с гармошкой и тешит друзей-соседей незамысловатыми переборами и куплетами о том, что хорошо знакомо каждому из них, в то же время по-своему философствуя. Хотя и у него есть удачные и очень щемящие строчки. Например, в одной из первых песен, «Ромашки», он так рассказывает о деревенском кладбище, где лежат его «погибшие от алкоголя» друзья: «вместо Васи и Ромы — лишь васильки да ромашки». И совсем печальны финальные строки:
Но все слова бесполезны,
И ничего не исправить.
Придется в банке железной
Букет ромашек поставить.
Пускай стоит себе просто,
Пусть будет самым красивым
На деревенском погосте
Страны с названьем Россия.
На днях увидела в Интернете клип к новой песне Игоря Растеряева — «Тишина», и мне захотелось послушать её ещё раз, а потом и прочитать текст. Не потому, что в нём автор поднимается к необыкновенным поэтическим высотам, а потому, что зацепил его смысл: и с культурологической, и, если так можно выразиться, с психологической точки зрения — стало интересно, что происходит с его автором. Поскольку, как уже было сказано выше, с текстами Растеряева лучше знакомиться именно в его исполнении, предлагаю читателям посмотреть клип «Тишина», тем более что в этой песне не только образ автора, но и содержание кадра в целом имеют значение.
Во-первых, бросилось в глаза, что автор изменился даже внешне. Хотя в начале песни он говорит о том, что «не будет петь про айфон с позолотой», всё же явно выглядит благополучнее, чем прежде, особенно когда идёт по центру Петербурга и намеревается побывать в Летнем саду (хотя и говорит об этом со своим обычным простодушием):
… Пробегусь-ка в Летний сад успокоиться,
Полюбуюся дворцами-громадами,
Пошатаюсь, помолчу пред оградами.
Образ Летнего сада в творчестве того, кто пел о жизни «далеко от больших городов, там, где нет дорогих бутиков» — это неожиданно, но, в конце концов, честно: что вижу, о том и пою. Дело, конечно, не в этом, а в том, зачем вообще автор идёт по северной столице: он несёт людям плоды своего творчества. Из текста мы узнаём, что он собирается: сложить песню, показать (то есть снять) фильм и нарисовать картину. При этом в песне будут «тишина и молчание», в фильме — одни «бесконечные титры», плывущие в тишине, а картина окажется просто чистым листом. Пачку таких листов он и несёт с собой по городу, чтобы на Невском раздавать их прохожим, как раздают рекламные флаеры. Неудивительно, что никто их не берёт, кроме ребёнка (и у того лист тут же забирает мама и бросает на мостовую).
Тема «тишины и молчания» очень глубока и не раз поднималась в русской поэзии — вспомним «Молчи, скрывайся и таи» Тютчева или четверостишие Ахматовой:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Здесь степень горя показана через нарастающее молчание и неподвижность: если Магдалина бьётся и рыдает (конечно, в трактовке Ахматовой, потому что и Евангелие, и православная иконопись говорят о предстоящих Кресту гораздо сдержаннее), то святой Иоанн Богослов «каменеет», а страдание Божией Матери таково, что на Неё никто не может взглянуть — Её для наблюдателей словно нет.
У иеромонаха Романа в стихотворении, посвящённом Страстной седмице, есть строчка «Где нужно плакать, там слова подсудны», а в более раннем песнопении — известное высказывание: «Лучшая поэзия – молчание». (Об этих словах мы не так давно горячо спорили с одним петербургским поэтом: она (поэт) утверждала, что молчание не может быть поэзией, поскольку поэзия — это слово.) Молчание, о котором говорит отец Роман, не от пустоты сердца, а наоборот, от его наполненности, от того, что оно занято духовным художеством – молитвой. Как говорит он в другом стихотворении:
И сердце тает, тает в эту стынь
Благодареньем Первому Поэту.
Духовным поискам в песне Игоря Растеряева посвящён последний куплет, в котором говорится о картине (то есть как раз о художестве в прямом смысле слова):
И потом, чтобы тему раскрыть в полной мере,
Нарисую картину о Боге и Вере:
Не нужны будут мне ни мольберты, ни кисти —
Только белой бумаги трепещущий листик.
Я не буду углем с либеральной подачи
Рисовать у церквей лимузины и дачи,
Так же, как купола с умилительной блажью —
Пусть останутся в баночке с жёлтой гуашью.
Я таланты свои в той картине урежу,
Я простой белый лист в галерее повешу,
Чтоб на голой стене композиция эта
Стала чистой воды воплощением света…
Мне кажется, читая эти строки, можно сделать вывод о том, что автор обращается к «тишине и молчанию» не от обретения особой внутренней глубины, а скорее от отчаяния. Да, он знает, что Церковь поливают грязью и не станет рисовать «поповские» лимузины и дачи, но не станет рисовать и купола — они для него сродни «умилительной блажи». (Здесь вспоминаются слова Высоцкого: «Нет, и в Церкви всё не так — всё не так, как надо!») Лирический герой Игоря Растеряева не с теми, кто кидает камни в Церковь, но и не в церковной ограде — и думаю, что в этом и есть ключ к объяснению того, что с ним происходит.
В последних словах песни автор намекает на то, что хотел бы передать в своей картине саму суть Божества — Свет (в авторском написании — свет, со строчной, то есть всё-таки тварный). Но, увы, свет, воплощённый в белом листе бумаги, не есть Слово. Это то молчание, которое, может быть, предшествует его обретению, но никак не «высшая поэзия». Мне кажется, здесь выражена усталость автора не только от себя самого, но и от непонимания публики: говоришь людям слова — благодарят и восхищаются, но не понимают и не меняются, а значит, смысла в твоих словах нет; раздаёшь чистые листы бумаги — опять не понимают и теперь уже не берут. И даже если в поэзии зазвучит подлинное Слово как отголосок Евангельского, его ведь тоже примут единицы.
Хорошо, что в творчестве Игоря Растеряева появился «белый квадрат», а не чёрный. И всё же это тоже ничто. Это, в лучшем случае, только преддверие того, что должно появиться позже.
Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
13 апреля 2021
Ольга Сергеевна, разделю теплое отношение к творчеству Игоря Растеряева. Меня его творчество привлекло своим посылом, искренностью, пронзительностью, неравнодушием, честностью.
Посмотрела клип на песню «Тишина». Резанула строка о куполах. А тема тишины понятна… Ещё, на мой взгляд, нам не хватает тишины в душе прежде всего, но не нужна она никому сегодня, поэтому и листочки чистые (олицетворение тишины, света, по-видимому) практически никто не взял у Игоря, кроме ребенка (могло быть смонтировано так, что прохожие, которые взяли листочки, не вошли в клип, остался только ребенок). В целом, задумка понятна.
По ощущениям, все, что некогда сильно волновало автора, уже написано, а эта тема — переход к другому направлению в творчестве, такой поиск, может быть даже духовный. Это мое впечатление. Вот такой творческий поиск.
«Ещё, на мой взгляд, нам не хватает тишины в душе прежде всего, но не нужна она никому сегодня, поэтому и листочки чистые (олицетворение тишины, света, по-видимому) практически никто не взял у Игоря, кроме ребенка (могло быть смонтировано так, что прохожие, которые взяли листочки, не вошли в клип, остался только ребенок)».
Взрослый человек мог бы взять такой лист только ради забавы, а вот какие-то мiровоззренческие выводы вряд ли сделал бы. Что касается ненаписанной песни, неснятого фильма и ненарисованной картины, о которых говорится в тексте, то, мне кажется, молчаливый фильм о погибших бойцах наиболее уместен. А вот о вере и Церкви нужно слово (но только не пустое).
Я бы тоже не взяла чистый лист бумаги у незнакомого человека…это простой прием исключительно для получения нужных кадров и расчет, в итоге, скорее на зрителя. Прохожие и не поняли задумки.
«Что касается ненаписанной песни, неснятого фильма и ненарисованной картины, о которых говорится в тексте, то, мне кажется, молчаливый фильм о погибших бойцах наиболее уместен. А вот о вере и Церкви нужно слово (но только не пустое).» — согласна.
А мне кажется, что автор обращается к тишине , молчанию и белому листу не только от отчаяния. Когда видишь вокруг столько грязи и фальши, столько пустых и лживых слов, даже и от людей, облеченных духовной властью, то иногда хочется просто чистоты, света и тишины
Ксения, согласна, когда слышишь пустые и лживые слова, хочешь тишины, чистоты и света. Но не пустоты. Чистый лист бумаги — это ответ на лживые слова того, кому нечего предложить взамен (и не самый худший ответ, потому что честный: что имею — то и отдаю). Потому и считаю, то ключ к пониманию этой песни — в том, что автор вне церковной ограды. Это ни в коем случае не претензия, потому что он не обязан там быть. Но его слово о вере — просто белый лист. И его слова обо всём остальном, по-видимому, тоже хотят превратиться в молчание по этой причине.
Главный вопрос тут такой: можно ли клиповыми средствами выражать духовные проблемы? Сейчас кажется, что ради «донесения смысла» до зрителя все можно. А меня прежде всего отвратил именно образный ряд, перфоманс этакий. А с листочками, как молодежь сказала бы пустое «выпендривание». Зачем над людьми издеваться — совать им в рук белые листы, при этом, имея в виду символические знаки? И предлагая зрителям сделать вывод: вот такие-сякие никому свет не нужен, все отказываются? Тут есть о чем поговорить в контексте того, что вообще происходит с нашей культурой.
Дело в том, что, раздавая чистые листы бумаги, ты делаешь нечто, понятное в первую очередь тебе самому (ну и слушателям-зрителям), но никак не прохожим.
Прошу прощения за такое воспоминание. В старших классах мы с подругами любили валять дурака на улице и однажды поставили перед собой задачу: убедить кого-нибудь из прохожих взять сложенный листок бумаги (записку), в которой ничего не было написано. Это было самое начало 90-х, рекламу тогда на улицах не раздавали (разве что «Свидетели Иеговы» ходили с листовками). Удалось задание выполнить мне… Помню, как бежала за каким-то человеком, убеждая взять бумажку и уверяя его, что это очень важно. Он взял, и я до сих пор помню, какие у него были растерянные глаза. Мне и тогда было неловко, и сейчас тоже, зато творческое задание было выполнено.
Об этом и писала — некий перфоманс, а в конечном счете насмешка над людьми. Еще это называется «эпатировать публику». Но сколько можно…? Грустно, у И. Растеряева очень хорошие песни и привлекают они именно простотой-искренностью.
Игорь бросает вызов мирскому мудрованию, пытается вывернуть систему мирских человеческих ценностей и посмотреть на реакцию людей. В песне «Безрукавочка» отражено естественное богопознание:
Ночное небо кто-то звёздами
Как сахарком поморосил.
И я под сказочными соснами
Прилёг в пути, набраться сил…
Я, как и все, в пути-скитании
Свой прохожу земной урок,
Чтоб, как и все, кричать в отчаянии
И думать, как я одинок…
Чтоб лишь в последнее мгновение,
Уж отрываясь от земли,
Вдруг осознать, как откровение,
Что я не шёл – меня вели…
Звёзды, сосны — красота Творения Божия. Но нужно идти дальше, вверх, идти к Богу (апофатическое богопознание). Белый листок показывает, что мало кто хочет идти вверх, мало кто готов отказаться от мирской системы ценностей.
Ну тогда он — юродивый, блаженный….
Только что прочитала об авторе клипа, что он оказывается коренной петербуржец, окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию театрального искусства, актер театра («Буфф») и кино. Не знала.
Насчёт «коренной петербуржец» считаю, что надо как минимум 3 поколения.А по его словам отец родом с юга. Согласен с Ильюниной о «клиповости» современной жизни, но «юродивость» показная хотя и искренняя. Можно назвать «театральная искренность»,они в нем тесно переплетены. Проглядывает именно претензия на духовность. В чистом листе он видит «воплощение Света», а не скромное «Романовское» отражение.
https://youtu.be/qTiYyZ_reAI. Тут его интервью. Понравился плетень, такой хочу.
Не совсем согласна с автором статьи по некоторым пунктам. По поводу «выглядит благополучнее». Ведь не все клипы надо снимать на х. Глинище. К тому же Игорь Растеряев сам питерец, оттого и снял клип в этом городе.
«Лирический герой Игоря Растеряева не с теми, кто кидает камни в Церковь » — Что это как ни критика тех служителей РПЦ, которые приравнивают церковь к бизнесу и видят в ней единственную цель — собственное обогащение.
Анализируя третий куплет, автор к сожалению не делает различий между Верой в Бога и церковью. А это все-таки два разных понятия. Игорь Растеряев, как он уже неоднократно говорил, — человек верующий и глубоко уважающий церковь, но не воцерковленный. И обращается к Богу напрямую, без посредников. Чтобы Бог тебя услышал, для этого необязательно идти в церковь. Поэтому логично, что автор песни призывает людей обратиться именно к Богу и Вере, а не к церкви. И начать все с чистого листа. А Бог и Вера — это всегда Свет.
По поводу раздачи белых листов. Мы увидели ровно то, что должны были увидеть по задумке авторов. Некоторые моменты остались за кадром.
Давно это было, но к слову вдруг вспомнилось.
У меня тоже был свой чистый лист и олицетворял он новую жизнь — окончание похода от Бога и начало возвращения к Нему, или принятое решение о том, что жить по-старому уже нельзя.
Возвратились мечты, возвратились надежды,
И пунцовым восторгом улыбнулся восход,
Вновь под снегом седым своей синью подснежник,
Растворяясь в глазах, топит на сердце лёд.
Неужели весна? Уступили метели,
Свет до слёз с непривычки больно режет глаза,
И закончен поход по большому тоннелю,
Я вернулась к себе, в свой разрушенный сад!
По весне возвращение как возрожденье,
Но как долго я шла, но как долго я шла!
По дорогам чужим средь чащоб заблуждений,
Милость Божья в пути всё ж меня берегла.
По весне — пробуждение к жизни, поверьте,
Ведь она — зарождение новых стихов,
Чистый лист на пюпитре, в тетради, мольберте
В ожидании рифмы, мелодий, мазков.
Не прельститься бы вновь среди яркого лета,
Укрепить бы уставшую душу свою.
Подскажи, мне Отец первых песен куплеты,
Молви Слово Своё, ну а я пропою.
10.03.2001 г.
Здравствуйте, Надежда! Автор статьи – это как раз я.
«По поводу “выглядит благополучнее”. Ведь не все клипы надо снимать на х. Глинище. К тому же Игорь Растеряев сам питерец, оттого и снял клип в этом городе».
Да, конечно, не всё нужно снимать на хуторе, напротив – снять клип в городе, где живёшь, и честно, и просто. На это можно было бы совсем не обращать внимания, но ведь место съёмок связано со смыслом песни. Если раньше Игорь Растеряев отождествлял себя с хутором и песни были «деревенские», то теперь и песня концептуальная, и «декорация» соответствующая. Петербург – «культурная столица», здесь интеллектуальный «эпатаж» — обычное дело. Человек меняется и меняются его песни.
«Игорь Растеряев, как он уже неоднократно говорил, – человек верующий и глубоко уважающий церковь, но не воцерковленный».
Да, говорил об этом опять-таки со свойственной ему честностью. И, может быть, было бы неверно смотреть на его творчество с точки зрения церковного человека, если бы его всё же не пытались отождествлять с Церковью. К тому же большая часть читателей нашего сайта – люди как раз церковные, и статья была в первую очередь разговором с ними.
«И обращается к Богу напрямую, без посредников. Чтобы Бог тебя услышал, для этого необязательно идти в церковь. Поэтому логично, что автор песни призывает людей обратиться именно к Богу и Вере, а не к церкви. И начать все с чистого листа. А Бог и Вера – это всегда Свет».
Надежда, это очень серьёзный разговор. Да, конечно, Бог слышит нас на всякое время и на всякий час, но «верующие в душе» не должны этим утешаться. Если бы для нашего спасения было достаточно просто воззвать к Богу и быть услышанным, Христос не пришёл бы на землю (в этом не было бы нужды). Можно сказать, что Его приход на землю и основание Церкви были как раз откликом на зов человека. К сожалению, сами по себе мы почти ничего не можем. Если человек взывает к Богу, есть большая надежда на то, что Бог поможет ему прийти в Церковь с покаянием. Пожизненная позиция «Бог у меня в душе» не спасает и даже облегчения почти не приносит. Да, Бог – это действительно Чистота и Свет (обратите внимание, Вы написали это слово с большой буквы, а в тексте И. Растеряева оно стоит с маленькой – то есть Вы сами вкладываете в него больший смысл). Но не всё, что белого цвета, Бог.
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мiр. В мiре был, и мiр чрез Него начал быть, и мiр Его не познал (Евангелие от Иоанна, глава 1). Видите, для того, чтобы сказать об этом, нужно слово.
Ольга Сергеевна, вы как всегда прекрасно ответили критикам. Хочу добавить: этот клип заслуживает внимания не только тех, кто любит и уважает творчество Игоря Растеряева, но и потому что отражает состояние умов многих интеллигентов нашего (да и дореволюционного тоже) времени — «с Богом можно разговаривать напрямую, церковь как посредник не нужна».
Интересно, что когда набирала это предложение, случайно написала «с богом», — а ведь так и есть — неизвестно с кем ты в одиночку разговариваешь напрямую. Вот в Церкви несомненно Бог с заглавной буквы, там звучат слова святых людей, которые имели реальную, а не мечтательную связь с Богом.
В большом интервью с И.Растеряевым, у которого несколько миллионов просмотров (любит его народ!) он походя, говорит о церкви, которую построили в его деревне. То есть там какие-то некрасивые дела были связны со строительством, и он дает понять, что «и в церкви все не так». И миллионы поклонников наверняка согласятся с этим.
Все очень серьезно и грустно.
Людмила Александровна, дело в том, что мы не можем обязать Игоря Растеряева быть церковным человеком и писать соответствующие песни. Можем только посмотреть на них глазами верующих людей и сделать какие-то выводы для себя. В его творчестве, несомненно, много положительного (кстати, по моим наблюдениям, оно нравится детям и подросткам — по крайней мере, его прежние песни). Можно надеяться, что и Игорь Растеряев когда-нибудь придёт в Церковь — если его поиск будет честным и не помешают актёрская профессия, слава и… то слово, которое иногда заводит творческого человека неведомо куда.
Конечно, дай Бог ему пережить то, о чем так прекрасно сказал блаж. Августин: «Ищу Тебя, Господи и не успокоится сердце мое, пока не найду Тебя». И именно Церковь и святые ее нам помогают в этом поиске.
В любом случае, творчество Игоря Растеряева привлекает молодежь, и это уже неплохо, так как многие песни заставляют задуматься. Каждый идет и проходит свой путь. Но уже одно то, что о нем и о его творчестве здесь было написано, люди почитали, даже может помолились о нем, может именно сейчас Игорь в этом больше всего нуждается. Как знать…
«Игорь Растеряев, как он уже неоднократно говорил, — человек верующий и глубоко уважающий церковь, но не воцерковленный. И обращается к Богу напрямую, без посредников. Чтобы Бог тебя услышал, для этого необязательно идти в церковь. Поэтому логично, что автор песни призывает людей обратиться именно к Богу и Вере, а не к церкви. И начать все с чистого листа.»
Простите меня, Надежда, но не понимаю, как можно глубоко уважать Церковь и в то же время призывать верующих оставить её и начать верить «с чистого листа», то есть — без Церкви? И Церковь разве не к Богу и вере обращена? Если — нет, то за что её уважать (бесполезное разве заслуживает глубокого уважения?), а если — да, то зачем её оставлять?
// Чтобы Бог тебя услышал, для этого необязательно идти в церковь. Поэтому логично, что автор песни призывает людей обратиться именно к Богу и Вере, а не к церкви. И начать все с чистого листа.//
Ну да, и автор песни, т.е. Игорь Растеряев объяснит всем «с чистого листа», кто есть Бог, и как нужно Ему веровать… А если серьёзно, то только благодаря Церкви, которая, как известно, есть Тело Христово (Кол. 1:24), а также столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), люди знают, Кто есть Бог, и как правильно, т.е. не в осуждение себе, нужно Ему верить.
Подобные высказывания, дескать, вера это одно, а церковь это другое, можно ли поставить в вину говорящим? Очевидно, нет. Потому что НИКТОЖЕ ЗНАЕТ СЫНА ТОКМО ОТЕЦ, НИ ОТЦА КТО ЗНАЕТ, ТОКМО СЫН, И ЕМУ ЖЕ АЩЕ ВОЛИТ СЫН ОТКРЫТИ (Лк. 10:22).
«Священномученик Киприан прославлен приписываемыми ему афоризмами: «Кому Церковь не мать — тому Бог не отец», «Без Церкви нет спасения». Церковь дорожит наследием святителя Киприана и через века обращается к его учению о единстве Церкви Христовой, находя в нем утверждение для своей жизни и борьбы с вновь и вновь возникающими расколами и сектами.
«Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева»[1], — писал священномученик Киприан.
https://pravoslavie.ru/6128.html
Спасибо, Ольга, прекрасные слова.
«Простите меня, Надежда, но не понимаю, как можно глубоко уважать Церковь и в то же время призывать верующих оставить её и начать верить «с чистого листа», то есть — без Церкви? И Церковь разве не к Богу и вере обращена?“
Вы что-то путаете. Где я написала, что Игорь призывает в клипе оставить церковь? Он призывает не «начать верить «с чистого листа» то есть — без Церкви?», а начать ЖИТЬ «с чистого чиста» — т.е. в корне пересмотреть свои взглады на жизнь и обратиться в конечном итоге к Свету, Вере.
Вам это видимо сложно понять, но как тут уже неоднократно писали, множество людей верят в Бога, но лишь изредка посещают церковь. И тем более не соблюдают никаких церковных обрядов: причащение, пост и т.д.
„Если — нет, то за что её уважать (бесполезное разве заслуживает глубокого уважения?), а если — да, то зачем её оставлять?“
Я лишь изложила то, о чем прочла в интервью. Почему Игорь так считает — это наверное надо спрашивать его самого.))
Здравствуйте, Вы пишите: «В последних словах песни автор намекает на то, что хотел бы передать в своей картине саму суть Божества — Свет (в авторском написании — свет, со строчной, то есть всё-таки тварный). Но, увы, свет, воплощённый в белом листе бумаги, не есть Слово.»
«В начале было Слово и Слово было у Бога…», что автор или любой из нас может сказать о Свете, о Непостижимом? Только тихо, благоговейно промолчать… «…Слово было у Бога… » Да не дерзает автор «передать в своей картине саму суть Божества» и листочек свой чистый — маленькое «воплощение света» не дерзает написать с заглавной буквы — это было бы смешно…
«…когда слышишь пустые и лживые слова, хочешь тишины, чистоты и света. Но не пустоты.»
А чистый лист — «воплощение света» — это не пустота. В школе учили: когда свет преломляется получается радуга — все краски жизни — это свет. А вот черный цвет (которого в природе не существует) — это и есть пустота…
Что касается того что Игорь Растеряев человек верующий, но не воцерковленный — это ведь глубоко личное…
Здравствуйте, Анна! Написание картины о Боге и Вере — это и есть попытка передачи сути того и другого. Автор эту суть пытается передать в виде чистого листа, то есть с помощью ничего, но такая проповедь не может быть услышана. Точнее, белый лист может быть воспринят как символ, который каждый может наделить своим содержанием. Это не картина о Боге и Вере, а просто обозначение ничем не занятого пространства, куда приглашается каждый со своими размышлениями на эту тему. Конечно, страшнее, когда квадрат чёрный: просто дыра вместо иконы.
«Что касается того что Игорь Растеряев человек верующий, но не воцерковленный – это ведь глубоко личное…»
Конечно, никто не спорит.
«Вам это видимо сложно понять, но как тут уже неоднократно писали, множество людей верят в Бога, но лишь изредка посещают церковь. И тем более не соблюдают никаких церковных обрядов: причащение, пост и т.д.»
Понять как раз-таки не сложно, поскольку я сама из таких людей, но не потому, что считаю Церковь ненужным посредником (хотя до недавних пор именно так и считала), а потому, что обращение к Богу, которого проповедует Церковь, требует не только в корне пересмотреть свои взгляды, но и начать жить совершенно иначе, а это сделать очень нелегко. А вера и Бог, которых каждый сам себе выдумал, ничего не требуют, кроме того, что «сохранил я от юности моей» (Матф.19:20), да и это не всегда обязательно, поскольку год от года понятия о добре и зле видоизменяются: что раньше считалось неприемлемым, становится простительным и даже нормальным, несмотря на то, что «множество людей верят в Бога». По моим наблюдениям большинство людей считает себя верующими. Иначе зачем практически все несут крестить своих детей? Вот поэтому и непонятно, зачем автор песни раздаёт листочки всем подряд, если все и так верующие. Попадись на его пути женщина, одетая по-мусульманскому обычаю, он бы, наверное, и ей предложил свой листок. Видимо, для него (как и для многих людей) тоже не важно, — как верить и, по-моему, он и нам предлагает не особо над этим задумываться, а просто стремиться к некоему свету. Но как стремиться к тому, что плохо себе представляешь? Есть большой риск обмануться. Свет ведь бывает и обманчивым. Например, видишь радугу, сияющую во все небо и кажущуюся почти осязаемой, а через несколько мгновений она исчезает без следа, оставляя только чёрную тучу.
Людмила Николаевна, мне кажется, Великий пост — лучшее время для попытки такого обращения к Богу. Мало кто меняется в одночасье, но необходим первый шаг и желание этой перемены. Когда Господь хоть немного открывается человеку, человек хочет пролезть через этот узкий путь, сдирающий кожу, лишь бы быть с Ним! Но на это уходит вся жизнь. У кого чем увенчивается — судить сложно, но некоторые даже приходят к святости…
Не знаю, что ответить Вам, Ольга Сергеевна. Каждый раз, когда начинается пост, чувствую уколы совести, что не соблюдаю его, но пока он кажется мне непосильным. Приходится успокаивать себя тем, что когда-нибудь обязательно…
Первый шаг нужно делать, но если не делать потом и остальных, то так никуда и не придёшь. Много знаю людей, которые, сделав первый шаг, на нем и остановились.
Это так, но без первого в любом случае не бывает второго. Есть те, кто сделали первый шаг и не останавливались уже никогда. Бог обязательно поддержит…
Видимо, так мы воспитаны. Мы привыкаем к тому, что здоровье не беспокоит, что родные живы и здоровы, что на работе все относительно стабильно и т.д. Привыкаем, как к само себе разумеющемуся. А задумываемся только тогда, когда нарушается этот привычный порядок. Вот тогда начинаем думать, почему, как так получилось, что сделали не так? Вот тогда мы и вспоминаем о Боге, приходит осознание, что не ценили то относительное благополучие, которое присутствовало в жизни. И не подумали о том, что это была Его заслуга.
Только мудрые люди благодарят за каждый прожитый день, умеют ценить то, что дарует судьба.
И тогда, может быть, и происходит то чудо, о котором пишет Ольга Сергеевна: «Когда Господь хоть немного открывается человеку, человек хочет пролезть через этот узкий путь, сдирающий кожу, лишь бы быть с Ним! Но на это уходит вся жизнь. У кого чем увенчивается — судить сложно, но некоторые даже приходят к святости…»
Здравствуйте, и все таки я вижу смысл песни «Тишина» совсем по другому.
У Вас: «Написание картины о Боге и Вере — это и есть попытка передачи сути того и другого. Автор эту суть пытается передать в виде чистого листа, то есть с помощью ничего…»
Извините, а как Вы видите картину «о Боге и Вере», что на ней должно быть изображено, по Вашему?
«… белый лист может быть воспринят как символ, который каждый может наделить своим содержанием. Это не картина о Боге и Вере, а просто обозначение ничем не занятого пространства, куда приглашается каждый со своими размышлениями на эту тему.»
Все мы создания Божьи, с живой душой, «мы все едина плоть» и внутри каждого из нас есть общий нравственный закон, совесть, Свет, которые каждый чувствует, хотя может за мирской суетой до конца и не осознает… Вот от этой-то суеты автор песни «Тишина» и призывает отказаться, обратится к Свету внутри себя.
«Здравствуйте, и все таки я вижу смысл песни “Тишина” совсем по другому».
Здравствуйте, Анна! Это естественно, что мы с Вами видим смысл песни по-разному. Она так написана, что допускает большое количество трактовок. Это вообще свойственно светскому искусству, и чем оно современнее, тем более вариативно (это моё мнение). К тому же большую роль играет сознание слушателя (читателя, зрителя): если слушает человек культурный, если сознание его не имеет цельности, а к тому же он ещё и эмоционально неуравновешен, он может извлечь из текста практически всё что угодно (так как видит в нём себя). Например, мне когда-то нравились песни на английском языке, потому что на слух можно было понять смысл только отдельных слов и фраз, а остальное я додумывала. А потом как-то раз увидела эти тексты в оригинале и была разочарована: ну ничего из того, что я придумала, там в действительности не было. Или вот текст песни Гребенщикова:
Пока цветет иван-чай, пока цветет иван-чай,
Мне не нужно других книг, кроме тебя,
Мне не нужно, мне не нужно.
Возьми снежно-белый холст,
Тронь его зеленым и желтым,
Ослепительно синим.
Сделай деревья, и они тебе скажут,
Как все, что я хотел,
Становится ветром, и ветер целует ветви.
И я говорю: спасибо за эту радость!
И я говорю: спасибо за эту радость!
Ветер говорит с ними.
Это совершенный метод,
Жалко, что нам не хватает терпенья.
Но это совершенный метод,
Рано или поздно, мы опять будем вместе,
И то, что было больно, станет как ветер,
И пламя сожжет мне сердце,
И я говорю: спасибо за эту радость!
Я повторяю: спасибо за эту радость!
Пока цветет иван-чай, пока цветет иван-чай,
Мне не нужно других книг, кроме тебя,
Мне не нужно, мне не нужно.
Эту песня так устроена, что её можно додумать как угодно. Но вот я до сих пор, если честно, не понимаю: это песня о книге или о человеке? Она о любви к женщине или о вере?
Думаю, что «картина о Боге и Вере», воплощённая в чистом листе – то же самое, и даже больше, потому что здесь нет тех «опорных точек», вокруг которых можно достраивать собственную «картину». Белый лист по-своему красив, потому что он ещё только обещание грядущего слова или мазка, но картиной назвать его нельзя. К тому же, глядя на нетронутый лист, мы предвкушаем красоту того, что на нём появится, но ведь это может оказаться и уродством. А может оказаться картиной о самом себе, но выдаваться будет за картину о Боге.
Можно было бы сказать, что белый лист И. Растеряева – это что-то наподобие tabula rasa, что он символизирует нетронутость его сознания и отсутствие какого-либо знания о вере. Но ведь он имеет в виду именно Православие, а значит, всё же знает кое-что о нём:
Я не буду углем с либеральной подачи
Рисовать у церквей лимузины и дачи,
Так же, как купола с умилительной блажью…
Действительно получается, то он зачёркивает купола (как символ Церкви – хранительницы Слова Божия, знания о Нём) и предлагает взамен чистый лист.
«Извините, а как Вы видите картину “о Боге и Вере”, что на ней должно быть изображено, по Вашему?»
Для меня «картина» о Боге и вере – это икона. Если представлять какой-то конкретный сюжет, то, может быть, это Мария (сестра Лазаря) у ног Христа. Но в целом слово мне ближе живописи, и «картину» мне могло бы заменить Евангелие.
Здравствуйте, Вы пишете: «… большую роль играет сознание слушателя (читателя, зрителя): если слушает человек культурный, если сознание его не имеет цельности, а к тому же он ещё и эмоционально неуравновешен, он может извлечь из текста практически всё что угодно (так как видит в нём себя).»
Становится понятно теперь, по тому что Вы «извлекли» из творчества И.В.Растеряева, что близко Вам самой по сути…
Все творчество Игоря Растеряева глубокое, нравственное, а значит христианское. Художника обидеть каждый может, мало ли у нас людей бесталанных и не умных, которые из зависти или по глупости бросают свои камни в тех кто гораздо одареннее их.
«Действительно получается, то он зачёркивает купола (как символ Церкви – хранительницы Слова Божия, знания о Нём) и предлагает взамен чистый лист.»
Это напомнило мне одну древнюю Историю: книжники и фарисей распяли Христа, внушив народу что Он хочет разрушить храм, а на самом деле из зависти…
Понимаете, Анна, когда у нас нет общей точки отсчёта, мы не сможем даже сойтись во мнении о том, что значит «нравственное», что такое добро и зло. И до пришествия Христа, и в советское (богоборческое) время были свои представления о нравственности, но они не были христианскими. Сейчас некоторые считают нравственной терпимость к разного рода извращениям — ведь мы же должны любить всех людей. То же можно сказать и о «глубине». Не глубоки ли, например, эти строки
Куда ни втисну душу я, куда себя ни дену,
За мною пёс — Судьба моя, беспомощна, больна.
Я гнал её каменьями, но жмётся пёс к колену —
Глядит, глаза навыкате, и с языка — слюна.
Морока мне с нею —
Я оком тускнею,
Я ликом грустнею
И чревом урчу,
Нутром коченею,
А горлом немею,
И жить не умею,
И петь не хочу!
Должно быть, старею.
Пойти к палачу?
Пусть вздёрнет на рею,
А я заплачу.
(Высоцкий)
Думаю, по-своему глубоки, и могут быть созвучны глубине читателя, но они не являются христианскими.
Игорю Растеряеву не завидую хотя бы потому, что нам нечего делить. Наоборот, отношусь к нему с симпатией. Но его желание предложить «альтернативу» Церкви (свойственную очень многим творческим людям, жившим и в прежнее время, и сейчас), конечно, принять не могу.
В строчках о церкви я вижу острую критику. О «Лимузинах и дачах» у церквей я уже писала.
«купола с умилительной блажью пусть останутся в баночке с желтой гуашью» — это тоже критика. На этот раз тех глубоко верующих людей, для которых церковь является истиной в последней инстанции и остается вне всякой критики, что бы не совершали современные служители церкви. Это те набожные прихожане, которые закрывают глаза на пороки священников, думающих не о собственной душе, а совсем о других мирских делах. В некотором смысле — это религиозные фанатики. Их то и критикует Игорь Растеряев.
Я лично рада, что написалась такая остросоциальная песня, которая обнажает и порицает изъяны нашего общества, но в то же время не оставляет людей без надежды, а призывает в тишине задуматься о главном и принять правильное решение в жизни.
Надежда, а Вы не могли бы дать определение Церкви?
Здравствуйте, Вы пишите: «…его (Растеряева) желание предложить «альтернативу» Церкви (свойственную очень многим творческим людям, жившим и в прежнее время, и сейчас), конечно, принять не могу.»
Ни в одной песне И.Растеряева я не слышала что он хочет предложить «альтернативу церкви» или с Ваших слов: «зачёркивает купола»,
то что он не будет их рисовать — это не значит «зачеркивает» — не лукавьте…
А вот почему не будет — это видимо вопрос к владельцам «лимузин и дач». Ведь нельзя одновременно служить » Богу и маммоне», а «от трудов праведных не построишь палат каменных».
А вот «общей точки отсчёта» — по Вашим словам, у нас с Вами действительно нет…
И еще хочу процитировать фрагмент проповеди Протоиерея Андрея Ткачева: «… если уничтожат Церковь и её священнослужителей, народ превратится в стадо. Ваши дочери станут проститутками и лесбиянками, ваши сыновья — геями, извращенцами. Сами вы с ума сойдёте из-за полного отчаяния. Не станет нас — пусть глупых, толстых, слабых, грешных, но несущих слово Христово, свет истины, — и вас скоро не станет. Вас изведут под корень как нацию, как носителей великой русской культуры, круто на Православии замешенной. Неужели вы этого не понимаете?! Господь дал нам шанс, возродил Церковь, а мы что делаем? Сегодня убьют нас, а завтра к вам постучат: «Выходи, стройся, лицом к стене…» Так уже было в нашей истории! Мы это уже проходили. Сначала попов арестовали. Все обрадовались: «Давайте, вешайте, стреляйте, топите этих долгогривых, толстопузых!» Но потом пришли и за ними. Те: «А нас-то за что?» А я скажу за что: за безбожие, за отречение от веры, за бессовестность. Вас возмущает, что священники на «мерседесах» ездят. Так на подаренных доброхотами, и то малый процент священства, остальные стареньким «Жигулям» рады. А тот поп вообще в Бари поехал, видите ли, лично приложиться к мощам свт.Николая.
Родные мои, Россия жива, пока в храмах служится литургия, пока священнослужители проповедуют Евангелие, поднимают руки к Богу и молятся. Вот вы сейчас газету читаете, а где-то вечерня служится. Утром потягиваетесь в кровати, а в храмах ранняя литургия служится. Вы не пошли в храм, а литургия служится. Как Гоголь говорил: если люди не едят друг друга заживо, причина этому одна — в мире продолжает совершаться Божественная литургия. …………….. Где мы? Сидим по домам, жуём дежурный бутерброд с колбаской, смотрим телепередачи, которые делают нас идиотами, поливают грязью Россию и русских… А мы должны быть сильными, организованными, умными и дружными. Сколотите при своём храме крепкий приход, берегите своего священника, крепко стойте в вере православной. Держитесь друг за дружку, помогайте друг другу. Не давайте своих батюшек в обиду. Каждое воскресенье ходите в храм! Иначе Россия не будет нашей страной, у нас её заберут.»
Подписываюсь под каждым словом.
А по поводу статьи об И.В.Растеряеве еще хочу сказать: он человек Православный, крещенный, верующий и если в чем-то заблуждается (что вообще свойственно всем нам грешным), то мы как христиане должны не осуждать, а помолиться за него как за брата во Христе, чтобы управил Господь все его пути!
Анна, мне кажется, Вы зря так переживаете за Игоря Растеряева. Мы и не думали его осуждать, а рассуждение не грех. И вообще, обсуждать имеет смысл только то, что представляет какой-то интерес, а раз мы обсуждаем песню И. Растеряева, значит, что-то в ней задевает.
Альтернативу Церкви он всё же предлагает: белый лист вместо куполов (которые пусть и не зачёркивает, но рисовать всё же не хочет). Назвать купола символом владельцев лимузинов и дач точно нельзя. Купола — символ Православия, символ древней традиции и множества святых, просиявших в Православной Церкви. Если человек говорит: я хочу сказать вам о Боге и Вере, но это никак не связано с куполами, это — чистый лист, то разве таким образом он не предлагает альтернативу Церкви? Не заменяет одно другим?
«Попов» ведь тоже не стали арестовывать ни с того ни с сего. До этого в головах у людей всё должно было перевернуться кверх ногами, в том числе и благодаря тому, что им стали предлагать другие представления о Боге и Вере. И не только большевики, но и, например, люди искусства (а оно на рубеже веков переживало взлёт — Серебряный век).
«Надежда, а Вы не могли бы дать определение Церкви?»
Я бы не хотела углубляться в эту тему. Мы здесь все-таки обсуждаем песню И. Растеряева «Тишина», а не дискутируем, что такое церковь.
Надежда, можно не углубляться, просто Вы написали: «“купола с умилительной блажью пусть останутся в баночке с желтой гуашью” – это тоже критика. На этот раз тех глубоко верующих людей, для которых церковь является истиной в последней инстанции и остается вне всякой критики, что бы не совершали современные служители церкви». Церковь и есть Истина (хранительница Истины), потому что Глава её — Христос. И, что бы ни совершали некоторые служители Церкви (или мы, мiряне), таковой и останется, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:19). Если согрешает конкретный человек, находящийся в Церкви (любой из нас), то неужели он больше Христа и Его Любви? Почему о Церкви нужно судить по поступкам грешника? Мы в Церковь приходим к нему или к Богу?
Анна, и ещё мне кажется, что Вы вступаете в спор с отцом Андреем, хотя и говорите, что подписываетесь под его словами.
Вы: «А вот почему не будет (рисовать купола) – это видимо вопрос к владельцам “лимузин и дач”. Ведь нельзя одновременно служить ” Богу и маммоне», а «от трудов праведных не построишь палат каменных”».
Он: «Вас возмущает, что священники на “мерседесах” ездят. Так на подаренных доброхотами, и то малый процент священства, остальные стареньким “Жигулям” рады».
Xотелось бы откомментировать проповедь Протоиерея Андрея Ткачева
В эпоху развитого социализма в 70-80 годы пр. века, когда люди были атеистами, а церковь под запретом, народ был отзывчивее, человечнее, женщины не такие распущенные, брак и семья имели высокую ценность, криминал и наркомания не цвели махровым цветом. В настоящее время церковь не притесняют, храмов строится достаточно, религия в почете, церкви регулярно посещаются. Но люди стали черствее, превратились в потребителей, проституция и наркомания стали обычным делом, криминал усилился. Про гомосексуализм в Союзе знали лишь понаслышке, теперь же эти явления стали распространенными. Про всеобщую коррупцию, казнокрадство, взяточничество и разграбление страны я даже не хочу упоминать. Их теперешние масштабы и при Союзе даже не сравнимы. Очевидно, что духовность в обществе не определяется формальным наличием церквей и богослужителей, а тут действуют и другие механизмы. Но по своей сути я согласна с проповедью Протоирея Андрея Ткачева. Религия и церковь — это один из столпов любого цивилизованного общества.
«Мы в Церковь приходим к нему или к Богу?»
Могу только повторить. Чтобы обратиться к Богу, не обязательно быть воцерковленным. Бог нас везде услышит. Порой достаточно жить по Божьим законам: не убей, не сотвори себе кумира, не прелюбодействуй, не укради и т.д.
//Могу только повторить. Чтобы обратиться к Богу, не обязательно быть воцерковленным. Бог нас везде услышит. Порой достаточно жить по Божьим законам: не убей, не сотвори себе кумира, не прелюбодействуй, не укради и т.д.//
«И т.д.» это, надо полагать, Декалог? В числе 10-ти заповедей которого, есть и такая, 4-я: «Соблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Интересно, Вы её исполняете? Как?
//В эпоху развитого социализма в 70-80 годы пр. века, когда люди были атеистами, а церковь под запретом, народ был отзывчивее, человечнее, женщины не такие распущенные, брак и семья имели высокую ценность, криминал и наркомания не цвели махровым цветом.//
Вы знаете, всё так и будет, потому что эпоха развитого социализма была только подготовительным шагом к эпохе развитого машихизма, т.е. прихода антихриста, который даст мир всему мiру, где все будут сытыми и добрыми, женщины не только не будут ходить с распущенными волосами, но будут лысыми, а брак и семья будут иметь высочайшую ценность. Вот послушаете хотя бы этого оратора, вещающего о том, что будет при машиахе.
https://clck.ru/URHNS
Но это продлится только 3,5 года, потому что потом придёт Христос и всё эту распрекрасную жизнь отправит в пещь огненную.
//Но по своей сути я согласна с проповедью Протоирея Андрея Ткачева. Религия и церковь — это один из столпов любого цивилизованного общества.//
Очевидно, такой религией для Вас является религия марксизма-ленинизма, потому что, цитирую Ваши слова, «в эпоху развитого социализма в 70-80 годы пр. века, когда люди были атеистами, а церковь под запретом, народ был отзывчивее, человечнее, женщины не такие распущенные, брак и семья имели высокую ценность, криминал и наркомания не цвели махровым цветом».
//В эпоху развитого социализма в 70-80 годы пр. века, когда люди были атеистами, а церковь под запретом, народ был отзывчивее, человечнее, женщины не такие распущенные, брак и семья имели высокую ценность, криминал и наркомания не цвели махровым цветом.//
А знаете, почему? Потому что взасосного, на весь экран поцелуя артистки Любови Орловой в начале фильма «Волга-Волга» было не достаточно, чтобы развратить укоренённый в православии народ. Понадобилось реализовать «план Далласа» и подключить к его реализации режиссёра Михалкова с порнографическими фильмами, чтобы добиться результата.
Как будет достигнут мир во всём мире в эпоху развитого мешихизма? Очевидно, такими вот методами.
https://clck.ru/URTxi
С 24:54 минуты данного видео Владимир Владимирович Познер демонстрирует, как работает система охраны общественного порядка в Иерусалиме.
Я так и знала что Вы усмотрите противоречия в моих ответах. А противоречий на самом деле никаких нет. И я нарочно привела в пример проповедь Протоиерея Андрея Ткачева, как ответ на частые (и порой справедливые) обвинения в адрес служителей церкви. А вот Вам «определение Церкви»: «… и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Против Церкви как Дома Молитвы, будучи в здравом уме, никто не восстает и «куполов не зачеркивает», и я думаю Вы это понимаете, но почему-то упорно все именно так и хотите представить.