В последний сентябрьский день в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» прозвучала новая передача из цикла «Месяцеслов», посвящённого поэзии иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина). Речь в ней шла о месяце вресене — сентябре и его двунадесятых Праздниках: Рождестве Пресвятой Богородицы и Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня. Как всегда, в передаче прозвучали песнопения иеромонаха Романа в исполнении автора и его стихи в исполнении актрисы Галины Васильевны Мамчистовой и заслуженного артиста России Сергея Борисовича Надпорожского.
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы продолжаем разговор о стихотворении иеромонаха Романа «Месяцеслов», каждое четверостишие которого рассказывает об одном месяце года, его церковных Праздниках и происходящих в это время переменах в природе. Вот как это стихотворение звучит полностью:
А про́синец известен как январь.
Горят снега под солнцем — загляденье.
Начало года. Месяц-господарь
Сияет облачением Крещенья.
Февраль лютует, вьюгами жесток,
Но иногда и мо́креть напускает,
Подводит зиму к лету на денёк
И Симеону Господа вручает.
Берёзозол. Целебная вода.
Теперь из луж попьёт любая птица.
Март — покаянник, под постом всегда,
И потому сосульками слезится.
Апрель обманет, подведёт под май,
Травы не видно, лишь землица преет.
Гол как сокол, но ты не осуждай:
Ведь Пасха часто светится в апреле.
И тёпел, да не очень, месяц май,
Не приласкает ветер дуновеньем,
Дай ко́ню сена — на́ печь полезай.
И голоден, а правит Вознесенье.
А вот и червень. Закрома пусты,
Конец пролетья, лето наступает.
В июне хороводятся цветы
И Троицу берёзки ублажают.
На поле сенозорник и страдник,
В июле за трудом не видно лета,
И всё же удосужился, приник
К Пречистой Ризе Матери Всепетой.
Серп согревает, воды холодят,
Овсы да льны — повсюду припасенье.
Но жатва жатвой — в августе глядят
Преображенье Спаса и Успенье.
Уже огонь по избам и полям,
Одну рябину вресень оставляет.
Сентябрь дарует мiру Мариам
И Крест Животворящий воздвигает.
На первое зазимье, в листопад,
Жених себе невесту выбирает.
Октябрь доволен, каждой свадьбе рад
И Торжеством Покрова осеняет.
Неясен грудень, сумрачен зело́,
Дни коротки, печалится синица.
Но и ноябрь не пасмурит чело,
Когда ведет во Храм Отроковицу.
Декабрь, иль студень, реки заковал,
Кончает год и зиму начинает.
Хоть новый стиль его обворовал,
Он Рождество по-старому встречает.
Мы с вами уже добрались до четверостишия, посвящённого сентябрю:
Уже огонь по избам и полям,
Одну рябину вресень оставляет.
Сентябрь дарует мiру Мариам
И Крест Животворящий воздвигает.
«Уже огонь по избам и полям» — при этих словах представляется в первую очередь пламя листвы: как поётся в одном песнопении отца Романа, «запожарилась осень вокруг». Но в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля, в статье, посвящённой слову «сентябрь», находим похожую поговорку: «В сентябре огонь и в поле, и в избе». В избах осенью начинают топить печи, во дворе сжигают сухую траву, листья, бурьян, в полях — солому. Так что эта строчка не просто создаёт яркий образ осени, но и рассказывает о вполне конкретных особенностях крестьянской жизни. Второй строчке этого четверостишия тоже можно найти соответствие в словаре Даля: в той же статье читаем поговорку «В сентябре одна ягода, и то горькая рябина». Что же касается слова «вресень», то это старинное славянское название сентября, которое употреблялось на Руси ещё до её Крещения. Название «вресень» с небольшими расхождениями сохранилось в других славянских языках — украинском, белорусском, польском. Согласно одному предположению, оно произошло от слова «вереск», который цветёт в сентябре, согласно другому — от древнерусского слова «врещи», «изврещи», одно из значений которого — «молотить зерно». Получается, слово «вресень» образно рассказывает о том, что происходит в природе или в трудовой жизни человека в начале осени, тогда как название «сентябрь» восходит к латинскому слову «семь» и просто называет порядковый номер этого месяца в календаре: в Древнем Риме год начинался в марте.
Третья и четвёртая строчки четверостишия посвящены церковным Праздникам сентября: Рождеству Пресвятой Богородицы и Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня: «Сентябрь дарует мiру Мариам и Крест Животворящий воздвигает». Мариам — это имя Божией Матери в церковнославянском Евангелии, которое в русском переводе звучит как Мария. Церковный год начинается в сентябре, и первый двунадесятый Праздник православного календаря — это Рождество Божией Матери, которое предшествовало всем Евангельским событиям. Завершается же церковный год Праздником Её Успения, о котором мы тоже узнаём не из Евангелия, а из Священного Предания. Так эти Праздники являются как будто предисловием и послесловием ко всем остальным.
Многие стихи и песнопения иеромонаха Романа посвящены Божией Матери. Но мне бы хотелось поделиться с вами стихотворением, которое напрямую не связано с Богородицей и Праздником Её Рождества, хотя и было написано в этот день, в 2006 году. Оно о полноте бытия, которая не связана с временами года и существует как бы вне времени. Человек, переживающий её, радуется любому времени года, любой погоде и благодарит Бога за любые дары.
У входа в лес всегда стучу:
Никто не входит в дом без стука.
Молитву краткую шепчу —
И вот уже в гостях у друга.
Как хорошо во мхи нырнуть,
От всех на свете затеряться,
Целить лесным покоем грудь,
Боровиками любоваться!
И чувствовать себя своим
Среди зверей, среди пернатых,
И помогать порою им,
Без преступленья виноватым.
Грибов сейчас полным-полно,
Поделим с белкой дарово́е.
Какое благо нам дано —
Ответствовать за всё живое!
Всё чу́дно без людских причуд,
И жду во мхах, как в океане,
Когда сосновую свечу
Закат затеплит на поляне.
Раньше, читая это стихотворение, я думала, что постучать у входа в лес — то же, что помолиться, осенить себя крестным знамением, но оказалось, что отец Роман, идя в лес, действительно стучит палкой по стволу дерева, чтобы предупредить о своем появлении его обитателей. Вспоминается монастырская традиция: прежде чем войти к кому-то в келью, нужно постучать и сотворить молитву, и только услышав слово «Аминь», можно входить. Читая это стихотворение, мы опять замечаем, как описания конкретных действий в поэзии отца Романа обретают дополнительное значение и превращаются в поэтические образы.
Ещё один двунадесятый Праздник сентября — это Крестовоздвижение. И, хотя в этот день воспоминается обретение Креста Господня, произошедшее в IV веке, по своему духовному содержанию этот Праздник связан с Крестопоклонной неделей и Страстной седмицей. В начале церковного года он стоит как символ грядущих страданий Христа и Его Воскресения. Точно так же Крест появляется в начале нашей христианской жизни и остаётся с нами во вся её дни. Всем известно выражение «Нести свой Крест», но, наверное, не все задумываются о том, куда мы этот Крест несём – а ведь нести его можно только на Голгофу. Крест остаётся с христианином даже после смерти и венчает место его последнего упокоения: ведь без Креста не бывает и Воскресения.
Осень можно назвать вечером года, когда всё в природе замирает в предчувствии зимы, напоминающей смерть, вслед за которой следует весна — Воскресение. Этот вечер года — как призыв каждому из нас, напоминание о неумолимости времени, но и надежда на то, что его потоки принесут нас в Вечность. В преддверии осени 2019 года отец Роман написал стихотворение, в котором он возвращается к теме странничества, свойственной его раннему творчеству.
Достроен дом, вода из крана,
Покоем дышит скит.
Но отчего незримой раной
Душа кровоточит?
И полки из сосновых досок,
И книг церковных ряд.
Но почему сума да посох
Притягивают взгляд?
Едва-едва заря забрезжит,
Клин тянется на юг…
Как вольных птиц, ничто не держит
Меня в земном раю.
Давно уже хочу покинуть
Обитель, где живу:
Сын Человеческий не имать,
Где приклонить главу.
Слова Евангельские ранят
И обжигают грудь.
Благослови, Превечный Странник,
Пойти в последний путь…
Творчество иеромонаха Романа всегда напоминает о Вечном, не даёт забыться, расслабиться, оземленеть. Примем с благодарностью это напоминание и приложим усилия к тому, чтобы оно не оказалось напрасным!
Текст Ольги Надпорожской
В оформлении заставки использован фрагмент иллюстрации Наталии Назаровой из книги иеромонаха Романа «Святорусье»
Сайт «Ветрово»
30 сентября 2019
Все радиопередачи из цикла «Месяцеслов»:
Месяцеслов. Январь
Месяцеслов. Февраль
Месяцеслов. Март
Месяцеслов. Апрель
Месяцеслов. Май
Месяцеслов. Июнь
Месяцеслов. Июль
Месяцеслов. Август
Месяцеслов. Сентябрь
Месяцеслов. Октябрь
Месяцеслов. Ноябрь
Месяцеслов. Декабрь
Нравятся все передачи из цикла «Месяцеслов», в том числе и сентябрьская. Спасибо!
Спасибо всем участникам передачи. Как всегда, прослушала на одном дыхании.