col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Сын Божий ожидает обращенья,
А мiр винит Его долготерпенье.

Мы все привыкли к солнцу в небесах,
Привычное не ценно, к сожаленью.
Но человек, блуждающий впотьмах,
Бывает рад и лунному свеченью.

Погасит звёзды золотой рассвет,
Луна с восходом солнца побледнеет…
В законе ветхом благодати нет,
Он, как луна, и светит, но не греет.

Жизнь без Христа — блуждание впотьмах.
И разве это жизнь, а не мученье?
В законе ветхом первенствует страх,
Но бич не оградил от вырожденья.

А как живёт новозаветный род?
Куда по морю в корабле несётся?
Плывут, куда течение влечёт,
И всё едино, что луна, что солнце.

Душе́ моя! Доколе спать в грехах?
Ничем тебе не оправдаться, бедной:
Отбросив прочь ветхозаветный страх,
Не обрела любви новозаветной!

Так чем виновен Милосердный Спас,
Что мы ветхозаветны и сейчас?

Иеромонах Роман
19-20 декабря 2019
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Нужно ли отбрасывать ветхозаветный страх? Как обрести новозаветную любовь?

  • Спаси Господи ? а нужный час и время !

  • Александр Буздалов сравнивает стихи отца Романа с песней Барыкина. Людмила Ильюнина использует в своей речи в Лавре строки «известного барда». Почему бы и мне не сравнить стихотворение «Ветхозаветность» со стихотворением Гребенщикова, которое той самой строкой, что цитирует Ильюнина, начинается.

    Поколение дворников и сторожей
    Потеряло друг друга в просторах бесконечной земли
    Все разошлись по домам
    В наше время, когда каждый третий-герой
    Они не пишут статей, они не шлют телеграмм
    Они стоят как ступени,
    Когда горящая нефть хлещет с этажа на этаж
    И откуда-то им слышится пение
    И кто я такой чтобы говорить им, что это мираж
    ***
    Мы молчали как цуцики пока шла торговля всем, что только можно продать,
    Включая наших детей
    И отравленный дождь падает в гниющий залив
    А мы все еще смотрим в экран
    Мы все еще ждем новостей
    И наши отцы никогда не солгут нам,
    Они не умеют лгать
    Как волк не умеет есть мяса
    Как птицы не умеют летать
    ***
    Скажи мне, что я сделал тебе, за что эта боль
    Но это без объяснений
    Это видимо что-то в крови
    Но я сам разжег этот огонь,
    Который выжег меня изнутри
    Я ушел от закона
    Но так и не дошел до любви
    Но молись за нас, молись за нас
    Если ты можешь
    У нас нет надежды, но этот путь наш
    И голоса звучат все ближе и строже
    И будь я проклят если это мираж

    На сравнение этих стихов Гребенщикова с «Ветхозаветностью» меня натолкнули следующие его строки: «Я ушел от закона Но так и не дошел до любви».

    У о.Романа это звучит так:

    Душе́ моя! Доколе спать в грехах?
    Ничем тебе не оправдаться, бедной:
    Отбросив прочь ветхозаветный страх,
    Не обрела любви новозаветной!

  • Несколько раз прочла стихотворение Бориса Гребенщикова, пытаясь понять, о чем оно. Отдельные строчки понятны, а все остальное — в тумане. Недавно разговаривала с человеком, который пишет стихи и считает их очень хорошими. Но когда, ни слова в них не поняв, попросила пояснить их смысл, он затруднился это сделать, сказав, что автор может сам не понимать смысла им написанного. Как же в таком случае они дойдут до чьей-то души? И по какому критерию тогда они хорошие?

  • Хотя, видимо, до кого-то доходят, раз у него есть аудитория. И немалая.

  • Людмила Николаевна, когда-то я ценила песни Гребенщикова (и не только его) именно за их бессвязность и туманный смысл: эту форму можно было наполнять собственным содержанием, мыслями и чувствами, и получалось, что все эти песни — про тебя самого. Немногое можно донести до слушателя (читателя) такими стихами, зато можно дать ему возможность вариться в собственном соку, сыпать соль на свои раны и получать от этого удовольствие. Поэзия, которая поднимает человека над самим собой, совсем иная.

  • Да, наверное, поэзия с туманным смыслом доходит до души какими-то иными путями, минуя разум. Мне кажется, что такая поэзия нравится, в основном, в юном возрасте, когда мало что понимаешь о жизни и о себе. В таком возрасте она соответствует мировосприятию. В более позднем возрасте уже хочется чего-то осмысленного.

  • В более позднем возрасте хочется чего-то осмысленного, но приходится пожинать плоды бессмысленной юности, питавшейся туманной поэзией.

  • Для человека который смог понять разницу, юность уже не может быть бессмысленной. В юности поэзия воспринимается , как ритм , как стук сердца . Поэтому так воспинимался протестный рок , так билось сердце у молодёжи восьмидесятых. Сейчас у молодёжи сердце бьётся в ритме рэп (есть такая болезнь сердца аритмия ). Как должно биться сердце у верующего человека ? Наверное в ритме восьми слов. Поэзия Гребенщикова не укладывается в модель этих восьми слов , а уходит куда — то дальше искать свои истины.

  • Отец Георгий, если А. Буздалов сравнил стихотворение отца Романа с песней Барыкина, а Вы — с песней Гребенщикова, то я хочу сравнить его с Высоцким. Только сравнить мне хочется не творчество одного и другого, а, условно говоря, их «статус». Про Высоцкого говорили, что он, не имея никаких званий (заслуженного, народного) был по-настоящему народным (артистом, поэтом, певцом). Мне кажется, отец Роман занимает в Церкви и в России примерно такое же положение.
    Марина, Вы очень хорошо написали о ритме восьми слов. И всё же думаю, что и в поэзии, и в молитве главное — слово, а не ритм.

  • Конечно Ольга Сергеевна , слово первично. Но подача этого слова, может быть разной , даже иногда полностью меняющей смысл. Люди искусства это хорошо знают , и умело этим пользуются .
    У Владимира Высоцкого и Виктора Цоя подача слова была схожа , можно назвать её :
    «на разрыв » или «на грани жизни и смерти «. Кстати, поклонники этих двух исполнителей говорят , что их кумиры до сих пор живы. Где же они живут?
    Конечно в сердцах , там где должен жить Христос.

  • А вот Пушкин и теперь живее всех живых, потому что

    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживёт и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.

    Как видим, первенствующий советский поэт заключил завет с лирой, поэтому и славен, и жив будет, доколь жив будет хоть один пиит. Но только не из числа тех поэтов, к которым принадлежит отец Роман, и которые не с лирой заключали завет, а со Христом. Поэтому, думаю, сравнения стихов отца Романа со стихами Гребенщикова и прочих – не уместны. Если только так, разговор поддержать…

  • Марина, это замечательная догадка, меткое наблюдение.

  • «Если у народа нет Бога, у него, по крайней мере, должен быть Пушкин» (Арсений Гулыга, из «подслушанного» разговора на пушкинской выставке, цитата из книги архимандрита Саввы Мажуко «Апельсиновые святые» (записки православного оптимиста))

  • Ознакомился благодаря Вашему комментарию, уважаемая Людмила Николаевна, со статьей архимандрита Саввы (Мажуко) — «Отрекись от Пушкина»! Он бесполезен, как бесполезно всё подлинно прекрасное».
    https://www.pravmir.ru/otrekis-ot-pushkina-on-bespolezen-kak-bespolezno-vse-podlinno-prekrasnoe/
    Статья оставляет впечатление об авторе как о поверхностном человеке.

  • По крайней мере, статья архимандрита Саввы поверхностна точно. И нечестно, что автор, так трепетно написавший о святителе Игнатии (Брянчанинове), «чужом среди своих», ни словом не обмолвился о взглядах святителя на светское искусство. Смешно и с сапогами, «завещанными нам отцами»: как будто, надев туфли, кто-то из монахов стал выше отцов.

  • Впечатляет вот это место в статье:
    «— Да, у Пушкина была возможность встретиться со старцем (Серафимом Саровским — Л.Н.), но почему эта встреча не состоялась?
    – По той же причине: они жили в двух разных «странах». Два солнца России восходили и заходили каждый над своей Россией, не испытывая нужды друг в друге.»
    Почему батюшка Серафим не испытывал нужды в «светозарном гении» Пушкина догадаться не трудно, но почему Пушкин не испытывал нужды в общении со старцем и даже не знал о нем? Поэт же был православным? Несколько ниже автор объясняет это. Потому, что «…и православие, и русскость могут быть разными, что не делает одно более качественным и подлинным.»
    То есть православие преподобного Серафима Саровского в глазах автора не более качественно и подлинно, чем православие Пушкина.

  • Целиком приводимая Вами фраза из статьи архим. Саввы (Мажуко), уважаемая Людмила Николаевна, выглядит так: «Потому что «две страны» никак не пересекались, и вместе их держала вовсе не Русская Церковь, а русская монархия. И когда исчез монарх, а вместе с ним и сословия, два народа постепенно начали преображаться в один, и солнце Пушкина начало согревать каждого русского. Хотя до сих пор мы с трудом принимаем, что и православие, и русскость могут быть разными, что не делает одно более качественным и подлинным».

    Монарх исчез — говорит архимандрит. Царь развеялся и растворился, как туман, который мешал взойти над каждым русским солнцу Пушкина и начать согревать всех. «Два народа стали преображаться в один». Ну да, с помощью ЧК, террора, ГУЛАГа, тюрем, войн, голодомора, коллективизации… И слово-то какое подобрал — преображаться.

    «Хотя до сих пор мы с трудом принимаем, что и православие, и русскость могут быть разными, что не делает одно более качественным и подлинным». Я не понял этой фразы архимандрита. Православие и русскость это разные вещи? Или внутри самих себя православие и русскость могут различаться? То есть, может быть православие правое и м.б. православие левое? Так же и русскость. Может быть такая, а может быть сякая?

    «Так Гоголь, вероятно, видел в отце Матфее настоящего русского и православного, хотя сам был настоящим русским и настоящим православным». Похоже, архимандрит Савва не читал статьи некоего иерея Георгия «Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» как пародия на житие преподобного Акакия Синайского», иначе он не стал бы говорить, что Гоголь был «настоящим русским и настоящим православным». Гоголь во время написания «Шинели» был номинальным православным. Здесь тому доказательства: https://clck.ru/LbFUM

    Архим. Савва: Отец Сергий Булгаков, пришедший в священство из интеллигенции, говорил про себя: «Чужой среди своих, свой среди чужих, а в сущности, нигде не свой» [Булгаков С., прот. Автобиографические заметки. Париж, 1991, с. 33]/ Я думаю, что под этими словами подписались бы оба наши старца (свт. Игнатий и прп. Варсонофий Оптинский. — Г.С.) Особенно святитель Игнатий, которому в монастыре неоднократно давали понять, например, его бывшие крепостные, что барин попал в чужой мир. Не оттого ли весь облик святителя Игнатия пронизан каким-то неизбывным одиночеством.

    Г.С.: Иными словами, чужой среди неинтеллигентных христиан, и свой среди интеллигентных нехристиан, а в сущности нигде, т.е. среди христиан и нехристиан — не свой. Интересное признание отца Сергия Булгакова. И эти слова архимандрит Савва хочет приписать святым Игнатию и Варсонофию? Не знаю, как и назвать эту попытку.

    Архим. Савва: Кроме сапогов «отцы» завещали нам грубость в качестве простоты, хамство как орудие смирения, невежество в виде мудрости, грязь как образец небрежения о плоти и, конечно же, страх перед всем мирским и светским, так что одним из моих первых послушаний было сожжение книг мирских поэтов и философов, которые таинственным образом (происки масонов!) просочились в монастырскую библиотеку.

    Г.С.: Во мн. числе правильно говорить: сапог, и не потому только, что этому учат словари, https://clck.ru/LbGpJ, но более потому, что так говорит церковнославянский текст Евангелия: РАЗРЕШИТИ РЕМЕНЬ САПОГ ЕГО (Мк. 1:7). Но, похоже, что ни Евангелию, ни светской грамотности архимандрит Савва не научился в монастыре? Что же он там делает? Числится? «Чужой среди своих, свой среди чужих, а в сущности, нигде не свой»?

  • Прочитала несколько статей архимандрита Саввы (Мажуко), при чтении постоянно «спотыкалась» на странных утверждениях архимандрита . Потом прочла эту критическую статью и всё стало на свои места.
    https://avt1975.livejournal.com/78750.html

  • Удивляет одно: как такие люди становятся архимандритами. Даже по возрасту, на мой взгляд, ему ещё это рано.
    Насмешила вот эта фраза архимандрита Саввы: «Я гордый человек, но я с этим смирился.» Хорошее смирение.

  • Хотела Вам ответить, уважаемый отец Георгий, но после откровений архимандрита Саввы, с которыми нас познакомила Марина, даже как-то не хочется продолжать обсуждать его статью.

  • «Поверхностный» в отношении архим. Саввы (Мажуко) — это весьма точное определение, о. Георгий. Однако и в этой поверхностности, или легкомыслии, есть своя глубина, или мистика. «Протоиерей Сергий Булгаков – человек, который нашей Церковью оставлен впрок, недопонят. Однажды священнику Павлу Флоренскому приснился маленький человек в черном, который объяснил ему тексты Булгакова. Вот так же и нам нужен такой человек, который расскажет о Булгакове» (архим. Саввы (Мажуко). Страсть к жизни надо беречь). Это, как мы видим, уже целая традиция: Достоевскому приснился большой черный человек, который показал ему рай… Флоренскому — маленький, который посвятил его в тайны софиологии… А на всем этом и растут такие как архимандрит Савва

  • Дорогие ветровцы , всех поздравляю с новым годом ! Послушайте прекрасное исполнение (как мне кажется).
    Псальма «Де ти згасла, зоре ясна» в исполнении браского хора Свято-Успенской Святогорской Лавры.
    https://youtu.be/wKm9kR-OE0w

  • Москва

    Гребенщиков мне даже в самом юном возрасте был непонятен, я искренне пыталась вникнуть, но тщетно…даже не хочется вникать…Стихи отца Романа проникают в самое сердце, причем в то, которое очень в этом нуждается! Это такое счастье, что есть возможность через этот сайт пообщаться с батюшкой. Душа ликует! Правда! Спасибо, отец Роман, за Ваши молитвы!!! Большая благодарность всем редакторам и сопричастным к созданию и поддержанию сайта.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.