col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Андрей Соколов. Под чью диктовку пишем?

Как в авторы российского «Тотального диктанта» пригласили известного русофоба

Писатель Дмитрий Глуховский

Автором текста для «Тотального диктанта-2021» – популярного общероссийского проекта, направленного на повышение грамотности, выбран писатель Дмитрий Глуховский. Когда об этом стало известно, то многие от изумления не могли в это поверить, поскольку Глуховский уже давно имеет репутацию самого отъявленного русофоба. В этой связи даже такая авторитетная организация как «Россотрудничество» объявила, что не поддержит «Тотальный диктант» в 2021 году.

«На наших площадках в культурных центрах «Тотальный диктант» в следующем году писать не будут», – написал глава «Россотрудничества» Евгений Примаков в своем Телеграм-канале. Это значит, «Тотальный диктант» в таком исполнении теперь не пустят на принадлежащие России площадки в других странах, на которых обычно собираются десятки тысяч наших живущих за рубежом соотечественников.

В России проект «Тотальный диктант», направленный на продвижение русского языка и литературы, реализуется с 2004 года: популярный писатель пишет специально для него текст, который диктуют затем большим массам людей в России и за рубежом.

Начинался этот проект в Новосибирске, однако давно уже вышел и за пределы города, и даже за пределы России. Нынешний руководитель проекта – Ольга Ребковец, член Совета по русскому языку при Президенте РФ. Дело это сегодня – важнейшее, диктант пишут в сотнях городах России. Понятно поэтому, что в авторы, которые готовят тексты для всероссийского диктанта, берут не кого попало, а самых популярных и авторитетных сегодня писателей. В их числе уже были такие литераторы, как Евгений Водолазкин, Борис Стругацкий, Захар Прилепин, Алексей Иванов и другие. Использовались также тексты классиков – Толстого и Гоголя. И вот автором этого всероссийского диктанта-2021 избрали Дмитрия Глуховского. Почему именно его?

«Мы, – ответили организаторы «Тотального диктанта» РБК, – руководствуемся своими литературными предпочтениями и желанием познакомить нашу достаточно широкую аудиторию с хорошей современной русской литературой. Дмитрий Глуховский – активный игрок современного литературного рынка, у него большая аудитория, он яркий представитель своего жанра».

Да, этот «активный игрок» и «яркий представитель», по мнению организаторов, действительно – известный в России писатель, автор нашумевшего мистического триллера «Метро 2033». Однако многие профессиональные российские критики считают Глуховского довольно посредственным писателем.

Вот что, например, пишет о «Метро-2033» Дмитрий Смоленский: «Книга в общем и в целом – пустая. Не спасают ее ни философские банальности насчет нужности или ненужности часов в подземелье (понятно, что все единицы измерения суть условности, принятые для удобства), ни рассуждения о судьбе и предназначении человека».

Но вот в США его книги особенно приглянулись. Недавно стало известно, что «Метро 2033» собираются экранизировать в Голливуде. В России же (хотя сам Глуховский имеет израильский паспорт и живет то в Испании, то в Германии), его фамилия в последнее время чаще всего появляется на страницах газет в связи не с его литературным творчеством, а благодаря его циничным русофобским высказываниям.

Кстати, для тех, кто не увлекается современной фантастикой, напомним, кто такой господин Глуховский. Родился он и вырос в Москве, но, конечно, не в мрачном подземелье метро, а на Арбате в семье преуспевавшего в советские времена журналиста. Благополучно окончил престижную арбатскую школу с углублённым изучением французского языка. Но высшее образование (по специальностям журналистика и международные отношения) получил в Иерусалимском университете. Затем ударно трудился на европейском информационном телеканале EuroNews во французском Лионе, сотрудничал с немецкой радиостанцией Deutsche Welle и британским телеканалом Sky News.

Поднаторев в пропаганде «европейских ценностей», вернулся в Россию, стал писать книги. В настоящий момент является колумнистом либеральных изданий «Сноб» и GQ. Его литературные опусы сначала никто печатать не хотел, издательства возвращали рукописи обратно, но потом, как по команде, их стали печатать, издавать, а автора – осыпать премиями. Дебютный роман «Метро 2033» – о жизни в московской подземке после ядерного апокалипсиса – первоначально был опубликован в интернете, и лишь затем напечатан крупными издательствами. За подписью Глуховского также вышли романы «Сумерки», «Метро 2034», «Будущее», «Метро 2035».

Но почему его книги пиарят так, что даже в охваченных русофобией США их хотят экранизировать? Делают это либеральные СМИ по простой причине – именно из-за активной русофобской позиции и яростной критики нынешней российской власти.

Вот всего лишь пара его цитат, проникнутых презрением и ненавистью к России. «Может, я раньше наивен был, но мне-то казалось, что из пыльных руин Советского Союза прорастает-таки зелеными, свежими росточками молодая, новая Россия, – пишет Глуховский. – А теперь вот я понял: никакой новой России нет. Мы сами ее и вытаптываем. Мы ничего нового на руинах не желаем. Нам интересно одно: надорвать себе пузо, перетаскивая отколотые глыбы «Совка» с места на место, пытаясь из них сложить внешнее подобие рухнувшего здания… Всенародная поддержка Крыма–Донбасса–Путина и готовность людей Европу клясть и воевать с ней заставляют задуматься: а кого мы, собственно, собирались в Европу вести?… Подсели на пятиминутки ненависти. И если народ соглашается с тем, что его имеет такое правительство, стоит ли винить в этом исключительно правительство? По всем центральным каналам призывают ненавидеть своих ближайших соседей, презирать величайшую мировую цивилизацию и гордиться своим голым задом».

Под «величайшей мировой цивилизацией» г-н Глуховский, конечно, имеет в виду США, ту самую страну, которая официального объявила Россию «врагом», обложила нас санкциями и со всех сторон окружила военными базами. А «голым задом», по его мнению, надо полагать, гордится Россия?

Или вот что еще пишет этот «яркий представитель», выбранный для нас организаторами «Тотального диктанта» на роль учителя русского языка. «Россия бряцает ядерными ракетами на Красной площади каждое 9 мая, Россия никак не хочет поверить в то, что Вторая мировая война давно кончилась, Россия отчаянно выискивает фашистов во всех своих бывших республиках, Россия Вторую мировую войну берет и возобновляет – атакуя Украину и присоединяя Крым, чтобы он – внимание – не достался нацистам! Россия после этого вводит своих «ополченцев» – то есть как бы добрых бородатых партизан из снимающегося в России тоннами Кино Про Великую Отечественную Войну – в советский, в общем-то, Донбасс – чтобы как бы не дать его в обиду «бандеровцам» и «карателям» из того же бесконечного Кино. Россия, несколько накаляя и без того нервную обстановочку, обещает превратить Запад в радиоактивный пепел, жужжит у Запада над ушами ядерными бомбардировщиками…».

Так яростно ненавидит Глуховский не только Россию, но и русских, заявив в другом интервью, что у всех нас «рабское ДНК». И вот такого писателя-русофоба решили пиарить на государственном уровне, предложив его в авторы «Тотального диктанта», в учителя русского языка для миллионов россиян!

Но руководители фонда «Тотальный диктант» не одиноки в поддержке Глуховского. Так, «Российская газета» – издание, выпускаемое на деньги правительства РФ, – отозвалась о выборе этого автора для «Тотального диктанта» с явным одобрением. «Сам Глуховский, – поощрительно похлопывает русофоба по плечу РГ, – уверен, что предыдущие авторы при всем своем таланте не вдохнули в свои «диктанты» жизни. Он долго ждал, когда его, наконец, пригласят написать свой текст, и думал «ровно полторы минуты» после предложения сделать это, поскольку масштаб «Тотального Диктанта» «всегалактический»».

«Как заявила директор фонда «ТД» Ольга Ребковец, – продолжает взахлеб хвалить Глуховского издание, – такого эмоционального текста от этого писателя никто не ожидал. Во всяком случае, на стратегической сессии «ТД» в Ясной Поляне, когда большинство причастных к акции впервые слушали текст, «все плакали»».

Ребковец и ее прослезившиеся от умиления коллеги, а также авторы статьи в РГ пиарят русофоба умышленно, или просто не читали то, что он пишет и говорит о России на «Эхе Москвы» или в интервью западным СМИ?

Но если не читали, то получается, что руководители этих организаций попросту некомпетентны и сами не знают, что творят. А если они все-таки знают о русофобской деятельности активиста либеральной оппозиции Глуховского, то получается, что они – на его стороне?

Говорят, что выбор именно Глуховского в авторы «Тотального диктанта» – дел рук создателя этого проекта, нынешнего директора Фонда «Тотальный диктант» уже упомянутой Ольги Ребковец. Именно она в свою бытность в Новосибирске его запустила и раскрутила, идея понравилась в Москве и стала общероссийским проектом. Дело это, конечно, само по себе замечательное, слов нет, но почему же все-таки такой странный выбор автора? Оказывается – не случайно. В своем интервью журналу «Русский репортер» Ребковец откровенно заявила: «Мы понимаем, насколько важна грамотность. Но прежде всего нам нравится делать клевую штуку, которая интересна другим. Хорошо, когда, вместо того чтобы постить котиков или спорить о политике, все обсуждают русский язык».

То есть, как сама признается организатор, ей все равно, текст какого автора переписывают миллионы. Главное, чтобы грамотно писали, а что именно пишут, ей без разницы. Но ведь так можно дойти и до того, что нам предложат для «Тотального диктанта» текст из «Майн кампф»!

Не может такого быть? Очень даже может. Ведь предложили же в авторы «Тотального диктанта» несколько лет назад текст от другого известного литератора-русофоба Дмитрия Быкова. Отличившегося недавно тем, что он назвал Гитлера «освободителем».

Как же такое получилось? Сама Ребковец в том же интервью «Русскому репортеру» призналась, что идея проекта родилась в «ГлумКлубе» (от русского слова «глумиться» или от иностранного «гламур»?) Новосибирского университета, где она училась на филфаке.

«Доклад о роли ягодиц в истории человечества или конкурс по пению в душе, представляете? Вот такие антинаучные и просто стебные штуки проводила наша студенческая тусовка в Новосибирском университете… Как только я поступила на филфак НГУ, сразу узнала про них и была восхищена их чувством юмора, так хотелось с ними подружиться и тоже что-то такое делать», – с ностальгией вспоминает Ребковец.

«Мы не просветители, нам нравится делать клевую штуку, которая интересна людям, и мы сами ребята простые… – продолжала она изливать душу журналисту. – Я вам так сейчас рассказываю, какие мы крутые, но вы только не подумайте, что мы задаемся и хвастаемся. Наш проект сейчас, конечно, становится все пафоснее и пафоснее в плане масштабов, но от этого сами мы не меняемся. Я вот как была человеком непосредственным, так им и остаюсь. Не могу расшаркиваться перед суровыми дядями».

Все это, конечно, прекрасно и даже замечательно. Молодой задор, желание пошутить, кому это было не чуждо в студенческом возрасте? Но когда эта прикольная инициатива «ГлумКлуба» стала уже всероссийским проектом, и сама его энтузиаст Ольга Ребковец оказалась в роли члена Совета при Президенте, то тут уже не до шуток. Это уже отнюдь не просто задорный студенческий стеб.

И вот тут оказалось, что к более серьезной роли Ребковец совершенно не готова.

Повзрослевшей студентке даже в голову не пришло, что негоже приглашать на роль авторов текстов, призванных прививать любовь к русскому языку, активистов русофобской оппозиции, активно поливающих грязью Россию и ее избранную народом власть.

Для руководителя общероссийского гуманитарного проекта, который финансирует государство, это, по меньшей мере, странно.

«Я как была человеком непосредственным, так им и остаюсь, – с легкостью в мыслях необыкновенной» – хвалит самую себя глава федерального проекта, выбравшая нам в учителя русофоба.

Андрей Соколов
Столетие.Ru
8 декабря 2020

Заметки на полях

  • «Его литературные опусы сначала никто печатать не хотел, издательства возвращали рукописи обратно, но потом, как по команде, их стали печатать, издавать, а автора – осыпать премиями. Дебютный роман «Метро 2033» – о жизни в московской подземке после ядерного апокалипсиса – первоначально был опубликован в интернете, и лишь затем напечатан крупными издательствами».

    Возможно, дело всё-таки не в «команде», потому что знаю молодого человека, который, будучи подростком, с упоением читал роман «Метро 2033» и его многочисленные продолжения (а по команде такого не делают). Понятно, что книга, которая становится родоначальницей серии «бестселлеров», выдающейся быть не может, но всё-таки некое мастерство, техника в ней должны присутствовать. Если же говорить об авторе «тотального диктанта», то, конечно, он видится совсем другим. И хорошо бы другое название этому «образовательному мероприятию» придумать. Русское, по крайней мере…

  • МО

    «с упоением читал роман «Метро 2033» и его многочисленные продолжения (а по команде такого не делают)».
    Г.С.: Ну да, по команде тиражируют и пиарят. Чем больше тираж, тем больше тех, кто читаем с упоением. Чем больше сеть, тем больше рыбы. Поэтому «читают с упоением» тоже по команде.

    «но всё-таки некое мастерство, техника в ней должны присутствовать».
    Г.С.: Почему из сотни писателей, обладающих и техникой, и мастерством, лишь двое-трое становятся известны? П.ч. дело тут не в технике и мастерстве, а именно в этом: Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4:8, 9).

  • Санкт-Петербург

    Не согласна с Вами, отец Георгий. Тиражируй, не тиражируй, с упоением читать не будешь. Прочтешь, отложешь в сторону и забудешь. Я этот роман не читала, но если честно, не увидела в привиденных отрывках его речи, русофобских высказываний. А так с ним не знакома. Считаю его не достойной кандидатурой, только потому что таких писателей, как он, очень много, это беллетристика. Они достаточны однотипны. Стандартная антиутопия. Я за классику. Но тут классику тоже никто не любит. Если бы писали тексты академики, то это другое. Но я как понимаю, его имя просто реклама.

  • Липецк

    И вот везде рассадили этих журналюнчиков, писунчиков… Во всех СМИ, даже в глубинке. И точат они русское древо. Что не удивительно в апокалиптическое время. Прав отец Георгий

  • МО

    «Но тут классику тоже никто не любит».

    Что значит: любить классику? Я, например, люблю селёдку. Или это другая любовь? Любить классику, это значит открыть том Достоевского и читать его с упоением? Признаюсь, было такое дело лет 15-ть назад. Нашёл такой стих, что главные его сочинения за три месяца перечитал. И что теперь? Насытился? Года два назад открыл «Бесов», хватило на две страницы, больше читать не смог, потому что физически, да, можно сказать и так, физически ощутил, что за «полифонией» Достоевского (это выражение придумал М.М. Бахтин, называя Достоевского «одним из величайших новаторов в области художественной формы. Он создал, по нашему убеждению, совершенно новый тип художественного мышления, который мы условно назвали полифоническим»), — так вот за каждым из голосов в полифонии Достоевского стоит бесёнок и ведёт свою партию гнусавым голосом. Сколько персонажей, столько и бесов. Вот такая полифония романа для меня открылась.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа