col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Рустии, Русские, Российские, Советские

Часть первая

Российские новомученики Русской Церкви

На­ча­ло этим раз­мыш­ле­ни­ям по­ло­жи­ли пес­но­пе­ния, по­е­мые за Бо­го­слу­же­ни­ем, ко­то­рое со­вер­ша­ет­ся во вто­рую Не­де­лю по Пя­ти­де­сят­ни­це, или в Не­де­лю всех свя­тых, в зем­ле Рус­ской про­си­яв­ших. Тро­парь: «Яко­же плод крас­ный Тво­е­го спа­си­тель­на­го се­я­ния, зем­ля Рос­сийс­кая при­но­сит Ти, Гос­по­ди, вся свя­тыя, в той про­си­яв­шия. Тех мо­лит­ва­ми в ми­ре глу­бо­це, Цер­ковь и стра­ну на­шу Бо­го­ро­ди­цею со­блю­ди, Мно­го­ми­ло­сти­ве». Ве­ли­ча­ние: «Убла­жа­ем вас, свя­тии срод­ни­цы на­ши, зем­лю Рус­скую до­бро­де­тель­ми ва­ши­ми оза­рив­шии и об­раз спа­се­ния нам све­то­яв­лен­но по­ка­зав­шии». Есть ли раз­ни­ца меж­ду «зем­лею Рус­ской» и «зем­лею Рос­сийс­кой»?

Разница, несомненно, есть уже потому, что за разными словами стоят разные понятия. Какие именно? Вместо пространных объяснений приведу укоренившиеся в русском языке словосочетания с тем и другим словом. Из выражений со словом «российский» привычно для русского уха звучат следующие: «российская империя», «российское государство», «российский император», «российский паспорт», «российский флаг», «всероссийский съезд», «российская экономика», «российская армия», «российский рубль»… А какие слова сочетаются со словом «русский»? «Русский святой», «русский царь», «русский Бог», «русская душа», «русский мороз», «русская вера», «русское поле», «русская песня», «русский язык»… Переставить слова из первой во вторую подборку примеров и наоборот невозможно. Нельзя сказать «русская империя», «русское гражданство», «русский паспорт»… Также не повернётся язык сказать: «российский мороз», «российское поле», «российская песня», «российское небо», «российская душа», «российский святой», потому что нет «российской церкви»… Стоп! Российская Церковь была, а российские новомученики и исповедники по сию пору есть в Русской Православной Церкви, потому что до 1943 года она официально именовалась как Греко-Российская Кафолическая Поместная Восточная Церковь.

Когда была переименована Российская Церковь? На проходившем осенью 1943 года Архиерейском Соборе Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Сергий (Страгородский) и, как пишет протоиерей Владислав Цыпин, «изменение титула Патриарха (ранее было — Московский и всея России) связано с изменением официального названия Церкви: вместо Российская — Русская, а это изменение обусловлено было тем, что Россией в ту пору называлась только часть страны — РСФСР, а слово «Русь» обозначает также Украину и Белоруссию, иными словами, бо́льшую часть канонической территории нашей Поместной Церкви».

К названной церковным историком причине изменения патриаршего титула хочу добавить своё небольшое наблюдение, что слово «Русь» в официальном документе в 1943 году звучало почти насмешкой. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…». В 1943 году от слова «Русь» для кремлёвских руководителей действительно пахло, а для большинства так называемых россиян и доныне пахнет «преданьми старины глубокой», былинами да сказками, лаптями да щами, т.е. именно тем, чем и должна была пахнуть вера в Распятого на кресте в стране, устремлённой в светлое коммунистическое будущее.

Подобную путаницу можно наблюдать и в мiру. Российского языка нет[1], зато есть российские учёные, учителя, врачи, спортсмены… На каком языке говорит большинство из них? На русском. Почему же они зовутся российскими? Загадка. Российского языка нет, зато есть российские писатели. Российской церкви нет, зато есть российские святые. Но, может, чтобы никаких вопросов не возникало, русский язык давно надо назвать российским, а Русской Церкви вернуть прежнее её наименование? Привести к единообразию название Церкви и её святых решили члены Священного Синода Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года, постановив называть новомучеников и исповедников Российских Русскими[2], и мы, даст Бог, ещё обсудим это решение Синода.

Что ещё необходимо заметить? То, что все выражения со словом «российский» были наполнены, так сказать, самодержавным смыслом, когда царствовал Российский император. Когда же во главе страны встал Российский президент, тогда эти выражения наполнились демократией. Вспоминается опыт советской жизни и её нововведений. При советской власти тоже были советские люди, советская родина, советская земля… С исчезновением советской власти исчезло слово «советский», вернее сказать, осталось лишь в качестве воспоминаний о СССР. Не исчезнут ли, подобно Советской, земли Русская и Российская?

Российской земли не было до Петра Алексеевича Романова, как не было Советской земли до 1917 года. Конечно, слово «российский» не с реформами Петра возникло и бытовало задолго до них[3], но смысл его был далеко не тем, каким его наполнила Петровская перестройка. Вернее сказать, слово «российский» потому и понадобилось в особом качестве, чтобы отличить выражаемые им понятия от русских, потому что созданное русскими государство перестало вмещаться в слово «русский».

О русская земля, ты уже за холмом

На Гавайских островах русская (или всё же российская?) крепость, в Китае Порт-Артур, в Калифорнии Форт Росс, на Аляске русские (или всё же российские?) первопроходцы. Русской (или все же российской?) могла быть и Киркира, она же остров Корфу. Читайте об этом историю Средиземноморских экспедиций прославленного в лике святых адмирала Феодора Ушакова. Корфу и Гавайи — российская земля? Хотели бы вы, читатель, вместо вопросительного знака видеть здесь восклицание: «Корфу и Гавайи — российская земля!»? Или так: «Порт-Артур и Ляодун — земли социалистического лагеря!»? Святой равноапостольный Николай Японский не хотел. В своём дневнике во время российско-японской войны он оставил такую запись.

Архиепископ Николай (Касаткин): «20 мая (2 июня) 1905. Пятница. Не морская держава Россия. Бог дал ей землю, составляющую 6-ю часть света и тянущуюся беспрерывно по материку, без всяких островов. И владеть бы мирно ею, разрабатывать ее богатства, обращать их во благо своего народа; заботиться о материальном и духовном благе обитателей ее. А русскому правительству все кажется мало, и ширит оно свои владения все больше и больше; да еще какими способами! Маньчжуриею завладеть, отнять ее у Китая, разве доброе дело? «Незамерзающий порт нужен». На что? На похвальбу морякам? Ну, вот и пусть теперь хвалятся своим неслыханным позором поражения. Очевидно, Бог не с нами был, потому что мы нарушили правду. «России нет выхода в океан». Для чего? Разве у нас здесь есть торговля? Никакой. Флот ладился защищать горсть немцев, ведущих здесь свою немецкую торговлю, да выводить мелких жидов в больших своими расходами, много противозаконными. Нам нужны были всего несколько судов, ловить воров нашей рыбы, да несколько береговых крепостей; в случае войны эти же крепости защитили бы имеющиеся суда и не дали бы неприятелю завладеть берегом.

«Зачем вам Корея?» — вопросил я когда-то адмирала Дубасова. «По естественному праву она должна быть наша, — ответил он, — когда человек протягивает ноги, то сковывает то, что у ног; мы растем и протягиваем ноги, Корея у наших ног, мы не можем не протянуться до моря и не сделать Корею нашею». Ну вот и сделали! Ноги отрубают! И Бог не защищает Свой народ, потому что он сотворил неправду. Богочеловек плакал об Иудее, однако же не защитил ее от римлян. Я, бывало, твердил японцам: «Мы с вами всегда будем в дружбе, потому что не можем столкнуться: мы — континентальная держава, вы — морская; мы можем помогать друг другу, дополнять друг друга, но для вражды никогда не будет причины». Так смело это я всегда говорил до занятия нами отбитого у японцев Порт-Артура после китайско-японской войны (Это произошло в 1898 году. — Г.С.). «Боже, что это они наделали!» — со стоном вырвавшиеся у меня первые слова были, когда я услышал об этом нечистом акте русского правительства. Видно теперь, к какому бедствию это привело Россию.

Но поймет ли она хоть отныне этот грозный урок, даваемый ей Провидением? Поймет ли, что ей совсем не нужен большой флот, потому что не морская держава? Царские братья стояли во главе флота доселе, сначала Константин Николаевич, потом — доселе Алексей Александрович, требовали на флот, сколько хотели, и брали, сколько забирала рука; беднили Россию, истощали ее средства, — на что? Чтобы купить позор! Вот теперь владеют японцы миллионными русскими броненосцами. Не нужда во флоте создавала русский флот, а тщеславие; бездарность же не умела порядочно и вооружить его, оттого и пошло все прахом. Откажется ли же ныне Россия от не принадлежащей ей роли большой морской державы? Или все будет в ослеплении — потянется опять творить флот, истощать свои средства, весьма нужные на более существенное, на истинно существенное, как образование народа, разработки своих внутренних богатств и подобное? Она будет беспримерно могущественною, если твердо и ясно сознает себя континентального державою, и хрупкою и слабою, как слаб гермафродит, если опять станет воображать о себе, что она великая и морская держава и потому должна иметь большой флот, который и будет в таком случае всегда добычею врагов ее и источником позора для нее. Помоги ей, Господи, сделаться и умнее и честнее!.. Исстрадалась душа из-за дорогого Отечества, которое правящий им класс делает глупым и бесчестным».

Прошу прощения за длинную цитату из дневников святителя Николая, но чьи слова нам ещё читать, если не святых? У кого учиться, если не у праведников? Некоторые мысли святителя я бы выразил иначе, вернее сказать, по-другому расставил бы акценты. Бог дал шестую часть земли не просто России, но православной России, и Он дал бы ей все моря и все континенты, если бы она крепко хранила Православие. Почему? Потому что Он сказал: Блажени кротцыи: яко тии наследят землю (Мф. 5:5). Вот именно, не шестую часть земли, но всю землю.

Архиеп. Николай: «Не морская держава Россия. /…/ Она будет беспримерно могущественною, если твердо и ясно сознает себя континентального державою».

Г.С.: Морская или не морская держава Россия — этого не мог знать даже святитель, но то, что она отошла от Православия после реформ Петра Алексеевича Романова — факт. Россия будет могущественною не в том случае, «если твердо и ясно сознает себя континентального державою», как говорит святой, но в том, если будет жить по заповедям Божиим и хранить веру Православную.

Архиеп. Николай: «Очевидно, Бог не с нами был, потому что мы нарушили правду».

Г.С.: Какую? Нарушили правду Божию и стали искать свою собственную человеческую выгоду, стали служить не Христу, но своим страстям («не нужда во флоте создавала русский флот, а тщеславие»), это самое и привело к тому, что стали защищать, как говорит святитель, «горсть немцев, ведущих здесь свою немецкую торговлю, да выводить мелких жидов в больших своими расходами…».

Архиеп. Николай: Россия «будет /…/ хрупкою и слабою, как слаб гермафродит, если опять станет воображать о себе, что она великая и морская держава и потому должна иметь большой флот…».

Г.С.: Вот именно, если Россия опять станет строить из себя нечто и жить придуманной жизнью, то останется не только без морей, но и без той земли, что ей дал Христос. А если будет жить по заповедям Христовым, то будет и континентальной, и морской державой.

Архиеп. Николай: Исстрадалась душа из-за дорогого Отечества, которое правящий им класс делает глупым и бесчестным.

Г.С.: Совершенно верно, владыко святый, только я хотел бы уточнить, что делать кого-либо глупым и бесчестным, это и значит — уводить от Православия.

Итак, не русской, но российской землей должны были быть названы Гавайские острова и Корфу, если бы случилось то, чего не случилось — их вхождение в состав Российской империи, которая разрасталась в ущерб Русскому царству и в умаление Русской земле в том смысле, что Российская жизнь по страстям вытесняла Русскую жизнь по заповедям Божиим. О таком замещении праведной жизни идолослужением, которое пышным цветом расцветёт в Советскую эпоху, так поется в четвёртой песне Великого канона в четверток 1-ой седмицы Великого поста: «Самоистука́н бых страстьми́, душу мою вредя́, Щедре…»

«О русская земля! Ты уже за холмом». Эти стихи из «Слова о полку Игореве» в оригинале выглядят иначе: «О руская земле, уже за шеломянем еси». И мы, даст Бог, поговорим о различии земли Руской и Русской, а пока что пытаемся выяснить разницу между землями Русской и Российской. И чтобы проще было понять, чем одна отличается другой, давайте представим, что Советская жизнь простояла бы не семьдесят, а двести лет, т.е. столько, сколько прошло времени от императора Петра Алексеевича до императора-страстотерпца Николая Александровича. Вообразим себе, что, придя в 2117 году в православный храм во вторую Неделю по Пятидесятнице, мы бы услышали такой тропарь: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Советская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия…». Могло быть такое? А почему нет, продержись Советская власть ещё пару столетий? Но если такое пение можно было бы услышать в 2117 году, то что бы это был за храм, что бы это была за земля, и кто были бы эти святые? Неужели те самые Русские святые, которых мы величаем в Русской Православной Церкви? Я думаю, что при полном сохранении их имён, житий, дней памяти и т.д., это были бы другие святые. Почему? Разбирательство с этим вопросом потребует некоторого количества времени, внимания и цитат.

Продолжение следует.

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
2 сентября 2020

[1] По-украински русский язык называется російська мова. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2734928-pochemu-v-ukraine-russkij-jazyk-nazyvajut-rossijskoj-movoj.html

[2] ЖУРНАЛ № 57. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об именовании Собора новомучеников и исповедников Российских и Недели всех святых, в земли российстей просиявших. Справка: Члены Архиерейского Собора 2-5 февраля 2013 года, обсуждая вопрос о времени празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, пришли к выводу о целесообразности употребления именования «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», в связи с тем, что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства. Это суждение нашло свое отражение в пункте 30 Постановлений Освященного Собора, в котором употребляется новое именование. ПОСТАНОВИЛИ:
1. Утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, следующие именования:
«Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников российских»; «Неделя всех святых, в земле русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земле российстей просиявших». http://www.patriarchia.ru/db/text/3005123.html

[3] Так, в «Степенной книге царского родословия» (время написания этой книги историки ограничивают переделами с 1555 по 1563 год, а её авторами считают митрополитов Макария и Афанасия) можно встретить слово «росийский» в таком словесном окружении: «сказание о святем благочестии росииских начялодержец».

Заметки на полях

  • Москва

    Отец Георгий, это очень интересная тема. Профессор Ужанков А. Н. тоже связывал понятия «русский» и «православный», вот ссылка на его статью “РУСЬ” И “РУССКАЯ ЗЕМЛЯ” В МИРОВОЗЗРЕНИИ ДРЕВНЕРУССКИХ КНИЖНИКОВ XI-XV ВВ.:
    https://pravoslavie.ru/268.html. Согласны ли вы с его точкой зрения? И возможно ли вообще «выйти» государству Российскому из своей «русскости» окончательно? Ведь тогда теряется смысл его существования на земле. Спасибо.

  • МО

    Благодарю Вас за ссылку на интересный и очень информативный материал, уважаемая Светлана. Непременно с ним ознакомлюсь. А что касается Вашего вопроса про выход из русскости, то в этой статье ещё три части, и если Ольга Сергеевна их опубликует, то в 4-й части предпринята попытка осмысления, к чему ведёт переименование Российской Церкви, какой она была до 1942 года, в Русскую. Во всяком случае, уместнее будет обсудить Ваш вопрос в конце статьи. А я тем временем почитаю профессора Ужанкова.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок