col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Смири2 дyшу твою2 ѕэлw2

Есть то, что слову не вместить,
Да и зачем слова,
Когда мы можем возлюбить,
Пока душа жива?

Есть то, что не понять уму,
Не всемогущий он.
Как можно доверять тому,
Кто сам не просвещён?

Есть то, что сердцу не вобрать,
Когда оно кипит.
Как необъятное объять?
Никто не объяснит…

Уединись, побудь с собой,
Стесни дыханьем грудь,
Закрой глаза и, как слепой,
О внешнем позабудь.

Скажи прости едва-едва,
Распнись перед Крестом.
Заменит Слово все слова
В смирении Святом.

Иеромонах Роман
14 апреля 2021
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Тверь

    Как важно приобрести всё то, о чём здесь так поэтично сказано! И так не хватает этого душе! Заглянуть в глубину самого себя, побыть в уединении… Краткая Иисусова Молитва или просто «прости»… Суть монашеского жития, но и не только монашеского, а всех, кто находится в поиске прощения и очищения.
    Чем больше душа направляется
    в сторону приобретения смирения, тем больше видит его отсутствие в себе…
    «Есть то, что не понять уму» — да, сердце в этом смысле ушло значительно дальше. Но и оно, оказывается, не совершенно, так как тоже не может объять необъятное.
    Читала, что слову «смирение» никто не может дать точного определения. И это даже не удивительно, потому что смирение в человеке можно только увидеть внутренним взором, почувствовать, но его никак не определить словами. И даже можно иногда увидеть внешне смиренных, а потом всё же почувствовать фальшь. Также и на примере себя самой.
    «Распнись перед Крестом» — наверное через это и приходит истинное смирение.
    Батюшка, благодарю Вас за эти драгоценные советы ! Да хранит Вас Господь !

  • Тотьма.

    Наталья. Тверь: «Читала, что слову «смирение» никто не может дать точного определения».
    https://azbyka.ru/smirenie:
    «Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

    Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал.4:19).
    По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умении не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
    Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом».

    «Есть то, что не понять уму,
    Не всемогущий он.
    Как можно доверять тому,
    Кто сам не просвещён?

    Есть то, что сердцу не вобрать,
    Когда оно кипит.
    Как необъятное объять?
    Никто не объяснит…»
    Спаси, Господи, отец Роман.

  • Тверь

    «Вопрос понимания смирения в святоотеческой мысли рассматривался разносторонне. Можно сказать, что на этот вопрос святые отцы не дали единого и точного определения, но благодаря опытному познанию смирения древними святыми авторами были отмечены существенные особенности и свойства этой добродетели. О непостижимости смирения пишет прп. Иоанн Лествичник: « Смиренномудрие есть не имеющая имени благодать в душе, теми только именуемая, которые изведали её опытом. Это неизреченное богатство, Божие Именование и подаяние.»
    Толкуя эти слова прп. Иоанна, митрополит Лимасольский Афанасий пишет:« Смирение столь богато и столь совершенно, что не может быть ограничено одним определением или именем… То есть смирение — это опыт того, кто им обладает; только он может его выразить. Оно — невыразимое богатство. Оно — Имя Бога.»
    Из этих слов великого подвижника, становится понятным, что смирению нельзя дать конкретное систематическое определение. И поэтому, как верно заключает игумен Синайской горы:«… мы не можем сказать, в чём собственно состоит сила и существо сегодня солнца ( смиренномудрия), однако по его свойствам и действиям можем постигать его существо».
    Из книги иерея Владимира Толстого.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.