col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Елена Смольская. Песнопения Праздника Благовещения

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою[1].

Начало нашего спасения, «главизна» — великое Таинство, дарованное людям, и слова Пересвятой Девы, которые человечество ожидало с затаённым дыханием: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк.1:38).

Красивейшее песнопение Праздника воспеваем и мы вместе со всем творением Божиим: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»[2].

Светилен утрени описывает суть Праздника: «Ангельских сил военачальник послан был от Бога Вседержителя к Чистой и Деве благовествовать необычайное и неизреченное чудо: что Бог, как человек, от Нее младенцем становится без семени, воссоздавая весь человеческий род. Благовествуйте, люди, возрождение мира!»

Кондак Праздника звучит, как победный гимн, в продолжение о первообетовании Мессии из книги Бытия: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15). Губительная дружба Евы со змием сменяется спасительной враждой. «Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения»[3]. В гимнографии Праздника звучит ответ Богородицы: «Осуждение Евы ныне через Меня да уничтожится; в сей день через Меня да воздастся её долг; чрез Меня этот древний долг да будет отдан с преизбытком»[4].

Богослужение Праздника Благовещения совершается по-разному: либо по Постной, либо по Цветной Триоди, в зависимости от того, на какой день приходится Праздник[5]. Праздник может совпасть со днями Великого Поста или днями Светлой Седмицы, а может даже и совпасть с Пасхой. По одной из версий, назывется такое совпадение – Кириопасха то есть (истинная) Господня Пасха. При таком совпадении необычен канон утрени, в котором соединяется пасхальный канон с каноном Праздника Благовещения. Также интересна история Праздника, которая уходит своими корнями в глубокую древность. Даже сохранились росписи катакомб Присциллы (середина III века, Рим) с сюжетом Благовещения. В древности Благовещение праздновалось как Господский Праздник и называлось днем Воплощения[6], но были и другие названия: Зачатия Христа, Начало Искупления, Благовещение о Христе[7].

Гимнографы говорят о Благовещении как о Великом Таинстве, непостижимом разумом человеческим: «О, таинство! Образ истощания неведомь, богатство благости несказанно: Ангел служит чудеси, Девича утроба Сына приемлет, Дух Святый низпосылается, Отец свыше благоволит, и изменение общим творится советом, в немже и имже спасшееся» (св. Андрей Критский)[8].

«О, чудесе! Бог в человецех, Невместимый в ложеснах, Безлетный в лето, и еже преславнее, яко и зачатие безсеменно, и истощание несказанно, и таинство елико. Бог бо истощавается, и воплощается, и зиждется, Ангелу к Чистей зачатие глаголавшу: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, имеяй велию милость» (преп. Иоанн Дамаскин)[9] .

Канон праздника — это диалог между Пресвятой Девой и Архангелом Гавриилом. Смущение, осмысление, переживание слов Архангела, даже некий страх соблазна, как напоминание о соблазне Евы змием, присутствует в речи Пресвятой Девы: «Моя прамати, приемши разум змиин, пищи Божественныя изгнана бысть, темже и Аз боюся целования страннаго твоего, стыдящися поползновения»[10]. Архангел Гавриил и сам боится того, что происходит нечто невероятное. «Говори самую истину: как смогу родить Я Слово, во плоти – Бесплотного, сохранив чистоту Мою неповрежденной?»[11] — спрашивает его Пресвятая Дева. Пытаясь объяснить великую Тайну, Архангел Гавриил напоминает образ неопалимой купины, объятой пламенем и оставшейся несгораемой: «Явила есть купина, неопальна пребывши, приемши пламень, обрадованная Всепетая, на Тебе таинства преславное: по рождестве бо пребудеши Чистая Приснодева»[12]; сравнивает с Небесной росой, сошедшей на Гедеоново руно, превыше всех законов естества: «яко бо дождь на руно, снидет на Тя Слово Отчее, яко благоволи»[13] . И наконец, самый ответственный момент — слово Пресвятой Девы: «Душу убо очистих с телом, и по глаголу твоему буди Мне, да вселится Бог в Мя»[14] .

Как радостно, что среди нас грешных родилась Та, о которой позже в песнопениях Рождества Христова воспоют как о единственном Даре человечества Богу: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву»[15] .

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Елена Смольская
Сайт «Ветрово»
6 апреля 2020

[1] Тропарь Праздника Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

[2] Праздничная Минея. Благовещение. Утреня. Величание. [Электр.ресурс]: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/blg03.shtml (дата обращения: 03.04.2020).

[3] Лопухин А. П. Толковая Библия. Толкование на книгу Бытия. Глава 3. Змий искуситель. [Электр. ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_01/3 (дата обращения: 03.04.2020).

[4] Праздничная Минея. Благовещение. Утреня. Канон. Песнь 6. [Электр. ресурс]: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/blg03.shtml (дата обращения: 03.04.2020).

[5] См. Типикон. Марковы главы.

[6] Красовицкая М. С. Литургика. Лекция 11. Годовой круг неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова. [Электр.ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/liturgika-krasovitskaja/11 (дата обращения: 03.04.2020).

[7] Шиманский Г. И. Литургика. Благовещение Пресвятой Богородицы. Происхождение Праздника, его смысл и значение. [Электр.ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/4 (дата обращения: 03.04.2020).

[8] Праздничная Минея. Благовещение. Великая вечерня. Стихиры на стиховне, глас 4. [Электр. ресурс]: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/blg02.shtml (дата обращения: 03.04.2020).

[9] Там же. Стихиры на Литии, глас 8.

[10] Праздничная Минея. Благовещение. Утреня. Канон. Песнь 3. [Электр. ресурс]: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/blg03.shtml (дата обращения: 03.04.2020).

[11] Там же. Песнь 4.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Праздничная Минея. Благовещение. Утреня. Канон. Песнь 8. [Электр. ресурс]: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/blg03.shtml (дата обращения: 03.04.2020).

[15] Праздничная Минея. Рождество Христово. Великая вечерня. На «Господи воззвах». [Электр.ресурс]: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/rh06.shtml (дата обращения: 03.04.2020).

Заметки на полях

  • г. Рязань

    Святитель Московский Филарет в своё время поразился тому, как удивительно промыслительно совпали эти слова «да будет», произнесённые юной Девой Марией, с громоподобным творческим Словом Божиим, когда в мире воссиял свет после того, как Бог произнёс: «Да будет Свет!» Вот как московский митрополит Филарет пишет об этом: «Во дни творения слово Творца «да будет» производило в мир тварь, но в этот день слово твари «да будет» низводило в мир Творца»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок