МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

В последнее время в России становится популярным языческий праздник Ивана Купалы, который празднуют в ночь с 6 на 7 июля. Праздник включён в событийный календарь, его рекламируют, на него зазывают СМИ. В «сценарий» праздника входит поиск цветка папоротника, прыжки через костёр, плетение венков и гадания. Днем 7 июля в честь «праздника» на улицах обливают прохожих водой. «Очень классная традиция, и вообще русские люди не должны забывать о своих обычаях даже в наше время. Как-то мы проводили с друзьями подобный праздник: устраивали кострище на берегу реки и обливались водой, прыгали через костер, носили венки. Все как положено. Но, к сожалению, папоротник так и не нашли», — рассказывает студентка Марина в издании «Новости Новосибирска».

Своими мыслями по поводу «фольклорного» торжества делится протоиерей Андрей Толубец.

Купала – праздник Ярилы – божества солнца. Обожествлять солнце – это не просто традиция всех язычников – это их незыблемое правило. Солнышко начинает идти на убыль – «умирает», и надо его «подкормить». Во всех солярных культах в этот день обязательно приносились жертвы. Птицы, животные, а подчас и люди сжигались в виде приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно «подпиталось» и не «умерло» (древние ацтеки убивали для этого людей ежедневно). Дым жертвенного костра, согласно языческим поверьям – кратчайший способ доставки энергии жертв на «небо». Именно поэтому в ночь Купалы принято жечь костры – это остаточное явление древних культов, смысл которого уже не помнят и сами язычники. С этим же связан обычай прыгать через костёр – это то, что осталось от жеребьёвки. Выбрать человеческую жертву иногда не решался даже жрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через костёр до тех пор, пока кто-нибудь не падал в него. Считалось, что таким образом «боги» избирали себе жертву.

Поскольку с солнцем ассоциировалось оплодотворяющее начало и оно считалось источником жизни и плодородия, то и его культ подразумевал именно это активное «оплодотворение» — совокупление со случайным партнером и было кульминацией «чудесной и таинственной» ночи Купалы. Купала – день «узаконенного» блуда. Собственно, это не ново. У многих язычников в ходу были подобные оргии по праздникам. Все же это считалось «жертвой богам». Каким богам? Для православного человека ответ на этот вопрос предельно ясен – демонам. Бог Истинный – есть Бог чистоты и святости. Его заповеди призывают к супружеской верности, защищают святость семьи. Разнузданный разврат под личиной «восторженного богослужения» — жертва сатане. Не вымышленному Яриле, а реальному духу лжи и погибели. Светские организаторы празднования Купалы, конечно, не предполагают для своих вечеринок подобного сценария и даже не говорят об этом, но, внедряя этот праздник в народное сознание, они закладывают фундамент к возрождению его во всей полноте. Где гарантия, что через несколько лет привыкшие к Купале люди не узнают о его полном «сценарии» и не начнут воссоздавать его?

Даже беглое знакомство с Купалой показывает, что ни сам предмет поклонения – «бог» Ярило, ни нравственное содержание праздника ничего хорошего не несут человеку. Естественно, сложно предполагать, что кто-то всерьез верит сейчас в «бога» Ярилу. Но обычного человека, пришедшего на Купалу просто отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и чище.

Нередко организаторы популяризуют формы и технологии изготовления «оберегов» и тексты заговоров. Цель одна: сделать из православного праздника, дня памяти и молитвы, очередное мистическое празднество. Тут невольно вспоминаются слова летописца псковского Памфилова монастыря, который, описывая эти «празднества» «во градех и в селах» еще в ХVI веке, находил возможным сказать, что «в годину ту сатана красуется, якоже сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют».

Создается впечатление, что кто-то целенаправленно старается вырастить из молодежи кого угодно, но не нормальных людей — хороших мужей и жен, отцов и матерей, полноценных и ответственных членов общества. Беда здесь ещё и в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и играми не видим тот, кто управляет языческим игрищем. Нужен ли нам такой праздник? Пусть каждый сам даст себе ответ на этот вопрос.

По материалам сайта «Культура ВРН»
6 июля 2019

Заметки на полях

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на