col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Протоиерей Александр Шаргунов. «И вот перед нами – чудесный пир»

Проповедь в Неделю восьмую по Пятидесятнице

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Евангелие от Матфея, 14:14–22

Когда Иисус увидел множество людей, слышим мы в сегодняшнем Евангелии, Он сжалился над ними. Никто, как Христос, не имеет такой жалости к человеческим душам. Его сострадание к людям поистине не имеет конца. Все Евангелие раскрывает нам именно такой лик Христа. Он не только жалеет людей, Он помогает им. Сколько тех, кто были больны и исцелели – а теперь, когда Он видит их голодными, Он насыщает их.

Ученики, наверное, полагали, что день напряженнейшего труда наконец-то завершен, и теперь можно распустить народ. Но Христос не может отпустить людей голодными и повелевает Своим ученикам накормить их. Удивительное дело – не только народ влечется ко Христу, но и Сам Христос не хочет расставаться с теми, кто приходит к Нему. «Не надо им уходить, – говорит Он, – но если они так голодны, им надо уходить, потому что этого требует их естество. Но лучше вы сейчас же дайте им есть». Господь для тела (1 Кор. 6:13) – это Его рук творение, это то, что, как и душу, Он пришел искупить. Он Сам облекся телом, и Ему надо научить нас полагаться на Него во всем, что касается наших телесных нужд. Если мы ищем Царства Божия, если это наша главная мысль и забота, все остальное приложится нам так, как Он считает полезным для нас. То есть так, чтобы это укрепляло нас на нашем пути к Царству Божию.

И вот перед нами – чудесный пир, на котором угощает Сам Христос. Кто-то заметил, что по числу гостей можно судить, сколько заплачено за пир. Их было пять тысяч, не считая женщин и детей, но Он мог бы накормить и все человечество. Как и кормит, между прочим. Желая только одного – чтобы мы не лишились небесного пира Агнца. В том-то и дело, что остается вопрос: все ли они пошли после этого за Христом? Или насытились и ушли от Него навсегда? А может быть, были среди них такие, которые потом кричали: «Распни Его!»

Нам радостно думать, что Церковь – это множество людей, и отрадно видеть, когда много народа собирается в храме на праздник. Это добрый знак. Но все ли, когда выходят из храма, сохраняют слово Господне в сердце своем? Сколь многие из ходящих в храм, когда пришла революция 1917 года, оказались среди врагов Христовых! И мы знаем, что это не было последним испытанием Церкви.

Прежде всего Господь хочет напитать нас словом истины, и только потом совершается чудо. Пять хлебов и две рыбы. Во-первых, это очень немного – всего-то для небольшой семьи. Нам самим этого может не хватить. И, во-вторых, – самая простая, обычная пища. Ни вина, ни деликатесов. Не потому ли, чтобы мы не искали разнообразия и утонченности в пище и во всем земном, но только самое необходимое? Однако самая простая еда может стать чудесно вкусной, вкуснее всего на свете. Так Великим Постом Господь возвращает нам вкус к самой простой еде как к чуду. Так монастырская еда исключительно вкусна, оттого что приготовлена с благословением Божиим и с молитвой. И по этой причине всякая христианская трапеза должна непременно предваряться молитвой.

Он посадил на траву, где нет, кажется, даже самого необходимого: ни скатерти, ни тарелок, ни вилок, ни стульев, ни столов – не то что царского великолепия. Но Он показывает, что Царство Его – не от мира сего.

Какой же тайне Царства Божия научил Господь этим чудом апостолов и всю Церковь? Когда в мире нужда, и у нас самих очень мало, мы должны давать другим из этого малого. Это есть лучший способ получить большее. Для этого нужно все принести Христу. Здесь – Божий ответ на все времена: на то, что, на самом деле, означают экономические проблемы, над разрешением которых бьется человечество.

Только так мы можем достигнуть процветания и благосостояния – положить все в руки нашего Господа, чтобы Он распорядился этим как Ему угодно, и чтобы мы могли взять это обратно из Его рук. И тогда все не только стократно увеличится, но и станет безмерно более сладким для нас. Вот почему Святая Церковь видит в этом чуде прообраз Евхаристии и предвкушение грядущего Царства Небесного.

Служители Христовы никогда не смогут наполнить небесной пищей сердца людей, если прежде Христос не наполнит их руки. В этом смысл ученичества Христова: то, что Господь дает Своим ученикам, они должны давать людям. Обратите внимание на то, как умножились хлебы: не так, чтобы вдруг возникли горы еды, но по мере того, как совершалось раздаяние. Так благодать и то, что по благодати, растет (как пламя от одной свечи тысячам других), когда раздается. Не ищите царства земного прежде всего – в то время как все земное гибнет, исчезает при трате, духовные дары (и все земное, когда оно определяется исканием небесного) умножаются.

Человек, узнавший чудо любви Христовой, дает радостно и свободно, и получает все больше и больше. Как сказано в Евангелии, после умножения хлебов осталось двенадцать коробов кусков – по коробу для каждого апостола – с тем, чтобы они могли продолжить жизнь так, как учит Христос. То, что они отдали, они получили снова, и с этим получили бесконечно большее. Чтобы они и все мы знали, что Христос дает не скупо, но щедро и с избытком.

Церковь призывает нас сегодня увидеть, что жизнь чудесна. Святые отцы говорят, что в чуде умножения хлебов явлена та же самая Божия сила, которая каждый год умножает семена, посеянные в землю и, как в первые дни творения, повелевает земле приносить свой плод. Так что отданное земле пригоршнями, возвращается снопами. Это Господне делание, и это наше участие в чуде Господнем.

Благословен Бог наш! Если бы весь наш народ, все человечество собрались у ног Его, то хватило бы для всех, и достаточно было бы для каждого. Но самое главное – уже здесь и сейчас началось бы Царство Небесное.

Протоиерей Александр Шаргунов
Из книги «Евангелие дня» (СПб.-М.: Отчий дом, 2018)

Заметки на полях

  • г. Москва

    С праздником!

    Большое спасибо! Прекрасная статья! Благословен Бог наш!

  • Рыбинск

    С праздником! И да хранит Вас Господь! Иисус сказал про бедную вдову, положившую 2 лепты в сокровищницу: «истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание своё»(Марк, 12,44) Сейчас появилась хорошая традиция: всем миром собираются деньги на лечение больных детей. И по 100, 200, даже 50 рублей собирают миллионы. Это сколько же людей откликается на беду! И дают не от скупости, а просто больше не могут. А вот дают ли те, кто яхты да дворцы покупает?!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок