col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Протоиерей Александр Шаргунов. «Церковь Христова не от мiра сего»

Проповедь в Неделю седьмую по Пасхе

Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мiра. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мiра; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мiре молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мiре, но они в мiре, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мiре, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мiре, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Евангелие от Иоанна, 17:1–13

Се­год­ня Гос­подь в Сво­ей пер­во­свя­щен­ни­чес­кой мо­лит­ве го­во­рит, что Я и Отец од­но, и об­ра­ща­ясь к От­цу Не­бес­но­му, что все Мое – Твое. Бла­жен­ный Ав­гус­тин го­во­рит, что эти сло­ва по­нят­ны каж­до­му че­ло­ве­ку, но ко­гда Он вслед за этим до­бав­ля­ет: И все Твое – Мое, то со­вер­шен­но яс­но, что ни­кто ни­ког­да из лю­дей не ис­по­ве­до­вал та­кое единст­во с Бо­гом От­цом. Бла­жен­ный Ав­гус­тин до­бав­ля­ет, что он на­шел муд­рость, ко­то­рую ис­по­ве­ду­ет хрис­ти­анс­кое от­кро­ве­ние, во всех великих религиях, но он нигде не нашел того, что Слово стало плотью. И оттого вся мудрость этих религий становится ложью, становится относительной. Бог стал человеком для того чтобы человек мог быть по благодати богом, для того чтобы все, что имеет Бог, принадлежало нам. Для того чтобы мы этой жизнью приобщались Церкви Святой. И эту жизнь хранили, и эту веру исповедовали.

Господь в Своей беседе с учениками говорит о том, что Он молится о всех верных, чтобы они были сохранены в истине и истиной были освящены. Он говорит о том, что все, что Его, принадлежит Отцу, и все, что принадлежит Отцу, Ему принадлежит, и принадлежит тем, которые верят в Него всю жизнь. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16, 15).

Господь молится о тех, кто уверовал, что Он Сын Божий. Он молится не о всем мiре, а только о тех, кто верует в Него. Я о них молю: не о всем мiре молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои, – эти слова заставляют задуматься каждого.

Господь хочет сказать нам о том отступлении, которое будет постепенно происходить в мiре, и будет возрастать, когда мiр станет восприниматься уже не просто как то, что сотворено Богом и искажено грехом, а как человеческое общество, объединяющееся без Бога. И против Бога.

Не о том Я молю, – говорит Христос, – чтобы взял их от мiра, а о том, чтобы они не растворились в этом мiре. Одно не менее драгоценно, чем другое. Церковь Христова не от мiра сего. Только тогда, когда Церковь неотмiрна, когда она не сливается с мiром, с его грехом и заблуждениями, когда она устремлена к тому, чтобы причаститься Божественной силе и мудрости, – только тогда способна Церковь существовать в этом мiре.

Но не для того дается Церкви Христовой дар быть не от мiра сего, чтобы она ушла из мiра. Не для того Христос пришел на землю и пролил Кровь, чтобы мы радовались своему благочестию и не печалились о том, что весь остальной мiр, который Бог возлюбил до смерти Своего Единородного Сына, идет к гибели.

Мы слышим сегодня за Литургией молитву на Тайной Вечери Господа нашего Иисуса Христа, которая называется первосвященнической молитвой. Накануне Своих крестных страданий, прежде чем Он будет предан на поругание и отвергнут людьми, прежде чем Он принесет Себя в жертву за спасение рода человеческого, Христос молится. О ком Он молится?

Господь говорит слова, на которые мы не можем не обратить внимания: Я о них молю: не о всем мiре молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. Я о них молю – говорит Господь и еще раз повторяет, что Его молитва не о всем мiре, а только о тех, кто верят в Бога. Такие удивительные слова – о тех, которых Ты дал Мне, то есть Он молится только о тех, которые принадлежат Христу.

Неужели Христос ненавидит мiр? Неужели Он пришел не для того, чтобы спасти всех? Нет, мы знаем, что Господь никогда не отворачивается от мiра, и тем более не ненавидит его. Самое величайшее проявление Его любви в том, что Он пришел, чтобы до конца разделить скорбь, смерть и весь ужас человеческого существования. Он Сам сказал: Ибо так возлюбил Бог мiр, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Что же значат Его слова о том, что Он не о мiре молится, но о верующих в Него? Эти слова значат, что, в конце концов, все зависит только от Церкви, от тех, кто верит в Него – сохранится эта вера в мiре или не сохранится. Судьбы каждого народа и всего человечества зависят от этого. Потому что если Церковь поколеблется в своей вере и утратит ее чистоту, если Церковь отречется от Христа, тогда наступит полная тьма в мiре, гибель всего человечества. И поэтому первосвященническая молитва Христа о Церкви – не только о тех, кого дал Ему Отец Небесный в земной жизни, но о всех, верующих по их слову, то есть и о всех нас.

Мы слышим сегодня в Евангелии первосвященническую молитву Спасителя. В том вечная жизнь, – говорит Господь, – да знают Тебя Единого истинного Бога и Посланного Тобою Иисуса Христа. Не плоть и кровь открывают человеку это знание, по свидетельству Спасителя апостолу Петру, а Отец, Сущий на небесах (Мф. 16:17). Только неложное, непрелестное знание Бога, которое никто не может дать, кроме Бога, дает Церкви вечную жизнь, для которой созданы все люди и которую Церковь должна донести до всех людей. Прежде чем проповедовать истину и спасать людей истиной, Церковь – те, кто принадлежат ей – должны сами познать истину не одним умом, но ощутив в себе дыхание Божественной жизни. И со страхом и трепетом, с радостной готовностью ничего не пожалеть, только бы не утратить этого дара, свидетельствовать о присутствии Единого Истинного Бога в своей личной жизни. И если есть присутствие Его в нашей личной жизни, то она становится связанной с жизнью других людей.

И мы понимаем, что смысл нашей жизни, пребывания в Церкви заключается в том, чтобы сохранить эту истину и донести ее до всех людей, потому что она принадлежит всем – и тем, кто в Церкви, и кто еще не двора сего (Ин. 10:16). Истина – это любовь, которая рождается от познания вечной жизни, познания Бога.

«Я о них молю, не о всем мiре молю, но о тех, кого Ты Мне дал, ибо они Твои». Неужели Господь не молится обо всех, а только о Своих учениках? Ученики Христовы, говорят святые отцы, – это добрая земля, на которой Небесным Сеятелем посеяно доброе семя. Если погибнет это семя, то весь мiр зарастет дикой сорной травой. Поэтому необходимо смирение и мудрость: надо оградить вначале малое поле – то, с чего началась Церковь Христова, надо спасти то малое стадо, в котором присутствует Сам Христос, а потом уже можно идти дальше.

Сколько мечтателей было в человеческой истории и в Церкви, в том числе, таких, что горделиво предлагали осчастливить сразу весь род человеческий! Христос тоже пришел всех спасти. Но разница заключается в том, что проходило немного времени, и от обещаний этих мечтателей ничего не оставалось. Во всех этих лжеучениях была одна особенная черта: желание понравиться всем. И для этого надо было всем угодить. Для этого надо было создать другое христианство. «Православие не подходит современному человеку, – говорят враги православия, – оно слишком требовательно: посты какие-то, длинные богослужения. Надо все упростить, встать вровень с современными людьми. Приходите к нам, у нас все понятнее, приятнее, доступнее. Вообще, давайте объединимся, создадим одну общую религию, и сразу спасем всех».

Не о всем мiре молю – говорит Господь. Так всемiрный потоп был, несмотря на кажущуюся жестокость, проявлением Божией заботы о всем человечестве: чтобы спасти одну чистую ветвь, надо было отсечь все остальные ветви, которые настолько прогнили, что они могли заразить смертельной болезнью и эту единственную здоровую, и тогда все древо человеческого рода навеки погибло бы. Точно так же мы должны понимать истребление нечестивых языческих народов Израилем, о котором мы читаем в Ветхом завете. Если бы не сохранился в человечестве тот чистый, незамутненный в исповедании Богом данной веры остаток, о котором апостол Павел говорит (Рим. 9, 27), то не явился бы из него Мессия Христос, Спаситель всего рода человеческого.

Велико было развращение допотопных людей и язычников, но благодаря пришествию в мiр Христа и для них среди беспросветного ада воссияла надежда. Вы помните, как апостол Петр говорит об этом. Христос, сойдя во ад, находящимся в темнице духам проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя, во времена строения ковчега (1 Пет. 3, 19–20). И те из нечестивых людей, погубленных потопом или беспощадным истреблением богоизбранным народом, кто приняли проповедь покаяния, были спасены.

Судьбы человечества связаны с хранением истины. Все, что происходит в мiре, все катаклизмы, потрясения, войны – все сводится к одному простому: насколько хранится истина в роде человеческом, настолько Господь хранит его. Поэтому так опасен всякий компромисс с ложью, якобы ради спасения всех, ради физического сохранения Церкви. И даже якобы ради Господа. Слово Писания отвечает таким людям: Не говори: ради Господа я согрешил, потому что Он не имеет надобности в муже лукавом и грешном; то, что Он ненавидит, не должно делать (Сир. 15:11–12). Пока в мiре будет хоть один человек, говорят святые отцы, до конца верный истине, мiр еще будет иметь смысл своего существования.

Не о всем мiре молю – молится Христос. Весь мiр так Бог возлюбил, что Сына Своего Единородного послал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (1 Ин. 4:9). Христос молится о мiре и умирает за этот мiр. Но прежде всего Он молится за тех, кто принимают Его слово истины и веруют Ему. И Он молится о всех верующих в Него на всяком месте и во все века. И мы с вами охвачены этой молитвою Господней.

Господь видит опасность, которая исходит от мiра для Церкви Его. «Сохрани их от мiра» – молится наш Господь. Неужели Он хочет взять Своих учеников из этого мiра, послать огненные колесницы, как послал пророку Илии, чтобы вознести их на небеса, чтобы они были избавлены от этого мiра? Нет, Христос молится о другом. Он не молится о том, чтобы Его ученики могли избежать мiра и его ненависти. С неизбежностью эта ненависть обрушится как на Христа, так и на Его учеников, потому что они не будут соответствовать понятиям этого мiра. Мiр, который лежит во зле и во лжи, и те, кто освящены Божией истиной, всегда будут противостоять друг другу. Воля Божия, воля Христова в том, чтобы мы взяли свой крест, а не сошли с него. И среди нас будут мученики, но каждый в свой черед, пока не завершится свидетельство.

Не молю о том, чтобы Ты избавил их от скорбей этого мiра и от труда, и от креста – молит Господь – но о том, чтобы они были избавлены от неприязни, чтобы в этом противостоянии мiру они могли победить, чтобы мiр не победил их. И те, кого хранит Бог, будут всегда в безопасности, потому что кто может противостоять силе Божией! Под Божественным покровом будут всегда все, кто совершает служение Божие, кто стоит за истину. И в этот момент Спаситель обращается к Богу Отцу.

Отче Святый – говорит Он. Бога он называет Святым, то есть, Тем, Кто ненавидит грех. И Кто сделает святыми всех, кто Ему принадлежит и сохранит их от греха и от всякой лжи. Сохрани их от зла – говорит Он. «И избави нас от лукавого», – молимся мы Господу – защити от диавола искусителя, чтобы вера наша устояла. Спаси нас от губителя душ человеческих, сделай так, чтобы не было у нас смертельно опасного заблуждения, сохрани нас от зла мiра сего. Не о том молится Господь, чтобы не было у нас скорбей и искушений, но чтобы мы сохранили свою веру в чистоте и непорочности, пройдя через все.

Сегодня мы, может быть, больше, чем когда-либо, нуждаемся в том, чтобы защитил нас Сам Господь. Мы погибнем, если Ты, Господи, не сохранишь нас. Но чем страшнее испытание, тем драгоценнее сияет истина, тем совершеннее радость. Сам Господь молится за нас, чтобы радость наша была совершенной. В этом смысл всего, что совершается в человеческой истории, в жизни каждого из нас. В этом смысл Его пришествия к нам. Бог желает, чтобы у нас была полнота радости, чтобы эта радость была у нас вовеки. Христос наша радость. И без Него всякая радость меркнет и становится быстро своею противоположностью.

Христос наша радость, и потому радостью нашей должен стать каждый человек, как для Него радость – каждый человек. И потому преподобный Серафим каждому приходящему к нему говорит: «Радость моя, Христос воскресе!» Оттого что Христос воскрес, это принадлежит всем людям. Каждый человек – радость для Господа, и для нас в Господе каждый человек должен стать радостью.

Потому апостол Иоанн Богослов говорит, и в этом заключается богословие святых отцов: Для меня нет большей радости, чем видеть детей своих, ходящих в истине (3 Ин. 1, 4).

Протоиерей Александр Шаргунов
Из книги «Евангелие дня» (СПб.-М.: Отчий дом, 2018)

Заметки на полях

  • Помним. «… Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. …» (Ин.17:1–13). … Знаем и это. Церковь Христова не от мiра сего. Только тогда, когда Церковь неотмiрна, когда она не сливается с мiром, с его грехом и заблуждениями, когда она устремлена к тому, чтобы причаститься Божественной силе и мудрости, – только тогда способна Церковь существовать в этом мiре. «В том вечная жизнь, – говорит Господь, – да знают Тебя Единого истинного Бога и Посланного Тобою Иисуса Христа. Не плоть и кровь открывают человеку это знание, по свидетельству Спасителя апостолу Петру, а Отец, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). … Церковь – те, кто принадлежат ей – должны сами познать (и принять) истину не одним умом, но ощутив в себе дыхание Божественной жизни.

  • И сам по себе на деле опасен всякий компромисс с ложью, якобы ради спасения всех, ради физического сохранения Церкви. И даже якобы ради Господа. Слово Писания отвечает таким людям: «Не говори: ради Господа я согрешил, потому что Он не имеет надобности в муже лукавом и грешном; то, что Он ненавидит, не должно делать» (Сир. 15:11–12).

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении страждущий в болезни:

    Знаем, что мудрость иных религий становится ложью, становится относительной без полного познания о Иисусе Христе. … Помним. «… Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. …» (Ин.17:1–13). … Неложное, непрелестное знание Бога, которое никто не может дать, кроме Бога, дает Церкви вечную жизнь, для которой созданы все люди и которую Церковь должна донести до всех людей. … Апостол Иоанн Богослов говорит, и в этом заключается богословие святых отцов: Для меня нет большей радости, чем видеть детей своих, ходящих в истине (3 Ин. 1, 4).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок