col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Владимир Трипольский. Если б они глаза немножко приоткрыли…

Размышления по поводу статьи А. Д. Степанова «Ошибочная историософия иеромонаха Романа (Матюшина)»

Рус­ское на­ци­о­наль­но-пат­ри­о­ти­чес­кое дви­же­ние на се­год­ня в ос­нов­ном со­бра­но во­круг В. В. Пу­ти­на. Но есть его окра­и­ны, ко­то­рые мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как нью-бе­ло­гвар­дейс­кие и нью-боль­ше­вистские. Не­кая до­ля уни­чи­жи­тель­нос­ти в сло­ве «нью» оправ­да­на: это мар­ги­наль­ные груп­пы. К по­след­ним мож­но от­нес­ти с боль­шой до­лей ве­ро­ят­нос­ти А. Д. Сте­па­но­ва и тех, кто ту­су­ет­ся на РНЛ. Для них ха­рак­тер­на смесь и но­во­пра­во­слав­но­го в ут­верж­де­ни­ях, и ста­ро­боль­ше­вист­ско­го в ре­ак­ци­ях. Это не яр­лык, прос­тая кон­ста­та­ция фак­та пре­вра­ще­ний.

В отличие от этих течений, на мой взгляд, историософия отца Романа только православная, с трезвой оценкой прошлого. Если отец Роман назвал своих оппонентов «советскими христианами», то я называл их и раньше «православными социал-коммунистами» (это такое «стояние враскоряку» разумом между коммунистическим прошлым и православным настоящим). Почему «социал-коммунистами»? Да потому, что в одних преобладание социализма и его идей, в других — коммунистическая загнанность в делах и оценках. Всё как при Марксе: социалистические идеи до того, коммунистические — после.

В слове «мутация» нет ничего оскорбительного. Процесс естественный, в природе живого и людей постоянный. А потому и в случае трансформации мышления человека из советской эпохи в современную применим и не обиден. Как и то, какое определение дал о. Роман для РНЛ —«сталинский сайт советских романтиков». Здесь, наверно, весь их спектр. Общаясь с ними на форумах, испытал на себе их «романтичность». В этом нет ничего от навешивания , простая констатация факта происходящего с людьми. Скорее это их беда. И потому отношусь к ним сочувственно, как к больным.

В чём смысл выражения «плен» в стихотворении «Тоска по плену»? Предложу свою версию . Ещё задолго до революции Достоевский назвал революционеров бесами. Это действительно так. Вместе взятые, они составляли множество взбесившихся людей. Проповедуемая ими революционная идеология прямо противоположна христианству. В общем, бесовщина. К власти в 1917-м приходят крайне радикальные бесы революции — большевики. В плену у этой радикальной бесовщины и находился русский народ, а вместе с ними и все другие. Плен этот был и физический, и духовный.

В дальнейшем сопротивление православного народа уменьшилось. И он вольно-невольно стал приспосабливаться (что не означает полностью принимать!) к новым условиям. Вплоть до вступления в партию коммунистов. Поскольку это обеспечивало лучший уровень существования, социальный статус, некоторые привилегии. Что вполне естественно, так живёт весь живой мир природы, а человек часть его. Происходит удивительный феномен нашей истории — взаимопроникновение большевистского и православного. После репрессий 1930-х, а ещё больше после Великой Отечественной войны бесовское истощается, православное прирастает. Этот симбиоз продолжается до конца 1980-х, когда начинается резкое ослабление советской коммунистической системы. В начале 1990-х происходит её окончательный слом. Но это во внешнем, в политическом. Более сложен переход из состояния «развитого социализма» в состояние свободы в Боге в сознании. Мутация, породившая в 1930-х людей с двойной большевистско-православной ориентацией ради элементарного выживания в крайне агрессивной среде, имела в 1990-х обратное действие — православно-коммунистическое. И тут фактор выживания не играл той острой необходимости. Происходило медленное вытравливание большевистского. Оно тем более стопорилось удивительным симбиозом православных морально-нравственных принципов и коммунистических (во многом позаимствованных у христиан). Ведь в их представлениях доходит до крайности — Иисуса Христа провозглашают «первым коммунистом», а первые христианские общины — «первыми коммунами». Коммунистической идее не откажешь в силе выживаемости, эффекте хамелеона.

Но почему Империя распалась? Тому есть несколько причин. Первая, наиглавнейшая — этногенетическая. Русский этнос генерации от IX века входил в период этногенетического старения с распадом русского этногенетического поля (на великорусское, украинское, белорусское), а также суперэтнического (вышли из общего этногенеза этносы Прибалтики, Кавказа, Средней Азии, молдаване).
Вторая причина — историческая. В 1921 г. на съезде партии большевиков Сталин с подачи Ленина объявил «украинизацию» юго-западной окраины русского этногенетического пространства. Следом начинается и «белоруссизация» или «литвинизация» северо-западной части русского населения. В 1922 г. объявляется о создании СССР. Страна перекраивается по этническим признакам на «национальные» республики, края, области. Спустя 70 лет по этим же границам и происходит разделение.

Вывод: период этногенетической «зрелости» 1612-1987 гг. закончился, и великая Российская империя разделилась на части. Но вместе с тем закончился период физического и духовного плена от большевистской бесовщины. Она просто выдохлась, но не исчезла окончательно. Посеянные ею ядовитые семена дурмана коммунистических идей «свободы, равенства, братства» до сих пор прорастают в новых поколениях. Свобода возможна только в Боге. Как и равенство, и братство.

Время распада страны негативнее всего отразилось на русских людях. Те из них, кто попал в среду этносов окраин, был подвергнут гонениям, ассимиляции, порой и уничтожению физическому. Это не было исключением. Такое происходило всегда в истории империй. Россия и русские не являются исключением. Однажды предав Государя, отрекшись от Христа, русские познали не только страшные гонения 1918-1940-х, физическое уничтожение на войне, но и горечь развала великой страны. Великой не только территориально, но и боевыми подвигами, культурно-духовными традициями. Однажды уступив бесовщине, пришлось испить чашу горькую до дна. Такова цена освобождения из плена бесовского, ломка наркомана тут тоже уместна для сравнения.

Г-н Степанов и тут не удержался, его выпад в сторону отца Романа почти обвинительный. Уж не отрекается ли тот от юбилеев Победы и прочих?! Но как же быть с тем, что на РНЛ буквально обмусоливалась «великая октябрьская революция»? И большинство авторов писали о её чуть ли не благотворном влиянии. Часовой полёт Юрия Гагарина впечатляет свой новизной, отчаянностью и мужеством. Но где наши поминальные дни общероссийского стояния в память жертв великих репрессий? Где наши воспоминания о 7 миллионах жертв рукотворного голода 1930-х?

Период суперэтнизации русского этноса в XVII-XX вв. привёл к расширению территории его обитания в несколько раз, включению двух сотен этносов и этнических групп в общий этногенез и историю. На пространстве Северной Евразии сформировался суперэтнос, который можно назвать «русско-евразийским». В этом термине находит себе место ведущая и титульная роль русского этноса и роль евразийских этносов как этногенетической матрицы. Те же процессы идут в Европе, Китае, на полуострове Индостан, в Юго-Западной Азии и Северной Африке. На подходе все остальные регионы мира. Исходя из русско-евразийского положения, нельзя считать нашу культуру чисто русской. Она давно уже переросла узкие рамки моноэтничной и превратилась в русско-евразийскую. То есть наша культура создавалась не только одними русскими людьми. Много в ней было выходцев из других народов/этносов. Это умаляет значение русских в культурном процессе? Нисколько. Но признание вклада других только расширяет границы понимания культурного феномена до русско-евразийского и мирового.

Ошибка г-на Степанова уже в том, что он с позиции «православно-большевистской» взялся судить духовное прозрение отца Романа. При всей внешней простоте поэтических образов, в стихах глубочайшее понимание всей трагичности русского подвига. О сложности перехода людей, обольщённых бесами, к пентаграмме, в сердце проникшей, и в то же время вольно-невольно носящих нательный крестик (стихотворение «Вспять»). И вправду, ты хоть золотой крест во всё пузо на себя водрузи, толку-то от того. Либо ты отрекаешься раз и навсегда от бесовского, либо… на двух стульях не усидишь. Тем более что они разновелики и постоянно разъезжаются.

Гражданская война, коммунистическая пропаганда, массовый голод, репрессии, изгнание большей и лучшей части культурной элиты, «безбожные пятилетки» (в середине 1930-х в обществе безбожников состояло 5 миллионов советских граждан, а сколько ещё обольщённых по стране?!), моральное и физическое уничтожение православного начала сыграли свою роль. Трагичность всего этого видна в ходе Великой Отечественной войны. Коллаборационизм изначально грелся надеждой многих на то, что придут немцы и освободят их от «большевистского ига». Сдавались десятками тысяч, надеясь на лучшее? Врагу отдана в короткий срок территория до самой Волги. В плен попали 3,9 миллиона советских бойцов и командиров. Больше миллиона дезертиров болтается по стране. В оккупации оказались до 70 миллионов (!!!) граждан СССР. Это же не только военное поражение, не знаемое ни в русской истории, ни в мировой. Поражение моральное до слома советской светской духовности. И в то же время по молитвам духовных пастырей наших — подъём загнанной в дальние углы русской души духовности христианской. С 1942 года советская патриотичность поддерживается заградотрядами частей НКВД.

Борьба между «красными» и «белыми» продолжается и во время войны, не заканчивается и после. Холодная война Запада против СССР привлекает белоэмигрантские круги на свою сторону. Трагичность существования русских продолжается. С одной стороны, те, кто в СССР живёт в вынужденном симбиозе с богопротивной властью. Им некуда бежать, да и незачем. Они смиренно принимают советскую данность, разделяя власть коммунистов и Отечество. Они вынуждены выживать в тех условиях, в которых оказались. Не ропща, постепенно изживая в себе безбожие, заложенное десятилетиями влияния коммунистической пропаганды и репрессий. Но как только власть ослабла, русские люди молча, без шума и пропагандистской пыли, берутся за восстановление храмов и монастырей. Началось великое русское возрождение!

И вот ведь какая странность: как только обращаешь внимание на не очень хорошие моменты советской истории, так тебя тут же запишут в «антисоветчики»! Что это, если не отрыжка большевистского в только внешне оправославившемся человеке? Даже г-н Степанов, позиционирующий себя православным и русским, не избежал соблазна обвинения молитвенника — отца Романа — в антисоветизме, необелогвардействе. Не понимая истинно православную его позицию. Большевики угнетали русский народ. Отрицать это — значит не знать нашей истории советского периода или закрывать глаза на преступления власти, особенно в 1918-1953 гг. Что Анатолий Дмитриевич и делает. Не просто закрывает, а плотно зажмуривает их. И это тем более печально, что он старается хоть как-то объединить русских людей. Если б он глаза немножко приоткрыл…

Большевизм изначально антирусский, антиправославный. Таковым и остался до сего времени. Нас смущает то, что на деле произошло некоторое взаимопроникновение большевистского и русского. С другой стороны, белогвардейство есть порождение той же самой революционизации, что и большевизм. Только правоцентристского толка. Это ведь они, певцы сладкоголосые, принимали активнейшее участие в разложении русского православного сознания до 1917 года. Но после не сумели удержать власть в руках и были вынуждены бежать. Большая ли разница между левыми и правыми в российском революционном движении, если они все скопом боролись за устранение не только государя Николая Второго, но и свержение самодержавия. На тот исторический момент являвшегося избранным народом и легитимным. То есть, и те, и другие — государственные преступники! Для возвращения к Богу необходимо не только понимание ими своего греха, но и раскаяние в содеянном. Полного отречения греха, а не так, как сегодня: внешне вроде бы и отреклись на публику, а в душе семена греха хранят до поры.

Советская власть держалась на штыках, на всепроникающей и умело организованной коммунистической пропаганде, замешанной искусно на полуправде, полулжи. На беспрецедентном моральном и физическом давлении на человека и общество. Человеку и гражданину в низах обеспечивалось стойловое содержание и порция «кормов» в виде хлеба и зрелищ. Русские люди, бежавшие за границу, объединились в лоне РПЦЗ и русской эмиграции, оставаясь разрозненными. Оторванные от русского, они оставались русскими. Но в иных условиях, окружении, обстоятельствах они всё более отдалялись от русского целого в России-СССР. Сложность положения, трагичность изгнания, мучительные поиски путей выживания в чужой агрессивной среде — было их уделом. Но и меняло их внутреннюю суть, отдаляя от единого русского, которое испытало все муки советского плена ради того, чтобы выжить. Не оскотиниться в безбожном окружении, не пасть жертвой расстрелов и лагерей, не превратиться в животное стойлового содержания с опустевшей душой и простыми инстинктами. Трагичность и сложность положения и тех, и других внешне понятна, но не понята, не осознанна ими до конца.

Рассуждения в категориях «советский-антисоветский» бесплодны. Поскольку «советский» — всего лишь слабое отражение вывески «СССР», которой заменили прежнюю —«Великая Российская империя» . Ещё не одно поколение историков и философов от истории будет осмысливать эти трансформации. Дай им Бог в этом православной основы. Но не степановской, «православно-большевистской». Упаси Господи, не обвиняю, не ярлычу, не осуждаю Анатолия Дмитриевича. Мне по-человечески больно за него, за его метания, за мутную неопределённость души и разума. И вообще, кто я такой, чтобы судить?!

Кто такой Сталин, каково его историческое значение для России и русских? Давайте проследим его жизненный путь. Назовём это «сталинские удары по русскому народу».

В 14 лет Иосиф Джугашвили приходит в революционное движение, которое было направлено против русского, православного;

— становится активным участником революционного движения, профессиональным революционером-разрушителем русских православных традиций, Российской империи;

— активнейший участник гражданской войны большевиков против русских, один из руководителей;

— в декабре 1921 г. на съезде партии большевиков объявляет о начале «украинизации» русских Малороссии и в дальнейшем руководит этим насильственным разрушительным процессом;

— руководитель массовых репрессий в СССР, создатель сети концентрационных лагерей известных как ГУЛАГ; при этом важно понимать, что основными сидельцами в тюрьмах и лагерях были русские люди в силу своей многочисленности и верности традиции;

— инициатор и руководитель грабительской коллективизации, в результате которой у крестьян было отобрано их всё — земля;

— страшным последствием коллективизации стал массовый голод, умерло по самым скромным подсчётам 7 миллионов граждан, в основном русские люди;

— «сталинская индустриализация» обошлась русскому народу в сотни тысяч жертв и пострадавших, чего не было в царской России;

— репрессии 1930-х, «безбожные пятилетки», коллективизация и голод стали причиной военно-политической катастрофы первого полугодия Великой Отечественной войны; основная масса погибших, попавших в плен, оказавшихся в оккупации и невольно превратившихся в коллаборационистов (сотрудничавших с германскими властями) — это русские люди;

— основная масса погибших в Великой Отечественной войне (напомню — 27 миллионов) — тоже русские люди; и причиной тому антирусская политика Сталина и партии, преступная и бездарная;

— «безбожные пятилетки» проводились с одобрения самого Сталина; Храм Христа Спасителя — символ Веры и великой Победы в Отечественной войне 1812 года — тоже по его настоянию и приказу взрывали.

Военный гений проявляли полководцы на фронтах, но не политический руководитель Сталин. Для примера, в Отечественной войне 1812-15 гг. русская армия попала в не менее трудные условия. Но потери России не превышали потерь противника. И слава досталась не государю Александру Первому, а Кутузову. Государь как бы отошёл в тень в воинских победах, при этом не переставая быть высшим звеном в руководстве борьбы против агрессии франко-европейской армии. Выходит, у него хватило ума и совести не нацепить на себя славу генералиссимуса?

Здравое отношение к советскому прошлому необходимо нам сегодняшним. Но не через «православно-большевистское» или «необелогвардейское» понимание. Пора бы выйти из образа тем и другим. Понять, мы между ними не «красные», не «белые». Мы — православные люди. отец Роман из православных, судя по его стихам:

Коль тоска — смертный грех, то по плену тоска грех сугубый,
И служителю Правды об узах тужить не к лицу.

(«Тоска по плену»)

Да сгинет каиново дело —
Превозноситься кумачом,
Делить народ на красных, белых
И брату угрожать мечом!

(«Вспять»)

Владимир Трипольский
Сайт «Ветрово»
16 февраля 2019

Заметки на полях

  • Благодарим Владимира Ивановича за статью! Правда, один отрывок вызывает вопросы:
    «Большая ли разница между левыми и правыми в российском революционном движении, если они все скопом боролись за устранение не только государя Николая Второго, но и свержение самодержавия. На тот исторический момент являвшегося избранным народом и легитимным. То есть, и те, и другие — государственные преступники! Для возвращения к Богу необходимо не только понимание ими своего греха, но и раскаяние в содеянном. Полного отречения греха, а не так, как сегодня: внешне вроде бы и отреклись на публику, а в душе семена греха хранят до поры».
    Непонятно, кто должен раскаяться: ведь эти люди давно в земле, а мы за них покаяться никак не можем.

  • Ольга Сергеевна, спаси Господи.
    Речь уже о современных «нео-«, которые духовно и идеологически продолжают большевистские и белогвардейские идеи. Вольно или невольно наследуют им. Революционизация или разрушение живёт и действует в них до сих пор.

  • То есть покаяться должны наследники этих идей — за себя самих. Не хотелось бы невольно поддержать мысль о «всенародном покаянии» за грех цареубийства и другие преступления большевиков — нельзя покаяться за других, хорошо бы собственные грехи осознать…

  • «Прислали «Канон покаянный ко Пресвятей Богородице о разрешении грехов противу Бога и царя»… Читаю новосочинённый тропарь: «Како мы и отцы наши отступихом единого Пастыря и предахом кротчайшего Помазанника Божия, наемником же и разбойником последующе в наше нынешнее время смутное…» Что же получается? Мало того, что они и их отцы отступихом, предахом, наемником и разбойником последующе, так ещё и народ за собой тянут. Нет уж, топайте без нас, господа лжепокаянники, мы не ходоки за палачами. Народ изводит себя пьянством, блудом, абортами, сквернословием — скоро по пальцам можно будет пересчитать руских школьников в той же Москве, а они уводят народ от истинного покаяния, клеймя его за мнимый грех! Забудет народ о своих настоящих грехах — вообще вымрет, некому будет каяться. Не думаю, что этого хотите, но к этому ведёте.

    … Так и видится картина — притащили семнадцатилетнюю наркоманку в Храм, всучили эту книжонку и давай ей устраивать очередную ломку, ломку сознания. И не понимает бедняжка, когда это она успела предахом того, кого случайно могла видеть на фото? Да и эти мутные дяденьки и тётеньки — они-то и их отцы, когда успели провиниться? Писали бы уж о дедах-прадедах. Да ведь и не народ предавал, а дворяне, не народ расстреливал, а интернациональный сброд. Пусть их потомки и винятся, молятся за своих родичей. И потом, как можно слушать нарушителей заповеди Чти отца и матерь? Если твой отец был безбожником или отступником — молись о нём со слезами, а не выставляй, как Хам, наготу его на весь мiр. И что за странное желание стать разбойником и наемником, «наемником и разбойником последующе?»

    Но довольно картин! Так и хочется крикнуть: опомнитесь, христиане! Не тащите свою ложь и муть в Церковь! Не воцерковляйте невоцерковляемое! Увы! Пропитанные фарисейством Самого Господа не услышали! Побережём голосовые связки». (Иеромонах Роман. Не сообразуйтеся веку сему».)

  • Ольга Сергеевна, но ведь молиться-то за оступившихся и отступивших предков мы можем и должны, чтобы хоть как-то наши молитвы облегчили им загробное существование? Разве наши грехи не отягощаются грехами родителей наших и рода нашего? И разве наше покаяние не вымащивает дорогу к Богу нашим детям и потомкам?
    Если наши современники наследуют разрушительные идеи, значит они продолжают дело разрушения, берут на себя тяжкий грех?
    Как быть с человеком в сане, который открыто заявляет: «я поп-большевик!»?
    Как относится к человеку, который называет себя «русский сталинист» и пытается обелить своего кумира?
    Наша история полна мифологии. И мы жертвы мифологизации. И до сего продолжаем жить в этих сказках. Оттого так случилось более ста лет назад. Нас и сегодня, уцепившись за маленькую деталь из наших мифов, могут совратить на новый мятеж. После которого России уже не будет.
    Как Вы думаете, «Бессмертный полк» это не одна из форм всенародного покаяния, когда на улицы выходят примирённые потомки «красных», «белых», «зелёных» и прочих?

  • Думаю, если наши современники наследуют разрушительные идеи, делают их своими, то это уже их собственный грех, в котором и стоит каяться. «Бессмертный полк» — свидетельство того, что боль объединяет людей, заставляет вспомнить о том, что важнее политических разногласий. Действительно, 9 мая ощущаешь родство и с теми, чьи лица видишь на портретах военных времен, и с теми, кто несёт эти портреты в руках (удивляет, как они бывают похожи на своих отцов, дедов и прадедов). 9 мая все мы «сражаемся» на одной стороне. Покаяться за своих предков мы не можем, но помнить их, поминать, выражать любовь — конечно же.

  • К вопросу о том, из какого «теста» революционеры вообще и Ленин и Сталин в частности.

    «Когда Ленина бесы втащили в ад, тогда бесам было большое ликование, торжество в аде… когда Сталин в ад придет, то же самое будет. Погибнет память их с шумом».
    Прп. Лаврентий Черниговский (1868–1950).

  • Молитвы наши или за нас наших предков значат очень многое в жизни. История из жизни, её рассказал мне человек прошедший войну, коммунист с 1942 года, входивший в партийную элиту 120-тысячного города. Это было в середине 1970-х.

    Они жили под Новосибирском, в семье 10 детей, 6 старших сыновей и 4 младших девочки. Началась война, всех сыновей забрали на фронт, в 1942 году все были на передовой. А их отца поставили учётчиком в колхозе. Видя как люди пухнут с голода, он вместо положенных от партии и правительства 200 граммов хлеба на трудодень, выдал 600. Его тут же вскоре арестовали, привезли в Новосибирск в тюрьму. Где он пробыл 11 месяцев. Когда его судила «тройка», обнаружилось,, что у него 6 сыновей на фронте. Отпустили. Тем временем его семью, жену и четверых малолетних детей из дома выселили, продукты отобрали зерно. Им пришлось в конце октября копать себе землянку на окраине села. Пока соседи могли, подкармливали их. Но есть хочется каждый день. Уже снегом припорошило землю и мать пошла в поле колосков набрать. Поймали. Упекли в тюрьму. Отсидела 1 год. Хорошо отца выпустили, а то бы девчонки погибли.

    Это к тому, насколько справедливо власть относилась к человеку в то время.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок