col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Инна Самохина. Страсти Христовы в народной и книжной поэзии

Рассказывая о теме Страстей Господних в духовной поэзии, народной и «профессиональной», автор наряду с произведениями Василия Жуковского, Ивана Бунина, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама рассматривает стихотворения двух священномонахов: отца Романа (Матюшина-Правдина) и отца Василия (Рослякова).

«Просто о христианстве»
21 мая 2020

Заметки на полях

  • МО

    Любопытный обзор. Вполне в тренде. Представляю, как вздрагивал и крестился отец Роман (если уже прослушал этот ролик) при таких, например, словах Инны Самохиной: «И здесь (т.е. в стихотворении отца Романа «Поят Пилат Христа и би Его» — Г.С.) есть некие переклички со стихотворением Гиппиус «Сообщники», о котором мы говорили» (с 43:41 мин.).

  • Благословите, отец Георгий! Переклички перекличкам рознь, особенно если они некие. О стихотворении Гиппиус автор говорила с недоумением, о стихотворении отца Романа — с уважением, отметив, что и ему, и отцу Василию удалось раскрыть тему глубже, чем народным певцам и поэтам-классикам.

  • Отец Георгий, в скиту очень слабый Интернет, и отец Роман не смог прослушать эту лекцию. Но согласен с тем, что гиппиусы и мережковские — явно не его поля ягоды.

  • МО

    Христос воскресе, Ольга Сергеевна! У меня нет претензий к лекции обаятельной Инны. Напротив, её интерес к творчеству отцов иеромонахов нужно только похвалить. К сожалению, ей никто не объяснил, что не только ни к ночи помянутые Гиппиус с Мережковским, но и Жуковский, со стихом которого Инна сопоставляет стихотворение убиенного отца Василия, это разных духовных полей ягоды. После насквозь масонской «Людмилы-Леноры» его «Странствующий жид» очередная бездна гностическо-«еврейской» тьмы. Как-нибудь, даст Бог, рассмотрим подробно это сочинение Жуковского, которое он назвал своей лебединой песней.

  • Лекция Инны Самохиной построена на основе её же научной работы. А научная работа не должна быть публицистикой и предполагает предельно объективный и «бесстрастный» подход. Мне понравилось, что автор как будто отделяет творчество отца Романа и отца Василия и от народной, и от «книжной» традиции (хотя последней я бы дала другое название, так как церковную традицию тоже можно назвать книжной). Народная традиция отличается более трепетным отношением к Евангельской истории и более слабым литературным уровнем, «книжная» (светская) — наличием вымысла и большим литературным мастерством.
    Поэзию отца Василия знаю плохо, но, на мой взгляд, она не очень высокого литературного уровня — стихотворения, которые мне довелось более-менее внимательно прочитать, явно нуждаются в серьёзной доработке, которая, увы, теперь невозможна. Но в них есть боль, глубина, а это дорогого стоит.
    Поэзию отца Романа хотелось бы как-то определить, но пока не очень получается.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа