col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Роман. Очарованные

Не люби1те мjра, ни ±же въ мjрэ: ѓще кто2 лю1битъ мjръ, нёсть любвE џ§и въ нeмъ: ћкw всE, є4же въ мjрэ, п0хоть плотскaz и3 п0хоть nчи1ма и3 г0рдость житeйскаz, нёсть t nц7A, но t мjра сегw2 є4сть (1 Ин. 2:15-16).

Страшные слова! Казалось бы, верующая душа ради своего спасения должна каплю по капле выдавливать из себя дух мiра сего. Увы! Считающие себя верующими уже не способны слышать Апостола, сказавшего, что Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Имеющие уши не слышат! Идущие в ногу со временем посетители Храмов и святых обителей вопреки Апостольскому призыву твердят — великий поэт, великий певец, футболист от Бога, артист от Бога, человек тысячелетия, человек года, минута славы! А ведь только Церкви Господь передал власть Адама нарекать имена (Быт. 2:20)! Кого же возвеличила Святая Церковь? Великих мiра сего — философов, поэтов, художников? Отнюдь! Благодаря Матери-Церкви мы знаем поистине Великих — Антония, Макария, Афанасия, Василия, великомучеников Георгия, Пантелеимона и многих-многих верных сынов Её. За какие же таланты так высоко поставила их Церковь? За поэтические или художественные дарования? За жалкие потуги непросвещённого ума? За дар Великой любви, отдающей себя Богу и людям, зачастую идущей на невыносимые простым смертным подвиги и мучения. Глядя на этих истинно Великих, мы понимаем, что по сравнению с ними все великие мiра сего в духовном измерении — потерявшиеся, заблудившиеся, не думающие о Вечности никчемные люди. Но как стоят за своих кумиров мiролюбцы! Некоторые священники и трезвомыслящие мiряне, следуя сказанному тысячелетия назад, пытаются показать, что мiрское искусство и литература — всего-навсего переливающиеся красками мыльные пузыри, которые вовсе не нужны спасающимся, желающим оживить, обновить души чистой водой Христова Учения. Напрасен их труд! Очарованные красивостью уже ослепили глаза мыльной пеной своих кумиров и пытаются переубедить тех, кто принял Апостольский глас. Знали бы спорщики, что пузырь лопнет и повредит око ума тем, кто увлечён игрой красок. Это и видим, слушая или читая высказывания тех, кто посещает Церковь, не желая очищать душу от мiрских понятий и представлений, дорожа полученными в безбожных  школах и университетах штампами. И если очарованные не услышали даже Апостолов, то станут ли внимать тому, кто жил почти в наше время?

Церковь есть столп и утверждение истины. Ибо есть Церковь Бога жива, Который есть Бог истины, или самая истина. Почему все в ней истинно: истинно исповедание веры, истинно освящение Таинствами, истинно облагодатствование, истинна жизнь по Богу, Богом в ней зиждемая, истинна помощь Божия, истинны обетования, животворящие труждающихся в доме Божием,— все истинно в ней; и в другом где-либо месте не ищи истины. Есть подобия некие истины и вне её; но настоящая истина только в ней. Возрадуйся и благослови Бога, истинствующего в Церкви и тебя соделавшего причастником Своей истины и сотаинником ее! (Святитель Феофан Затворник.)

Иеромонах Роман
15 ноября 2019
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 20.11.2019 в 15:01
    Марина, Днепр, 20.11.2019 в 14:36″»
    «Так ведь в 19 веке Евангелие читали почти поголовно (в храмах и дома), а нравы были совсем не благостные)».
    Грех остаётся грехом, и в 19, и в 21 веке. Разница состоит в том, что человек, читая Евангелие, СТАРАЕТСЯ жить по заповедям, когда грешит, то КАЕТСЯ, обещает исправиться, а читая Пушкина, наоборот, многие грехи оправдывает в себе.
    И с чего Вы взяли, что нравы были не благостные. Люди были богобоязненые, имели большие и крепкие семьи, старших членов семьи уважали, младшие были приучены к труду. У людей была такая жизнь, другой они не знали, это была жизнь того времени.

  • И всё же Россию XIX века трудно назвать Русью Святой, скорее это Русь предреволюционная.

  • Марина, Днепр, 20.11.2019 в 15:40″»
    Вы плохо знаете историю России 19 века. Именно тогда возникли первые тайные общества. Вчерашние победители франко-европейской армии заразились революционными идеями. И тот же Пушкин осуждал революционное насилие вопреки расхожему мнению. Его зрелое сознание было твёрдо нацелено на православие и самодержавность.
    В 1830-х годах началась промышленная революция, усилившая людские перетоки из деревни в город. В 1853-56 гг. Россия снова отбивается от захватчиков, в Крыму высадились англичане, французы, турки, сардинцы. Если бы русские дрогнули, с запада накинулись бы австрийцы и пруссаки, армии по нескольку сот тысяч.
    Затем была отмена крепостного права и великие реформы Александра Второго, подытожившие прошлое и нацелившие Россию и народ на новые цели и задачи. Только за 80 лет рост населения с 40 млн. до 128-ми. !881-1911 гг. серия жёстких голодовок. При этом не было массовых смертей от голода. Россия намечает строительство Транссиба и осуществляет его.
    Мы сегодняшние мало представляем каких трудов стоило нашим предкам освоить 1/6 часть суши в самой критичной для жизни и земледелия Северной Евразии. Это было такое напряжение духовных и физических сил, которое не всякому народу доступно. А за всем за этим революционизация (РАЗРУШЕНИЕ!) русского православного сознания. В 1901 г. революционеры развязали революционный террор, гибнет несколько десятков тысяч русских православных людей.. Потом русско-японская война, провокация Гапона, революция 1905-07 гг., по сути малая гражданская война. Малая передышка и снова большая война. В 1916 г. солдаты и матросы массово отказываются ходить к исповеди и причастию. Спустя год брат идёт на брата, сын на отца, жизнь человеческая ничего не стоит.

  • Редактор, , 20.11.2019 в 15:53″»
    А что такое «Святая Русь» в Вашем понимании?

  • Традиционно Святой Русью называют Русь эпохи преподобного Сергия Радонежского и его учеников, когда был расцвет монашества, повсюду появлялись новые монастыри. Но мне кажется, Святая Русь — это что-то более внутреннее, сокровенное, как сокровенный сердца человек. Нельзя определить нахождение Святой Руси во времени и пространстве. Святая Русь — это то, что тянется на Руси к Богу, молится, кается, принимает Христа. Может быть, Святую Русь проще представить в виде пейзажа с Храмом, но без людей, потому что и природа, и Храм — это несомненно Божье, а отыскать святого человека, да еще и не одного, почти невозможно. Думаю, как Русь времён преподобного Сергия не была однозначно святой, так и сейчас нельзя сказать, что Святой Руси больше нет на свете. «Разве ты была убита, о моя Святая Русь?» Где Бог, там и святость.

  • В.И : А за всем за этим революционизация (РАЗРУШЕНИЕ!) русского православного сознания.»
    Так всё-таки было русское православное сознание?
    И в каких слоях населения оно было ? Наверное, не в высшем обществе с французским уклоном? А где зародились тайные общества, к которым и Пушкин одно время принадлежал? Наверное, не в крестьянской среде, где не только про тайные общества, а и про Пушкина никто не слыхал.
    Так кто главные деятели революции?
    Только не отвечайте целыми абзацами из учебника истории ))

  • Марина, Днепр, 20.11.2019 в 17:35″»
    Это что, последствие украинизации?

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 20.11.2019 в 18:09
    Марина, Днепр, 20.11.2019 в 17:35″»
    «Это что, последствие украинизации?»
    Я не знаю, какие у Вас последствия, судя по тому, что Вы всё время возвращаетесь к вопросу о Украине, последствия у Вас тяжёлые.

  • Литератор на примерах из жизни подводит читателя к пониманию того, как нужно понимать эту жизнь и жить самому. И потому в русскую классику вошли те, кто закладывал эти основы. Вот у одних о Пушкине только «отплясывал на балах», у других «он масон!», у третьих и вовсе бабник «109 или 113 любовей!» Приведу по этому поводу старый анекдот. Грубоватый, но точно отражающий разность понимания жизни окружающей:
    Идут по парку два молодых человека. Впереди девушка.
    Первый: ох, какая красивая девчонка! Прогуляться бы с нею под ручку…
    Второй: да в кусты её, да по морде, по морде!

    Ольга Сергеевна, Вы уж простите меня грешного.

  • «Представители русской национальной мысли, как Карамзин, как Пушкин выступали против политических принципов, навязанных Петром I русской Империи, а не против Императорской России. Против Императорской России выступали только предтечи русской интеллигенции и русская интеллигенция. «Общим фундаментом политического мировоззрения Пушкина, указывает С. Франк, — было национально-патриотическое умонастроение, оформленное как государственное сознание. Этим был обусловлен прежде всего его страстный постоянный интерес к внешнеполитической судьбе России. В этом отношении Пушкин представляет в истории русской политической мысли совершенный уникум среди независимых и оппозиционно настроенных русских писателей XIX века. Пушкин был одним из немногих людей, который остался в этом смысле верен идеалам своей первой юности — идеалам поколения, в начале жизни пережившего патриотическое возбуждение 1812-15 годов. Большинство сверстников Пушкина к концу 20-х и в конце 30-х годов утратило это государственно-патриотическое сознание — отчасти в силу властвовавшего над русскими умами в течение всего XIX века инстинктивного ощущения непоколебимой государственной прочности России, отчасти по свойственному уже тогда русской интеллигенции сентиментальному космополитизму и государственному безмыслию». Духовная эволюция Пушкина, это путь преодоления европейских политических идей и масонства, которые являются одним из главных источников наших исторических бед. «От разочарованного безверия к вере и молитве; от революционного бунтарства — к свободной лояльности и мудрой государственности; от мечтательного поклонения свободе — к органическому консерватизму; от юношеского многолюбия — к культу семейного очага. История его личного развития раскрывается перед нами, как постановка и разрешение основных проблем всероссийского духовного бытия и русской судьбы». Своеобразное политическое мировоззрение Пушкина в котором оригинально сочеталась любовь к национальной традиции, к непрерывности общественного развития, отвращения к бунтарству, революции и власти толпы органически связывалось с любовью к свободе личности. Все это результат углубленного изучения русской истории и истории запада. Расставаясь в зрелом возрасте с наивным бунтарством и романтическим социальным фантазированием, от которых многие русские политические деятели не сумели освободиться до настоящей поры, Пушкин стал политическим мыслителем в мировоззрении которого сочетается то, чего никогда не могли сочетать в себе представители русской революционной мысли и революционных кругов: любовь к свободе личности, любовь к национальной традиции и трезвое государственное сознание. Политическое мировоззрение Пушкина слагается из трех основных моментов: из убеждения, что историю творят и потому государством должны править не «все», не средние люди или масса, а избранные, вожди, великие люди; из тонкого чувства исторической традиции, как основы политической жизни; наконец, из забот о мирной непрерывности политического развития и из отвращения к насильственным переворотам». Пушкин создал первую реалистическую историческую повесть (Капитанская дочка), историческую драму (Борис Годунов), реалистической очерк (Путешествие в Азрум), реалистический роман в стихах (Евгений Онегин), он же первый после Петра I заложил основы русского национального мировоззрения.» ( Башилов Б. «Пушкин — как основоположник русского национального политического миросозерцания».

  • А вот что писал И. Ильин на столетии смерти Пушкина: «Движимые глубокою потребностью духа, чувствами благодарности, верности и славы, собираются ныне русские люди, — люди русского сердца и русского языка, где бы они ни обретались, — в эти дни вековой смертной годовщины их великого поэта, у его духовного алтаря, чтобы высказать самим себе и перед всем человечеством, его словами и в его образах свой национальный символ веры. И, прежде всего, — чтобы возблагодарить Господа, даровавшего им этого поэта и мудреца, за милость, за радость, за непреходящее светлое откровение о русском духовном естестве и за великое обетование русского будущего.
    Не для того сходимся мы, чтобы «вспомнить» или «помянуть» Пушкина, так, как если бы бывали времена забвения и утраты… Но для того, чтобы засвидетельствовать и себе, и ему, чей светлый дух незримо присутствует здесь своим сиянием, — что все, что он создал прекрасного, вошло в самую сущность русской души и живет в каждом из нас; что мы неотрывны от него так, как он неотрывен от России; что мы проверяем себя его видением и его суждениями; что мы по нему учимся видеть Россию, постигать ее сущность и ее судьбы; что мы бываем счастливы, когда можем подумать его мыслями и выразить свои чувства его словами; что его творения стали лучшей школой русского художества и русского духа; что вещие слова, прозвучавшие 50 лет тому назад «Пушкин — наше все», верны и ныне и не угаснут в круговращении времен и событий…

    Сто лет прошло с тех пор, как свинец смертельный
    Поэту сердце растерзал…
    (Тютчев)
    Сто лет Россия жила, боролась, творила и страдала без него, но после него, им постигнутая, им воспетая, им озаренная и окрыленная. И чем дальше мы отходим от него, тем величавее, тем таинственнее, тем чудеснее рисуется перед нами его образ, его творческое обличие, подобно великой горе, не умаляющейся, но возносящейся к небу по мере удаления от нее. …И хочется сказать ему его же словами о Казбеке:

    Высоко над семьею гор,
    Казбек, твой царственный шатер
    Сияет вечными лучами…
    В этом обнаруживается таинственная власть духа: все дальше мы отходим от него во времени, и все ближе, все существеннее, все понятнее, все чище мы видим его дух. Отпадают все временные, условные, чисто человеческие мерила; все меньше смущает нас то, что мешало некоторым современникам его видеть его пророческое призвание, постигать священную силу его вдохновения, верить, что это вдохновение исходило от Бога.»
    Источник: http://pushkin-lit.ru/pushkin/articles/ilin/prorocheskoe-prizvanie.htm

    В приведённых цитатах не «очарование» Пушкиным, а серьёзное осмысление его роли в истории России. Российская интеллигенция пошла иным путём, начатым Радищевым. Который Пушкин изначально отвергал.

  • В И: В приведённых цитатах не «очарование» Пушкиным, а серьёзное осмысление его роли в истории России.
    «…в эти дни вековой смертной годовщины их великого поэта, у его духовного алтаря»
    «…что вещие слова, прозвучавшие 50 лет тому назад «Пушкин — наше все», верны и ныне и не угаснут в круговращении времен и событий…»
    Если это не очарование, тогда что?
    Растолкуйте мне смысл слов
    «у его духовного алтаря».
    Что такое «духовный алтарь» Пушкина и какие жертвы на нём приносятся?

  • Марина, Днепр, 21.11.2019 в 12:39″»
    Обратитесь к автору тех строк.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 21.11.2019 в 13:03
    Марина, Днепр, 21.11.2019 в 12:39″»
    «Обратитесь к автору тех строк».
    Если Вы цитируете эти строки, значит, их смысл должен быть Вам близок и понятен. А если нет, так зачем Вы пишете такие длинные отклики, приводя непонятные чужие слова.

  • «Многогранный гений Пушкина, вращаясь пред нашим взором, подобно калейдоскопу, сверкает всегда новыми лучами и красками, и нам кажется, что поэт растет вместе с временем, отделяющим его от нас. Но это, конечно, не более, как обман зрения. Гений, отошедший в область истории, остается всегда равен самому себе. Только мы сами постепенно дорастаем до такого уровня, чтобы сделаться способными воспринять его идеи и его дух и, проникая постепенно в глубинныя недра его творчества, извлекаем оттуда новые драгоценные перлы.

    С каждым годом мы глубже входим в духовное существо Пушкина, как и он сам глубже проникает в наше сознание и в самую нашу душу, как бы глубже сростаясь с нами духовно.»
    Митрополит Анастасий (Грибановский) «Нравственный облик А.С. Пушкина»

  • Редактор, , 20.11.2019 в 15:53″»
    Революционизаторы, а потом и большевики постарались как можно больше исказить историю 19 века. Когда начинаешь разбираться, то понимаешь, как мало мы знаем о том времени, как много было людей преданных Отечеству, как сопротивлялась большая часть православного духовенства разрушительной силе революционных идей. Это был век высочайшего напряжения народных сил.

  • Марина, Днепр, 21.11.2019 в 13:21″»
    Я привожу мнения известных русских (!) людей.
    На востоке говорят: «прежде, чем задать вопрос, подумай, ведь в твоём вопросе и весь ответ»
    Эти выдержки чужих мыслей гораздо короче, более ёмкие и умнее буздаловских «многотомников».

  • Разрушительная революционизация закончилась революционным террором, революциями, гражданской войной, массовым террором. Основным объектом всего этого был русский народ, носитель православия. Русское сопротивление продолжалось во время коллективизации (когда мужчин заменили женщины, на них так жестоко репрессии не обрушивались), в «безбожные пятилетки» (когда наше православие сохранили бабуки в белых платочках по образному выражению патриарха Кирилла. Оно было и в сохранении русского национального достояния в литературе, искусстве, архитектуре. Ведь нашлись же люди, которые всякими правдами и неправдами донесли до нас Пушкина, Достоевского, Карамзина (в 1970-80-х гг. я не мог достать его «Историю..») и многих других. Вопреки всему.
    Я могу понять Марину из Днепра, украинизация страшная вещь, она отшибает русскую национальную память. Но ведь такое твориться и в России. Под разными соусами.

  • В.И.: «Я привожу мнения известных русских (!) людей».
    Так делали и в Союзе, приводили мнения известных советских людей, Пушкина, кстати тоже часто цитировали.
    Т. е. сами Вы не понимаете, что такое «духовный алтарь» Пушкина и какие жертвы на нём приносят.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 21.11.2019 в 10:42
    «Российская интеллигенция пошла иным путём, начатым Радищевым. Который Пушкин изначально отвергал».

    Если бы Пушкин отвергал путь Радищева, то неужели его печатали бы при советской власти миллиардными тиражами?
    Такую мысль только «парадоксов друг» и гений этногенеза может выдать.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 21.11.2019 в 10:33
    «Пушкин создал первую реалистическую историческую повесть (Капитанская дочка), историческую драму (Борис Годунов), реалистической очерк (Путешествие в Азрум), реалистический роман в стихах (Евгений Онегин), он же первый после Петра I заложил основы русского национального мировоззрения.» ( Башилов Б. «Пушкин — как основоположник русского национального политического миросозерцания»).

    Вот они, последствия пушкинизации 1/6 части земли.
    Опять лицо пушкинской национальности выдаёт штампы своего сознания. Ничего реалистического Пушкин не создавал и создать не мог.
    Реален только Бог, а всё остальное – призраки и фантазии.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 21.11.2019 в 14:05
    Я могу понять Марину из Днепра, украинизация страшная вещь, она отшибает русскую национальную память. Но ведь такое твориться и в России. Под разными соусами.

    Пушкинизация — страшная вещь. Она напрочь отбивает здравомыслие.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 21.11.2019 в 10:33
    Пушкин создал первую реалистическую историческую повесть (Капитанская дочка), историческую драму (Борис Годунов), реалистической очерк (Путешествие в Азрум), реалистический роман в стихах (Евгений Онегин), он же первый после Петра I заложил основы русского национального мировоззрения. (Башилов Б. «Пушкин — как основоположник русского национального политического миросозерцания»).

    Очередной штамп из своего проштампованного сознания вытащило на свет Божий лицо пушкинской национальности. Что ему ответствовать? Начало русскому политическому миросозерцанию и вообще русскому самосознанию положили Господь наш Иисус Христос, Его апостол Андрей, святые равноапостольные Ольга и Владимир, святые мученики князья Борис и Глеб, преподобные Антоний и Феодосий, святители Петр, Алексей и многие другие. А писатели-фантасты типа Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого ИСКАЗИЛИ это самосознание.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок