col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Роман. Образ Божий или соляная кукла?

Недавно прислали притчу «Соляная кукла» с атеистического сайта для детей.

«Соляная кукла после долгого путешествия по суше пришла к морю и обнаружила нечто такое, чего никогда прежде не видела, и не могла понять, что это. Она стояла на твердой почве, плотная маленькая кукла из соли, и видела, что есть другая почва, подвижная, неверная, шумная, странная и неведомая.

Она спросила море: “Кто ты?” И оно сказало: “Я – море”.

Кукла спросила: “Что такое море?” И ответ был: “Это я”.

Тогда кукла сказала: “Я не могу понять, а хотела бы; но как?” Море ответило: “Коснись меня”.

Кукла робко выставила вперед ногу, прикоснулась к воде и испытала странное впечатление, будто что-то начало становиться познаваемым. Она вынула ногу из воды и увидела, что у нее нет пальцев; испугавшись, она сказала: “Где же мои пальцы, что ты со мной сделало?”

И море сказало: “Ты отдала нечто для того, чтобы понять”.

Постепенно вода смывала у куклы частицы ее соли, а кукла заходила все дальше и дальше в море, и в каждое мгновение у нее было чувство, что она узнает все больше, но все-таки не может сказать, что такое море. Она заходила все глубже и растворялась все больше, повторяя: “Но что же такое море?” Наконец, последняя волна растворила остатки ее, и кукла сказала: “Это я!”

Выводы и мораль для детей

1. Когда вам кто-то предлагает поверить в непознаваемого бога, подумайте, не хотят ли эти люди забрать или подчинить вас себе.

2. Когда вас приглашают поучаствовать в религиозных обрядах, сразу подумайте, что вы можете потерять. Время? Деньги? Свободу? Друзей? Право мыслить? Жизнь?

3. Если вам предлагают поговорить о боге, подумайте о том, готовы ли вы сказать жесткое «нет» на настойчивые предложения, готовы ли вы потратить существенное количество времени на споры или лучше сразу закрыть дверь перед миссионерами и прозелитами?

4. И помните — жизнь одна, а религий много».

Прочитал и подумал, что взрослые — большие соляные куклы — утаили от детей главное, пытаясь безбожными выдумками скрыть происходящее со всеми нами.

С самого рождения нас погружают в житейское мёртвое море. Пропитываясь гибельными водами, мы не замечаем, как покрываемся солёной мiрской оболочкой, и, забывая свой прежний облик, считаем нанесённое морем человеческой сутью. С годами оболочка превращается в тяжеленные доспехи, но люди не понимают, почему им так трудно дышится и живётся. Многие думают, что так и должно быть, потому что повсюду видят себе подобных в таких же толстых панцирях и масках, скрывающих не только лица, но и глаза. Вот и ходят ослеплённые мiром соляные чучела, спотыкаясь на каждом шагу, толкая и обвиняя друг друга. Но кто-то ещё помнит, как в раннем детстве его водили к чистому Роднику, как в неимоверный зной освежали Его живые во́ды и как легко там дышалось. И эта светлая память не даёт смириться с солёным пленом, заставляя искать тот чудный Родник, желающий омыть любого приходящего к Нему. И вот долгожданная, незабываемая встреча! Человек припадает к чистейшим водам Родника, смывая с себя всё, чем наградило его мёртвое море, обретает свой прежний облик, прозревает, радуясь животворящим лучам солнца, и, наконец, вдыхает полной грудью! Душа парит, душа благодарит!

Живительные воды Родника не растворяют, как утверждают большие соляные чучела, а обновляют, избавляя от грязи и соли. И становится новый Адам сияющей Личностью, образом Божьим, а не слепой соляной куклой.

Выводы и мораль для детей

1. Когда вам предлагают верить только в то, что познаваемо, подумайте, не слишком ли это упрощённый взгляд на жизнь? Неужели в жизни есть только то, что мы видим, слышим, вкушаем, обоняем и осязаем? Тогда все были бы обречены жить без совести, чести, любви, сострадания. Они ведь невидимы, необоняемы и неосязаемы. Умничая, соляные чучела гордятся всемогуществом своего ума. Но почему имеющие ум безумствуют, воюя и засоряя землю и воду? Почему умное человечество испытывает бóльшие несчастья, чем обычная стая птиц? Почему матери убивают своих неродившихся детей, чего не сделает даже самая хищная птица и самое кровожадное животное? Видите, каким страшным может быть ум, если человек забыл о Боге? И если у вас пытаются отнять веру в Него, подумайте, не хотят ли вас превратить в жестоких детоубийц, в бездушных роботов, выполняющих команды, или в ручных животных, у которых вся жизнь строится вокруг миски с кормом?

2. Соляные чучела сами мучаются от того, что не знают, как жить. Они убивают время, занимая его пустыми развлечениями, и выбрасывают деньги, тратя их на то, что им предложат по телевизору. Если встречаются с друзьями, то упражняются в многословии и смехотворстве. Связанные греховными страстями, они говорят о свободе, забыв, что она подаётся только тем, кто очищает своё сердце. Отвергая Бога, они не имеют права о ней говорить, потому что свобода – Божий дар, а чучела хотят отнять его у вас, предложив взамен рабскую жизнь роботов или животных.

3. Перед сектантами разных мастей вы обязаны закрыть двери. Но если бабушка или мама говорит о Боге, о Его Любви к людям — способны ли вы сказать жёсткое «нет» своему Спасению? Мы доверяем тем, кого любим и кто любит Бога и нас, а не незнакомцам за дверью или на атеистическом сайте. Не любящий Бога не может правильно любить даже своих детей.

4. Жизнь одна, и она не заканчивается на этой земле. Вот почему нужно выбрать спасительную веру. А нам и выбирать не нужно: за нас уже выбрали наши предки, принявшие Православие и создавшие Русь, которую все называли Святой. Они уверовали во Христа, Который сказал: Я есть Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к (Богу) Отцу, как только через Меня. Поэтому других религий нам не надо – ведь жизнь одна!

Дорогие дети, мiр хочет сделать из вас соляных чучел, но только в Церкви можно стать Личностью, потому что Личность от слова Лик. А Лики мы видим на иконах. Сравните то, что предлагает Церковь, с тем, что подсовывает мiр, и сделайте правильный выбор, чтобы не стать жалкими соляными куклами.

Иеромонах Роман
12-14 июня 2019
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Размышления батюшки о соляной кукле подтолкнули и меня к размышлению , на ум приходит и житейское море и жена Лота, а с другой стороны слова Господа : Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою Мк. 9:49.
    Наверное, как мір лишеный мира Божия обречен на погибель , так и соль не осоленная словом Божиим и верой делает людей соляными куклами ,готовыми полностью раствориться в житейском море.

  • Вообще-то, притча о соляной кукле — это классика индуизма. Похоже, взрослые с «атеистического сайта» сделали из нее страшилку для детей, наверное, потому что сами испугались, прочитав ее. В ней речь идет об утрате того «я», которое появилось у человека в результате грехопадения, и о непознаваемости таким ( падшим ) человеком высшей реальности. Запад, кажется, впервые познакомился с этой притчей в пересказе Шри Рамакришны. Вот как она звучит в его изложении:

    «БРАХМАН
    Соляная кукла измеряет глубину океана:

    Однажды кукла, сделанная из каменной соли, решила измерить глубину океана. Она хотела рассказать другим о его глубине. Но ей так и не удалось этого сделать. Как только кукла вошла в воду, она сразу растворилась, и не осталось никого, кто бы мог рассказать об океанских глубинах.

    Брахмана описать невозможно. Его можно познать лишь в самадхи (сверхсознательном состоянии). В этом состоянии бег мыслей полностью останавливается и в душе человека воцаряется глубокое безмолвие. Потому описать природу Брахмана невозможно.»

  • Да, получается, что атеисты используют религиозный текст, расставляя свои акценты. Но в нём и как в религиозном тексте с самого начала есть натяжка и даже ложь: почему кукла именно соляная (не тряпичная, не деревянная)? Не для того ли, чтобы задать нужное развитие событий и финал?

  • Редактор , 14.06.2019 в 23:26
    Познание истины уничтожает ( растворяет ) ложь. Ложное представление о себе исчезает в результате познания истины. Так что в «религиозном тексте» нет никаких натяжек и лжи. В названии статьи — Образ Божий или соляная кукла? — есть небольшая неточность. Образ Божий, даже поврежденный грехопадением, не исчезает, подобно соляной кукле, в процессе познания. А вот набор постоянно повторяющихся мыслей, формирующих идею и ощущение «я» падшего человека, исчезает, когда «бег мыслей полностью останавливается и в душе человека воцаряется глубокое безмолвие». Образ Божий — это человеческая природа. Создал этот образ и изменил его после грехопадения Бог. Он же его и восстановил. А вот создать и воссоздать подобие Божие человек должен сам, своими усилиями и познаниями. Становление Личностью, о котором пишет о. Роман в последнем абзаце, — это и есть создание богоподобия, которое без участия человека не совершается. Так получилось, что религии Запада особый акцент делают на восстановлении поврежденного образа Божьего в человеке, а религии Востока — на создании богоподобия, которое теснейшим образом связано с вопросом о «я» человека, поэтому первые полагаются исключительно на Бога, а вторые в большей степени полагаются на собственные усилия и на собственные исследования и познания, из которых исследование вопроса о «я» человека и познание непознаваемого являются главными.

  • Как важно видеть вещи в свете православного учения . Святые Отцы могли из самой дряной , никчемной вещи сделать назидание , любой случай случающийся в повседневной жизни преподать как урок к спасению души. Может притча и индуисткая , а мораль из неё нужно вынести христианскую.

  • Геннадий, на мой взгляд, натяжка и ложь присутствуют в неверном обозначении человеческой природы. Наше ложное представление о себе всё же не есть мы сами. Наша личность — под слоем «соли» (точнее, грязи, потому что соль — это ценность), но мы не есть грязь. Это противоречие и отражено в названии текста отца Романа «Образ Божий или соляная кукла?». По поводу Вашего последнего замечания думаю, что тот, кто знает Бога, может на Него положиться, а кто не знает, вынужден полагаться на собственные усилия.

  • Редактор , 15.06.2019 в 07:58: «Геннадий, на мой взгляд, натяжка и ложь присутствуют в неверном обозначении человеческой природы.». «Наша личность — под слоем «соли» (точнее, грязи, потому что соль — это ценность), но мы не есть грязь.»

    Пожалуйста, обозначьте верно человеческую природу и выделите в ней то, что Вы называете личностью. Что в нас скрыто «слоем соли» и является личностью? Кожаные ризы, которые Бог одел на человека после его грехопадения, — это слой соли ( грязи )? Или это человеческая природа? ( Иисус Христос вознесся и воссел одесную Отца без кожаных риз? )

    «Наше ложное представление о себе всё же не есть мы сами.» ( Редактор )

    Соляной куклой в притче названо восприятие человека, имеющего о себе именно такие, ложные представления. Они и есть тот слой соли, о котором Вы писали чуть выше.

    «По поводу Вашего последнего замечания думаю, что тот, кто знает Бога, может на Него положиться, а кто не знает, вынужден полагаться на собственные усилия.» ( Редактор )

    Зачем же тогда Иисус Христос сказал, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» и «всякий усилием входит в него», а святитель Василий Великий написал следующее:
    16. «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. Тем, что зависит от нашей воли, мы распоряжаемся в полную силу; добываем же мы это себе благодаря своей энергии. Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: «Сотворим» и «по подобию», если бы нам не была дарована возможность стать «по подобию», то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божиего. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение, чтобы мы не были инертными вещами, подобно портретам, созданным рукой художника, чтобы плоды нашего уподобления не принесли похвалы кому-нибудь другому. В самом деле, когда видишь портрет, в точности передающий модель, то не портрету воздаешь хвалу, а художником восхищаешься. Итак, чтобы восхищение относилось ко мне, а не к кому-то другому, Он предоставил мне самому позаботиться о достижении подобия Божиего. Ведь, «по образу» я обладаю бытием существа разумного, «по подобию» же я делаюсь, становясь христианином.»
    ?
    И какой смысл Вы вкладываете в слова «тот, кто знает Бога»? Вы знаете Бога? Каков Он до воплощения Сына Божьего?
    Соляные куклы познать Бога не могут. Они могут только воспринимать Его «кожаные ризы» и Его действия и знамения, осуществляемые посредством стихий.
    На Западе, благодаря искупительной жертве Христа, соляные куклы получают благодать Божию и таким образом, с ее помощью, спасаются, а на Востоке некоторые обретают эту благодать, перестав быть соляной куклой. Своими собственными усилиями они смывают с себя все «слои соли», становясь Личностью, познавшей Бога.
    Я думаю, что ни одна соляная кукла не спасется. А «раствориться» они должны добровольно, прикладывая к этому свои собственные усилия.
    Взрослые соляные куклы с атеистического сайта говорят детям: «не ходите дети в религии, там можно раствориться». К сожалению, на многих христианских сайтах говорят уже взрослым то же самое, рассуждая о восточных религиях.

  • Христианскую мораль из притчи вывести можно, если постараться. Кукла — образ человека, дебелого в своём плотском состоянии, состоянии грехопадения. Познавая благодать, человек отказывается от греховных привычек, познавая Бога и заканчивая земной путь в вечности, в Боге, с той лишь разницей, что не утрачивает себя как личность. Не растворись кукла в море, её бы разбили, раскрошили и пустили бы в столовую, где съели бы с пищей. А атеисты хороши: использовать индуистскую притчу в таких целях ещё догадаться надо!

  • С Праздником Святой Троицы всех ветровчан!
    Геннадий вновь пытается оседлать своего любимого конька…, оставляя без внимания, что не христианские сайты, а сам Христос словами Евангелия говорит нам: » Аз есмь путь и истина и живот; никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною «.(Ин.14:6).

    Если Христос Путь- вне его не существует пути, ведущего к Отцу. Если Христос Истина — вне Его все ложно; Если Христос Жизнь — вне Его нет жизни;
    Утверждать обратное — значит безумно и дерзко обвинять Христа в неправде…

    Отметаяйся Мене, и не приемляй словес Моих имать судящаго ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день (Ин. 12:48)

  • С праздником!
    Татьяна, Брянск , не я «оседлал своего любимого конка», а Вы затянули старую песню. Обсуждали мы этот вопрос. Загляните сюда, если забыли:

    http://vetrovo.ru/sudom-postydnym-osudili/comment-page-1/#comments

    Аз ( Я) в (Ин.14:6) обозначает ипостась Бога Слова, а не человеческую природу Христа. До воплощения Христа в человечество это «Я» относилось и обозначало ту же самую ипостась, только простую по природе. Христос воплотился, пострадал и воскрес, чтобы спаслись соляные куклы, способные воспринимать только «кожаные ризы» Христа. Восток учит людей «растворять» в себе соляных кукол. Не куклы ( соляные ) могут в созерцании, в лицезрении воспринимать Христа. Его благодатью, благодатью Бога ( благодать т.е. действие одно общее у трех ипостасей святой Троицы ) они ( не куклы ) спасаются.

  • Павел Курлыкин, Королёв , 16.06.2019 в 09:316: «Христианскую мораль из притчи вывести можно, если постараться. …..»
    Можно, но в таком случае, как у Вас, смысл индуистской притчи окажется значительно глубже христианской. Адам и Ева стали «соляными куклами» сразу после вкушения плода с дерева познания добра и зла. Все их потомки, т.е. все люди, становятся «соляными куклами» еще в младенчестве ( в период до двух лет от рождения ). У Вас и у о. Романа люди становятся «соляными куклами», погрязнув в грехах ( погрязнув в житейском мёртвом море ).
    Стать Личностью, не утратив «я» природного индивида, т.е. не утратив «я» падшего человека, невозможно т.к. Личность человека не сводима к его природе.

  • С Праздником Святой Троицы!
    Геннадий, уже не в первый раз, читая Ваши комментарии, жалею, что я не богослов и не религиовед. Мое представление о человеческой природе совпадает с тем, что говорит о ней отец Роман в тексте «Образ Божий или соляная кукла». У митрополита Антония Сурожского есть строки о том, что, когда мы любим человека, мы видим в нем Божий образ, который скрыт слоем копоти, но, тем не менее, существует и открыт любящему взгляду. Он же писал о том, что в Темзе — мутной, грязной, зловонной реке — где-то на глубине есть чистая струя — такая, какой сотворил эту реку Бог. Думаю, личность — не копоть и не муть, а образ Божий и чистая струя. Задача человека — докопаться до него, очистить, раскрыть, и тогда обретенное окажется Божьим. Прилагает ли он к этому усилия, берет ли Царствие Божие силою? Да! Но без Божией помощи не справился бы. Своё ли он раскопал? Думаю, Божье, но в себе.
    Если кукла полностью состоит из соли (грязи, копоти, мути), то, смывая с себя эту муть, растворяется, исчезает сама. Но если с человека смывается наносное, он не растворяется, а становится чистым, таким, каков есть, каким задумал его Бог.

  • Редактор , 16.06.2019 в 18:24: «Думаю, личность — не копоть и не муть, а образ Божий и чистая струя.»

    Святые Отцы рассуждали иначе. Образ Божий, по святым Отцам, — это индивидуальная природа человека, а становление Личностью — это уподобление Богу, т.е. богоподобие, подобие Божие.
    В этом обсуждении я уже приводил слова святителя Василия Великого на эту тему. Перечитайте их.
    В христианстве строго различают гномическое и природное. Вы их путаете. Личность человека запредельна и гномическому, и природному. Вы пытаетесь найти личность в человеческой природе ( первозданной ). У Адама его природа была совершенной ( первозданной ), однако он пал. Личность с большой буквы уже никогда не падет. Можно быть Личностью, имея падшую, поврежденную грехопадением, природу, при условии, что человек преобразил свое гноме. Гноме человека — это и есть те наслоения соли и грязи, о которых Вы писали ранее. Оно ( гноме человека ) и создает «я» падшего человека. Его ( это гномическое «я» ) и нужно «растворить», чтобы стать Личностью.

  • «Оно (гноме человека ) и создает «я» падшего человека. Его (это гномическое «я») и нужно «растворить», чтобы стать Личностью».
    И как соотнести это с притчей о соляной кукле? Разве она стала Личностью? И можно ли сказать о ком-то, что он не падёт, если человек этот ещё пребывает на земле?

  • С Праздником Святой Троицы !УважаемыйГеннадий , я просто поражаюсь, как это буддист богословствует на православном сайте . Напоминает ситуацию в нашей стране (Украине ) когда комик пытается играть в политика. Почему-то слабо ему верится.

  • Редактор , 16.06.2019 в 19:48: «Разве она стала Личностью?»

    Притча о соленой кукле — это индуистская притча. В ней описывается становление Брахманом. Атман, осознавший себя Брахманом, — это индуистский взгляд на освобождение. Индуистская » освобожденная» личность — это еще не Личность в христианстве или в буддизме. Это вершина языческого представления о личности. Ей не хватает окончательного прозрения, чтобы стать полноценной Личностью.

    «И можно ли сказать о ком-то, что он не падёт, если человек этот ещё пребывает на земле?» ( Редактор ).

    Вы думаете, что Богородица или апостол Иоанн Богослов могли пасть? Тот, кто познал истину и освободился от всех заблуждений и от всех причин этих заблуждений, больше никогда не падет.
    У буддистов будды не совершают ошибок и грехов, т.е. не падают, а у христиан — сыны и дочери Божьи.

  • Марина, Днепр , 16.06.2019 в 19:49: «Почему-то слабо ему верится.»

    А Вы сами разберитесь, и тогда не нужно будет гадать: верю — не верю. Это касается и богословия, и политики.
    Р.S. Тот, кто хочет обмануть, вначале втирается в доверие. Я же действовал на этом сайте с точностью до наоборот. К тому же, я готов в любой момент уйти отсюда. Только намекните.

  • Думаю, мы так уверены в Богородице и апостоле Иоанне Богослове именно потому, что они пребывают на Небесах и мы смотрим на них снизу вверх. Мы поднимаемся по лестнице и падаем вверх тормашками, а они протягивают сверху руки, чтобы поддержать. Разговор о соляной кукле затруднен, на мой взгляд, тем, что у нас есть три варианта (или три интерпретации) текста: индуистская версия, атеистическая версия и версия отца Романа. Версия отца Романа как христианского автора мне ближе и понятнее, несмотря на то, что я, возможно, путаю, где образ, а где подобие. Пусть под слоем грязи образ, а подобие нужно с Божией помощью обрести — всё равно, не смыв грязи, это невозможно.

  • Редактор , 16.06.2019 в 20:54

    Меня в совершенстве Богородицы и апостола Иоанна Богослова убедил их уход. Заблудшие и не совершенные так не «умирают». У буддистов этот критерий так же используется ( совершенные уходят, не оставляя после себя трупа ), плюс еще учение, которое будды излагают, и дела, которые они совершают.

  • «К тому же, я готов в любой момент уйти отсюда. Только намекните.» Уважаемый Геннадий , на сайте Ветрово всем места хватит , всем , кто любит творчество отца Романа . Думаю и Вы здесь не зря оказались.

  • Помимо Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова в христианстве достаточно других святых, тела которых лежат в земле или пребывают в Храмах мощами. Нет сомнений в том, что и они — Личности, как и многие другие, не прославленные в лике святых.

  • Геннадий, я прекрасно помню обсуждения этого вопроса и не вижу смысла его продолжать. Но кажется и Вам неоднократно на этом сайте советовали закрыть тему о якобы спасительности восточных религий и, если уж не поменять своего мнения, то, по-крайней мере оставить его при себе. Но Вы вновь и вновь пытаетесь вовлечь людей в богословские споры еще и с примесью философии, надеясь не то переубедить, не то уловить…
    Но Ваше богословие шито белыми нитками, потому как кроме Ваших слов и рассуждений оно не подтверждено ничем.
    А у нас есть сонм Святых Отцов, утверждающих, что вне Церкви Христовой спасения нет.
    http://www.nestorianstvo.ru/oeresi/

  • Редактор , 16.06.2019 в 23:51: «Нет сомнений в том, что и они — Личности, как и многие другие, не прославленные в лике святых.»

    Если бы у Вас не было сомнений, то Вы бы не задали мне вопрос: «И можно ли сказать о ком-то, что он не падёт, если человек этот ещё пребывает на земле?». Или Вы полагаете, что смерть — разлучение души с телом — делает человека совершенным?
    А вот в отношении упомянутых мною святых ни у кого уже не может быть сомнений.

  • Геннадий, у меня нет сомнений насчёт святых, и мне непонятна Ваша избирательность в отношении Богородицы и святого Иоанна Богослова. Но думаю, что ни один подвижник не скажет о себе: «Теперь я уже никогда не паду» (это было бы гордыней), и что неправильно было бы, глядя на него со стороны, сказать: «Он не падёт» (а это — восторженностью). Но после его кончины, оглядываясь на его жизнь, можно говорить о праведности.

  • * * *

    А кто есть Личность? Думается, тот,
    Кто с глубиною собственною дружит,
    Кто до себя однажды донырнёт
    И не спешит выныривать наружу.

    А на глубинах — чудо-жемчуга,
    Кораллы, рыбы — оку удивленье.
    Блажен, кто оставляет берега,
    Чтоб погрузиться в нерукотворенье.

    Не полагай, что главное — нырнуть:
    Нырянье не прогулка в чистом поле.
    Одно Страданье знает верный путь,
    И потому нет Личности без боли.

    Иеромонах Роман
    26 октября 2003
    Скит Ветрово

    http://vetrovo.ru/a-kto-est-lichnost-dumaetsya-tot/

  • Татьяна, Брянск , 17.06.2019 в 00:14, Вы ссылаетесь на сайт «Несторианство», а несториане как раз приписывали Христу человеческую ипостась на основании того, что у Христа была полноценная человеческая природа. Некоторые на этом сайте рассуждают так же: есть индивидуальная природа, значит, есть и соответствующая ипостась. Спрашивается: как же тогда человек может уподобиться Христу, если у Христа человеческой ипостаси нет и не было? Вопрос о «я» падшего человека, т.е. о «я» соляной куклы, чрезвычайно важен. Не решив его, человек не станет богоподобным. Тот, кто крепко держится за «я» соляной куклы, т.е. за свое «я», лишает себя подобия Божьего. Он не спасется. А Вы эти мои рассуждения называете философией. Я — не философ. Я — практик, плохой практик, но все же практик. И практика подсказывает мне, что личность человека не определяется его природным составом.
    Многие православные над этими вопросами не задумываются. Более того, они убеждены, что Бог сотворил человека по образу Своему и по подобию. Если это так, то тогда, конечно же, задумываться не над чем, но святые отцы утверждают обратное.
    Так же многие христиане считают, что во всех четырех книгах Евангелия описывается крещение Иисуса Христа в водах Иордана. Это тоже ошибка. Иоанн Креститель крестит Иисуса Христа только в синоптических книгах Евангелия, а в Евангелии от Иоанна нет описания крещения Иисуса Христа. То есть там, где Иисус Христос говорит людям о причащении через одно только лицезрение, крещения Христа нет. Спрашивается: уподобляющийся Христу из Евангелия от Иоанна является членом христианской Церкви или нет? В Евангелии от Иоанна говорится о рождении от воду и Духа, и о рождении свыше от Духа. Например, в буддизме есть «рождение от воды и Духа». И еще там говорится, что Дух дышет, где хочет. Неужели Вы думаете, что Ему кто-то может запретить дышать на Востоке?
    Многие буддисты рассуждают так же как и христиане. Они считают, что принятие буддийского прибежища открывают перед человеком дверь, ведущую его к спасению ( просветлению ). Правда, некоторые из них понимают, что по сути человек становится буддистом, познав пустотность индивида и путотность всех явлений. Некоторые знают, что есть люди, которые могут начать практику сразу с высших ступеней. В высших учениях принимают прибежище в своем собственном уме, а не в трех внешних драгоценностях обычного буддийского прибежища. Так же они знают, что среди 84-х столпов буддийской Церкви есть несколько человек, которые принадлежали другой духовной традиции ( были натхами ), но вошли в буддийскую Церковь благодаря своим постижениям, а не с помощью формального ритуала. В христианской Церкви дела обстоят так же. Рожденные от воды и Духа и рожденные свыше от Духа в другой духовной традиции, или без нее, могут быть членами христианской Церкви. Просто остальным этого знать не нужно, чтобы не соблазниться тем, что тебе не дано. Святые Отцы говорили все правильно, но они говорили не все из того, что могли бы сказать. Я тоже не хотел и не хочу быть для Вас, и не только для Вас, соблазном. Однако Вы вынуждаете меня говорить больше, чем следует это делать в публичном пространстве. Постараюсь больше этого не делать. Буду только следить за новинками творчества о. Романа.

  • Геннадий, Санкт-Петербург 17.06.2019 в 13:28

    «Вы ссылаетесь на сайт «Несторианство»,
    Сайт «несторианство» отображает лишь православный взгляд на эту ересь, а так же свидетельства Святых Отцов о невозможности спасения вне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

    «Так же многие христиане считают, что во всех четырех книгах Евангелия описывается крещение Иисуса Христа в водах Иордана. Это тоже ошибка. Иоанн Креститель крестит Иисуса Христа только в синоптических книгах Евангелия, а в Евангелии от Иоанна нет описания крещения Иисуса Христа. То есть там, где Иисус Христос говорит людям о причащении через одно только лицезрение, крещения Христа нет. Спрашивается: уподобляющийся Христу из Евангелия от Иоанна является членом христианской Церкви или нет?»

    А разве Евангелия отделимы друг от друга?
    По слову архиепископа Аверкия (Таушева)
    Все четыре Евангелия согласно повествуют о жизни и учении Христа Спасителя, о Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении, Его преславном воскресении из мертвых и вознесении на небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют собою единую целую книгу, не имеющую никаких противоречий и несогласий в самом главном и основном – в учении о Спасении, которое совершено воплотившимся Сыном Божиим – совершенным Богом и совершенным человеком. Древние христианские писатели сравнивали Четвероевангелие с рекой, которая, выходя из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки, протекавшие по странам, изобиловавшим всякими драгоценностями. Еще более обычным символом для четырех Евангелий служила таинственная колесница, которую видел пророк Иезекииль при реке Ховар (1:1–28) и которая состояла из четырех существ, напоминавших собою лицами – человека, льва, тельца и орла. Эти существа, взятые в отдельности, сделались эмблемами для евангелистов. Христианское искусство, начиная с V века, изображает св. Матфея с человеком или ангелом, св. Марка со львом, св. Луку с тельцом, св. Иоанна с орлом. Св. Евангелисту Матфею стали усваивать символ человека потому, что он в своем Евангелии особенно подчеркивает человеческое происхождение Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама; св. Марку – льва, ибо он выводит в особенности царственное всемогущество Господа; св. Луке – тельца (телец, как жертвенное животное), ибо он по преимуществу говорит о Христе, как о великом Первосвященнике, принесшем Самого Себя в жертву за грехи мира; св. Иоанну – орла, так как он особой возвышенностью своих мыслей и даже самой величественностью своего слога, как орел, высоко парит в небе «над облаками человеческой немощности», по выражению блаженного Августина».

    Многие буддисты рассуждают так же как и христиане. Они считают, что принятие буддийского прибежища открывают перед человеком дверь, ведущую его к спасению ( просветлению ).

    Позвольте довериться авторитетным словам человека, жившего и проповедовавшего в среде буддистов, — святого равноапостольного Николая Японского.
    Он ни в коей мере не считает буддизм религией равнозначной христианству и тем более ведущей ко спасению.. Святитель Николай называет буддизм «лучшей из языческих религий», и определяет ее как «геркулесовы столбы человеческих усилий составить себе религию, руководствуясь теми темными остатками богооткровенных истин, которые сохранились у народов после рассеяния вавилонского»
    И хотя святитель предписывал своим катехизаторам, « в проповедях не задевать буддизм и прочие здешние веры», дабы не «заграждать вход в сердце многих слушателей христианству, озлоблять их и вызывать на противление», он не подвергал сомнению, что когда Христово учение станет понятно для буддистов, тогда буддизм будет отвергнут сам собою.

  • Известная буддистская притча о соляной кукле, которая возникла в Индии много веков назад, активно бороздит просторы интернета, с ее помощью нам «помогают» найти «истину», и не только взрослым, но, что хуже всего, и детям. Суть притчи в том, что кукла, чтобы постигнуть истину (узнать, что такое море), пожертвовала собой. Митрополит А. Сурожский о значении этой притчи писал : «…Мы можем найти в этом маленьком рассказе много правды. Кукла познала, что такое море, когда при всей своей малости она стала простором моря. Так бывает и с нами, когда мы входим в познание Бога: не мы вмещаем в себе Бога, но сами содержимся в Нем, и в этой встрече с Богом становимся самими собой, обретая покой в Его беспредельности. Читаю в комментариях: «Это он, митрополит Антоний, о познании Высшей силы…» А один из комментариев к притче звучит так : — О чем эта песня? — Ах, если б я знал это сам. И только прочитав мудрое наставление отца Романа, можно расставить все акценты правильно. Отец Роман, с присущей ему правдивостью, раскрывает происходящее со всеми нами. И совсем была бы беспросветной наша жизнь, если бы не встреча с чистым Родником, которая навсегда меняет нашу жизнь.
    Чистый Родник- это встреча с Господом, припасть к водам Родника — обрести Веру. А далее следуют поистине драгоценные наставления Батюшки: Ум может быть страшен, если человек забыл о Боге. Свобода подается тем, кто очищает свое сердце. Свобода — Божий дар, отвергая Бога, нельзя говорить о ней. Не любящий Бога не может правильно любить даже своих детей. А жизнь одна, и она не заканчивается на этой земле. Вот почему нужно выбирать спасительную веру. «Я есть Путь и Истина и Жизнь», — сказал Христос.
    Обрести Образ Божий, стать Личностью, а не соляной куклой — вот истинное назначение каждого. Низкий поклон дорогому отцу Роману за неравнодушие, за его щедрое и любящее сердце.

  • Спаси, Господи, отче Роман за врачевание больной души, за Ваше доброе, пастырское сердце. Проживаю каждое слово.
    Примите Отче низкий поклон от благодарной души.
    Благодарю Господа за Вас.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок