МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

+

«… Ибо душе боголюбивой свойственно подчинять Божественному всё человеческое». «Душам нечистым всё прекрасное кажется невероятным» (свт. Григорий Богослов. Слово 18-е).

+

Удовольствие – карикатура блаженства. Духовный человек стремится к единению с Богом, а не изобретает способы получения адреналина.

+

Не бyди мyдръ њ себЁ: б0йсz же бGа и3 ўклонsйсz t всsкагw ѕлA (Притч. 3:7).

+

«Блажен, кто знает Тебя, даже если он не знает ничего другого» (блаж. Августин. Исповедь).

+

В уединении природа становится ближе. Когда человек молится, она не пугает его. Ни ветер, ни гроза, ни ураганы – ничто его не пугает, всё радует душу, доверяющую Богу. А когда он грешит, тогда природа начинает воевать с ним, страшит потерявшую опору в Горнем душу.

Мы живём во времена неслыханного отпадения, глумления, безумия. Ожидаются великие потрясения и в обществе, и в природе. Как будем жалеть о своём теперешнем положении! Живём ведь по поговорке: «Имеем – не ценим, теряем – плачем».

+

Помню учителя географии. Хромой, скупой, очень мстительный и злопамятный. Дети его не любили и издевались, кто как мог. Он молодым женился, жена была труженица, но родители сказали: «Много ест, не нужна она тебе». Подчиняясь безумной родительской воле, он выставил супругу. И уже не женился. Экономные родители умерли, и он остался с сестрой. К себе никого в дом не пускали, потому что никогда не мыли полы. Мылись ли сами – никто не знает, но баню не посещали. Какая никчемная жизнь! Ни семьи, ни детей, ни любви, ни уважения. Это кара, а не жизнь. Была бы вера, всё было бы по-другому. И где сейчас его душа?

+

Ничего нет случайного, и всё сделанное, сказанное не исчезает, а как бы переходит из одного состояния в другое.

Вот пример пагубного влияния родительской гордости.

– Разве это воспитание? – возмутилась заслуженный педагог, глядя на соседских детей. – Вот я воспитаю свою Томочку – ахнете!

И в самом деле, сдержала слово. Томочка подросла – папиросы, вино, мужики… Все ахнули – такого ещё во дворе не было! Дальше – больше. Родила Томочка девочку. А так как главное – воспитать свободную личность, то и освободила дочь от всех обязанностей. Та оказалась очень способной, быстро научилась пить, курить, колоться, но так как к труду не была приучена, а деньги на все эти удовольствия нужны, то пошла доча приторговывать собой. Видел её в молодых летах, после двадцати от человека уже ничего не осталось. А потом смерть – в двадцать четыре года. Вот такая страшная жизнь. Сказанула по гордыне педагог, а аукнулось на детях.

+

Титул Предстоятеля Александрийской Православной Церкви: «Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол, Судья Вселенной».

Видимо, восточная скромность не позволила объявить себя Четвертой Ипостасью Божества. Где же Апостольская простота? Где Христово смирение? А ведь Господь – Бог ревнитель!

+

Нынешнему Патриарху Константинопольскому уже недостаточно величания в обращении «Ваше Святейшество»! Требует называть себя «Всесвятейшим»! Нет предела человеческому возношению!

+

Из псковской газеты:

«В своё время очень много говорилось про Савину пустынь в деревне Соловьи Псковского района. Там раньше стоял древний монастырь, в котором спасались во время войны местные жители. Храм пережил лихолетья, но в 60-е годы его по кирпичику разобрали черехинские десантники. А через 40 лет, как мы все знаем, в Чечне полегла 6-я рота именно из черехинского полка…»

+

Странное письмо пришло из Харьковской области.

«Слава Иисусу Христу!

Дорогой брат в Иисусе Христе!!! Благословит Тебя Бог!

Я христианка живу в селе – пенсионерка. Я потеряла сына трагически. Очень бы хотела, чтобы Ты пожил у меня в селе. Не откажи! Это будет для меня благословение от Бога, принять тебя. До свидания. Мой тебе адрес…

Если что хоть ответь!!.

Приезжай дорогой Саша».

Показалось, что пишет нецерковный человек или сектантка. Но до чего же ей одиноко! В ответном письме поблагодарил за приглашение, попытался утешить в горе. Но что слова человека? Такие потери врачуются не людьми.

Ответ не заставил себя долго ждать.

«Слава Иисусу Христу!

Добрый день, Саша! Зову тебя как звали тебя твои родители мама, папа!

Спасибо за твой ответ. Саша я стала знать тебя через твои стихи. Мне подарили твои стихи 3е издание. Я их читала с упоением. Ты Пушкин, Лермонтов, но ты более духовный ты сильнее любишь Творца Бога и ближе к иму. Дорогой Саша всё это прекрасно, Вера это дар от Бога. Но мы не должны уединяться от ближних, мы должны их любить по 2й заповеди, помогать и быть солью, светить, дабы они уверовали и пришли ко спасению через нас. Саша твои стихи хороши, но всё в унынии. Саша я читала в стихах какие гонения и унижения ты претерпеваешь – и сильно простуживаешся. Зачем всё это. Одно полено горит и быстро тухнет. А куча полен, это сила, так и в молитве против врага мстителя, ведь враг хитёр, лукав и силён. Саша, очень прошу тебя не тяни с приездом, ко мне, приедь, отогрей душу. Вместе порадуемся, и поплачем. Я очень болею за тебя, что ты такой одинок. Саша есть любовь Агапе от Бога, и есть земная любовь не такая, как от Бога (Филио). Дорогой друг тебя наверное обидела какая-то женщина?… И ты впал в уныние. Приедь убери страх, гордыню и приедь я буду твоей старшей сестрой во Христе Иисусе. Ты не пожалееш об этом. Брось это существование и ожидать смерти от какой либо инфекции простуды, от побоев нечестивых людей. Ведь есть 3 класса людей. Верующие-неверующие и обманщики. По духу их надо распознать. Саша ты хорошо знаешь я вижу писание. И сам это знаешь. Саша тебе надо родиться Свыше 2й раз. Помнишь, как ночью пришёл Никодим к Иисусу. И ещё тебе надо принять Духа Утешителя Святого и ты будешь силён. Помнишь, как Павел сказал, приняли ли Вы духа Святого. Молись:

Отче я – новое Существо во Христе Иисусе. Наполни меня Св. Духом, чтобы я мог быть сильным свидетелем. об Иис. Хр. Я верю, что я сейчас принимаю Св. Духа точно также, как ученики в день Пятидесятницы. Саша есть ли воля Отца, чтобы ты болел?.. Нет. Ведь 2000 лет назад Иис. Хр. взял наши болезни и немощи и наши грехи. И мы должны их изгнать и противостать демонским козням. Есть ли в Библии название тех болезней, какими болеют люди?.. Противостань сильною верою и убежит от тебя, зло и болезни, мы должны быть сильными воинами для служения слабее себя. Сатана – беспощадный жестокий правитель, – а Отец Бог любви. Сатана – вор пришёл чтобы убить, украсть, разрушить. Иисус пришёл чтобы мы имели жизнь с избытком. Иоанн.10:10 Родиться Свыше мы освобождаемся от всего сатанинского и войти в семью Бога Отца! И страх от дьявола и гордыня и самолюбие и сомнение и непрощение.. Познайте Истину и будьте свободны.

Саша прости за такое письмо. Саша приедь, умоляю в моё село уже холодает. Если тебе надо на дорогу деньги сколько, напиши. Я молюсь за тебя, чтобы ты не болел и приехал. Я буду ждать тебя очень в мою келью не богатую, но тёплую и скромную.

Досвидания.

С любовию Христовою Татьяна Петровна.

Бог сказал, радуйтесь и ещё радуйтесь. Унылый дух сушит кости? Притча. Разве не так. Мы оптимисты мы верующие и боремся.

Я не хочу, чтобы Ты умирал. Ты портрет мой покойный сын. Он тоже писал стихи о смерти играл на гитаре и хотел смерти и дождался её. А моё сердце опустошил. Саша не будь таким умоляю, убери уныние, Бог Тебя любит не унывающим».

Написал, что спасение только в Церкви Христовой, посоветовал держаться Святого Православия – ответа не последовало.

+

О целовании рук

– Что вы целуете то поручи, то руку! – возмущался на проповеди отец А. – Руку священнику надо целовать!

– А как правильно, батюшка? – уже у меня спросила пожилая прихожанка.

– А попадья целует ему руку? – поинтересовался я.

– Ни разу!

– А вы чем хуже попадьи? Попадья должна быть примером для прихожанок. И почему священник заставляет целовать свою руку прихожан, а не её? Не нужно целовать руку. Приложились к Кресту, поклонились, и с миром изыдем.

– А некоторые даже совсем молоденькие батюшки в монастырях сами тянут свои руки к губам и сильно обижаются, если их не целуют.

– Это уже их трудности. Согласитесь, что целовать руку для того, чтобы не обидеть – ронять своё достоинство, заниматься человекоугодием. В Церкви не должно быть никакого насилия! Никто не имеет права совать свою руку к губам просящего благословения!

Уже в скиту открыл Толковый словарь В. Даля.

«Целовать – приветствовать, желать целости, здравия, поздравлять, изъявлять пожелания». «Лобызать – прикасаться устами, изъявляя сим привет, уважение, любовь, радость». «Не целуй рук, да не грызи пальцев. Целовал ястреб курочку до последнего пёрышка! К чему бело умываться, коли не с кем целоваться!» – рускіе пословицы.
«Кривое целование – лжеприсяга».

Закрыл книгу. В самом деле, что означает целование?

1. Целование – выражение любви и почтения. Всегда ли? Не всегда, если целуют, человекоугодничая, по привычке или чтобы не прогневать начальствующего пастыря и архипастыря.

2. Любовь взаимна. Мы целуем Святыни – Крест, Евангелие, иконы, святой Престол, святые мощи, детей, близких. Страшно целование без любви. Примером непотребного целования является поцелуй Иуды в Гефсиманском саду.

3. Любовь не знает лицемерия и лицедейства. Целующиеся артисты играют в целование, исполняя роль. И если к этим играм нецерковное общество давно привыкло, то христианам недопустимо играть в любовь! И не только христианам, а всем достойным людям. Игра в любовь – не любовь. Исполнение внешнего без внутреннего наполнения оскорбляет любовь! Подсчитайте, сколько раз за службу иподиаконы должны приложиться к руке епископа. Мало того, они ещё должны успеть это сделать быстро, чётко, а значит машинально. Да и когда же им исполниться любви и почтения, если нужно вовремя взять и отдать посох, дикирий или трикирий? И как любовь и почтение могут посещать человека по заказу, только в определённые мгновения службы? Вот и получается, что бедным иподиаконам приходится играть в любовь, превращая Алтарь и амвон в сцену, а дом Божий в театр.

+

Кто-то передал диск с фильмом о посещении Александрийским Патриархом и иже с ним известной женской обители. Принимающий высоких гостей митрополит обратился с приветственным словом к приезжим. Патриарх что-то прошептал своему иподиакону, и тот быстро поставил для него кресло. Патриарх сел. Говорящий митрополит обернулся к нему, вздрогнул и на мгновение даже растерялся, увидев сидящего гостя. Гость снисходительным кивком великодушно разрешил хозяину: можете продолжать. Тот быстренько проглотил пилюлю, пришёл в себя и… продолжил.

Пока он продолжает, возьмём паузу и порассуждаем. Гость командует, забывая, что он в гостях, сидя слушает приветственное слово хозяина, который стоит чуть не навытяжку, пытаясь показать руское радушие. Согласитесь, что-то здесь не так. Во всяком случае, меня укололо неуважение к хозяину. А, впрочем, за что нас уважать? Мы сменили намоленные нашими святыми сродниками рускіе куколи на греческие клобуки, и не только это: «При Никоне в Москве появляются греческие амвоны, греческие архиерейские посохи, греческие клобуки и мантии, греческие живописцы и т. п.». Подражатели не удосужились понять, что подражающий всегда ниже того, кому подражает, как ведущий выше ведомого. И если мы сами себя не уважаем, отрекаясь от своих корней, кто будет уважать нас? Но прервём паузу и посмотрим на концовку…

В конце речи митрополит начал раздавать высоким гостям иконы с изображением Небесного покровителя монастыря. Иконы ему подавала игумения, едва успевая целовать руку архипастыря. Ну почему не поцеловать руку, подавая только первую икону? Нет, прикладывалась каждый раз… А поскольку гостей было множество… посочувствовал любвеобильной (надеюсь, не только к митрополиту, но и к сестрам с прихожанами) матушке.

И зачем всё это снимать и распространять, увековечивая неприглядности церковной жизни?

+

– Батюшка, а почему вы никогда не даёте целовать себе руку?

– Потому что целование должно быть взаимно. Мало того, что не даю, всем говорю – не целуйте пастырям и архипастырям рук: неполезно им. Ибо мы все р0дъ и3збрaнъ, цaрское свzщeніе, kзhкъ с™ъ, лю1діе њбновлeніz (1 Пет. 2:9).

+

Великие Луки – первый мой приход на Псковщине, куда прибыл служить сразу после рукоположения. Тепло вспоминаю то время – прихожан и небольшую кладбищенскую Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Служили ежедневно: Вечерня, Утреня, Литургия, постоянные требы. Первоначальная благодать поглотила молодого священника. Люди очень тепло относились ко мне, ценя ревность и искренность. Помню, как в ответ на жалобы дочери на больную мать легонько постучал ей по лбу: «Ни в коем случае! Мать – это святое!» Та просияла.

И вот уже на глухом приходе повторил этот жест без любви, по привычке, и сразу почувствовал, как прихожанка напряглась. И сам напрягся, ощутив неестественность механического жеста. Потому так против целования рук пастырям и архипастырям: любовь без взаимности – карикатура Любви.

+

«Почитание святого состоит в подражании ему» (свт. Иоанн Златоуст).

Живя в современном міре, трудно подражать подвизавшимся в пору всеобщей воцерковленности. Преподобный Серафим, благословляя, целовал руки крестьянам, которые к нему приходили. Начни кто подражать преподобному в этом – скажут, совсем не в себе. Но если мы не целуем рук подходящим под благословение, почему протягиваем для поцелуя свои? Какая же правда в нас, если заставляем исполнять других то, чего не исполняем сами?

+

– Отец Роман, возвращается крепостное право! – печально воздохнул в Минске знакомый протоиерей, имея в виду безправное положение священников.

– Почему возвращается, и чему удивляетесь? Сами же на великом входе и ектениях постоянно возглашаете «Великого Господина…». Что же за господин без крепостных?

Отец протоиерей грустно промолчал.

И вспомнилась недавняя, надеюсь, последняя поездка на родную Брянщину. Побыв несколько дней в Брянске, вместе с попутчиком из Белой Руси направились в Клинцы. По просьбе знакомых посетили больных и, так как наступал Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, поехали в собор на всенощную. Чтобы не привлекать внимания прихожан, через пономарку вошёл в Алтарь и увидел лежащие на полу орлецы– принадлежность архиерейского служения. В прошлый приезд новопоставленный епископ очень тепло меня принял, после Литургии непринуждённо общались за обеденным столом… Благословив подошедших иподиаконов, иеромонах начал читать светильничные молитвы. Закончив чтение, направился в центральный придел.

– Благословите, ваше преосвященство, – крестообразно сложил две ладони для принятия благословения.

Епископ встал, перекрестил. Иеромонах не поцеловал руку, положенную на его скрещенные ладони, сказав обычное: «С Праздником!» Что же тут началось – гром и молнии!

– Кто вы?! – возмущённо спросил епископ.

– В самом деле не узнали? – поражённо спросил не привыкший к лицедейству иеромонах.

– Ну, представьтесь, наконец! – от возмущения глазки епископа забегали, испуская грозные молнии.

– Иеромонах Роман, заштатный клирик Псковской епархии.

– У вас есть указ от правящего архиерея, митрополита Псковского? – молнии летали по всему Алтарю, не достигая своей цели.

– Есть документ, подтверждающий, что такой-то иеромонах является заштатным клириком Псковской епархии, не находится под запрещением и имеет право служить.

Молнии усилились и участились.

– А есть благословение на поездку?

– Простите, заштатный клирик не совершает ничего антиканоничного, он свободный человек и едет туда, куда считает нужным поехать, стараясь и в поездках исполнять свой пастырский долг.

Наконец, не зная, что сказать, без году неделя архипастырь гневно выдавил:

– Ну, идите, молитесь!

Поклонившись обличителю и онемевшим присутствующим, иеромонах поспешил к двери пономарки. Отыскав в Церкви своих спутников, спешно поехал в другой Храм. Там служили два священника: молодой, уверенный в себе настоятель с бородкой-щетинкой и старший по рукоположению и возрасту, недугующий ногами подчинённый. Начался полиелей.

– С Праздником! – сказал иеромонах, кланяясь отцам и возвращая кисточку для помазывания настоятелю, – хотел бы завтра причаститься. Не послужить, а причаститься.

– Нет проблем, – бодро ответил молоденький настоятель.

Закончилась Служба, и мы вышли из Храма.

– Вы приехали к Владыке, Вы его гость? – с сияющим лицом бросился ко мне уже разоблачившийся настоятель.

– Нет, я приехал не к епископу.

Сияние тотчас угасло, настоятель потерял всякий интерес к приезжему и тут же куда-то исчез.

Позже в ответ на недоуменные взгляды спутников пояснил:

– Не приложился к ручке святителя.

Утром прибыли в Храм. Сразу пошёл в Алтарь, где услышал доносящиеся из пономарки крики настоятеля: «вразумлял» пожилую женщину. Через некоторое время он тоже вошёл в Алтарь и, увидев меня, обронил:

– Это же Клинцы!

Потом, глядя в окно, проговорил:

– Я звонил владыке, он не разрешил вам служить. Сказал – пусть не служит, а только причащается.

«Отомстил» архипастырь! Но разве иеромонах просил о служении, а не о Причащении?

После Литургии, почитав благодарственные молитвы, иеромонах обратился к стоящему у жертвенника настоятелю:

– Благодарю! Спаси, Господи!

– Простите, если что не так, – с неловкой улыбкой ответил тот.

– Всё так, другого и не ожидалось. Передайте поклон епископу и поблагодарите его за гостеприимство.

Настоятель понимающе улыбнулся. Потом мне сказали, что он лет пять работал юристом в епархии, и новый епископ, рукоположив его во иерея, сразу поставил настоятелем, убрав куда-то прежнего. Ранний и высокий взлет. Не обжечь бы крылышки о солнце…

+

Прогневался на меня епископ, но недавно увидел, как ведут себя святители с тем, у кого полна мошна. Итак, видеосюжет о юбилее генерального директора предприятия «Софрино».

Обратил внимание, что никто и не думал протягивать ему руку для поцелуя, дабы не оскорбить и не прогневить именинника, никто не гневался на него за то, что не лобызал руки архиереям, напротив – все были счастливы приложиться к нему. Вот батюшка выскакивает из Алтаря, чтобы успеть приложиться к мірянину (надеюсь, что с таким же благоговением, граничащим со страхом, относится ко всем прихожанам), вот епископ освящает бюст именинника (при жизни!). Не говорил бы о неприглядном, если бы запись не гуляла в интернете, и безбожники не тыкали нам этим роликом: «Вот ваша церковь!»

И, если атеисты пользуются этим роликом для обвинений, почему бы нам не знать об этом и не воспользоваться им для оправдания Церкви, спокойно и твёрдо ответив обвинителям:

– Нет, это не Церковь, это язвы представителей Церкви!

+

Ещё один печальный видеосюжет на ту же тему с названием «После Архиерейского Собора 2-3 февраля 2016 года».

Народ дождался выхода архипастырей из Храма, оживился. Пожилые женщины, бабушки, те, кто остался верен Матери-Церкви в годы гонений, с надеждой, чуть не причитая, взывают к проходящим:

– Владыки, спасите Церковь! Сохраните в чистоте Православие! Спасите от католиков! Спасите от папизма! Спасите от унии, от раскола, от грядущего Собора!

Отводя взгляды, архиереи торопливо проходят. Вот ревностная бабушка пытается хоть кому-то вручить письмо-прошение. Надеялся, что хоть кто-то возьмёт конверт, успокоит, утешит мёрзнущую старушку! Напрасные надежды! Никто не взял! Никто!

Печальнейшее зрелище! Почему-то всплыли слова вождя мірового пролетариата, написанные совсем по другому поводу: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но дело их не пропало. Декабристы разбудили Герцена». Страшно и помыслить, кого разбудят важно проходящие. Десятилетие назад невозможно было представить образование в Росiи Союза воинствующих безбожников. Ныне они метастазами расползаются по лику Росiи. То ли ещё будет.

+

400-летие Дома Романовых. Приём в Ливадийском дворце. Шик, блеск, кордебалет, военный оркестр с кривляющимися, подобно шутам, трубадурами… По красной дорожке идут бывшие – короли, герцоги и росiйские самозванцы Гогенцоллерны-Гольштейны-Романовы. Появляются архиереи. Духовой оркестр встречает их музыкой из блатной песенки «Шаланды, полные кефали». Думаете, кто-то остановился, развернулся и с достоинством ушёл? Ни один! Как шли к накрытым столам, так и не свернули. А ведь над Церковью, в лице Её представителей, поглумились. Столы дороже Чести Матери-Церкви? Разве не архипастыри призваны оберегать Её достоинство? Но как может оберегать достоинство Церкви тот, кто и своё не смог защитить?

Заметки на полях

  • Сергей Запольнов , 15.03.2017 в 09:57

    Тронут до глубины души! Слава Тебе, показавшему нам Свет! Отцу Роману многая и благая лета!

  • Татьяна, Гагарин, Смоленская обл. , 15.03.2017 в 12:51

    Получила встряску.Увы мне!Спаси,Господи,отец Роман!

  • Вадим Ковалев , 15.03.2017 в 12:53

    В честнóм бою совет отнюдь не нужен —
    Руби с обеих рук без лишних слов!
    Когда ж враг обезврежен, безоружен —
    Кто на себя смертоубийство взять готов?

    Лишать раскаянья злодея льзя едва ли —
    Христа не душегуб ли пел с креста?
    И лавры строили, и святость обретали,
    На Божий суд отмытыми представ.

    Не грех, поддавшись мести иль капризу,
    Судить о смертной казни сгоряча.
    Но вряд ли кто, сложивши сан и ризу,
    Готов примерить робу палача!

  • Галина Пашук , 15.03.2017 в 16:15

    Спаси, Господи, дорогой Батюшка, за эти золотые россыпи мудрости, за эти наставления, которые учат нас отделять «зерна от плевел» и которые так душеполезны всем нам. Это новый жанр Вашей прозы, в котором мы, Ваши читатели, очень нуждаемся, потому что это размышления пастыря, доказывающего собственной жизнью их актуальность и правильность, высочайшую порядочность, честность, правильную жизненную позицию: нравственной чистоты, благородства настоящего христианина и человека. Всю жизнь преподавая русскую литературу и считая ее мерилом нравственности, я, читая прозу отца Романа, увидела другие сияющие вершины-вершины Божественной Красоты, считая себя воцерковленной, я только сейчас стала понимать многое и учиться отделять «зерна от плевел». И как же прекрасен этот мир, мир, где ты учишься жить с Богом! «Молитва – единственная непреходящая реальность на этой земле, ибо она соединяет нас с Тем, Кто Непреходящ». Низкий поклон Вам, дорогой Батюшка.

  • Марина Наследникова , 15.03.2017 в 16:31

    Как прекрасно! Очень нужный жанр и очень востребованный. Подписываюсь под каждым словом отца Романа. А то, что душа некоторых из нас сопротивляется и не воспринимает прочитанное, является свидетельством нашего несовершенства и неготовности воспринимать Слово Правды. Ведь и Христу когда-то в Евангелии говорили: «Жестоко есть слово сие». Да, жестоко, потому что правдиво, потому что так глубоко застряли в нас наши пороки и страсти, так привыкли мы «сообразовываться с веком сим», что нам болезненно принять другую, иную точку зрения. А отец Роман жизнью доказал правдивость своих слов. Как прекрасно было бы издать отдельной книгой.

  • Алла, Минск , 15.03.2017 в 16:50

      »Мы еще не осознали того, что дьявол ринулся губить творения Божии. Он устроил «панкинию», чтобы погубить мир, он пришел в бешенство, потому что в мире начало появляться доброе беспокойство. Он разъярен, потому что знает, что действовать ему остается немного (Апок. 12:12). Сейчас он ведет себя как преступник, который, когда его окружают, говорит: «Не спастись мне, они меня схватят!» – и крушит все направо и налево. Или как во время войны, когда закончатся боеприпасы, солдаты вытаскивают штык или саблю, бросаются в бой и – будь что будет! «Все равно, – говорят, – погибать. Убьем же как можно больше врагов!» Мир горит! Вы это понимаете? Обрушилось немалое искушение. Дьявол разжег такой пожар, что даже если все пожарные соберутся вместе, то не смогут его потушить. Духовный пожар – не осталось ничего неповрежденного. Остается только молиться, чтобы Бог пощадил нас. Ведь когда разгорится большой пожар и пожарные уже не могут ничего сделать, то люди вынуждены обратиться к Богу и просить его о сильном дожде, чтобы пламя погасло. Так и с тем духовным пожаром, который раздул диавол, нужна лишь молитва, чтобы Бог помог.
       Весь мир идет к одному. Общий развал. Нельзя сказать: «В доме немного поломано окно или еще что-то, давай я это исправлю». Весь дом развалился. Мир стал разрушенной деревней. Положение дел уже вышло из-под контроля. Если только сверху – что Бог сделает. Сейчас Богу работать: где отверткой, где пряником, где кнутом, чтобы исправить все это. Мир имеет язву, она пожелтела и готова прорваться, но еще не дозрела. Зло дозревает, как тогда в Иерихоне (Нав. 6:23), который требовалось обеззаразить, подвергнуть «дезинфекции»…
    (преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке)

  • Зоя , 15.03.2017 в 18:07

    Да, Ваше Преподобие! Еще многим и многим из нас, больше по слуху не «Да исправится молитва моя», а «Привет, раздевайся ложись» Самой даже не по себе, что поставила рядом. Долго еще то время, когда будут зажигаться светлячки души повсеместно. Успеть бы всем! Глаза и уши у всех есть! Внимай человек!

  • Надежда, Дятьково , 15.03.2017 в 21:44

    Самое глубокое, самое мудрое, самое правдивое, самое точное — написано здесь отцом Романом. Хочется не просто плакать, а выть от безсилия, от такой правды. Потому что — ПРАВДА нашей мирской жизни. Вот если бы прочитали эти строки, эти раздумья священника, эти ответы — как можно больше людей! Глядишь, и шевельнулось бы что-то в наших душах, в наших «головушках» (как любит говорить отец Роман). Я просто в оцепенении. Батюшка, спасибо Вам, что открываете нам глаза.

  • Светлана , 19.03.2017 в 15:34

    Слава и благодарение Богу за радость. Радостно, что есть люди, которые нам выпрямляют позвоночник и направляют нас в нужную сторону. Русь еще жива.
    Поклон о. Роману за труды и помощи Божией.

  • Алла, Минск , 19.03.2017 в 18:13

    Видимо, заметки о белорусских Храмах были сделаны давно, может быть в лихие девяностые? Тогда и священников было много без соответствующей подготовки и образования. Сейчас, надеюсь, описанное встречается редко. Человеколюбие- это хорошо. Только важно, чтобы оно было С ЛЮБОВЬЮ!

  • Алла, Минск , 19.03.2017 в 19:01

    ПРИМЕР АНТИМИССИИ.

    Добрый день (утро, вечер).С праздником!
    Вы просто зашли свечку поставить (приложиться к нашей чудотворной иконе, побыть в храме Божьем)? Кстати, а что-то я Вас не видел (а) в нашем храме. Вы в другой храм ходите? Как, вообще редко ходите в храм???? А как же Исповедь и Причастие? Что?! НЕ ПРИЧАЩАЛИСЬ НИКОГДА??? Это очень плохо. Надо обязательно причащаться. Ведь причащаясь, мы становимся Христовыми. Кто не причащается, тот попадет в ад. Святой Серафим Саровский (Амвросий Оптинский, Иоанн Кронштадтский….) говорил, что….

    Ну и что, что Вы работаете (учитесь, сидите с детьми). В храм ходить Ваша прямая обязанность, если Вы православный. А кто пропускает богослужения, тот отлучается от Церкви. Бог Вас накажет, будете в аду мучиться всю вечность!

    Вы мне не возражайте, а меня слушайте, что я говорю! Я, слава Богу, в Церкви уже ….дцать лет.
    Нет, в покое я Вас не оставлю, даже не думайте. Вы должны понять, что Вы не можете называться православным христианином, если каждые субботу, воскресенье и праздник не будете ходить в храм на службу. Раз уж Вы сегодня зашли в храм Божий, я должен (жна) это до Вас донести.

    … Нет, я не читал (а) басню про Демьянову уху. Я вообще никакие светские книги не читаю, надо читать только Писание и святых отцов. И вот в Писании говорится о чечевичной похлебке, которую праотец Иаков…

    … Вы вот на меня обижаетесь, а вот я и Господь желаем Вам добра и спасения, чтобы Вы попали после смерти в рай.

    …Так вот, сейчас Вам расскажу, как нужно готовиться к Исповеди и Причастию, и в эту субботу вечером Вам надо прийти к нам в храм, и надо будет исповедоваться. А в воскресенье – надо причаститься.

    …Значит, в нашей церковной лавке надо купить книжку «В помощь кающемуся». Там есть подробные перечни всех грехов. Так как это Ваша первая исповедь, надо выписать оттуда все грехи, даже если Вы не понимаете, что они означают. Вам и не надо ничего понимать. Зато бесы все понимают. Так… теперь по поводу Причастия. Надо будет прочитать 3 канона и 3 акафиста – Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю, и последование ко Причащению…

    …Вот, смотрите (показывает молитвослов) – они все здесь есть. Ну и что, что много читать? Апостол Павел говорит «непрестанно молитесь». Мы должны вообще молиться не переставая. Ничего, отложите все Ваши дела и будете читать. Неделю перед Причастием нельзя есть мясное и молочное, не смотреть телевизор, не слушать светскую музыку, не сидеть в Интернете. Никаких театров-музеев-развлекательных мероприятий. Естественно, нельзя иметь супружескую близость. И вообще, я Вам скажу, нельзя вступать в близость не ради зачатия детей.

    У Вашей жены будет день рождения на неделе? Нельзя праздновать! Откажитесь от празднования. День рождения вообще праздновать грех, это способствует гордыне и тщеславию. Надо Богу всю нашу жизнь в жертву приносить и ради Него надо от всего отказываться…

    Куда Вы убегаете? Вы что, хотите попасть в ад?!

  • Зоя , 20.03.2017 в 13:30

    Добрый день Ваше Преподобие! Добрый день всем! Владыка говорил: всем дам соизмеримо, никто не понесет больше, чем может! И как же горько читать такие письма. Действительно, хочется обнять весь мир сердцем- сказать, люди, ну что Вам не хватает, есть Бог, есть Любовь!!! Больше ничего и не нужно. Спаси и сохрани Боже люди Твоя!

  • Наталья, Москва , 24.03.2017 в 14:55

    Спаси Господи! Читаю.

  • Вадим Ковалев , 25.03.2017 в 17:36

    Царебожников-всепокаянников с плеча
    Хлещет иеромонах погрязших в сраме —
    Так и слышатся щелчки из вервия бича
    На Седмице в иерусалимском храме.

  • Зоя , 26.03.2017 в 10:49

    Спасибо Ваше Преподобие!!!

  • Надежда, Дятьково , 27.03.2017 в 11:02

    Отче, Вы настолько откровенный человек, даже страшно за Вас становится. Читаю с тревогой, волнением, иной раз с радостью (когда юмор присутствует), с трепетом и с нетерпением всегда жду новых Ваших ответов, размышлений, впечатлений от встреч с людьми в миру, и думаю: Ваши мысли надо издать отдельной книгой. Многим-многим будет чем промыть или поправить мозги. Батюшка, спасибо Вам. Но, пожалуйста, будьте осторожнее.

  • Зоя , 27.03.2017 в 14:01

    Нет более пустого и вредного занятия, чем опасаться и беспокоиться о том, что может случиться и чего не может. Либо ты поднимаешья, т.е. растешь духовно, или стоишь на месте, не замечая, когда ты летишь вниз. Если страх есть- он разрушает своего хозяина. Лучше пройти через тысячи ужасов без страха, чем дрожать перед каждой тенью.

  • Мария , 27.03.2017 в 20:00

    Дорогая Надежда, мир Вашей душе!
    Мне понятны и близки Ваши тревога и волнение, они, конечно же, вовсе не пусты и не вредны, Зоя, как мне думается, пишет чуточку о другом — о маловерной боязни будущего дня.
    Но как бы нам не хотелось оградить кого-то родного, близкого, дорогого от предчувствуемых тяжелых испытаний — воля Божья,не наша… «Ясному соколу — небеса», как в песне!.. Единственная наша действительная сила — молитва.Какими бы слабыми себе мы ни казались! — «Все моя молитва превозможет,/ Если к Богу припаду, любя»!..
    Спаси Господи и огради от всякого зла иеромонаха Романа, сохрани его на многая, многая лета!…

  • Светлана, Санкт-Петербург , 27.03.2017 в 20:47

    Мария, присоединяюсь.
    Спаси Господи и огради от всякого зла иеромонаха Романа, сохрани его на многая, многая лета!

  • Зоя , 28.03.2017 в 09:05

    Дорогие девочки! Надежда, Мария , Светлана! Я говорила о мысли и страхе в мыслях. Которые бывают заразительнее всех болезней. Когда мы говорим слово, тут же рождаем десятки других мыслей, не оценивая их, и конечно же не несем ответственность за них. Не буду писать Вам, насколько могут быть действенны мысли и вредны на растоянии. И я читаю все, что пишет Батюшка. И в некоторых местах сердце сжимается… Кто бы еще смог вынести людям правду? Пишем «ясному соколу-небеса» и тут же обрезаем страхом ему крылья! Мы все любим и уважаем Батюшку! И должны заботиться о чистоте мышления, это будет действием во благо его и человечества.

  • Зоя , 28.03.2017 в 09:21

    Да оградит Господь от всякого зла Его Преподобие. Многая лета Дорогому Батюшке и всем, всем, всем!…Пост идет!!!! Люблю Всех!!!!!!

  • Мария , 28.03.2017 в 11:24

    Спасибо, Зоя, мы поняли Вас.
    «Самая чистая мысль — молитва» — прп. Амвросий Оптинский.

  • Надежда, Дятьково , 28.03.2017 в 20:15

    Мария, спасибо Вам. Думаю, что мне всё понятно. А еще.. буду заботиться «о чистоте мышления», как советует Зоя. И продолжать читать публикации батюшки.

  • Надежда, Дятьково , 28.03.2017 в 20:16

    И молиться в Храме и дома.

  • Зоя , 01.04.2017 в 22:25

    Спасибо Ваше Преподобие! Читаю, стараюсь разуметь. С поклоном к Вам!

  • Сергей Запольнов , 06.04.2017 в 10:07

    Низкий поклон Вам отец Роман за Воду сию живую! Омочил Ей душу и расцвела она хотя бы на мгновение! Богу нашему слава!

  • Светлана Воронеж , 06.04.2017 в 18:39

    Слава Господу Богу нашему ! Слава Ему !
    Живое пастырское слово! Делитесь Батюшка с нами Вашей мудростью ,Вашей верой,Вашей любовью. Мы ,все тут собравшиеся ,не один уж километр пробежали ,нам это надо.
    ….Сладок родник при дороге
    жаждущих в зной исцелит
    -Мир тебе ! Ищущий Бога
    выпей и тьма отбежит
    птицы поют заливаясь
    Солнцу воставшему рано
    с сердцем в родник окунаюсь
    Отче монаха Романа..

    завтра Благовещение ,всем нам радость о спасении .С Праздником ! Ваше преподобие!

  • Анна, Москва , 31.05.2017 в 16:07

    Отец Роман, благословите! Моя житейская история – горькая иллюстрация Вашей, батюшка, мысли. На моем попечении после смерти мамы остался отчим, 84 года, страдает болезнью Паркинсона 4 ст. На фоне стресса после ухода мамы у него усилилась психическая составляющая болезни – галлюцинации, видения, ночные страхи. Врачи говорят, что это следствие болезни, прописывают психотропные препараты, от которых еще хуже. А мне думается, что здесь в большой степени вопрос духовный. Он крестился в сознательном возрасте лет в шестьдесят, считает, что Господь его любит, что он избранный у Господа, что Господь его одарил многими талантами, дал ему сильного Ангела-хранителя Михаила ( отчима зовут Михаил). В церковь заходил иногда свечу поставить, считает, что у него свои отношения с Богом и посредники не нужны. Дело осложняется еще и тем, что сфера его деятельности – философия, он доктор фил.наук. Темы его работ – логика, абстракция, индивидуация , истина и т.п. Жизнью подтверждаются Ваши слова, батюшка, что «Философия – это кичливый галстук на шее ума, служащий для многих удавкой». Это большое препятствие, чтобы сделать шаг к Богу, придти к вере. А страдания человек испытывает явные – он почти постоянно ощущает присутствие кого-то постороннего, в человеческом виде, но вместо лиц – маски. На все уговоры, что рядом никого нет, он настаивает на своем, говорит, что у него наложение двух миров, он не может провести грань между реальностью и воображением. Он совсем одинокий, ни сродников, ни друзей, живет один, быт организую я, помогает сиделка. Я приглашала домой священника. Один батюшка его исповедовал, но Причащать не стал. Другой соборовал, исповедовал, Причастил. Отчиму стало легче, видения прекратились на некоторое время, потом все вернулось ( тут вспоминается притча о возвращении злых духов). Батюшка говорит, что чаще надо Причащать. Но второй раз никак не складывается (меня после первого причастия потрепало – неделю лежала пластом с высокой температурой). Все время какие-то препятствия. Сам он желания причаститься не изъявляет. Очень тяжело с ним находиться, он жалуется, что ему горько и одиноко, постоянно вопрошает «за что Господь так наказывает?» Пыталась с ним говорить на духовные темы, он же упрекает меня, что не читала его работ об истине ( много его статей в словарях и энциклопедиях), а сам не прочел об Истине самую главную книгу – Евангелие. Вот такой парадокс. И у меня сомнения, надо ли копья ломать или надеяться на Милость Божию и ждать «последнего часа». Молюсь за него и в храме, и дома акафистом Архангелу Михаилу.
    Душу укрепляю псалтирью, Вашими стихами и песнопениями. Они звучат во мне антифоном во всех обстоятельствах моей жизни. Спасибо Вам, батюшка, за все. Спасибо, Господу, что открыл Вас для меня Чудесным образом без всяких премий.
    Отец Роман, простите меня за столь пространное письмо. Если сочтете возможным, помолитесь за нас погибающих… Очень прошу Ваших молитв за Михаила и Анну.
    Я всегда поминаю Вас на молитве. Храни Вас Господь!

  • Кирилл Д., Украина , 21.06.2017 в 16:51

    Может быть вот это видео заставит углублённо вникнуть о.Романа в вопросы идентификации…

    https://www.youtube.com/watch?v=bY4oEQdyIcM&t=55s

    И слава Богу, что о.Роман сам не давал согласие на его присвоение.

  • Редактор , 22.06.2017 в 11:54

    Кирилл, ни отец Роман, ни его скит не имеют ИНН. Оставленная Вами ссылка вынуждает обратить внимание и на другие ссылки:

    http://filin-dimitry.livejournal.com/85212.html

    http://www.anti-raskol.ru/pages/1086

    http://www.anti-raskol.ru/pages/1087

  • Надежда, Серпухов , 01.08.2017 в 20:44

    Читаю и как будто надышаться не могу, столько мудрости, правды в Ваших словах. Спаси Вас Господи, отец Роман! Только в одном месте разобраться не могу, помогите мне кто-нибудь…. «Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не даёт.»…. Я бывает просто помогаю людям или животинке какой, а что при этом нужно делать ещё, чтоб получилось ради Христа?

  • Роман, Кишинев , 28.12.2017 в 17:59

    Примите мои поклоны, отец!
    Когда был ребенком, слушал Ваши песни.
    После смерти батьки были очень тяжелые годы.
    Лет пять назад стал ходить к кришнаитам, успокоился, нашел себя, появилось очень скромное знание и опыт, сердце подобрело.
    Со временем стал осознавать, какая огромная сила и чистота таится в православии. Мне не под силу это понять, но благодаря тому что я читал труды святых вайшнавов, мне наконец-то хватило мозгов зауважать христиан и христианство.
    Пишу я это потому что у меня было оскорбительное умонастроение по отношению к Святой Церкви, я говорил отвратительные гадости о христианах, когда я был юношей, и сейчас я чувствую вину. Скоро мне тридцать, что-то стал понимать по милости Господа, и мне стыдно за то что я оскорблял то, что по праву является святым.
    Теперь я стараюсь прославлять христиан и Святую Церковь, вместо того, чтоб допускать хулу в свои слова.
    Отец Роман, Вы для меня стали примером личности, которая искренне обращена к Господу, и в том числе благодаря Вам я смог понять свои ошибки.

    Спасибо Вам. Спасибо огромное.
    Слава Иисусу Христу!

  • Наталья, Санкт-Петербург , 28.12.2017 в 21:59

    Когда я читаю стихи о. Романа, то каждый раз чувствую, что через них с нами говорит сам Господь! (Это мое личное состояние, мне так кажется и я так чувствую). Бывает даже так, что прочел что-то и получил ответ на свой вопрос, который долго мучил тебя. … Это был наверное год 1995 примерно, когда мне посоветовали прочесть стихи о. Романа. И именно с тех пор я стала «ближе» к своей вере, многое стало понятно и просто. И очень многие, я знаю, люди моего поколения (сейчас от 40-50) пришли к вере, стали верить, стали изучать веру, именно после того как познакомились со стихами О. Романа. Господь свел меня с очень умными и интересными людьми, священниками… и я очень рада и благодарна за это. Спасибо Вам, батюшка!

  • Изабелла, Минск , 29.12.2017 в 12:42

    На мой взгляд, про брюки — просто ханжество. Многие женщины как раз для того носят брюки, чтобы выглядеть скромно, не привлекать своим видом мужчин. И многие платья соблазняют намного больше, чем брюки.

  • Алла, Минск , 29.12.2017 в 19:14

    О целовании рук
    Будучи крещёной в сознательном возрасте (по непреодолимому внутреннему зову, тогда скорее чувственно-эмоциональному), насладившись несколькими благодатными днями, последовавшими после Таинства, не осознав всей серьёзности данного Богу обещания, я окунулась в повседневную суету, даже не пытаясь вести духовную жизнь и, как сейчас принято говорить, воцерковиться. Храм посещала так редко, что даже и захожанкой не была: заходила » свечку поставить» да детей крестить. В один из таких «визитов» (зашла в Церковь забрать Свидетельство о Крещении ребёнка) попала на Полиелейную службу. И вдруг была неприятно поражена тем, что не чувствую никакого благоговения. Захотелось снова ощутить то незабываемое благодатное чувство радости и умиротворения, которое было в душе после Крещения. Дождалась елеопомазания, стала в очередь… Служил священник, которого по моему внутреннему ощущению не в чем было упрекнуть. И вдруг стала долбить мысль: » Как я буду ему руку целовать? Я не смогу!» , появилось желание выйти из очереди. Заставила себя стоять и не выходить. Подошла к священнику. Отец Игорь крестообразно помазал мой лоб, и я застыла, как истукан: не могу отойти и руку поцеловать не могу. Стою и смотрю в глаза батюшке, и он на меня смотрит, а потом очень спокойно и мягко, по-отечески, говорит: » Ну иди, деточка.» И только после этого смогла отойти, а в голове помутилось, как будто в лоб дал, а не маслом помазал. И другая мысль: » Со мной что-то не то». Что именно со мной » не то» поняла только спустя год так внезапно и явственно, как ведро холодной воды на голову … Страх Божий и желание немедленно исповедаться и Причаститься.
    Целуя руку священника на Службе, мы целуем руку Христа, желающего нашего Спасения!

  • Татьяна, Брянск , 30.12.2017 в 00:27

    Уважаемая Алла, речь немного не об этом. Отца Романа печалит то, что некоторые архиереи и священники вместо того, чтобы быть «всем слугой», по примеру Христа, умывшего ноги ученикам, являют собой чуть ли не господ, позволяющих челяди лобызать десницу…
    К счастью приходилось видеть и иное. В одном из монастырей нашего края есть игумен. Мы знаем его давно, еще со времен, когда он был совсем молодым иеромонахом. Вот он настолько лишен тщеславия, что бывает после службы, если Крест дает целовать другой батюшка, стоит рядышком и смиренно раздает просфорочки. А однажды один из батюшек просто заметил народу: «Видите, какая вам честь. Сам отец игумен просфоры раздает!» А до этого как-то и не думалось, что наш смиренный батюшка — целый отец игумен. Вот о таком пастырстве говорит отец Роман. И, замечаю, что такие пастыри так дают целовать Крест или преподают благословение, что и рад бы поцеловать руку, но не дотянешься.

  • Алла, Минск , 30.12.2017 в 05:53

    «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47–48).

  • Алла, Минск , 30.12.2017 в 07:40

    Дорогая Татьяна, а зачем один из батюшек «просто заметил народу» и хотел ли этого сам смиренный отец игумен?

  • Галина Пашук , 30.12.2017 в 09:38

    «Не сообразуйтеся веку сему» — это самое важное и значимое, что было написано в уходящем 2017 году. Размышления и наставления пастыря о Вере, о Церкви, ответы на злободневные вопросы , охватывающие все стороны жизни современного человека, и , прежде всего, церковной жизни, столь глубоки и многогранны, правдивы и бескомпромиссны, что эта проза должна стать настольной книгой для нас, православных христиан. В сегодняшнем безумном мире так сложно расставить акценты, правильно понять, выбрать главное… Как разобраться , где она, настоящая жизнь, настоящая, Божья Правда? В этом нам и помог отец Роман. Его строгий, взыскательный взгляд на современный мир, правильное понимание и видение жизни истинного христианина позволяет нам разобраться в себе и в окружающем мире. Автор ничего не пишет лично от себя. Все его рассуждения основаны на Священном Писании. А это единственно правильно, единственно верно. «Но если кто не хочет быть Христовым, то это означает лишь одно – он не хочет быть спасенным, ибо только Христос Спаситель».

  • Марина, Днепропетровск , 30.12.2017 в 10:29

    О целовании рук источник: Pravoslavie.ru Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”.

  • Марина Наследникова , 30.12.2017 в 12:13

    «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое»(Лк. 5: 37-38). Плохо, когда мы, ходящие в Церковь, не можем превратить своё сердце в «мехи новые», куда вливается новое вино. И потому услышанное не вмещается в нас. На самом деле — это огромный, просто титанический труд, духовное наставление современному человеку. Будем молить Господа о даровании разумения, чтобы мы могли не только прочесть написанное, но и исполнить, что, конечно, невозможно без благодати Господней, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей». Иначе будем, по слову апостола: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7:51).

  • Елена Пашук , 30.12.2017 в 12:42

    Низкий поклон о. Роману за прекрасную прозу, которая помогает прикоснуться к окаменевшим, очерствевшим людским душам и оживить их!
    В«Не сообразуйтеся веку сему» , как в чистом источнике, каждый видит свое отражение. Конечно, больно задевает, когда видишь свои язвы и несовершенства. Также и к вопросу о брюках, все знают, в какой одежде подобает ходить православной женщине. Не только о.Роман, апостол Павел, Второзаконие говорят об этом. При чем тут ханжество? Другое дело, что неудобно быть не как все, не хочется привлекать к себе внимание, и есть много других причин, по которым можно оправдать себя. Давайте будем честными.

  • Георгий, Кишинев , 30.12.2017 в 12:44

    Недавно в интернете появилась интерестная информация:
    «В ОДНОКЛАССНИКАХ ВКОНТАКТЕ И ДРУГИХ СОЦСЕТЯХ СЕГОДНЯ РАБОТАЮТ ЦЕЛЫЕ КОМАНДЫ. ОНИ ПОЛУЧАЮТ ЗАРПЛАТУ ЗА ТО ЧТО ПОЛИВАЮТ ГРЯЗЬЮ И ЛОЖЬЮ НАШУ ЦЕРКОВЬ И НАШЕГО ПАТРИАРХА»

    И ДАЛЕЕ…
    Во время работы последнего Архиерейского собора БЫЛ ЗАКРЫТ САЙТ «ПОРТАЛ-КРЕДО.РУ»….
    САЙТ «ОДИГИТРИЯ» с 01 января ТОЖЕ ЗАКРЫВАЮТ

    Интерестный коментарий:
    Страный вывод. Ну допустим он «правдивый». И существуют некии целые группы, команды которые получают зарплаты за своё «поливание», значит те же команды получают деньги за то чтоб хвалить и приносить в пример кого-то. Не слышал чтоб кто-то из святых и старцев которых часто цитируют платили за то чтоб их возносили. Нас не интересуют личные грехи патриархов, митрополитов, епископов, игуменов, священников, монахов(хотя они иногда зашкаливают) но у нас болит душа что наши архиереи уже посягают на Святая Святых на нашу Православную Веру. Когда узаконивается ересь екуменисма, когда еретиков признают за церковь с полнотой рукоположений, Таинств и Благодати. Когда нам навязывают что у нас один Бог с иудеями( отцом которых Иисус Христос в Св.Евангелии называет диаволом), мусульманами, будистами, когда архиереи присутствуют на открытии мечетей с поздравлениями и дарами, когда оскверняются Св.Церковь танцами и концертами, когда дарят мощи св.Серафима Саровского еретику папе, когда награждают англиканского епископа Лондона, Джастина Уэлби, который рукопологает женщин во епископы и содомитов(гомосексуалистов) в священики, орденом св.Сергия Радонежского 2 степени, и т.д.т.п. можно много перечислять. В одном слове когда попирается наша Вера и те которые сопротивляются этому, оказывается за это получают деньги. Представьте пример: Государство узаконивает гей парады, а православные выходят на улицы и противятся этому греху. Оказывается что те которые принимают такие законы, они хорошии(деньги за это совсем не брали) а те кто против, настоящии наемники, экстремисты, радикалы, фундаменталисты. Это новое богословское учение, и можно дойти до абсурда и говорить что может и (Господи Помилуй) Святые брали взятку за Исповедничество и обличение лжи? Им тоже платили за обличение еретичествующих и отступивших архиереев? Все разбойничьии соборы были за деньги искусственно оклеветаны историей и их нужно оправдать? Неужели нестыдно?
    У нас есть заповедь от Самого Христа: «…Не слушать гласа наёмного пастыря у которого не болит сердце за овец и не полагает душу за овец…», «…Не идти за слепым ибо оба в яму попадут…» Ап.Павел учит: «…Не принимать другого Благовествования кроме которого он принес, даже если и Ангел будет…». Также и ап.Иоанн учит: «…Даже не приветствовать того кто приносит другого учения кроме апостольского…». Кого нам слушать братия? Неужели св.Евангелие устарело, неужели учение отцов не актуально, неужели каноны святых нужно пренебрегать? Наша совесть этого не позволит и не сможет молчать, ибо молчанием предается Бог.
    P.S. Если бы вы предложили и горы денег чтоб мы замолчали то этого не произойдет …

  • Татьяна, Брянск , 30.12.2017 в 13:59

    Дорогая Алла! Батюшка действительно просто заметил. И от этого ничего не изменилось.
    Вспомнилось, что Отец Глеб ( игумен), да другие батюшки в обители благословляя кладут руку на голову.
    Вспоминаются и уже отошедшие ко Господу старенькие батюшки, знаемые с детства, которые по смирению своему не просто не давали рук для целования, а отшатывались от тех, кто пытался это сделать со словами: «Я не достоин».
    Кстати, один из этих стареньких батюшек — родной дед игумена Глеба.

  • Редактор , 30.12.2017 в 23:37

    О джинсах, брюках, юбках, платках, ханжестве и юродстве — материал на сайте «Ветрово»: http://vetrovo.ru/inoi/nadporozhskaya-jurodstvo/

  • Редактор , 31.12.2017 в 00:30

    Георгий, в Интернете, несомненно, есть и то, и другое. Есть ревнители, защищающие чистоту Православия – а есть и «целые команды, которые получают зарплату за то, что поливают грязью нашу Церковь и нашего Патриарха». На некоторых сайтах смешивается первое и второе – под общей вывеской критики происходящего в Церкви. Слой грязи мешает рассмотреть конкретные изъяны, не даёт возможности правильно понять трезвые рассуждения – наверное, это тоже кому-то на руку. Возможно, сайты, о которых Вы пишете, были закрыты именно потому, что отличались всеядностью.

  • Александр, СПБ , 04.01.2018 в 06:24

    О целовании, тогда надо давать благословение на «не целование». Пробовал,не получилось.Во первых,когда рука стремительно приближается к губам начинаешь лихорадочно думать,как бы увернуться и не стукнутся головой о крест. Во вторых, если увернешься начинает распирать от гордости о собственной крутости и тогда уже не до благоговения.

  • Александр, СПБ , 06.01.2018 в 01:57

    О джинсах. Удобная,прочная и не мнущаяся одежда не запрещенная никакими канонами. Паломники едущие в скит прекрасно знают,что им не только в Храме помолится придется,но и бревнышки потаскать и земличку покопать,поэтому фраки не одевают. Ехать весь день по жаре застегнутым на все пуговицы… ,в армии и то есть летняя форма одежды. Если для бракосочетания требуются золотые кольца,то нательные крестики и подавно должны быть платиновыми с бриллиантами. А все остальное просто великолепно написано.

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на