МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

+

«… Ибо душе боголюбивой свойственно подчинять Божественному всё человеческое». «Душам нечистым всё прекрасное кажется невероятным» (свт. Григорий Богослов. Слово 18-е).

+

Удовольствие – карикатура блаженства. Духовный человек стремится к единению с Богом, а не изобретает способы получения адреналина.

+

Не бyди мyдръ њ себЁ: б0йсz же бGа и3 ўклонsйсz t всsкагw ѕлA (Притч. 3:7).

+

«Блажен, кто знает Тебя, даже если он не знает ничего другого» (блаж. Августин. Исповедь).

+

В уединении природа становится ближе. Когда человек молится, она не пугает его. Ни ветер, ни гроза, ни ураганы – ничто его не пугает, всё радует душу, доверяющую Богу. А когда он грешит, тогда природа начинает воевать с ним, страшит потерявшую опору в Горнем душу.

Мы живём во времена неслыханного отпадения, глумления, безумия. Ожидаются великие потрясения и в обществе, и в природе. Как будем жалеть о своём теперешнем положении! Живём ведь по поговорке: «Имеем – не ценим, теряем – плачем».

+

Помню учителя географии. Хромой, скупой, очень мстительный и злопамятный. Дети его не любили и издевались, кто как мог. Он молодым женился, жена была труженица, но родители сказали: «Много ест, не нужна она тебе». Подчиняясь безумной родительской воле, он выставил супругу. И уже не женился. Экономные родители умерли, и он остался с сестрой. К себе никого в дом не пускали, потому что никогда не мыли полы. Мылись ли сами – никто не знает, но баню не посещали. Какая никчемная жизнь! Ни семьи, ни детей, ни любви, ни уважения. Это кара, а не жизнь. Была бы вера, всё было бы по-другому. И где сейчас его душа?

+

Ничего нет случайного, и всё сделанное, сказанное не исчезает, а как бы переходит из одного состояния в другое.

Вот пример пагубного влияния родительской гордости.

– Разве это воспитание? – возмутилась заслуженный педагог, глядя на соседских детей. – Вот я воспитаю свою Томочку – ахнете!

И в самом деле, сдержала слово. Томочка подросла – папиросы, вино, мужики… Все ахнули – такого ещё во дворе не было! Дальше – больше. Родила Томочка девочку. А так как главное – воспитать свободную личность, то и освободила дочь от всех обязанностей. Та оказалась очень способной, быстро научилась пить, курить, колоться, но так как к труду не была приучена, а деньги на все эти удовольствия нужны, то пошла доча приторговывать собой. Видел её в молодых летах, после двадцати от человека уже ничего не осталось. А потом смерть – в двадцать четыре года. Вот такая страшная жизнь. Сказанула по гордыне педагог, а аукнулось на детях.

+

Титул Предстоятеля Александрийской Православной Церкви: «Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол, Судья Вселенной».

Видимо, восточная скромность не позволила объявить себя Четвертой Ипостасью Божества. Где же Апостольская простота? Где Христово смирение? А ведь Господь – Бог ревнитель!

+

Нынешнему Патриарху Константинопольскому уже недостаточно величания в обращении «Ваше Святейшество»! Требует называть себя «Всесвятейшим»! Нет предела человеческому возношению!

+

Из псковской газеты:

«В своё время очень много говорилось про Савину пустынь в деревне Соловьи Псковского района. Там раньше стоял древний монастырь, в котором спасались во время войны местные жители. Храм пережил лихолетья, но в 60-е годы его по кирпичику разобрали черехинские десантники. А через 40 лет, как мы все знаем, в Чечне полегла 6-я рота именно из черехинского полка…»

+

Странное письмо пришло из Харьковской области.

«Слава Иисусу Христу!

Дорогой брат в Иисусе Христе!!! Благословит Тебя Бог!

Я христианка живу в селе – пенсионерка. Я потеряла сына трагически. Очень бы хотела, чтобы Ты пожил у меня в селе. Не откажи! Это будет для меня благословение от Бога, принять тебя. До свидания. Мой тебе адрес…

Если что хоть ответь!!.

Приезжай дорогой Саша».

Показалось, что пишет нецерковный человек или сектантка. Но до чего же ей одиноко! В ответном письме поблагодарил за приглашение, попытался утешить в горе. Но что слова человека? Такие потери врачуются не людьми.

Ответ не заставил себя долго ждать.

«Слава Иисусу Христу!

Добрый день, Саша! Зову тебя как звали тебя твои родители мама, папа!

Спасибо за твой ответ. Саша я стала знать тебя через твои стихи. Мне подарили твои стихи 3е издание. Я их читала с упоением. Ты Пушкин, Лермонтов, но ты более духовный ты сильнее любишь Творца Бога и ближе к иму. Дорогой Саша всё это прекрасно, Вера это дар от Бога. Но мы не должны уединяться от ближних, мы должны их любить по 2й заповеди, помогать и быть солью, светить, дабы они уверовали и пришли ко спасению через нас. Саша твои стихи хороши, но всё в унынии. Саша я читала в стихах какие гонения и унижения ты претерпеваешь – и сильно простуживаешся. Зачем всё это. Одно полено горит и быстро тухнет. А куча полен, это сила, так и в молитве против врага мстителя, ведь враг хитёр, лукав и силён. Саша, очень прошу тебя не тяни с приездом, ко мне, приедь, отогрей душу. Вместе порадуемся, и поплачем. Я очень болею за тебя, что ты такой одинок. Саша есть любовь Агапе от Бога, и есть земная любовь не такая, как от Бога (Филио). Дорогой друг тебя наверное обидела какая-то женщина?… И ты впал в уныние. Приедь убери страх, гордыню и приедь я буду твоей старшей сестрой во Христе Иисусе. Ты не пожалееш об этом. Брось это существование и ожидать смерти от какой либо инфекции простуды, от побоев нечестивых людей. Ведь есть 3 класса людей. Верующие-неверующие и обманщики. По духу их надо распознать. Саша ты хорошо знаешь я вижу писание. И сам это знаешь. Саша тебе надо родиться Свыше 2й раз. Помнишь, как ночью пришёл Никодим к Иисусу. И ещё тебе надо принять Духа Утешителя Святого и ты будешь силён. Помнишь, как Павел сказал, приняли ли Вы духа Святого. Молись:

Отче я – новое Существо во Христе Иисусе. Наполни меня Св. Духом, чтобы я мог быть сильным свидетелем. об Иис. Хр. Я верю, что я сейчас принимаю Св. Духа точно также, как ученики в день Пятидесятницы. Саша есть ли воля Отца, чтобы ты болел?.. Нет. Ведь 2000 лет назад Иис. Хр. взял наши болезни и немощи и наши грехи. И мы должны их изгнать и противостать демонским козням. Есть ли в Библии название тех болезней, какими болеют люди?.. Противостань сильною верою и убежит от тебя, зло и болезни, мы должны быть сильными воинами для служения слабее себя. Сатана – беспощадный жестокий правитель, – а Отец Бог любви. Сатана – вор пришёл чтобы убить, украсть, разрушить. Иисус пришёл чтобы мы имели жизнь с избытком. Иоанн.10:10 Родиться Свыше мы освобождаемся от всего сатанинского и войти в семью Бога Отца! И страх от дьявола и гордыня и самолюбие и сомнение и непрощение.. Познайте Истину и будьте свободны.

Саша прости за такое письмо. Саша приедь, умоляю в моё село уже холодает. Если тебе надо на дорогу деньги сколько, напиши. Я молюсь за тебя, чтобы ты не болел и приехал. Я буду ждать тебя очень в мою келью не богатую, но тёплую и скромную.

Досвидания.

С любовию Христовою Татьяна Петровна.

Бог сказал, радуйтесь и ещё радуйтесь. Унылый дух сушит кости? Притча. Разве не так. Мы оптимисты мы верующие и боремся.

Я не хочу, чтобы Ты умирал. Ты портрет мой покойный сын. Он тоже писал стихи о смерти играл на гитаре и хотел смерти и дождался её. А моё сердце опустошил. Саша не будь таким умоляю, убери уныние, Бог Тебя любит не унывающим».

Написал, что спасение только в Церкви Христовой, посоветовал держаться Святого Православия – ответа не последовало.

+

О целовании рук

– Что вы целуете то поручи, то руку! – возмущался на проповеди отец А. – Руку священнику надо целовать!

– А как правильно, батюшка? – уже у меня спросила пожилая прихожанка.

– А попадья целует ему руку? – поинтересовался я.

– Ни разу!

– А вы чем хуже попадьи? Попадья должна быть примером для прихожанок. И почему священник заставляет целовать свою руку прихожан, а не её? Не нужно целовать руку. Приложились к Кресту, поклонились, и с миром изыдем.

– А некоторые даже совсем молоденькие батюшки в монастырях сами тянут свои руки к губам и сильно обижаются, если их не целуют.

– Это уже их трудности. Согласитесь, что целовать руку для того, чтобы не обидеть – ронять своё достоинство, заниматься человекоугодием. В Церкви не должно быть никакого насилия! Никто не имеет права совать свою руку к губам просящего благословения!

Уже в скиту открыл Толковый словарь В. Даля.

«Целовать – приветствовать, желать целости, здравия, поздравлять, изъявлять пожелания». «Лобызать – прикасаться устами, изъявляя сим привет, уважение, любовь, радость». «Не целуй рук, да не грызи пальцев. Целовал ястреб курочку до последнего пёрышка! К чему бело умываться, коли не с кем целоваться!» – рускіе пословицы.
«Кривое целование – лжеприсяга».

Закрыл книгу. В самом деле, что означает целование?

1. Целование – выражение любви и почтения. Всегда ли? Не всегда, если целуют, человекоугодничая, по привычке или чтобы не прогневать начальствующего пастыря и архипастыря.

2. Любовь взаимна. Мы целуем Святыни – Крест, Евангелие, иконы, святой Престол, святые мощи, детей, близких. Страшно целование без любви. Примером непотребного целования является поцелуй Иуды в Гефсиманском саду.

3. Любовь не знает лицемерия и лицедейства. Целующиеся артисты играют в целование, исполняя роль. И если к этим играм нецерковное общество давно привыкло, то христианам недопустимо играть в любовь! И не только христианам, а всем достойным людям. Игра в любовь – не любовь. Исполнение внешнего без внутреннего наполнения оскорбляет любовь! Подсчитайте, сколько раз за службу иподиаконы должны приложиться к руке епископа. Мало того, они ещё должны успеть это сделать быстро, чётко, а значит машинально. Да и когда же им исполниться любви и почтения, если нужно вовремя взять и отдать посох, дикирий или трикирий? И как любовь и почтение могут посещать человека по заказу, только в определённые мгновения службы? Вот и получается, что бедным иподиаконам приходится играть в любовь, превращая Алтарь и амвон в сцену, а дом Божий в театр.

+

Кто-то передал диск с фильмом о посещении Александрийским Патриархом и иже с ним известной женской обители. Принимающий высоких гостей митрополит обратился с приветственным словом к приезжим. Патриарх что-то прошептал своему иподиакону, и тот быстро поставил для него кресло. Патриарх сел. Говорящий митрополит обернулся к нему, вздрогнул и на мгновение даже растерялся, увидев сидящего гостя. Гость снисходительным кивком великодушно разрешил хозяину: можете продолжать. Тот быстренько проглотил пилюлю, пришёл в себя и… продолжил.

Пока он продолжает, возьмём паузу и порассуждаем. Гость командует, забывая, что он в гостях, сидя слушает приветственное слово хозяина, который стоит чуть не навытяжку, пытаясь показать руское радушие. Согласитесь, что-то здесь не так. Во всяком случае, меня укололо неуважение к хозяину. А, впрочем, за что нас уважать? Мы сменили намоленные нашими святыми сродниками рускіе куколи на греческие клобуки, и не только это: «При Никоне в Москве появляются греческие амвоны, греческие архиерейские посохи, греческие клобуки и мантии, греческие живописцы и т. п.». Подражатели не удосужились понять, что подражающий всегда ниже того, кому подражает, как ведущий выше ведомого. И если мы сами себя не уважаем, отрекаясь от своих корней, кто будет уважать нас? Но прервём паузу и посмотрим на концовку…

В конце речи митрополит начал раздавать высоким гостям иконы с изображением Небесного покровителя монастыря. Иконы ему подавала игумения, едва успевая целовать руку архипастыря. Ну почему не поцеловать руку, подавая только первую икону? Нет, прикладывалась каждый раз… А поскольку гостей было множество… посочувствовал любвеобильной (надеюсь, не только к митрополиту, но и к сестрам с прихожанами) матушке.

И зачем всё это снимать и распространять, увековечивая неприглядности церковной жизни?

+

– Батюшка, а почему вы никогда не даёте целовать себе руку?

– Потому что целование должно быть взаимно. Мало того, что не даю, всем говорю – не целуйте пастырям и архипастырям рук: неполезно им. Ибо мы все р0дъ и3збрaнъ, цaрское свzщeніе, kзhкъ с™ъ, лю1діе њбновлeніz (1 Пет. 2:9).

+

Великие Луки – первый мой приход на Псковщине, куда прибыл служить сразу после рукоположения. Тепло вспоминаю то время – прихожан и небольшую кладбищенскую Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Служили ежедневно: Вечерня, Утреня, Литургия, постоянные требы. Первоначальная благодать поглотила молодого священника. Люди очень тепло относились ко мне, ценя ревность и искренность. Помню, как в ответ на жалобы дочери на больную мать легонько постучал ей по лбу: «Ни в коем случае! Мать – это святое!» Та просияла.

И вот уже на глухом приходе повторил этот жест без любви, по привычке, и сразу почувствовал, как прихожанка напряглась. И сам напрягся, ощутив неестественность механического жеста. Потому так против целования рук пастырям и архипастырям: любовь без взаимности – карикатура Любви.

+

«Почитание святого состоит в подражании ему» (свт. Иоанн Златоуст).

Живя в современном міре, трудно подражать подвизавшимся в пору всеобщей воцерковленности. Преподобный Серафим, благословляя, целовал руки крестьянам, которые к нему приходили. Начни кто подражать преподобному в этом – скажут, совсем не в себе. Но если мы не целуем рук подходящим под благословение, почему протягиваем для поцелуя свои? Какая же правда в нас, если заставляем исполнять других то, чего не исполняем сами?

+

– Отец Роман, возвращается крепостное право! – печально воздохнул в Минске знакомый протоиерей, имея в виду безправное положение священников.

– Почему возвращается, и чему удивляетесь? Сами же на великом входе и ектениях постоянно возглашаете «Великого Господина…». Что же за господин без крепостных?

Отец протоиерей грустно промолчал.

И вспомнилась недавняя, надеюсь, последняя поездка на родную Брянщину. Побыв несколько дней в Брянске, вместе с попутчиком из Белой Руси направились в Клинцы. По просьбе знакомых посетили больных и, так как наступал Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, поехали в собор на всенощную. Чтобы не привлекать внимания прихожан, через пономарку вошёл в Алтарь и увидел лежащие на полу орлецы– принадлежность архиерейского служения. В прошлый приезд новопоставленный епископ очень тепло меня принял, после Литургии непринуждённо общались за обеденным столом… Благословив подошедших иподиаконов, иеромонах начал читать светильничные молитвы. Закончив чтение, направился в центральный придел.

– Благословите, ваше преосвященство, – крестообразно сложил две ладони для принятия благословения.

Епископ встал, перекрестил. Иеромонах не поцеловал руку, положенную на его скрещенные ладони, сказав обычное: «С Праздником!» Что же тут началось – гром и молнии!

– Кто вы?! – возмущённо спросил епископ.

– В самом деле не узнали? – поражённо спросил не привыкший к лицедейству иеромонах.

– Ну, представьтесь, наконец! – от возмущения глазки епископа забегали, испуская грозные молнии.

– Иеромонах Роман, заштатный клирик Псковской епархии.

– У вас есть указ от правящего архиерея, митрополита Псковского? – молнии летали по всему Алтарю, не достигая своей цели.

– Есть документ, подтверждающий, что такой-то иеромонах является заштатным клириком Псковской епархии, не находится под запрещением и имеет право служить.

Молнии усилились и участились.

– А есть благословение на поездку?

– Простите, заштатный клирик не совершает ничего антиканоничного, он свободный человек и едет туда, куда считает нужным поехать, стараясь и в поездках исполнять свой пастырский долг.

Наконец, не зная, что сказать, без году неделя архипастырь гневно выдавил:

– Ну, идите, молитесь!

Поклонившись обличителю и онемевшим присутствующим, иеромонах поспешил к двери пономарки. Отыскав в Церкви своих спутников, спешно поехал в другой Храм. Там служили два священника: молодой, уверенный в себе настоятель с бородкой-щетинкой и старший по рукоположению и возрасту, недугующий ногами подчинённый. Начался полиелей.

– С Праздником! – сказал иеромонах, кланяясь отцам и возвращая кисточку для помазывания настоятелю, – хотел бы завтра причаститься. Не послужить, а причаститься.

– Нет проблем, – бодро ответил молоденький настоятель.

Закончилась Служба, и мы вышли из Храма.

– Вы приехали к Владыке, Вы его гость? – с сияющим лицом бросился ко мне уже разоблачившийся настоятель.

– Нет, я приехал не к епископу.

Сияние тотчас угасло, настоятель потерял всякий интерес к приезжему и тут же куда-то исчез.

Позже в ответ на недоуменные взгляды спутников пояснил:

– Не приложился к ручке святителя.

Утром прибыли в Храм. Сразу пошёл в Алтарь, где услышал доносящиеся из пономарки крики настоятеля: «вразумлял» пожилую женщину. Через некоторое время он тоже вошёл в Алтарь и, увидев меня, обронил:

– Это же Клинцы!

Потом, глядя в окно, проговорил:

– Я звонил владыке, он не разрешил вам служить. Сказал – пусть не служит, а только причащается.

«Отомстил» архипастырь! Но разве иеромонах просил о служении, а не о Причащении?

После Литургии, почитав благодарственные молитвы, иеромонах обратился к стоящему у жертвенника настоятелю:

– Благодарю! Спаси, Господи!

– Простите, если что не так, – с неловкой улыбкой ответил тот.

– Всё так, другого и не ожидалось. Передайте поклон епископу и поблагодарите его за гостеприимство.

Настоятель понимающе улыбнулся. Потом мне сказали, что он лет пять работал юристом в епархии, и новый епископ, рукоположив его во иерея, сразу поставил настоятелем, убрав куда-то прежнего. Ранний и высокий взлет. Не обжечь бы крылышки о солнце…

+

Прогневался на меня епископ, но недавно увидел, как ведут себя святители с тем, у кого полна мошна. Итак, видеосюжет о юбилее генерального директора предприятия «Софрино».

Обратил внимание, что никто и не думал протягивать ему руку для поцелуя, дабы не оскорбить и не прогневить именинника, никто не гневался на него за то, что не лобызал руки архиереям, напротив – все были счастливы приложиться к нему. Вот батюшка выскакивает из Алтаря, чтобы успеть приложиться к мірянину (надеюсь, что с таким же благоговением, граничащим со страхом, относится ко всем прихожанам), вот епископ освящает бюст именинника (при жизни!). Не говорил бы о неприглядном, если бы запись не гуляла в интернете, и безбожники не тыкали нам этим роликом: «Вот ваша церковь!»

И, если атеисты пользуются этим роликом для обвинений, почему бы нам не знать об этом и не воспользоваться им для оправдания Церкви, спокойно и твёрдо ответив обвинителям:

– Нет, это не Церковь, это язвы представителей Церкви!

+

Ещё один печальный видеосюжет на ту же тему с названием «После Архиерейского Собора 2-3 февраля 2016 года».

Народ дождался выхода архипастырей из Храма, оживился. Пожилые женщины, бабушки, те, кто остался верен Матери-Церкви в годы гонений, с надеждой, чуть не причитая, взывают к проходящим:

– Владыки, спасите Церковь! Сохраните в чистоте Православие! Спасите от католиков! Спасите от папизма! Спасите от унии, от раскола, от грядущего Собора!

Отводя взгляды, архиереи торопливо проходят. Вот ревностная бабушка пытается хоть кому-то вручить письмо-прошение. Надеялся, что хоть кто-то возьмёт конверт, успокоит, утешит мёрзнущую старушку! Напрасные надежды! Никто не взял! Никто!

Печальнейшее зрелище! Почему-то всплыли слова вождя мірового пролетариата, написанные совсем по другому поводу: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но дело их не пропало. Декабристы разбудили Герцена». Страшно и помыслить, кого разбудят важно проходящие. Десятилетие назад невозможно было представить образование в Росiи Союза воинствующих безбожников. Ныне они метастазами расползаются по лику Росiи. То ли ещё будет.

+

400-летие Дома Романовых. Приём в Ливадийском дворце. Шик, блеск, кордебалет, военный оркестр с кривляющимися, подобно шутам, трубадурами… По красной дорожке идут бывшие – короли, герцоги и росiйские самозванцы Гогенцоллерны-Гольштейны-Романовы. Появляются архиереи. Духовой оркестр встречает их музыкой из блатной песенки «Шаланды, полные кефали». Думаете, кто-то остановился, развернулся и с достоинством ушёл? Ни один! Как шли к накрытым столам, так и не свернули. А ведь над Церковью, в лице Её представителей, поглумились. Столы дороже Чести Матери-Церкви? Разве не архипастыри призваны оберегать Её достоинство? Но как может оберегать достоинство Церкви тот, кто и своё не смог защитить?

Заметки на полях

  • ЛАРИСА, ВОРОНЕЖ , 21.02.2018 в 20:54

    БАТЮШКА ДОРОГОЙ,С РАДОСТНЫМ ПОСТОМ! БЛАГОСЛОВИТЕ.ВЫ,КАК ГОЛОС СОВЕСТИ,МАЯК. ПРОЯСНИТЕ МНЕ,ГРЕШНОЙ,НАСКОЛЬКО ДОПУСТИМО ОБРАЩЕНИЕ К ВАМ «ОТЧЕ»…,ЕСЛИ МОЛИТВА ГОСПОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ С ОТЧЕ НАШ… ? ХРАНИ ВАС БОГ! ВАШИ ОТКРОВЕНИЯ БЕСЦЕННЫ.ЭТО НЕ ПРОСТО СЛОВА,ЭТО ПРОПОВЕДЬ.ЖЕРТВА. СОГЛАСНА С КАЖДЫМ СЛОВОМ И ПОДДЕРЖИВАЮ ВАС.НЕ УДАЛОСЬ ВОВРЕМЯ ПОЗДРАВИТЬ ВАС С ПРЕСТОЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ СВ.ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»(18.02),КОТОРУЮ НЕ ТОЛЬКО ПОЧИТАЮ,НО И ВОЗЛАГАЮ ОГРОМНУЮ НАДЕЖДУ ВО СПАСЕНИЕ ДУШ ЖИВЫХ И УСОПШИХ СРОДНИКОВ,ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН.

  • Елена, Неман , 18.07.2018 в 14:00

    Читать очень тяжело, почти невозможно, простите меня. 1, 2 страницы прочитала, то, что происходит в нашей жизни, большое спасибо. 3 страницу не смогла прочитать.

  • Светлана , 20.07.2018 в 23:32

    Елене, Неман.
    Почитайте «Люблю молиться Николаю Угодничку» — витаминка. А «Не сообразуйтеся веку сему» — лекарство

  • Н.С.Михаил , 21.07.2018 в 15:39

    «Научниками быть дано очень немногим, не всем можно и проходить науки, но обсуждать окружающие нас вещи, чтоб добыть определенные о них понятия, всем и можно, и должно. Вот этим и следовало быть у всех занятою мыслительной силе. Сколько она добудет – это судя по своей крепости, но она должна быть всегда занята серьезным делом обдумывания и обсуждения действительностей» — святитель Феофан Затворник

  • Елена, Неман , 22.09.2018 в 16:22

    Спаси Господи, прочитала еще раз, читала не один день, чувствую, что прочла бы еще и еще раз, очень много мыслей, фактов, цитат святых отцов, даже в отношении одежды, все очень важно. Спаси Господи, отец Роман. Прочитала первые комментарии, очень нужная книга. Спаси Господи!

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на