МЕНЮ
Христос Воскресе!

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

+

Жутко корявым и неразборчивым почерком недовольствует желающий спасения: У кого не спрашивал как спастись никто не говорит. Священники скрывают это или отделываются общими фразами. А конкретно никто ничего не говорит…

А как можно задавать общие вопросы и ожидать конкретного ответа? Спасение — Наука из наук. В неё входит и молитва, и пост, и исполнение Заповедей — вся человеческая жизнь. Спроси чётко у священника о молитве, о посте, о мучащей страсти — любой приходской батюшка наставит. Но как только придёт ощущение, что ты спасаешься, знай, что это уже направление вниз. Мы призваны исполнять, надеясь на Милость Божию, а не прикидывать меру воздаяния.

+

«Ибо всё прочее оставил я другим, желающим того, оставил богатство, знатность породы, славу, власть, словом — всё, что кружится на земле и услаждает людей не более, как сновидение. Одно только удерживаю за собою, — искусство слова, и не порицаю себя за труды на суше и на море, которые доставили мне сие богатство. О когда бы я и всякий мой друг могли владеть силою слова! Вот первое, что возлюбил я, и люблю после первейшего, то есть Божественного, и тех надежд, которые выше всего видимого. Если же всякого гнетёт своя ноша, как сказал Пиндар, то и я не могу не говорить о любимом предмете, и не знаю, может ли что быть справедливее, как словом воздать благодарность за искусство слова словесным наукам» (свт. Григорий Богослов. Слово 4-е. Первое обличительное на царя Юлиана).

+

«Образовавшие в себе дар слова не слишком полагайтесь на сей дар, не мудрствуйте до излишества и паче разума, не желайте во всём, даже и со вредом, одерживать верх, но в некоторых случаях, только было бы полезно, уступайте над собою и победу. Принесите слово в дар Слову; обратите учёность в оружие оправдания, а не смерти» (свт. Григорий Богослов, слово 19-е).

Мудрость всегда современна желающим мудрости. Вот напутствие творческим людям — поэтам, писателям, художникам, ораторам.

+

Искупление. От кого искупил нас Господь? От диавола? — значит, признать его сильнее Спасителя: своё выкупает слабый, а сильный забирает без выкупа. Признать же, что Кровь Сына тешит Отца… нет, лучше припасть к готовым и проверенным источникам.

«Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь — кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти; спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому; то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу; то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы; а большее да почтено будет молчанием» (свт. Григорий Богослов).

+

Вызывало противление толкование о медном змие — как прообразе Спасителя: не мог принять, что Господь нам был представлен в виде человеконенавистника диавола. И так порадовался нижеприведённым словам!

«Медный же змий хотя и повешен против угрызающих змиев, однако же не как образ Пострадавшего за нас, но как изображающий противное, и взирающих на него спасает не чрез уверенность, что он жив, но потому, что низложенный (чего и достоин был) сам умерщвлен и умерщвляет с собою подчинившиеся ему силы. И какое приличное ему от нас надгробие? Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твое жало? (1 Кор. 15:55). Ты низложен Крестом, умерщвлен Животодавцем, бездыханен, мертв, недвижим, бездействен, и хотя сохраняешь образ змия, но предан позору на высоте!» (Свт. Григорий Богослов. Слово 45-е).

+

Некоторые священники против Крещения младенцев; убеждают, что креститься нужно в совершенном возрасте. Мол, сначала нужно придти в разум, усвоить азы вероучения и уже потом приступать к Таинству Крещения. Конечно, это было бы идеально, кабы не смертушка. Но почему-то вопрос о смерти (а если дитя умрёт?) — лишает обновленцев благодушия, отмахиваются, как от навязчивой глупости:

— Если младенец умрёт, то он избегнет мучений! У Бога обителей много!

— Мучений-то избегнет, но и со Христом не будет! Как ни хороша обитель, но без Света, без Жизни, без Любви — без Христа… жуткая участь! Это какая-то облегчённая разновидность ада!

— Есть Промысл Божий о таких душах!

Вот и весь разговор. Да любят ли они сами Христа, если так легко готовы отлучить от Него детей?

«У тебя есть младенец? — Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящён будет в младенчестве и с юных ногтей посвящён Духу… Дай своему младенцу Троицу — сие великое и доброе хранилище… Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством сему служит осмодневное обрезание, которое в прообразовательном смысле было некоторою печатию, и совершалось над неполучившими ещё употребления разума; а также через помазание порогов чрез неодушевленные вещи охраняющее первенцев» (Свт. Григорий Богослов. Слово 40-е).

+

Птичий грипп. Больно видеть, как отстреливают возвращающихся птиц — лебедей, журавлей. Безумные мудрецы века сего выискивают причину заболеваний, срочно создают антивирусные вакцины, как будто это остановит пятую египетскую казнь — уничтожение скотов, волов, овец, птиц. «Господь нанёс удар безсловесным, потому что щадит ещё словесных» (свт. Григорий Богослов). А поскольку словесные и не думают каяться, следует ждать и иных вразумлений.

+

Печально было посещение малой Родины. В 1975 году городу Трубчевску исполнилась тысяча лет. И что изменилось? Вернули несколько Храмов, а улицы как были, так и остались — Луначарского, Урицкого, Менжинского, Володарского, Свердлова; как будто за тысячу лет своей героической истории город не имел достойных людей. А ведь из Трубчевска и вещий Боян, и «буйный тур Всеволод» («Слово о полку Игореве»), и князья Трубецкие тут были не чужие люди, и преподобный Нил жил в пещере над Десной! Рассказывают, как по его слову рыбак поймал целый невод рыбы и потом нарушил наказ святого — никому не говорить о его местонахождении. Не утерпел, похвалился; привёл к пещере толпу людей. Вышел тогда преподобный и сказал: «И будет ваш город ни сыт и ни голод». И покинул нарушенное уединение. Так и вышло, стоит Трубчевск, как и тысячу лет назад — ни в высь, ни в ширь. А на месте пещеры преподобного забил целебный родник. Многие больные глазами получали тут исцеление.

+

Племянница усопшего старенького протоиерея с восхищением говорит о его последних днях: «Как крёстный хотел жить! Как он боролся за жизнь!» Пытаюсь сменить тему — не унимается: «Как крёстный хотел жить!» И не понимает, что это обличение пастырю, а не похвала.

+

Кто уж нынче не дворянин! Даже лиц духовного звания не минуют эти мiрские сети. Человек болен раком, врачи дали жить всего ничего, родственники скрывают диагноз, а больной скорбит, что заграничные потомки Рюрика не признают его своим. «Не природою, а насилием разделены смертные на два разряда. По моему тот и раб, кто негоден, тот и свободен, кто совершен… Не знаешь разве, что все из той же персти? Одно только благородство — подражание Богу… Что значат слова: господин и слуга? Какое дурное разделение! У всех один Творец, один закон, один суд… Стыдись наименования порочным, а не низким по происхождению. Знатность рода есть давнишняя гнилость. Лучше начать, нежели заключить собою род, равно как лучше самому быть пригожим, нежели родиться от пригожих» (cвт. Григорий Богослов).

+

Будучи студентом, посетил Эрмитаж. Осматриваю отделение абстракционистов. В углу — поломанный стул, на нём скрученная ржавая проволока, консервные банки, старые калоши. К чему этот хлам? И тут, под «скульптурой», увидел надпись: «Портрет мамы». Любил же скульптор маму! И чем она ему так досадила? Портрета папы не оказалось — то ли не подвернулся поломанный стул, то ли свалку разобрали, пока сын ждал творческого вдохновения. Стал рассматривать рисунки на стенах — кубики, резаное, ломаное, сплошная чернота, хаос — распад. Вижу, прохаживается девушка, смотрит, кивает. Набираюсь смелости: «Прошу прощения, объясните, что тут к чему, стыдно признаться, но я не вижу смысла во всём этом». Девушка посмотрела на меня, подумала-подумала — решилась: «Знаете, я тоже ничего не понимаю. А сознаться в этом — как показать свою глупость: недаром же всё это повесили». Рассмеялись мы и пошли из этого мрачного шизопомещения, где всё вопияло о разложении забывших Бога личностей.

«Человек творит в жизни только то, что он сам есть в религиозном измерении: пустая душа не создаст духовного богатства; мелкая душа не сотворит величия: пошлый человек не узрит Бога и не воспримет Его лучей, и не передаст их другим» (И. Ильин. Аксиомы религиозного опыта).

То есть творчество оправдывается приобретением духовного богатства читающих или взирающих на творение рук и ума человеческих, величием произведения, движением художника к Богу для восприятия Его лучей и передачи читателям или зрителям. Иного оправдания и направления и быть не может! Иначе — торжество чёрных квадратов, кубизма и прочего демонизма.

+

Один западный «художник» выложил кирпичную стену сто на пятьдесят сантиметров и дал ей громкое наименование: «Линия покоя». Объявил о продаже «произведения» — тридцать тысяч долларов (можно вычислить разницу между кирпичом обыкновенным и «художественным»). Подождал неделю, месяц — дураков нет. Разобрал и отнёс кирпичи в гараж. И тут объявился покупатель, ценитель «Линии покоя». Делать нечего, пришлось кирпичи срочно покоить заново. Как писала газета — оба были очень довольны. Видимо, на таких «ценителей» и рассчитаны «чёрные квадраты», «портреты мам» и т.д. А имели бы ценители «линий» не повреждённые общественным мнением извилины — не восхищались бы достойным смеха и не платили за карандашный «чёрный квадрат» миллион долларов. Если платили за содержание, за икону ада — их право, хотя можно было сэкономить: в то место пускают безплатно, а уж таких авторов и ценителей — вне очереди. Что же касается техники — каждый ребёнок из детского сада изобразит и квадрат, и треугольник любого цвета. Но воспитателям и в голову не придёт восторгаться посредственным. А если журналисты подымут шумиху, критики напишут пару статей — валяющиеся на полу как мусор бумажные листы взлетят в цене, а ничем особо не наделённых бумагомарателей возведут в гении. Что значит — общественное мнение! Ничтожное вознесут на высокий пьедестал, а великое затолкают в тень или за ширму — с глаз долой.

+

Есть Творец, и творчество должно вести к Нему!

+

«Чёрный квадрат» — поругание художеству. Промолчу о жутком самомнении автора, но до чего же он, мягко говоря, не уважал зрителей, если выставил как произведение искусства то, что может нарисовать любой ребёнок! С таким же успехом он мог изогнуть проволоку или гвоздь и выдать за новое видение в искусстве. И нашлись бы «ценители», ахали бы и охали над этим гвоздём, а потом бы ещё и Росiю осчастливили — какой-нибудь любитель прекрасного и за него вывалил бы миллион. И везли бы этот ржавый гвоздь спецрейсом из Америки, а потом, в бронированной спецмашине, под усиленной охраной, доставили в Эрмитаж. Но… гвоздя под рукой не оказалось, повторного сумасшествия не состоялось, трудовой миллион сэкономлен. А ведь если сотворённое оправдает или осудит — страшно и подумать, что ждёт таких «творцов». Так и видишь на Страшном Суде стоящего с «чёрным квадратом» или с «портретом мамы» великих мiра сего. Но если «чёрный квадрат» и «портрет мамы» — символы разложения, вырождения в искусстве, то кто же тогда те, кто сеет это разложение и вырождение — не символически, а буквально? Те, кто наполняет литературу, фильмы сценами насилия и блуда — вышеописанной чернотой и уродством. Если глянуть на современную поэзию — изобретение звучных рифм и рваных смыслов, выдувание мыльных пузырей, принятие поз многозначительности при ничтожности содержания.

А как же с богословием? И тут не обошлось без затемнённого сознания, и здесь чернителям раздолье — один до того довысокоумствовался, что оправдал Иуду! Вот что пишет об этом чадо богослова: «…Страдая от невозможности быть избранным другом Спасителя, Иуда всё время жил ложной мечтой, что наступит момент, когда Сам Христос почувствует его любовь и захочет воспользоваться его дружбой и преданностью. (О как! Сердцеведец — не почувствовал!) Он истово любил Спасителя, преклонялся перед Его величием и терпеливо ждал осуществления своей мечты, хотя Сам Спаситель не давал ему никаких надежд на эту дружбу… (Оказывается, Господа обвиноватили ещё до синедриона!) Фарисеи давно соблазняли Иуду донести (что же богослов не растолковал, почему они не соблазняли других апостолов?), когда Иисус будет один или с немногими учениками, чтобы взять его не в присутствии народа. Это было постоянным искушением Иуды, но он не решался на такое предательство, не будучи уверенным, что этот шаг ускорит осуществление политической миссии Христа. И вдруг, на Тайной вечере, Сам Спаситель обращается к нему со словами: „что делаешь, делай скорее“. В омрачённой душе Иуды не получили ли эти слова того значения, — вопрошает богослов, — что Господь, ведая его решение, принимает его план, вступает с ним в особое доверительное соглашение, Сам уполномочивает его на действие? Значит, это он и есть избранный ученик, к которому у Него есть особое доверие и близость? И в этой ложной уверенности Иуда уходит с Тайной вечери».

А вот и сцена предательства. «…Подойдя к Иисусу, Иуда, согласно заранее установленному знаку, поцеловал Его. И вдруг ученик услышал неожиданные слова Спасителя: Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого? …Иуда окончательно понял, что он оказался не избранным другом, а предателем своего любимого учителя… (То есть Тот, Кто видит самоё потаённое в человеческой душе и Иуда — просто не поняли друг друга!) Гениальность мысли о. С. (поёт его чадо далее) заключается в том, что он мужественно показал, вопреки всем своим предшественникам, что Иуда был апостолом, отдавшим жизнь, когда он понял, что предал Христа…»

Всё смешала, и гениальность, и мужество. Если мужество в том, что богослов пошёл против всех учителей Церкви, так не ему лавры первенства — Иуда протоптал эту стезю, пошёл к врагам Христовым вопреки всем апостолам. Нужно стыдиться Иудиного мужества, а не гордиться им. А в чём же гениальность? В оправдании зла? Так это не гениальность, а черноквадратные глаголы падшего разума. «Говорить о чём-нибудь действительном, как оно есть, — это нелживость; а говорить не так, как оно есть, это ложь; говорить же вопреки есть словопрение, и что хуже этого в жизни?» (Свт. Григорий Богослов). Но чадо не унимается.

«Быть может, для архаично настроенных верующих такая трактовка образа Иуды покажется неприемлемой, но для христиан с творческим религиозным мировоззрением это постижение апостольства Иуды представится единственно убедительным и гениальным».

Хорошенькое постижение апостольства — в постыдном предательстве! Верные же учению святых отцов, Матери-Церкви уже архаичны, как, надо полагать, и сами святые отцы и Церковь. Но кто же эти «христиане с творческим религиозным мировоззрением»? А ведомые слепцами слепые, которым что чёрное, что белое, что камень, что хлеб. Да и нужно ли занижать архаичными зрением и здравостью творчество религиозного мировоззрения?

+

Пожирающим драконом лютовало безбожие на просторах нашей Родины. Запад не знал такого воинствующего атеизма: там все или верующие или, если воспользоваться их определением, «в меру религиозны». Но вот сцена из поголовно верующей католической Португалии. День их святого. Толпы народа, музыка, танцы, вино — массовое гуляние в его честь, но паче — в своё удовольствие. Пляшущий молодой мужчина весело поясняет журналисту: Его (святого) сейчас с нами нет, он на стадионе в Японии болеет за нашу сборную (шёл чемпионат мiра по футболу). Да уж лучше бы напился, чем так «чествовать»!

+

Пока человек не отмоет в себе свою каплю Правды, она не отразит Любовь Христову. Но мы слишком себя жалеем. Без удобств нам и не представить себе жизни.

+

Неверующий человек приходит на эту землю, в полном неведении плодит себе подобных, дорожит обманом, бегает от себя и уходит, не зная, зачем приходил. Не воскрешённая верой душа всю жизнь умирает для Вечности, превращая в насмешку и приход и отшествие. …Оживиши ны, и Имя Твое призовем (Пс. 79, 19).
+

Стоит человеку полностью положиться на Милосердие и Любовь Божию, как из ветром колеблемой былинки он превращается в незыблемый столп. Господи Боже Сил, блажен человек уповаяй на Тя (Пс. 83, 13).

+

Суд будет по Любви. Нас будет судить Любовь Христова. Это как магнит. И если в нас отыщется родственное, пусть хоть ржавое — Господь Милостью Своей притянет к Себе. А ближний — наш лакмус, наши весы.

+

Почему человек боится своих глубин и высот? Потому что для достижения их нужен упорный труд и жертва внешним. А как внешнему отринуть внешнее, с чем же ему оставаться?

+

Философия — кичливый галстук на шее ума, служащий для многих удавкой.

+

Святитель Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исаии.

«И приставлю судии твоя якоже прежде. Почему, миновав царей, Пророк упомянул о судьях, хотя и между царями были некоторые, с похвалой начальствовавшие над народом? Или потому, что правление судей было свободнее, сообразовалось с природой и народ жил тогда по своим законам, признавая царём одного Бога; а цари поставлены впоследствии по собственному их неразумию. Почему надлежало, чтобы облагодетельствованные возвратились в блаженное состояние. И поэтому Бог, даруя им свободу, обещал приставить не царей, а судей. Ибо не бяше царя во Израили, но кийждо, еже право пред очима его, творяше (ср. Суд. 17, 6). Или поскольку по пришествии истинного Царя не царей уже было время, то обещал дать судей, подобных прежним, то есть учеников Господа, о которых сказано: сядете на двоюнадесяте престолу, судящее обеманадесяте коленома Израилевома» ( ср. Мф. 19, 28).

О царе. Библия. Книга 1ая Царств. Глава 8, глава 10, сти. 18-19, гла. 12, ст. 17, 19.

Блаженный Феодорит Кирский:

«Вопрос 14. Почему Самуил скорбел, когда народ стал просить себе царя (1 Цар. 8, 6)?

Потому, что прошение сие было противно Божественному закону. Владыка Бог был для них и Бог, и Царь, а пророк был Его первый служитель. Сие дал разуметь Бог, сказав Самуилу: послушай гласа людий, яко не тебе уничижиша, но Мене уничижиша, еже не царствовати Ми над ними; по всем делом их, яже сотвориша Ми, от негоже дне изведох их от Египта до днешнего дне… (1 Цар.8:7-8)».

+

Жалок человек без Господа, ничтожна его искромётность пред лицом Вечности.

+

Жизнь есть созревание посеянного в детстве.

+

Один иеромонах имел очень близких людей в Белой Руси и Молдавии. Увидев, что минский благодетель легко взрывается, когда ему говорится не по его хотению, и что от общения духовной пользы меньше, чем от козла молока, решил отдалиться, надеясь на врачевание временем. Совсем неожиданно подлил масла в огонь молдавский протоиерей — старый друг. Не вникнув в суть дела, сходу принял сторону хлебосольного мiрянина, очень просто объяснив свою позицию: «Я сам такой!»

Иеромонах оставил обоих пребывать в любезной их сердцам неисправности и уехал во своя си. И вдруг полностью порвал общение с молдавским батюшкой.

— Не слишком ли? — спросил его я.

— Всяк волен общаться, с кем желает, я же не ставил ему никаких условий. Общайся, была бы духовная польза. Но писать священнику, что ему предпочли… Сам же всё и порушил, вот, посмотрите, — подал иеромонах записку, — на моё: «Вы сделали выбор — радуйтесь!» он отозвался: «Всего-лишь за то, что предпочёл их Вам». То есть сам зачеркнул наше общение. И мне ничего не остаётся делать, как уберечь себя от ненадёжной дружбы: предпочёл раз, предпочтёт и два. И что мне, общаться и ждать следующего предпочтения?

Глянул я на записку и согласился с иеромонахом. «Да погибнет в мире закон дружбы, которая так мало уважает друзей!»(Свт. Григорий Богослов).

+

Интеллигент. Какая кичливая и никчемная наклейка! Какое пустое, ничего не значащее и не выражающее слово! Уже то, что оно было выдумано (в семидесятых годах XIX века писателем Боборыкиным) как имя нарицательное, подсказывает здравому человеку, что слово это не из достойных. Интеллигентный слой. Кто там? Преподаватели? Врачи? Политики? Писатели? Художники? Люди интеллектуального труда? Совестливейшие и умнейшие люди? Философы? Так неужели до XIX века Росiя жила без них? И неужели до сих пор без них живёт и Америка, и Франция, и Англия, и Япония — весь мiр? Нет же там интеллигенции, а преподавателей, врачей, писателей и прочих — больше, чем у нас на душу населения. Или это слово относится не к профессии, а к личности? Интеллигентный — воспитанный, культурный, образованный человек? И снова возвращаемся к Царской Росiи и всему мiру — разве у нас или во всём мiре не было и нет таких людей?

Нет, не удаётся это слово наполнить содержанием, найти того, кого оно определяет. Слово-призрак. А ведь какие есть прекрасные слова — достойный, благородный, милосердный, духовный. Наличие или отсутствие этих качеств возвышает или зачёркивает личность. А интеллигент… Как перевести это слово? Как выразить несуществующее? Всё равно что сказать о человеке — настоящий лямбо́мс. И убеждать всех, что лямбомс — это благородный, прекрасный, воспитанный, образованный, умный человек. Тогда зачем нам истинно рускiе слова? Давайте обойдёмся лямбомсом, а их выбросим, как выбросили встречу, путешествие, заменив саммитом, круизом — примеров целый воз. Но там хоть понятно — вытеснение руского языка безродными гражданами мiра или глупое обезъяничанье не дорожащих родными корнями, а лямбомс с интеллигентом — тихое помешательство любующихся своей бородавкой.

Скажут обо мне, что я не интеллигентен — улыбнусь. Скажут, что я интеллигентен — то же самое. А вот если духовный человек скажет, что аз недостойный, неблагородный, немилосердный, неправдивый — тут уж мне будет не до улыбок. Значит, не одно и то же добродетель и интеллигентность? Не одно и то же. Так если интеллигентность не добродетель, то… — вон от моей души, гордый призрак, гнилой звук, изобретение падшего разума! Но это уже из области спасения, а в мiру — кому нужно это слово? Станет ли хороший врач или писатель держаться за него? Если это прекрасный врач — он будет прославлен своим умением, талантом, как и писатель. Им и в голову не придёт величаться пустотой. Видимо, кто имеет запросов больше, чем дарований, тот и будет тешиться гордостным словом: нужно же выделиться, раз не талантом, так хоть звуком.

Многие интеллектуалы, писатели, мыслители нашего времени отказываются от звания «интеллигент». Если же кто желает словом объединить достойнейших людей страны, пусть руским языком и скажет — достойнейшие люди, лучшие люди, что чётко и ясно, в отличие от ничего не выражающего — интеллигентные люди.

+

Знакомый философ разделил интеллигенцию на хорошую и плохую. Но как несуществующее может быть хорошим или плохим? Хотя, если признать, что есть хорошие и плохие лямбомсы, то почему и интеллигенции не быть хорошей и плохой?
+

«Граждан у нас мало в представителях интеллигенции» (Ф. М. Достоевский).

+

«Нет, уж я лучше буду с народом; ибо от него только можно ждать чего-нибудь, а не от интеллигенции русcкой, народ отрицающей…» (Ф. М. Достоевский).

+

Приехав в деревню, городская дамочка начала запрягать лошадь, и вдруг та пошла. «Вы куда?» — только и сказала ей запрягавшая. Смешно? Да, но невесело, потому что это не анекдот, а рядовой случай из жизни настоящей интеллигентки.

+

Перед войной в селе Рябчёвске жила очень брезгливая учительница. Заходя в крестьянские избы, набрасывала на руку платок, чтобы не взяться за дверную ручку голой рукой. И вот как-то мужики завалили её кабана.

— Что так быстро? — спросила вышедшая хозяйка.

— А мы его придушили, — весело пошутили мужики.

— Забирайте его! — хлопнула дверью хозяйка.

Переглянулись мужики и поволокли кабана со двора педагога. Так бы и жила она со своей жуткой брезгливостью. Но пришла война и исцелила мигом: ела конскую падаль, забыв о белом платочке. По недугу и врачевство.

+

«Прощай, немытая Россия! Страна рабов, страна господ». В школе меня очень резанула эта фраза. Не понимал — как можно так о своей Родине? Много позже, когда довелось что-то почитать и сравнить, оценил эти слова как голос Хама в душе поэта. Хотя поэт пошёл гораздо дальше: Хам посмеялся над действительной наготой отца, а тут гнусная клевета — в Росiи, в отличие от Запада, уж раз в неделю мылись точно (Пётр Первый, подражая рiдной Европе, начал бороться с банями, обложив их, как и бороды, большими налогами). И в царских палатах не ставили, как в хвалёном Версальском дворце, играющим в шахматы блюдо для давления вшей.

«Страна рабов…» Сам же рабовладелец и пишет! Черня Росiю, не понимал, что от него же чернота и исходит. Отпусти своих крепостных на волю — на одного господина и на сотни рабов в Росiи будет меньше. И крестьяне вздохнут свободно, и сам получишь право судить Отечество (если уж любящий сын не может обойтись без приговора). Нет, проще написать, чем исполнить.

+

Дерзость — враг духовности. Не общаюсь с теми, кто с порога на «ты». И как уж не оправдывают свою привычку! Приведу доводы «за» и «против». Вот обычные объяснения обращающихся на «ты»:

1. Это от простоты и любви.

Простота и лицеприятие, лицемерие — понятия несовместимые. Почему впадаете в грех лицемерия? Почему взираете на лица, не обращаясь так ко всем? Почему не тычете власть имущим — Патриарху, архиереям, государственным деятелям? Зачем же лишаете их вашей простоты и любви? Да и в этом ли простота и любовь? В местах лишения свободы все обращаются на «ты», но кто назовет Царством Любви и Евангельской простоты тюрьмы и зоны? Или известному старцу всея Руси следует поучиться простоте и любви у молодых тычущих священнослужителей, сомнительным образом создающих себе авторитет? Но о какой любви можно говорить, когда зачеркивается элементарное уважение? Не лучше ли помнить, что иная простота хуже воровства и зачастую прикрывает панибратство, невоспитанность, дерзость.

2. Бога называем на «ты», а человека на «Вы».

Бог — Отец каждого, потому так к Нему и обращаемся. Нужно ли в уважении к людям искать унижение Бога? Если подобный принцип имеет право на существование, то горе вам, ставящим президентов, мэров, бизнесменов и прочих светских чиновников выше Бога! Что же не тычете им? И, опять же, неужели упомянутый выше старец, обращаясь к приходящим на «Вы», оскорбляет этим Того, за Которого ежедневно полагает свою любвеобильную душу?

3. Епископ обращается на «ты».

Если епископ поступает так, считая приходящих на приём своими детьми, то почему не поправляет детей, если они с ним выкают? Почему не терпит, когда дети начинают обращаться к нему как к отцу? Впрочем, воспитанные епископы не тыкают.

4. Все люди братья и сестры.

Но не все доросли до высоты Новозаветного братства! А без этого родство бывает хуже сиротства. Христа ради юродивые ко всем обращались на «ты», но сначала они сами стали детьми Божьими, попрали свою гордыню. И потому их «ты» роднило, а не отталкивало. Это был их Дар, полученный за великие подвиги и унижения. Какие подвиги понесли мы, претендуя на этот Дар, забывая о том, что он даётся, а не восхищается (тем, что святые отцы именовали дерзостью)?

Заметки на полях

  • ЛАРИСА, ВОРОНЕЖ , 21.02.2018 в 20:54

    БАТЮШКА ДОРОГОЙ,С РАДОСТНЫМ ПОСТОМ! БЛАГОСЛОВИТЕ.ВЫ,КАК ГОЛОС СОВЕСТИ,МАЯК. ПРОЯСНИТЕ МНЕ,ГРЕШНОЙ,НАСКОЛЬКО ДОПУСТИМО ОБРАЩЕНИЕ К ВАМ «ОТЧЕ»…,ЕСЛИ МОЛИТВА ГОСПОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ С ОТЧЕ НАШ… ? ХРАНИ ВАС БОГ! ВАШИ ОТКРОВЕНИЯ БЕСЦЕННЫ.ЭТО НЕ ПРОСТО СЛОВА,ЭТО ПРОПОВЕДЬ.ЖЕРТВА. СОГЛАСНА С КАЖДЫМ СЛОВОМ И ПОДДЕРЖИВАЮ ВАС.НЕ УДАЛОСЬ ВОВРЕМЯ ПОЗДРАВИТЬ ВАС С ПРЕСТОЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ СВ.ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»(18.02),КОТОРУЮ НЕ ТОЛЬКО ПОЧИТАЮ,НО И ВОЗЛАГАЮ ОГРОМНУЮ НАДЕЖДУ ВО СПАСЕНИЕ ДУШ ЖИВЫХ И УСОПШИХ СРОДНИКОВ,ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН.

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на