МЕНЮ
Христос Воскресе!

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Один епископ запретил творчество иеромонаха Романа во всей своей епархии. Может, он против поэзии? Нет, печатает же в епархиальной газетке более чем слабенькие стихи. К тому же благословил покупать и слушать песни петербургского иерея («гений православного рока» – пряча улыбку, отозвался мой знакомый). Понимаю, о вкусах не спорят, но разве можно, пользуясь властью, навязывать свои вкусы? А ведь сборники издаются по благословению патриарха не абы кем, а издательством Белоруского экзархата, с ведома митрополита. Как же этот епископ может требовать послушания от священников и монахинь, идя против патриарха и правящего митрополита? Скажу ещё о том, что почти всюду становится нормой: окружил себя телохранителями! Даже туда, куда цари ходили пешком, идёт в сопровождении стража плоти! А как же Евангельское не бойтесь убивающих тело? Нет, зря я вздумал обижаться на того, кому и патриарх не авторитет, и слова Самого Спасителя ничего не значат.

+

В міру смущало определение Троицы — Бог в Трёх Лицах. Поневоле возникал образ языческого божества с тремя лицами. И, думаю, не у одного меня. И — Милость Божия, нашёл у святителя Григория Богослова: «… Мы поклоняемся Отцу и Сыну и Святому Духу, разделяя личные свойства и соединяя Божество. Не смешиваем трёх (ипостасей) в одно, чтоб не впасть в недуг Савелиев, и единого не делим на три (сущности), разнородные и чуждые друг другу, чтобы не дойти до Ариева безумия». «… Отвергая как неуместное смешение, так ещё более нелепое разделение. Ибо в одном случае, из страха многобожия сократив понятие о Боге в одну ипостась, оставим у себя одни голые имена, признавая, что один и тот же есть и Отец и Сын и Святый Дух и, утверждая не столько то, что все Они одно, сколько то, что каждый из Них ничто: потому что переходя и переменяясь друг в друга, перестают уже быть тем, что Они сами в Себе. А в другом случае, разделив Божество на три сущности, или (по Ариеву, прекрасно так называемому безумию), одна другой чуждые, неравные и отдельные, или безначальные, не соподчинённые и, так сказать, противобожные, то предадимся иудейской скудости…» «Ибо когда благочестно употребляем речения: одна сущность и три Ипостаси, из которых первое означает естество Божества, а последние — личные свойства Трёх, и когда римляне, одинаково с нами разумея, по бедности своего языка и по недостатку наименований, не могут различать сущности от Ипостаси, и потому заменяют слово Ипостаси словом: лица…».

И всё образумилось: «по бедности своего языка». Примени они не отдающие телесностью «лица», а духовное — «ипостась» — не всплывало бы у многих образное языческое божество с тремя лицами. Ипостасный — личностный (относящийся к личности), а не лицевой (относящийся к лицу). Един Господь в Трёх Ипостасях. Яснее не стало, но языческий образ исчез.

+

«Также [во Христе Иисусе] нет уже иудея, ни язычника — [этими словами] обозначается различный, или, точнее сказать, противоположный образ мышления о Боге. Ибо один [образ мышления о Боге], именно эллинский, несмысленно вводит [идею] многоначалия, разделяет единое Начало на противоположные действия и силы, измышляет многобожное почитание, которое, по причине множества поклоняемых [богов], вносит раздоры и позорит себя разными способами поклонения. А другой, то есть иудейский образ мыслей о Боге, хотя и [учит] об одном Начале, но [представляет Его] узким, несовершенным и почти несуществующим, лишенным Слова и Жизни – и через эту противоположную крайность впадает в равное с предыдущим учением зло, то есть в безбожие. Ибо он ограничивает одним только Лицом единое Начало, существующее или [совсем] без Слова и Духа, или Словом и Духом обладающее как свойствами. [Это учение] не замечает, что Бог, лишенный [Слова и Духа], уже не есть Бог. Ибо не будет Богом тот, кто наделен [Словом и Духом] как случайными свойствами по сопричастности, подобно разумным [тварным существам], состоящим [под законами] рождения. Оба эти [учения о Боге] отсутствуют во Христе, ибо [в Нем существуют] единственное учение истинного благочестия и незыблемый закон таинственного богословия, отвергающие растяжение Божества в первом учении и не принимающие сокращение Его во втором. Ведь Божество не должно представляться, в силу Своего естественного множества, находящимся во внутреннем раздоре [с Самим Собой] – что есть эллинское [заблуждение]; не должно Оно представляться, по причине единоипостасности, подверженным страданиям, будучи лишено Слова и Духа или одаренное Словом и Духом, как случайными свойствами, — это есть иудейское [заблуждение]. [Поэтому закон таинственного богословия] учит нас, через призвание благодати усыновленных по вере к познанию истины, постигать единое естество и силу Божества, именно — Единого Бога, созерцаемых в Отце и Сыне и Святом Духе, то есть [познавать] единственный и беспричинный Ум, пребывающий сущностным образом и являющийся Родителем единственного Слова, существующего безначально по сущности, [а также познавать] Источник единой присносущей Жизни, сущностным образом пребывающей как Дух Святой». (Преподобный Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню.)

+

«[Следует познавать] в Единице Троицу и в Троице Единицу; не одну в другой, потому что Троица не является для Единицы тем, чем является случайное свойство для сущности, а Единица не находится в Троице, ибо бескачественна; и не как одно и другое, потому что не инаковостью естества Единица отличается от Троицы, будучи простым и единым Естеством; и не как одно наряду с другим, потому что не ослаблением силы отличается Троица от Единицы, или Единица от Троицы; и не как нечто общее и родовое, созерцаемое одной лишь мыслью, отличается Единица от Троицы, [ибо Божественная] сущность является подлинно Самосущей, а [Божественная] сила —действительно самомощной; и не как одно через другое, ибо то, что совершенно тождественно и безотносительно, не опосредствуется связью, наподобие связи следствия с причиной; и не как одно из другого, ибо Троица, будучи нерожденной и самоявленной, не происходит из Единицы путем творения.

Но мы мыслим и говорим [о Боге], Который истинно есть и Единица, и Троица; Он — Единица вследствие логоса Своей сущности и Троица вследствие образа [Своего] существования. [Мы исповедуем] всю ту же самую Единицу, неразделенную Ипостасями; и всю ту же самую Троицу, неслиянную Единицей, чтобы не вносилось многобожия разделением или безбожия слиянием, и, избегая этих [двух крайностей], всесветло сияет учение Христово». (Преподобный Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню.)

+

Передали письмо.

… Пишет Вам грешная р. Б. Е. Многие из нас, живущих в миру, ощущают сегодня, что времена последние, что вот-вот разразится буря, а при этом большинство пастырей и паствы (увы!) отпало, отступило от Христа. А мы, те, которые не хотят предавать Господа, как овцы без пастыря, сирые и убогие. И такое ощущение, что бредём, а нас ветры шатают в разные стороны. (При Христе и волны пропадают, и ветры затихают, и никаких шатаний.) Батюшка, я знаю Вас только по Вашим песням и очень надеюсь, что вы — не из числа отпавших, т. е. тех, которые приняли разные номера (ИНН, страховой и прочие), РФ-овские паспорта с числом 666 и графой «личный код», всякие электронные карточки и прочее, прочее… (О какой список! Попробуй тут не отпасть. Сразу же огорчу: СССР-овский паспорт давно заменил на РФ-овский, с удовольствием поменял серп и молот на герб Росiи с Георгием Победоносцем. Злополучную цифру в паспорте не нашёл, личного кода не имею, зато имею Библию со страницей 666, всегда читаю её и прикладываюсь к любым её страницам.) Такие люди вслед за такими пастырями повторяют одно и то же: „Внешнее не может повредить внутреннему; надо иметь послушание священноначалию; голос священноначалия — это голос Церкви, а значит — глас Божий; а несогласные — маргиналы и раскольники и т. д.“ … Не могу не скорбеть душой о том, что происходит сегодня в Церкви. Знаю, что многие люди перестают ходить в храмы, считают, что причащаться уже нельзя. Но думается, что Благодать Божия ещё не оставила Церковь, и таинства совершают. Что Вы об этом думаете, батюшка?

3-5 июля в Москве состоялся саммит глав всех религий (включая иудеев, мусульман, буддистов и т. д.). На нём было признано равенство всех религий, и у всех — один Бог (как сказано в послании саммита — Всевышний). (Подобные встречи и послания меня волнуют, как моего Барсика выставка авангардистов.) И вот интересное наблюдение. Все священники и миряне, принявшие апостасийные паспорта (а многие и номера), вчера ещё были против экуменизма, а сегодня все оправдывают созыв этого саммита, говоря одно и то же: «Это всё политика!» (Наблюдение интересное, но для меня странное: РФ-овский паспорт не сделал меня экуменистом и обновленцем.)

Я не знаю, что отвечать тем людям, которые говорят, что нельзя причащаться из одной чаши с патриархом. (Пожалуй, и у меня бы не нашлось слов: кто сейчас кого слушает?) И если не поминать патриарха и правящего архиерея (такого же отступника), то кого же поминать? Что делать? (Прежде всего — не ходить по Престолу Божию. Страшно, с какою лёгкостью ревнительница отсылает всех в ад! Начала с «большинства пастырей и паствы» и добралась… )

Разрешите поделиться с Вами ви́дением происходящего. Апокалипсис начался не с 1917-го года, а с 1913-го, (Даже это ей понятно! Зачем же спрашивать „что делать?“) когда в России было похулено Святейшим Синодом Имя Божие; в послании Синода было написано, что Имя Божие — „есть лишь название предмета, а не сам предмет“. А до этого два Вселенских патриарха так же похулили Имя Господне. В 1913 году движение имяславцев на Афоне было разгромлено самым жестоким образом, а сами имяславцы заклеймены еретиками. Таким образом, Небесный Держай был отнят от России, и доступ сатаны к царскому престолу отныне был открыт! Причём заметьте: монахов изгнали с Афона в тот же самый день, когда ровно через 5 лет расстреляют Царскую семью! (4го ст. ст. (17 н. ст. июля), — в канун преп. Сергия и Афанасия Афонского! (Худой пример заразителен. Открыл церковный календарь. Почему-то вспомнилось: „Если началась война — ищите женщину“. 22 июня память свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, прп. Кирилла, игумена Белоезерского, прп. Александра, игумена Куштского… мучениц Феклы, Марфы и Марии в Персии. Вот и я вслед за пишущей пошёл неведомо куда. А если серьёзно — вот до чего можно дойти, копаясь в цифрах и датах. Можно и мучениц обвиноватить во Второй мiровой, даром что жили они в IV веке.)

Имяборческая ересь, очень тонкая и коварная, отныне проникла в нашу Церковь и отравила священство, монашество и мирян. Об имяславии можно даже ничего не знать, но дух имяборчества, дух рационализма заразил многих и многих. Утрачено не только понимание Имени Христова и Имени Божия как Нетварной Энергии Божества (и в этом смысле Имя Божие — Сам Бог!), утрачено и понимания имени в целом! Наши христианские имена, данные нам во святом крещении, освящаются Именем Христовым, а значит согласие на замену имени номером — есть предательство (хотя может быть и неосознанное) Самого Христа! Сначала враг рода человеческого через своих слуг похулил Имя Спасителя, сведя его до простого человеческого Имени, а сегодня наши имена заменяет номерами (т. е. антиименами, данными зверем). (Неужели же рабу Е. будут вместо имени-отчества называть цифрой? Как можно душу отождествлять с паспортом, водительскими правами, электронными карточками и «прочим, прочим»? Что ж восхваляющая имя занижает его, придавая цифрам всесильность?) А между тем вот-вот начнут наносить начертания на лоб или правую руку, причём обманным путём. (Мученикам тайком подсовывали еду из капищ, насильно кормили идоложертвенным — и никто не обвинял их в отречении от Христа: и отпадение, и присоединение может быть только добровольным!) Люди будут сдавать отпечатки пальцев и цифр, фото биометрии, а им незаметно для них будет наноситься невидимая лазерная метка. (В концлагерях людям татуировали номера, пришивали к одежде, заключённые отзывались на номера — неужели они все погибли для Вечности? Понятное дело, что через внедрение ИНН, электронных карточек и тому подобного возводится всемiрный концлагерь, при постоянном словоблудии о правах человека народы ведут к концлагерному унижению, но страшиться напропалую всех цифр — не подобает христианину.) Они же уже дали согласие на номер вместо имени. (Документ и должен иметь номер. Но разве при выдаче электронной карточки говорят: вот вам номер вместо имени? Где же согласие?) И как этикетка ставится на товар, так и начертание должно быть на теле! Мы дожили до этих времён, а пастыри, слепые вожди слепых, сами идут в яму и других за собой ведут!» (Хорошо бы понять, что цифры и буквы сами по себе ничего не значат, пока не будут с чем-то или с кем-то отождествлены. Если шарахаться от звуков, то и от Христа нужно бежать, так как буквы Его Имени есть и в слове антихрист. Если страшна цифра 666, то нужно не прикасаться и к Священному Писанию или вырывать лист из Библии.)

… Чуть отвлекусь. При встрече со знакомым игуменом речь зашла об ИНН.

— У меня его нет, — сказал отцу игумену.

Знакомый улыбнулся и сказал мне в ответ:

— Не прельщайтесь, батюшка. Его присваивают всем — и вам тоже. Они ставят автоматом, не спрашивая.

— Это уже не моя печаль. Не ехать же мне в сельсовет, ставя себя в смешное положение: добиваясь снятия номера, которого может и не быть.

Возвращаюсь к письму.

Батюшка, не могли ли Вы написать мне, что Вы обо всём этом думаете? (А что я могу думать с новым паспортом?) Хотелось бы также задать Вам вопрос о молитве о властях на литургии (разве можно молиться о сатанинских властях?) (То, что власти мало кого радуют — неудивительно. Но клеить всех к сатане…) и об отсутствии заупокойной молитвы о царях. (Ещё не молимся о дворянах, купцах, крестьянах, рабочих — не перечесть не поминаемых сословий. Но что же это за Царствие Божие, заполненное земными различиями? Или и там цари будут царствовать, дворяне дворянствовать, купцы купечествовать, а крестьяне крестьянствовать в поте лица? Быть во Христе уже недостаточно? Разве мало объединяющего прошения о упокоении душ усопших рабов Божиих?)

… Я бы хотела много чего написать Вам, но не знаю Вашего устроения, прошу Вас написать мне, если моё письмо не вызовет у Вас полного отторжения. («Цена не стена, можно передвинуть», — сказал в Пскове цыган, пытавшийся продать гнилой дом как новосрубленный. Не стена и отторжение, но писать той, кому ни епископы, ни священники не авторитет — и самонадеянно, и безсмысленно. А об «имяславии» порассуждаем.)

… В Ветхом Завете, задолго до Рождества Спасителя, во многих местах говорится об Имени Божием: Хвалите Имя Господне, Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя, Имя Святое Его и так далее.

Если Имя Божие Сам Бог, то о каком Имени идёт речь? Ведь называли и Саваофом, и Иеговой, и разными именами. Обратимся к упомянутому Апокалипсису. Вот описание Всадника на белом коне: «… и на главе Его венцы мнози: имый Имя написано, еже никтоже весть, токмо Он Сам… И нарицается Имя Его Слово Божие… И имать на ризе и на стегне Своем Имя написано: Царь царем и Господь господем». Три Имени Одного! Кто-то скажет: вот-вот, нас обвиняют в многобожии, в трибожии — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Но это Имена Ипостасей. А тут на коне ехал Тот, о Котором Святое Писание говорит как о Сыне Божием, присваивая Ему сразу три Имени. Какое же их них — Бог? Или сидело три Бога? Но поскольку творящие молитву Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных имеют в виду именно это Чудное Имя Сына Человеческого, то и остановимся на словах Иисус Христос.

Иисус Навин, великий муж ветхозаветный, великий, но не Бог. Иисус, сын Сирахов, славен был мудростью, но не божеством. Также на Соловках был схимник Иисус. Носил такое имя и не был Богом. Христос переводится как помазанник, и так называли царей. Стал ли кто из них Богом? Не стал. Или только сочетание Иисус Христос делает Богом? Если так, то почему же взятые в отдельности эти звуки не обожили своих носителей, а, соединившись, стали Богом? Да и как можно разделять Бога? И потом, если Имя Иисус Христос — Бог, то почему не стали богами все эти лжехристы, бывшие, нынешние и грядущие? И зачем тогда Евхаристия, Причащение? Зачем было Воплощение, Страдания, Смерть, Воскресение? Не проще ли было открыть Своё Имя человечеству? Следуя логике «имяславов», можно докатиться до того, чтобы, написав это Имя на бумаге, проглатывать и ходить с Богом. Нет, сами звуки и буквы мало пользуют, пока не отнесём их к конкретной Личности — Сыну Божию. Память о Нём единит с Ним, освящает призывающего Пресвятое Имя. А если Имя — Бог, то почему же так называемые «имяславы» сами себе противоречили, молясь не Иисусе Христе, помилуй нас грешных, а добавляя Господи, Сыне Божий? Кто же святит Святое? И потому оптинские старцы отвергли карикатуру на молитву заезжего умника, который учил молиться так: «Иисусе, Марие, помилуй нас».

Звуки и буквы можно уподобить золотой проволоке, проводящей ток. Золотая — но только проводящая, а не производящая, отключи её от источника — и кто угодно может присоединять эту проволоку к чему угодно.

Иван — ничего не говорящие звуки. Мало ли кого так называют. Но когда отношу это общее имя к конкретной личности, к моему отцу, я согреваюсь этими звуками, а точнее сказать, память о моём отце согревает сердце и делает это обычное имя родным. И погребающим своих близких в голову не придёт отождествить личности с именами, иначе к чему такая скорбь? Вытрите слёзы — у вас остались фотографии умерших, их имена.

А теперь вместе с великим учителем Церкви постараемся «не оставить без рассмотрения наименования Сына (которые и многочисленны и взяты от различных умопредставлений о Сыне), но объяснить значение каждого и открыть тайну имен. Начать же это должно с следующего.

Божество неименуемо. Не один разум показывает это, но, сколько можно догадываться, мудрейшие и древнейшие из евреев. Ибо те, которые почтили Божество особенными начертаниями и не потерпели, чтоб теми же буквами были писаны и имя Божие и имена тварей, которые ниже Бога, дабы Божество даже и в этом с ними было не сообщимо, могли ли когда решиться рассеивающимся голосом произнести имя естества неразрушаемого и единственного? Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха; так ни ум не вмещал совершенно, ни голос ни обнимал Божией сущности. Напротив, к изображению Бога заимствуя некоторые черты из того, что окрест Бога, составляем мы какое-то неясное и слабое, по частям собранное из того и другого, представление, и лучший у нас Богослов не тот, кто все нашел (эти узы не вместят в себя всего!), но тот, чье представление обширнее, и кто образовал в себе более полное подобие, или оттенок (или, как бы ни назвать это) истины. Поэтому, сколько для нас удобопостижимо, наименования: Сый и Бог, суть некоторым образом наименования сущности, особенно же таково имя: Сый, не потому только, что Вещавший Моисею на горе, когда вопрошен был о имени, как именовать Его, Сам нарек Себе имя это, и повелел сказать народу: Сый посла мя (Исх. 3, 14), но и потому, что наименование это находим наиболее свойственным Богу. Ибо имя θεός (Бог), которое искусные в корнесловии производят от θεείν (бежать) или άιθειν (жечь), по причине приснодвижимости и силы истреблять худое (почему Бог именуется и огнем истребляющим (Втор. 4, 24)), есть имя относительное, а не отрешенное, подобно как и имя: Господь, которое также принадлежит к наименованиям Божиим. Ибо сказано: Аз Господь Бог, это Мое есть имя (Ис. 42, 8); также: Господь имя Ему (Ам. 4, 13). Но мы ищем имени, которым бы выражалось естество Божие, или самобытность, и бытие ни с чем другим не связанное. А имя: Сый, действительно принадлежит собственно Богу и всецело Ему одному, а не кому-либо прежде и после Него; потому что и не было и не будет чем-либо ограничено или пресечено. Что касается до других имен Божиих, то некоторые очевидным образом означают власть, а другие домостроительство, и последнее, частью до воплощения, частью по воплощении. Например: Вседержитель и Царь или славы (Пс. 23, 10), или веков (1 Тим. 1, 17), или сил, или возлюбленного (Пс. 67, 13), или царствующих (1 Тим. 6, 15), и Господь Саваоф, или, что то же, Господь воинств (Ис. 3, 15), или сил (Ам. 6, 8), или господствующих (1 Тим. 6, 15), — явным образом суть имена власти. А: Бог еже спасати (Пс. 67, 21), Бог или отмщений (Пс. 93, 1), или мира (Рим. 15, 33; Рим. 16, 20), или правды (Пс. 4, 2), Бог Авраамов, Исааков, Иаковль (Исх. 3, 6) и всего духовного Израиля, который видит Бога, — суть имена домостроительства. — Поскольку нами управлять можно посредством страха наказаний, надежды спасения, а также славы, и чрез упражнение в добродетелях; то отсюда заимствованы предыдущие имена, и имя Бога отмщений назидает в нас страх, имя Бога спасений — надежду, и имя Бога добродетелей — подвижничество, чтоб преуспевающий в чем-либо из сказанного, как бы нося в себе Бога, тем паче поспешал к совершенству и сближению с Богом посредством добродетелей. Сверх того имена эти суть общие наименования Божества; собственное же имя Безначального есть Отец, безначально-Рожденного — Сын и нерожденно-Исшедшего или Исходящего — Дух Святый.

Но перейдем к именованиям Сына, о которых и предположено говорить в слове. Мне кажется, что Он именуется: Сыном, потому что он тождествен с Отцом по сущности, и не только тождествен, но и от Отца.

Единородным (Ин. 1, 18), потому что Он не только Единый из Единого и
единственно-Единый, но и единственным образом, а не как тела.

Словом (Ин. 1, 1), потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом, и потому, что изъявляет Его. А иной сказал бы может быть, что относится к Отцу, как определение к определяемому; потому что и определение называется словом. Ибо сказано, что познавший (таково значение слова: видевший, Ин. 14, 9) Сына познал Отца, и Сын есть сокращенное и удобное выражение Отчего естества, так как и всякое порождение есть безмолвное слово родившего. Но не погрешит в слове, кто скажет, что Сын именуется Словом, так соприсущий всему сущему. Ибо что стои́т не Словом?

Премудростию (1 Кор. 1, 25), как ведение Божеских и человеческих дел. Ибо Сотворившему возможно ли не знать законов сотворенного Им?

Силою (1 Кор. 1, 25), как Охранитель тварей и Податель сил к продолжению бытия.

Истиною (Ин. 14, 6), как единое, а не множественное, по естеству (ибо истинное единственно, а ложь многолична); как чистая печать и нелживейший образ Отца.

Образом (2 Кор. 4, 4), как Единосущный, и потому что Он от Отца, а не Отец от Него, ибо самая природа образа состоит в том, чтоб быть подражателем первообразу, и тому, чьим называется он образом. Впрочем, здесь более
обыкновенного образа. Ибо там и недвижимое бывает образом движимого; а здесь живого Бога — живой Образ, более имеющий с Ним сходства, нежели Сиф с Адамом и всякое порождение — с родившим. Ибо такова природа существ простых, что они не могут в одном сходствовать, а в другом не сходствовать; напротив, целое бывает изображением целого, и притом более похожим, нежели слепок.

Светом (Ин. 8, 12), как светлость душ, очищенных в уме и жизни. Ибо если неведение и грех — тьма; то ведение и жизнь Божественная — свет.

Жизнью (Ин. 14, 6), потому что Он свет, опора и осуществление всякой разумной природы. О нем бо живем и движемся и есмы (Деян. 17, 28), по двоякой силе вдохновения, — и по дыханию жизни, которое вдохнул Он во всех, и по Духу Святому, Которого дал вмещающим и по мере того, как отверзаем уста разумения.

Правдою (1 Кор. 1, 30), потому что разделяет по достоинству, правдиво судит и тех, которые под Законом, и тех, которые под Благодатию, и душу и тело, чтоб одна начальствовала, а другое состояло под начальством, чтоб лучшее владычествовало над худшим, а худшее не восставало против лучшего.

Освящением(1 Кор. 1, 30), как чистота, чтобы Чистое вмещаемо было чистотою.

Избавлением (1 Кор. 1, 30), как освобождающий нас содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную.

Воскрешением (1 Ин. 11, 25), как переселяющий нас отсюда, и умерщвленных грехом вводящий в жизнь. Сии имена принадлежат еще вообще и Сущему выше нас и Сущему ради нас; собственно же нам свойственные и принадлежащие воспринятому Им человечеству суть следующие:

Человек (1 Тим. 2, 5), чтоб Невместимый иначе для телесного, по причине необъемлемости естества, не только сделался вместимым через тело; но и освятил Собою человека, соделавшись как бы закваскою для целого смешения, всего человека освободил от осуждения, соединив с Собою осужденное, став за всех всем, что составляет нас, кроме греха, — телом, душою, умом, — всем, во что проникла смерть. А общее из всего этого есть человек, по умосозерцаемому видимый Бог.

Сын Человеческий (Ин. 3, 18) и чрез Адама, и чрез Деву, от которых родился (от одного, как от Праотца, от другой, как от Матери) и по закону и сверх законов рождения.

Христос, по Божеству; ибо самое помазание освящает человечество не действием своим, как в других помазанниках, но всецелым присутствием Помазующего. И следствием сего помазания то, что Помазующий именуется человеком, а помазуемое делается Богом.

Путь (Ин. 14, 6), как чрез Себя ведущий нас.

Дверь (Ин. 10, 9), как вводитель.

Пастырь (Ин. 10, 11), как вселяющий на месте злачне, воспитывающий на воде покойне (Пс. 22, 2), путеводствующий отселе, защищающий от зверей, обращающий заблудшего, отыскивающий погибшего, обвязывающий сокрушившегося, оберегающий крепкого (Иез. 34, 4), и вещаниями пастырского искусства собирающий в тамошнюю ограду.

Овча(Ис. 53, 7), как заколение.

Агнец (1 Пет. 1, 19), как совершенный.

Apxиepeй (Евр. 4, 14), как дарующий нам доступ.

Мелхиседек (Евр. 7, 3), как рожденный без матери по естеству высшему нашего, и без отца — по естеству нашему, как не имеющий родословия по горнему рождению, ибо сказано: род Его кто исповесть? (Ис. 53, 8); как царь Салима, то есть мира, как царь правды, и как приемлющий десятину от патриархов, которые мужественно подвизались против лукавых сил. Имеешь пред собою наименование Сына. Шествуй по оным; и если они высоки, то шествуй — божественно, а если телесны, то — подобострастно, лучше же сказать, — совершенно божественно, чтоб и тебе стать богом, восшедшим от земли чрез Снисшедшего ради нас свыше. А паче всего и прежде всего наблюдай сказанное, и не погрешишь в высоких и низких наименованиях. Иисус Христос вчера и днесь телесно, тойже духовно и во веки (Евр. 13, 8) веков. Аминь». (Свт. Григорий Богослов. Слово 30-е. О богословии четвёртое, о Боге Сыне второе.)

«… Которые крепко стоят за букву, пусть знают, что они убоялись страха, где нет страха (Пс. 13, 5), и пусть ясно выразумеют, что их привязанность к букве есть только прикровение нечестия» ( Свт. Григорий Богослов. Слово 31-е).

А это значит — так называемые имяславы никакие не имяславы, а звукославы или буквославы, заклеймённые же ими трезвые христиане не имяборцы, а звукоборцы или буквоборцы.

+

«…Самомнение отнимает у человека большую часть того, чем он есть, и тщеславие бывает для людей величайшим препятствием в добродетели» (Свт. Григорий Богослов. Слово 3-е).

О, если бы это усвоили люди творческих профессий, ищущие мірской славы и чинов! Как много могли бы дать другим, да и себя бы избавили от рабства блудному бесу и зелёному змию.

+

Поэт прислал свой сборник. Подпись: «Иеромонаху Роману — собрату по перу, по служению русскому слову, Родине, Богу…» Только ли о собрате писал собрат? И заслонил собрат собрата…

+

А это уже вторит поэтесса: «Иеромонаху Роману — поэту — собрату по перу от автора». За одним столом, что ли подписывали?

+

Из письма:

«… И дело тут не только в стихах, в величине поэтического дара, сейчас великих поэтов не стало, потому что все поэты одного уровня, примерно. Таково моё мнение. Слишком все грамотные, каждый может очень неплохо что-то написать. Но ценность этой писанины — часто ноль. Потому что все писатели, и никто не читатель. Мы все говорим, никто никого не слушает. Вообще, чувствуется мне лично — перенасыщенность информацией, забит эфир таким количеством слов, что они уже совершенно не важны — не важен их уровень — их уже невозможно услышать, они на фоне других слов, а не сами по себе.

…Кроме всего прочего, я всегда вижу перед собой картину — еретик Арий, говорящий стихами (он говорил стихами) и молчаливая пощечина Арию от святителя и чудотворца Николая, епископа Мир Ликийских.

… Но сейчас ситуация вообще комическая — что ни «батюшка» — то член Союза писателей или Общества психологов, педагогов и т.п.

…Такие мы стали люди, такие мы стали христиане. Где нас только нет ! Внутри себя нас нет».

Верные слова! При многообразии внешнего нутро наше как запущенный сад…

+

Несколько лет назад зимой посетила меня женщина из местных. За чаем поведала такую историю: «Отец мой был великий труженик, не видела, когда он ложился и вставал. Вёл крепкое хозяйство, построил хороший дом, развёл скот. Заработал себе две грыжи. Мы, дети, тоже не лежали на печке, всё время трудились. Так и жили, трудились и молились. И вот как-то осенью к дому подкатила подвода с двумя вооружёнными людьми. У обоих — винтовки с примкнутыми штыками. Один соскочил с подводы и сказал вышедшему отцу: „Собирай своих. Ничего с собою не брать, потому что вашего тут ничего нет“. Отец молча кивнул и позвал нас. И в чём вышли мы, в том и повезли нас на Кольский полуостров (отец был в одном пиджаке).

Привезли в голые сопки, поселили в огромные брезентовые палатки, где семьями жили такие же горемыки. Началась зима. А это ведь не Ташкент. Каждое утро десятками выносили трупы — стариков, мужиков, женщин, детей. Но отец и там проявил себя: сделал железную печку, и благодаря этому в нашей палатке никто не замёрз. И жили так несколько лет, пока не сколотили бараки. Строили мы северный городок. Отца, как толкового работника, заметили на стройке, поставили бригадиром. И так он проработал восемнадцать лет.

За это время я закончила школу и поступила в медучилище. После его окончания меня как дочь „врага народа, кулака-мiроеда“, лишили права работать в городе. Отослали фельдшером в деревню. А мне и хорошо, я ведь деревенская. Так вот, пришло время отцу оформлять пенсию, а ему говорят: пенсии не будет, так как не выработан стаж. Они не засчитали ему эти восемнадцать каторжных лет. Отец очень запереживал, думал, как жить? И вот во сне видит он Богородицу, и Она ему говорит: „Иван, не скорби, проживёшь и без пенсии. И будут давать — не бери“. Проснулся отец успокоенный. И точно. Через несколько месяцев ему начислили какие-то крохи, но он отказался: кому что-то сделает, что-то починит — так и жил без пенсии. У меня тоже всё было Слава Богу. Вышла замуж, есть дети, внуки, сейчас уже не работаю по возрасту. Приехала навестить своих».

Смотрел я на гостью и думал: всю жизнь с детских лет провела в ссылке, сначала в невольной, а потом в добровольной. И вот вчерашние комсомольцы и комсомолки сунут ей «Акафист народного покаяния Святому благоверному Царю-Мученику Николаю ΙΙ Искупителю России» и будут требовать от неё покаяния за себя и за своего праведного отца в мнимом грехе цареубийства: ведь покаяние-то всенародное! Или она и её отец, как и многие миллионы пострадавших, уже не народ, а народ — только вчерашние комсомолки и комсомольцы? А может, всё-таки не нужно этой женщине каяться в несовершенном? Тогда при чём тут всенародное покаяние? Не вижу логики и смысла у желающих окомсомолить Церковь.

+

Прислали «Канон покаянный ко Пресвятей Богородице о разрешении грехов противу Бога и царя». Издатели для пущей убедительности включили высказывания почивших патриархов. Остановимся на одном из них: «На днях совершено ужасное дело: расстрелян бывший Государь Император Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падёт и на нас, а не только на тех, кто совершил его…»(Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси).

Чёрным по белому написано: 1. «Бывший Государь». (Как можно винить народ в цареубийстве, если царя уже не было? Не считают же отрёкшегося священника — священником. Скажут — он был помазанником? Так на царство и помазывали. Подписывая отречение, он отрёкся и от звания, и от помазания.) 2. «Мы должны… осудить это дело». (Осудить, а не взять на себя, вставая в один ряд с палачами. И разве есть те, кто не осудил убиение беззащитных, невинных, да ещё и детей? Если таковые имеются, пусть они и каются. А гнать весь народ в ряды палачей, называть лжепокаяние покаянием, лжеканон каноном — богомерзкое дело! Или цитаты приводятся, чтобы им не следовали?)

+

Мой отец — потомственный крестьянин, победитель фашизма. Несмотря на то, что мать была учительницей, сын даже комсомольцем не был. И в университете имел за это неприятности: меня лишали стипендии, но всё равно не смогли заставить встать в ряды комсомола. Не сужу тех, кто там был, но тяжко видеть, как вчерашние комсомольцы пишут эти лжеканоны, винят весь свой народ. Бедный народ! От Петра-Русофоба Первого гнули его в бараний рог, и сейчас гонят к позорному столбу фарисеи нового времени.

+

… А вот и сам канон. Канонические ирмосы современных молитвенников не устроили, внизу сноска: Канон поётся без ирмосов. Канон без ирмосов? Зачем же их печатать? Впрочем, издателям не отказать в последовательности: если приводят цитаты, чтоб им не следовать, то почему так не поступить с ирмосами? Не беда, что в Церкви иначе. Читаю новосочинённый тропарь: «Како мы и отцы наши отступихом единого Пастыря и предахом кротчайшего Помазанника Божия, наемником же и разбойником последующе в наше нынешнее время смутное…»

Что же получается? Мало того, что они и их отцы отступихом, предахом, наемником и разбойником последующе, так ещё и народ за собой тянут. Нет уж, топайте без нас, господа лжепокаянники, мы не ходоки за палачами. Народ изводит себя пьянством, блудом, абортами, сквернословием — скоро по пальцам можно будет пересчитать руских школьников в той же Москве, а они уводят народ от истинного покаяния, клеймя его за мнимый грех! Забудет народ о своих настоящих грехах — вообще вымрет, некому будет каяться. Не думаю, что этого хотите, но к этому ведёте.

+

… Так и видится картина — притащили семнадцатилетнюю наркоманку в Храм, всучили эту книжонку и давай ей устраивать очередную ломку, ломку сознания. И не понимает бедняжка, когда это она успела предахом того, кого случайно могла видеть на фото? Да и эти мутные дяденьки и тётеньки — они-то и их отцы, когда успели провиниться? Писали бы уж о дедах-прадедах. Да ведь и не народ предавал, а дворяне, не народ расстреливал, а интернациональный сброд. Пусть их потомки и винятся, молятся за своих родичей. И потом, как можно слушать нарушителей заповеди Чти отца и матерь? Если твой отец был безбожником или отступником — молись о нём со слезами, а не выставляй, как Хам, наготу его на весь мiр. И что за странное желание стать разбойником и наемником, «наемником и разбойником последующе?»

Но довольно картин! Так и хочется крикнуть: опомнитесь, христиане! Не тащите свою ложь и муть в Церковь! Не воцерковляйте невоцерковляемое! Увы! Пропитанные фарисейством Самого Господа не услышали! Побережём голосовые связки.

+

…Не так уж много отпущено нам времени и сил. Нам даны время и силы для исцеления себя, для истинного покаяния. У каждого своё поле, свой сад. И если я буду орать о плевелах поля и сада человечества — чем же я лучше лживого гуманиста, который весь мiр любит, но не согласись с ним, и он тебя готов порвать на ленты и утопить в грязи? Легко каяться за всех, особенно на словах. Посмотрите на призывающих к покаянию — міролюбцы, трупоносцы, угодники чрева с лоснящимися лицами. И за себя-то не запостились, а «каются» за отцов своих! Как верить этим сытым гордецам? По своей великой гордыне и глупости вы стали отступниками, предателями и убийцами, потому что в помыслах согласились на эти злодеяния. Вот и кайтесь, а не вешайте своё отступление на весь народ. Не заставляйте народ даже мысленно принимать этот страшный грех.

+

Нет ничего нового. Две тысячи лет назад Господь обличил фарисеев, которые пришли к Нему с таким же лжепокаянием: Если бы мы жили во дни отцов своих, не дали бы им избивать пророков. Сами же и показали, что их отцы-пророкоубийцы. И разве Господь одобрил такое лжепокаяние? Нет. Обличил. Чем же лучше фарисеи нашего времени? Несут то же самое лжепокаяние. Покаяние — это: 1. Перемена мыслей и образа жизни. Как умершие могут перемениться? За них нужно только молиться. 2. Кто кается, тот смиряется, всех прощает и никого не судит — вот признаки истинного покаяния. А скажите что-нибудь несогласное этим лжепокаянникам, скажи не по-ихнему — размажут и утопят в своих помоях. Нам есть куда прилагать свои силы, есть, что в себе менять и оплакивать.

+

Церковь причислила бывшего императора Николая Второго с женой и детьми к лику страстотерпцев. Нет, почитателям этого мало. Пишут: «Царь Искупитель»! Искупления Господа уже не достаточно! В самочинном акафисте его сыну читаю: «Язвою Твоею мы исцелехом». А ведь приведённые слова можно отнести только к Спасителю нашему Иисусу Христу. Тварь уравнивают с Творцом! И ведёт неразумное поклонение к богопротивному идолопоклонству.

+

«Во многих районах и городах Германии мусульмане уже в большинстве. Например, в Гамбурге, в Берлине есть уже школьные классы, в которых совсем нет немецких детей» (из газеты).

Ликуй, Европа! Убивай детей во чреве, заключай однополые браки — есть кому заселять твою землю.

+

«… Моление есть соблюдение заповедей и исполнение их волей молящегося, а молитва есть испрашивание того, кто сохранил [эти заповеди], [у Бога] обновления себя для добрых дел. Или, сказать лучше, моление есть подвиг добродетели, посвящаемой Богу, Который благосклонно принимает его; а молитва есть награда за подвиг добродетели, воздаваемая [человеку] Богом с великой радостью». (Преподобный Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню.)

+

Есть много достойных, искренних, открытых людей. Кажется, живи и радуйся, но благие намерения не дают им спокойно жить. Они не довольствуются тем, что имеют, и теряют имеющееся в погоне за надуманным и неосуществимым.

В Петербурге ко мне пришел восторженный Михась.

— Хочу написать книгу, — поведал он таинственно.

— …

— «Душеведение». Так будет называться, — глянул на меня: мол, как названьице?

— Вы кто по специальности?

— Строитель.

Конечно, кирпич и душа как-нибудь с собой поладят в этой книге, но каково живётся желающему облагодетельствовать человечество?

— Какие у вас отношения дома?

— Дома не очень, жена и дочь меня не понимают, — засокрушался душевед.

— Вас это удивляет?

— Конечно! Они меня совсем не понимают!

— Так если вас не понимают близкие, как поймут дальние?

— Поймут, — с дальними у Михася проблем не было. — У меня есть друг-священник. Мы с ним говорим часами и не можем наговориться. (Ох, поместить бы говорунов на необитаемый остров!) Еще в Ивановской области есть друг-игумен. Он сделал себе вериги, я подымал — очень тяжелые. Он хочет принять обет молчания, уйти в затвор и принимать людей.

— Какие люди в затворе? Как же он будет общаться, закрывшись?

— Записками. Через щель.

— Дуть не будет?

— Не будет. Правда, пока он отложил затвор: его хотели ограбить, он купил два ружья, сейчас сидит с послушниками в засаде. (Киваю: от засады ж до затвора рукой подать.)

Чуть погодя говорит:

— Меня Бог слышит. Точно. Можете сказать, что вам нужно, и я попрошу у Него.

Тщетно пытаясь удержать предательскую улыбку, думаю, как его отрезвить. Попросить себе велосипед? Но эту нелепость даже душевед поймёт. И… остановился на квартире. Мол, хотя бы однокомнатную. Поник мой молитвенник, не ожидал такой мелочной корысти. Загрустил. Это ему-то, после ненасытных многочасовых духовных (конечно же!) бесед с батюшкой, после взвешивания (не своих!) вериг, высоких помыслов об обете молчания и полном затворе (неважно, с какой эти помыслы стороны) — просьба о квартире! Нет, не отрезвил, а только привёл в смущение. Пришлось срочно забирать свою просьбу, успокаивать желающего облагодетельствовать всё человечество.

Расстались тепло. «Эх, Михась, Михась, — подумалось при прощании, — человечество как-нибудь перебьется без «Душеведения», а вот семья без мужа и отца…»

Заметки на полях

  • ЛАРИСА, ВОРОНЕЖ , 21.02.2018 в 20:54

    БАТЮШКА ДОРОГОЙ,С РАДОСТНЫМ ПОСТОМ! БЛАГОСЛОВИТЕ.ВЫ,КАК ГОЛОС СОВЕСТИ,МАЯК. ПРОЯСНИТЕ МНЕ,ГРЕШНОЙ,НАСКОЛЬКО ДОПУСТИМО ОБРАЩЕНИЕ К ВАМ «ОТЧЕ»…,ЕСЛИ МОЛИТВА ГОСПОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ С ОТЧЕ НАШ… ? ХРАНИ ВАС БОГ! ВАШИ ОТКРОВЕНИЯ БЕСЦЕННЫ.ЭТО НЕ ПРОСТО СЛОВА,ЭТО ПРОПОВЕДЬ.ЖЕРТВА. СОГЛАСНА С КАЖДЫМ СЛОВОМ И ПОДДЕРЖИВАЮ ВАС.НЕ УДАЛОСЬ ВОВРЕМЯ ПОЗДРАВИТЬ ВАС С ПРЕСТОЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ СВ.ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»(18.02),КОТОРУЮ НЕ ТОЛЬКО ПОЧИТАЮ,НО И ВОЗЛАГАЮ ОГРОМНУЮ НАДЕЖДУ ВО СПАСЕНИЕ ДУШ ЖИВЫХ И УСОПШИХ СРОДНИКОВ,ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН.

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на