col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Не бойся, малое стадо!

В воскресенье прислали ссылку на видео с проповедью Патриарха, произнесённой в Храме Христа Спасителя. В скиту очень плохая связь, но проповедь прослушать удалось. Что-то могло смутить слушателей, потому решил выразить своё отношение к сказанному. Чтобы ненароком не исказить слов Первосвятителя, отыскал проповедь на официальном сайте Московского Патриархата. Зная, что каждый может найти и проповедь, и житие, не стал приводить их полностью, выбрав только то, что могло взволновать православных. Чтобы обойтись без кавычек, придающих тексту иронический оттенок, отрывки из проповеди решил выделить красным шрифтом, текст из жития зелёным, авторский оставить чёрным. Итак, помолясь, приступим.

29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

… Мы также совершаем память святой Марии Египетской… Мы хорошо знаем, что она была женщиной легкого поведения, которая наслаждалась жизнью в богатом и красивом городе Александрии. Но однажды, случайно оказавшись на Святой земле, она почувствовала, что Господь не пускает ее под своды Храма Гроба Своего, и во мгновение приняла решение изменить свою жизнь.

В Иерусалиме было много святынь, главная из которых — Гроб Господень. Было много богомудрых пастырей и архипастырей. Но Мария избирает совершенно особый путь — конечно, не сама, но движимая Промыслом Божиим. Мария уходит из Иерусалима. Она перестает посещать Храм Гроба Господня, перестает прикладываться ко всем святыням града Иерусалима и, перейдя Иордан, уходит одна в страшную пустыню — где неизвестно, чем можно прокормиться, где неизвестно, как можно спастись от ядовитых змей и диких зверей, таких, как львы, которые в то время еще жили на Ближнем Востоке. Хрупкая женщина пересекает Иордан и уходит от всех, оставляя и храмы, и обители, отказываясь даже от причастия. Уходит в пустыню — давайте только подумаем! — чтобы никого, кроме Бога, перед ней более не было. Зосима не мог понять, кого же он встретил, — человека или ангела. Как же эта женщина — без молитвы в храме, без принятия Христовых Таин, без помощи духовников, без помощи братьев и сестер по духу — как она смогла в полной изоляции достичь такой святости, которой был поражен Зосима, видя, как Мария перешла Иордан по воде?

Это был единственный за всю историю Церкви случай. Когда преподобную не пустил в Храм Сам Господь, туда без всяких препятствий вошёл остальной народ, хотя явно не был безгрешным. Как величайшее утешение Святая Церковь-Мать оставила нам её житие, чтобы сделать явным для всех величие Божие, чтобы грешники не впадали в отчаяние, вспоминая свои многие грехопадения и не видя конца борениям. После семнадцати лет борьбы преподобной с плотскими страстями Господь, видя её страдания и мужество, даровал ей в поводыри Духа Святого, Который вложил в сердце кающейся Священное Писание и заменил ей молитвы в Храме, помощь духовников, братьев и сестёр.

Никакого земного тяготения! А в результате чего? В результате молитвы в уединении, искренней молитвы, — которая продолжалась не неделю, не месяц, не два, — а всю жизнь. Именно эта молитва и соделала из грешницы Марии великую святую, которую Церковь предлагает как пример каждому из нас. Пример того, как из бездны греха — через подвиг отделения себя от мира, через подвиг уединения — можно взойти на ангельскую высоту.

Из жития преподобной Марии Египетской:

Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей. Думала я, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти.

Проводя такую жизнь, я однажды увидела множество народа, из Ливии и Египта шедшего к морю, чтобы плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Захотелось и мне плыть с ними. Но не ради Иерусалима и не ради праздника, а – прости, отче, – чтобы было больше с кем предаваться разврату. Так села я на корабль… Так прибыла я в Иерусалим и во все дни до праздника, как и на корабле, занималась скверными делами.

Когда наступил святой праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня, я по-прежнему ходила, уловляя души юных в грех. Увидев, что все очень рано пошли в церковь, в которой находилось Животворящее Древо, я пошла вместе со всеми и вошла в церковный притвор. Когда настал час Святого Воздвижения, я хотела войти со всем народом в церковь. С большим трудом пробравшись к дверям, я, окаянная, пыталась втиснуться внутрь. Но едва я ступила на порог, как меня остановила некая Божия сила, не давая войти, и отбросила далеко от дверей, между тем как все люди шли беспрепятственно… Как только моя нога касалась церковного порога, я останавливалась. Всех принимала церковь, никому не возбраняла войти, а меня, окаянную, не пускала. Так было три или четыре раза. Силы мои иссякли. Я отошла и встала в углу церковной паперти.

Тут я почувствовала, что это грехи мои возбраняют мне видеть Животворящее Древо, сердца моего коснулась благодать Господня, я зарыдала и стала в покаянии бить себя в грудь. Вознося Господу воздыхания из глубины сердца, я увидела пред собой икону Пресвятой Богородицы и обратилась к ней с молитвой: «О Дево, Владычице, родившая плотию Бога Слово! Знаю, что недостойна я смотреть на Твою икону… Помоги мне, Пречистая, да будет мне позволено войти в церковь… Повели, Владычице, да отверзутся и мне двери святого поклонения Крестного… Обещаю Тебе с этого времени уже не осквернять себя более никакою плотскою скверной, но как только увижу Древо Креста Сына Твоего, отрекусь от мiра и тотчас уйду туда, куда Ты как Поручительница наставишь меня».

И когда я так помолилась, почувствовала вдруг, что молитва моя услышана. В умилении веры, надеясь на Милосердную Богородицу, я опять присоединилась к входящим в храм, и никто не оттеснил меня и не возбранил мне войти. Я шла в страхе и трепете, пока не дошла до двери и сподобилась видеть Животворящий Крест Господень.

Так познала я тайны Божии и что Бог готов принять кающихся. Пала я на землю, помолилась, облобызала святыни и вышла из храма, спеша вновь предстать пред моей Поручительницей, где дано было мной обещание. Преклонив колени пред иконой, так молилась я пред ней:

«О Благолюбивая Владычице наша Богородице! Ты не возгнушалась молитвы моей недостойной. Слава Богу, приемлющему Тобой покаяние грешных. Настало мне время исполнить обещание, в котором Ты была Поручительницей. Ныне, Владычице, направь меня на путь покаяния».

И вот, не кончив еще своей молитвы, слышу голос, как бы говорящий издалека: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой».

В этом отрывке мы видим и сугубое покаяние великой грешницы, и Заступничество Пречистой, и безмерное Человеколюбие Божие, и понимаем, что только по особому Промыслу Божьему преподобная отделила себя от мiра, понесла подвиг уединения, взошла на ангельскую высоту, следуя не человеческому решению, а повинуясь воле Пресвятой Богородицы!

Сегодня Отечество наше проходит через трудные испытания. Вы знаете, есть очень большая угроза пандемии страшного вируса. Я получаю известия из разных стран, но меня особенно поразило письмо одной православной женщины из Италии. Еще раз повторю: письмо произвело на меня страшное впечатление. Она пишет: «Владыка, я хорошо понимаю москвичей, жителей Петербурга, других городов. Вам кажется, что эта страшная эпидемия где-то далеко, и неизвестно, когда она к вам придет, неизвестно, будет ли она такой страшной. Точно так же и мы думали две недели назад. Нам казалось, что никакой эпидемии в Риме не будет. Но сегодня мы все сидим по домам, морги и даже стадионы заполнены трупами, их невозможно даже сжигать. Люди умирают так, как только могут умирать во времена страшной эпидемии. Мы нередко остаемся без еды; с огромным страхом доходим до ближайшего магазина, где можем приобрести продукты, и немедленно возвращаемся домой; а если не вернемся, подвергаемся репрессиям со стороны полиции. Мы не могли себе представить, что у нас будет такая жизнь», — а далее слова, обращенные ко всем нам: «как вы сегодня не можете этого представить». А почему каждый не может себе представить? А потому что, по милости Божией, практически ни в одной семье еще никто не умер. Если же это произойдет, то во мгновение все представят; еще и в панику впадем. Но Церковь призывает сегодня, до жертв в наших семьях, принять на себя обязательство строго исполнять все предписания, которые исходят от санитарных властей в России.

Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись.

Двусмысленные слова. За них могут ухватиться раскольники всех мастей и те, кто не посещал Храмы, говоря, что у них «Бог в душе». Наверняка, чтобы не было разнослышания и разночтения, можно было сказать проще: «Прошу всех во время карантина побыть дома, потерпеть это, как великую нужду, зная, что без Церкви нет спасения».

Ведь не какой-то искусственный пример я вам привел, а пример святой, чью память мы совершаем на этой неделе. Святой, что ушла из всех храмов и монастырей и удалилась в пустыню.

… Нет сегодня ни в Москве, ни в Петербурге, ни в других наших городах пустынь. Но есть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом. Давайте сделаем наши дома пустыней, давайте будем там возносить горячую молитву. Давайте возложим на себя подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская — не выходить из пустыни. А уж ей, наверное, тоже есть и пить хотелось! Хотя в современных городах есть возможность получить и питие, и пищу, не выходя из своей пустыни.

Именно так мы должны сейчас жить. Всякие другие проповеди, в том числе исходящие от неразумных священнослужителей, не слушайте — слушайте то, что вам сегодня сказал Патриарх, и не от себя, а от великого подвижнического подвига святой преподобной Марии Египетской, которая и тело, и душу спасла, уйдя в пустыню, в полную изоляцию от окружающих ее людей.

Неслучайно, что память Марии Египетской совпала со введением карантина, связанного с распространением коронавируса. Ничего у Бога не бывает случайным. Все произошло именно в эти дни — для того чтобы мы, взирая на подвиг Марии Египетской, научились тому, как можно спасаться вне церкви, в полном одиночестве.

И какое же полное одиночество предлагается не одиноким городским жителям, многие из которых имеют семьи?

Опять спросил авва Зосима: «Неужели без болезней пребыла ты столько лет? И никаких искушений не принимала от внезапных прилогов и соблазнов?» – «Верь мне, авва Зосима, – отвечала преподобная, – 17 лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями, борясь со своими помыслами… Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысл о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Египте. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру. Здесь же, не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевало желание любодейных песен, они будто слышались мне, смущая сердце и слух. Плача и бия себя в грудь, я вспоминала тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богородицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу помыслы. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина.

Блудные же помыслы, прости, авва, как исповедаю тебе? Страстный огнь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть. Я же при появлении окаянных помыслов повергалась на землю и словно видела, что предо мной стоит Сама Пресвятая Поручительница и судит меня, преступившую данное обещание. Так не вставала я, лежа ниц день и ночь на земле, пока вновь не совершалось покаяние и меня не окружал тот же блаженный Свет, отгонявший злые смущения и помышления.

Так жила я в этой пустыне первые семнадцать лет. Тьма за тьмой, беда за напастью обстояли меня, грешную. Но с того времени и доныне Богородица, Помощница моя, во всем руководствует мною.

Не знаем, смогла бы преподобная выдержать все эти неимоверные искушения, находясь не в дикой пустыне, а в современной квартире, где нам предлагают подражать её житию?

Примем на себя частицу подвига Марии Египетской, для того чтобы сохранить себя, своих родных и близких, а, может быть, еще и для того, чтобы прочувствовать подвиг великой подвижницы, которая в уединении прожила большую часть своей жизнь только потому, что верила в Господа и слушалась Его голоса. Верим, что и сегодня Господь призывает нас идти ее путем даже в условиях современных мегаполисов.

Семнадцать лет жесточайшего борения! Сорок семь лет пустынножительства! Единственная в своём роде святая! Кто же из нас, ныне живущих, способен понести и малую частицу подвига той, чьё покаяние совершалось в меру молитвы и плача, той, с которой не сравнялись и великие подвижники древности? Ведь из житий святых отшельников мы знаем, что и они порой приходили в монастыри для Причащения. И сама преподобная, понесшая величайшие подвиги, не смогла обойтись без Святого Причастия, которое перед смертью преподал ей старец Зосима. Даже она не смогла обойтись без Церкви! Что ожидает горожан в их квартирных «пустынях»? Только ли молитвенное правило и книги святых отцов? Не вытеснит ли у многих оставшееся благочестие растлевающий души зомбоящик — пошлыми сериалами, зубоскальными передачами и прочей скверной? Если против этих «ядовитых змей и диких зверей» устоят церковные люди, то вряд ли с ними справятся те, кто только делал первые шаги к Церкви.

Вместо послесловия.

Из письма слушательницы:

«Да, сравнение с преп. Марией Египетской — откровенная натяжка. Она не по своей воле не смогла войти в Храм. И последующие десятилетия провела в пустыне не потому, что хотела от чего-то уберечься, а совсем наоборот — потому что была готова на всё, даже на смерть (которая вполне возможна в пустыне), лишь бы очиститься от греха. Именно это было с её стороны доверием Богу, как с нашей стороны таким доверием могло бы быть хождение в Храм в условиях эпидемии».

Из отзыва жительницы Милана:

«…Все враньё про стадионы, и горы трупов, и про голод. Да, сидим дома и можем ходить только в магазин, и никто, никакая полиция, нас не гоняет. Могут проверить, и, если не по делу вышел, штраф, контролируют передвижение через телефон, но нет ничего страшного. Соблюдай правила и всё!! Просто Италия была не готова и не получила помощь вовремя от Европы. Нужно было сразу всё закрывать везде. Бергамо маленький город, и поэтому Крематорий очень маленький, везут людей в другие крематории, вот и всё. Более того, многие старики умирают от инфаркта, а пишут КОРОНАВИРУС. За сутки в Италии умирает намного больше людей от рака (а в данном случае много людей сразу). Да, вирус есть, но всё не так страшно, как пишут. Просто нужно соблюдать правила, так как он быстро распространяется. Самое неприятное, если увозят родственника в больницу с вирусом, ты его можешь больше не увидеть, так как его сразу кремируют, и ты из-за карантина не можешь с ним попрощаться. Это очень тяжело, у моей подруги так папу увезли, но она и мама переболели и выздоровели. От гриппа тоже много умирает людей каждый год. Люди сходят с ума от прессинга массовой информации… сидя в четырёх стенах. Страх убьёт больше людей… чем вирус. На это всё и рассчитано. Письмо якобы Русской женщины гуляет по интернету с ужасными подробностями, которые раздуты до невозможных размеров. Никто не умирает от голода у нас… Просто люди немного устали сидеть дома, особенно без такой духовной поддержки как Причастие и литургия… Всё Господь попустил, всё не просто так, и не нужно впадать в истерику и паниковать, иначе какие мы Православные?? ЯКО С НАМИ БОГ И НИКТОЖЕ НА НЫ!!!! Литургия и Причастие — единственное спасение, и, если есть возможность, ходите, так как в Италии все уже исстрадались».

И в заключение.

Пока закрываются Храмы и мечети, «иудейский синедрион обратился с ходатайством к властям Израиля на проведение первого за 2000 лет пасхального жертвоприношения на Храмовой горе». Если поветрие в самом деле опасно, то что же получается? Иудеи рискуют потерять здоровье и жизнь ради исполнения не спасительного ныне ветхозаветного обряда, а христиане так дорожат своим здоровьем и жизнью, что готовы отказаться от спасительной встречи со Христом во Святом Причащении? Ветхозаветная вера иудеев сильнее новозаветной христианской? Их чаяние встречи с мошиахом-антихристом желаннее нашей встречи со Христом? Пастыри и пасомые забыли, что Христос и есть Жизнь? Трудно в это поверить. Убеждён, что есть ещё малое стадо, для которого лучше умереть ради Христа и быть со Христом, нежели жить без Него. К верным до смерти и обращены слова Спасителя: Не б0йсz, мaлое стaдо: ћкw бlгоизв0ли nц7ъ вaшъ дaти вaмъ цrтво (Лк. 12:32).

Иеромонах Роман
Скит Ветрово
31 марта 2020

Заметки на полях

  • г. Рязань

    Благодарю Вас, отец Роман! Храни Вас Господь!

  • Санкт-Петербург

    Каждый день утром и вечером заходила на сайт и ждала вашего мнения о происходящем. Очень смутило выступление патриарха. Благодарю!

  • Псков

    Помолитесь, Отец Роман, чтоб обошла беда нашу Псковщину! Помилуй нас, Пресвятая Богородица, помилуй нас, Спаситель Христос! Имени Твоего ради!

  • Днепр

    У нас Храм открыт, Слава Богу, прихожане сплотились, батюшки стойкие, никто не паникует. Пока так, а как дальше будет, не знаю, впереди Страстная, всем желаю покаяния и изменения. Отцу Роману большая благодарность за поддержку. Всё верно. Спаси Господи. Не бойся, малое стадо!

  • Казань

    Спаси, Господи, отче Роман за поддержку.

  • Белая Русь.Барановичи.

    Спаси Господи, дорогой батюшка, за поддержку! Очень ждали вашего слова. Да хранит вас милосердие Божие.

  • Санкт-Петербург

    Спасибо! Не знала, что делать эти дни, потому что Патриарх призывал к послушанию Церкви, как не послушать тогда? Но что-то в проповеди смущало, в особенности фраза, что можно прожить без Храма. Боюсь, что действительно все ухватятся за эту фразу с радостью. Верю, что только что-то исключительное могло так подействовать на патриарха, чтобы он так сказал…Зная настроения определенные, в интернете, наверное, только страх и призыв к послушанию мог остановить нас не идти в Храмы, а молиться дома. И митрополит Тихон, и митрополит Онуфрий тоже выступили с такой просьбой….я не знаю, что думать

  • Зеленоград

    Спаси, Господи. Очень утешительно.

  • Санкт-Петербург

    Причащают на дому пожилых. Есть дежурные священники.

  • Санкт-Петербупг

    Спасибо, о.Роман! Вы нам как свет маяка в ночи. Храни Вас Бог!

  • Орел

    Спаси Господи, вас отец Роман! Молитесь за Церковь нашу, чтобы устояла она в это тяжелое время!

  • Тюмень

    Спаси Господи всех!А если например в семье много внуков и дети, сидим вместе и я пойду в храм, понятно они будут против, у них страх,не понимание.Получается я не смиряюсь. И получается нелюбовь к ближним. Может помолиться за закрытой дверью и не совершать грехов и показать себя православную только с лучшей стороны, как раз подходящее время.Простите,может я не права.

  • Коломна

    Спаси Господи, отец Роман!
    «Только не остави меня, Боже,
    Так, как оставляю я тебя»!..

  • Ухта Республика Коми

    Трудно принять то, что сказал Патриарх….Не иду на службу-боюсь Мира с его полицаями….Иду на службу-иду против Патриарха…..Куда мне, грешному, до подвигов Марии Египетской…Завтра иду на службу , а далее по благословению настоятеля….

  • Москва

    Это только мне показалось патриарх сменил во время проповеди манеру речи с пастырской на мирскую?

  • Коломна

    Наверно, не бывает «уважительной причины» для страха у людей верующих. Но, прочитав несколько призывов православных пастырей воздержаться от посещения храмов, я услышала в их словах не страх за здоровье прихожан, а скорее нежелание дать врагам нашим повод для обвинения православных в распространении заразы:мол, если б не упорство в непослушании властям верующих, то давно бы справились с эпидемией — не могу процитировать дословно, но нечто подобное уже прозвучало из уст недругов наших.
    Людям свойствено ошибаться, только горе, что не всякая ошибка может быть исправлена ВОВРЕМЯ…
    Дай Боже всем нам силы духа, здравомыслия и надеяния лишь на Господа Бога нашего!..
    Главное испытание — оно еще впереди.

  • Каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть не достигнет вечного блаженства… Верно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников. Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми» (свт. Филарет Московский).

    Давайте попробуем пожить в своей пустыньке и понять какие мы и сколько нам надо над собой поработать.

  • Москва

    Да уж, давненько не видел наше священноначалие столь растерянным. Страшно представить, какое давление на них оказывается по всем фронтам! Тяжко им — нужно сугубо молиться за них.

  • Нижний Новгород

    Призыв Патриарха не посещать в эти дни храмы, возможно, и оправдан, но вот слова о том, что и без Церкви можно спастись, честно говоря, озадачили. Согласна с отцом Романом, что можно было сказать иначе, не вводя никого в заблуждение. В позиции отца Романа относительно посещения храмов не сомневалась. Не могу полностью с ней согласиться, но не мне судить с моей слабой верой… У нас городе введён режим самоизоляции: нельзя никуда ходить, кроме ближайшего магазина и на работу (если это необходимо).

  • Санкт-Петербург

    Спаси Господи,о.Роман! Слава Богу-есть поддержка нам ,грешным и немощным. Есть ещё монахи, которые всё оставили, как прежде, нет никаких изменений! Все причащаются с одной Лжицы! Людей в храме до 500 чел (вместо 300 как обычно). Дух Святой сходит на всех и на каждого! Люди плачут прямо на службе, что есть ещё такие монастыри, хотя открыто их хулят! Пусть ваша молитва за нас дойдет до Господа! Сколько есть сил будем стоять до конца! Мы распинали Христа своими грехами, мы и должны сейчас не предать Его в эти страшные, приближающиеся страстные дни! Храни вас Господь!

  • Нижний Новгород

    Сравнение нашего «подвига» с подвигом прп. Марии Египетской тем более странно. Преподобная не от физической смерти спасалась в пустыне.

  • Голубицкая

    Подчиняясь мирским властям соблюдать карантин — мы проявим смирение и отдадим «кесарю кесарево». Будем усердно молиться, где бы мы не находились. Всё во власти Божьей!

  • МО

    Цитирование письма православной жительницы Рима в проповеди Патриарха выглядит странным. Во-1-х, оно само по себе противоречиво. «С огромным страхом доходим до ближайшего магазина…». Значит, с огромным страхом должны быстро возвращаться домой. И вдруг выражение: «а если не вернёмся…». Почему не вернётесь? В гости пойдёте? Или, как дети, заиграетесь на улице? «Нередко остаёмся без еды…». Почему, если за продуктами можно выходить? Или в магазинах нередко еды не бывает? Так об этом должна сообщать полиция, чтобы выходящие в магазины не подвергали опасности себя и окружающих. И вообще, полиция сама должна разносить еду по квартирам, раз эпидемия такая страшная. А то репрессировать граждан она может, а позаботиться о них не может? И во-2-х, зачем ссылаться на письма, в которых в одной половине странные «факты», а во второй — чистая пропаганда. Патриарх должен сообщать проверенную информацию, а тут на весь мiр рассылаются письма ОБС (одна баба сказала). «Морги и даже стадионы заполнены трупами, их невозможно даже сжигать». Ну так покажите эти трупы. Уже самый показ подействует сильнее и убедительнее любых слов. И не нужно будет преподобную Марию Египетскую в день памяти преподобного Иоанна Лествичника вспоминать.

    Патриарх: А далее слова (православной итальянки. — Г.С.), обращенные ко всем нам: «как вы сегодня не можете этого представить». А почему каждый не может себе представить? А потому что, по милости Божией, практически ни в одной семье еще никто не умер.

    А почему не умер? А потому что не одна только милость Божия сказывается, но труды российского правительства по пресечению эпидемии, а также проповеди и молитвы Патриарха. Поэтому, закончу его словами: «Церковь призывает сегодня, до жертв в наших семьях, принять на себя обязательство строго исполнять все предписания, которые исходят от санитарных властей в России».

  • Пенза

    «Это был единственный за всю историю Церкви случай. Когда преподобную не пустил в Храм Сам Господь, туда без всяких препятствий вошёл остальной народ, хотя явно не был безгрешным» (патр. Кирилл). Таких случаев только на моей памяти с десяток: то голова начнет кружиться, то живот прихватит, то затошнит кого-то — и приходится уходить… Один даже несколько раз входил и выходил, на улице полегчает, только войдет в храм — опять дурно делается…

  • Александр, Вы процитировали не слова Патриарха, а слова отца Романа. Головокружение и тошнота — это частности, а в житии преподобной Марии говорится о некой Божией силе: «Но ед­ва я сту­пи­ла на по­рог, как ме­ня оста­но­ви­ла некая Бо­жия си­ла, не да­вая вой­ти, и от­бро­си­ла да­ле­ко от две­рей, меж­ду тем как все лю­ди шли бес­пре­пят­ствен­но». https://azbyka.ru/days/sv-marija-egipetskaja
    «Единственный за всю историю Церкви случай» — это обо всём житии преподобной.

  • Пенза

    Виноват, запутался в цитатах.

  • Пенза

    Конечно, патриарху можно только посочувствовать, в такой сложной ситуации он оказался. Но, к сожалению, подобные спекуляция вообще свойственны современному богословию. Разумеется, между случаем преп. Марии и «самоизоляцией» в условиях эпидемии нет ничего общего, от слова «вообще». Суть здесь в том, что эпидемиологическая «самоизоляция» как раз и не является добровольной акцией (за нарушение — штраф от 15 тыс. руб для физлиц). Тогда как подвиг пустынножительства является именно само-изоляцией от «мира». А вот то, что действительно есть общего в этих историях — об этом патриарх умолчал. А именно, это то, что не пускает в храм человека (в данном случае — нас всех) — это тяжкие нераскаянные грехи… То есть, все с точностью до наоборот. Богословский модернизм в самой своей сути.

  • Александр, очевидно, что в этой проповеди неверно расставлены акценты. Житие преподобной Марии учит нас жертвенному покаянию. Для преподобной Марии местом её подвигов, её очищения и стяжания Духа Святого была пустыня, а для нас такое место — Храм. Без Храма мы, как преподобная без пустыни. Если лишить нас Храма, останется только мiр, который просачивается и в городские квартиры.
    Но я тоже считаю, что Патриарху можно и нужно посочувствовать. Дай Бог, чтобы в Храмах продолжались богослужения — страшно представить себе, что они могут прекратиться.

  • Пенза

    «Для преподобной Марии местом её подвигов, её очищения и стяжания Духа Святого была пустыня, а для нас такое место — Храм. Без Храма мы, как преподобная без пустыни» (Редактор
    01.04.2020 в 10:09). Верно. Поэтому здесь не просто «акценты поставлены не правильно», здесь все перевернуто с ног на голову.

  • Лагань

    Низкий поклон. У нас, как и везде, в магазин можно , в такси можно и т.п. А в храм люди идут. Это за духовной пищей. Для нас это было однозначно — храм открыт. Если в магазин можно приходить, то как в храм нельзя? Батюшке тяжко, меж двух огней. Но по другому не может. Спокойно к людям с открытой формой туберкулеза приходил, с гепатитом, а тут в храме бояться? Да как потом людям в глаза смотреть? Всегда говорил, что нельзя заразиться. Церкви теперь тяжело. Соборно помолимся, пока можем. Спасибо всем, кто неравнодушен.

  • Москва

    Спаси Господи, отец Роман, что не оставляете нас в это время, прочитала и все улеглось на свои места. Конечно, очень сильно смутило сравнение Патриарха с преподобной Марией Египетской, если и можно нас с ней сравнить, то не в том, о чем он говорил, к сожалению….и некоторых этот пример вообще может ввести в заблуждение. Да, можно его понять и посочувствовать, но если сказать откровенно, то всегда нам хочется, чтобы пастыри, которые берут на себя такую огромную ответственность за людей, являлись для нас примером. Сердечная благодарность и низкий поклон отцу Роману за то, что он сегодня с нами и оказывает духовную поддержку.

  • Москва

    Спасибо о Роману за такие слова! Слава Богу с такими батюшками мы не победимы!

  • Белгород

    Послушание превыше всего. Раз так случилось, значит не достойны мы службы в храме Божьем. Смиряйтесь, кайтесь, молитесь, и Господь вернёт. А ведь может и вовсе отнять, как в 17 году. На всё Его святая воля.

  • Екатерина, непобедимы мы только с Богом!

  • Белгород

    Отец Роман борется с Церковью.
    Дожил до седых волос, а послушания не стяжал.

  • Белгород

    Отец Роман борется с Церковью. )
    Дожил до седых волос, а послушания не стяжал.

  • Москва

    Мария, послушание под страхом штрафов….тут уже скорее смирение…заслужили, чего уж там.

  • Мария и Елена из Белгорода, поясните, пожалуйста, что такое, на ваш взгляд, Церковь и как с ней борется отец Роман.

  • Москва

    Мария и Елена из Белгорода — это одно лицо, видимо.

  • Татьяна, очень редко бывает, чтобы у одного лица было два имени — в России, по крайней мере.

  • Москва

    Ольга Сергеевна, можно я при отправке поменяла имя. Вот я уже не Татьяна, а Анна.

  • Москва

    Спаси Вас Господь, отец Роман! Благодарим Вас за то, что освещаете собой путь нам слепцам! Речь действительно вызвала смущение. И в себе самих. Помолитесь пожалуйста о р.б. Ирине, Елисавете и болящей Елене??????

  • город Брянск

    Уважаемый отец Георгий, ждала и вашего острого, но утешительного слова.
    Как говорится: правнуки Ленина живы и действуют… Ведь это они накладывают на нас предписания, следовать которым неукоснительно призывают высшие иерархи?
    Что же нам остается делать? С высоких амвонов звучат призывы принять на себя обязательства….
    Как спасение всплывают слова наместника Псково-печерского монастыря архимандрита Алипия: «этот указ написан под давлением и по слабости духа.
    А я слабых духом не слушаю, … я слушаю только сильных духом»…

  • город Брянск

    Марии-Елене, указующим иеромонаху, хочется пожелать не путать патриарха с папой римским. Это у католиков папа- наместник. А у нас глава Церкви — Христос.
    Его и слушает отец Роман. И нам советует руководствоваться словами Христа.

  • Саратов

    Спаси Господи ?,но душа скорбит и плачет за всё,что сейчас происходит, прости и помилуй нас Господи,дай нам ещё время на покаяние?

  • Вологда

    Отец Роман, помолитесь, пожалуйста. Страшно жить, всё идёт к плохому в этом мире, нет сил и веры вообще. Подавляет вся окружающая обстановка.

  • Еверетт

    А Христос Бог Любви открывает всем людям познание о Себе в болезнях, страданиях и скорбях. И сегодня Коронавирусом болеет вся планета, потому что Христос, Создатель всего мира, решительно меняет весь Свой мир в Своей Любви, чтобы дать всем людям Счастье, Любовь, Мир, и Свободу Настоящую, а не выдуманную человеками! А смерти, вообще не существует! И прежнего мира войны и насилия уже не будет!

    Люди спасают свои рукотворённые храмы, дома, вещи, машины, игрушки, тела, формы, образы, безделушки, деньги, а Господь спасает Свои нерукотворённые, вечные души человеческие, от их физических цепей, от их земных игрушек и безделушек, из земли взятых и в землю возвращающихся. Господь не временные шкуры спасает человеческие, а вечные человеческие души Свои спасает Дух Святый, Господь Иисус Христос.

    Аминь. Слава Тебе Единому Христе Боже Любви, Единому Спасителю всех людей за всё. Слава тебе Единому Христе Боже Любви, Всемогущему, Творящему Всё, Дающему Всё, Избавляющему от Всего, за всё.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок