col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Роман. Что делать верным?

Ревнуй же всею ревностию о том,
чтобы пребыть в единении с <Церковью>.
Святитель Феофан Затворник

Сразу оговорюсь. Не собираюсь быть кому бы то ни было защитником и тем более судьёй. Тема болезненна для многих, и потому касаться её следует очень осторожно, заранее освободив голову и сердце от искреннего возмущения и праведного гнева. Трезвость более желанна в наше нетрезвое время, когда не стало духоносных старцев и каждый слушает или самого себя, или, что гораздо хуже, невесть кого. Об одном и том же священники говорят разное, народ не знает, за кем идти, кому верить. Разочаровавшись в представителях Церкви, путая Святую Церковь с церковной канцелярией, ревностные прихожане бросаются выискивать старцев. Заблудшие начинают обожествлять изгоняющих бесов, радуются до слёз, когда металлической палкой от метлы стучат им по голове, и готовы идти в ад за своим гуру…

В чём только не винят архипастырей и пастырей! В роскоши, подобострастии, карьеризме, сребролюбии, властолюбии, экуменизме, честолюбии. Но если ещё в VI веке Григорий Двоеслов, святой папа Римский, отказываясь от титула «Вселенский», с возмущением говорил: «Да удалятся слова, надмевающие тщеславие и оскорбительные для любви», то что же говорить о нашем времени? Что2 бhло, т0жде є4сть, є4же бyдетъ: и3 что2 бhло сотворeное, т0жде и4мать сотвори1тисz: и3 ничт0же н0во под8 с0лнцемъ (Еккл. 1:9-10).

Какое знамя, обдуваемое всеми ветрами, постоянно находящееся под солнцем, не выгорает? Какая душа, обдуваемая ветрами иноверия, обжигаемая лучами раболепства, не становится рабой мiра сего? Не потому ли обмiрщение с каждым днём всё более и более овладевает пасущими и пасомыми, изгоняя память о том, что Церкви строятся и стоят не для чьего-то обогащения, а ради Обновления и Спасения верных чад Своих. Но кто желает обновления? Рыба гниёт с головы! — любят говорить захожане, а сами и не собираются хотя бы внешне изменить себя, выставляя собственную гниль на всеобщее обозрение, пытаясь перестроить Церковь под свои нравы. Многие мiрянки идут к Чаше в брюках, накрашенные, простоволосые! Кто-то из молодых людей стоит, скрестив синие от наколок руки, и батюшки, играющие в любовь и тем самым узаконивающие беззаконие, не подскажут им, что рубашки должны быть с длинными рукавами. Пастыри молчат, а тем, кто хоть что-то пытается сказать, заграждают уста епископы. Дружба с мiром, от которой остерегал Апостол (1 Ин. 2:15), повсюду приносит обильный урожай разлагающих душу плодов.

Посмотрите на православные каналы — кто только не называет себя верующим! Сказать, что с нами происходит что-то не то — ничего не сказать: с нами уже произошло то, что врачуется только великими скорбями и гонениями. Немощи пастырей закрывают верующим кроткий Лик Христа. Пастырям нет оправдания, но как же низко нужно ставить Христа, если Его можно заслонить даже не достоинствами человеческими, а немощами! Впрочем, кого могут радовать заигрыванье с мiром, уничижение сана современными миссионерами, песни и пляски в Храмах, экуменические сборища, стояние пред иконами в масках, окунание лжиц в спиртовой раствор? Кто-то из ревностных или обиженных снимает с себя сан, кто-то, будучи извергнутым из сана, носит монашеское одеяние и продолжает совершать Богослужение! Не будем называть имён, чтобы не добивать лежащих и не соглашаться с неправдами стоящих. Поговорим о наболевшем, о том, что смущает многих. Для этого придётся воспользоваться давними письмами знакомых и ответами на них.

«Хочу более чётко определить свою позицию (коль уж позволили) в отношении к церковной чиновничьей касте. Я говорю о высшем церковном чиновничестве. А они монахи. Конечно, ни бедность, ни богатство не могут выступать в качестве критерия духовности. Но и бедные, и богатые, и среднеобеспеченные, если они избрали этот путь, жить должны по одним правилам, приблизительно в одинаковых условиях. Это как на передовой: генерал ли туда попал, простой солдат, невоенный человек — все в одном окопе: в снегу, в грязи, без еды — всех объединяет одна цель; награды, если заслужил, — потом. Это мнение сложилось у меня после прочтения некоторых трудов и фактов из жизни святых: Иоанна Златоуста, Лествичника, Василия Великого, Григория Богослова, Оптинских Старцев и других святых. Они были различного происхождения, достатка и т.д., но их всех объединил монашеский подвиг. Поэтому я не могу согласиться, что богатство не мешает быть истинным исповедником, ещё как мешает! Иначе они бы не отказывались от мирских благ. Вот сейчас читаю у Василия Великого: „Если можешь, угрожай иным, а это нас ни мало не трогает. Потому что не подлежит описанию имуществ тот, кто ничего у себя не имеет. Изгнания не знаю, потому что не связан никаким местом. А истязания не возьмут, когда нет у меня и тела, разве имеешь в виду первый удар“. Изначально он был и высокопоставленным, и состоятельным человеком, но, избрав монашеский путь, подружился с нищетой. Вы всё это читали и знаете лучше меня, я не напоминаю Вам, просто хочу как-то более подчеркнуть ту мысль, что не видела нигде послабления монашескому чиновничеству. Ведь эти же функции исполняли и многие из святых! Но как они жили? Как ели, спали, передвигались? Ведь и тогда можно было на удобной карете приехать, сладко есть и мягко спать… А отец Сергий пешком шёл из лавры… и своими руками пруд рыл… И народ его назвал Игуменом Земли Русской… Не критикую, не осуждаю, не хвалю — хочу разобраться , правильно ли я ставлю акценты».

… Вы сослались на святителя Григория Богослова как на человека неимущего. Но вот история сохранила нам текст его духовного завещания — куда и как он распределял своё достояние. Главной наследницей своего имущества Григорий делает Церковь города Назианза, чтобы имущество шло на благотворительные цели. Далее он пишет:

«Тех из моих рабов, которым я дал свободу по личной воле или по воле родителей, я объявляю отныне вполне свободными… Я желаю, чтобы диакон Григорий и монах Евстафий, принадлежащие к моему дому (т.е. из числа бывших его рабов), удержали за собой поместья в Арианзе, также и пажити и овец, которых я им дал заживо. Девственнице Руссиане, моей родственнице, словесно я назначил выдавать что нужно ей на прожиток; пусть так будет и после. Кроме того, построить ей дом, которым она пусть пользуется безпрепятственно, до дня её смерти, а после неё дом переходит в наследство Церкви. Кроме того, пусть будет ей дано две девушки (рабыни), которые должны служить ей до смерти её. Если они будут служить ей усердно, то пусть она отпустит их на свободу; а если они будут служить не усердно, то они переходят в ведение Церкви, на правах наследства. Мальчику (рабу) Феофилу, остающемуся при мне, дал уже свободу, пусть будет дано ему 5 золотых».

«А епископу Амфилохию Иконийскому Григорий завещает цену, которую стоит какая-то сельская местность. Каким-то диакону, иподиакону и письмоводителю Григорий завещает дать по несколько одежд и по 20 и 30 золотых».

(А. П. Лебедев. Духовенство в Древней Вселенской Церкви.)

А ведь он был подвижником, образцом для подражания!

«Вот патриарх уговаривает московских батюшек пересесть с дорогих машин на простые японские. И сам же перечеркивает свои уговоры: „Патриарх также затронул тему того, какими машинами пользуется лично он. „Я использую автомобили из государственного гаража, которые предоставляет гараж особого назначения. Эти автомобили отвечают соответствующим требованиям безопасности и я, как охраняемое лицо, не могу использовать другие машины“, — сообщил глава РПЦ“. Сербский патриарх Павел ходил один пешком в монастырь или ездил на обычном городском автобусе без всякой охраны. Он не был современным златоустом, вел себя очень просто, и сербы чувствовали в нем отца. Вы где-нибудь видели отца, который о своей безопасности заботится больше, чем о безопасности детей? Вряд ли. На такое способны или опустившиеся отцы, или плохие отчимы. А какие дети доверяют плохому отчиму? Вот и падают обильные правильные слова, как горох о стенку».

Да, разница очевидна — «ездил на обычном городском автобусе без всякой охраны». Но святой жизни патриарх-нестяжатель, невзирая на нежелание многих священников, монахов и мiрян, благословил вести богослужение на сербском языке. Патриарх московский окружён охраной, не пользуется общественным транспортом и, тем не менее, не благословил повсеместное богослужение на руском. Также он, принимая деятельное участие в экуменическом движении, не зажигал свечей в синагоге, как это сделал другой сербский патриарх. Первый по восстановлении патриаршества, иже во святых патриарх Тихон, хотел перейти на новый стиль — нынешний патриарх не переходит. Не поминающие патриарха утверждают, что при поминовении экуменистов-отступников от чистоты Православия мы соединяемся с их ложными воззрениями и этим оправдываем ересь экуменизма. Но ранние христиане молились за языческих императоров, за не всегда блещущих чистотой веры патриархов, и не были язычниками и еретиками.

Аз недостойный иеромонах также причисляю себя к ревнителям, но не собираюсь объединяться с теми, кому борьба за чистоту Святого Православия становится прикрытием собственных немощей и пороков. Вот, к примеру, путь одного из таковых. Пастырь соблазнил своё чадо, увёл жену от законного мужа, стал непоминающим, позже оставил ту, с которой сожительствовал, где-то у раскольников принял монашеский постриг и какими-то отщепенцами-епископами был хиротонисан во епископа Санкт-Петербургского. С кем не бывает отступлений и падений? всsкъ человёкъ л0жъ (Пс. 115:2). Но идти за ним или за ведущим в тупик старцем, не признающим никого, кроме собственного Я, означало бы удаляться от смиренного Христа.

За кем идти в последние времена? За тем, кто не ласкает слух сладкими глаголами, поощряя немощи и страсти, а подводит к зеркалу, и не столько словами, сколько своей жизнью доказывает верность Голгофскому пути, пропитываясь Духом Христовым, ибо Ѓще же кто2 д¦а хrт0ва не и3мaть, сeй нёсть є3гHвъ (Рим. 8:9). Есть у нас Священное Писание, Учение Церкви и святые Отцы. Но лишь тогда увидим красоту Евангельского мира, когда очистим окна своей души от наносного слоя, которым щедро покрывает её богоборческий мiр. Без освобождения от духа мiра сего напрасны все знания, полученные в семинариях и академиях, если не сказать больше — что они погубят всезнаек-мiролюбцев. Да, старцев нет, зло множится, но когда на земле было обилие преподобных и торжество Правды? Разве не из ветхозаветной древности дошёл до нас этот вопль? Сп7си1 мz, гDи, ћкw њскудЁ прпdбный: ћкw ўмaлишасz и4стины t сынHвъ человёческихъ. Сyєтнаz глаг0ла кjйждо ко и4скреннему своемY: ўстнЁ льсти6выz въ сeрдцы, и3 въ сeрдцы глаг0лаша ѕл†z (Пс. 11:2-3).

Отложим в сторону давние письма и вернёмся к действительности. Прошёл не один год, а соблазны только усилились: лавина набирает вес и скорость. Люди в растерянности, не знают, где найти опору и часто задают один и тот же вопрос:

«Что делать верным — покидать Ковчег?»

Ну, если Вы в силах переплыть Великий океан и отбиться от многочисленных косяков акул, в чём очень сомневаюсь, можете попробовать. А если не в силах, тогда это будет очень похоже на самоубийство.

Церковь, Церковь и только Церковь совершает таинство Спасения над теми, кто исполняет Заповеди Любящего нас!

Во всeмъ житіи2 люби2 гDа и3 призывaй є3го2 во спасeніе твоE (Сир. 13:18).

Иеромонах Роман
27-28 января 2021
Скит Ветрово
Фотография Александра Мелехова

Заметки на полях

  • Коломна

    Благословите, отец Роман!
    Дорогой батюшка, низкий Вам поклон. Благодарим сердечно за пламенное пастырское слово.
    С уважением.
    Ваши коломенцы.

  • Калуга

    Спаси Вас Господи! И нас тоже. Услышала, то , что давно хотела услышать. Это очень важно. Потому что неизвестно, что нас ждёт. Господи спаси Россию и веру православную.

  • Саратов

    https://pravoslavie.ru/61477.html
    «Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за нее не будут гнать или притеснять. Очень много случайного народа придет в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, еще со времени Константина святого. Многие из-за денег придут в храм, многие из тщеславия, из-за карьеры и власти. Ты, глядя на это, не искушайся и терпи. Ищи храм победнее и подальше от центральных площадей. Священника ищи смиренного и простого в вере, потому что “умных” и циничных и теперь развелось много, а смиренных и простых в вере не осталось почти никого…»
    «Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать. Печально, но так cчитает большинство духовенства. Я же тебе так скажу: у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. У тебя нет настроения, все равно – иди и служи. У тебя болят ноги или спина, – иди и служи. У тебя в семье проблемы, но ты все равно – иди и служи! Этого требует от нас Господь и Евангелие. Если нет такого настроя – всю свою жизнь положить на служение людям – то займись чем-нибудь другим, не дерзай принимать на себя иго Христово.
    А сейчас такое время, что многие идут служить в храм из-за корысти. Так было и до революции, об этом говорил (или кричал даже) отец Иоанн Кронштадтский. Ведь в нашей русской катастрофе ХХ века вина духовенства очень велика (одно обновленчество чего стоит).

    Мы, конечно, смыли этот грех мученической кровью, но вот наступают времена, когда в священный сан рукополагают почти каждого, кто пожелает. Я говорил об этом со Святейшим Алексием, а он мне в ответ: «Что делать? Храмы открываются один за другим, священников катастрофически не хватает».

    И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы, кто придет им на смену?.. Правильно – никто. А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье. Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь…

    Нам говорят: мало образованных христиан. А что такое образование по-христиански? Этот совсем не то, чем образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и ОБРАЗУЕТ новое существо…
    Помни это…»

    Еще говорил мне о. Василий: «Хуже всего, когда христианин превозносится в своем сердце над другим человеком, считает себя умнее, праведнее, лучше. Тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари. Когда живет в тебе Дух Святой, то ты познаёшь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа, и нужно еще много работать над собой.
    Но самоуничижение – это тоже плохо. Христианин должен идти по жизни с осознанием своего достоинства, потому что он – жилище Святого Духа. Апостол так и говорит: «Вы – церкви Живого Бога». И если ты раболепствуешь перед людьми, то еще далек от того, чтобы стать таким храмом.

    А вообще, нам нужно только искренне, от всего сердца и всей души молиться. Молитва привлекает Дух, а Дух убирает из тебя все лишнее, безобразное, и учит, как нужно жить и как вести себя…»

    «Нам кажется, что мы – самые несчастные на земле. Мы и бедные, и больные, и никто нас не любит, и везде нам не везет, и весь мир ополчился на нас. Послушаешь иногда человека и кажется, что перед тобой Иов многострадальный. А посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый.

    Почему мы преувеличиваем свои несчастья и беды? Может, потому что недостаточно страдаем? Ведь посмотри: по-настоящему больные люди не выказывают свою болезнь, не ноют. Они несут свой крест молчаливо, до самого конца. Вот здесь, в Печорах, была схимница, она всю жизнь провела в скрюченном состоянии, и кто-то слышал от нее жалобы? – нет! Наоборот, люди приезжали к ней за утешением.

    Люди жалуются, потому что считают, что должны быть довольны и счастливы здесь, на этой земле. Они не верят в вечную жизнь, в вечное блаженство, а поэтому хотят насытиться счастьем здесь. И если что-то малое мешает этому счастью, они кричат: как нам плохо, хуже всех на земле!..

    Не ищи довольства здесь. Это, конечно, трудно усваивается, но полюби боль и страдание, полюби свое «несчастье». Пожелай Царства Божия паче всего, тогда вкусишь свет, тогда все сладкое здесь покажется горькой полынью. Помни: на земле мы живем всего одно мгновение – сегодня родился, а завтра уже могилу роют. А в Царстве Божием будем жить бесконечные веки. Боль, если сильная, то короткая, а если долгая – то можно терпеть. Потерпи немного здесь, чтобы вкусить радость вечную там…»

    «Помнишь слова апостола: «Лучше бы вы не крестились…»? Это – страшные слова, которые во многом относятся к нам. Почему? Потому что внешне мы принимаем православные обряды, а внутри остаемся теми же, что были до крещения или обращения – завидуем, обманываем, испытываем к ближним неприязнь, осуждаем, а самое главное, наше сердце еще не отлепилось от сего мира и не прилепилось ко Господу. Мы верим своей алчности, а не Богу; мы верим своим похотям, а не заповедям Господним. Мы знаем то, что от плоти, что можно потрогать, увидеть обычными глазами, а то, что от Духа, мы, как слепоглухие, не разумеем. А ведь без этого христианство не имеет никакого смысла.

    Мы, лукавые, пытаемся приспособить христианство к этому миру, чтобы наша вера была служанкой нашей обыденной жизни, чтобы нам было удобно и комфортно. А ведь жизнь духовная – это тесный и неудобный путь. Здесь, извини, нужно с себя шкурку содрать, и не одну, потому что грех пророс в наше естество, и божественное стало для нас противоестественным. Поэтому и нужен крест, каждому нужна своя Голгофа, чтобы умереть в страданиях греха и воскреснуть в радости духа. Это, конечно, не значит, что нужно себя истязать.

    Нужно принимать все скорби и болезни, которые обрушиваются на тебя, с благодарностью, а не с ропотом. Если жизнь бьет, значит, Господь не забыл про тебя; значит, ты стал, как раскаленное железо под ударами молота. Если увильнешь от ударов, то останешься бесформенным куском металла, а если потерпишь — будешь дивным произведением Божиих рук. Так что терпи, брат…»

  • Приведённый Наталией отрывок — высказывания отца Василия Ермакова.

  • Волгоградская обл.

    Батюшка, низкий Вам поклон и храни Вас Господь.

  • Да, отче. Вы же писали, апостасийное священство — апостасийные миряне. Спасибо, но когда в таком духе пытается священник говорить мирянам — они часто возмущаются, что любви нет в пастыре, вот он и не разрешает нарушать пост, не ходить на вечернее Богослужение, надевать юбку не только в храм, молиться, следить за своими поступками всегда, всегда хотя бы пытаться быть христианами. а в ответ = если бы любил — то все бы любовью и покрывал. и вот начинается помысл — может действительно все гораздо проще? Спасибо, что поддерживаете какие то хлипкие силы еще, что хоть где то и кто то пытается остановить этот бег. Передам батюшке Ваши слова, знаю, что они его укрепят.

  • Волгоградская область

    Простите Ольга, но я с вами не согласна. Давно когда у нас был такой батюшка (как вы говорите), к нему наоборот все тянулись, слушали проповеди по 2 часа и было мало. Мне кажется потому, что народ изголодался по живому общению о Боге. А говорил он все как батюшка Роман.

  • Барколабово.

    Спаси Господи, отец Роман. Это было очень важно услышать.
    Очень хочется верить, что Господь и Царица Небесная подарят нам встречу в Барколабово с Вами.
    Помню, чего делать нельзя, стараюсь следовать Вашим наставлениям. Как Вы сказали, так Господь и управил. Доченька моя на Родине, в Минске.
    Алла

  • «Примечательно, что в том же году в интервью, которое Патриарх Павел дал агентству ENI, информационному органу Всемирного Совета Церквей, глава официальной Сербской Церкви признался, помимо прочего, в том, что на каждой проскомидии он вынимает частицу за здравие папы римского Иоанна Павла II. Тогда же весьма широкую огласку получил факт служения примаса Англиканской церкви в домовом храме Патриарха Павла в присутствии главы Сербской церкви».

    https://vseeresi.com/2021/01/30/2021-год-сербские-традиции-в-орской-епар/

    Поскольку не удалось найти в интернете упомянутое выше интервью Патриарха Павла, будем благодарны читателям, которые помогут отыскать источник. Не хотелось бы возводить напраслину на Патриарха.

  • Донецк, Донбасс

    Спаси Вас Господи, Отец Роман!
    Я не знаю, может со мною что-то не так, но я люблю всех батюшек, всех тех, кто служит в храмах. Кто понятно читает «Апостол» и, кто не очень. А у кого какая машина, кто какой достаток имеет,вообще никак не интересует. Они несут нам слово Божие, грехи отпускают, вразумляют и за все я им бесконечно благодарна. Они ведь люди,такие же, как и мы. Живут в этом же міре, в эти же непростые времена. Мне кажется, что им еще труднее, чем нам. Слава Богу за все!

  • Тотьма

    Иногда думаешь, что всё не так уж и плохо, иногда — что хуже некуда. А помолишься — и светлеет на душе. Спасибо батюшке отцу Роману и Ольге Сергеевне, очень я им благодарна за труд во славу Божию.

  • г. Тула

    Из бесед св. Иоанна Златоуста «О священстве»: «Стадо идёт во след своего пастыря, куда он поведёт его; если же какие овцы уклонятся от прямого пути, удалившись от хорошей пажити, ему следует только закричать сильнее, чтоб собрать их; но если человек совратится с пути правой веры, то священнику предстоит много трудов, усилий и терпения. Человека нельзя ни силою влечь, ни страхом принуждать, но должно только убеждением вернуть к истине, от которой он отпал. Посему для священника нужна душа мужественная, чтобы не ослабеть, чтобы не отчаяться в спасении заблуждающихся».
    «Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному. Посему священнодействующему нужно быть столь чистым, как бы он стоял на самых небесах посреди небесных сил. Люди, живущие на земле, — священники, поставлены распоряжаться небесным и получили власть, которую не дал Бог ни ангелам, ни архангелам, ибо не сим последним, а пастырям сказано: «елико аще свяжете на земли, будут связаны на небесах».
    «Священник должен быть бодрствующим и осмотрительным и иметь множество глаз со всех сторон, как живущий не для себя одного, а для множества людей. Мало научиться пренебрегать яствами и мягким ложем; но переносить оскорбления, клевету, язвительное слово, укоризну от начальников могут не многие. Можно видеть, что люди крепкие возмущаются этими неприятностями и свирепствуют. Таких нужно удалять от обители священства».
    «Что касается меня, то я при помощи Божией буду смело обличать пороки; я не буду входить ни в какие соглашения, не буду заключать никакого договора с адом. Для нечестия и порока я буду непреклонным врагом. Но по отношению к самим грешникам я всегда готов действовать в духе сострадания и, насколько это будет зависеть от меня и возможно мне, не вредя правде и благу Церкви, буду жить в мире со всеми. Но, возлюбленные, человек есть ничто, Бог есть всё во всём».
    «Я обличаю беззакония, но не творящих беззаконие; не называю никого, но учу всех не делать зла, не обижать ближнего» (Круглов А.В. Жизнь Святителя Иоанна Златоуста. М., 1900. Репринт: Издательство «Царское дело». Санкт-Петербург, 2001).

  • уже ни пёс ни (свин). Господи Помилуй грешнаго и недостойного.:
    Твердь

    Слава Богу за Все.⛪⛪⛪ Благодарим что у нас есть Светильник Божий Дорогой Батюшка.Многая и Благая Лета. Кланяемся в ножки.

  • Азм есмь пес (свин). Господи Помилуй грешнаго и недостойного.:
    Трясина

    ⛪⛪⛪

  • Санкт-Петербург

    Спаси вас Бог батюшка!

  • Нижний Новгород

    На 27:27 минуте катакомбный батюшка (Алексей Ефимов) совсем уж что-то странное говорит.

  • Москва

    Спасибо, отец Роман, за то что говорите о наболевшем!
    К сожалению, подобные мысли не услышать ни у себя в Храме, ни на православных каналах.
    Душа болит за то, что сейчас происходит в православной жизни.
    Это можно определить одним ёмким и неприятным словом «страх».
    Кто-то до дрожи боится заразиться в Храме и ему совсем не до того, что он стоит перед Богом в наморднике, а лжицу стерелизуют.
    Кто-то боится штрафов, начальства, потерять свое место и потому, повздыхав, принимает все навязанные условия…
    Страх порождает ложь, причем ее самую отвратительную форму, когда человек лжет самому себе, чтобы оправдать свои неблаговидные поступки.
    От всего этого ощущение сгущающейся тьмы, которую временами даже бывает видно…
    Полностью разлеляю мысль о том, что «с нами уже произошло то, что врачуется только великими скорбями и гонениями».
    Подобные кризисы в христианском мире за тысячалетнюю историю случались неоднократно, но когда они загонялись в тупик и замалчивались, все заканчивалось очистительными катаклизмами природы либо политическими переворотами.
    Если люди не хотят признавать свои ошибки и каяться, печальный финал для общества неизбежен.
    Но есть и обратная строна этих событий.
    По моим личным ощущениям, Господь никогда не был так близок как сейчас, не брал под свою опеку и не направлял…
    Слава Богу за всё!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа