col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Свобода передёргивания

Эта статья бы­ла на­пи­са­на боль­ше двух не­дель на­зад, но ме­ня удер­жи­ва­ло от её пуб­ли­ка­ции од­но об­сто­я­тельст­во: де­ло в том, что, ци­ти­руя и ана­ли­зи­руя чьи-то не­до­бро­со­вест­ные, не­чест­ные, гру­бые слова, мы та­ким об­ра­зом про­дле­ва­ем их жизнь, даём им ещё раз про­зву­чать, зна­ко­мим с ни­ми но­вых чи­та­те­лей. Но, по­смо­трев оче­ред­ное ви­де­о­выс­туп­ле­ние от­ца Ге­ор­гия Мак­си­мо­ва, в ко­то­ром он чи­та­ет пись­мо быв­ше­го ав­то­ра сай­та «Ахил­ла», по­ня­ла, что про­мол­чать всё же не по­лу­чит­ся. «В Интернете я практически ничего не нашёл о критике самого сайта “Ахилла”, — говорится в покаянном письме. — Создаётся впечатление, что все православные просто не видят того, какой вред и урон наносит этот сайт людям. Моё личное мнение — сайт “Ахилла” ставит своей целью аккумулировать вокруг себя всех людей, которые критически настроены по отношению к Русской Православной Церкви, чтобы потом внушить всем эти людям идеи о медленном и схематичном расцерковлении». Поскольку моя статья посвящена как раз «Ахилле», по-видимому, всё же пришло время познакомить с ней читателей.

В августе этого года два произведения иеромонаха Романа — статья «Не соблазняйте малых сих» и стихотворение «Мятежи» — неожиданно оказались опубликованными на сайте «Ахилла». Правильнее было бы назвать этот сайт антицерковным, хотя его создатель и редактор Алексей Плужников так не считает. В прошлом Алексей Плужников — священник, по собственной воле оставивший служение, решивший стать журналистом и «посмотреть на жизнь РПЦ со стороны, при этом хорошо зная ее внутреннюю жизнь». В «Манифесте Ахилле», опубликованном на сайте, говорится: «Мы независимы, и будем говорить то, что считаем нужным, без оглядки на авторитеты. Мы… попытаемся показать жизненную картинку, черно-белую фотографию с множеством серых оттенков». И, хотя в том же «Манифесте» сказано, что сайт будет писать и о «светлом в Церкви», лично мне светлое там встречать не доводилось. Заходя время от времени на «Ахиллу» по присланной кем-то ссылке, видела очередные скандальные материалы о церковной жизни. Из того, что осталось в памяти — анализ выдержек из дневников святого Иоанна Кронштадтского, создающий образ авторитарного чревоугодника, и анонимные откровения духовных чад известного московского протоиерея, который бесстыдно манипулировал их пристрастным к нему отношением.

В то же время не могу не сказать, что на «Ахилле» иногда попадались небезынтересные исторические материалы, было заметно живое отношение автора к описываемым событиям – это отличало содержание сайта от бессмысленного излияния грязи, которое происходит, например, на раскольническом сайте «Москва — Третий Рим». Даже само название, «Ахилла», как будто свидетельствует об определённом культурном уровне и вкусе: сайт назван по имени героя романа Лескова «Соборяне», дьякона Ахиллы Десницкого.

Публикация на сайте текстов отца Романа заставила более пристально присмотреться к методам работы «Ахиллы» — ведь и тексты можно публиковать по-разному, с разной степенью внимания к автору и к себе самому. Статья «Не соблазняйте малых сих» (точнее, фрагменты из неё) была опубликована на «Ахилле» под другим заголовком: «Иеромонах Роман (Матюшин) обличил архиереев РПЦ за экуменизм и поддержку «кочетковской секты»». Смысловой акцент таким образом был смещён с защиты малых сих — тех, кто может соблазниться происходящим в Церкви — на обличение церковных властей. Напомню, толчком для написания статьи отца Романа стали слова митрополита о том, что священники должны «принимать покаяние обратившихся от раскола с условием принятия у них письменного прошения». «Разве нельзя поверить на слово и обойтись без канцелярских проволочек, которые могут вновь толкнуть кающихся в объятия того, от кого хотели отойти?» — написал в ответ отец Роман, желая поддержать тех, кто смирился и заслуживает сострадания.

Далее в своих комментариях Алексей Плужников пишет: «Матюшин ссылается на материал «Благогона», откуда он цитирует обращение, о том, что, мол, нехорошо получается — последователей Романова гонят и запрещают, а «кочетковскую секту» всячески привечают». Здесь нужно обратить внимание на то, что отец Роман в своей статье вообще не называл имени схимонаха Сергия (Романова), как и никаких других имён, поскольку не ставил перед собой цель перемывать кости участникам трагедии. Он намеренно обобщил ситуацию и обратил внимание читателей на то, что, наказывая раскольников, церковные власти в то же время закрывают глаза на экуменизм и обновленчество. Ни в этой статье, ни в других своих текстах он не выступал против запрещения в служении схимонаха Сергия (который на тот момент от Церкви ещё отлучён не был). Напротив, 22 июля этого года отец Роман написал стихотворение «Греты», между строк которого можно прочитать его отношение к происходящему:

Не в силах вразумить прельщённых,
Скорбим о душах приручённых…

В различных уголках планеты
Во все века чудили Греты.

Винить ли век лукавый, грозный,
Что нас уже не изменить,
Что о серьёзном несерьёзно
Давно привыкли говорить?

Везде безумия приметы,
Всё человечество в сетях.
И вот за чистоту планеты
Воюет хворое дитя.

Что слушать малого ребёнка?
Но с обществом нельзя шутить:
Сумели гадкого утёнка
В царевну-лебедь превратить.

Не с головы ли тухнет рыба?
С известной истиной не спорь!
Родителям, понятно, прибыль
Дочерняя приносит хворь.

Повсюду воплощают бредни,
А их не воз, а весь обоз:
Вот скоморох в земле соседней
Страной рулит почти всерьёз.

Беда, когда из грязи в князи.
У нас под боком тот же бред:
И на Урале Грета в рясе
К народам мiра вопиет.

Остановись, ум охмелевший!
Твоя ли это высота?
Так говорить о наболевшем —
Забавить недругов Христа.

Хитон Господень разрывают
И мнят, что Богу угождают!

В заключении своих комментариев Алексей Плужников и вовсе помещает отца Романа в один лагерь с раскольником и приписывает ему мнение о Патриархе как о еретике: «Так что у Романова и Матюшина есть шанс увидеть своих идеологических противников в “лапах инквизиции” — может, патриарх станет после этого в их глазах менее экуменичным и еретичным».

Между тем отец Роман еретиком Патриарха не считает, на Литургии поминает, а когда ему задают провокационные вопросы на эту тему, вспоминает своего духовного отца – старца Николая Гурьянова. Отец Николай, много лет проведший в лагерях и ссылках и этим доказавший свою верность Христу, не разрывал Евхаристического общения с Патриархом, хотя повод можно было найти и тогда. Таким образом, слово священника в защиту вчерашних раскольников было трактовано «Ахиллой» как приверженность расколу, и в этом слышно не только нарочитое недопонимание, но и какая-то фарисейская косность: Книжники и фарисеи… говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2:16-17).

Заметим также, что на протяжении своего текста Алексей Плужников называет отца Романа по фамилии — Матюшин, намеренно нарушая и церковный, и светский этикет. Это черта, характерная не только для нецерковных и агрессивных по отношению к «РПЦ» людей, но и для раскольников. Как пишет публицист Андрей Рогозянский, тому, кто порвал общение с Церковью, «не составляет труда низвергнуть иерархию, перестать признавать духовные звания, считать своих оппонентов лишенными сана и благодати совершения таинств, называть по фамилиям». Думается, в таком обращении есть ещё и что-то очень личное для Алексея Плужникова: оставив священническое служение, перестав называться отцом Алексием, он и других «лишает» священного сана по своему усмотрению, уравнивая таким образом с собой.

Одновременно с этим материалом на сайте «Ахилла» было опубликовано стихотворение отца Романа «Мятежи». Не станем придираться к тому, что все строфы этого стихотворения на странице «Ахиллы» слились в одну — обычно это происходит в изданиях, редакторам которых некогда подумать о том, прозаический они текст публикуют или стихотворный и есть ли между ними какая-то существенная разница. Но и это стихотворение Алексей Плужников снабдил своими комментариями. В них он подспудно высказывает собственные политические взгляды:

«Монашествующий поэт (или стихотворствующий монах?) не впервые выбирает текущие события темой своих произведений. В 2014 году он порадовал поклонников стихотворением «Возвращение Крыма», в котором утверждается: «мы от фашиста Крым спасли», в 2015-м — сложил гимн Новороссии».

А далее касается более щекотливой темы:

«Известен монах-поэт своим антисемитизмом, роднящим его с бывшим схиигуменом Сергием (Романовым). В 1994 году в одном их стихотворений он провозгласил: «В язык прекрасный и могучий я возвращаю слово жид»».

По-видимому, упомянутое стихотворение «Ахилла» читал невнимательно: в нём отец Роман как раз говорит о том, что антисемитом быть не может, поскольку «наш Иисус – еврей по плоти». Что же касается слова «жид», то, хотя оно и травмирует советского и постсоветского человека, зато свободно употребляется в церковнославянском Евангелии и в классической русской литературе, и в желании вернуть его в пострадавший в XX столетии русский язык нет ничего крамольного. Как видим, Алексей Плужников опять по какой-то причине объединить отца Романа со схимонахом Сергием, теперь уже по другому принципу, хотя, если задуматься, у него самого как у запрещённого в служении иерея гораздо больше общего с последним.

Познакомившись с публикациями текстов отца Романа на сайте «Ахилла», я написала Алексею Плужникову письмо, в котором попросила его или опубликовать эти тексты в оригинале, без собственных комментариев, или совсем убрать с сайта, на что получила мгновенный ответ:

«Мы будем снабжать любые тексты любого автора любыми своими комментариями, какими посчитаем нужными, кем бы вы нас ни считали. Если ваш затворник трясется за свои авторские права — можете добиваться их соблюдения, жаловаться куда хотите — дадите нам еще раз повод написать о вашем поэте и затворнике. Так что просим вас уважать свободу слова и оставить нам наше право говорить и думать то, что мы хотим, а не то, что хотите вы».

Закрыв глаза на грубость и шантаж, поговорим о «свободе слова». По-видимому, свободы чужого слова для Алексея Плужникова не существует. Что же касается его собственной «свободы», то я назвала бы её свободой интерпретации, а если по-русски, как обычно предлагает делать отец Роман – свободой передёргивания. Подобная «свобода» — характерная черта нашего времени, когда у людей не осталось собственных слов и они, желая «самовыражения», паразитируют на чужих.

Есть такая пословица — «Ради красного словца не пожалеешь и отца», и мне кажется, что она прекрасно выражает то, что происходит в последние годы с некоторыми публицистами, пишущими на церковные темы, в том числе с теми, кто стоит на несколько ступеней выше Алексея Плужникова. Когда ты чувствуешь себя «свободным художником» и кипишь желанием говорить «правду», да к тому же на тебя смотрят и аплодируют, — конечно, тебя несёт и остановиться очень трудно. И то, что на таких скоростях можно обрызгать грязью всех, кто оказался рядом, гонщика не беспокоит — он даже не успевает толком рассмотреть, мимо кого пролетел.

Впрочем, Алексею Плужникову не только аплодируют. Почитав комментарии у него на сайте, поняла, что ему достаётся и от собственных читателей. И ведь это так естественно. Если предмет его журналистских изысканий — «тень», отбрасываемая Церковью, то сам он и есть воплощение этой тени: священник, ушедший в жёлтую журналистику, хам, смеющийся над отцом и матерью, рождие, отпавшее от лозы.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
15 сентября 2020

Заметки на полях

  • Брянск

    Уважаемая Ольга Сергеевна!
    Вполне понятно, чем Вас шокировал сайт «Ахилла» (и не Вас одну).
    Но вопрос ведь совершенно не в пресловутой свободе слова. Просто кто чем богат, тот тем и делится. От избытка сердца уста глаголят — точнее не скажешь. Переполняется у ахиллы душонка гнилью, хочется поделиться с окружающими. Вот и выплескивает, и от этого он счастлив. Почему так? Известно, что видя кого-то лучше, чище, честнее — одни стараются сами подняться до этого уровня, другие — все опошлить, опустить оппонента до своих низин и измазать чем воможно. Им кажется, что на фоне облитых грязью людей своя собственная грязь
    будет не так заметна. (Предательства/измены ведь не проходят даром)…
    Но даже из статей ахиллы можно извлечь положительный момент — они как индикатор: про кого написано плохо, тот однозначно хороший человек.

  • Рыбинск

    Дорогая Татьяна, конечно такие статейки как индикатор: про кого написано плохо, тот однозначно хороший человек. Однако все же не все так считают. И есть ещё люди, не знакомые с отцом Романом и его творчеством. Прочитают такую статью- и поверят этому Плужникову. Наверное, сам отец Роман спокойно относится к таким выпадам в свой адрес. А лично мне обидно за отца Романа ( и за других хороших людей, которых поливают грязью на этом сайте).

  • Брянск

    Уважаемая Нина, мне тоже обидно, поэтому бывает оставляю на том сайте комментарии, выражающие отношение к «ахилле» и его выплескам. А поверить написанному Плужниковым (посколько от его статей прямо веет нездоровьем и гнилью) могут только враждебно относящиеся к Церкви люди.

  • Рыбинск

    Пожалуй, Вы правы! Враждебно относящихся к Церкви людей всё-таки не так уж много. А вот равнодушных много…

  • Vantaa

    Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец… Так часто любил повторять батюшка о. Николай с острова Залит на Псковщине.

  • Сыктывкар

    Добрый вечер!
    По прочтении этой публикации и ознакомления с предыдущим материалом так захотелось вдохнуть полной грудью чистого свежего воздуха! И вот, просматривая страницу дочери, увидела отрывок из «Повести о жизни» К. Паустовского. Как удивительно все схоже! Стихи отца Романа — это тот букет, из которого каждый, знакомый с поэзией батюшки смог получить свой цветок!
    … Иногда садовник срезал мне несколько левкоев или махровых гвоздик. Я стеснялся везти их через голодную и озабоченную Москву и потому всегда заворачивал в бумагу очень тщательно и так хитро, чтобы нельзя было догадаться, что в пакете у меня цветы.
    Однажды в трамвае пакет надорвался. Я не заметил этого, пока пожилая женщина в белой косынке не спросила меня:
    – И где это вы сейчас достали такую прелесть?
    – Осторожнее их держите, – предупредила кондукторша, – а то затолкают вас и все цветы помнут. Знаете, какой у нас народ.
    – Кто это затолкает? – вызывающе спросил матрос с патронташем на поясе и тотчас же ощетинился на точильщика, пробиравшегося сквозь толпу пассажиров со своим точильным станком. – Куда лезешь! Видишь – цветы. Растяпа!
    – Гляди, какой чувствительный! – огрызнулся точильщик, но, видимо, только для того, чтобы соблюсти достоинство. – А еще флотский!
    – Ты на флотских не бросайся! А то недолго и глаза тебе протереть!
    – Господи, из-за цветов и то лаются! – вздохнула молодая женщина с грудным ребенком. – Мой муж, уж на что – серьезный, солидный, а принес мне в родильный дом черемуху, когда я родила вот этого, первенького.
    Кто-то судорожно дышал у меня за спиной, и я услышал шепот, такой тихий, что не сразу сообразил, откуда он идет. Я оглянулся. Позади меня стояла бледная девочка лет десяти в выцветшем розовом платье и умоляюще смотрела на меня круглыми серыми, как оловянные плошки, глазами.
    – Дяденька, – сказала она сипло и таинственно, – дайте цветочек! Ну, пожалуйста, дайте.
    Я дал ей махровую гвоздику. Под завистливый и возмущенный говор пассажиров девочка начала отчаянно продираться к задней площадке, выскочила на ходу из вагона и исчезла.
    – Совсем ошалела! – сказала кондукторша. – Дура ненормальная! Так каждый бы попросил цветок, если бы совесть ему позволяла.
    Я вынул из букета и подал кондукторше вторую гвоздику. Пожилая кондукторша покраснела до слез и опустила на цветок сияющие глаза.
    Тотчас несколько рук молча потянулись ко мне. Я роздал весь букет и вдруг увидел в обшарпанном вагоне трамвая столько блеска в глазах, приветливых улыбок, столько восхищения, сколько не встречал, кажется, никогда ни до этого случая, ни после. Как будто в грязный этот вагон ворвалось ослепительное солнце и принесло молодость всем этим утомленным и озабоченным людям. Мне желали счастья, здоровья, самой красивой невесты и еще невесть чего.
    Пожилой костлявый человек в поношенной черной куртке низко наклонил стриженую голову, открыл парусиновый портфель, бережно спрятал в него цветок, и мне показалось, что на засаленный портфель упала слеза.
    Я не мог этого выдержать и выскочил на ходу из трамвая. Я шел и все думал – какие, должно быть, горькие или счастливые воспоминания вызвал этот цветок у костлявого человека и как долго он скрывал в душе боль своей старости и своего молодого сердца, если не мог сдержаться и заплакал при всех.
    У каждого хранится на душе, как тонкий запах лип из Ноевского сада, память о проблеске счастья, заваленном потом житейским мусором.

    © Константин Паустовский.
    “Повесть о жизни”

  • Нижний Новгород

    Поверить могут не только враждебно настроенные, Татьяна. Поверить могут многие, кто смотрит на Церковь со стороны и не понимает, для чего она вообще нужна. Дело усугубляется тем, что эти статьи пишет бывший священник, который по представлению многих людей, в курсе всего, что происходит внутри Церкви.

  • г.Санкт- Петербург

    «да… подаст Всеблагий и нам, грешным, силу и крепость во благодушии претерпевати клеветы человеческия и яже на земли скорби и сохранити заповеди Его…»
    (из молитвы к Священномученику Клименту, папе Римскому).

    И помоги нам, Господи, не отвечать злом на зло…

  • Брянск

    Уважаемая Людмила Николаевна! Едва ли наглецу Плужникову станет стыдно, если ему погрозить пальчиком.
    Таких как он на деле очень много и градус неприязненного отношения к Церкви в интернете просто зашкаливает. Думается, что это делается, вполне умышленно, дабы дескридитировать Православную Церковь и Православную веру.

  • Тверь

    Удивительно то, насколько активны сейчас стали оставившие священный сан и монахи-расстриги. Однажды упавшего лукавый призывает и дальше падать в бездонную пропасть. Именно к авторам таких статей и подходят слова Господни «Не соблазняйте малых сих». Соблазниться могут многие, в свою меру.
    А тот, кто ставит в один ряд батюшку Романа и бывшего схиигумена Сергия, совершенно незнаком ни с творчеством, ни со взглядами отца Романа. В лучшем случае — заблуждается, а в худшем… даже не хочется об этом говорить.

  • Рыбинск

    Я думаю, знаком этот Плужников с творчеством батюшки Романа. Просто отпал человек от Церкви, а хочется себя чем-нибудь проявить, вот и поливает грязью честных людей! Но отца Романа сложно запачкать! Его столько людей любят и уважают! Скорее он себя своими статейками пачкает! Да и запачкал уже.

  • Нижний Новгород

    Да, неприязни много в интернете по отношению к духовенству, уважаемая Татьяна. Но что Вы хотите от тех, кто воспитан на «Сказке о попе…»? Сайт «ахилла» до сих пор не читала, но «Дзен» антицерковными и антиправославными статейками просто кишит. Их пишут люди, далекие от Православия и, как мне кажется, не столько с целью дискредитировать его, а абы что написать, чтобы умножить число подписчиков. Но, поскольку, писать о квантовой механике, например, малоперспективно, да и понимать её нужно, то пишут о том, в чем, на первый взгляд, и разбираться не надо: выдернул цитату из Библии, истолковал её, как заблагорассудится, и уже кажешься себе умным. Возможно, пишут и те, кто считает себя верующим, но в суть Православия вникать не стремится, потому что оно не только умом постигается. Гораздо приятней считать себя дитем Божиим, чем рабом Его, и каяться. Кому это понравится? И, чтобы оправдать себя, пишут такие статейки, обвиняя Церковь, что не тому учит. Кстати, отец Георгий Максимов открыл страницу на «Дзене». Хоть будет, что почитать там.

  • Рыбинск

    А вообще стоит ли читать статьи на сайтах типа «Ахилла»? Наши батюшки, например, считают такое чтение вредным для нас, грешных. «Не полезным», так они говорят.
    И еще, кстати, о «Сказке о попе…». Вот почему А.С. Пушкин, безусловно гениальный поэт, верующий человек, написал такую сказку? (Пусть он не был примерного поведения, но верующий же!). И само слово «поп» какое-то неприятное. Вызывает отторжение… Священник, батюшка! Разве наши батюшки (я не имею в виду Плужниковых и Романовых) заслужили, чтоб их так называли? Нет, и еще раз нет!!!

  • Нижний Новгород

    Уважаемая Нина, А.С. Пушкин, если и был верующим, то не православным, потому что православные не возносятся «главою непокорной» выше Александрийского столпа, а украшают её «венцом покаянья»,
    и если творят, то во имя Христа, а не ради собственной славы и величия.
    http://vetrovo.ru/songs/chto-vo-imya-svoe-sotvoril

  • Нижний Новгород

    И не пишут сказок, высмеивающих духовенство.

  • г.Санкт- Петербург

    Игумен Никон (Воробьёв) говорил своим духовным чадам,чтобы не говорили о людях ни хорошее, ни плохое; он говорил,что этим мы уже судим ( осуждаем)…
    А что мы знаем о других?! Нам бы в себе разобраться. Там нам будет не до чужих грехов…

  • Тотьма.

    «Поп — многозначный термин: Поп, мн.ч. попы́ (греч. πάπας — «отец»)» (Википедия). Не оскорбительное. Просто мы говорим по-русски -«отец», «духовный отец». Поп, папа, конечно общего корня, отец.

  • Тотьма.

    А А.С.Пушкин — это нельзя так, мои дорогие, это гений.

    «В дверях эдема ангел нежный
    Главой поникшею сиял,
    А демон, мрачный и мятежный,
    Над адской бездною летал.

    Дух отрицанья, дух сомненья
    На духа чистого взирал
    И жар невольный умиленья
    Впервые смутно познавал.

    «Прости,— он рек,— тебя я видел,
    И ты недаром мне сиял:
    Не всё я в небе ненавидел,
    Не всё я в мире презирал».».
    Такое мог написать только чистейшей души человек. Зря вы.

  • Нижний Новгород

    Понять, что хорошо, а что плохо, проще на конкретных примерах. Поэтому приходится говорить о людях. Это не значит — осуждать лично их. Это значит — видеть в их поступках сам грех, чтобы и самим не впасть в него. Потому что так же, как научась понимать себя, мы лучше начинаем понимать других людей, так и наоборот, — через других людей, мы узнаем себя. А не говорить о людях никак, это значит просто не замечать их. Как-то так, наверное.

  • Нижний Новгород

    «Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу.» (А.С.Пушкин. Ода «Вольность»)

    А это тоже чистейшей души человек написал? О ком бы ни шла в этих строках речь, но, согласитесь — как-то зловеще звучит. Или для гения и злодейство — не грех?

  • Тотьма.

    Людмила Николаевна, на мой взгляд, это тоже свобода передергивания, и насколько мне известно, эти строки посвящены Наполеону Бонапарту, и написаны А.С.Пушкиным в 18 лет. В пору ранней юности. Простим гению русской словесности характерную для данного возраста эмоциональность, и отметим неюношеское:
    «И днесь учитесь, о цари:
    Ни наказанья, ни награды,
    Ни кров темниц, ни алтари
    Не верные для вас ограды.
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную Закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой».

  • Нижний Новгород

    Ольга, кому адресованы данные строки с достоверностью не известно даже «пушкинистам». Некоторые из них считают, что они про российского царя. А про Наполеона, значит, позволительно говорить такое? Я не против простить Пушкину юношескую горячность, не против считать его талантливым поэтом (если хотите — даже гениальным), но против того, чтобы приписывать ему православность и, тем более — чистоту души. Чистая душа ведь безгрешна, не так ли? Можно внимать Пушкину, как поэту, восторгаясь красотой его слога, но помня, что он такой же страстный и грешный человек. Считать же Пушкина православным и, тем более, — пророком, которого из него пытаются слепить, это значит — обманывать самих себя.

  • Нижний Новгород

    А о каком Законе говорит поэт в приведенных Вами строках? У православных людей есть один Закон — Божий, но он никак не связан с вольностью народов.

  • г.Санкт- Петербург

    Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что принятая человеком ложная мысль уводит его на ложный путь.
    Люди все — разные (так мудро сотворил Господь) и поэтому, думаю, судить о себе по другим — неверно (разве что, можно учиться на чужих ошибках). И судить о других по себе (О! Это мы частенько себе позволяем), также — неправильно
    Правильно судить обо всём мы можем ТОЛЬКО в Свете Святого Евангелия. А этому нам всем учиться и учиться… всей жизни не хватит. Так что, если спасёмся,то только по Милости Божией…
    Что касается А.С.Пушкина (упокой, Господи душу раба Твоего Александра!) — даже читать страшно… душа его сейчас перед Господом в ожидании последнего Суда… а мы судим… А что мы знаем?! Знаем ли, какой была его последняя исповедь?
    (Прости его, Господи!) Знаем ли, как он мучился от физической боли и душевной? Каким было его последнее слово и последнее желание? Что мы знаем?!!! А судим… Это и есть суд людской прежде суда Божия, от чего и предостерегают нас Св. Отцы.
    Господи! Прости нас грешных и неразумных детей Твоих.
    Прошу простить меня, если я кого-то, не желая того, обидела.

  • Тотьма.

    Людмила Николаевна, и всё-таки Пушкин был верующий человек, умерший в покаянии.»Требую, — так сказал он перед смертью Вяземскому, — чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином». Он завещал то же как бы и всем нам.
    http://www.zavet.ru/a/post_1119781122.html

  • Днепр

    И снова Пушкин!!!
    Ольга: «Такое мог написать только чистейшей души человек. Зря вы». «…и всё-таки Пушкин был верующий человек…»
    Ольга, а теперь внимательно перечитайте стихотворение, которое Вы нам предложили как образец чистейшей души Пушкина.
    «В дверях эдема ангел нежный…»
    Вам не кажется, что это стихотворение противоречит учению Церкви о падших духах. И не только противоречит, а и романтизирует демонические силы. Вам не становится немного жалко падшего ангела? И даже какая-то симпатия возникает. Ещё, оказывается, по учению Александра Сергеевича бесы даже умиляются и каются.
    Перечитайте ещё раз, без стереотипов о великом поэте.

  • Тверь

    Полностью поддерживаю комментарии Людмилы Николаевны и Марины. Читая стихи Пушкина, кажется, что поэту было всё равно о чём писать, лишь бы было красиво и романтично, утончённо и заумно. Не обязательно, чтобы православно, вовсе нет:
    «…Так думал молодой повеса,
    Летя в пыли на почтовых,
    Всевышней волею ЗЕВЕСА,
    Наследник всех своих родных».

  • МО

    Уважаемая Ольга, как бы прокомментировали Ваши слова о Пушкине: «Такое мог написать только чистейшей души человек» в свете Евангельских слов: БЛАЖЕНИ ЧИСТИИ СЕРДЦЕМ… (Мф. 5:8)? Вы эту же чистоту разумеете или другую?

  • Днепр

    Уважаемая Вера Николаевна, да разве кто-то судит Александра Сергеевича? Мы просто пытаемся осмыслить его творчество в Свете Святого Евангелия, как Вы и предлагаете. Давайте будем разделять частное покаяние поэта и его творческое наследие, которое он после себя оставил.

  • Отец Георгий, мне как раз хотелось процитировать где-нибудь слова, случайно увиденные на сайте архимандрита Рафаила (Карелина). Спасибо, Вы подали повод.

    Спрашивает читатель Дионисий:

    «Что в святоотеческой литературе понимается под сердцем? Как оно очищается от страстей?»

    Отвечает архимандрит Рафаил:

    «Дионисий!

    Слово «сердце» в библейской и святоотеческой литературе употребляется в различных значениях; оно имеет широкий смысловой спектр и поэтому может быть правильно понято только в контексте. Библейские тексты можно назвать «плавающими» текстами, в хорошем смысле этого слова: они держатся на поверхности океана, который называется вечностью, на той границе, где конечное соприкасается с безконечным, где слово расширяет свою семантическую конкретность и приобретает многомерность символа. Не только пророк должен был находиться в состоянии богодухновения, проникая в сущности эмпирических и мысленных реалий, но и человек, читающий Библию и святоотеческие творения, должен находиться в одном гностическом русле с их авторами.

    Вера и принадлежность к Церкви дают возможность внутренне ощущать и правильно понять смысл пророческих слов. Только принадлежность к Церкви вводит человека в поле того света, в котором можно читать книги Библии, расширяет диапазон его духовного слуха, так что он может воспринимать и переживать их звучания и тонкие нюансы. Вне Церкви и вне благодати Божией человек оказывается в лабиринте субъективных представлений.

    Мы назвали библейские термины «плавающими» терминами, так как единомерные и плотно привязанные к земным реалиям понятия, попав в иную непривычную для них метафизическую среду, просто бы потонули в океане неведомого.

    Перед тем, как садиться за трапезу, человек моет руки, чтобы не занести в пищу какую-нибудь грязь. Перед тем, как человек начнет читать Священное Писание или творения святых отцов, он должен помолиться, чтобы Господь очистил его мысли от грязи страстей, от земных образов и дал бы понять слово Божие в самом высоком смысле. От того, кто читает поэтические произведения, требуется ответное вдохновение, иначе стих, теряя эмоциональное содержание, останется мертвым. Вдохновение, только другого характера, требуется от того, кто читает Священное Писание.

    Наиболее близким синонимом такого вдохновения является благоговение. Кто приступает к Библии без благоговения, для того она остается и останется закрытой книгой; если он даже выучит ее наизусть, то он не воспримет и не поймет ее. Библия, как мимоза, защищается от грубого прикосновения, сжимая свои лепестки.

    Сердце может означать физический орган человека, место, где рождается мысль и слово, быть синонимом духа и ума, выражением эмоционального наслаждения человека, синонимом любви и т.д. Если вы хотите подробно ознакомиться с этим вопросом, то воспользуйтесь Библейской Симфонией, где слово сердце перечисляется около 1000 раз. Святой Иоанн Кронштадтский пишет: «Сердце – главное в человеке, сам человек – это его сердце»».

    http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/6404/index.html

  • МО

    «… на мой взгляд, это тоже свобода передергивания, и насколько мне известно, эти строки посвящены Наполеону Бонапарту, и написаны А.С.Пушкиным в 18 лет. В пору ранней юности. Простим гению русской словесности характерную для данного возраста эмоциональность» (Ольга, Тотьма).

    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена! (1818)

    Это то же про Наполеона, и то же по юности написано? Я бы простил гению юношескую эмоциональность и забыл бы о ней, да вот страна не простит, товарищ Сталин не простит и вся коммунистическая партия не простит, если мы забудем «наше всё», стихи чистейшего души человека, гениального Пушкина. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет» («29-е января 1837», Ф. И Тютчев).

    Фотографический снимок написанного на обломках самовластья не только имени – лица Пушкина. Третье по счёту фото в этом материале
    http://lhistory.ru/statyi/pushkin-nash-sovetskij

    Светлый лик новопрославленного советского святого, канонизированного Сталиным и Политбюро красуется на ещё не сломанной колокольне Страстного монастыря. Сейчас на месте монастыря – кинотеатр «Россия», где показывают художественную культуру, начало которой в России заложил гений Пушкина.
    Обратите внимание, февраль, а снега в городе нет. Московские старожилы рассказывают, что раньше снег в Москве растапливали в больших котлах на газу и спускали в ливнёвку. А нынче сыплют всякую гадость под ноги.

  • Нижний Новгород

    Ольга, мы говорим не о смерти Пушкина, а о его жизни и творчестве. Если он умер в покаянии, то за него можно только порадоваться. Жил же поэт отнюдь не в покаянии. Стихотворение «Памятник» было написано меньше, чем за год до его гибели. Разве в нем — покаяние? В нем слышится гордость. А можно ли каяться в гордом состоянии духа?

  • Нижний Новгород

    «Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что принятая человеком ложная мысль уводит его на ложный путь.»
    Вот мы здесь и пытаемся освободиться от ложных мыслей.
    Все люди разные, конечно. Но если бы между нами не было ничего общего, мы просто не смогли бы сосуществовать рядом друг с другом, точно так же, как если бы мы были совершенно одинаковые. Мы все подвержены одним и тем же страстям и, как следствие, — грехам (только в разном наборе).
    Пушкина никто здесь не осуждает, если слово «судить» употреблять в этом значении. Просто давайте называть белое белым, а чёрное — чёрным, не принимая ложной мысли, что можно быть православным и при этом писать то, что писал поэт Пушкин и жить так, как он жил.

  • Тотьма.

    Марина. В стихотворении «Ангел» я вижу силу любви, неизбежную победу добра над злом. Как раз то, чего всем нам, увы, сегодня не хватает.

  • МО

    Уважаемая Ольга, извините меня за назойливость. Вы в статью под названием «Пушкин наш, советский» заглянули? Как Вы думаете, что нашли в творчестве А.С. Пушкина коммунистическая партия и советское правительство во главе с товарищем Сталиным, когда провозгласили поэта своим гением? Я думаю, именно, что видите в стихотворении «Ангел».
    «В стихотворении «Ангел» я вижу силу любви, неизбежную победу добра над злом». (Ольга, Тотьма).
    «Прошло 100 лет с тех пор, как рукой иноземного аристократического прохвоста, наемника царизма, был застрелен величайший русский поэт. Пушкин целиком наш, советский, ибо советская власть унаследовала все, что есть лучшего в нашем народе. В конечном счете, творчество Пушкина слилось с Октябрьской социалистической революцией, как река вливается в океан». Газета «Правда», 10 февраля 1937 года.
    Вы согласны с «Правдой»? Согласны с названием А.С. Пушкина великим советским поэтом или нет?

  • Рыбинск

    Это тоже Пушкин: » Есть Книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицей народов… Книга сия называется Евангелием» «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нём находишь всю человеческую жизнь… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения». Слова безусловно верующего человека. Я не могу и не хочу судить А.С. Пушкина. Но откуда у человека, сказавшего такие слова, «Сказка о попе…», стихотворение «Памятник», от которого так и веет гордыней?! «Евгений Онегин» — беззаботный повеса, прожигающий жизнь, ничего в жизни не сделавший?! Видимо действительно было всё равно, о чём писать, лишь бы красиво и романтично. Жил он, конечно, без покаяния, может быть, как и Онегин (не осуждаю, права не имею) прожигая жизнь. А вот умер он покаявшись и причастившись. Сказал: «Хочу умереть христианином». Последние слова его были: » Господи Иисусе Христе».

  • Тотьма.

    Уважаемый Георгий, простите, если что не так, но Пушкин дорог мне не тем, что пишут и говорят о нем в периодике, не тем, как он выглядит, какой размер обуви носит, какого цвета головной убор, если он есть вообще. Пушкин мне дорог томиком своих произведений, общепризнанных или не очень, тем, что вижу в них я, читая и получая великое удовлетворение от прочитанного. Он дорог мнением людей, которые его знали лично, мнением его друзей, которые его любили и любили, чтобы его любили; он дорог мне своими письмами, критическими высказываниями, признаниями, анализами, историческими очерками. И я думаю, что я не одинока в России, любя Пушкина. И еще, последнее, что я хочу процитировать от Александра Сергеевича Пушкина: «Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви» (03.04.1836 СПБ).

  • МО

    Вы хотите сказать, что я поношу творчество Пушкина? Да я превозношу его. Я называю его великим советским поэтом. Постирую фото с его изображением и его стихами на колокольне Страстного монастыря. Называю его краеугольным камнем в культуре России. И кинотеатра «Россия», и всей России. А Вы почему-то не хотите со мной согласиться.

  • МО

    «Слова безусловно верующего человека». Нина, Рыбинск
    Какой верой верующего? Православной? Католической? Протестантской? Масонской? Я думаю, что представитель любой их названых вер мог бы написать слова, которые Вы процитировали. Кстати, они (представители этих вер) собраны вместе в статье «Великие люди о Христе и о вере» на сайте Православие.ру
    https://pravoslavie.ru/put/051213124235.htm
    Под этим названием собраны слова Шекспира, Пушкина, Паскаля, Гоголя, Макса Планка, Достоевского, Пастера, Пирогова, Линнея, Толстого, Ньютона, Герцена, Наполеона, Белинского, Эйнштейна, Тютчева, Аденаура, Линкольна, Владимира Соловьёва, Шевченко, Гете, Ахматовой, Коперника, Байрона, Ломоносова, Диккенса, Дарвина, Канта, Бойлера, Кеплера, Беккереля, Галилея.

    Вот Вам верующий Белинский: «Есть Книга, в которой сказано всё, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, Книга бессмертная, святая, Книга вечной истины, вечной жизни — Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, философия, заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги. Основание Евангелия — откровение истины посредством любви и благодати». Судя по этим словам, Белинский верует круче, чем Пушкин.

    А вот и Лев Толстой верующий: «На протяжении тридцати пяти лет моей жизни я был в полном смысле слова нигилистом, не то, чтобы специалистом-революционером, но не верящим ни во что. Но пять лет тому назад ко мне пришла вера. Теперь я верю в доктрину об Иисусе Христе, и вся моя жизнь неожиданно совершенно изменилась… Жизнь и смерть перестали быть для меня злом, вместо безнадёжности и отчаяния, я теперь ощущаю радость и счастье, которых не сможет отнять у меня даже смерть».

    А вот верующий Герцен: «Евангелие я читал много и с любовью, по-славянски и в лютеровском переводе. Я читал без всякого руководства, не все понимал, но чувствовал искреннее и глубокое уважение к читаемому. В первой молодости моей я часто увлекался вольтерианизмом, любил иронию и насмешку, но не помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством; во все возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия и всякий раз его содержание низводило мир и кротость на душу».

    И Наполеон верующий, и Дарвин: «Я никогда не был атеистом в смысле отрицания существования Творца». «В первую клетку жизнь должна была быть вдохнута Творцом». «Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется, как продукт разума — это указание на его Творца».

    И это публикуется на верующем сайте «Православиеру».

  • МО

    Пушкин пишет:
    В дверях эдема ангел нежный
    Главой поникшею сиял,

    А в Писании что сказано? И ИЗГНАЛ АДАМА, И ПОСТАВИЛ НА ВОСТОКЕ У САДА ЕДЕМСКОГО ХЕРУВИМА И ПЛАМЕННЫЙ МЕЧ ОБРАЩАЮЩИЙСЯ, ЧТОБЫ ОХРАНЯТЬ ПУТЬ К ДЕРЕВУ ЖИЗНИ (Быт. 3:24).

  • Тотьма.

    Я хочу попросить прощения у Ольги Сергеевны, у батюшки отца Романа за отступления вне темы обсуждения. Я хочу поблагодарить отца Георгия и одновременно попросить у него прощения за то, что не на все вопросы ответила, а также попросить прощения у читателей «Ветрово», если невзначай обидела или оскорбила их в чувствах. Слава Богу за всё.

  • Рыбинск

    Уважаемый Георгий, наверное я не очень удачно процитировала слова Пушкина. Вы священник, и конечно знаете и понимаете в вере гораздо больше. Все изречения, которые Вы приводите, я читала (только не на сайте). И даже не задумываясь, отнесла их к вере православной. Сейчас столько информации появилось- и книги, и интернет. Нам, неискушенным, сложно порой разобраться. И Вы конечно правы, вера бывает разной. Мой духовник говорит: вы хоть советуйтесь, что читать, а то такого начитаетесь! А мы самовольничаем. Хочется всё читать. Ведь я училась в советское время, тогда никакой духовной литературы не было. А сейчас батюшка меня отругал, что я апокрифы читаю. Их действительно нельзя читать? Поздравляю батюшку Романа и всех- всех на этом сайте с РОЖДЕСТВОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ!!!

  • Ольга, не стоит просить прощения — хорошо, когда людям есть о чём поговорить, жалко только, если эти обсуждения причиняют кому-то боль. Тема Пушкина (и вообще классической литературы) традиционна для нашего сайта — обсуждали долго и горячо, а в последнее время мы даже решили приостановить публикации о Пушкине. Думаю, Вам стоит познакомиться со статьёй отца Романа «Ревнуя поревновах о Господе Бозе моем!» — это его ответ на письмо преподавательницы русской литературы. А чтобы Вам легче было принять написанное отцом Романом, приведу слова святителя Игнатия (Брянчанинова), сказанные о книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», которую в наше время называют духовной: «Она издает из себя и свет и тьму». Полностью прочитать письмо святителя Игнатия о книге Гоголя можно здесь: http://vetrovo.ru/inoi/bryanchaninov-o-gogole/ Сказанное им о Гоголе можно отнести и к другим писателям-классикам, хотя Гоголь, конечно, был более церковным человеком, чем многие из них.
    Поздравляю Вас и всех остальных читателей с Праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Давайте в праздничный день постараемся не огорчать друг друга!

  • Нижний Новгород

    Нина, посмотрите минут 5 это видео (больше — не стоит, так как и за это время Вам станет всё ясно). Его мне прислал человек, больше десяти лет изучающий Библию и называющий себя верующим.
    https://youtu.be/FSs5EAwlD4c
    Эти люди тоже читают Евангелие и тоже считают, что верят во Христа.
    Но разве можно считать этих людей православными? Верующими — да, но верят они не в того Христа, в которого верят православные, хотя и называют его тем же именем.

  • Рыбинск

    Людмила Николаевна, действительно это видео больше пяти минут смотреть невозможно! И всё понятно! Но это и верой трудно назвать. А вот статью отца Романа с удовольствием прочитала. С ним полностью согласна!

  • Нижний Новгород

    Самое удивительное, что эти видео с восторгом смотрят люди, считающие себя христианами. И не глупые, вроде, люди. Это ж надо так мозги себе замусорить в различных сектах. И молодежь в них затягивают.

  • Санкт-Петербург

    Люди меняются. Почему вы отказываете Пушкину в его изменении и нравах? Пушкин молодой и Пушкин в последние года перед смертью и на одре смерти — это разные люди. Он был такой же человек, как и все, не без грехов. Странные вопросы и ответы, если честно.

  • Анна, мы не отказываем Пушкину в покаянии. Слава Богу, что он покаялся, и это и должно бы стать для нас главным плодом его жизни. Однако Пушкина во всём мiре и особенно у нас в стране превозносят (и даже называют «нашим всем») не за его покаяние, а за произведения, в которых отразились его страсти. Мне очень нравятся слова отца Романа «Христос — наше всё». Мне кажется, ими вполне можно завершить очередной виток разговора о Пушкине.

  • Пенза

    «Пушкин пишет:
    В дверях эдема ангел нежный
    Главой поникшею сиял» (Георгий, иерей. 20.09.2020 в 16:07. МО). Ангел грустил, ему хотелось на шашлыки, а надо было бессменно стоять на боевом посту. У него было «внутреннее выгорание». Пушкин прекрасно знал психологию ангелов.

  • МО

    Ольга Сергеевна, позвольте мне Александра Вячеславовича поприветствовать. «Пушкин прекрасно знал психологию ангелов». (А. Буздалов). Конечно, ведь он был их собеседником. Вот другой его стих на тему «ангел в дверях эдема».

    И нет отрады мне — и тихо предо мной
    Встают два призрака младые,
    Две тени милые, — два данные судьбой
    Мне ангела во дни былые;
    Но оба с крыльями и с пламенным мечом.
    И стерегут… и мстят мне оба.
    И оба говорят мне мертвым языком
    О тайнах счастия и гроба.

    Ангелы у Пушкина говорят «мёртвым языком». Почему? «Две тени милые…» — с уверенностью можно назвать только одно имя — Амалии Ризнич. См. стихотворение «Под небом голубым страны своей родной».
    http://pushkin-lit.ru/pushkin/stihi/stih-573.htm
    Теперь понятно, почему один ангелов говорит «мёртвым языком о тайнах счастия и гроба». Потому он умер за три года до написания Пушкиным стихотворения «Воспоминание».

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!