col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. …Сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим!

Вчера было Благовещение Пресвятой Богородицы — престольный Праздник нашего Храма, и Божественную литургию возглавил митрополит. Народу было немало для нынешнего запустения — и постоянные прихожане, и незнакомые лица — те, кто пришёл в наш Храм именно ради Праздника, и очень многие причащались. Митрополит в проповеди хорошо сказал о том, что слова Архангела — Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою — говорят о том, что настоящая радость посещает человека именно потому и именно тогда, когда с ним пребывает Бог. Погода тоже была удивительна — в открытые окна Храма лился солнечный свет, струился весенний ветерок и даже виднелась нежная листва на деревьях. Но уходить не хотелось и после Службы: несколько раз направлялась к выходу и снова возвращалась — как будто вернулась на два десятка лет назад, когда пребывание в Храме дарило только радость и окрыляло. Вспомнились давние мысли о том, что в монастырь уходят не «от горя», как принято думать в мiру, а от радости и любви — наверное, просто вот так же не могут выйти из Храма.

В Храме так хорошо сейчас, может быть, ещё и потому, что это почти единственное место, над которым не властна «пандемия коронавируса». Если здесь и вспоминают о ней, то только в молитве или на проповеди — с призывом не быть малодушными. Здесь беспокойство оставляет душу, и потому так не хочется переступать порог и возвращаться в мiр встревоженных людей в медицинских масках, которые находятся в постоянном страхе перед чем-то невидимым.

Призна́юсь, самые страшные новости для меня — о том, что коронавирусом заражены московские священники; о том, что им заболел наместник Киево-Печерской Лавры, митрополит Павел, который недавно произнёс такую прекрасную проповедь о том, что не надо бояться; что от него, как сообщает ТАСС, умер сербский епископ. Уязвимость священников пробивает брешь в ощущении того, что в Церкви ты в совершенной безопасности, что ты с Богом и потому тебе ничего не грозит. От этого становится по-настоящему страшно, черно на душе — до тех пор, пока опять не окажешься в Храме и не обретёшь эту радость и лёгкость.

Пытаясь разрешить для себя этот вопрос, думаю, что священники — такие же люди, как все, и они подвержены болезням и смерти. Церковь не делает нас пуленепробиваемыми, но она даёт нам другое — возможность предать себя в руки Божии. Разве не завершаются ектении с многочисленными прошениями — об избавлении от скорби и ну́жды, о святых и безгрешных днях, о добром и полезном, о мире о покаянии — выражением желания предать свою жизнь и жизнь своих близких Богу? И разве не венчает все наши прошения просьба о христианской кончине? Сейчас у нас есть возможность предать свою жизнь в Божьи руки, есть возможность попытаться быть христианами — хотя, конечно же, каждый очень надеется, что Господь продлит ещё его дни. Но разве это не дело любви — полностью довериться Богу, Который сказал, что без воли Его и влас не падёт с головы? Разве, причащаясь, не слышим мы каждый раз слова священника: «Во оставление грехов и в Жизнь вечную»? В Жизнь, а не в смерть!

Да и начинается Литургия словами: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Пока идёт Литургия, мы в этом Царстве. А в Царстве Божием действительно нет ни коронавируса, ни страха, ни неволи, ни смерти — оно совершенно, и бояться там можно только того, что пришёл не в брачной одежде. Ведь мы рождены для того, чтобы быть в этом Царстве, и неужели не высота, не глубина, а жалкие страхи могут отлучить нас от Любви Христовой? Побудем в этом Царстве хотя бы немного, пока мы здесь, на земле, и будем уповать на то, что когда-нибудь перейдём в него навсегда. Если же Господь по любви Своей захочет забрать туда кого-то уже сейчас, то исполним то, о чём сами же столько раз говорили — весь живот наш Христу Богу предадим!

Понятно, что человеку неверующему такие мысли покажутся фанатичными и опасными. Понятно, почему власти предпочли бы, чтобы Храмы были закрыты — это разумно по меркам нехристианским, и по этим же меркам это желание заслуживает и похвалы, и поддержки. Но, как писал апостол Павел, немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 2:25). Мы забыли о том, что сама проповедь Крестной смерти и Воскресения — юродство для мiра, и что вся Евангельская история для неверующего ума — набор парадоксов. Так это же прекрасно, что у нас появилась возможность вспомнить об этом и попытаться понять, принимаем ли мы это на самом деле и в полной мере. Что ни говори, а Великий пост в этом году удался! И Воскресение не за горами.



Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
8 апреля 2020

Заметки на полях

  • Брянск

    Благодарим Вас, уважаемая Ольга Сергеевна. Очень тепло написано.
    Как никогда близки сердцу слова Спасителя: «созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16:18)
    Что касается тех самых «страшных» новостей — очень похоже на некую диверсию. (Памятуя о «новостях с фронта», невольно вспоминается, что на войне всегда есть диверсанты и провокаторы)
    Допустим, для того чтобы подорвать авторитет митрополита Павла, могли придумать, что Лавру посещал человек, у которого позже был обнаружен «коронавирус», в связи с этим — обязать как наместника, так и братию сдать тест, а дальше — ловкость рук…(ну кто это, в самом деле, может проверить результаты теста?) То же самое и с московскими священниками. Будто батюшка не может просто подхватить ОРВИ.
    Заметьте, что никто не отменял медицинской тайны. А это значит, что без согласия человека, никто не может распространять информацию, касающуюся его здоровья. Здесь мы имеем дело с обратным, имена священников и митрополита просклоняли уже на все лады…
    Но врагам и провокаторам все равно не одолеть Церкви Христовой. С Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!

  • Нижний Новгород

    Недавно, читая различные статьи о чудесах и знамениях, встретила интересную мысль, что если бы Бог творил явные чудеса, желая привести нас к вере, то это было бы нарушением нашей свободной воли, давлением на неё. Если бы священству, вопреки законам природы, удалось избежать действия вируса, это было бы слишком явное чудо. А преподобный Исаак Сирин по-другому объясняет это: «Господь во всякое время — близкий заступник к святым Своим, но без нужды не являет силы Своей каким-либо явным делом и знамением чувственным, чтобы заступление Его не сделалось как бы обычным для нас, чтоб мы не утратили должного благоговения к Нему, и оно не послужило для нас причиною вреда.»
    Мне тоже понравилась статья. Очень искренняя на мой взгляд.

  • Москва

    Ольга Сергеевна, спасибо за очень точные слова. Создается такое ощущение, что именно в эти дни Господь намного ближе к нам, это подтверждают и мои знакомые. В Храме сейчас особенно благостно, заходишь в него и выдыхаешь, что-то разжимается внутри. Душа отдыхает. И действительно, не хочется покидать его стены…Впервые я ощутила такую защищенность в Храме.
    Вы правы, Великий пост удался! Как никогда жду Воскресения!

  • Коломна

    Ольга Сергеевна, СПАСИБО!
    «Как никогда жду воскресения»!

  • Астрахань

    Спаси Бог Ольга Сергеевна!

  • Ереван

    Спаси Господи, Ольга Сергеевна!

  • Москва

    К слову о заболевших священниках из Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском в Москве, хочется привести обращение к прихожанам с сайта:

    У иерея Дмитрия Карпова выявлены симптомы коронавируской инфекции, но официально диагноз пока не подтвержден.

    Настоятель Храма протоиерей Георгий Бреев и иерей Дмитрий госпитализированы, а все остальные клирики храма находятся на самоизоляции.

    Тесты, которые протоиерей Георгий Бреев и протоиерей Сергий Тишкун прошли на коронавирус, 9 апреля дали отрицательный результат.

    В свою очередь сын настоятеля храма Николай Бреев сообщил, что протоиерей Георгий Бреев находится «в сознании, состояние средне-тяжелое, есть небольшая положительная динамика». «Как он сам сказал на своей странице в Facebook: «я альпинист-оптимист, карабкаюсь потихоньку».
    Диагноз короновирус подтвердился только у одного иерея (кстати, заразится он мог где угодно) Храм пока закрыт.

  • Санкт-Петербург

    Погубим и себя и друг друга — вот как звучит ваш заголовок. Даже море имеет берега. От «так хорошо сейчас» нужно вернуться в берега разума и перестать поступать безрассудно. Если заражения будут в церквях, то церкви будут закрыты. Сегодня у вас есть «радость и лёгкость», а завтра у страдальцев не будет поддержки и утешения. И куда пойдут люди, несущие тяжкий крест, отправляющиеся на работу, как на войну? Куда пойдут наркоманы, пьющие, игроманы, блудники, борющиеся с грехом, пытающиеся выкарабкаться, куда пойдут потерявшие близких?

  • Александр, а куда же сегодня идти борющимся с грехом блудникам и наркоманам — грешникам, от них же первая есть автор этой статьи?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа