col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Что рассказывают звёзды?

Недавно младший сын попросил перед сном:

— Прочитай мне какие-нибудь стихи.

На полу горела настольная лампа, за окном было темно — уже наступала ночь, и мне вспомнилось стихотворение Блока:

Ночь. Город угомонился.
За большим окном
Тихо и торжественно,
Как будто человек умирает.

Но там стоит просто грустный,
Расстроенный неудачей,
С открытым воротом,
И смотрит на звёзды.

«Звёзды, звёзды,
Расскажите причину грусти!»

И на звёзды смотрит.

«Звёзды, звёзды,
Откуда такая тоска?»

И звёзды рассказывают.
Всё рассказывают звёзды.

— А что рассказывают звёзды? — спросил сын, подумав.

— Конечно, это всё выдумк… — начала было я, но тут же осеклась: разве звёзды ни о чём не могут рассказать человеческому сердцу?

— Они рассказывают человеку о Боге, — сказала я. — Творение всегда может рассказать о своём Творце. Была, например, такая святая — великомученица Варвара. Отец заточил её в башню, и, глядя из этой башни на звёзды, на красоту ночного неба, она уверовала в Бога… Никто, кроме звёзд, не мог ей о Нём рассказать.

Сын принял моё объяснение молча, и с тех пор я часто мысленно возвращаюсь к этому разговору и думаю: об этом ли хотел сказать Блок в своём стихотворении? Ведь, читая его в юности, я никогда не думала, что оно о Боге, и видела в нём только выражение необъяснимой тоски.

Как пишет святитель Димитрий Ростовский в «Житии и страдании святой великомученицы Варвары», святая, взирая с башни на Божий мир, вопрошала служанок:

— Кто сотворил это? Чьею рукою все это создано?

И не верила, когда ей отвечали, что всё это создали золотые, серебряные и деревянные боги:

— Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут ни ходить ногами, ни делать руками?

И тогда в ответ на эти вопросы святой Варваре открылся Сам Бог.

И волхвы узнали о Рождении Христа, глядя на звёздное небо. Они пустились в путь и, придя в Иерусалим, вопрошали: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:2).

Бога можно обрести и задавая вопросы о себе, именно те, которые звучат в стихотворении Блока — в тихой и торжественной тишине, как в преддверии Вечности: «Расскажите причину грусти! Откуда такая тоска?» Такая тоска бывает от богооставленности, точнее, от того, что человек сам оставил Бога, и осознание этого – уже почти что Его обретение. «Всё рассказывают звёзды», — говорит Блок, но это «всё» не звучит утешительно и не похоже на апостольские слова будет Бог всё во всём (1 Кор. 15:28). Если звёзды действительно рассказывают о Боге, то почему автор не говорит об этом прямо и обрывает на этом месте стихотворение? Разве не хочет он поделиться с читателем благовестием? Знаю, для чего он умолкает: чтобы не развеивать тоску героя и читателя, горький и сладкий туман недосказанности. И, даже если звёзды рассказывали герою о Боге, мы никогда не узнаем об этом.

Житие святой великомученицы Варвары не обрывается в тот момент, когда она, глядя на звёзды, встретилась с Богом. И Евангелие не завершается на первых страницах, где звезда привела волхвов ко Христу. Обретение Бога — это не конец, а начало настоящей истории. Значит, я сказала сыну неправду, точнее — повернула стихотворение так, как мне было выгодно. Так могли бы его повернуть многие современные православные редакторы и режиссёры, если бы оно попалось им на глаза. Можно включить такое стихотворение в рождественский сборник, можно предварить им красивый фильм или мультфильм о Рождестве… Только это не будет правдой. Потому что точно так же можно начать им астрологический прогноз.

Чем неопределённее форма, туманнее смысл, тем проще читателю наполнить текст своим собственным содержанием. Каждому звёзды в стихотворении Блока рассказывают о своём: о богооставленности, о несчастной любви, потере друга, заваленном экзамене, о нехватке денег. Ставя на сцене пьесы Чехова, режиссёры могут наполнить реплики героев почти что любым содержанием. И песни Гребенщикова хороши для кого-то тем, что можно заставить его образы работать на себя, и наслаждаться собственными историями. Не так писали евангелисты и святые отцы. Преподобный Нил Сорский, если не мог, как ему казалось, подобрать нужное слово, переводя или переписывая жития, оставлял в рукописи пустое место и помечал – если кто-то, разумнее нас, поймёт, как здесь нужно сказать, пусть восполнит… Встретившись с Богом, человек забудет себя, не начнёт темнить или приукрашивать свой рассказ, а постарается сказать об этом так, чтобы его поняли.

Звёзды действительно рассказывают о Боге, но у них свой язык, и тот, кто понимает его, может сделать Божие дело — перевести их рассказ на язык человеческий. Мне кажется, это и есть дело настоящих поэтов. А если кто-то не может найти нужных слов, пусть промолчит, оставит в рукописи пустое место, и просто слагает то, что услышал, в своём сердце.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
12 января 2020

Заметки на полях

  • Башкирия

    Ольга Сергеевна, здравствуйте! Спасибо, что поделились своими мыслями. «Ставя на сцене пьесы Чехова, режиссёры могут наполнить реплики героев почти что любым содержанием. И песни Гребенщикова хороши для кого-то тем, что можно заставить его образы работать на себя, и наслаждаться собственными историями.» Люди, наверно, потому и любят ходить в музеи, театры, концерты, кино, что там идёт насыщение страстей. Ваши мысли, мне кажется, перекликаются с высказываниями актрисы Екатерины Васильевой, интервью с которой Вы недавно опубликовали на сайте (передача «Парсуна», канал Спас). Там она говорит: «Искусство взяло на себя функции Бога,» и ещё: «В искусстве заложена борьба с Богом.» Раньше я как-то и не задумывалась об этом…

  • Здравствуйте, Айгуль Талгатовна! По поводу театра уверена, что люди ходят туда именно за этим, да и художественную литературу часто именно для этого читают, хотя, может быть, и не отдают себе в этом отчёта. Если бы люди знали Бога, по-настоящему Им жили, им бы светское искусство уже не понадобилось. Мне понравилось выступление Екатерины Васильевой, но было её жаль: казалось, что она зачеркнула свою прошлую, доцерковную жизнь, но с ней не рассталась, и так и живёт с зачёркнутой, а это должно быть очень тяжело.

  • скопин рязанской области

    Благодарю Вас Ольга! Очень чётко Вы раскрыли смысл всех этих бредней классики, рока и др. «исскуства».

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!