col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Образ Божий в поэзии иеромонаха Романа

22 января в Издательском совете Русской Православной Церкви состоялась научно-практическая конференция «Образ Бога в современной литературе», в которой и мне довелось принять участие. Необычная формулировка темы наводила в первую очередь на мысли о литературе светской и даже фантастической, и действительно, во время выступлений не раз звучали имена не только Толкиена и Льюиса, но и Брэдбери и Лема. И всё же большинство участников склонялись к мысли о том, что о Боге в художественной литературе разумнее всего говорить, показывая действие Его Промысла в человеческой жизни, а митрополит Калужский и Боровский Климент в заключительном слове отметил, что даже пейзаж в книге может благовествовать о Создателе.

Предлагаю читателям познакомиться с моим докладом, который, возможно, несколько выбивался из общей канвы. Речь в нём шла о совершенно иной литературе, которую нельзя определить ни как светскую, ни как только церковную, — о поэзии иеромонаха Романа.

Фотография: Сайт Издательского совета Русской Православной Церкви

Имя иеромонаха Романа хорошо знакомо нам в основном благодаря его песнопениям, которые были широко известны в восьмидесятые-девяностые годы и звучали сначала в его собственном исполнении, а затем в исполнении многих профессиональных певцов, таких как, например, Жанна Бичевская или Олег Погудин. Продолжают они звучать и сегодня. Но сравнительно немногие знают, что, помимо песнопений, отцом Романом написано множество стихотворений, которые не были положены на музыку, и что он продолжает писать и сегодня. Мне бы хотелось сказать несколько слов о том, как открывается нам образ Божий именно в позднем, менее известном творчестве отца Романа.

Образ Бога, как и любой другой образ, может отразиться в чьём бы то ни было творчестве настолько, насколько он отражён в душе автора. Отражение этого образа, богообщение — это и есть главное дело жизни отца Романа как монаха и священника. Поэзия же — только отблеск этого служения, а также форма проповеди: живя в отдалённом скиту и избегая многолюдных собраний, он чаще всего обращается к пастве именно через стихотворные строки, которые затем оказываются напечатанными на страницах книг или, в последние годы, опубликованными в Интернете. Такое общение с паствой сродни духовной переписке, которую вели монахи минувших веков.

Когда мы познакомились с отцом Романом, для меня одним из открытий стало то, что в его поэзии нет вымысла: он и в творчество перенёс законы духовной жизни, в том числе заповедь Не лжесвидетельствуй (Мф. 19:18). Если это сюжетное стихотворение, значит, лежащая в его основе история произошла на самом деле, если лирика — значит, он попытался предельно правдиво передать мысли и чувства (как редактор его стихотворений могу подтвердить, что поиск одного слова иногда может длиться несколько дней). Далее, говоря о конкретных стихотворениях отца Романа, намеренно будут избегать термина «лирический герой», поскольку считаю, что голос, звучащий в них, равен его собственному.

Разумеется, нет никакого вымысла и в словах, сказанных отцом Романом о Боге или обращённых к Нему. Образ Божий в поэзии отца Романа — это плод, во-первых, многолетнего изучения Священного Писания и святых отцов, во-вторых — личного духовного опыта, покаянного и молитвенного. Каждый из нас понимает, что вымысел в молитве или исповеди обесценивает и то, и другое. Также понятно, что каждый настоящий пастырь, обращаясь к пастве с наставлением, старается быть предельно честным, и говорить не своё, но Божье слово, иначе свет в его словах будет перемешан с тьмою, как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов) о книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями».

Предлагаю вам послушать стихотворение «Всё Ты!», написанное в 2018 году, которое соединяет в себе черты благодарственной молитвы и духовного наставления. В эпиграфе отец Роман называет Бога теми именами, которые усваивает Ему Священное Писание и которыми Христос Сам именует Себя — Путь, Свет, Любовь, Жизнь, а затем в каждой строфе, обращаясь к читателю, раскрывает суть этих имён. Все эти имена написаны с прописной буквы.

ВСЁ ТЫ!

И Путь, и Свет, Любовь и Жизнь –
Всё Ты, Господь моей души!

Виновны ближние? Отнюдь.
И дальних обвинять негоже:
Когда бы не отвергли Путь,
Не гибли бы по бездорожьям.

В самом себе ищи ответ.
В потёмках падаем? Однако!
Покуда отражаем Свет,
Душа не полонится мраком.

Всегда по-Божьему живи,
И в малом не криви нимало.
Прильнули бы к Святой Любви,
Душа бы ввек не замерзала.

Печаль на Бога возложи
В невыносимый час печали.
Когда бы возлюбили Жизнь,
Душою бы не умирали.

24-25 июня 2018
Скит Ветрово

В эпиграфе автор говорит о Боге как о Господине своей души и именно эту наиважнейшую заповедь — возлюбить Господа Бога своего всем сердцем своим — предлагает в помощь тому, для кого Бог вторичен. При этом мы видим, что личный опыт автора подтверждает те свойства Божества, которые даны Писанием: он познал, что Господь действительно Путь, Свет, Любовь и Жизнь и ничего не прибавляет к этому, а только ищет слово для того, чтобы передать этот опыт читателю. Благодаря эмоциональной насыщенности и простоте слова текст этого стихотворения не превращается в сухой богословский трактат, хотя, безусловно, богословие в нём присутствует, как присутствует оно в церковной поэзии — творениях гимнографов.

Отцом Романом написано около двух тысяч стихотворений, и можно сказать, что Бог — это тема большинства из них. Понимая, что времени у меня мало, прочитаю ещё одно стихотворение, написанное в самом конце 2020 года. В нём образ Божий дан через картину преображённой природы, и оно является лишь одним в ряду подобных стихотворений отца Романа, где Творец постигается через творение.

ЗИМНЕЕ

Повелением Его скоро сыплется снег
(Сир. 43:14).

Как хорошо в заснеженном лесу
Поразмышлять о Вечном, помолиться,
Благодарить за зимнюю красу
И родниковой тишиной омыться.

У всех дерев особенная стать,
Кусты и те возвышенны и строги.
И ветви осыпают благодать,
Напоминая путнику о Боге.

Зело добро! И душу греет снег:
Всё в Духе, если в Духе человек.

27 декабря 2020
Скит Ветрово

Если в стихотворении «Всё Ты!» говорилось скорее о Боге Слове и образ Его раскрывался через Его имена, то здесь речь идёт более о третьем Лице Пресвятой Троицы — Духе Святом, Который даёт возможность человеку постигать Своё присутствие в мiре. Не случайны здесь и слова «зело добро», отсылающие нас к первой главе Книги Бытия, рассказывающей о сотворении мiра.

В скобках хотелось бы заметить, что снег в произведениях иеромонаха Романа — постоянно встречающийся образ, символ чистоты и благодати. Лично мне при чтении подобных стихотворений вспоминается «Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни» — если вы помните, беседа эта происходит в зимнем лесу, на обоих собеседников падает снег, но холода они не чувствуют, поскольку находятся в благодати Духа Святого. И образ человека, и образ мiра вокруг него обретают при этом черты обоженности.

Думаю, тема «Образ Божий в поэзии иеромонаха Романа» ждёт своих исследователей — не только филологов, но и богословов. Для самого же отца Романа важнее всего, как он сам говорит, «коснуться сердца другого человека, чтобы человек по этим стихам, как по мостику, стал пробираться в сторону Храма Божьего», а мы в свою очередь прилагаем усилия для того, чтобы его слово было услышано.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
23 января 2021

Заметки на полях

  • Волгоградская область

    Помощи Вам Божьей в Ваших трудах

  • Рыбинск

    Спасибо большое Вам, Ольга Сергеевна, за Ваш замечательный доклад!

  • Коломна

    Ольга Сергеевна, благодарим Вас сердечно!
    Ваши коломенцы.

  • Я из тех людей , которые воцерковляются через поэзию отца Романа и Ваши труды, Ольга Сергеевна!
    Примите слова искренней благодарности!

  • Тотьма

    Ольга Сергеевна, спасибо Вам, показавшей за несколько минут суть творчества батюшки отца Романа во славу Божию и обозначив, что тема «Образ Божий в поэзии иеромонаха Романа» ждёт своих исследователей — не только филологов, но и богословов.

  • МО

    Образ Божий в поэзии- это редкий Дар. Мало кто сможет повторить творчество отца Романа. Здесь чувствуется и молитвенный настрой и уединение, и безмолвие, и плоды созерцания творения Божьего (природы). Преобразуя свой опыт в своём сердце, отец Роман доносит его нам в доступной и очень понятной поэзии. Не имея возможности выбрать монашеский путь, я будто касаюсь тайны монашества через стихи отца Романа.

  • Тверь

    Прочла доклад до конца и начала читать снова. Так близко душе и мыслям то, о чём в нём говорится.
    Иногда бывает трудно сформулировать некоторые мысли, а здесь так всё хорошо изложено. Поэзия отца Романа действительно отражает Образ Творца: в человеке, в природе и во всём, что сотворено.
    Спасибо, Ольга Сергеевна, за Ваш труд!

  • Елена, отец Илия Ничипоров написал, что некоторые стихотворения отца Романа «являют редчайший в поэтическом творчестве, хотя и встречавшийся в ранней лирике отца Романа опыт частичной вербализации уединенного молитвенного делания монаха, его духовной брани и богообщения»:
    http://vetrovo.ru/about/nichiporov-poeziya-molitvy-i-boli/
    Большое спасибо всем за добрые слова! Хотелось бы, чтобы у многих открылись глаза на поэзию отца Романа (почти уверена, что когда-нибудь так и будет), но думаю, что её сокровенность от мiра в наше время не случайна.

    ЗАБЫТОСТЬ

    Не привлекают реки и озёра,
    Где многолюдство, теснота и гам.
    Большие воды радовали взоры,
    Пока не загрязнили берега.

    О человек, добро, что век твой краток!
    Беречь созданье — непосильный труд.
    Общедоступность — велий недостаток:
    Замусорят, заму́тят, заплюют.

    Мне нравятся забытые речушки,
    Текущие меж сосен и болот.
    Здесь пенье птиц и перечёт кукушки,
    И царство лилий к Небесам зовёт.

    Течёт вода и душу омывает,
    Целят благословенные места.
    И что в речушке этой привлекает?
    Она чиста!

    Иеромонах Роман
    14 июня 2018
    Скит Ветрово
    http://vetrovo.ru/zabytost/

  • Коломна

    СПАСИБО, Ольга Сергеевна!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа