col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Ольга Надпорожская. Сталиниана на «Русской народной линии»

Не слежу за всеми публикациями на «Русской народной линии», но в последнее время, просматривая заголовки, изумляюсь бесконечной «сталиниане», разворачивающейся на её страницах. На РНЛ и прежде публиковали хвалебные материалы о Сталине, но сейчас, в связи со 140-летием со дня его рождения, поток этих текстов стал непрерывным. Чего стоит опубликованная 23 ноября статья «Сталин был пострижен в монашество», под которой оставлено более пятисот комментариев. Самое удивительное то, что, во-первых, статья написана православным священником, а во-вторых, и некоторые читатели, и главный редактор РНЛ верят (или почти верят), что в ней рассказана подлинная история!

На днях в рубрике «К 140-летию со дня рождения И. В. Сталина» опубликовали цикл стихов нашей современницы Марии Сухоруковой, посвященных «Бате», затем – «Рязанскую быль» Николая Кокухина. Начинается «быль» так: «Эту правдивую и поучительную историю рассказала мне Анна Алексеевна Школьникова, староста храма Пресвятой Троицы, что в поселке Тума Рязанской епархии. Ей 77 лет, но, несмотря на преклонный возраст, у нее прекрасная память и редкая ясность мышления. Она услышала эту историю от своей мамы, Анны Леонтьевны, когда ей было пятнадцать лет. Я передаю этот рассказ, ничего в нем не изменяя, так, как он звучал 63 года назад».

Николай Кокухин – профессиональный писатель, много лет пишущий на церковные темы (мне доводилось читать его добротные очерки, посвящённые паломничеству – по Святой Земле, Сербии, Афону). Думаю, рассказ Анны Алексеевны он записал на диктофон и всё-таки обработал — следы литературного вмешательства очевидны. Анна же Алексеевна эту услышанную в 1955 году историю, несомненно, рассказывала очень много раз, отрабатывая детали и тоже по-своему доводя до совершенства. О том, как в пятидесятые годы рассказывала её мать Анны Алексеевны, судить трудно. Но, в любом случае, перед нами рассказ, полученный из третьих рук, который 63 года назад точно звучал по-другому.

В «Были» рассказывается о том, как в рязанском селе Туме в послевоенные годы женщины решили бороться за открытие Храма. Сначала поехали в Рязань к архиерею, а потом, по его благословению – в Москву, к Сталину. В Кремле им сразу удалось добиться встречи со Сталиным: он вышел к ним «в защитного цвета кителе военного покроя, такого же цвета брюках, в простых ботинках, строгий, подтянутый, прямой, со спокойным доброжелательным выражением лица… Вдруг он улыбнулся. Его лицо стало еще более привлекательным. В глазах промелькнула озорная смешинка». (Отчётливо вспоминается непременная деталь портрета Ленина: «а глаза добрые, с хитринкой».) Внимательно оглядев бедно одетых странниц и обратив внимание на их лапти, Сталин произнёс пространную, по-видимому, заранее подготовленную речь: «Если русский народ может плести такие легкие, красивые, добротные лапти, то он может и все остальное. Он может печь самый вкусный хлеб в мире, сочинить самую лучшую песню, родить самых талантливых детей, создать самый лучший подводный корабль, одержать победу в любой войне…». Поинтересовавшись, из какого материала плетут лапти у них в селе, Сталин поделился: для этого также можно использовать кору ракиты, ивы, вяза, тонкие корни, ветхие веревки, конские гривы, хвосты и солому; рассказал о технологии плетения; о названиях лаптей – обо всем этом он знал гораздо больше, чем его посетительницы. Затем добрый Сталин с лёгкостью согласился на открытие Храма: «Это очень хорошее дело. Русь без храма — это не Русь, а кладбище. Не очень-то приятно жить среди мертвецов».

Однако в селе местный «начальник» адресованное ему Сталиным письмо «повертел в руках, прочитал написанное, а потом резкими движениями разорвал его на мелкие кусочки и бросил их в лицо Акилине». (Здесь Анну Алексеевну слишком далеко завёл талант сказительницы. Порвать письмо от Сталина!.. Страшно представить себе, что было бы после этого. Однажды я слышала от одной бывшей заключенной историю о её тюремной приятельнице. Срок она получила так: на какой-то праздник ей преподнесли ножик из слоновой кости для разрезания бумаги. «Какой острый! – сказала она. – Этим ножиком можно и усы кому-нибудь сбрить!» После чего её осудили за подготовку покушения – понятно, на кого.) Однако терпеливые женщины вновь насобирали денег по окрестным деревням и поехали в Москву. Выслушав их рассказ, Сталин велел помощнику: «Выдай матушкам нужную бумагу и срочно позвони в Туму насчет храма. Задай баню этому начальнику». На этот раз у себя дома странницы были встречены с военным оркестром. (Вновь у рассказчицы разгулялась фантазия! Так и слышишь, как она «с озорной смешинкой» продолжает: «Думаем, что это такое? По какому поводу такое большое торжество? Какую-нибудь «шишку» встречают? Может, генерала, который отличился на войне?» Ан нет, это матушек встречают.) «Начальник» сияет, как пасхальное яйцо: «С приездом, мои дорогие сестры! Рад вас встретить на Рязанской земле!» Храм вернули, привели в порядок, возобновились богослужения: «Владыка вскорости прислал еще несколько священников, и у нас по воскресным дням стали совершаться две Литургии. На клиросе пели два хора. Так умилительно выводили наши старушки, что у меня платок от слез всегда мокрый был. Тума ожила, преобразилась! Кажется, даже воздух стал звонче и ядренее. Лица у людей просветлели, походка стала бодрей, взгляд веселее. Нелегко дался нам храм, но ведь не зря же говорят: вера и горы передвигает!»

Яркий и радостный рассказ, но в нём ощущается тот же дух, что и в рассказах о Ленине, которые все мы читали в детстве, погружаясь в мир качественного художественного вымысла:

«… Но когда рыбак вошел в кабинет, он немножко оробел, растерялся, все приготовленные слова выскочили у него из головы, и он решил преподнести рыбу после служебных разговоров.

И по этой причине пакет так и остался у него за спиной.

И вот стоит он в неудобной позе, с копченой рыбой позади, и докладывает Ленину, отчего плохо ловится рыба.

Ленин говорит:

─ Деньги мы вам дадим. И все просьбы ваши исполним. А вы, уж пожалуйста, ловите побольше рыбы, чтобы уменьшить голод среди населения.

Ленин попрощался с рыбаком. А тот, собравшись с духом, положил свою рыбу прямо на стол и говорит:

─ Тут для вас, Владимир Ильич… рыбешку поймали… Закоптили в лучшем виде…

И вдруг рыбак видит, что Владимир Ильич крайне недоволен. И даже нахмурился.

Рыбак смутился еще больше и сказал:

─ Уж пожалуйста, Владимир Ильич… Примите подарок…

Но Владимир Ильич не взял эту рыбу. Он строго сказал:

─ Благодарю вас, товарищ, но я не могу принять вашу рыбу. У нас в стране дети голодают. Напрасно вы мне ее привезли.

Рыбак окончательно смутился. Бормочет:

─ Закушайте, Владимир Ильич. Исключительно вкусная рыба. Поймали прямо в воде…

И вдруг рыбак видит, что Ленин позвонил.

«Мама дорогая, ─ думает рыбак, ─ что же это получилось?»

На звонок приходит секретарь.

Ленин говорит ему:

─ Вот что! Возьмите эту рыбу и пошлите ее в детский дом!

Увидев, что рыбак до крайности смущен, Ленин протянул ему руку и сказал:

─ От имени детей благодарю вас, товарищ, за подарок» . (Михаил Зощенко. «О том, как Ленину подарили рыбу».)

Отрицательный герой «Рязанской были» Николая Кокухина, переменчивый сельский «начальник», носит ту же фамилию, что и один современный писатель. В советское время он написал для детей книгу о Марксе и Энгельсе, а в постперестроечное пересказал для них же множество житий святых. Он не очень хорошо разбирается в реалиях церковной жизни и в том, что такое святость, но отлично умеет рассказывать истории, иногда добавляя к житиям кое-что от себя. И всё же главное, что в своём творчестве он движется вперёд: от рассказа об идеологах коммунизма – к рассказу о православных святых. А вот автор «Рязанской были», похоже, незаметно для себя совершает обратный путь: от Святой Земли к Советскому Союзу.

Под «Рязанской былью», опубликованной на «Русской народной линии», оставил комментарий некто Владислав:

«А я вам расскажу не сказку, а быль про некоторые храмы в округе. Всего в 10 км оттуда, в деревне Пятница, храм св. Параскевы Пятницы после войны так и не открыли, хотя священника туда назначили ещё в 43-м году, как раз после «памятной встречи» (прославленный ныне св. праведный Пётр Чельцов). Вместо этого его постоянно куда-нибудь гнали и сажали. Его сажали до войны, посадили и во время войны, потом посадили опять в 1949-м году, отпустили его из лагеря только при Хрущёве в 1955-м, когда он наконец то и добрался до своего храма, и с тех пор он не закрывался. С другой стороны, в 15 км от Тумы был храм Архангела Михаила до 37-го года, в 37-м священнику этого храма дали 10 лет лагерей, из которых он и не вернулся, храм же сломали. В 5 км оттуда был храм свт. Николая, его закрыли безвозвратно в 30-е годы, священника забрали чекисты, и он исчез навсегда. Далее, в 70 км оттуда, в той же Рязанской области, стоял Иоанно-Богословский монастырь, в 30-х годах всю братию вывезли в Карлаг, причём не только братию, но и практически всю деревню согнали, т.к. люди были верующие, и отправили то ли в Казахстан, толи в Сибирь безвозвратно. В опустелых домах же поселили из города всякую пьянь и дрянь, превратили процветающий край в край пьяный, где люди только матом могли разговаривать, монастырь только открыли в 88-м году, храм Архангела Михаила — в 90-м году.

Сталинизм — это лжерелигия, секта. Реальные факты говорят, что после войны опять начали сажать священников и закрывать церкви. Не случайно первые 7 лет при Хрущёве назвали оттепелью в сравнении со сталинскими послевоенными репрессиями. Из посланий и обращений патриарха Алексия (Симанского) и митр. Николая, сделанных после смерти Сталина, мы нигде не видим, что они молятся о спасении души Сталина. Есть лишь вынужденные восхваления его земных дел. А ведь кому, как не им, было бы известно, покаялся Сталин или нет. Но они не сочли допустимым говорить об упокоении его души. А если вы потрудитесь и откроете собрание сочинений Сталина за послевоенное время, то кроме махрового марксизма, призывов продолжать атеистическую пропаганду и необходимость борьбы с крестьянством, вы ничего не найдёте. И это вполне согласовалось с той политикой, которую он проводил в последние годы».

Думаю, назвав текст Николая Кокухина сказкой, Владислав был довольно близок к истине: ведь народная сказка – это «эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов», в данном случае – в литературной обработке. Интересно, что статья «Сталин был пострижен в монашество» построена по схожему принципу: некий печник (помните стихотворение Твардовского «Ленин и печник»?) рассказывает священнику «подлинную» историю, якобы услышанную им от патриарха Алексия II. На наших глазах и в этих, и в других материалах, опубликованных на РНЛ, создаётся новый миф о «православном Сталине». А вот то, о чем написал сам Владислав – не быль даже, а горькая хроника сталинских времен.

В заключение хочу сказать, что мне довелось общаться с известным православным писателем Валерием Лялиным, ныне уже покойным. Однажды после встречи с ним я записала его слова: «Нужно писать о неизбывном, о вечном, тогда Ваши произведения будут востребованы. Сколько людей писало о Ленине — и кто теперь читает все эти ленинианы?..» Думаю, у меня нет права адресовать от своего имени такие пожелания «Русской народной линии» и Николаю Кокухину, который намного старше и опытнее меня. Но пусть они примут их от Валерия Николаевича, действительно писавшего о вечном и неизбывном, а я с радостью присоединюсь. И еще решусь добавить: не надо путать бедных людей, они и так с трудом отличают правую руку от левой, хотя давно вышли из детского возраста. Сталин – слева, а Христос – справа, пожалуйста, не нужно сбивать никого с пути. И даже если вы всерьез считаете, что Сталин был православным монахом и защитником Церкви, всё же покажите людям путь не к нему, а ко Христу: тогда вы точно не ошибетесь.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
27 декабря 2018

Владимир Серов. Ходоки у В. И. Ленина. 1950

Заметки на полях

  • Ольга, Вы правильно всё написали, и пожелание верно. Но кто сам блуждает, тот и других вводит в заблуждение. Вячеслав в отзыве отобразил действительное, что происходило в то время.

  • Несколько лет тому назад отошёл ко Господу один из батюшек,живших в нашем селе,отец Феодор. Я не оговорилась,написав слово «живших», служить в храмах нашего района он начал уже после того, как вышел заштат, -большую часть своей священнической жизни отец Федор был гоним советскими властями, его отправляли служить в дальние районы,за сотни верст от дома и семьи. Он был редкостным Божиим человеком, истинным слугой Господним, его молитвами совершалось порой то, что в мире принято называть православным чудом. Мне посчастливилось несколько раз беседовать с отцом Феодором,
    и однажды разговор коснулся сталинских репрессий. И неожиданно батюшка поведал нам то, о чем никому ранее не рассказывал. Сталина он называл Джугашвили,настоящей его фамилией. Отец Феодор сказал так: «Я был семинаристом в то время,когда Джугашвили умер. Еще не было объявлено о его кончине,а он трижды являлся в мою келью с темной ратью,когда я стоял на молитве.Он просил меня: «Помолись обо мне, Федор». Трижды являлся и трижды произносил эти слова. Но я отвечал: отправляйся
    туда, где тебя ждут,со своей темной ратью». И добавил: «Джугашвили — людоед».

    Нас потрясло это откровение батюшки. Казалось бы, немилосердно и не по-христиански ответил он духу
    того,кто просил о молитве. Но ни на миг не возникло сомнения в правоте отца Феодора — ведь он тогда
    уже знал всю правду, которая постепенно, крупицами, открывается нам,рождённым и выросшим в иное
    время. (Отец Феодор имел благословение молиться о самоубийцах (за что нечисть явно мстила ему,— вся жизнь его — тяжелейшие испытания…) Но людоеду он дал отказ…) Редко батюшка рассказывал о своем духовном опыте, но этот его рассказ помню дословно и, зная батюшку, никогда не возникало никаких
    сомнений в том,было ли так. Да,БЫЛО. И прочитанная сегодня «Сталиниана» тому подтверждение.

    Ольга Сергеевна, если Вы посчитаете невозможным опубликовать мои воспоминания об отце Феодоре,
    всё-таки, не совсем обычный рассказ,кого-то может и смутить — пусть будет, как Вы посчитаете нужным,я не обижусь. Но прочитанное сильно всколыхнуло душу (хоть и многое известно), снова вспомнила этот
    случай «явления Джугашвили с темной ратью»… Благодарю от всей души за все,написанное Вами — сейчас
    это важно, как никогда…

  • Ольга спаси Христос!Прочитал статью и возрадовался!Так отрадно было читать Ваш труд, и соглашаться с каждой мыслью Вашей! Как хорошо, что есть хотя бы в чём то полное единомыслие! о.Роман порадовал произведением «Тоска по плену», теперь вот Вы этой статьёй! Праздник у меня Ольга, Пасха на душе!Спасибо Вам и о.Роману, и слава Богу!

  • Ольга, верно всё. Читаешь эти сказки и вначале возмущаешься, но ведь неправда это! Мне рассказывали случай в Новокузнецке. В начале 1950-х на здание заводоуправления КМК (Кузнецкий Металлургический Комбинат) решили повесить портрет Сталина. Он был очень большой и работавшие не справились и уронили его. Но в конце концов определили на место. К человеку, руководившему работами, вечером приехали из «конторы», чтобы арестовать, но опоздали… Он умер от разрыва сердца.
    После возмущения приходит успокоение и думаешь: бедные люди, как так можно жить с раскорякой сознания?!

  • В советское время истории, подобные «Рязанской были», заменяли собой житийные рассказы, как образы самих вождей заменяли святых. Люди, потерявшие Бога, искали, кому поклониться. Но что могут дать такие рассказы в наше время православным христианам? Неужели наша вера настолько поверхностна?

  • Ещё один момент. В русле «сталинианы» на РНЛ усилились нападки на русского писателя Александра Исаевича Солженицына. Человек, который в своё время не побоялся «встать из окопа», назвать чёрное чёрным, рассказать о страшном прошлом. Он и в эмиграции занял особую позицию, не поддаваясь на провокации Запада, диссидентов советского толка, советских особых органов. Его произведения по-своему поспособствовали слому коммунистической системы. Заставили вспоминать о прошлом, осознавать своё место в настоящем, делать выбор. Очень жаль, что редакция РНЛ (позиционируя себя как православный интернет-ресурс) размещает откровенно грязные статьи об Александре Исаевиче. Увещевания не помогают.
    На «Столетии» о нём очень добротная и мудрая статья Наталии Алексеевны Нарочницкой.

  • Редактор , 03.01.2019 в 01:24″»
    Да нет, скорее поверхностной была та «вера в светлое будущее человечества».
    Но и сегодня наша вера всё-таки во многом поверхностна. По многим причинам. Народ в душе сохранил веру православную. В отсутствие храмов и пастырей она превратилась в народную. Это тоже уникальный феномен нашей жизни. Мы с трудом привыкаем к службам в храмах, они с непривычки тяготят. Потому что современному человеку многое непонятно и требуется время для осмысления. Люди за многие десятилетия привыкли к «живой народной вере».

  • «Веру в светлое будущее» человеку прививали с пелёнок, и, видимо, у многих она срослась с душой, стала почти их плотью и кровью. А в Церковь большинство из нас пришли сравнительно недавно. Получается, что христианство как бы лежит на поверхности души, а в глубине её — идеалы прошлого. И, пока эти идеалы будут оставаться там, мир Христов не наполнит душу.

  • Здравствуйте! С недоумением прочитал на этом сайте о Сталине. Я думаю, что о нём надо писать или хорошо, или ничего совсем. За Сталина люди гибли на фронте. Зоя Космодемьянская говорила палачам: придёт Сталин-отомстит за меня. Власть ему досталась не по наследству. И он не был единоличным правителем России. Сын сапожника и прачки. Молодость провёл в тюрьмах, ссылках и на каторгах. Почти всю жизнь был одиноким. Лично не обогащался. Терял много родных и близких. Когда был жив Сталин, были запрещены аборты, Россия прирастала территориями и населением, множились города и сёла, Россия одержала Победу над фашизмом. Возродилось Православие. Сталин совершенно не виновен в репрессиях по отношению к Православному духовенству. Наоборот, он боролся с палачами, которые убивали священников, монахинь, крестьян. Сталин был отравлен. После его гибели сын его стал узником, а дочь-беженкой.

  • Сергей, как говорится в том же стихотворении «Тоска по плену», «был бы рад за людей, если б те не платили душой». И на советскую эпоху, и на личность Сталина мы стараемся смотреть с позиции православных христиан, для которых главное дело жизни — спасение души. Сталин возглавлял безбожное государство, и на годы его правления пришлись самые страшные гонения на Церковь — кто-то погибал физически, кто-то духовно. Вокруг него был создан культ личности, который должен был заменить (и для многих заменил) веру в Бога. И мы не можем согласиться с попытками возрождения этого культа, тем более руками людей, считающих себя верующими. Помешать мы им вряд ли сможем, но обязаны сказать своё слово.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.