МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Не слежу за всеми публикациями на «Русской народной линии», но в последнее время, просматривая заголовки, изумляюсь бесконечной «сталиниане», разворачивающейся на её страницах. На РНЛ и прежде публиковали хвалебные материалы о Сталине, но сейчас, в связи со 140-летием со дня его рождения, поток этих текстов стал непрерывным. Чего стоит опубликованная 23 ноября статья «Сталин был пострижен в монашество», под которой оставлено более пятисот комментариев. Самое удивительное то, что, во-первых, статья написана православным священником, а во-вторых, и некоторые читатели, и главный редактор РНЛ верят (или почти верят), что в ней рассказана подлинная история!

На днях в рубрике «К 140-летию со дня рождения И. В. Сталина» опубликовали цикл стихов нашей современницы Марии Сухоруковой, посвященных «Бате», затем – «Рязанскую быль» Николая Кокухина. Начинается «быль» так: «Эту правдивую и поучительную историю рассказала мне Анна Алексеевна Школьникова, староста храма Пресвятой Троицы, что в поселке Тума Рязанской епархии. Ей 77 лет, но, несмотря на преклонный возраст, у нее прекрасная память и редкая ясность мышления. Она услышала эту историю от своей мамы, Анны Леонтьевны, когда ей было пятнадцать лет. Я передаю этот рассказ, ничего в нем не изменяя, так, как он звучал 63 года назад».

Николай Кокухин – профессиональный писатель, много лет пишущий на церковные темы (мне доводилось читать его добротные очерки, посвящённые паломничеству – по Святой Земле, Сербии, Афону). Думаю, рассказ Анны Алексеевны он записал на диктофон и всё-таки обработал — следы литературного вмешательства очевидны. Анна же Алексеевна эту услышанную в 1955 году историю, несомненно, рассказывала очень много раз, отрабатывая детали и тоже по-своему доводя до совершенства. О том, как в пятидесятые годы рассказывала её мать Анны Алексеевны, судить трудно. Но, в любом случае, перед нами рассказ, полученный из третьих рук, который 63 года назад точно звучал по-другому.

В «Были» рассказывается о том, как в рязанском селе Туме в послевоенные годы женщины решили бороться за открытие Храма. Сначала поехали в Рязань к архиерею, а потом, по его благословению – в Москву, к Сталину. В Кремле им сразу удалось добиться встречи со Сталиным: он вышел к ним «в защитного цвета кителе военного покроя, такого же цвета брюках, в простых ботинках, строгий, подтянутый, прямой, со спокойным доброжелательным выражением лица… Вдруг он улыбнулся. Его лицо стало еще более привлекательным. В глазах промелькнула озорная смешинка». (Отчётливо вспоминается непременная деталь портрета Ленина: «а глаза добрые, с хитринкой».) Внимательно оглядев бедно одетых странниц и обратив внимание на их лапти, Сталин произнёс пространную, по-видимому, заранее подготовленную речь: «Если русский народ может плести такие легкие, красивые, добротные лапти, то он может и все остальное. Он может печь самый вкусный хлеб в мире, сочинить самую лучшую песню, родить самых талантливых детей, создать самый лучший подводный корабль, одержать победу в любой войне…». Поинтересовавшись, из какого материала плетут лапти у них в селе, Сталин поделился: для этого также можно использовать кору ракиты, ивы, вяза, тонкие корни, ветхие веревки, конские гривы, хвосты и солому; рассказал о технологии плетения; о названиях лаптей – обо всем этом он знал гораздо больше, чем его посетительницы. Затем добрый Сталин с лёгкостью согласился на открытие Храма: «Это очень хорошее дело. Русь без храма — это не Русь, а кладбище. Не очень-то приятно жить среди мертвецов».

Однако в селе местный «начальник» адресованное ему Сталиным письмо «повертел в руках, прочитал написанное, а потом резкими движениями разорвал его на мелкие кусочки и бросил их в лицо Акилине». (Здесь Анну Алексеевну слишком далеко завёл талант сказительницы. Порвать письмо от Сталина!.. Страшно представить себе, что было бы после этого. Однажды я слышала от одной бывшей заключенной историю о её тюремной приятельнице. Срок она получила так: на какой-то праздник ей преподнесли ножик из слоновой кости для разрезания бумаги. «Какой острый! – сказала она. – Этим ножиком можно и усы кому-нибудь сбрить!» После чего её осудили за подготовку покушения – понятно, на кого.) Однако терпеливые женщины вновь насобирали денег по окрестным деревням и поехали в Москву. Выслушав их рассказ, Сталин велел помощнику: «Выдай матушкам нужную бумагу и срочно позвони в Туму насчет храма. Задай баню этому начальнику». На этот раз у себя дома странницы были встречены с военным оркестром. (Вновь у рассказчицы разгулялась фантазия! Так и слышишь, как она «с озорной смешинкой» продолжает: «Думаем, что это такое? По какому поводу такое большое торжество? Какую-нибудь «шишку» встречают? Может, генерала, который отличился на войне?» Ан нет, это матушек встречают.) «Начальник» сияет, как пасхальное яйцо: «С приездом, мои дорогие сестры! Рад вас встретить на Рязанской земле!» Храм вернули, привели в порядок, возобновились богослужения: «Владыка вскорости прислал еще несколько священников, и у нас по воскресным дням стали совершаться две Литургии. На клиросе пели два хора. Так умилительно выводили наши старушки, что у меня платок от слез всегда мокрый был. Тума ожила, преобразилась! Кажется, даже воздух стал звонче и ядренее. Лица у людей просветлели, походка стала бодрей, взгляд веселее. Нелегко дался нам храм, но ведь не зря же говорят: вера и горы передвигает!»

Яркий и радостный рассказ, но в нём ощущается тот же дух, что и в рассказах о Ленине, которые все мы читали в детстве, погружаясь в мир качественного художественного вымысла:

«… Но когда рыбак вошел в кабинет, он немножко оробел, растерялся, все приготовленные слова выскочили у него из головы, и он решил преподнести рыбу после служебных разговоров.

И по этой причине пакет так и остался у него за спиной.

И вот стоит он в неудобной позе, с копченой рыбой позади, и докладывает Ленину, отчего плохо ловится рыба.

Ленин говорит:

─ Деньги мы вам дадим. И все просьбы ваши исполним. А вы, уж пожалуйста, ловите побольше рыбы, чтобы уменьшить голод среди населения.

Ленин попрощался с рыбаком. А тот, собравшись с духом, положил свою рыбу прямо на стол и говорит:

─ Тут для вас, Владимир Ильич… рыбешку поймали… Закоптили в лучшем виде…

И вдруг рыбак видит, что Владимир Ильич крайне недоволен. И даже нахмурился.

Рыбак смутился еще больше и сказал:

─ Уж пожалуйста, Владимир Ильич… Примите подарок…

Но Владимир Ильич не взял эту рыбу. Он строго сказал:

─ Благодарю вас, товарищ, но я не могу принять вашу рыбу. У нас в стране дети голодают. Напрасно вы мне ее привезли.

Рыбак окончательно смутился. Бормочет:

─ Закушайте, Владимир Ильич. Исключительно вкусная рыба. Поймали прямо в воде…

И вдруг рыбак видит, что Ленин позвонил.

«Мама дорогая, ─ думает рыбак, ─ что же это получилось?»

На звонок приходит секретарь.

Ленин говорит ему:

─ Вот что! Возьмите эту рыбу и пошлите ее в детский дом!

Увидев, что рыбак до крайности смущен, Ленин протянул ему руку и сказал:

─ От имени детей благодарю вас, товарищ, за подарок» . (Михаил Зощенко. «О том, как Ленину подарили рыбу».)

Отрицательный герой «Рязанской были» Николая Кокухина, переменчивый сельский «начальник», носит ту же фамилию, что и один современный писатель. В советское время он написал для детей книгу о Марксе и Энгельсе, а в постперестроечное пересказал для них же множество житий святых. Он не очень хорошо разбирается в реалиях церковной жизни и в том, что такое святость, но отлично умеет рассказывать истории, иногда добавляя к житиям кое-что от себя. И всё же главное, что в своём творчестве он движется вперёд: от рассказа об идеологах коммунизма – к рассказу о православных святых. А вот автор «Рязанской были», похоже, незаметно для себя совершает обратный путь: от Святой Земли к Советскому Союзу.

Под «Рязанской былью», опубликованной на «Русской народной линии», оставил комментарий некто Владислав:

«А я вам расскажу не сказку, а быль про некоторые храмы в округе. Всего в 10 км оттуда, в деревне Пятница, храм св. Параскевы Пятницы после войны так и не открыли, хотя священника туда назначили ещё в 43-м году, как раз после «памятной встречи» (прославленный ныне св. праведный Пётр Чельцов). Вместо этого его постоянно куда-нибудь гнали и сажали. Его сажали до войны, посадили и во время войны, потом посадили опять в 1949-м году, отпустили его из лагеря только при Хрущёве в 1955-м, когда он наконец то и добрался до своего храма, и с тех пор он не закрывался. С другой стороны, в 15 км от Тумы был храм Архангела Михаила до 37-го года, в 37-м священнику этого храма дали 10 лет лагерей, из которых он и не вернулся, храм же сломали. В 5 км оттуда был храм свт. Николая, его закрыли безвозвратно в 30-е годы, священника забрали чекисты, и он исчез навсегда. Далее, в 70 км оттуда, в той же Рязанской области, стоял Иоанно-Богословский монастырь, в 30-х годах всю братию вывезли в Карлаг, причём не только братию, но и практически всю деревню согнали, т.к. люди были верующие, и отправили то ли в Казахстан, толи в Сибирь безвозвратно. В опустелых домах же поселили из города всякую пьянь и дрянь, превратили процветающий край в край пьяный, где люди только матом могли разговаривать, монастырь только открыли в 88-м году, храм Архангела Михаила — в 90-м году.

Сталинизм — это лжерелигия, секта. Реальные факты говорят, что после войны опять начали сажать священников и закрывать церкви. Не случайно первые 7 лет при Хрущёве назвали оттепелью в сравнении со сталинскими послевоенными репрессиями. Из посланий и обращений патриарха Алексия (Симанского) и митр. Николая, сделанных после смерти Сталина, мы нигде не видим, что они молятся о спасении души Сталина. Есть лишь вынужденные восхваления его земных дел. А ведь кому, как не им, было бы известно, покаялся Сталин или нет. Но они не сочли допустимым говорить об упокоении его души. А если вы потрудитесь и откроете собрание сочинений Сталина за послевоенное время, то кроме махрового марксизма, призывов продолжать атеистическую пропаганду и необходимость борьбы с крестьянством, вы ничего не найдёте. И это вполне согласовалось с той политикой, которую он проводил в последние годы».

Думаю, назвав текст Николая Кокухина сказкой, Владислав был довольно близок к истине: ведь народная сказка – это «эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов», в данном случае – в литературной обработке. Интересно, что статья «Сталин был пострижен в монашество» построена по схожему принципу: некий печник (помните стихотворение Твардовского «Ленин и печник»?) рассказывает священнику «подлинную» историю, якобы услышанную им от патриарха Алексия II. На наших глазах и в этих, и в других материалах, опубликованных на РНЛ, создаётся новый миф о «православном Сталине». А вот то, о чем написал сам Владислав – не быль даже, а горькая хроника сталинских времен.

В заключение хочу сказать, что мне довелось общаться с известным православным писателем Валерием Лялиным, ныне уже покойным. Однажды после встречи с ним я записала его слова: «Нужно писать о неизбывном, о вечном, тогда Ваши произведения будут востребованы. Сколько людей писало о Ленине — и кто теперь читает все эти ленинианы?..» Думаю, у меня нет права адресовать от своего имени такие пожелания «Русской народной линии» и Николаю Кокухину, который намного старше и опытнее меня. Но пусть они примут их от Валерия Николаевича, действительно писавшего о вечном и неизбывном, а я с радостью присоединюсь. И еще решусь добавить: не надо путать бедных людей, они и так с трудом отличают правую руку от левой, хотя давно вышли из детского возраста. Сталин – слева, а Христос – справа, пожалуйста, не нужно сбивать никого с пути. И даже если вы всерьез считаете, что Сталин был православным монахом и защитником Церкви, всё же покажите людям путь не к нему, а ко Христу: тогда вы точно не ошибетесь.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
27 декабря 2018

Владимир Серов. Ходоки у В. И. Ленина. 1950

Заметки на полях

  • Н.С. Михаил , 27.12.2018 в 14:39

    Ольга, Вы правильно всё написали, и пожелание верно. Но кто сам блуждает, тот и других вводит в заблуждение. Вячеслав в отзыве отобразил действительное, что происходило в то время.

  • Мария , 28.12.2018 в 00:22

    Несколько лет тому назад отошёл ко Господу один из батюшек,живших в нашем селе,отец Феодор. Я не оговорилась,написав слово «живших», служить в храмах нашего района он начал уже после того, как вышел заштат, -большую часть своей священнической жизни отец Федор был гоним советскими властями, его отправляли служить в дальние районы,за сотни верст от дома и семьи. Он был редкостным Божиим человеком, истинным слугой Господним, его молитвами совершалось порой то, что в мире принято называть православным чудом. Мне посчастливилось несколько раз беседовать с отцом Феодором,
    и однажды разговор коснулся сталинских репрессий. И неожиданно батюшка поведал нам то, о чем никому ранее не рассказывал. Сталина он называл Джугашвили,настоящей его фамилией. Отец Феодор сказал так: «Я был семинаристом в то время,когда Джугашвили умер. Еще не было объявлено о его кончине,а он трижды являлся в мою келью с темной ратью,когда я стоял на молитве.Он просил меня: «Помолись обо мне, Федор». Трижды являлся и трижды произносил эти слова. Но я отвечал: отправляйся
    туда, где тебя ждут,со своей темной ратью». И добавил: «Джугашвили — людоед».

    Нас потрясло это откровение батюшки. Казалось бы, немилосердно и не по-христиански ответил он духу
    того,кто просил о молитве. Но ни на миг не возникло сомнения в правоте отца Феодора — ведь он тогда
    уже знал всю правду, которая постепенно, крупицами, открывается нам,рождённым и выросшим в иное
    время. (Отец Феодор имел благословение молиться о самоубийцах (за что нечисть явно мстила ему,— вся жизнь его — тяжелейшие испытания…) Но людоеду он дал отказ…) Редко батюшка рассказывал о своем духовном опыте, но этот его рассказ помню дословно и, зная батюшку, никогда не возникало никаких
    сомнений в том,было ли так. Да,БЫЛО. И прочитанная сегодня «Сталиниана» тому подтверждение.

    Ольга Сергеевна, если Вы посчитаете невозможным опубликовать мои воспоминания об отце Феодоре,
    всё-таки, не совсем обычный рассказ,кого-то может и смутить — пусть будет, как Вы посчитаете нужным,я не обижусь. Но прочитанное сильно всколыхнуло душу (хоть и многое известно), снова вспомнила этот
    случай «явления Джугашвили с темной ратью»… Благодарю от всей души за все,написанное Вами — сейчас
    это важно, как никогда…

  • Николай, Белгород , 30.12.2018 в 18:20

    Ольга спаси Христос!Прочитал статью и возрадовался!Так отрадно было читать Ваш труд, и соглашаться с каждой мыслью Вашей! Как хорошо, что есть хотя бы в чём то полное единомыслие! о.Роман порадовал произведением «Тоска по плену», теперь вот Вы этой статьёй! Праздник у меня Ольга, Пасха на душе!Спасибо Вам и о.Роману, и слава Богу!

  • Владимир Иванович, Абаза , 03.01.2019 в 00:06

    Ольга, верно всё. Читаешь эти сказки и вначале возмущаешься, но ведь неправда это! Мне рассказывали случай в Новокузнецке. В начале 1950-х на здание заводоуправления КМК (Кузнецкий Металлургический Комбинат) решили повесить портрет Сталина. Он был очень большой и работавшие не справились и уронили его. Но в конце концов определили на место. К человеку, руководившему работами, вечером приехали из «конторы», чтобы арестовать, но опоздали… Он умер от разрыва сердца.
    После возмущения приходит успокоение и думаешь: бедные люди, как так можно жить с раскорякой сознания?!

  • Редактор , 03.01.2019 в 01:24

    В советское время истории, подобные «Рязанской были», заменяли собой житийные рассказы, как образы самих вождей заменяли святых. Люди, потерявшие Бога, искали, кому поклониться. Но что могут дать такие рассказы в наше время православным христианам? Неужели наша вера настолько поверхностна?

  • Владимир Иванович, Абаза , 03.01.2019 в 01:48

    Ещё один момент. В русле «сталинианы» на РНЛ усилились нападки на русского писателя Александра Исаевича Солженицына. Человек, который в своё время не побоялся «встать из окопа», назвать чёрное чёрным, рассказать о страшном прошлом. Он и в эмиграции занял особую позицию, не поддаваясь на провокации Запада, диссидентов советского толка, советских особых органов. Его произведения по-своему поспособствовали слому коммунистической системы. Заставили вспоминать о прошлом, осознавать своё место в настоящем, делать выбор. Очень жаль, что редакция РНЛ (позиционируя себя как православный интернет-ресурс) размещает откровенно грязные статьи об Александре Исаевиче. Увещевания не помогают.
    На «Столетии» о нём очень добротная и мудрая статья Наталии Алексеевны Нарочницкой.

  • Владимир Иванович, Абаза , 03.01.2019 в 02:00

    Редактор , 03.01.2019 в 01:24″»
    Да нет, скорее поверхностной была та «вера в светлое будущее человечества».
    Но и сегодня наша вера всё-таки во многом поверхностна. По многим причинам. Народ в душе сохранил веру православную. В отсутствие храмов и пастырей она превратилась в народную. Это тоже уникальный феномен нашей жизни. Мы с трудом привыкаем к службам в храмах, они с непривычки тяготят. Потому что современному человеку многое непонятно и требуется время для осмысления. Люди за многие десятилетия привыкли к «живой народной вере».

  • Редактор , 03.01.2019 в 10:01

    «Веру в светлое будущее» человеку прививали с пелёнок, и, видимо, у многих она срослась с душой, стала почти их плотью и кровью. А в Церковь большинство из нас пришли сравнительно недавно. Получается, что христианство как бы лежит на поверхности души, а в глубине её — идеалы прошлого. И, пока эти идеалы будут оставаться там, мир Христов не наполнит душу.

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на