col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Не нужно о Церкви судить по торговцам

Отвечая на нападки, мы часто говорим, что на Церковь нельзя смотреть только как на «общественный институт», которому присущи те же черты, что и остальному обществу. Церковь, объясняем мы, это Царство не от мiра сего, Богочеловеческий организм, глава которого – Христос. И слышим в ответ: «И где же эта ваша идеальная Церковь»? То, что наши собеседники не видят, не понимают Таинственной жизни Церкви – это их беда. Но ведь и у нас есть беда: наши пороки, которые подвергаются осмеянию именно потому, что принадлежат нам — людям «не от мiра сего», которые, по словам святого Амвросия Оптинского, «должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх».

Очередным поводом для осмеяния Церкви стал бюстик Путина «из бивня мамонта», продающийся в церковной лавке Троице-Сергиевой Лавры. «Я даже не сразу понял, — пишет автор заметки в altgazeta.ru. — Подумал, какой еще Путин может продаваться в церкви? Там же, вроде, торгуют предметами религиозного культа и поклонения верующих в Христа». Но, пройдясь по лавкам Лавры, автор действительно увидел и бюстик Путина за двадцать семь тысяч, и «подарочный набор» (кажется, фляжка и рюмки) за сорок пять, и наручные часы за пятьдесят три. «На ценниках покрупнее написано не «цена», а «сумма пожертвования», — отмечает наблюдательный, хотя и не очень грамотный автор. — При чем, таких лавок в лавре и на прилегающей к ней территории больше десятка. А еще есть лавки и магазины монастырских продуктов, книг и цветов. Монастырские трапезные, рестораны, гостиницы, парковки и экскурсии с платным «благословлением» использования фотоаппарата на территории этого памятника истории и культуры».

Что же ответить ему на это? Что в Лавре он не заметил главного – Свято-Троицкого собора с мощами преподобного Сергия Радонежского, игумена Русской земли? Что святой Сергий, поселившись на этом месте, своими руками построил первую деревянную церковку, и позже, когда вокруг него собралась чтившая его братия, по-прежнему носил убогую одежду, сам рубил дрова, носил воду, пек хлеб и иногда по несколько дней оставался без еды? Что сегодня и в Троицком соборе, и в других лаврских Храмах ежедневно служится Божественная литургия, совершается Таинство Евхаристии, и автор заметки сам может прийти туда с покаянным сердцем? Что Православие – там, в Храме, у аналоя с Крестом и Евангелием, а не в лавке, где продается бюст президента и малахитовые часы? Но у него уже сложилось личное впечатление, Церковь для него – большая лавка и, как и многие другие, он не собирается приходить сюда с какими-то духовными поисками. Как и мы не пойдем молиться в ювелирный салон.

В конце текста автор раскрывает нам свой главный секрет: оказывается, у производителя этот бюстик Путина можно купить всего за 15 тысяч рублей! «Получается, рясаносы из лавры наваривают на её продаже 12 тысяч рублей (80% от стоимости)», — заключает он.

Под этой заметкой оставлено много комментариев, но вполне исчерпывающим стал уже первый из них: И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21:12-13).

Только, в очередной раз справедливо вспоминая эти слова, мы забываем одно: когда Господь изгнал продающих и покупающих, Храм не остался пустым. Ведь там ещё были молящиеся, и Сам Христос, и Его апостолы – а это и есть Церковь. Не нужно судить о ней по торговцам, которые вновь расставляют свои столы.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
15 ноября 2018

Заметки на полях

  • Вроде и смешно с выводов этого «прихожанина», но и сердце так сжалось, обидно как-то. Видимо потому, что подобные выводы в обществе часто на слуху. Вплоть до анекдотов в газетах. А что им сказать? Ведь слепой из окна может видеть глубокую красоту природы, а зрячий — серую стену. Как писал отец Роман в стихе » У старца» — «Что мы можем? Только плакать!»
    Господь знает кого когда призвать. Кого в 1-й час, кого в 3-й, кого в 6-й, в 9-й и в 11-й.
    Будем уповать на милость Божию и да призовёт каждого в свой час в Свой виноградник!

  • Верно, в отличие от того автора, в Лавру шли прежде всего к Сергию Радонежскому.
    Вот как написал в своем стихотворении о. Тихон-Пантелеимон (Агриков), ещё когда он только поступил в монастырь.В этих строчках выражены чувства к Игумену земли Русской, которому он, конечно, старался подражать своей жизнью.

    У раки Преподобного Сергия

    Вот гроб Преподобного в церкви стоит,
    И всех приходящих к себе он целит.

    Лежит в нем угодничек Божий святой.
    И как бы веками всегда он живой.

    Давно он уж жил на греховной земле,
    И многих тогда привлекал он к себе.

    Творил он добро, исцеляя недуг,
    Страдающим телом и духом был друг.

    Он всех утешал, утирая слезу,
    Кто с верою ведал ему всю беду.

    Полумрак во храме разлился вокруг,
    А старец лежит как священный сосуд.

    Мерцают лампады , их благостный свет
    Чуть-чуть освещает пришедших от бед…

    Их много вокруг , все с нуждой и тоской,
    Все ищут себе здесь блаженный покой.

    Жизнь мира тяжелою ношей легла
    На их изболевшие скорбью сердца.

    Стоят они тихо пред ракой святой,
    Утешитель Сергий , ты русский, ты свой,

    Как трудно нам жить средь греха, суеты,
    Кто может помочь нам, кто внемлет, как ты?

    Из дальних краев мы пришли все к тебе,
    Неся свои скорби, грехи на себе.

    Услышь нас, Угодничек Божий святой,
    Ты всех наделял здесь своей добротой.

    Нам тяжко в грехе, наш губитель злой дух
    Нисколь не жалеет, всех губит вокруг.

    Стоят и вздыхают пред ракой святой,
    Услышит ли Сергий? Пошлет ли покой?

    Полумрак во храме разлился вокруг,
    А Сергий лежит — благодатный сосуд.

    Он слышит, он видит скорбящих детей,
    И всех он объемлет любовью своей,

    Всем хочет помочь, приютить, обласкать,
    Скорбящему сердцу свой мир ниспослать.

    О, русские люди, вздохните душой,
    Великий у вас покровитель есть свой.

    Всегда он печется о Русской земле,
    Готов ее скорби нести на себе…

    Вот гроб преподобного в церкви стоит,
    Скорбящих, недужных к себе он манит.

    1956 г.

  • Как можно делать такие легкомысленные выводы: «когда Господь изгнал продающих и покупающих, Храм не остался пустым». Разве христиане не знают. что между изгнанием торговцев из храма и словами Христа «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38) прошло совсем немного времени, а далее последовало Бога убийство. Торговля в храме, да еще и такая похабная — страшный признак смертельного недуга и повод дает лишь для слез.

  • Sawwa, и в ветхозаветные времена Храм не был только местом торговли. Из Евангелия и Священного Предания мы знаем, что туда приходили праведные Иоаким и Анна, там воспитывалась Пресвятая Богородица, пребывали святой Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Там первосвященнику Захарии явился Ангел Господень. И Господь, оставшись в Храме в возрасте двенадцати лет, сказал искавшим Его родителям: Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2:49). Господь изгнал из Храма продающих и покупающих, но те, кто любил Его, остались рядом с Ним. Ветхозаветный Храм стал пуст после Распятия Христова (по воле самих людей, отвергших его Хозяина) и был разрушен, потому что стал ненужным. Но была основана Церковь, в которую вошли все те, чьи имена названы выше. И, если в Церкви продают и покупают, то это признак недуга тех, кто это делает, а не Церкви как Тела Христова. Чтобы судить о Церкви, нужно смотреть не на торговцев, которые, не сознавая того, опять хотят превратить Храмы в вертепы разбойников и соблазняют нецерковных людей. Нужно смотреть на святых, которые есть и будут с Богом.

    Недавно один петербургский священник сказал в проповеди приблизительно следующее: «Господь, глядя на великолепие Иерусалимского Храма, сказал ученикам: Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено (Лк. 21:6). И действительно – народ Израильский не принял Христа, и вскоре пришли римляне и не оставили там камня на камне. Не так ли было в России до революции? Сколько у нас было прекрасных Храмов, монастырей, какой сильной, величественной казалась наша земля! И всё это великолепие было разрушено, потому что люди забыли Бога. В Храм, может быть, они ходили, но подлинную, живую веру утратили. Не то же ли происходит и сейчас? Сколько Храмов восстановлено, сколько строится! Но для чего люди ходят туда? К Богу ли они идут? Если нет, не будет ли всё снова разрушено?» Думаю, наша задача – идти к Богу самим и стараться, по возможности, помочь найти этот путь кому-то еще. И верить во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Конечно, хотелось бы, чтобы из Храма были изгнаны торговцы, но это не каждому по плечу – недаром в Евангельские времена это сделал Сам Господь.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок