col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Кто мы?

В конце марта, когда вышло распоряжение губернатора о закрытии Храмов, а богослужения всё же продолжились, неизвестный перелез ночью через церковную ограду и оставил надпись на алтарной части стены: «БОГА НЕТ ЕСТЬ ТОЛЬКО ДЕНЬГИ». На ограде он же нарисовал перевернутые кресты. Стало не по себе, а после подумалось: несчастный поделился собственными переживаниями — это для него Бога нет, а он видит собственное неверие в других, как все мы замечаем в людях те грехи, от которых страдаем сами. Богослужения, по его мнению, продолжились потому, что священники не захотели «прикрыть бизнес». Позже пришло в голову: да это же слова Иуды, продавшего Христа за тридцать сребреников. Люди идут ко Христу по любви, как труждающиеся и обремененные, а кто-то, не веря, хочет узнать, сколько получат за это апостолы. Позже, на Страстной и на Пасху, когда двери Храма всё же были закрыты для большинства, «теория Иуды» не оправдалась: в Храме действительно остались только церковнослужители и «волонтёры» — люди в основном небогатые, служащие Церкви по большей части не кошельком.

В Великую Субботу, когда власти разрешили освящать во дворе возле Храма куличи, опять нашлись те, кто увидел в этом жажду денег. Мало кто пришел в этот день к Храму — люди уже привыкли, что он закрыт, а одна женщина пришла просто постоять — ей «запретили выносить из дома продукты» . Было пасмурно, ветрено, и редкие прохожие недоверчиво смотрели на длинный, почти пустой стол у западных врат, который каждый год накануне Пасхи ломился от красочных яств — картины, правда, с них никто не писал, но всегда хватало фотографов. Впрочем, фотограф пришёл и на этот раз, и не один, а с журналисткой. В местной газете тут же появилась заметка с подзаголовком: «Священнослужители установили стол и организовали продажу куличей». Куличи действительно можно было купить тут же, у входа, но многие ли покупали? И всё же газета помогла снова взглянуть на происходящее глазами Иуды.

Но если есть Иуда, значит, есть рядом и другие ученики, есть Христос. Если бы не было Христа, Иуде не было бы нужды перелезать по ночам через ограду. Тот, кто знает, что дела его злы, предпочитает мрак. Но если таких людей становится много, то они уже не боятся ходить толпами при свете дня, с криком «Распни Его!». В меньшинстве оказывается Распинаемый и горстка тех, кто решил остаться с Ним до конца. Но как же коротко торжество толпы и Иуды: он бросает свои деньги и вешается, а толпа на века остаётся без Храма, с одной только стеною плача.

Мы тоже когда-нибудь будем без Храма, уже навсегда, только до этого всем нам придётся выбрать, кто мы в этой истории, с кем. От этого будет зависеть, Кто или что будет у нас вместо Храма. Или Господь Бог Вседержитель, как говорится в Откровении святого Иоанна Богослова. Или же то, что останется всем остальным — плач и стенания, скрежет зубовный…

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
15 мая 2020

Заметки на полях

  • Казань

    Господь наш, Бог наш, Вседержитель,
    Ты нас за всё, за всё прости.
    Ведь без Тебя нас ждёт погибель.
    Предать Тебя не допусти.

  • Москва

    Не остави нас, Господи, когда во тьме дорогу потеряем…Спаси Господи!

  • С праздником Вознесения Господня, православные!
    Если свеча Веры зажжена в нашей душе, то какая тьма может нас одолеть?
    Когда эпидемия показала свою опасность, патриарх Кирилл призвал соблюдать правила общежития и привёл пример Марии Египетской.
    В нашем народе есть одна характерная черта идти поперёк власти, а если его ещё и подзуживают, то тут только держись. Буквально за месяц до эпидемии патриарх сетовал на то, что в храмах людей поубавилось. Как только стали переходить на самоизоляцию, так многим захотелось в храм. С чего бы это?
    На РНЛ опубликован синодик погибших от короновируса священнослужителей и монахов. Их пока около сорока. Или это нас не убеждает в опасности эпидемии? Последние данные: в РФ от короновируса скончались 4560 человек (благодаря принятым аоаремя ограничениям), в США — 105 557 человек (потому что мер должных не принимали, но рефрижераторы ставили на улицах сразу же).
    Кстати, давление на РПЦ усилилось после того, как патриарх Кирилл назвал революцию велики преступлением. Разве революционная бесовщина может такое простить?

  • С Праздником, Владимир Иванович! Рады слышать Вас, хотя не хотелось бы вступать в спор. Как написал отец Роман в примечании к стихотворению «Не разлучить!», «каждый должен руководствоваться своей мерой и совестью».
    Свеча хорошо горит в закрытом пространстве, а на ветру сразу гаснет. Что касается преподобной Марии Египетской, то мне даже обидно за неё — каждый поворачивает её житие, как хочет, подстраивая под свои задачи. Между тем её житие уникально: оно не только о покаянии и пути к святости бывшей блудницы, но и о жизни каждой человеческой души. Целью преподобной Марии была не жизнь без Храма, а очищение. Для нас средства очищения души — это не только молитва, но и церковные Таинства — Покаяние и Евхаристия.

  • Ольга Сергеевна, взаимно!
    Я бы тоже не хотел спорить. Просто хочу несколько слов сказать.
    Святейший патриарх наверно знал, о чём говорил. Нам бы прислушаться к его словам.
    Тело человека храм Духа Святого. Пока храм не разрушен до основания, какой ветер может загасить свечу Веры?)
    Вы хотите сказать, что святейший патриарх Кирилл на примере преподобной Марии Египетской «поворачивает её житие, как хочет, подстраивая под свои задачи»? Мне этого не показалось. Её пример достойной христианской жизни нам наука: христианин должен и один в поле быть воином Духа. Это ведь кратковременно.
    Мы же в нашем храме святителя Димитрия Ростовского не прекращали службы.

  • Вот и слава Богу. И у меня с Божией помощью получилось ходить в Храм во все дни карантина. В данном случае действительно каждый стал воином, который (может быть, с помощью священника) решал для себя вопрос — как ему поступить. И нет смысла спорить о правильности чужого решения.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!