col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Ольга Надпорожская. Вот что нам делать с розовой зарёй

Не­дав­но по до­ро­ге на даль­нее озе­ро мы уви­де­ли в ле­су прос­тор­ный воль­ер. Внут­ри пас­лись две па­ры оле­ней, та­ких ма­лень­ких и изящ­ных, что мы сна­ча­ла по­ду­ма­ли — это ещё оле­ня­та, но нет: у двух из них на го­ло­ве кра­со­ва­лись рога. Млад­ший сын про­тя­нул ру­ку сквозь сет­ку, ос­то­рож­но по­тро­гал ро­га и ска­зал, обер­нув­шись ко мне: «Они мяг­кие». Шку­ра у них бы­ла зо­ло­тис­тая с бе­лы­ми пят­на­ми, боль­шие тём­ные гла­за опу­ше­ны рес­ни­ца­ми, и бы­ли эти оле­ни так ска­зоч­но хо­ро­ши, что да­же две де­ви­цы от­нюдь не сен­ти­мен­таль­но­го ви­да, при­е­хав­шие на квад­ро­цик­ле, ска­за­ли, что они «как на­ри­со­ван­ные». Бы­ли оле­ни пуг­ли­вы и тре­пет­ны, и ког­да у ко­го-то из нас с гро­хо­том упал ве­ло­си­пед, мгно­вен­но бро­си­лись врас­сып­ную. За­то, ког­да мы ото­шли в сто­ро­ну, они ста­ли из­да­вать смешные, утробные, вовсе не мелодичные звуки, и на зов прибежали два оленёнка, совсем крохотные и очень тонкие.

Остановились мы возле вольера и на обратном пути. На берегу озера дети наломали ветви рябины и спрятали между ними сливы, и теперь олени охотно брали у них из рук угощение. Сливы падали на песок, и олени склоняли к ним свои чудные головы.

В это время из домика в глубине вольера вышел к калитке работник — проверить замок. Дети спросили, для чего выращивают этих оленей, и он, неразборчиво что-то ответив, ушёл.

— Что он сказал? — спросила я.

— Он сказал, что их разводят для охоты и на продажу, — ответил младший.

Я отошла в сторону. Мне расхотелось кормить оленей, и дети тоже вдруг потеряли к этому интерес. Мы сели на велосипеды и поехали домой, и по дороге младший сын всё время спрашивал, можем ли мы купить оленя и держать его дома?

А я вспоминала слова моего отца, которые он написал, прочитав заметку про православный Крест, найденный поисковым отрядом на дне воронки: «Надо идти, несмотря на человеческий мусор, которому плевать на всё, что нельзя положить в карман». Что ж такое, почему всё прекрасное нужно или класть в карман, или поедать, или, в крайнем случае, просто разносить в клочья? И не от нужды, а от скуки, бессмысленной алчности, незнания, как расправиться с еще одним бесценным сокровищем — временем. Звери охотятся, потому что они голодны, и, даже убивая, остаются самими собой, а человек — нет, ему нравится падать на четвереньки, ложиться на брюхо и превращаться в животное.

Есть у Николая Гумилёва такие строчки:

…Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать…

Меня всегда утешало то, что есть ещё на земле места, где не ступала нога человека, что где-то шумят деревья ни для кого — просто во славу Божию. Но неужели когда-нибудь люди придут и туда и наведут там порядок, начнут конвертировать эти деревья в валюту? Неужто и розовую зарю в конце концов научатся класть в карман и будут показывать другим за большие деньги? Или, не справившись с этим, просто закроют небо завесой чёрного дыма, поднимающегося над последним пожарищем?

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
12 августа 2019

Заметки на полях

  • Из чистого сердца выходят чистые строки!

  • Спасибо, Михаил, но, к сожалению, есть и другие варианты.

  • … Но что нам делать с розовой зарей. . . Ах, как глядя с 17 -го этажа на пламенеющий закат, хотелось бы вырваться из каменного городского окружения и окунуться в лазоревую тишину, окрашенную нетронутой дымкой уходящего дня! Была везде проходимая «Ока» моего супруга Александра, желание увидеть, запечатлеть и поделиться трогательной неповторимостью увиденного. Недоумеваешь, сталкиваясь порой с жутким цинизмом и не объяснимым прагматизмом!

  • Александр Мелехов как настоящий художник знал, что «делать» с розовой зарёй, как знают это поэты и вообще те, кто склонен к созерцательной жизни. Такие люди не заботятся, как и что получше купить и продать, что съесть и выпить, во что одеться — зато частенько съедают их. Но важно, чтобы и для этих людей красота не была ценностью сама по себе, а возводила к Богу.

  • Вот эти слова — «… их разводят для охоты и на продажу,» Сколько этих ран уже на сердце….Господи, как страдает весь мир ( особенно животный мир), от человеческой алчности, жадности, вседозволености и жестокости. Иногда просто не хочется погружаться слишком глубоко в эту боль…

  • Есть еще одна боль, в которую не хочется погружаться, от глубокого осознания которой, наверное, можно сойти с ума: аборты. То, чего не видишь, как будто не существует, а ведь это бойня младенцев в двух шагах от нас. Вот сейчас нецерковные люди переживают по поводу того, что священник «жёстко» крестил младенца, чтобы сделать его причастным Вечной жизни. Но что они думают о том, что миллионы людей (среди которых, возможно, есть и их знакомые) ежеминутно (ежесекундно?) предают детей смерти?

  • Чтоб избежать душевной пустоты

    У снега одолжи чуть чистоты,
    У солнца света чуть и теплоты.

    У матери-земли чуть доброты,
    У гор величия и прямоты.

    Чуть твердости у скал и ледника,
    Великодушия у родника.

    Смирения у стоптанной тропы,
    Терпимой к бесконечности толпы.

    Живой задор найди у ветерка,
    А нежности у вешнего цветка.

    Чуть бодрости у утренней росы,
    А кротости у северной красы.

    У ночи благодатной тишины –
    Мечтать тебя тайком научат сны.

    Чуть скромности у шелеста берез,
    У облака немного теплых слез.

    И жажду жить у ласковой весны,
    Мелодию у певчих птиц лесных:

    Есть вдохновенье в трели соловья;
    Задумчивость найдешь ты у огня.

    О мудрости спроси святых отцов,
    Прости врагов – не смейся им в лицо.

    Надежду путь тебе подарит пусть,
    Но не забудь глаз материнских грусть.

    У горя чуть терпения спроси,
    У счастья бескорыстия и сил.

    Чуть щедрости у осени даров,
    А у друзей немного добрых слов.

    Сочувствия у ивы над ручьем,
    И мужества у Всадника с копьем.

    Чуть жалости в полуденной тени –
    Все бережно неси, не оброни.

    И пусть потом все скажут – вот, чудак! —
    Отдай все это людям просто так.

  • Иногда кажется, что современный человек просто сошёл с ума. Обезумевший от возможностей и благ сегодняшнего дня, он не понимает, что творит…

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.