col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Буздалов. «Лобзание скорбей»

Один из чи­та­те­лей со­блаз­нил­ся стро­кой «И лоб­заю лоб­зань­ем те­бя, грусть-пе­чаль не­су­свет­ная» в сти­хот­во­ре­нии от­ца Ро­ма­на (Ма­тю­ши­на-Прав­ди­на) «На­пол­ня­ет­ся скорбью ду­ша, как во­да тем­но­тою пол­ноч­ною…»:

Наполняется скорбью душа, как вода темнотою полночною,
Одинокой звезде так понятна моя неизбывная скорбь.
И сижу и гляжу в чёрный омут порой неурочною,
И звезда подо мной, над моей головой, высоко-глубоко.

И лобзаю лобзаньем тебя, грусть-печаль несусветная,
И хлебаю взахлёб то, что в юности сам замешал.
И камыш не шумит, и деревья стоят неприметные,
И до этой звезды лишь один только шаг.

Опускаю ладонь, размываю своё отражение,
И отходят круги, и волнуется свет голубой.
И в святые часы одиночества, изнеможения
Принимаю и пью всё, что послано свыше Тобой.

Читатель посчитал первую строчку второй строфы чуж­дой пра­во­слав­ной тра­ди­ции, по­то­му что, дес­кать, скорбь – это что-то низ­кое, что-то свя­зан­ное с че­ло­ве­чес­кой гре­хов­ностью, пусть да­же и как ее следст­вие, и по­э­то­му во­все не «ло­бы­зать» ее нуж­но хрис­ти­а­ни­ну, а вся­чес­ки чу­рать­ся и из­бе­гать. «Скорбь боль­шую в жиз­ни ис­пы­ты­вал, но не ло­бы­зал ее как о.Ро­ман, а с от­вра­ще­ни­ем вос­при­ни­мал ее и то что бы­ло с ней свя­за­но», – на­пи­сал он в сво­ем ком­мен­та­рии. На первый взгляд, такая постановка вопроса может показаться справедливой, поскольку в молитвословиях Церкви, например, в Псалтири, мы, действительно, находим понятие «скорби» неизменно в контексте «болезней», «бед», «нужд», «гнева», «грехов», от которых Господь должен избавить взывающего к нему об этом праведника. Однако в контексте этого конкретного духовного стихотворения отца Романа такая идиома оказывается оправданной и с точки зрения правоверия, и с точки зрения законов поэтического искусства.

Выражение «лобзание скорби» является примером такого приема, который в теории стихосложения называется симфорой. Вот определение этого понятия из академического словаря Квятковского. «Симфора (греч. συμϕορά – соотнесение, совмещение) – высшая форма метафорического выражения, в котором опущено посредующее звено сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чистое художественное представление, совпадающее с понятием о предмете. В обыкновенной метафоре совпадение образного представления с понятием о предмете неполное (сближение по сходству отдаленных признаков), в сравнении это совпадение частичное, а порой и случайное. Являясь образным представлением, в котором как бы снята метафоричность и вместо признаков сходства дается подобие, С<имфора> стоит на грани художественной автологии. <…> в лирическом стихотворении симфорическое выражение, как разгадка в загадке, немедленно вызывает образное представление не названного прямо предмета, и это оставляет глубокое эстетическое впечатление. Как логическое явление С<имфора> представляет собой разрешение силлогизма, в обеих посылках которого содержится общий средний термин (понятие)» (Квятковский А. Поэтический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1966. С.264). Здесь же (на с.265) среди примеров симфор в отечественной поэзии Квятковский приводит выражение Н. Гумилева, которое даже по образности близко к симфоре отца Романа: «Все моря целовали мои корабли».

Таким образом, выражение «лобзание скорби» в стихотворении отца Романа означает благоговейное припадание к незримой Руке Провидения, посылающей скорби (как душевные, так и физические) человеку для его духовного исцеления, то есть выражение сыновней любви христианина к Небесному Отцу, его высшего доверия к Нему и потому приятия всего, что Любящий Отец посылает ему, ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? (Евр. 12:6-7).

Аналогичные по мысли и по форме словоупотребления можно встретить в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). «Праведников не прикасаются ни те, ни другие бедствия, потому что они, любя события, представляющиеся нам несчастиями, радуются им, лобызая искушения, как находки и время для приобретения духовной корысти [прибыли. — Ред.], пребывают неуязвленными» (Аскетические опыты. Т.II. Слово о спасении и христианском совершенстве. Ч.2 / Полн. собр. твор. святителя Игнатия (Брянчанинова). М., «Паломник», 2001. Т.2. С.327-328). «Взять крест — значит с верою и любовию облобызать все лишения, все гонения, скорби и поношения от мира, как подъял их Христос» (Аскетическая проповедь. Поучение в тридесятую Неделю. О спасении и совершенстве / Там же. Т.4. С.322). «Инок <…> с радостию приемлет и лобызает всякую приходящую скорбь, как возмездие за грехи его во времени, освобождающее от возмездия в вечности» (Приношение современному монашеству. Советы относительно душевного иноческого делания. Гл. 28. / Там же. Т.5. С.103).

Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
16 октября 2019

Заметки на полях

  • «Вникайте, разбирайтесь. Повторять одно и то же десятки раз, я больше не буду. Тем более, что Вас по-настоящему не интересует то, о чем Вы меня спрашиваете, иначе бы Вы сами давно во всем разобрались». (Геннадий, Санкт-Петербург, 18.10.2019 в 21:19).

    Что-то Вы нынче не словоохотливы. Вы же знаете, что разобраться без Вашей помощи в Ваших головокружительных построениях никто не сможет.

  • Геннадий, вижу, что пока я собиралась, Вам уже ответили. Я тоже считаю, что в контексте всего стихотворения это именно печаль о Боге, плачь о своей греховности. Но каждый, конечно, волен понимать все по-своему.

    Вы привели цитаты о мирской печали, а вот цитаты о печали по Богу.

    Святитель Тихон Задонский:

    «Полезна печаль и из-за страха геенны, чтобы не впасть в нее.»

    «Печаль по Боге должны иметь все те, кто согрешил перед Господом, но обратился и кается. Печалиться, повторяю, должны, что Бога, Который есть вечная Любовь и Благость, оскорбляли злыми делами. Должны были Его почитать, но бесчестили беззаконной жизнью. Должны были Его более всего любить, но не любили; должны были слушать, но не слушали. Такова истинная печаль по Боге, которую верная душа имеет не из страха мук, следующих за грехи, но из-за того, что она оскорбила Бога. И эта-то печаль есть печаль по Боге, которая «производит неизменное покаяние ко спасению».

    «Истинная христианская печаль — печаль о том, что христиане имеют высокое и небесное призвание, но не могут жить достойно этого призвания по немощи плоти; что называют Бога Отцом, но не могут так совершенно, как требует долг, любить Его и угодить ему; получают от Него неизреченные благодеяния и надеются в будущем веке получить их еще больше, но достойно отблагодарить Его не могут. »

    Св. Феофан Затворник:

    «Печаль по Бозе, по коей, с одной стороны, он желает разрешиться, чтобы со Христом быть, чтобы скорее пришло для него царство Божие, с другой — сетует о неполноте славы Божией в себе и других, отчего проливает слезы в беспрерывных почти чувствах покаяния».

  • А вот ещё о значении слова «несусветный » (энциклопедический словарь, 2009 г.)
    НЕСУСВЕ́ТНЫЙ -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. Разг. Очень сильный, крайний в своём проявлении; невообразимый (обычно о чём-л. отрицательном).

  • Георгий, иерей, на коне! Еврейство не даёт ему покоя. Он не возмущается тем, что выходцы из еврейской среды продолжали русскую революционизацию, развязали революционный террор в 1901 году, стали организаторами и руководителями революционных партий… Наконец, совершили октябрьский переворот и установили власть большевиков…. Они его не интересуют. А вот талантливый еврей Розенталь, много и успешно работавший над русским языком… это «происки евреев»? Тогда и Владимира Ивановича Даля запишем во враги? Нерусь, за три дня до смерти принявший православие. Но создавший полноценный словарь русского языка, который спустя 150 лет остаётся актуальным для всякого русского человека. И не только.
    Может быть и конструктора вертолётов Миля запишем в тайные враги? Он ведь потомок еврея честно и верно отслужившего Великой России 25 лет… Он ведь создавал вертолёты для большевиков, т.е. способствовал укреплению их власти!
    Видимо высшее образование не всегда добавляет ума. Скорбно

  • Георгий, иерей, МО, 18.10.2019 в 20:38: «Марина, для уважаемого Геннадия поэт Пушкин русский язык унифицировал. И в этом великая заслуга Пушкина, что из множества диалектов, как из разных цветочков, росших по разным местам русской земли, теперь вышел один модифицированный язык, как его отредактировал Д. Э. Розенталь. Геннадий и сам хотел бы в одну религию слить буддизм и православие.»

    Не врите. Я много раз писал о том, что православие и буддизм — две самостоятельные, независимые и равноправные религии. Но есть на свете единственная в мире страна, где православные и буддисты говорят на одном языке — на языке Пушкина. Причем калмыки говорят на чистейшем русском, в отличии от жителей юго-западных регионов России.

  • Людмила Николаевна, Нижний Новгород , 19.10.2019 в 00:37: «Я тоже считаю, что в контексте всего стихотворения это именно печаль о Боге, плачь о своей греховности. Но каждый, конечно, волен понимать все по-своему.»

    Я понимаю так, как написано в стихотворении, а не так, как мне или еще кому-нибудь хотелось.
    По-моему, Вы закрыв глаза и уши пошли на принцип.

  • Запятые забыл поставить. Должно быть: «Вы, закрыв глаза и уши, пошли на принцип.»

  • Людмила Николаевна, Нижний Новгород , 19.10.2019 в 00:51: «А вот ещё о значении слова «несусветный » (энциклопедический словарь, 2009 г.)
    НЕСУСВЕ́ТНЫЙ -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. Разг. Очень сильный, крайний в своём проявлении; невообразимый (обычно о чём-л. отрицательном).»

    Людмила Николаевна, обратите внимание на последние слова в скобках — «(обычно о чём-л. отрицательном)». Отношения с Богом — это не «что-либо». Печаль по Богу не может быть несусветной. Не обижайте отца Романа.

  • «..обратите внимание на последние слова в скобках — «(обычно о чём-л. отрицательном)»» (Геннадий, Санкт-Петербург, 19.10.2019 в 08:38).» Обычно», Геннадий, это не значит всегда. Вы снова элементарно путаетесь в значении слов. По этой же причине Вы теологуменам (в частности, «святоотеческому хилиазму») как исключениям из правил придаете догматическое значение. И наоборот, догматы (правила, то, что верно «всегда») низводите до теологуменов (то, что бывает верным «иногда», или отчасти). В общем, на лицо ярко выраженная бестолковость. Вы не способны видеть контекста. В упор не видите ключевые фразы, основную мысль, не различаете главное и второстепенное и т.д. Но Вы не расстраивайтесь сильно. Это вообще родовая болезнь всех жертв этногенеза. Одному импульсы из Космоса в голову ударили. Другому — подземные толки. А итог один — «лжеименный разум», или попросту бестолковость.

  • Когда Буздалов ничего толкового сказать не может, переходит на оскорбления «в духе кротости»))
    Буздалов, Вы кем себя здесь мните? Похоже, пророком, как у «великого»:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Не пишите для бестолковых читателей сайта!
    Или больше Вас никто не читает?

  • «…ничего толкового сказать не может» (Алла, Минск, 19.10.2019 в 11:04). Тоже считаете, что «обычно» = «всегда»? «Тело» = «душа», «ожили» = «умерли»? «Святоотеческий хилиазм» = учение Церкви? Я привожу конкретные примеры бестолковости конкретного Геннадия, говорю о конкретных вещах, которые можно проверить. Кроме того, данная конкретная бестолковость не так безобидна, потому что записывает в хилиасты свт. Филарета и приписывает смакование греховной страстью о. Роману. Поэтому Ваше «ничего толкового» здесь это просто пустословие. Или в ряды апологетов гностицизма желаете вступить?

  • Извините, Алла, а почему Вы вежливо молчали, когда некоторые на форуме прямо обзывали священника, грозя расправой, по крайней мере, словесной, когда возводили напраслину на отца Романа, когда писались целые простыни отзывов, где ересь выдавалась за учение Церкви… Вы что, не понимаете, что быть снисходительной к таким вещам значит соглашаться с ними, соглашаться с ложью, а значит, предавать свою веру?

  • Буздалов А., Пенза, 19.10.2019 в 10:05: ««..обратите внимание на последние слова в скобках — «(обычно о чём-л. отрицательном)»» (Геннадий, Санкт-Петербург, 19.10.2019 в 08:38).» Обычно», Геннадий, это не значит всегда.»

    Приведите пример использования слова «несусветный» в отношении чего-либо положительного.
    Я еще раз повторяю: отношения верующего человека с Богом — это не «что-либо» и не «что-либо отрицательное», печаль по Богу не может быть несусветной. Тупость, наглость, самомнение вполне могут быть несусветными. Печаль может быть несусветной. Реакция гордого и тщеславного человека на высвечивание в нем недостатков может быть несусветной. Все дурное и негативное может быть несусветным, но не взаимоотношения Бога с человеком.

  • Буздалов, Вы серьезно думаете, что можете изменить чьё-то мировоззрение, тем более высказываясь в такой форме? Хотите меня поучить? Вы доморощенный апологет или где-то преподаёте?

  • Буздалов А., Пенза, 19.10.2019 в 11:31: «Поэтому Ваше «ничего толкового» здесь это просто пустословие. Или в ряды апологетов гностицизма желаете вступить?»

    Алла, «он и Вас посчитал». Помните мультик про, кажется, котенка, который умел считать до десяти?
    Буздалов до десяти считать не умеет. Только до двух. Раз — это у него гностики, а два — неогностики.

  • «Я понимаю так, как написано в стихотворении, а не так, как мне или еще кому-нибудь хотелось». ( Геннадий, Санкт-Петербург, 19.10.2019 в 08:29)

    А по-моему, как написано понимает, по большому счету, только автор. Мы лишь можем догадываться.
    Но по смыслу всего стихотворения (если не выдергивать фразу из контекста) трудно представить, что речь идёт о греховной печали. Ну посудите сами, в первой строфе говорится о скорби. Скорбь ведь не бывает греховной, как мы уже выяснили. Она всегда спасительна для христианина, если он её правильно проживает. И вдруг от скорби человек (тем более — монах) скатывается к печали мирской, греховной? Да еще и лобзает ее! И как тогда понять заключительные строки: «Принимаю и пью всё, что послано свыше Тобой.»? Что тогда послано свыше? Ведь не печаль же, ведущая к погибели?
    .

  • Не котенок, а козленок. Мультфильм называется: «Козленок который считал до десяти»

  • «Людмила Николаевна, обратите внимание на последние слова в скобках — «(обычно о чём-л. отрицательном)». Отношения с Богом — это не «что-либо». Печаль по Богу не может быть несусветной»

    Ну Геннадий, это же не словарь богословских терминов. Откуда составителям словаря (если они не христиане) знать, что слово «печаль» не всегда несёт отрицательный смысл? Печаль по Богу может быть несусветной в смысле «крайне сильной».

  • «Когда Буздалов ничего толкового сказать не может, переходит на оскорбления «в духе кротости»))»
    Вот, например, всеми почитаемый святитель Николай заушил (дал оплеуху) еретику Арию. В духе кротости он это сделал или нет ? Я думаю, да.

  • «Печаль по Богу не может быть несусветной. Не обижайте отца Романа.»

    А не Вы ли, Геннадий, подозреваете отца Романа в лобзании мирских печалей? Так кто из нас кого обижает?

  • Действительно Александр!Кем нас считаете? Наслаждаешься стихами, а там оказывается «симфора». Алла наверное врачом работает,ей такие словечки известны,паразитами называются.Может сговоримся на троих?Поймаем Геннадия и Алла отрежет всё лишнее.Какая скульптура получится!

  • Мне кажется, не обязательно пытаться приписать лирическому герою этого стихотворения печаль о Боге и спорить о том, какой эта печаль бывает и какой не бывает. Ведь у монаха бывают и другие печали. Например, бывает, что человек (не обязательно монах) вдруг видит себя самого. Вот как об этом говорит отец Роман:
    «А потом, когда уже пришел в Псково-Печерский монастырь, стоял один раз на клиросе — и вдруг Господь на какое-то мгновение открыл часть моей душевной черноты. Это было настолько невыносимое чувство, что, если бы оно продлилось еще немного, я бы не выдержал, сошел с ума. «Это ты-то святой?! – подумал тогда. — Да под тобой земля должна гореть на десять метров!»»
    «Если бы человек мог увидеть свой мрак полностью, побежал бы искать глубокую воду».
    http://vetrovo.ru/about/v-veyanii-tihogo-vetra/22/
    Это скорее скорбь, печаль о себе самом, но пред Богом — мне знакомо это чувство, оно очень тягостно, но у него есть и другая сторона — ты, хоть и в непотребном виде, но всё же пред Богом. Радостью это не назовёшь, но идти тебе всё равно больше некуда, ты уже пришёл. (Не обижусь, если скажете, что я в прелести.) Мне кажется, о себе самом печаль может быть и несусветной (и то, что в юности намешал, несусветно тоже). Поэтому в стихотворении и говорится об отражении (отражение — это ты сам, встреча с собой). Но это видение себя посылается Богом — «И в святые часы одиночества, изнеможения // Принимаю и пью всё, что послано свыше Тобой». На мой взгляд, это прекрасное стихотворение и песнопение. Видение себя горько, но необходимо для покаяния. Не пережив этого, как я понимаю, душа не может начать очищаться («Но он глядит не на красоты эти, // А в отраженье чёрное своё» http://vetrovo.ru/i-mlechniy-put/). Какие красоты, если себя самого не понести?
    Оба стихотворения относятся к раннему творчеству, началу монашеского пути отца Романа, когда такие чувства естественны. И потому понятны нам.

  • Людмила Николаевна, Нижний Новгород , 19.10.2019 в 12:23: «И вдруг от скорби человек (тем более — монах) скатывается к печали мирской, греховной? Да еще и лобзает ее! И как тогда понять заключительные строки: «Принимаю и пью всё, что послано свыше Тобой.»? Что тогда послано свыше? Ведь не печаль же, ведущая к погибели?»

    А почему от скорби монах не может перейти к печали? Я же Вам писал, что печаль — это типичная реакция на скорбь. Она ( печаль ) посещает даже святых. Почитайте святителя Григогия Богослова: как он горько печалился по поводу поголовного предательства со стороны его бывших друзей.

    Лобзает — потому, что это чувство огромно. Оно полностью его наполнило и заполонило. Он в него полностью погрузился и испил его по полной. Когда человек принимает скорбь как данность, печаль утихает и сходит на нет, а с Божьей помощью и скорбь рассеивается.
    Возможно, в то время, когда отец Роман переживал все это, он не очень отчетливо различал и видел разницу между скорбью и печалью. Он, возможно, тогда еще был неопытен. Совершенными не рождаются, а становятся.

  • «Приведите пример использования слова «несусветный» в отношении чего-либо положительного» (Геннадий, Санкт-Петербург, 19.10.2019 в 12:16). Во-первых, Вам уже сказали, что это может быть и самоиронией. Во-вторых, это стихи и «несусветный» здесь может быть неологизмом (в значении «неземной», «не от мира сего»). В-третьих, в Писании можно не раз встретить употребление слова «гнев» в отношении Бога («И возгорелся гнев Господень»)? Не хотите приписать Богу греховные страсти?

  • И ещё перед исповедью бывает похожее чувство — видишь себя, горько, больно, стыдно, назад дороги нет, нужно это испить.

  • Дорогая Марина, я «вежливо промолчала», потому что не посчитала нужным что-то говорить (пустословить, как говорит Буздалов).
    Отцу Георгию Геннадий послан для смирения (он сам сказал), а отцу Роману моя защита не нужна. К слову сказать, я тоже сходила в коленно-локтевом положении очень далеко (куда меня посылал защитник о. Георгия) и мне это никак не повредило, а может быть пошло на пользу.

  • Буздалов А., Пенза, 19.10.2019 в 13:00: «В-третьих, в Писании можно не раз встретить употребление слова «гнев» в отношении Бога («И возгорелся гнев Господень»)? Не хотите приписать Богу греховные страсти?»

    Причем здесь Писание и Гнев Божий? Я Вам задал простой вопрос: «Приведите пример использования слова «несусветный» в отношении чего-либо положительного?».
    Ответа, как всегда, от Вас получить невозможно.

  • Вспомнил, где я «Вас видел», Алла из Минска. Вы писали: (где-то был такой случай) «один абсолютно «адекватный и замечательный пастырь» (по мнению прихожан и архиереев) насиловал свою малолетнюю дочь», аргументируя таким образом правильность запрещение в служении о. Фотия из Гатчинской епархии за его «жестокое» каноническое Крещение полным погружением. А я имел неосторожность там посмеяться над Вашей «женской логикой». И вот Вы, значит, решили вернуть должок. Теперь, значит, решили поддержать клевещущего на о. Романа Геннадия Санкт-Петербурского. Ведь я если «ничего толкового не говорю», обличая ложь Геннадия, значит, его ложь — это правда. И Вы ее поддерживаете. Тут определенная логика просматривается (уже отнюдь не женская). Иереи, дескать, в грехах (там насилуют; там крестят, не спросясь захожан; здесь греховной печалью упиваются…). Совсем Церковь с истинного пути («святоотеческого хилиазма») уклонилась… Один из основных гностических трендов. Тогда да, будете готовы к соответствующему ответу.

  • Точнее, не задал вопрос, а попросил привести пример использования слова «несусветный» в отношении чего-либо положительного. Примера не дождался. Как не дождался и ответов на свои, ранее заданные, вопросы.

  • Буздалов, какой же Вы мелочный! Не судите о людях по себе. Я об этом забыла в тот же день. Вам советую перечитать Совет отца Романа.

  • Буздалов А., Пенза, 19.10.2019 в 13:15

    Опять посчитал. Опять у него — «раз».

  • Я в обиде. Скоро, наверное, впаду в печаль несусветную. Оказывается, я послан отцу Георгию для смирения. Оказывается, мне не надо было ничего здесь писать о правильном изложении и понимании христианского вероучения. Все равно это никто здесь не читает или не вникает. Оказывается, можно было ограничиться парой ласковых слов, адресованных о. Георгию. ОбЫдно.
    Все ухожу печалиться.

  • «Вот, например, всеми почитаемый святитель Николай заушил (дал оплеуху) еретику Арию. В духе кротости он это сделал или нет ?» (Марина, Днепр)

    Марина, ну среди нас же нет святителей, чтобы друг другу оплеухи раздавать?

  • «…попросил привести пример использования слова «несусветный» в отношении чего-либо положительного. Примера не дождался. Как не дождался и ответов на свои, ранее заданные, вопросы» (Геннадий, Санкт-Петербург, 19.10.2019 в 13:19). Вам уже из словарей привели определения: «НЕСУСВЕ́ТНЫЙ -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. Разг. Очень сильный, крайний в своём проявлении; невообразимый…» Но Вы продолжаете наставить, что «очень сильным» может быть только что-то отрицательное. Плюс я Вам привел собственное неологическое (естественное для поэзии) значение этого эпитета («неземной», «не от мира сего», «не сего света»). Таковым неологизмом и является употребление этого слова в стихотворении о. Романа. Плюс в статье приведены три примера из трудов свт. Игнатия с подобными неологизмами: «лобзание искушений», «лобзание скорбей» как «несусветных» (посланных Богом). Так что ответы даны с избытком (для вменяемых). Та же история была с предыдущими Вашими вопросами, на которые Вы «не дождались ответа». «Тук-тук, кто там, войдите, да я уже вошел».

  • Лобызать можно не только скорби и искушения, но и Воскресение:
    Места мои! В забытой стороне
    Познал я, лобызая Воскресенье,
    Что Ангелы слышнее в тишине
    И ближе Небо в здешнем отдаленьи.
    http://vetrovo.ru/krestny-hod/

  • «Почитайте святителя Григогия Богослова: как он горько печалился по поводу поголовного предательства со стороны его бывших друзей». (Геннадий, Санкт-Петербург)

    Но он же не лобзал свою печаль.

    «Лобзает — потому, что это чувство огромно. Оно полностью его наполнило и заполонило»

    Не поняла логики. Так можно и грех лобызать, если он огромен?

  • «Мне кажется, не обязательно пытаться приписать лирическому герою этого стихотворения печаль о Боге и спорить о том, какой эта печаль бывает и какой не бывает. Ведь у монаха бывают и другие печали. Например, бывает, что человек (не обязательно монах) вдруг видит себя самого. (Редактор)

    Так это и есть печаль о Боге, о том, что человек далёк от него из-за своих грехов.

  • Алла, я Вас не понимаю, значит встать на сторону правды, это по — вашему «пустословить». Да, может, отцу Роману и отцу Георгию моя защита и не нужна. Но как я сама себя буду чувствовать, когда моих пастырей, мою веру будут унижать и поносить. Вот вопрос.

  • Буздалов А., Пенза, 19.10.2019 в 13:41, Ну, вот просто никак. ….. Никак человек не может признаться в своей неправоте. Не может ответить на простые, прямые вопросы, не может привести обещанный пример, но все равно упирается. Все равно, кричит: «я прав». Оставайтесь правым. Только знайте, что такая правота погубит любого человека.

  • Мне кажется, печаль о Боге — это «Где Ты, Господи?»

    * * *

    Оставив дом, родных, своё наследство,
    Покинув мiр в благословенный час,
    Афонский инок по веленью сердца
    Сложил молитву, плача по ночам.

    «Скоро я умру,
    И окаянная душа моя
    Снидет в тесный мрачный ад.
    И там буду один я томиться
    И плакать о Господе.
    – Где Ты, где Ты, Свет души моей?
    Почто оставил меня,
    Я не могу жить без Тебя».

    Живущий грех нещадно обличая,
    Себя он в ад живого ниспослал.
    Струились слезы, душу облегчая,
    Когда он пред Спасителем взывал.

    «Скоро я умру,
    И окаянная душа моя
    Снидет в тесный мрачный ад.
    И там буду один я томиться
    И плакать о Господе.
    – Где Ты, где Ты, Свет души моей?
    Почто оставил меня,
    Я не могу жить без Тебя».

    Я заучил молитвенные строки,
    Простые покаянные слова.
    Стою один, совсем не одинокий.
    Душе́ моя, жива ли ты? Жива!

    Скоро и я умру,
    И окаянная душа моя
    Снидет в тесный мрачный ад.
    И там буду один я томиться
    И плакать о Господе.
    – Где Ты, где Ты, Свет души моей?
    Почто оставил меня,
    Я не могу жить без Тебя.
    http://vetrovo.ru/ostaviv-dom-rodnyh/

    А в стихотворении «Наполняется скорбью душа…» скорее печаль о себе, но пред очами Божьими.

  • Людмила Николаевна, Нижний Новгород , 19.10.2019 в 13:46: «Но он же не лобзал свою печаль.»

    Промолчать-то не смог. Поделился с другими, значит, поглаживал свои умом свою печаль.

    ««Лобзает — потому, что это чувство огромно. Оно полностью его наполнило и заполонило»
    Не поняла логики. Так можно и грех лобызать, если он огромен?» (Л.Н.)

    Здесь, наверное, логика не поможет. Здесь опыт нужен. Вот когда Вас накроет такое бескрайнее чувство, тогда Вы поймете, что значит «лобызать грех».

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 19.10.2019 в 14:00

    Кое-что надо добавить.

    Людмила Николаевна, скорбь в чистом виде без примеси печали или какого-либо другого чувства может воспринимать далеко не каждый. Для этого нужно воспринимать скорбь умом свободным от всякого движения мысли. Это чрезвычайно сложно. Ум неопытного человека будет реагировать на скорбь ( боль ) греховными помыслами и, тем самым, будет примешивать к скорби греховные чувства ( печаль, отчаяние, уныние и т.д. ). Не лобзать скорбь невозможно, если она велика и сильна. А так, как к ней примешаны греховные чувства, человек лобзает и грех.

  • Марина, Днепр, 19.10.2019 в 13:51: «Алла, я Вас не понимаю, значит встать на сторону правды, это по — вашему «пустословить». Да, может, отцу Роману и отцу Георгию моя защита и не нужна. Но как я сама себя буду чувствовать, когда моих пастырей, мою веру будут унижать и поносить. Вот вопрос.»

    Марина, помните я дал Вам ссылку на тот спор, в котором Ваш пастырь искажал слова святителя Василия Великого, т.е. Ваш пастырь поносил ( Вашу ) веру. Я тогда попросил Вас прокомментировать эти действия Вашего пастыря, но Вы промолчали. Почему? «Вот вопрос».

  • «Но он же (свт Григорий Богослов) не лобзал свою печаль.» Промолчать-то не смог. Поделился с другими, значит, поглаживал своим умом свою печаль» (Геннадий, Санкт-Петербург, 19.10.2019 в 14:00). Вот уже святилелям духовные извращения начали приписывать. Совсем распаясались эти жертвы этногенеза.

  • Марина, главное — устоять в Истине, а правда у каждого своя. Не забывайте в пылу спора, что Пастырь у нас один.

  • «Я много раз писал о том, что православие и буддизм — две самостоятельные, независимые и равноправные религии». (Геннадий, Санкт-Петербург, 19.10.2019 в 08:23).

    Ну и кем в таком случае будет называющий себя «православным буддистом»? «Евреем» с двойным гражданством, который живёт не ради страны и народа, к которому определено принадлежать каждому человеку судьбой (т.е. судом Божиим, что и означает слово «судьба»), но ради себя и своего удовольствия.

  • «Георгий, иерей, на коне! Еврейство не даёт ему покоя. Он не возмущается тем, что выходцы из еврейской среды продолжали русскую революционизацию, развязали революционный террор в 1901 году, стали организаторами и руководителями революционных партий… Наконец, совершили октябрьский переворот и установили власть большевиков…. Они его не интересуют. А вот талантливый еврей Розенталь, много и успешно работавший над русским языком… это «происки евреев»? Тогда и Владимира Ивановича Даля запишем во враги? Нерусь, за три дня до смерти принявший православие. Но создавший полноценный словарь русского языка, который спустя 150 лет остаётся актуальным для всякого русского человека. И не только.
    Может быть и конструктора вертолётов Миля запишем в тайные враги? Он ведь потомок еврея честно и верно отслужившего Великой России 25 лет… Он ведь создавал вертолёты для большевиков, т.е. способствовал укреплению их власти! Видимо высшее образование не всегда добавляет ума. Скорбно».

    Г.С.: Похоже, «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 19.10.2019 в 04:23» от теории этногенеза перешёл к практике этногенеза — обвинениям в антисемитизме иерея Георгия.
    Что было сказано мной? То, что для Дитмара Эльяшевича Розенталя русский язык не был родным. И перечитайте, что сказано по этому поводу «Владимиром Ивановичем, Абаза, Хакасия, 19.10.2019 в 04:23».
    Всё, что только можно было собрать, собрал до кучи «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия». «Плохих евреев», «хороших евреев», «русскую революционизацию», «еврейскую среду»… И вывод? «Розенталь — тайный враг Великой России, — якобы сказал иерей Георгий. — А ещё Миль и Даль тоже её враги». Широта обобщения и глубина проницательности, которые демонстрирует теоретик и практик этногенеза, не снились и Пушкину с Достоевским.

    Мною также было сказано, что и для Пушкина русский язык не был родным. И что теперь? Какой вывод? Пушкин враг Великой России?
    Интересно, как прореагирует «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» на следующие мои утверждения.
    1. Хороший «еврей» Д. Э. Розенталь такой же еврей, как «русский» А. С. Пушкин — русский. Иными словами, Розенталь не еврей, и Пушкин – не русский.
    2. Оба они строили Великую Россию.
    3. Плохие «евреи», которые «развязали революционный террор в 1901 году, стали организаторами и руководителями революционных партий…» тоже строили Великую Россию.

  • «А в стихотворении «Наполняется скорбью душа…» скорее печаль о себе, но пред очами Божьими». (Редактор)

    Согласна. Это печаль человека о себе. Что он в из-за своей греховности не узрит Бога. А, значит, в конечном итоге — печаль по Богу.

  • При таком несусветным количеством умных людей на этом сайте,у меня несусветная радость читать ваши комментарии.

  • «Вот когда Вас накроет такое бескрайнее чувство, тогда Вы поймете, что значит «лобызать грех».» (Геннадий, Санкт-Петербург)

    Боже сохрани и избавь! Надеюсь, это не пожелание?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок