col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Уне есть солнцу престати от течения своего,
нежели оставити Псалтырь.

Поэзия мiрская не отрава,
Когда ведёт горе́ по мере сил.
Но богослов, не мудрствуя лукаво,
Поэтов всех одной косой скосил.

Каноны возвеличить постарался,
Мол, красота и высота, всё тут.
Хвалил, хвалил, и сам потом признался,
Что их мiрские люди не поймут.

Стиху, конечно, с гимном не сравниться,
Но мысли не угнаться за дьячком,
И хлеб давать беззубым – как глумиться:
Грудных сначала поют молоком.

Зачем пускать и молнии, и громы?
Иные цели, видно по всему:
Цель песнопений – припадать к Святому,
Стихотворений – приводить к Нему.

И старое когда-то было новым,
Всему под солнцем свой черёд и час.
Считалось раньше оскуденьем Слова
Всё то, чем умиляемся сейчас.

Акафисты, каноны не порочим,
И хоть без них теперь уже никак,
Они нововведения, а впрочем,
Заглянем в достославные века…

Чтоб чуждый дух унынием и страхом
Не полнил грудь и не толкал на блуд,
Учил сам Ангел первого монаха
Всегда чередовать псалмы и труд.

Боголюбимец затворился в келье,
Ушёл для восхождения в затвор.
И с тех времён псалмы и рукоделье
Сопутствуют монахам до сих пор.

Другой пример. Послушник прибыл в город
С благословенья старца по делам
И, выполнив порученное скоро,
Зашёл в один александрийский Храм.

Услышав пенье тропарей, канонов,
Так умилился, что домой рванул
И, положив пред аввою поклоны,
С печалью и смущением вздохнул:

– Небрежно мы проводим жизнь в пустыне,
Не так сейчас живут монастыри.
У нас псалмы с плетением доныне,
А там поют каноны, тропари.

Вздохнул и старец: – Мiром страсти правят,
И горе нам, грядет лукавый век,
Монахи пищу твёрдую оставят,
Что Дух Святый на пользу нам изрек.

И примутся за песни и за гласы.
Петь тропари? Иль мы себе враги?
Зачем нужны словесные прикрасы
Тому, кто хочет плакать пред Благим?

Отцы мiрские пусть поют на бденьях,
Чтоб привлекать народ, а нам беда:
Злой дух приманкой тропарей и пенья
Ввергает в ров тщеславия, блуда!

Как видим, то, что автор превозносит
Не радовало в древности святых.
Но и сейчас душа не кружев просит,
А слов псаломских, мудрых и простых.

Не сознают, хотя зело учёны –
От графоманства в Церкви страшный вред:
Акафисты, стихиры и каноны
Слагает неудавшийся поэт.

Не оживят намерения бла́ги:
Слова без Духа — мёртвые слова.
Один убыток и расход бумаги,
А не желанный отблеск Божества.

А значит, современные творенья
Не принесут ни слёз, ни умиленья.

Иеромонах Роман
18 апреля 2021
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • …»Цель песнопений – припадать к Святому,
    Стихотворений – приводить к Нему…» Но как все Вы объяснили.

  • Тверь

    Спаси Господи! Благодарю, дорогой Батюшка, за то , что указываете правильный путь, чтобы не заблудиться в дебрях всевозможных мнений, убеждений, доводов и цитат. Стихи, полные мудрости, истинно приводящие ко Творцу!
    Иногда, приходя в Храм Божий, становится так очевидно, то, о чём Вы так поэтично сказали, что церковные песнопения помогают душе припадать ко Святому. А приближают к Нему больше всего покаяние и смирение.
    При чтении некоторых Ваших стихотворений — невольно глаза застилают слёзы… И вдруг понимаешь, что это не просто стихотворения.
    Псалмы — сильный духовный щит. Одна монахиня сказала: «Читайте, даже если не понимаете их, они всё равно действуют». Но теперь я уже немного понимаю их. Отчасти умом, но больше сердцем.
    Храни Вас Господь!

  • Санкт-Петербург

    Не понимаю, что плохого в канонах и акафистах, в особенности Богородице и Христу. А как же канон Андрея Критского? Покаянные каноны, входящие в правило в подготовки ко Святому Причащению? Что в них плохого?

  • Да, акафистами восторгаемся, а молимся: утреннее правило да вечернее правило, псалмы, каноны да молитвы. Особо чтима Иисусова молитва, ее же можно читать всегда, во время любого дела, когда рот свободен. Времени так много упущено, его не вернешь… Хоть какую-то толику вернуть за родителей, за бабушек и дедушек… Спасибо, отец Роман.

  • Рыбинск

    Я как и Анна не понимаю, что плохого в канонах и акафистах. Люблю акафисты. Прекрасные акафисты «Достойно есть», «Слава Богу за всё» и много других.. А акафист страстям Христовым? Весь пост его читала. Канон Андрея Критского тоже наверное все читают. А канон за болящего? А акафист Честному и Животворящему Кресту Господню? Да и не только Богородице и Христу. Есть же акафисты святому великомученику и целителю Пантелеимону, преподобному Серафиму Саровскому, акафист святителю Николаю и многим другим святым.
    В день празднования какой-либо иконы Пресвятой Богородицы как же не прочитать соответствующий акафист?

  • Москва

    Добрый день! Спасибо большое за стихотворение. Все равно до конца не понятно: отец Роман размышляет о современных акафистах и канонах или о своей поэзии и поэзии других современных авторов? Противопоставляет ли он современные акафисты более ранним? Или он противопоставляет всю гимнографию — Богодухновенной Псалтири? Или неувязка так и остается неувязкой для отца Романа…

    Уважаемая Ольга Сергеевна, может быть поможете разобраться.

  • Отношение египетского монашества к церковной песне.
    Авва Памва ( + после 386 г. ), отшельник нитрийский, послал ученика своего в Александрию, последний, слушая церковные службы, заинтересовался тропарями. Когда он возвратился к старцу, тот заметил в нем смущение и спросил о причине. Ученик говорит: «Небрежно, отче, проводим мы жизнь нашу в пустыне, не знаем ни канонов, ни тропарей». Старец ответил ему:
    «Горе нам, чадо, близки дни, когда иноки оставят твердую пищу, изреченную Духом Святым ( Писание и м. пр. псалмы ) и примутся за песни и гласы. Какое может быть умиление и слезы от тропарей? Какое умиление будет иноку, когда он стоя в Церкви или келии возвысит голос свой, как вол? Если мы предстоим Богу, должны стоять во многом умилении, а не глумлении. Не затем иноки ушли из мира, чтобы глумиться пред Богом, петь песни, выводить гласы, трясти руками и топать ногами; но должны мы со многим страхом и трепетом, со слезами и воздыханиями, с благоговением и умилением, кротким и смиренным гласом приносить Богу молитвы. Но говорю тебе, чадо, что придут дни, когда христиане растлят книги св. Евангелий и св. апостолов, составляя тропари и еллинские речи».
    Аналогичный отзыв вкладывается в уста другому, несколько позднейшему, египетскому отшельнику: «Что касается пения тропарей и канонов и употребления музыкальных мелодий, то это прилично мирским священникам и людям светским, чтобы привлекать народ в храмы; монахам же, которые живут вдали от мирского шума, подобные вещи не полезны, но часто бывают вредны; ибо, как рыбак ловит рыбу удочкою на червя, так дьявол приманкою тропарей и пения ввергает в ров тщеславия, человеческих выдумок, жажды наслаждений, наконец блуда; по истине подальше от монаха, желающего спастись, пусть будет мелодическое пение».

  • Отец Роман написал это стихотворение после чтения статьи архимандрита Рафаила (Карелина) «О церковной поэзии». Вот небольшой комментарий отца Романа к этой статье:

    «Архимандрит Рафаил пишет:
    „Неверующему человеку эта поэзия чужда, она не вызывает отголосков в его душе, он, и слушая, не слышит ее“.
    И как достучаться до неверующего сердца чуждой поэзией? В статье всё собрано в кучу и перепутаны цели. Есть высшая ступень – молитва – соединение с Богом, и есть проповедь о Нём. Следуя логике автора, нужно убрать все проповеди святых отцов. Цель поэзии, как и проповеди, приводить к молитве, к Богу, утешать страждущих, вразумлять заблудших. В первые времена монашества, когда инок побывал в Константинополе и услышал, как поют в Церкви, поделился радостью с духовником. Но тот не разделил эту радость, сказав резкие слова: Горе тем монахам, которые поют.
    Как бы ни были хороши каноны, но это, всё же, позднейшие нововведения: ничто не может заменить Иисусовой молитвы и Псалтыри. Не случайно отшельники заучивали наизусть все псалмы и читали их всегда, занимаясь рукоделием. И потом, вряд ли можно отнести хвалебные глаголы автора к современным канонам и акафистам. Хотя бы по той причине, что некоторые из них написаны несостоявшимися поэтами. Яркий пример – патриарх Пимен (Извеков).
    https://www.bogorodsk-noginsk.ru/stena/15_pimen.html
    https://mon-sofia.livejournal.com/481128.html

    Перед постом

    Уж весна на дворе, побежали ручьи,
    Солнце греет сильнее и ярче.
    Это значит, что скоро приблизится пост
    И церковный огонь станет жарче.

    Слышишь, как колокольчик зовет
    На молитву церковную верных?
    Видишь, как простолюдин, старушка идет,
    Ковыляя под зов звуков мерных?

    Это первые службы святого поста,
    Сколько в них красоты и отрады.
    И недаром так властно влекут они в храм,
    И недаром бывают им рады.

    Как лазурное утро красивы слова
    Покаянных канонов и песней,
    Чистоту и покой нам приносят они
    И становится солнца чудесней.

    И такая особая в них красота,
    Что не меркнет, а больше и шире горит,
    Сколько б времени, сколько годин не прошло,
    Каждый пост еще большей красою дарит.

    Боже, дай нам и в этом Великом посту
    Наслаждаться отрадой канонов
    И греховные раны слезою омыть
    Под звучанье родных мефимонов.

    И до светлого дня Воскресенья дожить,
    Воскресить свою душу из мрака,
    Благодарности Богу молитву пролить
    За свое возведенье из праха.
    Игумен Пимен
    17.2.49 г

    Или ещё пример творчества, возможно, будущего гимнографа:

    АРХИЕПИСКОП ПИТИРИМ (Павел Волочков, член Союза писателей России Московской организации)

    МНЕ ПРИСНИЛСЯ ПРЕЗИДЕНТ

    Мне приснился Президент,
    Вы поверите иль нет?
    В день святого Николая,
    Радость то пришла какая!

    Весь в заботе он о нас,
    За него молюсь сейчас.
    Буду впредь ещё молиться,
    Пусть не раз он мне приснится.

    Если надо поддержать,
    Чтоб невзгоды отражать,
    Вымолить на век здоровья,
    Ведь на то есть воля Божья.

    Он наш верный Президент,
    Он за всех несёт ответ.
    Бог ему пусть помогает,
    В чём? Конечно, Сам Он знает.

    Любим в Боге горячо
    И дадим ему плечо.
    Путь его безмерно труден,
    Крепнет пусть Владимир Путин».

  • Тверь

    Эти два стихотворения игумена и архиепископа заставили улыбнуться. Даже непривычно читать такое здесь, на этом сайте. Напомнили «поэтов» из нашей местной Православной газеты, которые тоже очень стараются.
    А к современным акафистам отношусь настороженно. Почему-то интуитивно тянет к древности. Наверное, там больше искренности, правды и поэтической красоты.

  • Санкт-Петербург

    Церковь развивается во времени и не стоит на месте. Мы же не служим в полном подобии иерусалимского храма и одежды священника, не одежды первых архиереев. И Литургия развивалась. Иначе надо признать частое причащение сейчас такой же нормой, как в древности. Или не кушать перед Причастием, как было в древности. Псалмы — это тоже песни, которые пел в своё время царь Давид во время Богослужения. И сейчас их тоже поют в храме. Каноны написаны тоже святыми. Литургия и Всенощная это радость о воскресшем Христе. Это торжество. Одно мнение святого не может перекладываться на все. Святые часто спорили между собой в разных вопросах. Поэтому если кому то ближе читать Псалтирь, не означает, что каноны как-то ущемляют покаяние и Богослужение. Простите. Одно дело, когда не нравится, а другое дело, когда плохо. Сейчас все пойдут вещать в храм, как плохи каноны и никто в Церкви не понимает сути…

  • Санкт-Петербург

    Не знаю, что хорошего смеяться над чьим то творчеством и самоутверждаться на его фоне? Кто определяет качество поэзии?

  • Рыбинск

    Полностью поддерживаю Анну!
    Если мы читаем и слушаем акафисты и каноны, это же не мешает нам любить псалмы.

  • Тверь

    Анна, если бы не было чётких критериев оценки поэзии, то все вокруг могли бы считать себя поэтами. Призвание и профессионализм в любой области, можно легко отличить от самодеятельности и самобытности. Это совсем не тот случай, когда стихи нравятся или не нравятся. Тогда бы, за ненадобностью, и не было такой деятельности, как литературная критика.
    Никто и не говорит, что каноны, акафисты и песнопения не нужны. На протяжении всего стихотворения «Неувязка», ведётся постепенный поиск золотой середины в духовных потребностях нашей души вообще, а не только в Церковных Богослужениях. Кстати, псалмы, в основной своей части, читаются в Храме, а не поются.
    Сейчас вспомнился случай, рассказанный монахом иконописцем: когда он ещё только учился в художественном училище, у него появилась возможность показать свои эскизы и другие работы, которые казались ему очень хорошими, известному художнику. Тот, посмотрев их, по-доброму сказал ему, что он ещё научится, а эти чтобы больше никому не показывал. Не думаю, что художник при этом как -то самоутверждался. Ему ли это нужно?!
    А то, что стихи игумена и архиепископа вызвали у меня грешной улыбку, то , конечно, в этом хорошего ничего нет. Здесь с Вами согласна.

  • Коломна

    А ведь то, как воспримется любое стихотворение, зависит от того, с какой интонацией его прочитать. А прочитать можно по-разному, — соответственно, и отзывы будут противоположными.
    В творении архиепископа Питирима я, например, не увидела ни оды, ни гимна — почла за откровенную насмешку. По-другому прочитать никак не смогла!
    А вот стихи патриарха Пимена, хотя и не вызвали поэтического восторга, но и посмеяться не заставили. (Если бы не знать имя автора, можно посчитать, что это стихи из духовной поэзии наших старцев, священников: таких стихов множество. Похожие стихи есть даже и у прп. Антония, прп. Исаака Сирина, прп. Ефрема Сирина.)
    Патриарх Пимен сам себя и не причислял к поэтам.
    Недаром говорится, что у каждого стихотворения найдется свой восторженный читатель и свой едкий критик. Все зависит от того, «как наше слово отзовется». Потому уже давно стараюсь свое мнение о недостатках стихов авторам не озвучивать!

  • Анна, речь вовсе не о смехе и не о самоутверждении. Стихи Патриарха Пимена публикуют и именуют «поэтическим наследием», хотя лучше бы они остались лежать в письменном столе автора. Для того, чтобы оценить их уровень, не нужно быть кандидатом филологических наук. То стихотворение Патриарха, которое привёл отец Роман, написано от души и совершенно бесхитростно, но до «наследия» точно не дотягивает. Многие пишут любительские стихи, и это хорошо до тех пор, пока они радуют узкий круг близких людей. Что касается стихотворения архиепископа Питирима, то это более тяжёлый случай. Тем не менее, его приняли в Союз писателей, у него выходят книги, проходят встречи с читателями (где он предстаёт именно как поэт, а не как пастырь), для его стихов пишут музыку и потом исполняют их, его стихи переводят — как Вы думаете, почему?
    Ну а теперь представьте, что это стихотворение архиепископа о президенте прочитает нецерковный человек, ценящий хорошую поэзию, и у него сложится соответствующее мнение и о конкретном человеке, и о служителях Церкви в целом.
    По поводу отношения к церковным песнопениям — перечитайте ещё раз стихотворение.
    Цель песнопений – припадать к Святому,
    Стихотворений – приводить к Нему.
    Где же здесь умаление канонов?
    Речь вот о чём: то, что мы сейчас считает высоким и священным, когда-то тоже было нововведением и считалось оскудением по сравнению с Псалтирью, «плачем пред Благим». Подумайте, почему по церковному уставу нам предлагаются каноны на каждый день, а акафисту отведён только один день в году — Суббота акафиста.

  • Коломна

    Наталья,да, можно смеяться, можно досадовать, но именно считают, искренне считают себя поэтами в первую очередь те, кого еще Антон Палыч Чехов умолял не писать! — те, чьи стихи — плохая проза, разнесенная по строчкам. И прежде говорили, что «бумага всё стерпит» , а уж сейчас, когда на нас обрушилась эра лютого монстра — интернета, пришел звездный час махровой дилетантщины, и каждый, выучивший буквы алфавита, считает долгом пополнить закрома поэзии хотя бы на сайте «Стихи. ру.» !.. (Но теперь уже я смеюсь… Что тоже нехорошо, да и разговор совсем о другом!)

  • Соглашусь с Марией: сейчас время профанов, которые стараются быть на виду, подделок, за которыми трудно увидеть подлинное. Нужно быть очень разборчивыми.

  • Славгород,Могилевская обл

    В этом стихотворении иеромонаха Романа воплощена Премудрость Божья и Его Святой Матери, а также Его Святых. Взять, например, Святого Сергия Радонежского — это Церковно-политический деятель, поэтому мне понятны стихи Патриарха Пимена, по истине, святого исповедника, а также и митрополита. Земной вам поклон, иеромонах Роман ,за то творчество, что вы нам дарите, наполняя наши души Благодатью.

  • Коломна

    Ольга Сергеевна,по поводу растиражированности архиеп. Питирима — Павла Волочкова полностью соглашаюсь с Вашим мнением! А сколько ему подобных графоманов в сане — список может стать огромным!.. Всвязи с чем пришла такая крамольная мысль: не от того ли, что неудавшиеся поэты и писатели, не найдя признания в мiру, пошли в семинарии и монастыри, чтобы «работать» священнослужителями, прихватив с собою неудовлетворенные амбиции…
    Таких батюшек из наших местных творческих натур знаю немало. И, как ни грешно, считаю, что такие дискредитируют Церковь. Но если бы это только творчества касалось…
    Простите, это один из очень больных вопросов…

  • Нижний Новгород

    Мне тоже кажется, что качество этой «поэзии» налицо, и чтобы его определить не нужно быть поэтом или филологом. Если человек недостаточно владеет техникой стихосложения, то это, наверное, поправимо, но при полном отсутствии поэтического таланта бездарность его стихов нельзя не заметить. Мне эти стихотворения (особенно — второе) напомнили «творения» лжеиромонаха с Фейсбука. Но как такого «поэта» могли принять в Союз писателей?

  • Не должна и не могу судить об архиереях. В мiру причиной навязывания профанного творчества окружающим обычно бывает тщеславие, отсутствие здравого представления о себе. Известно, что при определённых денежных вложениях можно «раскрутить» и «продвинуть» любого поэта, певца, актёра независимо от степени его одарённости.
    Насчёт духовных лиц думаю, что их могут «продвигать» чада и почитатели, если видят в каждом слове и деле своего наставника бесценный смысл. Художественные достоинства или недостатки их творчества становятся уже неважными. Конечно, здравомыслящий священник притормозит такое почитание, но как быть, если он уже отошёл в мiр иной?
    Ни в коем случае не имею в виду тех, чьё творчество действительно заслуживает внимания. Иногда мы публикуем на сайте стихотворения епископа Геннадия (Гоголева) — они действительно хорошего уровня, а сам автор ведёт себя скромно. Понятно, что его творчество будет менее заметно, чем творчество того, кто сам о себе трубит.

  • А я бы отметила маленькую цитатку из статьи отца Романа: враг может посмеяться над нами жестоко — да не прельщены будем. На мой взгляд, эти же его слова можно отнести и к двум последующим статьям. Спаси, Господи, отец Роман.

  • Нижний Новгород

    «Известно, что при определённых денежных вложениях можно «раскрутить» и «продвинуть» любого поэта, певца, актёра независимо от степени его одарённости.»
    В преддверии 800-летнего юбилея Нижнего Новгорода недавно проходило голосование за гимн города. В числе авторов были известный певец и никому не известный поэт. Сестра поделилась «секретом» того, как в их госучреждении проходило это мероприятие: всем велели голосовать за известного артиста, и прислали ссылку на страницу с уже заданным вариантом ответа, изменить который было нельзя, тогда как большинству её коллег больше понравилось произведение другого автора. Неизвестно, были ли в этом случае денежные вложения или тут сыграли роль личные вкусы и симпатии высокопоставленных лиц, но и в этом и в другом случае (с членством в Союзе писателей явного графомана) без чьей-то влиятельной руки явно не обошлось.

  • МО

    //Церковь развивается во времени и не стоит на месте//. Анна 08.06.2021 в 01:35 Санкт-Петербург
    Это точно. Только вот куда развивается?

    //Сейчас все пойдут вещать в храм, как плохи каноны и никто в Церкви не понимает сути…//
    Тысячу лет они пели псалмы и читали пророков, но так и не узнали Бога, явившегося во плоти. Зато те, кто кроме языческих песен и плясок ничего не знали, приняли Его всей душой. Чтобы также через тысячу лет воспитания на Псалтыри и церковных канонах предать Христа. Видимо, дело не в Псалтыри и канонах как таковых, а в чём-то другом.

  • Санкт-Петербург

    Редактор, акафисты читают каждый день. Вс вс — Христу, в чт — Николаю Чудотворцу и так далее, в зависимости от храма и возможностей. Суббота Акафиста — это праздник посвященный Богородице. В Псково-Печерском монастыре каждую вечернюю службу поют акафист Богородице. Мне кажется, в стихотворении прямо говорится, что это все не так боговдохновенно, как Псалтирь. Почему? Все каноны писались монахами и святыми. При том новозаветными.
    Я не литературный критик, я не знаю, что может являться наследием, а что нет, могу только судить о том, откликается мне или н нет.
    Практически все богослужение состоит из песнопений псалмов. Антифоны. Прокимны (их почти поют, возглашает). Славословие. Псалтирь только в часах и кафизмах читается.

  • Санкт-Петербург

    О. Георгий, думаю дело в грешной природе человека..

  • Санкт-Петербург

    Молчать с Иисусовой молитвой в уме и плакать над осколками своих благих намерений, какие тут песни. Все это действительно часто отвлекает от покаяния. Мне стихотворение отца Романа очень близко.

  • Тверь

    Анна, Всё Священное Писание и Псалтирь — Богодухновенны, потому что через них говорит Господь. А каноны и акафисты составлены и написаны людьми, хоть и причисленными в последствии к лику святых, но не пророками Божиими.
    А по поводу псалмов: мне всегда казалось, что пропетые антифоны, прокимны и Славословие меньше по объёму, чем одна прочитанная кафизма.

  • МО

    //Церковь развивается во времени и не стоит на месте//. Анна 08.06.2021 в 01:35 Санкт-Петербург

    Вот небольшой пример такого развития. Митрополит Вениамин (Федченков) († 1961) вспоминает, что во время его учёбы в духовной семинарии (владыка закончил таковую в Тамбове в 1903 году) писатель Л.Н. Толстой «считался запрещённым для чтения, равно как и Достоевский, и все новейшие писатели» («На рубеже двух эпох», глава «Две революции»).
    https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/na-rubezhe-dvukh-ehpokh/3

    Спустя сотню лет митрополит Иларион (Алфеев) называет творчество писателя Достоевского „благой вестью“ для русского народа — пророческой и апостольской вестью о спасении через Христа». Словесность, запрещённая для чтения семинаристами, через сотню лет провозглашается «благой вестью» для русского народа, или Евангелием Достоевского. Как назвать такую перемену? Ленинские темпы в развитии церкви, стахановские.

  • Славгород,Могилевская обл

    А как вы относитесь к стихам Тычины, украинского поэта, советского периода, имени точно не помню, а пару строк напишу «На майдани коло церкви ревюция иде…», а второе-» …дир, дир, дир- ми за мир…» Тычина некоторое время был Председатель союза писателей. На уровне этого поэта стихи Патриарха Пимена- прекрасны, и архиепископа Питирима, тоже, хорошие — даже, с государственно-политическим смыслом написаны. Что в наше смутное время очень важно.

  • Кронштадт

    Спаси, Господи, о.Романа за духовную поддержку! Спасибо, Ольга Сергеевна, за комментарии о подвижниках. Да, чтобы привлекать людей, но зачем их тогда привлекать… какая молитва может быть, как пишет о.Роман. А зачем еще быть в Храме? Сейчас все так непросто. Последние времена. Да и монахи много терпят, не только мирские. Божий дар, стихи о.Романа.

  • Симбирск

    Помоги и Прости Господи ⛪Благодарю ⛪ПРЕМУДРОСТЬЮ полны слова. Падаю в ножки Дорогому Батюшке.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.