col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

* * *

Мама утром меня подымала,
Поставляла на стол калачи.
Мама утром меня согревала
Пробуждением руской печи.

За окошком метель завывала —
Все дороги, видать, занесло.
Только это совсем не пугало:
Мама в доме, а значит — тепло.

Нас тогда не белили ненастья,
Каждый грезил о крае земли.
Мы искали какое-то счастье
И, конечно, искали вдали.

Как бы ни́ жили, знали — любимы!
Где бы ни были, знали — нас ждут!
Материнской любовью хранимы,
Возвращались в родимый уют.

Было с мамою ясно и просто,
Но однажды посупился дом:
Жизнь свою огражденьем погоста
Разделили на до и потом.

Но потом не житье — доживанье,
И не видятся дали светлей…
Жизнь без мамы сродни расставанью
И прощанию с жизнью своей.

Иеромонах Роман
12 октября 2003
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Какое удивительное, прекрасное стихотворение, наполненное любовью и теплом! Как точно Батюшка определил состояние души: «разделили на до и потом», с потерей, мамы уже никогда не испытываешь того абсолютного,полного счастья, радости, которое наполняло душу..

  • Однажды к священнику в моём присутствии подошёл мужчина и сказал: «Умерла мама. Как же мне теперь жить? У меня больше никого нет!» Так была понятна боль этого человека.
    А отец Владимир подарил ему Псалтирь и сказал, чтобы он прочитал полностью 40 раз, когда сможет.

  • Странно это, как взрослый мужик не знает как жить после смерти матери… Все мы скорбим по умершим родителям. Вспоминаем их. И не только в определённые дни. Но чтобы вот так, мама умерла и вся жизнь кончилась… Не пойму.

  • Можно сделать вывод, что женатому легче перенести смерть матери, чем прожившему всю жизнь со своей мамой и после смерти её оставшемуся в одиночестве.

  • Господь благословил 2 пути монашеский или семейный!К какому пути пренадлежат «мужчины» живущие с мамками до пенсии и никак не могущие «оторваться от груди» не могу определить!

  • Самая большая ошибка…

    В Неделю о Страшном Суде выявился немаловажный вопрос. А так, как мы находимся на православном сайте, то и должны рассудить его.
    Под стихотворением отца Романа «Мама утром меня подымала» я упомянул случай , произошедший в моём присутствии. Не знаю того мужчину (после смерти его мамы) и его судьбу. Но так, как батюшка назвал его по имени, понял, что он в Храме не в первый раз, т. е. православный. И нам, православным, следует поразмышлять, кто такой мужик и «мужик» всвязи с написанными комментариями.
    Конечную же оценку мы все получим на Страшном Суде.

    Когда-то в передаче «Поле чудес» услышал, как Якубович на всю страну раскритиковал такого «мужика», вчера уехавшего от жены с тёщей, и передающего на другой день привет тёще ( за свою маму он не вспомнил).
    На Руси была прекрасная традиция. Девственницу выдавали замуж. Она принималась в дом мужа после венчания и становилась членом этой семьи. Мама мужа считалась и её мамой, и его братья и сёстры соответственно. Теперь, как мы знаем всё не так, за некоторыми исключениями.
    Кому пришлось соединить свою жизнь с женщиной, почитающей Бога, тот счастливый человек. Тогда его мама будет ему и ей мамой, а не «твоя мать», как сейчас именуется и враждуется неверующими женами.
    В песне Светланы Копыловой это отношение выражено — в доказательство любви к себе принести сердце его матери.
    Наверное, вовсе не мужественный человек может скоро судить о другом.
    Через двадцать лет после обстоятельства, связанного с моей судьбой я услышал случайно, возле магазина, слова из разговора по телефону: «Это была моя самая большая ошибка, что я на тебе женился.» (Брак у них распался.)
    А если бы не он, она могла стать моей женой. Мне вспомнились слова светской песни: «Если невеста уходит к другому, то неизвестно кому повезло».
    Лишь когда прошло много времени, я смог проанализировать, почему, когда с ней зашел к маме на работу, чтобы познакомить, она не проронила ни слова и даже не сказала: «Здравствуйте». А тогда я объяснил сам себе, что она застеснялась.
    «Помнишь, мама моя, как девчонку чужую, я привёл к тебе в дом у тебя не спросив» — светская песня.
    А потом старики попадают в дома престарелых. Это все плохие родители?
    Почему часто женатый подолгу не проведывает своего самого близкого человека, носившего его когда-то на руках у своей груди, оставшегося в одиночестве и возможно нуждающегося в помощи и уходе? И это мужики?
    Тот, кто спешит выразить, что он мужик, вовсе не означает, что это так.
    Тот Мужик, кто не бросается этим словом, а зная, что будучи даже не понятым в обществе, поступит как угодно Богу.
    В одной из песен отца Романа я услышал слова (дословно не помню): «Свою жену не поравняю с матерью. Прости, если тебе не повезло!» Как и недавно в отзыве он написал: «Мать — это святое!»
    В стихах отца Романа выражена огромная любовь к маме.

    «…О, приснопоминаемая мать!
    Ты, надрываясь плакала украдкой,
    Что не могла порою детям дать,
    Как говорится, малого достатка.

    Но даже, если б в рубище ходил!»,
    Я все равно б тебя благословил!

    По гроб должник! Чем за твое воздать?
    Ты Бога мне дала, святая мать!

    Так, что после Божьего Почтения настоящий мужчина должен чтить родителей и любить жену. У такого мужчины и жена будет уважать его и родителей его!

  • * * *

    Э, дорогой! А мы уже приехали.
    Стеною снег, дороги замело.
    Спешили, вишь, отмеренными вехами,
    Надеялись, а всё ж не пронесло.

    Недаром отговаривал с поклонами
    Хозяин постоялого двора.
    Лежали бы на лавках под иконами
    Иль самовар меняли б, как вчера.

    Ну ничего, авось к утру уляжется –
    Хотя нам до утра не дотянуть,
    В такую пору вряд ли кто отважится,
    Разыскивая нас, пуститься в путь.

    Родные есть? Жена, детишки малые?
    Вдова, конечно, горюшка хлебнёт.
    Я, слава Богу, ни на что не жалуюсь,
    Меня давно никто уже не ждёт.

    Не пропивать меня друзьям-товарищам,
    Не выть жене, глаза понаслюня.
    И детям у последнего пристанища
    Гурьбою не оплакивать меня.

    Оно, конечно, кто там виноватее…
    Но, просто так судача, не во зло,
    Любую бабу не поставлю с матерью…
    Прости, коль и тебе не повезло.

    Ты не гляди, я завистью не маялся,
    Обижен не был Богом и людьми.
    Жил как умел, а ежели не справился –
    Продашь коней, а деньги на помин.

    Лошадушки самой судьбой подарены,
    Не подводили, только и всего.
    Я ладил и с евреем, и с татарином,
    И не стыдился Бога своего.

    На жен чужих с гармоникой не зарился,
    У шинкаря рубахи не пропил.
    Чтил седину и первым в пояс кланялся,
    Социалистов, правда, не любил.

    Эх, завертелась юность верхтормашняя,
    Как этот снег, аж душу леденит.
    Прости, Господь, за всё мое вчерашнее,
    Прости и ты, и Бог тебя простит.

    Ну и погодка, светопреставление!
    Так отродясь в Росiи не мело.
    Лошадки загрустили без движения,
    Стоят и только дышат тяжело.

    Возьми тулуп, устройся поудобнее,
    Молись, родимый, чтоб буран затих.
    А если ждёт кого-то место лобное,
    Уж лучше мне, покаявшись, взойти.

    Э, дорогой! А мы уже приехали.
    Стеною снег, дороги замело.
    Спешили, вишь, отмеренными вехами,
    Надеялись, а всё ж не пронесло.

    иеромонах Роман
    21 марта 1991
    г. Печоры
    http://vetrovo.ru/e-dorogoj-a-my-uzhe-priehali/

  • Михаил, в Ваших словах звучит обида. Возможно подтекстом личные мотивы. Но речь, наверное, в предыдущих отзывах не об этом. По-моему, имелась ввиду гиперопека. Расскажу Вам реальную историю под названием : «мать солдата». Любящая мама с малых лет ограждала сына от дурного влияния социума: сын в школу- мама устроилась работать в школу, пришло время «мальчику» служить — сбежала с ним из большого города в деревню. Великовозрастного сыночка всем обеспечивала, пока были силы. Мальчик вырос, образования не получил, и жизнь ничему его не научила . У мамы силы закончились; попробовали вернуться в город, но оказалось, что времена изменились. Снова вернулись в деревню. Выживают благодаря помощи дальнего родственника. В деревне её так и называют — «мать солдата». Услышала эту историю в назидание.

  • Ольга Сергеевна, спасибо за напечатанный текст песни!

  • Алла, обиду к кому вы усмотрели? Мне не на кого обижаться. Обидчивый человек не творит правды Божией. Я благодарю Бога за всю свою судьбу!
    Конечно, имеются в жизни и такие случаи, о каком Вы описали. Но за этого мужчину мы ничего не знаем, был ли он женат, вдовец или разведен. Есть такие, что возвращаются после развода к матерям, так как больше некуда.
    Но я не об этом. Я о проблеме, что престарелые родители при живых детях остаются бездетными. Немало известно таких случаев.

  • Довольны, и слава Богу, Михаил! А конкретно «за этого мужчину» скажу, если Вы не поняли, что он не женат ( и никогда не был). Хотя, не исключено, что найдёт себе жену- «мамку» на старости лет. Для кого-то это не самый плохой вариант, согласитесь…

  • …И «вдогонку» скажу ( поскольку мы на православном сайте) : мы здесь все друг другу матери и отцы, братья и сестры.

  • Да какие же мы братья и сестры, Алла, если прежде всего не воспринимаем горе человека, а считаем, что он неправильный? Это частный вопрос. Оценку правильности каждый получит в своё время от Бога.
    А от всеобщего вопроса, даже после моего уточнения в отзыве к Вам, почему-то уклонились!

  • Михаил, думаю, Вам стоит повторить Ваш вопрос — наверное, не все его поняли.

  • Потеря родителей в юном возрасте всегда трагична. Когда ещё требуется забота, опека, молитва матери. Да и отца тоже. Трагично, когда уже взрослый человек от мамкиной груди не оторвался. Не научился быть самостоятельным в этой жизни.
    Европеизация последних ста с лишним лет изменила многие смыслы слов в русском языке. Например, исконно русское «мужик» (и до сих пор имеющее основательные, мужественные смыслы «ты не мужик что ли?»), подменяется интеллигентно проникнутым, в какой-то мере даже расслабленным «мужчина» (уж не говорю о «мужчинка», «мужчинА»)
    Или культурно-исторически обоснованное русское «баба» наполнено сегодня неким грубовато вульгарным смыслом. Хотя ещё сто лет назад означало только замужнюю или вдовую женщину. А вот в европейских значение «женщина» как особь противоположного пола.
    Идеализировать прошлое тоже не стоит. От моих предков ещё из 19 века досталась вот такая притча: «В крестьянской избе за столом обедает семья. Малой лет пяти уже наелся и строгает полено. За русской печью в закутке, где обычно держат родившихся зимой телят, на полу из корытца ест дедушка. Отец поворачивается из-за стола к малому: ты чо там строгаешь, сынок?
    а тот в ответ: тятя, тебе корытце. Когда будешь старый, чтоб ел из него.
    С тех пор деда садили за стол. Видать и тогда, в православном народе по всякому жили-поживали. Может быть поэтому до революции в городах уже тогда открывали приюты для стариков. В деревне же община доглядывала.

    Урбанизация, начавшаяся в Российской Империи в 1830-40 гг. привела к перетоку огромных масс крестьян из деревни в город в течение нескольких десятков лет. Это действовало разрушающе на общинную крестьянскую жизнь. Революционизация разрушала русское православное сознание, подменяя свободу в Боге «свободой, равенством, братством» на земле. 20 век добавил и того больше. И это ещё слава Богу, что мы после всего этого имеем хоть какие-то понятия о морали и нравственности. Что до современных домов престарелых, то уж лучше так, чем попрекаемыми или не нужными в своих семьях.

  • Ольга Сергеевна, я думаю, матерям-то многим понятно, что они в старости будут в тягость своим женатым сыновьям, за небольшим исключением. А я считаю, что так не должно быть. У настоящих мужчин родители не будут находиться в домах престарелых или доживать в одиночестве.
    Бывший муж моей бывшей невесты не смутился моим появлением в момент разговора с ней по телефону и при мне громко выразил то, что хотел выразить. И мне запомнились эти слова. А мама его умерла прежде. Недавно умерла соседка по даче, болела, жила одна, имела двух женатых сыновей.
    Разве это маловажная проблема — при живых сыновьях одинокие родители.

  • Владимир Иванович, у Льва Толстого есть такой рассказ:

    Старый дед и внучек
    (Басня)
    Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.
    Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.
    Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
    Старик только вздохнул и ничего не сказал.
    Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
    Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
    Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
    Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

  • Михаил , это очень важная тема , которую Вы затронули , но как мне кажется дело не только в безответственных сыновьях , а чаще в безответственных родителях . Ведь дети являются отраженнием своих родителей , они копируют их модель поведения и переносят эту модель в свою взрослую жизнь . Согласитесь , что когда мать говорит » я ему всю жизнь отдала , а он…» скорей всего это говорит о том , что она растила эгоиста . А как может эгоист заботиться о ком-то ещё кроме себя.
    Другой вопрос , может ли взрослый мужчина жить со своей матерью . Тут тоже всё зависит от внутренних побужденний и мотивов ?Быть может опять дело в эгоизме и матери и сына ( она не отпускает , а его всё устраивает ) как писала об этом Алла . А может , это сын проявил такую жертвенность , что бы ухаживать за больной матерью . А может это люди благочестивые , посвятившие себя Богу ( такая пара очень старенькая мать и её сын ходят в наш Храм).
    Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит(Мф. 19:12)
    Поэтому , когда касаешься умом личной жизни людей , обязательно впадаешь в осуждение. Мы видим поступки со стороны не зная сердце этих людей , и делаем свои ,чаще всего не правильные выводы .

  • Насчёт домов престарелых с Вами не соглашусь. Уход за старыми, больными родителями — это часто крест, но нужно его нести, раз Господь дал. Моя знакомая отправила дедушку в дом престарелых (родился ребенок, квартира маленькая, дедушка немного не в себе). Дом престарелых был шикарный, дорогостоящий, со всеми удобствами, хорошим уходом. На протяжении нескольких последующих лет знакомая страдала — правильно ли поступила, мучилась, а дедушка при встрече всё время спрашивал: «Когда я поеду домой?» Наконец, знакомая решилась забрать его домой, уже купила для него кровать — и в этот момент дедушка умер. Не позавидуешь ей!

  • «Господь целует намерения». Не знаю чья это цитата, но она говорит в защиту Вашей знакомой, дорогая Ольга Сергеевна. Она ведь купила кровать и собиралась забрать дедушку, но видимо это, действительно, был непосильный для нее крест…

  • Везде хорошо, где нас нет.

    Марина, дело не в осуждении. Для меня такое не понятно. С другой стороны, отпустите своих близких, у них на Небесах другая жизнь. А мы остаёмся, чтобы продолжить здесь нашу земную жизнь. И готовиться к ответу перед Господом.

  • Спасибо, мать Серафима, наверное, Вы правы. В чужую душу не заглянешь, тяжести чужого креста не поймёшь.

  • А мне кажется, что в отзыве Михаила 02.03.2019 в 10:44, показана Божия Любовь.
    И отцу Владимиру, и Михаилу была понятна боль утраты этого мужчины.
    И отец Владимир покрыл эту боль своей любовью, подарив Псалтирь и сказав, чтобы он прочитал полностью 40 раз, когда сможет.
    А про жизнь этого мужчины знает один Милостивый Господь.
    Простите, если что не так.

  • Марина, согласен с Вами, что причины могут быть самые разные, и в отношении воспитания.
    А подобный случай, указанный Ольгой Сергеевной, мне известен (невестка, одумавшись написала письмо старику, что заберёт его обратно к себе от других родственников, но пока пришло письмо, дедушку похоронили). Значит и этот случай можно понимать, как рассудила мать Серафима.

  • Людмила, я просто тронут Вашим отзывом!

  • Соглашаюсь с Мариной о том, что в семейных отношениях тоже все бывает непросто. Помнится, года полтора назад довелось в поезде разговаривать с одной женщиной лет примерно 60-ти. Сама она живет в Новочеркасске (после института попала туда по распределению), там же живут ее дети и внуки (мужа похоронила). Сама на пенсии, но не против была бы еще поработать (даже приглядела работу). В городе квартира (дети живут отдельно) и дача. А в деревне, в орловской области, живет ее престарелая мать. Пока был жив отец справлялись, как осталась вдовой — потребовала переезда дочери к себе. (Есть еще сын, пока не пенсионного возраста, живет где-то на Севере).
    Дочка предложила матери забрать ее в Новочеркасск (благо есть куда) и даже привезла на время. Однако бабушка категорически отказалась куда-либо переезжать, говоря, что в квартире ей не комфортно, климат не подходит, а тот, кто настаивает на переезде, никак хочет «моей скорой смерти».
    Дочери пришлось смириться и уехать в орловскую глубинку, но сердце этого принять не может. Во- первых , у нее там дети и внуки ( одна из внучек серьезно больна), во-вторых осталась запертая квартира и «законсервированная» дача, ну и все знакомые, друзья соответственно тоже там. Живет в глубинке, по ее словам скрепя сердце, мирясь с причудами бабушки…
    Единственное, вроде как брат, после выхода на пенсию, обещал разделить с ней заботы о матери…

  • Владимир Иванович «Марина, дело не в осуждении. Для меня такое не понятно. » Это потому Владимир Иванович , что Вы мужик. Говорю мужик в самом хорошем смысле.

  • Почему я тронут отзывом Людмилы? Потому, что она поняла проявление священником любви к прихожанину в соответствии с заповедью Божией — с плачущими плакать, а с радующимися радоваться.
    Жаль, что слова этого человека не все прочувствовали и, вместо сочувствия боли потери близкого человека, начали искать причину проживания его с матерью.
    А разве не скажет такие же слова или подумает так старик, похоронивший жену, проживший совместно жизнь, в первые дни своего одиночества? Не о том же толк, как постирать, или приготовить обед, или сделать уборку. Это, наверное, может сделать каждый, если позволяет здоровье.
    Душевная боль, также как и телесная после операции проходит постепенно, но она более глубокая, чем телесная.
    Недавно на сайте была помещена статья о женщинах русской и японской, которая ждала своего мужа долгие годы, находящегося в России, не зная жив он или нет. А русская, проживавшая с ним совместно и любившая его, сделала всё, чтобы он вернулся в Японию к первой жене своей.
    И как важно понимать другого! Это и есть написанное апостолом Павлом, что если и тело отдать на сожжение, но без любви — ничто. Это и есть исполнение второй заповеди — возлюбить ближнего как самого себя!
    Как же необходимо видеть другого!
    С плачущим посторонним ребёнком обменяться ласковым взглядом, замедлить и свой ход с не могущим быстро перейти дорогу и даже сочувствовать делающему тебе зло в его трудностях. И много других случаев проявления любви и к неверующему, и иноязычному, а уж тем более к православному!
    Священник понимал эту боль и, подавая Псалтирь, зная, что не всегда возможно исполнить, сказал слова: «…когда сможешь прочитать».
    Понятия мужества и любви тесно связаны между собой, и настоящего мужества не может быть без проявления любви!

  • Славгород,Могилевская обл

    Спаси Господи Вас, Батюшка Роман, за такую Любовь к маме, потому что никто, как мама, нас не будет любить. У нас в г. Городня о. Мирон любил часто повторять, что пока мама жива — и мы дети. Его мама София была благочестивая женщина, которую он тоже очень сильно любил, умерла. Дай, Господи, Царство Небесное рабам Божьим: маме о. Романа монахине Зосиме, маме о. Мирона Софии, моей маме Лидии.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.