col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Тоска по плену или свобода во Христе?

28 декабря 2018 года на сайте «Русская народная линия» было опубликовано стихотворение иеромонаха Романа «Тоска по плену», которое стало предметом горячих споров читателей. В течение нескольких дней под стихотворением появилось около трёхсот комментариев, и дискуссия прервалась только потому, что форум РНЛ по традиции был закрыт в преддверии Рождества Христова. Мы предлагаем вам познакомиться с фрагментами этой полемики – перепиской главного редактора РНЛ А. Д. Степанова с отцом Романом и редактором сайта «Ветрово» О. С. Надпорожской, а также читательницы Наталии и отца Романа. Нам кажется, что в этих, пусть и написанных на скорую руку, комментариях достаточно чётко выражен взгляд их авторов на советское прошлое и «оглашенное» настоящее, и потому они заслуживают вашего внимания.

От редакции. Наш известный православный стихотворец иеромонах Роман (Матюшин) предложил нам опубликовать это стихотворение. Оно носит откровенно политизированный характер и является своего рода ответом на публикации РНЛ: на материал протоиерея Николая Булгакова «Сталин был пострижен в монашество», в котором приводится свидетельство патриарха Алексия Второго о том, что И.В. Сталин был тайно пострижен в монашество с именем Георгий, и комментарий доктора экономических наук, протоиерея Александра Миняйло «И моя душа тоскует по Советскому Союзу».

Мы не боимся критики и дискуссий, поэтому публикуем это стихотворение, хотя односторонность позиции иеромонаха Романа видна, на наш взгляд, невооруженным взглядом. К сожалению, такая позиция служителей Церкви, которую демонстрирует уже не в первый раз отец Роман, препятствует здравому осмыслению русской истории советской эпохи. Примитивный взгляд на советскую историю: мы, которые не принимали советскую жизнь, находясь во внутренней эмиграции, и они — все остальные (подавляющее большинство народа), отдаляет Церковь от народа. Очень печально, что талантливый поэт, каковым, несомненно является отец Роман, который, по самой сути поэтического служения, должен проникать в суть явлений, выступает в роли одностороннего партийного пропагандиста. Гл. редактор РНЛ Анатолий Степанов.

О. С. Надпорожская:

Удивительно: во вступлении к стихотворению Анатолий Дмитриевич пишет, что отец Роман «выступает в роли одностороннего партийного пропагандиста». А в комментариях под стихотворением «Новые Савлы» утверждал обратное: что отец Роман «со своим антисталинизмом и одновременно консерватизмом… ни то, ни сё». Попытка «приписать» православного священника к какой-то партии, идеологии не верна по своей сути: партии, идеологии скованы рамками и мешают смотреть на вещи «с точки зрения» Христа. (Думаю, к этому должен стремиться не только священник, но и каждый христианин.) Такая точка зрения, как и Сам Христос, вне партий и идеологий, она свободна и потому кажется безумием для мiра. А человека «партийного» его идеология заставляет мыслить и действовать схематично. Не нужно путать проповедь и пропаганду. «Примитивный взгляд» трезвомыслящего священника отдаляет Церковь не от народа, а от мiра сего, и очень хорошо, что отдаляет.

А. Д. Степанов:

Я не вижу противоречия, Ольга, в том, что идеологическая позиция отца Романа — ни то, ни сё, и что он выступает как партийный пропагандист.

Я не увидел в этом стихотворении проповеди, увидел только зарифмованную публицистическую прокламацию. Партийную — в старом смысле этого слова. Отец Роман несомненно партиен, он воинствующий антисоветчик, человек необелогвардейских взглядов. И меня печалит, что он не ищет примирения, не ищет синтеза, а ищет борьбы.

Вообще образ плена применительно к советскому прошлому весьма неудачен, поскольку однобок. Мы находились в плену у кого? У парноменклатуры, спецслужб, коммунистов, евреев, советской идеологии? Непонятно. А может в плену греха? Но в этом плену мы находимся постоянно и постоянно пытаемся из этого плена выкарабкаться.

Нельзя воспевать плен, — говорит иеромонах Роман. А вот архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что он никогда так не молился, как в заточении…

Мы с отцом Романом — земляки, оба родились в брянских деревнях, правда, он постарше меня на 6 с небольшим лет, но в целом мы — люди одного поколения и сходного жизненного опыта, по крайней мере, на ранних этапах жизни. Мне гордиться нечем, в детстве и молодости я не был верующим, хотя и был крещен. Был пионером и комсомольцем. У нас в классе и в деревне не было ребят, которые бы не вступали в комсомол по религиозным соображениям, я встретил одного такого уже в старших классах школы и уже на Дальнем Востоке, но и тот был баптистом.
Сколько помню, вступить в комсомол в нашей обычной деревенской восьмилетней школе было большой честью. Всех не принимали, только тех, кто хорошо учился и занимался какой-то полезной общественной работой, — принимали лучших.

Потом, когда я стал старше, я уже видел и наплевательское отношение к комсомолу, и откровенный цинизм и карьеризм комсомольских клерков, но тогда, в конце 70-х — начале 80-х, советское общество клонилось к закату.

Но утверждать, что невступление в комсомол — подвиг, а вступление — путь в духовный плен, это — страшное упрощение, из которого и выводы следуют неправильные. Жизнь в советское время была куда сложнее, советская эпоха была сложнее.

О. С. Надпорожская:

Анатолий Дмитриевич, я не понимаю, почему христиане должны рассуждать о чём бы то ни было, используя термины «партийный/не партийный». Но даже если использовать этот язык и говорить о том, что отец Роман – «партийный», значит, его «партия» – это Православная Церковь. Это «партия» — вне других партийных систем, она и не советская, и не белогвардейская, и предполагает не синтез, а в корне иной взгляд, под иным углом. Кто-то может увидеть в таком взгляде что-то «необелогвардейское», кто-то – наоборот, но всё равно никогда он не впишется (и не должен вписываться) в какую-то идеологию. Христос, придя на землю, не стал поддерживать какое-то политическое движение, но основал Церковь. Неужели, придя на землю сейчас, вступил бы в какую-то партию? Он – вне этого, и священник тоже должен быть вне, над, он должен быть со Христом.

При советской власти были страшные гонения на Церковь, не уступающие гонениям первых веков. Но дело не только в том, что кто-то был убит или сослан. Дело в миллионах несчастных людей, которых обманули, сказав, что Бога нет, высмеяли Церковь. И даже если кто-то в глубине души был не согласен и знал, что Бог есть, многие ли из них нашли путь в Церковь? Так и жили, как придется, и умирали без покаяния. Да, были и такие, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — они молились в заточении и считали лагеря и тюрьмы высшей школой молитвы: в лишениях молитва живее, чем в роскоши и во время застолья. Но они не отмечали советские юбилеи и не славословили советскую власть. А сколько людей просто оскотинились и ушли в никуда? Да, люди превращаются в скот и сейчас, но ничто извне не мешает им пойти и покаяться. Сейчас в Храм ходить легко и радостно, но что было бы, если бы он был оцеплен полицией? Если бы, идя на Литургию, мы боялись за своих детей? Сколько человек дошло бы?

Анатолий Дмитриевич, взгляните на Церковь глазами воцерковляющихся людей. Они еще ничего не знают о Церкви, но уже видят концерты в Храмах на Рождество и на Пасху, священников, просвещающих паству с помощью футбола и рэпа – и принимают это, потому что доверяют, потому что им не с кем и не с чем сравнивать. А тут они еще и узнают, что гонитель Церкви Сталин, оказывается, был пострижен в монашество. Бедные люди совсем теряют ориентиры. Их нужно действительно пожалеть, вывести на дорогу, а не «утешать», пытаясь примирить с советским прошлым. У многих людей старшего поколения это советское прошлое срослось с душой. Но ведь в их настоящих интересах – избавиться от заблуждений, которые занимают в их душе такое большое место и мешают ей стать Храмом Божиим. Да, конечно, нельзя ничего навязывать, они сами должны избавиться от этого плена – но ведь и мешать этому освобождению нельзя. Подумайте, какая сила у Вас в руках – издание с огромной читательской аудиторией. Неужели только для того, чтобы усиливать путницу?

Стихотворение «Тоска по плену» — не «зарифмованная публицистическая прокламация», а отличное литературное произведение, написанное от сердца, в сердце и попадающее, причиняющее боль, о которой свидетельствуют все эти комментарии. Так и должно быть с настоящими стихами, и ничего, что они дорого обходятся авторам. Проходят годы, люди исчезают, настоящие стихи остаются, и это стихотворение – как раз из них.

А. Д. Степанов:

Партия в буквальном смысле означает часть. А вот Церковь — не часть, Церковь — целое. Я не вижу, что в данном случае партия у отца Романа — Православная Церковь. Я вижу, что его партия — антисоветски, необелогвардейски, националистически настроенная часть (именно часть!) русской православной интеллигенции.

Да и чисто логически Вы не правы, Ольга, как справедливо Вам уже указали. По Вашей логике протоиереи Николай и Александр, позицию которых обличает отец Роман, тоже в той же партии (Православной Церкви), что и он. Так почему же он их обличает, себя считая правым, а их неправыми?

Гонения были на начальном этапе советской власти, затем они значительно ослабли. Надо все-таки смотреть на советскую историю в историческом разрезе, она менялась. Принципиальная ошибка русской эмиграции, даже лучших ее представителей, как напр., Иван Ильин заключается в том, что она не заметила этих изменений режима. И эта ошибка перекочевала к некоторым нашим современным монархистам-необелогвардейцам. Известно, что даже среди высокопоставленных советских деятелей были люди верующие, напр., маршал Шапошников не скрывая особо носил крест. Отец маршала Василевского был священником, это не помешало сыну занимать высокие посты. Неправильно говорить, что советские люди умирали без покаяния, умирали без церковного напутствия — согласен, порой люди каялись делом, умирая за други своя, за Родину, которая была Святой Русью, на поле брани. Немецкие солдаты шли на СССР с крестами и надписями «С нами Бог», но Бог был с теми, у кого на пилотках и шапках были пятиконечные звезды, а не кресты. Нельзя односторонне оценивать советское время.

Я как раз и думаю, что воцерковляющимся людям куда полезнее глубокий взгляд на советскую историю, который демонстрирует протоиерей Николай Булгаков, чем такой поверхностный, который демонстрирует отец Роман. Трезвый взгляд на советскую историю, понимание, что советский опыт не был случайным, что это — этап нашей русской истории, из которого мы должны извлечь уроки, что-то сохранить, а от чего-то отказаться как раз не может помешать людям, он только поможет глубже понять нашу историю. Вот этому мы и стараемся содействовать.

Другой подход, что нашей задачей является «выдавливание из себя по капле советскости» является поверхностным.

Позиция отца Романа и других необелогвардейцев мне представляется такой: они на самом деле считают, что Господь ошибся в 1917 году, наказав нас большевиками, что на самом деле наказание было неправильным. Они поверхностно считают, что между Сталиным и Троцким не было разницы, поскольку они оба использовали коммунистическую риторику. Они не хотят признать, что русский народ переварил коммунизм превратив его в национально-патриотическую идеологию. Ко времени, когда началась перестройка советской идеологии не хватало одного — решительно расстаться с атеизмом, но советская идеология оказалась на это неспособна, и СССР рухнул, что стало величайшей трагедией для русского народа в конце ХХ века.

О. С. Надпорожская:

Анатолий Дмитриевич, мне кажется, здесь уместно вспомнить слова «Не мир пришел Я принести, но меч», только этот меч мы должны поднимать не против друг друга: каждому из нас оружие должно пройти его собственную душу. Невозможно «модифицировать» Православие, подстраивая его под людей с разными душевными особенностями и пристрастиями. Вот Вам, по-видимому, близок вариант «советского» Православия, мне подошло бы «культурное» — и так далее. И то, и другое, и третье, и десятое – всё равно проявления мiра сего, который необходимо в себе преодолеть. Невозможно сделать так, чтобы каждому было удобно, нельзя всех примирить со всеми. Но нужно, по-видимому, чтобы каждый смог отсечь в собственной душе лишнее. Это вызывает протест, потому что резать приходится по живому, но все мы знаем, что вера – это подвиг и что «Царствие Небесное силою берется».

Вы говорите, что к моменту перестройки советской идеологии «не хватало одного – решительно расстаться с атеизмом». Но ведь атеизм был стержнем этой идеологии, а советский строй – то, чем эта идеология обросла. Расстанься советская идеология с атеизмом – и тут же обнажилась бы ложь её дел, начиная с 1917 года. А там, где Бог – краеугольный камень, уже не нужна никакая идеология.

Конечно, нельзя не извлекать уроков из прошлого, как нельзя не извлекать уроков из собственных грехов. Их в любом случае невозможно забыть. Но глупо и самоубийственно отыскивать в своём прошлом грехе «хорошее» и нравственное, иначе получится замкнутый круг, и мы так и будем бродить по нему, а ведь жизнь коротка. Если в греховном прошлом было хорошее, то это хорошее было помимо греха. В советском прошлом – детство, юность, друзья, природа, но природа и настоящая дружба не бывают советскими или не советскими, они были и языческих государствах, и в Российской империи, и сейчас никуда не исчезли. Ими и стоит дорожить, а не советской идеологией.

Разумеется, никто не сомневается, что протоиереи Николай и Александр принадлежат к «партии» Православной Церкви. (Использовать слово «партия», разговаривая о священниках, предложили Вы, Анатолий Дмитриевич, приписав к «партии» отца Романа. Думаю, это неверно, поскольку, как Вы сами же справедливо заметили, партия – это часть, а Церковь – целое: «от части бо разумеваем, и от части пророчествуем. Егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится». Будучи в Церкви, странно судить о чем-либо с точки зрения «партийности». В жизни и творчестве отца Романа никакой «партийности» нет.) И, честное слово, совершенно не хочется обсуждать причины, по которым один из этих протоиереев соглашается с тем, что Сталин был пострижен в монашество, а другой тоскует по Советскому Союзу – видимо, советское прошлое стало частью их души (об этом я попыталась сказать выше). Нисколько не сомневаюсь в том, что отец Николай о «Сталине-монахе» написал от души и что он поверил печнику. Но сомневаюсь в том, что он проницателен настолько, что никто не может обвести его вокруг пальца (очевидно, что беседа с печником происходила не во время исповеди, когда, по словам священников, всегда ощущается ложь или недосказанность). Если бы в своем рассказе печник сослался не на Патриарха Алексия, а на Патриарха Кирилла – это уже был бы разговор по существу, и ценность материала несомненно возросла бы. А доказывать, что Сталин не был монахом, что в советское время были гонения и многие люди жили и умирали безбожниками, что Православие и коммунизм – две вещи несовместные, что день это день, ночь — это ночь и их синтез невозможен – дело неблагодарное. Есть вещи, которые называются очевидными – их видно очами, они не нуждаются в доказательствах. А отстаивать обратное – это действительно просто подмена. Стихотворение отца Романа важно еще и потому, что на его точку зрения могут опереться те, кто уже начал сомневаться в очевидном – ведь и по этим комментариям видно, что очень многие доверяют ему.

Иеромонах Роман:

Помолясь, с миром в сердце, решил ответить на некоторые обвинения главного редактора.

«К сожалению, такая позиция служителей Церкви, которую демонстрирует уже не в первый раз отец Роман, препятствует здравому осмыслению русской истории советской эпохи».

Удивительно! Публиковать побасёнку, где Сталин принял монашеский постриг, оказывается, есть «здравое осмысление русской истории советской эпохи»!

«Очень печально, что талантливый поэт, каковым, несомненно является отец Роман, который, по самой сути поэтического служения, должен проникать в суть явлений, выступает в роли одностороннего партийного пропагандиста. Гл. редактор РНЛ Анатолий Степанов».

Без меня меня женили. Может быть, гл. редактору стоило указать название той партии, в которую с лёгкостью «партийного пропагандиста» вписали не ведающего об этом поэта?

«Отец Роман несомненно партиен, он воинствующий антисоветчик, человек необелогвардейских взглядов. И меня печалит, что он не ищет примирения, не ищет синтеза, а ищет борьбы».

Какой борьбы? С кем воевать предлагает мне А. Степанов? Не только монах, а каждый христианин обязан противиться злу. Зачем сейчас ему делать из иеромонаха Дон Кихота, воюющего с ветряными мельницами, к тому же давно развалившимися? Помню себя дошкольником — на моих глазах рушили часовенку возле Церкви, превращённой в гараж, помню похороны односельчан, которых, как собак, закапывали в землю без христианского напутствия. Удивительно ли, что уже студентом первого курса написал такие строки:

Даже сердцу не верю, сердцу!
В коммунизм и т. п. — тем более.
Мне бы попросту снова в детство,
В конопляное руское поле.

Слабенькие стихи, но они показывали моё отношение к русофобской безбожной власти.

Здесь крестная мать-пионерка (!) обличила иеромонаха, что он пинает мёртвого льва. Вот, пожалуйста, почитайте хотя бы одну строфу послушника Александра, написанную в 80-е годы, когда лев был ещё в полной силе:

Душа моя, готовься к брани,
Где твоя палка и сума,
Чтоб за Христа пойти как странник
По КГБ и дурдомам.
(1980)

«Нельзя воспевать плен, — говорит иеромонах Роман. А вот архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что он никогда так не молился, как в заточении…»

А. Степанов не замечает подмены. «Молился», а не «воспевал»! Раз уж упомянули отца Иоанна, так это он сравнил Советскую власть с Вавилонским пленом. Мне, молодому иноку, так и сказал: «Вавилонский плен длился 70 лет, и советская власть тоже столько продлится». Где-то и раньше приводил эти слова, но каждый видит, что желает видеть.

«Но утверждать, что невступление в комсомол — подвиг, а вступление — путь в духовный плен, это — страшное упрощение, из которого и выводы следуют неправильные».

Для студента университета пусть и не подвиг, но поступок. Меня лишали стипендии на месяц или два за то, что уклонялся от вступления в комсомол.

«Жизнь в советское время была куда сложнее, советская эпоха была сложнее».

Во все времена жизнь была «куда сложнее», чем её описывают историки.

«Известно, что даже среди высокопоставленных советских деятелей были люди верующие, напр., маршал Шапошников не скрывая особо носил крест. Отец маршала Василевского был священником, это не помешало сыну занимать высокие посты».

Исключения из правил не отменяют самого правила.

«Немецкие солдаты шли на СССР с крестами и надписями «С нами Бог», но Бог был с теми, у кого на пилотках и шапках были пятиконечные звезды, а не кресты».

Вот так прямо и шли с православными Крестами? Или не с православными? А может, вообще не с Крестами? Очень странно, что А. Степанов не видит отличия Православного Креста от карикатуры Креста — Hakkenkreyz, говоря просто, оккультной свастики.

Что за «кресты», надеюсь, выяснили. Теперь о пятиконечных звёздах. Наверное, все догадываются, что было бы с теми, кто попробовал бы содрать их с пилоток и шапок. Без всякого суда и следствия, «по закону военного времени» — продолжать не буду. Неужели христиане могут отбирать победу у Единого Победителя, утверждая, что безбожные символы привели к победе, будут упорно называть свастику крестом и доказывать, что безбожная звезда сильнее Креста? Тогда какие же мы носители Креста Христова?

«Я как раз и думаю, что воцерковляющимся людям куда полезнее глубокий взгляд на советскую историю, который демонстрирует протоиерей Николай Булгаков, чем такой поверхностный, который демонстрирует отец Роман».

Кто кому может запретить наступать на одни и те же грабли? Было бы желание — грабли под боком.

«Позиция отца Романа и других необелогвардейцев мне представляется такой: они на самом деле считают, что Господь ошибся в 1917 году, наказав нас большевиками, что на самом деле наказание было неправильным».

Пора бы уже перестать приклеивать ярлыки. Зачем приписывать своё мнение невесть откуда взявшимся необелогвардейцам? Откуда Степанов знает, каково отношение иеромонаха к Божиему попущению? Не понимаю, о каких необелогвардейцах идёт речь, но приписывать богохульные мысли священнику никого не красит. За грехи правителей и народа Господь попустил всем величайшее испытание. Преклоняюсь пред подвигом новомучеников, мучеников и исповедников руских, благодарю Бога за горькую чашу, но прославлять убийц?..

А теперь хорошо бы без эмоций подумать: кто такие «советские христиане»? Возможно ли было такое словосочетание в советское время? Нет. Были верующие, жившие в Советском Союзе, но о «советских христианах» не слыхивал. После ухода советской власти в небытие многие потянулись к Церкви, мутировали, стали мутантами, потерявшимися мутантами. Прошу не принять это как ярлык, которые некоторые любят изобретать и приклеивать. Даже не подозревая, гл. редактор уже создал ссср — сталинский сайт советских романтиков.

Понимаю, что ни для А. Степанова, ни для многих «советских христиан» не являюсь авторитетом, и слова не советского иеромонаха воспримутся горохом о стенку, но, может быть, кто-то прислушается к Апостолу (надежда умирает последней)?

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор. 1: 10-13).

И ещё: чтобы было, как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1: 31).

«Ибо если нельзя ставить себя под знамя Апостолов, тем более нелепо ставить себя под знамя тех, которые несравненно ниже их». (Свт. Феофан Затворник.)

А уж становиться под знамёна безбожников… Помоги, Господи, услышать и не переиначить хотя бы Апостола. А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17).

И напоследок.

Благодарю всех, «правых» и «левых», кто мирно отстаивал свою, пусть даже далёкую от истины, точку зрения. Благодарен Сергею Агапову — он оправдывает свою фамилию, М. Яблокову, Василию В. В., Инне Михайловне, Абазинскому, Юрию С., Ольге Черновой, Татьяне Соболевой, Павлу Тихомирову, Михаилу К-ву, Лебедеву, Обломову Григорию, Чистяковой. Сугубая благодарность Андрею Карпову, он благожелательно и образно пытался достучаться до собеседников.

Рад за Наталию. Также хотел бы поблагодарить лиц из числа возражающих: Алёшу — за желание быть объективным и Георгия — он даже попытался защитить автора.

Кстати, почему бы нам не прислушаться к его мнению?

«56. Георгий : Отцу Роману

Эх, батюшка, не о Сталине и СССР нам печаловаться надо, а о себе и народе нашем русском, его настоящем и будущем».

Именно так, дорогой Георгий, сейчас время искать то, что единит, а не разделяет. Дальше будет ещё хуже. Поэтому нужно собирать воедино все здоровые силы народа и противостоять делу беззакония, оберегая то, что нас ещё делает людьми.

Постараемся примириться с не согласными с нами и не забывать, что мы христиане последних времён. Давайте простим друг друга, чтобы вместе со Святым Семейством поспешить к Вифлеемским Яслям для достойной встречи Грядущего нас обрести Спасителя. Только Он НАШЕ ВСЁ, только Христос НАША ОПОРА!

С любовью о нарождающемся Богомладенце ко всем!

Иеромонах Роман

Скит Ветрово

Одной из самых активных участниц обсуждения была Наталия – её комментарий появился под стихотворением одним из первых.

Наталия 2016 : Главному Редактору и Автору

**Примитивный взгляд на советскую историю: мы, которые не принимали советскую жизнь, находясь во внутренней эмиграции, и они — все остальные (подавляющее большинство народа), отдаляет Церковь от народа…***

Согласная с Вами, уважаемый Анатолий Дмитриевич. Да, необходимо изживать в себе это деление и раз-деление. Это однозначно не на пользу нам.

Интересно, передаете ли Вы комментарии автору для ознакомления с реакцией на его стихи?
Очень хотелось бы ответить иером. Роману вот что.

++++++++++++++++++
Уважаемый отец Роман! Я давно с восхищением и радостью слежу за Вашим талантливым творчеством, еще с начала 90-х годов, когда Ваши песни переписывались на кассеты… Правдивы Ваши стихотворные размышления о Критском лжесоборе. И многие-многие другие. Очень метко Вы находите всякий раз нужную рифму. Благодарю Бога, что Он дал Вам такой чудесный талант. Многая Вам и благая лета и Небесной помощи в трудах на благо Церкви!

А теперь прошу Вас представить, что Вы служите не в далеком тихом скиту, а на приходе в каком-нибудь более-менее крупном городе, (это чтобы численность прихожан была нормальной и можно было сделать хорошую репрезентативную выборку), например в Москве.

Не всколыхнется ли у вас простая человеческая жалость к нынешним обыкновенным людям, приходящим к Вам на исповедь, когда Вы увидите их глаза, полные боли, и тоже — боль за них и отчаяние за происходящее, и, даже, … тоска по другим временам, ЕСЛИ:

—люди повально порабощены чародейством, гаданиями, гороскопами, магией ( — чего не было в Советском Союзе в подобных масштабах)

—люди и дети повально отуплены бессмысленными пошлыми шоу и фильмами, теряют элементарный кругозор и грамотность, отуплены школой, которая ничему не учит ( — чего не было в Советском Союзе в подобных масштабах)

—люди порабощены унынием из-за отсутствия работы или невозможности на свою зарплату купить детям тапочки или погасить космический долг микрокредитной организации, некоторые просто кончают с собой из-за долгов ( — чего не было в Советском Союзе в подобных масштабах)

— люди и даже дети повально развращены, отборная матерщина у девочек и вульгарное поведение это норма ( — чего не было в Советском Союзе в подобных масштабах)

— люди и даже дети со школы преданы самому извращенному блуду, и в виде фильмов, и в реальности ( — чего не было в Советском Союзе в подобных масштабах)

— люди, молодежь и даже дети порабощены выпивкой, сигаретами и наркотиками (я работала в школе и знаю о чем говорю) ( — чего не было в Советском Союзе в подобных масштабах)

ВАМ НЕ ЖАЛКО было бы ЭТИХ ЛЮДЕЙ, отец Роман?

Не были бы Вы готовы ЗАВТРА ЖЕ вернуть Советский Союз, чтобы избавить людей от этой духовной, душевной и медленной телесной смерти?

В Советском Союзе, как Вы упомянули в своем прекрасном стихотворении, люди прятали крестик и гибли в муках за веру. Это плохо. Это все осуждают, разумеется.

Но…

А Вы верите в Бога, отец Роман? Ну, конечно же, верите глубоко и искренне, это все знают. А почему же Вы не верите в особую награду этим замученным за веру людям и их пребывание ныне в Небесных чертогах?

Надо ведь радоваться, что Господь сподобил этих людей мученического венца.

Мы же верим в жизнь после смерти, не так ли? Убили ТЕЛО, но не смогли убить душу. Да, отец Роман?

Но почему СЕЙЧАС должны мучаться ДУШИ всех людей России?

Почему сейчас должно мучаться ВСЁ НАСЕЛЕНИЕ и гибнуть?

Гибнуть в адских глубинах греха, навязываемого народу ГОСУДАРСТВОМ???

В той развращенной стране с ненаказуемой верой, что осталась после атеистического, безбожного, но высоконравственного СССР, который Вы бичуете?

Ведь если бы души мучеников были бы так же развращены, отуплены, преданы с детства самым мерзким страстям, желания мучатся за веру в Советском Союзе у них, скорее всего, не возникло бы.

Подумайте над этим на досуге, отец Роман.
Досуг Ваш ничем не омрачен: за стенкой нет адского скрежета с утра до полуночи, который называют сейчас по недоразумению музыкой.

У Вас тишина, чистота и благодать.

Всё познается в сравнении.

Так не бичуйте же тишину, чистоту и благодать хотя бы наших воспоминаний о том мире тишины, чистоты и благодати, в котором мы жили в Советском Союзе. А мученики — так они потеряли тело, но не потеряли награду свою…

И — просто пожалейте людей, которые ныне массово теряют свои души.

С уважением, Ветрова Наталия Николаевна, мама двух доченек, за которых мне очень страшно…

+++++++++++++++++++
Если есть такая возможность, уважаемая редакция, передайте автору мое послание.

Иеромонах Роман:

Мир Вашей душе, уважаемая Наталия!

Благодарю Вас за искреннее, болью продиктованное письмо. Мне можно было бы и не отвечать, так как за меня довольно убедительно уже ответили те, кто правильно понял стихотворение, но, к сожалению, Вы их не услышали. Вряд ли Вас устроит и моя точка зрения, но, всё же, попытаюсь разложить по полочкам то, что в наших силах разложить.

«А почему же Вы не верите в особую награду этим замученным за веру людям и их пребывание ныне в Небесных чертогах?»

Почему не верю? И верю, и знаю.

«Надо ведь радоваться, что Господь сподобил этих людей мученического венца.

Мы же верим в жизнь после смерти, не так ли? Убили ТЕЛО, но не смогли убить душу. Да, отец Роман?»

Поразительнейшая логика! Наталия, неужели не опасаетесь, что Ваши слова могли бы быть использованы адвокатами Тиберия, Клавдия, Нерона, Тита, Диоклетиана и прочих гонителей христиан? Не подобает, радуясь стойкости и верности христиан, оправдывать убийц. Иначе Вам придётся благодарить самого Гитлера за то, что тот создал блокадникам удивительные условия для поста.

«Но почему СЕЙЧАС должны мучаться ДУШИ всех людей России?

Почему сейчас должно мучаться ВСЁ НАСЕЛЕНИЕ и гибнуть?

Гибнуть в адских глубинах греха, навязываемого народу ГОСУДАРСТВОМ???»

Возмущаюсь вместе с Вами. Но почему только «СЕЙЧАС»?

«В той развращенной стране с ненаказуемой верой, что осталась после атеистического, безбожного, но высоконравственного СССР, который Вы бичуете?»

Не может быть ни нравственным, ни, тем более, высоконравственным общество, воюющее против Господа или отрицающее Его бытие, как не может быть нравственным воришка! Украли Заповеди у Спасителя и провозгласили их своими.

«ВАМ НЕ ЖАЛКО было бы ЭТИХ ЛЮДЕЙ, отец Роман?»

Почему же? Мне жаль даже сидящего в кустах истекающего ядом стихоплёта, который вздумал плясать на телах младенцев[1]. Уму непостижимо, как можно жить с такой злобой в сердце!

«Не были бы Вы готовы ЗАВТРА ЖЕ вернуть Советский Союз, чтобы избавить людей от этой духовной, душевной и медленной телесной смерти?»

А разве Советский Союз занимался спасением душ, ведя народ в Царство Божие, а не к душепагубному безбожному коммунизму?

Описанная Вами жизнь в городе напоминает описание преддверия ада. Понимаю и разделяю переживания и опасения материнского сердца. В самом деле, как сохранить в чистоте детские души среди потоков мерзости и нечистот, обильно изливающихся на народ с одобрения власть имущих? Но почему, возмущаясь безобразием нынешнего времени, мы должны восхищаться безбожием дней минувших? И потом, кто устроил нынешние безобразия? Не тройка же безпартийных колхозников собралась в Беловежской пуще. Коммунисты развалили Советский Союз. И ведь ни один (!) из 18 миллионов имеющих партбилет не вышел на улицу протестовать!

Далее. Кто пришёл к власти? Несмотря на обилие партий — всюду заседают те же самые коммунисты и комсомольцы. Именно они, а не простые люди из народа сейчас у власти процветают, жируют и приводят к ней своих детей и внуков. Или можете назвать среди находящихся там тех, кто в прежние времена не был коммунистом и комсомольцем? Наталья, ведь это все Ваши соратники, советские люди. Вы скажете, что это предатели и изменники, карьеристы, пробравшиеся в партию и комсомол? Легко с Вами соглашусь: они изменили делу партии и заветам Ильича — сорвали с себя комсомольские значки, уничтожили партийные билеты (или припрятали?) и ринулись в дикий капитализм. Более того, они изменили своей безбожной идеологии, нацепили крестики и застыли со свечами перед объективами камер. Правда, мы не сердцеведы и не можем сказать, насколько у кого крепка вера или есть ли она у них вообще. В Ваших глазах (и не только в Ваших) это изменники советской власти. Не буду спорить, но только спрошу: кем были бы Вы и те, кто ныне славословит советскую власть, для той безбожной власти, придя в то время к Православию? По большому счёту, не такими ли же изменниками атеистической идеологии партии и государства? Безбожная власть сразу бы поставила Вас в ряды тех, кому не доверяет, изгнав из руководящих должностей, оставив места у станков и доильных аппаратов на фермах. Вы не только не смогли бы быть директором в школе, Вам бы не разрешили быть и простой учительницей.

Не думаю, что во всём согласитесь, но это Ваше право, а мой долг, как и всех христиан, относиться с миром к каждому человеку, даже если он не разделяет наши взгляды.

Удивительное дело — люди ломают копья и стрелы, защищая безбожную советскую власть (которая уже никогда не вернётся: никто не приставляет к сапогам износившиеся подошвы), вместо того, чтобы объединиться и стать всем вместе на пути всеобщего растления.

«И — просто пожалейте людей, которые ныне массово теряют свои души».

Более массово теряли и раньше. Но так как живём в настоящее время, то жалеем, молимся и, как можем, противостоим делу беззакония.

«С уважением, Ветрова Наталия Николаевна, мама двух доченек, за которых мне очень страшно…»

Призываю на Вас и Ваших доченек Божие благословение!

Наталия:

Низкий поклон, батюшка, за Ваш подробный ответ, который я читала со слезами…

Просим Ваших святых молитв…

Иеромонах Роман:

Рад за Вас, Наталия! Видите, сколько хороших людей в пылу спора забывают, что все они Божии. Вчера за ночной Литургией молился о Вас со чадами. Помоги, Господи, устоять в грядущих бедствиях!

* * *

31 декабря комментарии на «Русской народной линии» были закрыты, а 2 января, как бы в продолжение беседы, отец Роман написал новое стихотворение – «Вспять».

Сайт «Ветрово»
3 января 2019

[1] Имеется в виду один из комментариев, написанный в стихах, повторять который не считаем нужным.

Заметки на полях

  • Кто такой этот Степанов и кто отец Роман…….да уж…….обиделся медведь на лес да только лесу то все-равно……..если б я верил в реинкарнацию то счел бы о.Романа воплощением Серафима Саровского в наши дни…….с его стихами познакомился в 90-е. и более честный слог вряд ли встретишь.А Степанов тоже честно отрабатывает свои серебренники…….как это ПО-НАШЕМУ вначале облить грязью а потом отмывать.Я про лучшего друга и вождя.Ну и овощ степанову в помощь.Простите меня многогрешного……..

  • Впервые прочитала всё это… с ума, что ли, все посходили?! Ещё ведь живы те, кто помнит. Ну, ладно, «помнят хорошее» про советскую власть — наверняка и впрямь кому-то жилось тепло и хорошо. Но были и те, кто жил тяжело, и я в их числе. Зачем же этим людям непременно навязать убеждение, что они ошибаются, что «было хорошо»? Это типичная черта «советских» — подавить, навязать своё. Помните хорошее — и помните себе на здороовье. Но не надо нас тянуть в безбожное прошлое.
    Я полностью поддерживаю отца Романа, глубоко уважаю его за глубокую веру, справедливое сердце, трезвый ум. Всегда повторяю близким его слова: «Умных много, добрых много, трезвых вот мало». Трезвых — во всех отношениях действительно очень мало…
    Низкий поклон дорогому батюшке.
    Мама двоих сыновей Наталья Викторовна.

  • Уважаемая Наталья Викторовна, благодарим Вас за отклик, за трезвый подход и правильное понимание! Будем рады, если Вы пришлёте для публикации что-то из написанного Вами: editor@vetrovo.ru .

  • Бесы овладевать душами русских людей стали сразу после Отечественной войны 1812 г. В общем и целом это называется революционизацией сознания, то есть разрушением. Дальше больше. Обезумевание в начале 20 века усилилось настолько, что удалось совершить первую революцию 1905 г. и малую гражданскую войну. Тогда удалось подавить беснующихся, но не излечить. В 1917-ом они всё-таки одолели и началась вакханалия. Революционный террор начала века перерос в красный массовый террор. В слом всех нравственных и моральных принципов. Это ведь не чья-то придумка, а реальное постановление местной партячейки о том, что члену её себя проявившему на почве революции разрешается обладать любой понравившейся женщиной. Или почитайте Ленина, где он без маски предлагает расстреливать, вешать, создавать концлагеря. Но это ведь не тот «дедушка Ленин», которого нам слепили с помощью советской пропаганды!

    Горячая фаза революции закончилась и к людям пришло понимание: основы цивилизационные необходимо сохранить, среди людей жили. Народ перевели на стойловое содержание, с минимумом кормов и развлечений. Большевики грамотно сработали, когда взяли под контроль просвещение. Через эту систему была запущена атеистическая пропаганда. И уже к началу ВО войны появилось поколение людей отвращённых от Бога. Представьте себе, что общество воинственных безбожников в середине 1930-х годов насчитывало 5 млн. человек!

    Уже писал на РНЛ и повторюсь: Господь попустил нашим предкам жить по их человечьей воле. Лишив их Своего благословения и благоволения. Что из этого получилось, мы знаем. Наши предки сами себя высекли. Но во время войны многие вернулись к Богу, а русское обрело новые силы и решительно стало избавляться от большевистского. Это проявлялось во всём, в том числе и анекдотах о власть предержащих. Когда советская власть рухнула, никто из 19 млн. коммунистов и 23 млн. комсомольцев не вышел на улицу в её защиту. А партия и комсомол исчезли из нашей жизни как дурной сон. А почему? Да потому, что главная цель любого живого существа выжить в условиях агрессивной среды и дать здоровое потомство, умение приспособиться к условиям. Что и делали становясь комсомольцами и членами партии.

    Да, мы были воспитаны атеистически. Но вдумайтесь: за 25 лет после начала перестройки трудами русских людей, на их скромнейшие сбережения были восстановлены и построены около 18 тысяч храмов и монастырей! Труд поистине титанический. Народ сумел под внешним сохранить Веру православную в душе. Он разучился ходить еженедельно в храмы, забыл каноны, погряз в житейском. Но какой силы подвиг духовный народной веры!

    Многие повторяют вслед за коммунистами «народ в 1990-х ограбили». А народу что-нибудь принадлежало? Даже квартира, а тем более земля с домом мне не принадлежали. Столкнулся с этим в 1983 г. и был неприятно поражён. Это ведь частная собственность! Но её в СССР не существовало, кроме личной. Да, 1990-е это труднейший переход от «развитого социализма» к капитализму. От уравниловки к естественным взаимоотношениям, так весь мир живёт. Этногенетический катаклизм (распад общерусского этногенетического поля) и социально-экономическая катастрофа (развал государства СССР) были большим испытанием. И мы его пережили.

    2000 год. Во власть приходит Путин В.В., формирует команду, и шаг за шагом отводит от бездны окончательного развала. Дикий капитализм переходит в обычный. Экономика восстанавливается. С каждым годом люди живут лучше. И это факт. Но откуда это желание стонать? Вот они там наверху «жируют»! Но и в низах наших я не встречаю ни голодных, ни одетых в сшитые дома фуфайки. Есть те, кто одет поскромнее, есть и богатые. Полегчало и люди отходят от Бога. Он им пока не нужен, ведь всё хорошо. Чего там каждую субботу и воскресенье делать в храме? — рассуждают они. Но в двух десятках тысяч приходов уже сформировались православные общины. Ядра на местах, объединённые в общее целое — Русскую Православную Церковь. У нас есть крепкая опора. Вокруг них есть много верующих, которые верят по старому, в советском стиле «народной верой». Они введены в Церковь Христову, но пока ещё жмутся к её ограде. И меня радует желание людей принять крещение. И это не единичный случай. За последний месяц изъявили желание около десяти человек. Значит молитвы наши не пропадают даром.

    А теперь хотел бы заступиться за «жирующих». Всем известно, что население нашей страны не так богато, как хотелось бы. Но обратите внимание, по телевизору на всех программах еженедельно идут сборы денег для больных детей. За короткий срок собираются миллионы рублей. При нашем скромном житье, по 50-70 рублей с человека такое просто невозможно, не потянем. Значит есть такие, кто не афишируя, не требуя снижения налогов и других преференций для себя (а на западе благотворители требуют) просто помогают.
    Или ещё один пример, люди теряются каждую неделю. А другие, имеющие машины и вертолёты, бросают всё и отправляются на помощь. Счёт спасённых идёт на тысячи.

    Меня тревожит другое увлечение россиян — ругать власть. Но ведь с этого начиналась революционизация русского сознания до 1917 года. Надеюсь, напоминать чем закончилось не надо. Чиновники становой административный каркас нашего государства. В большинстве работают честно и добросовестно. Убедились в этом с женой за последние два года. Есть среди них и негодники. С этим власть борется. И скажу, что в советское время такого в таких объёмах не было. ..
    Много разговоров про «олигархов». Такие-сякие. Но почему-то никто не говорит о том, что они в соработничестве с государством последние 18 лет поднимали российскую экономику из полного провала 1990-х. Что они содержат инфраструктуру городов и поселений, спортивные клубы, создают благотворительные фонды, выкупают проданные за бесценок большевиками драгоценности Российской Империи, жертвуют на храмы и монастыри. Есть и среди них «редиски», но ведь это исключение.

    Я к чему обо всём этом? В обществе сложилась новая система взаимоотношений. Появились очень богатые люди и не всегда их капиталы наворованные, далеко не всегда. Есть условно бедные. Почему условно? У человека в собственности квартира или дом с участком земли (вы знаете, что около 60% россиян владеют землёй? Любой иностранец этому подивиться), телефоны, компьютеры, интернет. У многих машины. Если в советское время это роскошь, то сегодня средство передвижения. А знаете ли вы, что ежегодно отдохнуть за рубеж выезжают 17-20 млн. россиян? В России за этот год цифра отдохнувших в стране более 25 млн. человек. Только в Крыму 6 млн. Это про нашу «бедность»?

    Я к чему всё это пишу? Жизнь у каждого своя и складывается она по разному. Нам бы это понять и принять, а не кричать в духе советского времени об экспроприации. Нам бы опамятоваться, не вводить других в грех-соблазн. Несвобода советского времени сменилась свободой. Одни так её и понимают, так и живут в рамках дозволенного. Другие воспринимают свободу как вседозволенность и это очень плохо. В первую очередь для них. Им с этим жить, и к Богу на ответ идти. Наше дело молитва. Если даже в каком-то городе десять праведных найдётся, то и город спасён будет. Если в роду один молитвенник есть, то и весь род его спасается. Это испытано на личном примере. Моя бабушка Мария, маленькая больная женщина, жившая более чем трудно, постоянно молилась. И наш род сохранился несмотря на коллективизацию, репрессии, войну. Но что самое удивительное, воспитывались все в духе атеизма, а сегодня большинство из нас в Церкви Христовой. Вот так одна маленькая женщина победила социал-коммунизм от Маркса-Ленина. Нас всех более ста человек.

    о. Роман прав. Права и Ольга.
    Мне же просто хотелось обратить внимание на некоторые моменты. Только и всего. Не судите строго.
    Спаси нас Господи и помилуй и даруй единство русскому народу.

  • Человеку свойственно идеализировать прошлое. Может быть, отсюда «любовь к советскому прошлому»? Хорошо жили? Хорошо, если гречка и сосиски выдавались только в качестве спец пайка за особые заслуги ( например , участника ВОВ). Не спорю, что им надо, но надо же и ребенку. Но на всех не хватало , поэтому детям спецпаек не полагался. Что уж говорить о других. Никто не запрещал ходить в Церковь? Конечно, именно поэтому в Великую субботу ночью, когда шло Праздничное Богослужение, устраивали рейды у церкви, чтобы отследить посещение Храма молодежью( уж, конечно, не за тем, чтобы объявить им благодарность). Именно поэтому конфискованные таможенными службами иконы отправлялись под колеса вагонных составов. Хвалите, если Вам так хочется, но не возводите хулу на тех, кто так не считает.
    Справедливые,мужественные стихи отца Романа — это чистые родник и, в которых бьет ключом правда, а значит, «не погибла Русь, Русь еще жива!»Что же касается дискуссии на РНЛ, то , не желая никого обидеть, напомню строки известного белорусского баснописца: «Каб Сонца засланiць, вушэй Аслiных мала».

  • Уважаемый Владимир! Мы, читатели сайта приучаемся не осуждать, но без рассуждения не обойтись!
    И даже подсказываем друг другу.
    Руководствоваться должны Евангелием!
    Апостол Иаков написал: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев.»
    А в многоглаголании не избежать греха.
    Прошу простить, обидеть не хотел. Желаю Вам всего доброго!

  • Здравствуйте отец Роман и Ольга Сергеевна . Хочу выразить своё мнение о советской эпохе , которая вскользь коснулась меня . Хотя я застала только Брежневское время , это время » развитого социализма » оставило в моей душе страшные рубцы греха и полностью обезобразило мою жизнь. Хочу объяснить почему . Это время лишило меня моей врождённой веры , а верить хотелось , сердце ребёнка стремилось к Богу. Но вместо истинной Жизни и истинного Света, этой детской душе подсовывали пошлые суррогаты и лживые лозунги. И как можно было жить хотя бы по нравственным законам , если человек как винтик был встроен в эту отвратительную машину безконечной лжи . Врать было не зазорно , впрочем как и воровать . Врали на работе и в быту , и это была норма жизни . А еще , хоть убейте не помню высокой нравственности , человек был развращён и разврат был везде и пьянство тоже. Не сравниваю два времени и два общества ( знаю что есть аргументы в духе бабушек на лавочке ) .Отец Роман прав , христианин не должен ностальгировать по каким то временам , предаваться пустым фантазиям . Почему же нам всё время кажется , что раньше было лучше? Потому , что нет мира в душе . А мир можно обрести только в Боге . Давайте всем серцем , всем помышлением , всей волей нашей стремиться только к одному Царству и одному Царю , и Царству Его не будет конца.

  • Хочется ещё раз выразить искреннее уважение к нашему редактору , Ольге Сергеевне, за стойкое, достойное и правдивое духовное сражение на РНЛ:

    96. Ольга Над : Против лома нет приёма
    2018-12-29 в 09:38

    Стайер, Вячеслав Макарцев, Лев и некоторые другие, удивительно, как сбываются на вас слова об «исчадьях взрывавших святые соборы». Тех, кто пришёл с динамитом, словом уже не остановишь, там, где начинается хамство и скотство, доводы не работают – вы это знаете. Может быть, для вас это игра, но вы оскорбляете священника, а значит, и вы из богоборцев. (Можно ли оскорблять какого бы то ни было священника, даже если считаете, что он не прав? Ему можно об этом сказать, но всегда с уважением перед его саном. Ведь священник – это образ Христов.) Решились бы на это в реальной жизни, не на форуме? Скорее всего, нет, потому что сейчас не ваше время и не власть тьмы. А если бы решились, то вы точно из тех товарищей, которые и в лицо плевали, и в висок стреляли. Хотите разговаривать нормально – вылезайте из кустов, отряхнитесь, назовите свои настоящие имена (кто не назвал), говорите вежливо и по существу. Не хотите – значит, с вами не о чем говорить. Ольга Надпорожская

    205. Ольга Над : Ответ на 178., Наталия 2016:
    2018-12-31 в 12:51
    «Он написал крайне политизированные стихи, к тому же временами допускает просто неправду:
    Ответьте на это:
    Что за время настало? Откуда повсюду подмены?
    Стал монахом тиран, всесоюзным курортом – ГУЛАГ.
    Никто и нигде из православных, тоскующих по Советскому Союзу, так ГУЛАГ не
    называл. Это неправда, то есть как раз подмена, выражаясь терминами отца Романа».

    Наталия, это не подмена, а горькая ирония, которая должна обнаружить ложь утверждения, что Сталин принял монашество. Если Сталин был монахом, то почему ГУЛАГ не мог быть курортом? Первое не более правдоподобно, чем второе.

    «Плен советский намного страшней вавилонского плена —
    Становился безбожной ордой православный народ.
    Отец Роман плохо знает историю России. Православным наш народ перестал быть задолго до революции. Чтобы узнать об этом, необходимо прочитать труды свт. Игнатия Брянчанинова, св.прав. Иоанна Кронштадского и проанализировать причины крушения Российской империи».

    Прочитайте, пожалуйста, стихотворение отца Романа «Сыр-бор» //ruskline.ru/a…/2015/03/21/syrbor/ (оно слишком длинное, чтобы полностью приводить его в комментариях).

    «Мне напомнят, конечно, счастливое детство
    Был бы рад за людей, если б те не платили душой.
    Вновь неправда, или, мягче, неточность.
    О душе человеческой напоминания были практически в каждой второй популярной песне, или кино/телефильме, выходящих в эфир радио и всесоюзного телевидения, начиная с 60-х — 70-х годов. Чего нет, например, в наше время — разрешенного православия. Тем более, как некоторые утверждают, теперь правит православный царь.
    Вообще стихи о.Романа описывают советскую реальность несколько однобоко.
    Во-первых, кто хотел верить в Бога, тот и верил».

    Наталия, «душа» из популярных песен (что 70-х годов, что нынешних) – едва ли душа в христианском понимании. Спасли ли кого-нибудь эти песни? Привели в Храм? В наше время разрешенного Православия путь ко спасению открыт – было бы желание. Беда в том, что многие так и продолжают вместо этого слушать песни и смотреть фильмы, называя это «духовной жизнью» (тоже подмена, к которой привыкли в годы безбожия). В советское время «кто хотел верить в Бога, тот и верил», но исключительно в «душе», а спасительной церковной жизнью жили единицы. Отца Романа как священника заботит именно спасение души, а не наличие упоминания о ней «в каждой второй популярной песне».

    222. Ольга Над : Ответ на 208., svetofor:
    2018-12-31 в 14:57
    И что означают строчки:«Кто припомнит картину: в Артеке ребячья ватага, //Все с крестами несутся и славят безбожную власть?»?Многие лета отче Роману и храни всех Господь!Геннадий Карпунин

    Геннадий, они означают: может ли кто-нибудь вспомнить такую картину – чтобы в Артеке были дети с крестиками на шее? А следующие две строчки «И представить смешно: не для всех черноморское благо // Без удавки на шее в Артек никому не попасть» продолжают эту мысль: Артек был только для тех, у кого на шее красный галстук. Если ребенок был с крестом, Артек для него был зачёркнут.

    243. Павел Тихомиров : Ответ на 233., Koordinator:
    2018-12-31 в 19:25
    Мирская же слава иногда заслуженно оборачивается к ее неправомочному носителю — позором.

    Валера, я не понимаю: зачем ты это всё высказал?

    244. Ольга Над : Ответ на 233., Koordinator:
    2018-12-31 в 19:28
    Уважаемые собеседники, хочу предупредить Вас, что Koordinator – это «поэт» Валерий Новоскольцев, богохульник, поглумившийся в своих стихах над свв. Иоанном Предтечей и апостолами. Отцу Роману Новоскольцев также посвятил несколько стихотворений, которые из уважения к батюшке не могу даже процитировать. (Всё, что могу – предложить прочитать мою статью о поэзии Новоскольцева, хотя и там обхожусь с ним излишне мягко и не цитирую самое отвратительное. http://vetrovo.ru/pr…eziya-novoskoltseva/) Его злоба по отношению к отцу Роману необъяснима, хотя нас это уже не удивляет. Не удивляйтесь этому и вы и не обращайте внимания на слова.

    247. Koordinator : Ответ на 243., Павел Тихомиров:
    2018-12-31 в 20:09
    Мирская же слава иногда заслуженно оборачивается к ее неправомочному носителю — позором.Валера, я не понимаю: зачем ты это всё высказал?

    Потому что ИЕРОМОНАХ РОМАН погибает.

    251. Koordinator : Ольге Надпорожской
    2018-12-31 в 20:54
    Оля, одна вы меня правильно увидели, спаси Господи, вас и о. Романа.

    260. Ольга Над : Ответ на 247., Koordinator:
    2018-12-31 в 22:26
    Валерий, отец Роман благодарит Вас за душепопечительство.

  • И Вам спасибо, Михаил — Вы тоже высказались, и Ваша поддержка была очень важна.

  • Низкий поклон всем,кто поддержал отца Романа!
    Ваши коломенцы

  • Владимир Иванович,Вы во многом правы,мне понятны и близки Ваши рассуждения.Но все же
    хотелось бы сказать,что обобщения часто бывают ошибочными,и то,что Вы в низах наших не
    встречаете ни голодных,ни плохо одетых,это ещё не значит,что на самом деле их вовсе нет. А их
    достаточно много,находящихся даже и не на самом дне «низов»…
    Соглашусь с Галиной Степановной в том,что человеку свойственно идеализировать прошлое,что есть
    другие,думающие по-иному. Да,там,в нашем советском прошлом,породившем нас,не было такого
    количества мерзостей » свободы»,хлынувшей на нас теперь. Но от Бога ограждали нас чрезвычайно
    старательно…

    Простите,что не удержалась от своих рассуждений — тема не оставила равнодушной.

  • Мария, благодарю за сомыслие. Понимаю, что жизненные ситуации бывают разные. Есть очень трудные моменты в жизни и человек живёт по минимуму. Сам через это проходил. Поэтому для меня не пустой звук где-то вдалеке.
    Вот на РНЛ редактор г-н Степанов пытается примирить условно «красных» и «белых». Все они доказывают свою правоту. Однако под этот шумок постоянно вбрасываются материалы оправдывающие и революцию, и сталинизм. Но ведь факт преступления налицо. Недаром патриарх Кирилл назвал революцию «великим преступлением». И в ходе этого «примирения» странная конструкция, которую без всяких условностей можно назвать «православный социал-коммунизм». Есть реальные священники, открыто его проповедующие, есть идеологи обосновывающие это течение, есть последователи. Я уже много раз обращал внимание на эту странную конструкцию, соединяющую Божественное с бесовским.
    От этих товарищей (поскольку они неплохо жили при развитом социализме» (по разным причинам) исходит идеализация того времени. Всякий раз, когда обращаешь внимание на какие-то не очень приятные моменты, сразу же попадаешь в «антисоветчики». Да Бог бы с ними, если б они не сбивали с толку своей ересью «православного социал-коммунизма» других. В противовес они приводят негативные примеры из нашей сегодняшней жизни, ругают власть на чём свет стоит, баламутят народ. Это особенно усилилось на столетие революции. И всё это похоже на ту ситуацию, что была 120-100 лет назад. Ведь были же опасения, что левые могут вновь повторить революцию.
    Я не идеализирую нашу жизнь сегодняшнюю. Но давайте будем честны и справедливы в наших оценках. По интернету гуляет шутка «ребёнок наделал в штанишки, Путин опять виноват». То есть, несмотря на реальные успехи, на практическую гибридную войну против объединённого Запада, мы продолжаем жить достойно в общем. Да, трудно. Да, выживаем. Но нет ни коллективизации, нет репрессий, нет индустриализации на костях и прочего, нет воинствующих безбожников. У нас мудрый правитель, у него хорошая команда единомышленников. Мы свободны в выборе веры и прочего. Мы — православные — Церковь Христова, не должны стоять в стороне от дел общественных и государственных. Наше участие важно здесь и сейчас. Ведь молитва — это не только слова, но и дела и поступки. Сколько не говори халва-халва, во тру слаще не станет. Поэтому крайне важно наше православное понимание в делах государства. Сегодня бурно развивается бизнес. А нам нашёптывают «православный не должен этим заниматься, его дело жить скромненько-бедненько». Это почему ж так? Православный бизнесмен это уже иное понимание, это уже не желание нажиться любым способом вплоть до откровенного обмана. Но забота о ближних в первую очередь, желание помочь, сделать приятное и полезное для людей.

    Простите, и так уже много написал.
    С уважением, В.И.

  • После договора о разделе сфер влияния в Европе, который проводили между собой Черчилль, Сталин и Рузвельт во время Второй Мировой Войны, Югославия попадала в сферу влияния большевицкого СССР. В соответствии с этим, Югославия после войны и после ложных выборов стала социалистической страной, которой руководила Коммунистическая партия.
    Всё имущество б. Королевства Югославии перешло в руки Компартии. Ключевые места в государственной иерархии, управлении, образовании, предприятиях – везде и всюду – были заняты офицерами Тито, проверенными людьми, которые кровавыми преступлениями доказали свою лояльность. Они, и только они, стали профессорами институтов, директорами успешных предприятий, фондов, писателями, лауреатами наивысших наград.
    Дети соратников Тито обучались за рубежом и спустя тридцать лет именно они инициировали демократические изменения в СФРЮ. Имущество Компартии перешло в руки 100 коммунистических семей и перенесено на Кипр.
    Сейчас Сербией (точно так же, как и прочими государствами, сфабрикованными на территориях б.союзных республик) управляют дети и внуки офицеров Тито.
    Некоторые из них пришли в Церковь, большинства славит Крестную Славу, жертвует крупные суммы Церкви, однако, плена не оставляют.
    И как дрожат, когда простой иеромонах осмеливается озвучивать политическое мнение. Но когда говорит о плене, то это не прощается! Вначале переходят на личность и позволяют себе давать советы аскетического характера, а затем организованно нападают на него со всех сторон.
    Насколько я вижу, в России отработан точно такой же сценарий.

  • Насчёт того, что Черчилль отдал б.Югославию в сферу Сталина.
    Вопрос послевоенного будущего на западных Балканах был не так прост, и он решался на протяжении всего 1943 года. Несмотря на то, что британцы разочаровались как в юном короле Петаре («Мелком» — как насмешливо называл его Иден по контрасту с русским Петром Великим), несмотря на то, что британцы разочаровались в Югославском Войске в Отечестве (т.е. тех, кого принято называть четниками Дражи Михайловича), всё-таки окончательную ставку на Тито сделали в Лондоне после того, как стало ясно, что раздела б.Королевства Югославии не будет, и нужно искать пути к формированию такого государства,
    1. в управлении которого могли бы присутствовать хорваты;
    2. от управления в котором были бы отстранены сербы-монархисты.
    И вот тут пригодился Иосиф Броз.
    Которого, кстати, Сталин не любил. Сталин делал ставку на Дражу Михайловича. Если интересно, фрагмент моей книги «Красно-Белое восприятие гражданских войн»:
    http://ruskline.ru/analitika/2012/11/10/krasnobeloe_vospriyatie_grazhdanskih_vojn_chast_3/
    Впрочем, в Тегеране в конце ноября 1943, действительно, все согласились с фигурой Тито в качестве послевоенного главы Югославии.

  • О.Роман, благословите. Вспоминать советское прошлое, примерно как рассматривать фотографию человека больного сифилисом, ведь в начале болезни , возможно лицо его и было красиво, но увы… Наше время это последствия болезни. У первых христиан сооблазнов было не меньше, но спасает всех Господь! Давно писала о.Роману с просьбой помолиться о болящей раковой больной Наталие. Она ,слава Богу, жива у неё ремиссия! Ещё не будучи воцерковленой слушала песни о.Романа, не понимала кто такой Пилат , и как блудница оказалась у ног Христа . Умом не понимала , а душа ликовала! Помоги Вам Господи, о.Роман!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок