МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу (Пс. 113:9).
Погибели предшествует гордость (Притч. 16:18).

Государственный гимн наряду с флагом и гербом является символом, «эмблемой» государства. Каково его назначение? – «Государственный гимн — это не просто музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в торжественных случаях. Национальные гимны… вернее всего отражают характер нации, … духовный настрой общества. Гимн – краткое изложение национальной и державной идеи народа» [2]. Можно сказать, что гимн – это открытое свидетельство народа перед Богом и мiром о сущности своего духа, который определяет его историческое бытие и вечную участь. Однако гимн не только служит выражением национального духа, но и может быть действенным средством воспитания этого духа.

В свое время Ф. И. Тютчев в статье «Россия и революция» (1848) писал: «Русский народ – христианин (здесь и далее все выделено мной. – А. Т.) не только в силу Православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция — прежде всего враг Христианства! Антихристианское настроение есть душа Революции; это ее особенный, отличительный характер. <...> чувство смирения и самоотвержения, составляющее основу Христианства, она намерена заменить духом гордости и превозношения…» [15; c. 132-133].

Какой же дух преобладает в современном Государственном гимне России: христианский или революционный (т. е. антихристианский)? Вот – для наглядности – его текст:

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!

Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Припев: <...>

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев: <...> [8].

Выдающийся русский этнограф, фольклорист и археолог Иван Михайлович Снегирев (1793–1868), который впервые собрал, прокомментировал и опубликовал в 1848 году огромный материал по русским пословицам и поговоркам, в кратком обозрении к своему собранию отмечал: «…истинная мудрость и правда проистекают от сближения духа человеческого с духом Божиим… Как искони все истинное, праведное, преизящное называлось божественным, то и народ всякое убеждение в сущей правде и непреложной истине почитает внушением свыше, гласом Божиим: Глас народа – глас Божий… Доказательство тому найдем в пословицах, выражающих вечные, неизменные истины, уставы естественного разума…» [14; с. 16-17].

Припев Государственного гимна (трижды повторяемый) завершается словами: «Предками данная мудрость народная! / Славься, страна! Мы гордимся тобой!» Слова эти как бы заключают в себе единую «мысль народную». Поэтому не грех вспомнить, что же «предками данная мудрость народная» говорила о гордости. Наш духовно-чуткий православный народ давно подметил, признаком и выражением чего она является:

«Гордым быть – глупым слыть»; «Во всякой гордости бесу много радости»; «Спесь не к добру ведет»; «Возносяся, смиришься, а смиряясь, вознесешься»; «Смирение поборает гордыню, аки Давид Голиафа»; «Чванство не ум, а недоумье»; «Гордый покичился, да во прах скатился»; «Сатана гордился, с неба свалился; фараон гордился, в море утопился; а мы гордимся – куда годимся?»; «Что сало на свинье, то гордость на сердце нарастает»; «Убогая гордость – дьяволу потеха»; «Водяной пузырь недолго стоит. Не надувайся, лопнешь» [9].

Да… видимо, немало «радости» доставляет исполнение этого гимна тем, кто стремится превратить наше Отечество в «страну дураков». Последняя же из приведенных народных пословиц косвенно указывает на взрывоопасность ситуации, в которой мы сейчас находимся.

Даже в строках, где упоминается Имя Божие: «Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля!» – слышится отзвук фарисейских «безумных глаголов»: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18:11). А о том, что «будет всегда» – ведает только один Бог.

Показательно, что в этимологическом словаре Н. М. Шанского о слове «гордый» говорится следующее: «Общеслав. <...> Большинством ученых считается родственным лат. gurdus «глупый», греч. bradys «ленивый»» [17].

Напомним, что само слово «этимология» (греч. etymología)– отрасль языкознания, исследующая происхождение слов – образовано от étymon — истинное значение слова… и lógos — слово, учение [3].

Однако в большинстве современных толковых словарей «гордость» прежде всего определяется как «положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности»[1]. Налицо отступление академической науки от понимания феномена гордости в его истинном значении.

Заслуживает внимания современных правителей, ученых и сочинителей тот факт, что еще в древности язычники хорошо знали, к чему может привести людей гордость.

Вот что, например, говорил о ней Гесио́д (VIII—VII вв. до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт в своем наиболее значительном произведении — поэме «Труды и дни» [строки 213-218]:

Слушайся голоса правды, о Перс, и гордости бойся!
Гибельна гордость для малых людей. Да и тем, кто повыше,
С нею прожить нелегко; тяжело она ляжет на плечи,
Только лишь горе случится. Другая дорога надежней:
Праведен будь! Под конец посрамит гордеца непременно
Праведный. Поздно, уже пострадав, узнает это глупый
[5].

Справедливости ради отметим, что и в Гимне Российской Империи (1833-1917), который состоит из первой строфы стихотворения В. А. Жуковского «Молитва русских», смущение вызывают слова: «Царствуй на славу, на славу нам!» (не говоря уже о строках из последующих строф, не включенных в состав гимна, но которые сейчас часто исполняются в его «полном» варианте: «Светло-прелестная, / Жизнь поднебесная, / Сердцу известная, сердцу сияй!») [6]. Желание царствования «на славу нам», возлюбившим больше славу человеческую, нежели славу Божию (Ин. 12:43) и забывшим слова Царя-псалмопевца: Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей (Пс. 113:9), – обернулось в итоге круговой «изменой, трусостью и обманом» [10; С. 25] и крушением Российской Империи.

* * *

В христианском понимании патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник — patris — родина) – любовь к родине, к отчизне – и гордость (народная и всякая иная) не совместимы по той простой причине, что любовь не завидует… не превозносится, не гордится (1 Кор. 13:4). А не делает она этого потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4:16), Он – кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). «Любовь – это предельное смирение, в Котором нет и не может быть никакой гордости», а «если хочешь узнать Божественную Любовь, то сначала научись не гордиться» [13; С. 217, 211].

Непонятно, почему нельзя любить Родину, родных, близких без чувства гордости и просто благодарить Бога за дарованные нам милости? Откуда берутся представления, переходящее порой во внутренние убеждения о «другой» – «положительной» и «добродетельной» гордости? Очевидно, от того, в ком она родилась и кто любит принимать «вид Ангела света» ( 2 Кор. 11:14).

Православная Церковь (столп и утверждение истины – 1 Тим. 3:15) – хранительница веры христианской, духовная питательница русского народа – никогда никакую гордость «добродетелью» не называла. Слово Божие (см. Полную симфонию на книги Священного Писания) ни разу не говорит о гордости в положительном значении. «Еще раз предупреждаю, – напоминает нам игумен Никон (Воробьев) (1894–1963) – гордость есть основное качество диавола. За гордость он из высшего Ангела стал сатаной. И люди вместо подобия Богу приобретают подобие диавола через гордость» [12; С. 92].

Исключительную роль христианства в душевно-духовном строе русских людей признавали многие, в том числе и прозревший «западник» П. Я. Чаадаев, когда писал П. А. Вяземскому в 1847 г.: «Мы искони были люди смирные и умы смиренные; так воспитала нас Церковь наша. Горе нам, если изменим ее мудрому учению! Ему обязаны мы всеми лучшими народными свойствами своими, своим величием, всем тем, что отличает нас от прочих народов и творит судьбы наши» [16; С. 349].

Н. В. Гоголь в главе XVIII «Выбранных мест из переписки с друзьями» так объяснял причину сожжения в начале июля 1845 года второго тома «Мертвых душ»: «Появленье второго тома в том виде, в каком он был, произвело бы скорее вред, нежели пользу. <...> Вывести несколько прекрасных характеров, обнаруживающих высокое благородство нашей породы, ни к чему не поведет. Оно возбудит только одну пустую гордость и хвастовство. Многие у нас уже и теперь, особенно между молодежью, стали хвастаться не в меру русскими доблестями и думают вовсе не о том, чтобы их углубить и воспитать в себе, но чтобы выставить их напоказ и сказать Европе: «Смотрите, немцы: мы лучше вас!» Это хвастовство — губитель всего. Оно раздражает других и наносит вред самому хвастуну. Наилучшее дело можно превратить в грязь, если только им похвалишься и похвастаешь. А у нас, еще не сделавши дела, им хвастаются! Хвастаются будущим! Нет, по мне, уже лучше временное уныние и тоска от самого себя, чем самонадеянность в себе. В первом случае человек, по крайней мере, увидит свою презренность, подлое ничтожество свое и вспомнит невольно о Боге, возносящем и выводящем все из глубины ничтожества; в последнем же случае он убежит от самого себя прямо в руки к ч…ту, отцу самонадеянности, дымным надмением своих доблестей надмевающему человеку» [7; Т. 6, С. 86-87].

В следующей XIX главе «Выбранных мест…» – «Нужно любить Россию» – Гоголь дал ответ на очень важный и практически трудно разрешимый вопрос нашей жизни: «Но как полюбить братьев, как полюбить людей? Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного! Как же сделать это? Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский… Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви» [7; Т. 6, С. 88]. Вот основание истинного патриотизма, который возможен только при исполнении двуединой заповеди: любви к Богу и любви к ближнему (Мф 22:37-40), без всякой «пустой гордости и хвастовства».

Гордость (или похвальба своими «достоинствами») губительна не только для наших душ, но опасна и для нашей мiрской мирной жизни. Она вызывает у других гордецов неприязнь, зависть и открытую или затаенную злобу. Чем меньше мы будем хвастаться, гордиться и величаться, тем меньше у нас будет недоброжелателей, завистников и врагов. Как неприятен хвастливый и гордый человек в личном общении, так малоприятны и не полезны гордость и хвастовство в отношениях между народами и государствами. Ни к чему хорошему они привести не могут.
Общеизвестно, какую роль сыграла национальная гордость немецкого народа («Deutschland, Deutschland über alles, über alles in der Welt…» // «Германия, Германия, превыше всего, превыше всего в мiре…») в реализации планов организаторов первой и второй мiровых войн.

Гордостью подтачивается и разрушается та единственная прочная основа Славянского (а теперь уже и Русского) единства, о котором в свое время писал Тютчев:

«Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью
А там увидим, что прочней… [15; С. 84].

На наш взгляд, в самом сочетании патриотизма с гордостью проявляется пагубная установка. Вместо того чтобы безкорыстно любить Родину, народ приучают «любить» ее за то, чем можно гордиться и таким образом превращают в потенциального антипатриота. Ведь стоит только дискредитировать или развенчать объект его гордости – и он в обостренном чувстве «справедливости» уже готов презреть и низвергнуть то, чем прежде превозносился.

Так случилось и на закате советской эпохи. Гордость советского человека за свою страну, подпитываемая официальной идеологией и пропагандой – в результате ее развенчания – стала тем невидимым «рычагом», движение которого содействовало успеху «перестройки» и ее западническому крену (с комплексом неполноценности перед Западом). Тогда значительная часть «советского народа», все более и более уязвляемая всевозможными нестроениями нашей жизни (отчасти создаваемыми искусственно и раздуваемыми либеральными СМИ), начала стремительно терять свой «патриотизм» и поддержала революционно-демократические преобразования по израильско-американским рецептам. Кульминацией «перестройки» стал Беловежский путч (8 декабря 1991 года), когда «тройка» бывших коммунистических начальников: Ельцын, Кравчук и Шушкевич – подписали беззаконное соглашение о развале СССР, т. е. о расчленении исторической территории России.

Но – странное дело – сейчас вместо духа жертвенной любви, искони присущего русскому народу, ему почему-то навязчиво прививают чувство гордости (за свою страну, свою историю и т.д.). И это чувство, неизбежно переходящее в чувство гордости за себя, может свести на «нет» всю его жертвенность. Ибо, по слову апостола, даже если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13:3-4). Воспитанием в народе чувства гордости Россия не может возродиться по той простой причине, что дух гордости (от которого «и диавол сделался диаволом, не быв прежде таковым» [4; С. 389]) по своей природе есть дух разделяющий, разрушительный и погибельный.

Все несчастья нашего Отечества спровоцированы этим гордым сатанинским духом: от княжеских междоусобиц, повлекших за собой монголо-татарское иго, до нынешней братоубийственной войны в пределах некогда единого Русского Государства.

Отечество земное имеет Небесного Покровителя: Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле… (Еф. 3:14-15). «Чувство родины нам дает только Бог, и никто иной, поэтому Сам Бог и есть наша истинная небесная Родина» [13; С. 187]. У тех же, кто не принимает Отца – Бога, неизбежно появляется другой «отец» – диавол, и они, часто сами не ведая, что творят, начинают исполнять похоти его (Ин. 8:44).

К сожалению, мы без должного внимания и серьезности относимся к духовным законам, данным Богом всему человеческому роду, а не только одним монахам-подвижникам. Зато бесы их хорошо помнят и прекрасно знают, что погибели предшествует гордость (Притч. 16:18). Поэтому они постоянно стараются нас ввести в это предпогибельное состояние. Такой духовный вектор нынешнего Государственного гимна может привести «независимую» Россию к более трагической участи, чем та, которая постигла Российскую Империю, а затем и «Союз нерушимый республик свободных».

По всей видимости, воспитание духа «народной гордости» станет необходимым условием для принятия антихриста. Как две тысячи лет тому назад при поддержке возмущенной «народной гордости» был предан на распятие Господь наш Иисус Христос (Лк. 23:18; Мк. 15:15), так посредством прельщенной «народной гордости» будет принят тот, кто придет во имя свое (Ин. 5:43).

Об этом в свое время предупреждал имеющих «уши слышать» (Лк 8:8) святитель Игнатий (Брянчанинов). В беседе «О чудесах и знамениях» он неоднократно отмечает, что главным условием принятия антихриста является предварительное соединение с ним в духе: «…они (отвергшие Христа иудеи – А. Т.) приготовили себя к открытому, деятельному принятию посланника и орудия сатаны, его учения, всех действий его, благовременно вступив в общение с сатаною в духе. <…> Отвергая Христа по настроению своего духа, они вместе с тем принимали антихриста по тому же настроению духа; они сопричислились к принявшим антихриста, хотя и окончили поприще земного странствования за многие столетия до пришествия его. Они совершили величайшее дело его: богоубийство… <…> Водящиеся духом антихриста отвергают Христа, приняли антихриста духом своим, …подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом. <…> антихрист… удовлетворит тщеславию и гордости человеческой; удовлетворит плотскому мудрованию <…> Отступлением от Христа человечество приготовится к принятию антихриста, примет его в духе своем» [11; С. 219, 220, 232. 233].

Апостол Павел указывает на главное отличительное свойство духа антихриста – сатанинскую гордыню: противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Сол. 2:4).

* * *

Прочное, незыблемое основание нашего вечного спасения и благополучной земной жизни указано Самим Христом в Нагорной проповеди: Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф.7:24-27). Сразу после укорения гордого Капернаума (И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься — Мф.11:23), Христос призывает всех слушающих Его: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко éсть (Мф.11: 28-30). Об исключительной важности для нас этого урока (научения) говорит то обстоятельство, что Христос дает его – единственный раз в Евангелии – прямо от Себя: «научи́тесь от Меня…»

Но если мы слушаем Его и не слышим, не учимся от Него и не исполняем Его слов, если гордость нам дороже кротости и смирения, то кому мы уподобляемся: мужу благоразумному или человеку безрассудному? Не напоминаем ли мы тех всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины (2 Тим. 3:7), забывающих о том, что от гордости – погибель и великое неустройство (Тов. 4:13)? И какова будет участь вверенного нам Богом Отечества – нашего родного дома?

Александр Дмитриевич Терлецкий, Симферополь
Сайт «Ветрово»

Примечания

[1] См.: Толковый словарь Ожегова; Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка; С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Режим доступа: http://что-означает.рф/гордость; https://ru.wikipedia.org/wiki/Гордость.

Список использованных источников

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод.

2. Боже, Царя храни! К 175-летию со дня создания государственного гимна Российской Империи [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// irms.ru/hymn001.html.

3. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969—1978 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/154726/Этимология.

4. Великие мысли, кратко реченные. Более 4000 изречений святых отцов и учителей Церкви. СПб., 2003. 512 с.
5. Гесиод. Труды и дни. Перевод В. В. Вересаева [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0300.shtml.

6. Гимн Российской Империи (1833-1917) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elitsy.ru/communities/110809/933780/.

7. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. М.: Издательство Московской Патриархии, 2009.

8. Государственный гимн Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// constitution.ru/symbols/anthem.htm.

9. Даль В.И. Пословицы русского народа (Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр.) [Электронный ресурс] // Режим доступа:/https://ru.wikisource.org/wiki/Пословицы_русского_народа_(Даль)/Смирение_—_Гордость.

10. Житие, пророчества, акафисты и каноны святым Царственным мученикам. Русь Самодержавная, 2005. 164 с.

11. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Особенная судьба народа русского. М.: Институт русской цивилизации, 2013. 752 с.

12. Никон (Воробьев), игумен. О началах жизни. М.: Изд-во МП Русской Православной Церкви, 2014. 400 с.

13. Симеон Афонский, монах. Книга, написанная скорбью, или Восхождение к Небу. Святая Гора Афон, 2010. 240 с.

14. Снегирев И. М. Русские народные пословицы и притчи. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 528 с.

15. Тютчев Ф. И. Россия и Запад: книга пророчеств. М., 1999. 208 с.

16. Тютчев Ф. И. Россия и Запад. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 592 с.

17. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://etymological.academic.ru/824/гордый.

Заметки на полях

  • Н.С.Михаил , 02.07.2018 в 13:20

    «Гордись!» – тебе льстецы сказали:
    Земля с увенчанным челом,
    Земля несокрушимой стали,
    Полмира взявшая мечом!…

    Красны степей твоих уборы,
    И горы в небо уперлись
    И как моря твои озера»…
    Не верь, не слушай, не гордись!

    Пусть рек твоих глубоки волны,
    Как волны синие морей,
    И недра гор алмазов полны,
    И хлебом пышен тук полей;

    Пусть пред твоим державным блеском
    Народы робко клонят взор,
    И семь морей немолчным плеском
    Тебе поют немолчный хор;

    Пусть далеко грозой кровавой
    Твои перуны пронеслись:
    Всей этой силой, этой славой,
    Всем этим прахом не гордись…

    Бесплоден всякий дух гордыни,
    Не верно злато, сталь хрупка,
    Но крепок ясный мир святыни,
    Сильна молящихся рука!…

    А.С.Хомяков

    Не терпит Бог людской гордыни,
    Не с теми Он, кто говорит:
    Мы соль земли, мы столп святыни,
    Мы Божий меч, мы Божий щит!

    Не с теми Он, кто звуки слова
    Лепечет рабским языком,
    И, мертвенный сосуд живого,
    Душою мертв, и спит умом.

    Но с теми Бог, в ком Божья сила,
    Животворящая струя,
    Живую душу пробудила
    Во всех изгибах бытия.

    Он с тем, кто гордости лукавой
    В слова смиренья не рядил,
    Людскою не хвалился славой,
    Себя кумиром не творил.

    Он с тем, кто духа и свободы
    Ему возносит фимиам,
    Он с тем, кто все зовет народы
    В духовный мир, – в Господень храм

    А.С.Хомяков

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на