col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Заметки на полях

  • Уважаемые читатели, предлагаем вам поделиться своим мнением по поводу услышанного.
    Мне кажется, что, поскольку в рассказе Игоря Петровского прозвучали слова о том, что Христос совершал чудеса, «чтобы поддерживать в людях здоровую кондицию», стоит задуматься и обо всём остальном. История изменения церковных облачений очень интересна, но всегда ли они изменялись только под воздействием «внешних факторов» и ради сохранения здоровья? Не получится ли тогда, что вся символика облачений — плод человеческой фантазии? И, наконец, правильно ли медицинскую маску включать в состав церковного облачения и рассматривать именно в этом ключе, если, согласно тому же постановлению Синода, ношение маски «не может сделаться новой нормой»?
    И надеть, и снять маску совсем не трудно. И всё же (наверное, это наивно прозвучит) мне кажется, что человек без маски — это как рыцарь с поднятым забралом, открытый Богу и другому человеку. Проходит время, маскам придаёшь всё меньше значения, и всё же приятно видеть перед собой открытое лицо, особенно в Храме.

  • Рипиды (греч. – опахало, веер) употреблялись при совершении таинства Евхаристии с самых древних времен. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два диакона должны держать с обеих сторон престола рипиды из тонких кожиц, или из павлиньих перьев, или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. Рипиды, следовательно, стали употребляться преимущественно из практических соображений.
    Рыцарство, дух рыцарства… в сыр время рыцари пошли крестовым походом на Византию.

  • Санкт-Петербург

    Мне тоже резануло ухо «чтобы поддерживать в людях здоровую кондицию», это как-то по-протестанстки все… но, может быть, мы придаем маскам слишком большое значение? Мы их одеваем, думая о других людях. Сейчас, мне кажется, что наш Синод был прав… вокруг все болеют, тяжело, умирают. Если маска действительно способна приостановить распространение вируса, почему ее не одеть? В чем тут мое маловерие перед Богом? Это как просить у Бога исцеление, не пробуя лечиться у врачей… Не прелесть ли это тоже?
    А по поводу Богослужения. Например, свеча перед Евангелием, которую несёт алтарник. Служили в катакомбах, это было нужно для того, чтобы куда идти и видеть, что читать. Сейчас это приобрело более глубокое символичное значение. Я бы не сказала, что вещи, взятые из жизни, необходимые при богослужении, приобредшиеие символы, являются плодом человеческой фантазии…
    А по поводу того, что говорил автор ролика про ветер и холод, не знаю, звучит немного притянуто за уши, но истории фелони я не знаю… Вообще, мне кажется, что все очень пафосно… и маска это не часть церковного облачения однозначно… Сейчас все думаю, странно это, что люди так реагируют на медицинскую маску, на ней прямо клин клином сошёлся… Разве так правильно тоже?

  • Рыбинск

    Я не знаю историю облачений. Но думаю, что холод и ветер тут ни при чём. Всё-таки каждая вещь облачения имеет определённое значение.
    Так, например, орарь у диакона служит знаком благодати Святаго Духа, пору чи указывают, что служащий Церкви должен надеяться не на свои силы, а на помощь Божию. Епитрахиль показывает, что священник получает большую, сугубую пред диаконом благодать Святаго Духа. Омофор служит знаком власти епископа и напоминает ему, что он должен заботиться об обращении заблуждающихся в истине, как добрый пастырь, берущий на свои плечи заблудившуюся овцу. И так далее. И при чём тут погода?
    А маски всё же нужно носить!
    У нас в одном Храме из четырех священников трое болеют.

  • Нижний Новгород

    Трудно судить об истории возникновения тех или иных элементов церковного облачения, не имея специальных познаний в этой области из надежных источников. Игорю Петровскому я бы не стала сходу доверять. Возможно, что это его личное толкование, как и действий Христа. Но даже, если часть священнического облачения возникла с целью защиты от влияния внешней среды (всё — вряд ли), то делать медицинскую маску его элементом все равно неправильно. Её же носят не только священники, но и прихожане и люди, далекие от Церкви. К тому же, эта мера временная: пройдёт поветрие, не будет смысла и маску носить. А придавать ей символический смысл это всё равно, что придавать его противогазу (надеюсь, что до него дело не дойдёт).

  • Санкт-Петербург

    А я читала, что поручи — это узы Христа…
    Я думаю, что значение и символизм приходили позже, но все по Промыслу Божию, конечно..Я думаю, что основная мысль была, что в Церкви все не только духовное, но и материальное, как и человек. И нельзя отвергать то, что мы живые люди и живём на Земле.

  • Санкт-Петербург

    Ну, я почитала про сулок..Он действительно возник в традиции Русской Православной Церкви, как защита от мороза для рук. Он, как руковица. Есть внутренняя ткань (через нее держат скипетр, который из металла, и холодный) и внешняя от мороза

  • Брянск

    Не случайно отец Роман всегда призывает нас все просеивать.
    Ложь, в которую пытаются вплести правду, все равно остается ложью.
    Вопрос заботы о ближнем, разумеется, актуален, но сегодня из этого вопроса сделали фетиш. И какое-то всеобщее помешательство идет под лозунгом якобы заботы о ближнем.
    Итак, маски. Думается, что коль мир уже более полугода терзает некая новая болезнь, (болезнь существует, ее происхождение и включенная по расписанию «вторая волна» вызывают много вопросов, смертность, по утверждению специалистов, невысока), защитить от которой может какой-то предмет, то к этому предмету: его составу, свойствам, правилам надевания, ношения, снятия и утилизации должны предъявляться определенные требования. Иначе наличие этого предмета теряет всякий смысл, а то и вовсе становится опасным. (Едва ли кто-то из нас будет доволен врачом- стоматологом, лечащим зубы всех пациентов в одних и тех же перчатках).
    Для того, чтобы медицинская маска оказывала хоть какой-то профилактический эффект должен соблюдаться рад условий:
    — маска желательно должна быть медицинской;
    — перед тем как ее надевать и снимать необходимо вымыть и обработать руки;
    — во время ношения недопустимо прикасаться к поверхности маски, и к лицу под маской, стягивать ее на подбородок, приспускать под нос и т.д.
    Если возникает необходимость почесать, к примеру, щеку, то маску надо снять, правильно утилизировать и воспользоваться новой.
    Все те же действия следует проводить и и изделием многоразового применения, которое не выбрасывается, а стирается и проглаживается утюгом. При этом, носить одну маску (хоть одноразовую, хоть многоразовую) следует не более 2 часов.
    Вопрос: кто из неукоснительно соблюдающих т.н. «масочный режим» придерживается этих элементарных правил?
    Один человек из ста, из тысячи или из десяти тысяч?
    Момент второй: на упаковках с изделиями, которые гордо именуются «маска гигиеническая», и которые сегодня вынуждена носить подавляющая часть людей, четко написано, что данное изделие не является средством индивидуальной защиты и предохраняет носителя от ветра, пыльцы и тумана.
    Значит организация под названием роспотребнадзор рекомендует носить в качестве средства защиты то, что средством защиты не является. Для каких целей?
    Отметим, что маска (строгих стандартов которой не предусмотрено и эффективность которой официально не доказана ) впервые в истории, в мировом масштабе стала играть удивительную, можно сказать сакральную роль. Без нее запретили покупать и продавать на законодательном уровне. Казалось бы, тряпочка, которую можно таскать в кармане месяцами, цеплять на подбородок и под нос, стала главным инструментом в мире купли-продажи…
    Ладно, к чудачествам мирских чиновников мы уже привыкли. Хотя к ним возникает много вопросов…
    Но подыгрывание церковных властей всему этому масочному (и не только) спектаклю просто вводит в недоумение.
    Православных людей уже заставили проглотить запрет празднования Пасхи в Храмах. (Спрашивается, зачем запрещали, коль так велико всемогущество маски?)
    А недавно на одном из сайтов было размещено фото объявления с одного из Храмов, в котором четко указано, что прихожане без масок к исповеди и Причастию допускаться не будут.
    Вот уж воистину «тест на правду»…

  • Село Георгиевское

    Лукавое оправдание покорства и соглашательства пред наступлением темных сил прикрытых вирусом. Вера и страх Божий замещается маловерием и страхом хвори безбожным. Такая зараза душ в Храме гораздо опасней существующей заразной болезни. Как можно бедуинские одежды примерять на священника?! Можно подвести оправдание ко всему, даже осквернению мерзкими жидкостями икон, крестов и священной лжицы с Кровью Христовой.
    В телеканале «Спас» с рекламой типа «покупайте православный платок всего за 999» (перевернутое 666), с «видеоэффектными штучками», с такими лукавыми глашатаями и другими подобными «проповедниками» много ли неиспачканного спасительного православия осталось? Не порочит ли он имя Спаса нашего? Не тем ли служит, которым служат другие общедоступные каналы?

  • Санкт-Петербург

    Татьяна, что Вы предлагаете взамен? Доказывать свою «правоту» каждому встречному, спорить со всеми в Храме или молчать? Мне легче ее одеть, например, чем с каждым выяснять отношение или пред заходом в Храм, выяснять к какому «течению» относит себя приход: к тому, кто неукоснительно соблюдает требования священоначалия или укоснительно). Забавно, зайдешь в храм без маски, где ее носят, на тебя будут коситься, зайдешь в маске, где ее не носят — аналогично) Думаю, нам больше стоит думать о том, почему мы столько осуждаем других, а не о том, какой глобальный масочный заговор грозит населению. Согласна, с Вами, что большинство ее не правильно носят, но это не вина минздрава, а каждой конкретной личности. Это маску хирурги надевают в операционные и для онкобольных для стерильности, наверное, не просто так.

  • Санкт-Петербург

    Сергей, у меня номер диплома 666. Как Вам такое?

  • Брянск

    Анна, я ничего не предлагаю, просто делюсь своим мнением по поводу услышанного. Огорчаюсь, что Церковь втягивают в массовый психоз, совершенно неуклюже пытаясь духовно обосновать бесполезную (и об этом говорит большинство неангажированных врачей), но насильно навязанную далекими, а зачастую прямо враждебными Церкви чиновниками меру в виде т.н. «масочного режима».
    В данной ситуации честнее поступают владельцы некоторых магазинов во Франции, размещающие на дверях своих магазинов такие объявления: «руководство с сожалением информирует: В соответствии с распоряжениями тоталитарного государства, основанного на страхе и обмане, и коррумпированного фармацевтической промышленностью, мы информируем наших любимых клиентов, что маска обязательна».

  • Санкт-Петербург

    Татьяна, да, французы умеют пошутить)

  • Село Георгиевское.

    Если Вам, Анна, диплом с номером таким достался случайно по порядку выдачи, то может ничего страшного в нем нет. Святой водой окропить, перекрестить, помолиться и не обращать внимания на номер. Другое дело, если намеренно приобретают, такие номера телефонов, номера для автомобилей или ставят ценники с десятками на конце (надо понимать не только для обмана покупателя), то все это можно назвать в лучшем случае идолопоклонством, а в худшем следование сатанизму. Владельцев сети магазинов «магнит», «пятёрочка» и многих других, выставляющих серии девяток на ценниках , вполне уместно подозревать не только в психологическом обмане покупателя, но и в умышленном навязывании повсюду сатанинских символов. Для последователей тьмы их символическая печатать имеет большое значение. Не зря же паспорта наши своими символами отметили. Поэтому лучше сторониться торговцев следующих моде девяток на ценниках.
    Простите, что ответом на реплику ушел от темы обсуждения.
    Каждого многократно переубеждать отказаться от намордника, конечно, мало толку. Но есть смысл вопреки покорной толпе отказаться самому и остаться свободным рабом Божиим, а не рабом старательно навязываемых безбожных порядков.

  • Нефтеюганск, ХМАО

    Служу в церкви на клиросе. Маски носим все, включая священнослужителей, но не фанатично. Мы наверху их снимаем, поскольку петь в маске сложно. Причащают у нас индивидуальными металлическими лжицами. Служим вместе, один заболевает, другой нет, почему — одному Господу ведомо. Один молодой батюшка очень тяжело болеет, был на грани… Защищает ли маска от вируса? — вряд ли. Но ее ношение защищает хотя бы от того, чтобы светские власти не закрыли наши храмы, и молитва продолжалась. Такой вот компромисс в наше лукавое время. И Господь не оставляет нас своей Благодатию. Простите, братья и сестры. Я отнюдь не являюсь сторонником масочного режима и ковидной истерии. Скорее, наоборот. На все воля Божия — когда кому болеть или умирать. Наше же дело — уберечь себя от излишнего осуждения, у нас и без того грехов не счесть…

  • Брянск

    Уважаемая Татьяна! Абсолютно с Вами согласна. Это компромисс в наше лукавое время.
    Но в данном случае речь о том, что православный, вроде как, канал, вместо того, чтобы просто промолчать (понятно, что о компромиссе в голос с экрана ТВ не скажешь, что б нам не твердили о свободе слова), занимается лизоблюдством в угоду богоборствующим и потерявшим всякие ориентиры чиновникам. Грустно.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок