col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Святитель Кирилл Туровский. Слово о расслабленном

Сладко бо медвеный сот и добро сахар, обоего же добрее книжный разум: сия убо суть сокровища вечныя жизни.

Святитель Кирилл Туровский. Притча о душе и теле

Имя святителя Кирилла Ту́ровского (+ 1183) сияет золотыми буквами на скрижалях древнерусской литературы. Некогда сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями других святых отцов Церкви, некогда он был почтен славой «паче всех на Руси» как «второй златословесный вития» (после Иоанна Златоуста). Именно поэтому его произведения переписывали из века в век и передавали от поколения к поколению.

«Слова и поучения» святителя Кирилла Туровского, «Русского Златоуста», как его называли, — одна из вершин древнерусской литературы, свидетельство учительства ранней эпохи Русской Церкви.

Святитель Кирилл Туровский был первым столпником на Белой Руси, затворившимся в столпоподобной келии на Туровской земле, учителем и просветителем. Послушать его приходили целыми селениями. По преданию, только когда народ коленопреклоненно просил его принять Святительское служение, он оставил затвор и принял епископский сан как Волю Господню.

По своему смирению он никогда не считал себя создателем своих творений, только компилятором, передающим святоотеческое наследие людям. Слова его творений поэтичны и прекрасны, многосложны, полны аллегорий и скрытых символов. Говорить об их красоте можно бесконечно, лучше просто обратиться к чтению.

«…ДНЕСЬ ВЕСНА КРАСУЕТСЯ, ОЖИВЛЯЮЩИ ЗЕМНОЕ ЕСТЕСТВО, И БУРНИИ ВЕТРИ ТИХО ПОВИВАЮЩЕ, ПЛОДЫ ГОБЗУЮТ, И ЗЕМЛЯ СЕМЕНА ПИТАЮЩЕ, ЗЕЛЕНУЮ ТРАВУ РАЖДАЕТ.

ВЕСНА УБО КРАСНАЯ ВЕРА ХРИСТОВА, ЯЖЕ КРЕЩЕНИЕМ ПАКИ ПОРОЖДАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВО.

БУРНИИ ЖЕ ВЕТРИ ГРЕХОТВОРНИИ ПОМЫСЛЫ, ИЖЕ ПОКАЯНИЕМ ПРЕТВОРИШАСЯ В ДОБРОДЕТЕЛЬ, ДУШЕПОЛЕЗНЫЯ ПЛОДЫ ГОБЗУЮТ.

ЗЕМЛЯ ЖЕ ЕСТЕСТВА НАШЕГО, АКИ СЕМЯ СЛОВО БОЖИЕ ПРИЕМШИ, И СТРАХОБОЛЯЩИ ДУХ СПАСЕНИЯ РАЖДАЕТ».

(Из «Слова на Антипасху»)

В эти святые Пасхальные дни нам хотелось бы предложить Вашему вниманию «Слово о расслабленном», которое посвящено центральному событию этой седмицы.

Марина Наследникова

Неизмерима высота небес, неизследима глубина преисподней, непостижимо и таинство Божественнаго смотрения; ибо велика и неизреченна милость Божия к роду человеческому, коею мы помилованы. Посему, братия, мы должны хвалить и петь и прославлять Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, исповедуя сотворенные Им великие чудеса, неисповедимые ни для Ангелов, ни для человеков. Ныне же побеседуемъ о разслабленном, которого днесь сам Бог вспомнил, призрел и помиловал, но которого врачи оставили в небрежении, и ввергавшие (болящих) въ купель презрели. Ибо, когда вода была возмущаема, все, заботясь о здравии богатых, сего человека обходили. Но его-то ныне Христос, Благий Человеколюбец, яко врач душ и телес наших, исцелил словом; и слово Его стало делом. Ибо Евангелист говорит: взыде Іисусъ во Іерусалимъ (Іоан. 5, 1), в преполовение Иудейского праздника; то есть, когда из всех городов собралось, по обыкновению, в Іерусалим множество народа: тогда и Господь пришел, угождая всячески своим рабам, и вместе обличая неистовство враждовавших на Него Иудеев. Ибо поистине Он пришел взыскать заблудших и спасти погибших; много творил и чудес по всей Палестине; но Ему не веровали, и изрыгали хулу против благодати, называя Его льстецом и обманщиком.

Для того Он ныне и пришел, при множестве народа, к Соломонову водохранилищу, называемому Вифезда, то есть, овчая купѣль, поелику там омывали внутренности приносимых на жертву овец. Над сим водохранилищем была палатка, состоявшая из пяти крытых ходов, и здесь лежало множество больных, хромых, слепых и другими недугами одержимых, кои ожидали возмущения воды. Ибо Ангел Господень, приходя, возмущал воду, и кто первый по возмущении входил в оную, тот выздоравливал. Но эта купель была только образом святаго крещения; поелику вода ея не всегда исцеляла, но только тогда, когда возмущал ее Ангел. Ныне же к купели крещения сам Владыка Ангелов, Святый Дух, приходя, освящает ее и подает здравие душам и телам и очищение грехов. Слеп ли кто умом, или хром неверием, или изсох от отчаяния по причине множества грехов: вода крещения всех творит здравыми. Оная купель хотя многих принимала, но исцеляла только одного, и то не всегда, а однажды в год: но купель крещения, всякой день приемля множество ко крещению, всем подает жизнь; ибо если и со всей земли придут люди, благодать Божия не умалится, всем даруя исцеление от недугов греховных.

Скажем же о благости Господа, как Он пришел к купели овчей, и узрев человека разслабленнаго, долгое время лежащего на одре в недуге, вопросил его: хощеши ли цѣлъ быти (Іоан. 5, 6)? Ей Господи, ответствовалъ тот, хотел бы я, но человѣка не имамъ (Іоан. 5, 7), который бы, по возмущении Ангелом воды, вверг меня в купель. Но если уже Ты, Владыко, вопросил меня о здравии, то с кротостию выслушай мой ответ, в котором я изъясню Тебе тяжесть моей болезни. Тридцать восемь лет лежу я на одре сем, пригвожденный к нему недугом; грехи мои разслабили все члены моего тела, а душа, еще прежде сего недуга, поражена срамом оных. Я молюсь Богу, и не внемлетъ мне; ибо беззаконія моя превзыдоша главу мою (Псал. 37, 5); врачам раздал я все свое именіе, но помощи от них не получил; ибо нет такого врачевства, которое бы могло воздействовать против Божеского наказания; знакомые мои гнушаются мною, потому что смрад мой лишил меня всякой утехи, и ближние мои стыдятся меня, ибо я, по причине болезни моей, стал чужд братии моей; все люди надо мною ругаются, и ни в ком не нахожу себе утешителя. Назову ли себя мертвым? Но чрево мое просит пищи, и язык мой изсыхает от жажды. Сочту ли себя живым? Но не только встать с одра, но и двинуться не могу; не могу ступить ногами, а руками не только действовать, но и осязать себя. Я мертвец непогребенный, и одр сей — гроб мой; я мертвый в живых, и живый в мертвых; ибо, как живый, питаюсь, а как мертвый, не действую. И к сему еще мучусь, как во аде, от безстыдства ругающихся надо мною: ибо я служу посмешищем юношам, которые друг друга укоряют мною, и притчею старцам в их разговорах. Все гнушаются мною. Сугубо я страдаю: внутри снедает меня болезнь, отвне пронзают досаждения ругателей: ибо от всех приемлю оплевания. К усугублению же скорби, голод больше болезни изнуряет меня; ибо если и увижу пищу, то не могу рукой вложить ее в уста; всех прошу, чтобы кто-нибудь накормил меня, и бедный укрух мой разделяю с питающим меня. Стону со слезами, томимый болью моего недуга, и никто не придет посетить меня; стражду один, без свидетелей. Когда принесут сюда остатки от трапезы богобоязненных людей, тотчас приходят приставники овчей купели; и не так псы облизывали струпы Лазаря, как они пожирают поданную мне милостыню. Нет у меня богатства, чтобы нанять кого-нибудь попещись о мне; ибо я зле расточил данное мне в раю богатство; змием в Едеме похищено у меня одеяние чистоты, и здесь лежу я, обнаженный Божия покрова. Человѣка не имамъ, который бы, не гнушаясь, послужил мне. Енох и Илия уже не обретаются на земле; ибо взяты на колеснице огненной, и пребывают, идеже Бог весть. Авраамъ с Іовомъ, немногое время послуживши подобным мне, преставились в жизнь безконечную. Господи! человѣка не имамъ верного Богу. Моисей, Боговидец и законодатель, и он после согрешил пред Богом, и не взошел в землю обетованную; Соломон премудрый, трикратно беседовавшій с Богом, в старости согрешил пред Ним, прельстившись женами. Господи! человѣка не имамъ, который бы опустил меня в купель: ибо вси уклонишася, неключими быша, и нѣсть творяй благое, нѣсть до единаго; и не разумѣютъ вси творящіи беззаконіе (Псал. 13, 3-4).

Все сие из уст разслабленнаго услышавши, благий врач наш, Господь Іисус Христос, ответствовал ему: что ты говоришь — человѣка не имамъ? Я, как щедрый и милостивый, ради тебя сделался человекомъ, не изменив обетованию о Моем вочеловечении; ибо ты слышал Пророка, который говорит: яко отроча родися намъ, Сынъ Вышняго, и дадеся намъ (Ис. 9, 6); и: той недуги наша пріятъ и болѣзни понесе (Матф. 8, 17). Ради тебя оставивши скипетр горняго царства, Я обхожу здесь, служа дольним: не пріидохъ бо, да Ми послужатъ, но да послужу (Матѳ. 20, 28). Ради тебя Я, безплотный, облекся плотию, дабы исцелить недуги всехъ душевные и телесные; ради тебя Я, и Ангельскими Силами невидимый, явился человеком: ибо не хочу, чтобы мой образ (человѣк) лежал в тлении, но желаю его спасти и привести в познание истины: и ты говоришь — человѣка не имамъ? Я стал человеком, да сотворю человека Богом: ибо сказано: бози есте и сынове Вышняго вси (Псал. 81, 6); и кто другой вернее Меня может послужить тебе? Тебе на служение Я создал всю тварь: небо и земля тебе служат, — то влагою, а сия плодом. Ради тебя солнце разливает свет и теплоту, а луна со звездами освещает ночь; ради тебя облака напаяют землю дождем и земля на службу тебе произращает всякую траву, содержащую семя, и всякое древо, приносящее плод. Ради тебя реки содержат в себе рыб и пустыни питают зверей: и ты говоришь — человѣка не имамъ? И какой человек вернее Меня? Ибо Я не изменил обетованию о Моем вочеловечении. Я клялся Аврааму: о сѣмени твоемъ благословятся вси языцы (Быт. 22, 18); и: во Исаацѣ наречется тебѣ сѣмя (Быт. 21, 12). И въ семъ племени воплотившись, я отлагаю ныне обрезание, и вместо его уставляю воду, порождающую множество чад крещением, о которой говорит Исаия: яко проторжеся вода въ пустынѣ (Ис. 35, 6), и: жаждущіи, идите на воду живу (Ис. 55, 1). Я — море жизни, а из уст моих изливаю на тебя источник райский, а ты жаждешь купели, которая вскоре изсохнет. Возстани, возми одръ твой (Іоан. 5, 8). Да услышит меня Адам, и обновится ныне с тобою от истления: ибо в тебе Я исцеляю проклятие первого преступления Евина. Лазаря, уже возсмердевшего и четыре дня бывшего мертвым, Я оживотворил словом: и тебе ныне говорю: востани и возми одръ твой, и иди въ домъ твой. И разслабленный тотчас встал с одра, здравый всеми членами тела и крепкий силою, и, взявши одр, на котором лежал, стал ходить посреди народа.

В тот день была суббота, и Иудеи, увидевши его, не возрадовались о исцелении больного, не воздали хвалы Богу, воздвигшему разслабленнаго от одра болезни, и не сказали: как у тебя, брат, укрепились жилы и утвердились члены? Напротив, как звери, напавшие на вооруженнаго, побежали прочь и изрыгали богохульные слова, которые, впрочем, как стрелы, пускаемые в каменную скалу, сокрушались. Они возлюбили неправду более, нежели истину, и носящему одр стали претить, говоря: суббота есть и не достоитъ ти взяти одра твоего (Іоан. 5, 10). Зачем ты возстал от немощи? Зачемъ исцелел от недуга? Зачемъ освободился от болезни? Не должно тебе ныне носить одра своего. Тогда исцелевший от недуга сказал им: что вы говорите, фарисеи? Считая себя мудрыми, вы обезумели от злобы. Ужели вам не довольно того, что вы видели меня в продолжение тридцати осьми лет лежащего на одре полумертвым? И ныне, когда я встал по слову Божию, вы ослепли умом, и, хромая своею неправдою, спотыкаетесь. Если не добро, то конечно и не зло мое исцеление; если вы не радуетесь преславному чуду, то по крайней мере не завидуйте дарованному мне здравию. Не будьте, как меск и конь, не имеющие разума. Господь помог мне на одре болезни моей, и недуг мой пременил во здравие. Скажите же мне, старейшины и судии Израилевы, из чьей клети похищено у вас дарованное мне здравие, что вы так гневно претите мне? Никто из вас не обижен; ни у кого из вас не взял того, что дал мне сотворивший меня здравым; Он только сказал мне: востани, и возми одръ твой, и ходи, — и вот я здрав! Книжники отвечали ему: кто же тот, который сделал тебя здравым? Носящий же одр не знал Его, потому что Іисусъ тотчас уклонился от народа; впрочем сказал: Он не волхв, ни чародей, даже ни ходатай, ни Ангел, но сам Господь Бог Израилев: ибо Он ни руками не осязал меня, ни пластыря не прилагал к ранам моим, но все произвел одним словом; только сказал мне: востани и ходи, — и за словом последовало исполнение и исцеленіе. Посему не лицемерьте и не хулите Божией благодати, но судите справедливо; рцыте Богу: яко возвеличишася дѣла Твоя во Израили; и, признав чудо Господа, сим почтите субботу, прославьте Бога и праздник украсьте. Но Иудеи не преставали говорить: кто это исцелил тебя в субботу? Покажи нам повелевшего тебе носить одр в праздник!

Иисус паки нашел его в церкви и сказал ему: се здравъ еси и ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ (Іоан. 5, 14). Но да не подумаем, что Христос сказал сие ему одному: Он говорит сие всем нам, приявшим благодать крещения, коим мы очистились от прародительской скверны и исцелились от растлевающего нас греха. Господь как бы так сказал оному исцелевшему: вот Я в тебе исцелил болезни Адама, и падшаго преступлением возставил, и проклятие, поражавшее весь род его, ныне уничтожил, и скверну всякаго греха омыл крещением; взыскал и обрел уклонившегося на злые пути идолослужения, обвязал раны уязвленного бесами-разбойниками, возлиял на язвы его вино и масло моей крови и, подъяв его на теле Моем, внес въ гостинницу, — святую Церковь, дал два сребренника гостиннику, Новый и Ветхий Завет — Святителям, да прилежно учат людей; обещалъ и мзду, по возвращении моем, тем, которые спасут грешниковъ! Се здравъ еси и ктому не согрѣшай; ибо сказано: горе согрѣшающему въ разумѣ.

Итак разумейте все силу слова, что Господь повелевает нам не грешить по крещении, да не растлим опять обновленное Богом человечество. Горе же согрешающему по восприятии всякого священного сана, как то монашества и иерейства; горе и в самом Епископском сане не боящимся Бога! Оный разслабленный был веренъ: ибо, по исцѣлении, не вдался в скверны телесные, и не произнес хулы на Иисуса пред Иудеями, но пребывал въ церкви, где и обрел его Христос; и познав исцелившего его, он сказал: праведен еси, Господи, и слово твое истина; отныне я причастник всем боящимся Тебя и хранящим заповеди твои. И пошел он по всей стране, поведая, яко Іисусъ есть, Иже мя сотвори цѣла (Іоан. 5, 15). И мы, братия, прославим Иисуса Христа, Бога нашего, исцелившего нас от недугов греховных, и припадем к Нему верою, говоря: прежних беззаконий наших не помяни, и нынешние грехи очисти: ибо Ты Бог всех, небесных и земных, Творец человеков, создатель Ангелов, Царь всего міра, Владыка Архангелов, Содетель Херувимов, Украситель Серафимов: помилуй нас, на Тебя уповающих, да спасенные Тобою, славим Тебя, со Отцем, и с Пресвятым Духом ныне, и всегда, и во веки. Аминь.

Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • 11 мая день памяти Кирилла Туровского

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок