Ольга Сокурова. Слово рождается из тишины: нетленная молчаливая красота святых жен и обольщение современности - Ветрово
МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Мы решаемся прикоснуться к великой тайне мiроздания — тайне женщины. Мы попытаемся говорить о сути ее Божественного призвания. Этой теме гораздо больше соответствует не разговор, а молчание. Ведь сущность женщины вообще связана с глубокой таинственной тишиной. «Сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» — так апостол Петр определил эту сущность (1 Пет. 3:4).

Великой благодатной тишиной и кротостью исполнен образ Богоматери. Писание свидетельствует о Ее изумительной молчаливости. Но Ее молчаливое кроткое присутствие ощущается в каждой строке Писания. Оно чувствуется и в глубине нашей каждодневной жизни. Именно Ей было дано принять Слово Божие и дать Ему Плоть. И Превечное Слово, воплотившись, не нарушило Ее пречистой тайны.

Итак, Божия Матерь свидетельствует о неразрывной взаимосвязи женственного таинственного и кроткого молчания и мужественного богооткровенного Слова. Слово рождается из тишины.

Современный же мiр направлен против тишины и тайны. Он не выносит тишину и пытается представить дело так, будто тайны вовсе нет. Шумами он стремится заполнить свою пустоту, а отрицанием тайны оправдать свою пошлость.

Все это имеет прямое отношение к женщине. Осквернен храм женского тела — он остался без покрова смирения, скромности и стыдливости и потерял благодать. Святая святых этого храма — душа, ее таинственная глубина вывернута наружу, препарирована и унижена психоанализом. Современный мiр низок. Русский философ Б. Вышеславцев отмечал, что два главных соблазнителя ХХ века – Маркс и Фрейд – при всем своем различии схожи тем, что в своих взглядах осуществили «сублимацию на понижение»: первый – жизнь общества, в том числе высшие ее проявления, объяснял процессами в нижней, материальной сфере, в производственном базисе; второй – высшие проявления человеческого духа, творчества, культуры низводил к половым комплексам…

Темная тайна— тайна извращенного духа и плоти пришла на место тайны светлой, Божественной. Все началось с того, что с древа познания был сорван запретный плод, а кончается тем, что для падшего человеческого ума не осталось заповедных зон. Самые глубокие интимные отношения мужчины и женщины выставлены на всеобщее обозрение, отданы на продажу. То, что должно быть сокрыто, открыто максимально. Это не откровение, а именно позорище и кощунство. В глобальном масштабе повторяется хамов грех.

«Светильник тела есть око». Современный мiр смотрит на женщину нечистыми глазами и не способен увидеть ее глубинной сути. А, между тем, эта суть связана с тайной Божественного творения. Ведь женщина — венец творения, и потому именно в ней сосредоточена вся красота и тайна его живой гармонии. Последнее имя, которое было найдено Адамом по Божьему повелению, было имя его жены: Ева = жизнь.

Современная цивилизация смертоносна, и потому она направлена против женщины. Сегодня уже все осознают масштабы и близость экологической катастрофы. Женщина беззащитно выставлена обществом под главную ударную силу волны «технологического прогресса».

Нельзя утверждать, однако, что женщина — лишь жертва. Она несет огромную меру ответственности и за себя, и за живое творение, поскольку, как это ни прискорбно, во многом предала свою суть. Ни одно живое существо, кроме женщины, не истребляет своего потомства. Женщина-детоубийца, Ева — носительница смерти… Поистине, мы живем в перевернутом мiре. Если приближается антихрист, если существует антимир, то, по-видимому, должна сформироваться и антиженщина. Недавно в прессе промелькнуло такое точное выражение: «жены-злобоносицы». Это – итог, а где первопричина, где корни?

Как всегда, корень зла – в его первоисточнике. Люцифер носил такое имя потому, что был «сыном света», но из-за гордыни своей превратился в князя тьмы. С тех пор этот величайший завистник стремится «поменять знаки», перевернуть наизнанку все, что есть в мiроздании. Вот отчего, наверное, он приступил прежде к Еве — дабы она из той, чье имя «жизнь», превратилась в виновницу смерти.

Однако, его победа была временной. По обетованию, «семя жены сотрет главу змия». Через Богоматерь произошло восстановление истинной изначальной сути женщины, во всей полноте было явлено ее Божественное предназначение. Оно предстало в новом, высшем качестве: если наша прародительница Ева давала своему потомству жизнь плотскую, биологическую, то Новая Ева в лице Богородицы, не отменив, а утвердив подвиг материнства, в то же время положила начало духовному рождению нового человечества (или Богочеловечества) в жизнь вечную.

С этого момента каждая из нас оказалась перед очень ответственным выбором: или идти вслед за Богоматерью, становясь помощницей в спасении мiра и человека, или, следуя за апокалиптической блудницей, вести к погибели… Есть первый, узкий, и второй, широкий, путь. Третьего не дано. Главные ориентиры узкого пути находим мы в житиях святых жен.

Ольга Сокурова, кандидат искусствоведения, доцент Института истории в Санкт-Петербурге
«Русь-Фронт»

Заметки на полях

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на