col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Владимир Семенко. Два образа православного монашества: схимонах Сергий и преподобный Серафим Саровский

По­сле ре­ше­ния епар­хи­аль­но­го цер­ков­но­го су­да, ре­ко­мен­ду­ю­ще­го свя­щен­но­на­ча­лию из­верг­нуть из са­на схи­и­гу­ме­на Сер­гия (Ро­ма­но­ва), в ме­ди­а­про­странст­ве ожи­да­е­мо про­ис­хо­дит ин­тен­си­фи­ка­ция ожес­то­чен­но­го про­ти­вос­то­я­ния: с од­ной сто­ро­ны, ли­бе­раль­ное глум­ле­ние над всем ком­плек­сом про­блем, ко­то­рые за­тра­ги­вал отец Сер­гий в сво­их вы­ступ­ле­ни­ях, над са­мой мыслью о том, что в принципе возможно эти проблемы ставить и обсуждать (а заодно и над православной традицией и людьми традиции в целом), а с другой – абсолютно некритическая апологетика, поддержка Сергия во всем, что бы он ни делал. К сожалению, подавляющее большинство участников этой псевдодискуссии просто рабски следует породившей ее политтехнологии, послушно и запрограммировано поляризируясь строго в рамках заданного формата. Почти никому не приходит в голову самая простая мысль: принципиальное противостояние глобализму, церковному модернизму, экуменизму, компрадорским элитам и прочим безобразиям нашей жизни вовсе не обязательно должно облекаться в форму агрессивного косноязычия и неумного действия в публичном пространстве, по природе своей не способного грамотно излагать аргументы, основанные на серьезных богословских знаниях и углубленной аналитике; а неприятие псевдоправославной, традиционной лишь по внешнему виду дикости никак не связано с воинствующе либеральным, глумливым и кощунственным неприятием всего, что связано с нашей святой верой. А глумление это, имея в качестве инфоповода выступления схимонаха Сергия, все набирает обороты. Ни минуты не сомневаясь в его искренности, приходится еще раз констатировать, что на сегодняшний день результат начатой им информационной кампании прямо противоположен заявленным результатам: обличаемое зло усиливается, а Православие и все, что с ним связано, подвергается поруганию. И это – факт, с которым не поспоришь.

Мы принципиально не намерены вступать в медийную перепалку, ведущуюся вокруг данной фигуры, поскольку нас решительно не устраивают ее обе стороны.

Во-первых, конечно, остаются конкретные вопросы, связанные с биографией схимонаха Сергия (Романова). И главный из них связан даже не с его странным рукоположением, не с пребыванием в местах не столь отдаленных, а с его духовным становлением в качестве «духовника» и «старца». В биографии великих святых, выходивших в итоге на старческое служение, обычно упоминание об их нежелании быть «старцем», наставлять других (особенно людей мирских, не монахов) вместо того, чтобы каяться в собственных грехах.

В этом плане уместно было бы рассмотреть житие преподобного Серафима Саровского. Тот стремился к отшельничеству, избегал общества женщин, не хотел продвигаться в священники, не желал общаться с мирянами, пока не получил прямое вразумление свыше, и т.д. и т.п. Житие преподобного не исключение. Это вполне обычно для подлинных старцев: те делали все, чтобы старцами не становиться, и в итоге лишь подчинялись упорным просьбам братий и мирян, наслышанных об их духовных дарах, а часто – и прямому вразумлению от Бога, Божией Матери или кого-то из древних святых. Настоящий старец, обладающий «даром рассуждения», то есть способностью прозревать волю Божию о человеке – это тот, кто сполна прошел духовный молитвенный подвиг, победил искушавших его бесов и достиг бесстрастия. Такой человек не может быть погружен в мирские страсти, в политику и проч. И, кстати, юный Прохор (будущий преподобный Серафим) в юности также долгое время нес послушание церковного строителя, трудясь на ниве возведения храмов. И лишь после всех своих великих подвигов, самый известный из которых – тысячедневное стояние на камне (чтобы победить блудного беса), он стал исповедовать и вразумлять мирян и духовно руководить женской общиной. Лейтмотив жизни преподобного – стремление к уходу от мира в «пустыню»; там, а не здесь, среди мирян, жило его сердце. А также стремление к подвигу «молчальничества», добровольно взятого на себя безмолвия. (Представить, что преподобный Серафим дает интервью для газеты, не может, я думаю, даже Невзоров.) Ну и, конечно, никак нельзя не отметить известный эпизод, когда преподобный не стал сопротивляться напавшим на него разбойникам (это были, как выяснилось впоследствии, беглые крестьяне), а затем – умолял власти не наказывать их, угрожая в этом случае покинуть Саровскую обитель и уйти в другое место!

Какой контраст со схимонахом Сергием (Романовым), отсидевшим 13 лет за участие в убийстве! И лишь после этих, вполне достоверных, великих подвигов Серафим являет свое главное чудо, о котором мы знаем из рассказа Мотовилова, когда на недолгое время демонстрирует тому, что такое реально пребывание во Святом Духе. Причем делает это прикровенно, открываясь лишь ему одному, запрещает рассказывать другим, то есть со всем подобающим смирением, а отнюдь не на публику! Его главное финальное поучение: «Стяжи Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», то есть святые и, в частности, преподобный Серафим, всегда проявляли чувство меры и духовное трезвение – по сути, главные добродетели с точки зрения духовной традиции Православия.

В случае с схиигуменом Сергием (Романовым), призванным в соответствии с принятым им схимническом подвигом уединенно молиться в своей келье, вместо упорядоченного и долгого, духовно трезвого схимнического пути мы имеем какую-то смесь всего со всем, в которой присутствует вся православная атрибутика и «подвиги», какие только можно себе представить: он одновременно и строитель, и экзорцист (!), и духовник женской общины, и основатель детского приюта (на территории женского монастыря!), и «старец» для внешних, и великий молитвенник. Понятно, что для полноты сей «картины маслом» не хватало только еще стать «пророком». Он им и стал, предсказав президенту лютую смерть за неправильные государственные решения…

Весь облик Сергия, вся вольная или невольная мифология, что тянется за его образом, возводит не к таким святым-исихастам, молитвенникам, прошедшим неизбежный в таком случае духовный путь, преодолевшим страсти, как преподобный Серафим Саровский, Нил Сорский, Силуан Афонский, старцы Оптиной пустыни, а к другому «первообразу» – Григорию Распутину, точнее, к тому представлению о нем, которое бытует в современном сознании определенной части нашего церковного и околоцерковного народа. Есть у некоторых жажда такой «неформальной» святости, такой универсальности якобы духовных даров, когда «всё и сразу» и, главное, без особых усилий и всяких там стояний на камне и прочих житийных «ужастей». Вишенкой на торте здесь является то, что человек «бесов гоняет», и бесноватые реально реагируют. Ну как же не святой? И – серия «поучений», каждое из которых источает отнюдь не «дух мирен», а воплощенную агрессию. «Какое время на дворе, таков мессия»? Это что, теперь таково главное содержание православной духовной практики и всей православной Традиции? И настоящие духовные люди, и психологи, с кем довелось общаться – все в один голос говорят о страстности и немирности Сергия, его маниакальной убежденности в собственной правоте и стремлении навязать это другим.

Ну и, наконец, никак нельзя пройти мимо главной, так сказать, «фирменной» черты Сергия – его упорного стремления к максимальной публичности, что опять же полностью противоположно стремлению к отшельничеству, пустынножительству подлинных старцев и, в частности, упомянутого нами преподобного Серафима Саровского. Все это, согласитесь, весьма далеко от исихазма, а представляет собой в лучшем случае более чем сомнительную мутацию подлинного Православия. (В данном случае мы ведем речь исключительно о духовном аспекте.) Интересно будет услышать какие-то принципиальные возражения по сути.

В заключение приведем высказывание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла о деятельности отца Сергия (Романова). Следующую мысль митрополита, следует, на наш взгляд, признать совершенно верной:

«И глобальный контроль, и разрушение системы образования, и разработка вживляемых в человеческое тело устройств, и чрезмерность мер борьбы с коронавирусом, очевидно дискриминационных по отношению к Церкви – всё это требует очень вдумчивого и грамотного ответа. Мы нуждаемся в интеллектуалах, способных, не впадая в истерию алармизма, аргументировано и взвешенно формулировать позицию Церкви и всех, кто не обольщен цифровизацией и предапокалиптической глобализацией… Пересыпая правильные мысли пригоршнями лжи, обскурантизма и откровенного шизофренического бреда, Вы в действительности дискредитируете борьбу с новыми вызовами времени. Ложка дёгтя, брошенная в бочку мёда, делает весь мёд несъедобным. Ассоциировав в сознании общества неумело поднятые Вами темы с Вашим отвратительным фанатизмом, Вы заранее дискредитировали всех, кто будет говорить о том же, но уже грамотно и основательно».

Митрополиты порой тоже бывают в чем-то правы, разве нет?

Владимир Семенко
«Благодатный огонь»

Заметки на полях

  • «Ну и, конечно, никак нельзя не отметить известный эпизод, когда преподобный не стал сопротивляться напавшим на него разбойникам (это были, как выяснилось впоследствии, беглые крестьяне), а затем – умолял власти не наказывать их, угрожая в этом случае покинуть Саровскую обитель и уйти в другое место! Какой контраст со схимонахом Сергием (Романовым), отсидевшим 13 лет за участие в убийстве!»
    Здесь можно поспорить с автором статьи. Конечно, велик контраст между тем, кто был так милостив к напавшим на него разбойникам, и тем, кто сам участвовал в убийстве. И всё же мы знаем жития святых, которые в прошлом были разбойниками, а также житие преподобного Иакова Постника, который после долгих лет подвижнической жизни изнасиловал и убил девицу — но покаяние его было таково, что он достиг святости: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/210

  • Днепр

    Главная беда этой истории — это несвоевременность. Теперь самое правильное было бы оставить схимонаха Сергия в покое.
    Раньше надо было обращать внимание на его деятельность. Но церковное начальство молчало, делая вид, что ничего не происходит. Ведь он строил монастыри. А зачем эти монастыри? Зачем эти здания? Начальству прибыль. А если монастырь ещё и «старца» имеет, люди едут автобусами. То же было и с Головиным, только Сергий оказался более тёртый калач (не зря проходил суровую школу милиции и ЗК). Бедные начальники, перевели всё в прибыль. Теперь пожинают горький плод смуты и раскола.
    Что посеешь, то и пожнешь.

  • Нижний Новгород

    Прочитала житие Иакова Постника и ужаснулась. Достичь таких вершин, чтобы самому себя растоптать в конце жизни! И ради чего?! Ведь всё это было совершено им сознательно, в полном рассудке! Душа не принимает такой святости. Простить можно, но зачем было прославлять, как преподобного (то есть подобного Богу!)? Может быть, и Церковь иногда ошибается? Правильнее было бы причислить к лику святых поруганную и убиенную невинную девушку. Поневоле согласишься с протестантами, что слишком много у нас святых. Сижу и горько плачу…

  • Людмила Николаевна, наверное, ответ может быть таким: прославляет Бог, а не люди. Церковь может только свидетельствовать о чьей-то святости…

  • Нижний Новгород

    Бог прощает, Ольга Сергеевна. Он прощает всех кающихся грешников (очень на это надеюсь). А к лику святых причисляет все-таки Церковь.

  • Существуют определённые критерии, по которым Церковь причисляет кого-либо к лику святых.
    «Митрополит Ювеналий в докладе на Поместном соборе Русской православной церкви, посвящённом 1000-летию крещения Руси, так изложил нынешние критерии канонизации святых:

    Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).

    Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).
    Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).

    Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

    Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

    Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.

    В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:
    а) православие безукоризненное;
    б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
    в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

    Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда ещё при жизни».
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Канонизация_святых_Русской_православной_церковью#Общие_правила_канонизации

    Согласитесь, что, например, дар чудотворений (о которых рассказывается и в житии преп. Иакова Постника) — не человеческая придумка, но Божие благословение. И потом, у нас есть, например, преподобная Мария Египетская — блудница, есть Благоразумный разбойник (не знаем подробностей его жизни, но разбойником просто так не назовут). Мы чтим их и понимаем, о чём им можно молиться. Думаю, с преподобным Иаковом то же.
    Вы прочитали его житие в пересказе святителя Димитрия Ростовского, который иногда делал свои тексты слишком художественными, лишая их лаконичности и документальности. Можно поискать другой вариант (не помню, есть ли это житие в «Отечнике» святителя Игнатия), но суть-то всё равно та же.

  • Нижний Новгород

    Ольга Сергеевна, спасибо за справку. К этому святому подходят только чудотворения, но они одни — слишком шаткая опора. Мы знаем, что чудеса творит не только Бог. На могиле Славика Крашенинникова, по свидетельству многих людей, тоже чудеса творятся. Да мало ли их вообще творится? Разве все они от Бога? Преподобная Мария Египетская никого не мучила и не убивала, кроме собственной души. И блудила она ещё до того, как её коснулась благодать Божья. После этого ее жизнь была безупречной, несмотря на жесточайшие искушения. А благоразумный разбойник разве тоже прославлен Церковью? Он угодил Богу только тем, что раскаялся в последние минуты перед смертью. В этом смысле почти все люди святые, но их же Церковь не прославляет. В том то и дело, Ольга Сергеевна, что излишняя художественность изложения (хотя мне так не показалось) сути содеянного не меняет. Она только больше эмоций вызывает. А суть всё равно та же.

  • Нижний Новгород

    Большое почитание народом тоже не делает святым, как видим на примере схимонаха Сергия.

  • Но Церковь как раз и проявляет трезвое отношение и к почитанию Славика, и к восторгам вокруг отца Сергия. Что касается преподобных, то ведь Вы знаете икону «Лествица», где монахи иногда падают вниз даже с очень высоких ступеней — но никто ведь не говорит, что они не могут снова начать подниматься. Когда мы читаем покаянные молитвы (например, покаянный канон), то видим, что их авторы считали себя последними грешниками. Это ведь не просто слова — они осознавали себя такими. И лучше молиться словами мытаря — Боже, милостив буди мне грешному (но искренне), чем по-фарисейски мнить себя выше других. Можно посочувствовать падению преп. Иакова, но смысл не в том, что он пал, а в том, что это падение стало залогом его святости (а другой, пав, так в аду и остался бы). Поэтому и вспоминается преп. Мария — она ведь не только себя, но и других губила, когда жила во грехе.
    И Благоразумный разбойник прославлен Церковью (если его прославил Сам Христос обещанием — ныне же будешь со Мною в Раю, то что против этого возразишь?). Есть и другие примеры — пре­по­доб­ный Да­вид Ермопольский «до по­ступ­ле­ния в мо­на­стырь был пред­во­ди­те­лем шай­ки раз­бой­ни­ков в Егип­те, в Ер­мо­поль­ской пу­стыне. Он со­вер­шил мно­го убийств и дру­гих зло­де­я­ний. До­стиг­нув ста­ро­сти, он за­ду­мал­ся над сво­ей жиз­нью и ужас­нул­ся сво­им де­лам. Оста­вив шай­ку раз­бой­ни­ков, он ушел в мо­на­стырь и по­про­сил игу­ме­на при­нять его в чис­ло бра­тии для по­ка­я­ния. Игу­мен от­ка­зы­вал­ся, объ­яс­няя Да­ви­ду, что жизнь их очень су­ро­ва и ему бу­дет не по си­лам. Да­вид на­ста­и­вал и, на­ко­нец, от­крыл игу­ме­ну, что он из­вест­ный раз­бой­ник Да­вид. Он ска­зал, что ес­ли ему не бу­дут от­кры­ты две­ри мо­на­сты­ря для по­ка­я­ния, то он вер­нет­ся к преж­не­му об­ра­зу жиз­ни, ра­зо­рит мо­на­стырь и пе­ре­бьет ино­ков. То­гда игу­мен до­пу­стил его в мо­на­стырь, и, ко все­об­ще­му удив­ле­нию, Да­вид стал при­мер­ным мо­на­хом. Сво­и­ми су­ро­вы­ми по­дви­га­ми Да­вид пре­взо­шел всю бра­тию».
    Вы правы, отличие жития преп. Иакова в том, что он совершил такое злодеяние, уже будучи подвижником. Тем утешительнее для тех, с кем произошло подобное — для них открыты не только двери покаяния, но и начинающийся за ними путь к святости.

  • Людмиле Николаевне от отца Романа:

    «Поневоле согласишься с протестантами, что слишком много у нас святых. Сижу и горько плачу…»
    К сожалению, не всё так однозначно. В истории Церкви были те, которых канонизировали под давлением власти, кого-то приходилось «расканонизировать». В идеале желательно, чтобы причислением к лику святых занимались те, кто сам живёт праведной жизнью и идёт к святости, а не чиновники-мiролюбцы и плотолюбцы, которые своей жизнью могут искушать верных. Но кто из нас идеален и свят? Потому возможны и ошибки, но Святая Церковь, столп и утверждение Истины (1 Тим. 3:15), в отличие от Её представителей, ошибаться не может. Преподобного Иакова Церковь причислила к лику святых: 1. За его покаяние и явное чудотворение. 2. В назидание тем, кто чего-то достиг в духовной жизни, чтобы не мнили о себе высоко и помнили, како все опасно ходим (Еф. 5:15). 3. В утешение тем, кто впадает в уныние и отчаяние, вспоминая свою прошлую жизнь.
    Своим общением с редактором показываете, что можно общаться в мирном расположении духа, даже затрагивая болезненные темы.

  • Нижний Новгород

    Благодарю Вас, отец Роман. Я ждала, что и Вы мне ответите. Как-то стало полегче от слов, что Церковь канонизировала прп. Иакова «В назидание тем, кто чего-то достиг в духовной жизни, чтобы не мнили о себе высоко и помнили, како все опасно ходим» (Еф. 5:15)», потому что каются многие, но не всех канонизируют (даже более достойных). Не знала, что канонизация может быть и назиданием. И ещё остался вопрос: что значит Церковь и Её представители? Я считала, что принимая решение о канонизации, представители действуют от лица Церкви, а не от себя лично. И если Церковь не может согрешать, то и исполняющие Её волю представители — тоже.

  • Людмиле Николаевне — от отца Романа:

    «И ещё остался вопрос: что значит Церковь и Её представители? Я считала, что принимая решение о канонизации, представители действуют от лица Церкви, а не от себя лично. И если Церковь не может согрешать, то и исполняющие Её волю представители — тоже».
    Не думаю, что удастся разложить всё по полочкам. С одной стороны, Церковь это Богочеловеческий организм, где Глава Христос. С другой стороны, Она включает в себя и Святые Таинства, и обряды, и пасущих, и пасомых. Есть и церковная канцелярия, которая может быть обмiрщвлённой и издавать указы, более соответствующие духу времени, чем святоотеческому учению (те, что одобряют экуменизм, обновленчество и т. д.). И тогда, как бы ни уверяли представители, что они действуют от лица Церкви, они действуют от себя лично. Действовать же от лица Церкви означает действовать в угоду Духу Святому (изволися Духу Святому и нам!), а не пагубному духу времени.
    Поэтому, думая, что «и если Церковь не может согрешать, то и исполняющие Её волю представители — тоже», Вы, конечно же, правы.
    И ещё нужно помнить, что, согрешая, мы отдаляемся от Церкви, и потому на исповеди священник читает молитву, где есть такие слова: подаждь ему образ покаяния, прощение грехов и отпущение, прощая ему всякое согрешение, вольное же и невольное: примири и соедини его Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…

  • Нижний Новгород

    Отец Роман, спасибо за ответ. С экуменизмом и модернизмом в этом смысле все более или менее ясно: если решения, принятые представителями Церкви, соответствуют духу и сути Православия, их можно считать решениями самой Церкви, а если — нет, то это самочинные решения отдельных Её представителей. С канонизацией понять сложнее: в каком случае решение принимала Церковь, а в каком — представители, действовавшие под давлением или без него. Для меня этот вопрос, действительно, оказался неожиданно болезненным. Но, надеюсь, что он со временем уляжется в моей голове, и душа перестанет содрогаться при чтении жития прп. Иакова.

  • Санкт-Петербург

    Добрый вечер. Прочитала житие Иакова Постника. Удивительная история. Но таких очень много среди житий святых. И тем оно, как ни странно, вселяет в меня надежду, что Господь пришел спасти грешников, а не праведников…Только почему так происходит? Судьба этой девушки, она как-будто пешка во всей истории…

  • Днепр

    Давно читала житие св. Иакова, правда, в кратком изложении. Помню , что оно меня удивило, но никакого сомнения в святости преподобного не посеяло. Со временем даже имя этого святого забылось, но житие помнилось хорошо. Что в нём ещё назидательного, — это то, что человек не должен расслабляться до самой смерти. Святой Иаков Постник выдержал соблазн блудницы, котрая его искушала, а с невинной отроковицей пал. Это говорит о том, что он, не ощущая опасности, расслабился, и бесы посмеялись над ним. Что касается отроковицы, казалось бы, невинно пострадавшей, то девица была одержима бесами, а, как известно бесы просто так в человека не входят.

  • Нижний Новгород

    Из записок Н. А. Мотовилова, ученика и духовного чада прп. Серафима Саровского:
    «Я задумался, как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Таин Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: «Вздор! этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!..» После этих мыслей бес вселился в него и жестоко мучил на протяжении недели. Лишь по молитвам его духовника, архиепископа Антония Воронежского, по молитвам, совершаемым в 47 монастырях и церквях, мука прекратилась. Но окончательное исцеление произошло только через тридцать лет, после обретения мощей святителя Тихона Воронежского.

    Наверное, не стоит думать, что люди, одержимые бесами (тем более — отроки), как-то по-особенному грешны. Девушка была исцелена святым и названа здесь неповинной. Если бы она была одержима блудной страстью, то не оказывала бы сопротивления и применять насилие не было бы нужды.

  • Днепр

    Наверное Вы правы, Людмила Николаевна , не стоит рассуждать на такие темы , довольно зыбкая почва . Кто знает Судьбы Божьи , только Один Бог.
    В нашем Храме есть бесноватые люди и мне их очень жаль , как они страдают . Одна бабушка 80 лет( она постоянно исповедуется и причащается ) , маленькая и худенькая , но порой изрыгает такие страшные звуки. Мы к ней уже привыкли , а вот приходящие порой сильно пугаются . Ещё парень молодой , его привозят родственники ,раньше был нормальный , говорят что стал таким от компьютерных игр . Ещё видела такого парня , который в Храме не мог владеть свом телом , ноги и руки постоянно дергались , живя своей жизнью , он только и мог усилием воли иногда перекреститься.

  • Рыбинск

    Я полностью согласна с Мариной, никакого сомнения в святости Преподобного Иакова. Велик был грех, велико и покаяние! И сам Господь назвал его святым старцем! А в отношении убитой им девушки — в мире много убитых, но далеко не все святые!

  • Нижний Новгород

    А я чем больше думаю над этой историей, тем больше нахожу ее неправдоподобной. Не мог человек, любящий Бога, всю жизнь посвятивший подвигам ради Него, так Его предать из-за минутной страсти, пусть даже очень сильной. Если, конечно, он был в полном рассудке и понимал, что творит. Тем более, что человек этот был далеко не молод и искушен в борьбе со страстями. Он знал, что недостоин будет прощения, но это его не отрезвило. Может быть, святой сам себя оговорил? Бесы внушили ему эту мысль и он принял её, потому и каялся, что допустил в мыслях этот грех? Великие подвижники не прощают себе даже греховных помыслов. Ведь вся эта история известна только со слов самого святого. А если — не так, и это злодеяние действительно было совершено, то какова вообще цена подвигам и нашей любви к Богу, если даже человек, достигший духовных высот, в любой момент может сорваться с этих высот и упасть в самые глубины ада?

  • Днепр

    Людмила Николаевна , чем ближе человек приближается к Богу , тем и соблазны у него больше . Уж поверьте , нам того и не снилось . Наша вера такая слабая , что мы даже читая жития святых сомневаемся .А к святым бесы являлись видимым образом , и не только являлись , а и избивали до полусмерти , глумились . Это попущение от Бога . Так же , и в житии св. Иакова. Любой человек может пасть , но для Бога важно , сможет ли человек подняться . Не важно, какое преступление человек совершил : съел ли райский плод , убил , украл , предал Сына Божьего , Бог всех долготерпит и ждёт искреннего покаяния . Не стоит сомневаться , это от лукавого .

  • Днепр

    Людмила Николаевна : «А если — не так, и это злодеяние действительно было совершено, то какова вообще цена подвигам и нашей любви к Богу, если даже человек, достигший духовных высот, в любой момент может сорваться с этих высот и упасть в самые глубины ада?» Схиигумен Иоанн (Алексеев) сказал : НЕ ВЕРЬ СЕБЕ , ПОКА НЕ ЛЯЖЕШЬ В ГРОБ.

  • Днепр

    Ещё хотелось добавить к этой теме. Лучше читать краткие жития, потому что некоторые жития так окатоличились, что непонятно где заканчивается красота подвига и начинается «красота» чьего — то воображения. Особенно жития, где представлены в полноте диалоги и монологи. Исключение: это жития, составленные очевидцами, или близкими к ним людьми, например, житие преподобной Марии Египетской.

  • Еще одно исключение: житие преп. Серафима Саровского, материалы для канонизации которого собирались, когда были ещё живы те, кто лично знал старца. Его житийный образ получился необыкновенно живым и, может быть, это одна из причин такого искреннего почитания преподобного (хотя, конечно, свидетельствующие о нём где-то могли и приукрасить, и преувеличить, как это бывает в наше время).
    К сожалению, совсем непонятно, откуда берутся те пространные диалоги и монологи, которые так обильно цитируются во многих житиях. Вспоминается, как в юности меня насмешил чей-то очерк о Джоне Ленноне, который заканивался примерно таким описанием его гибели:
    «Падая, Джон ещё успел подумать о том, что…»

  • Людмила Николаевна, Вы идеалистка. Когда-то моя «прожжённая» подруга, работавшая в серьёзной церковной структуре, говорила мне: «Сними розовые очки», на что я отвечала: «Лучше розовые, чем чёрные — в них совсем ничего не видно». В дальнейшем стёкла всё же пришлось заменить, но это ничуть не разочаровало меня в Церкви, тем более что, когда приходится увидеть какую-то грязь, вспоминаю другие примеры. Нужно смотреть не на грешных людей, таких же, как мы, а на святых (ведь и они были такие же, как мы!). К тому же и здесь, на земле, можно найти примеры настоящих христиан. Верю в правдивость жития преп. Иакова и, более того, оно меня утешает: Бог может не только простить, но и очистить, и наполнить Духом Святым то, что вчера было непотребно грязным.

    P.S. Тот миг, когда пришлось взглянуть на Церковь иначе, был очень болезенным, так что понимаю Вас и сочувствую.

  • Нижний Новгород

    Марина, соблазны у людей, близко стоящих к Богу, возможно, бОльшие, но и сил справляться с ними тоже соразмерно прибавляется. Господь не по силам испытаний не даёт. И если мы впадаем в грех от маловерия, то человек, опытным путём познавший Бога, как может усомниться в Нём настолько, чтобы впасть в такие крайности? И ещё один момент смущает: почему преподобный? Насколько понимаю, преподобный означает подобный Богу. Высшая ступень духовной лестницы (лествицы) — достижение любви, потому что Бог — это Любовь. С батюшкой Серафимом Саровским сомнений не возникает: он любил даже своих мучителей. А кого любил прп. Иаков? Разве от любви такое совершишь?

  • Нижний Новгород

    Ольга Сергеевна, спасибо за понимание и сочувствие. Вы говорите, что нужно смотреть на святых, а не на грешных людей. Я и пытаюсь это делать, а оказывается, что некоторые святые еще грешнее нас. Когда читала житие прп. Иакова, было острое чувство непоправимой беды, которую он навлек на себя по собственной воле. Хотя и знала, что Бог его простил, но почему-то меня это не утешило. Не знаю почему. Может быть, потому, что сама ему этого не могу пока простить, поэтому и пытаюсь переписать житие. Понятно, что в Церкви есть и другие примеры, но мы же должны чтить всех святых.

  • Нижний Новгород

    Спасибо всем, кто выразил свое мнение по этой теме.

  • Людмила Николаевна, важно ещё отделять человека от его греха. Если бы, например, священники так не поступали, как могли бы они жить среди совершенно больных, повреждённых людей, которые постоянно открывают им душу на исповеди? Мы симпатизируем многим людям, но, думаю, если бы видели их изнутри, то могли бы ужаснуться: вместо милых, красивых людей какие-то ужасные карлики. Однако старцы видели людей изнутри и, тем не менее, любили и утешали их.
    Вы увидели страшный, грязный эпизод из жития святого, и Вас это ранило. Но ведь Вы не увидели множество других сцен из других житий, о которых никому, кроме Бога, не известно, или о которых счёл нужным умолчать агиограф. Никто не был святым от рождения, все шли к святости через падения. Важно эти падения не превращать в норму, не раздувать их, не оправдывать, не упиваться ими (не смотрела фильм «Матильда», но, видимо, там происходит нечто подобное), но ставить на должное место, извлекать из них уроки и находить в этом поддержку для себя. Бог так милостив, что прощает любой грех. И ещё думаю, что после своего грехопадения преп. Иаков пережил настоящий ад в собственной душе, который и стал залогом его дальнейшего восхождения к святости. Как преп. Силуан постоянно слышал рядом с собой «гудение ада».

  • Днепр

    И Вас Спаси Бог, Людмила Николаевна. Всему своё время, думаю, что со временем у Вас всё станет на свои места. Это всё извращенный гуманизм, который в нас вкладывали много лет. Я вот тоже долго Ветхий Завет читать не могла из-за его «жестокости». А Дан в соседнем обсуждении за «бедную» Грету заступился, хотя Грета явно не «бедная» https://www.google.com/amp/s/vz.ru/amp/opinions/2020/2/4/1021726.html , она очень несчастная, хотя этого не осознает.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок