col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Преподобный Паисий Святогорец. Поведение с рассуждением

12 июля — день преставления ко Господу старца Паисия (1994)

Паисий Святогорец – Ге­рон­да, ког­да мы ви­дим, что кто-то ве­дет се­бя пло­хо, на­до ли ему что-то го­во­рить?

– За­ви­сит от то­го, что он за че­ло­век. В на­ше вре­мя не­об­хо­ди­мо мно­гое рас­суж­де­ние и бо­жест­вен­ное про­све­ще­ние. От­ве­тить на ваш во­прос не так прос­то. Я за­ме­тил, что в каж­дом от­дель­ном слу­чае бы­ва­ет по пять­сот «под­слу­ча­ев». Не­ко­то­рые лю­ди спо­соб­ны ис­пра­вить­ся, дру­гие не ис­прав­ля­ют­ся и на на­ше за­ме­ча­ние мо­гут от­ре­а­ги­ро­вать от­ри­ца­тель­но. Осо­бен­но пло­хо ре­а­ги­ру­ет тот, у ко­го есть эго­изм, если его за­деть. Да­же по­ни­мая час­то свою не­право­ту, та­кой че­ло­век не усту­па­ет от эго­из­ма. И ког­да на­ши по­бу­ди­тель­ные при­чи­ны не без­уко­риз­нен­ны, ины­ми сло­ва­ми, ког­да, кро­ме за­бо­ты о дру­гом, в нас есть и гор­дость, ког­да на­ша лю­бовь не чис­та, тог­да он со­про­тив­ля­ет­ся очень силь­но.

Если мы об­ли­ча­ем ко­го-то от люб­ви, с болью, то не­за­ви­си­мо от то­го, по­ни­ма­ет он на­шу лю­бовь или нет, в его серд­це про­ис­хо­дит из­ме­не­ние, по­то­му что на­ми дви­га­ет чис­тая лю­бовь. А об­ли­че­ние без люб­ви, с при­страс­ти­ем де­ла­ет об­ли­ча­е­мо­го зве­рем, по­то­му что на­ша зло­ба, уда­ряя в его эго­изм, вы­се­ка­ет ис­кры, как сталь в за­жи­гал­ке вы­се­ка­ет ис­кры из крем­ня. Если мы тер­пим на­ше­го бра­та от люб­ви, то он по­ни­ма­ет это. И на­шу зло­бу он то­же по­ни­ма­ет, да­же если она внут­рен­няя и ни­как не вы­ра­жа­ет­ся внеш­не, по­то­му что на­ша зло­ба вы­зы­ва­ет в нем тре­во­гу. Так и диа­вол, да­же яв­ля­ясь в ви­де ан­ге­ла све­та, при­но­сит тре­во­гу, тог­да как на­сто­я­щий ан­гел при­но­сит неж­ное не­вы­ра­зи­мое ра­до­ва­ние.

– То есть, Геронда, когда мы что-то говорим и возникает отрицательная реакция, это значит, что отправной точкой наших действий является эгоизм?

– Бывает и много недоразумений. Один понимает [дело] так, другой иначе. Но надо всегда испытывать себя:

«Для чего я хочу сказать это? От чего я исхожу? Больно ли мне за ближнего, или же я хочу сказать это для того, чтобы показать себя хорошим, покрасоваться?» Если человек очистился, то, даже если он гневается, кричит, делает кому-то замечание, его побудительные причины будут чисты. И потом все идет правильно, потому что он действует с рассуждением. Рассуждение – это очищенность, это божественное просвещение, духовная ясность, а стало быть, как там, внутри, с нею сможет ужиться эгоизм? И когда побудительные причины чисты, сердце человека пребывает в покое. Таким вот образом вы можете понять каждое ваше действие – доброе ли оно.

Вы часто не понимаете того, что разговариваете с другим в директорском тоне: «Это надо сделать так-то и так-то». Подключается эгоизм, и вы восстанавливаете ближнего против себя. Если побудительные причины чисты и есть смирение, то замечание помогает другому. В противном же случае подключается эгоизм и приводит к противоположному результату. Побудительные причины ваших действий будут во всем чисты, если очистить их от своего «я», от своего эгоизма. От нерассудительного поведения часто происходит зло большее, чем от поведения сумасшедших, которые невменяемы и разбивают [свои и чужие] головы. Потому что не рассудительные люди своими острыми словами ранят чувствительные души и часто приводят их в отчаяние, нанося смертельные раны. А некоторые ведут себя одинаково со всеми. Но нельзя ведь в наперсток налить столько же, сколько в бочку, или нагрузить на быка столько же поклажи, сколько на коня. Бык – для пахоты, не годится навьючивать на него седло и груз. Тоже и конь – негоже впрягать его в плуг, потому что он предназначен для того, чтобы на нем возили грузы. Один – для одной работы, другой – для другой. Не надо стремиться подровнять весь мир под свою гребенку. У каждого есть что-то свое. И если нет вреда, то на некоторые вещи можно и закрыть глаза. Если бы все люди могли уже в этой жизни войти в [подобающий им] чин, то прекратились бы все бесчинства, и на земле тоже был бы рай. Итак, не будем предъявлять к другим чрезмерные претензии.

Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. М.: Святая Гора, 2009
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок