МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Из книги «Невидимая брань». Часть первая. Глава восьмая

Прп. Никодим Святогорец При­чи­на, по­че­му не­пра­во су­дим мы о ве­щах, о ко­их ска­за­но пред сим, та, что не всмат­ри­ва­ем­ся в глубь их, чтоб ви­деть, что они суть, а вос­при­ни­ма­ем лю­бовь к ним или от­вра­ще­ние тот­час с пер­во­го на них взгля­да и по их ви­ди­мо­сти. Это по­люб­ле­ние их или от­вра­ще­ние к ним пред­за­ем­лют ум наш и омра­ча­ют его, по­се­му он и не мо­жет пра­во су­дить о них, как они есть во­ис­ти­ну. Итак, бра­те мой, ес­ли же­ла­ешь, что­бы та­кая пре­лесть не на­хо­ди­ла ме­ста в уме тво­ем, вни­май се­бе доб­ре; и ко­гда или ви­дишь оча­ми сво­и­ми, или в уме пред­став­ля­ешь ка­кую вещь, дер­жи сколь­ко мо­жешь же­ла­ния свои и не поз­во­ляй се­бе с пер­во­го ра­за ни лю­бов­но рас­по­ло­жить­ся к сей ве­щи, ни от­вра­ще­ние к ней возы­меть, но рас­смат­ри­вай ее от­ре­шен­но од­ним умом. В та­ком слу­чае ум, не бу­дучи омра­чен стра­стью, бы­ва­ет в сво­ем есте­стве сво­бо­ден и чист и име­ет воз­мож­ность по­знать ис­ти­ну, про­ник­нуть в глубь ве­щи, где не­ред­ко зло укры­ва­ет­ся под лжи­во-при­вле­ка­тель­ною на­руж­но­стью и где со­кры­ва­е­мо бы­ва­ет доб­ро под не­доб­рою ви­ди­мо­стью.

Но если у тебя вперед пойдет желание и сразу или возлюбит вещь, или отвратится от нее, то ум твой не возможет уже познать ее добре, как следует. Ибо такое предваряющее всякое суждение расположение, или, лучше сказать, эта страсть, вошедши внутрь, становится стеной между умом и вещью и, омрачая его, делает то, что он думает о сей вещи по страсти, т. е. иначе, нежели она есть на деле, и чрез это еще более усиливает первоначальное расположение. А оно чем более простирается вперед или чем более возлюбит и возненавидит вещь, тем более омрачает ум в отношении к ней и наконец совсем его затемняет. И тогда страсть к той вещи возрастает до крайнего предела, так что она кажется человеку любезною или ненавистною более всякой вещи, когда-либо им любимой или ненавидимой. Таким-то образом бывает, что когда не соблюдается показанное мною правило, т. е. чтоб удерживать желание от возлюбления или от возненавидения вещи прежде обсуждения ее, тогда обе эти силы души, т. е. ум и воля, всегда в зле преуспевают, все более и более погружаясь из тьмы во тьму и от прегрешения в прегрешение.

Итак, блюдись, возлюбленный, со всем вниманием от любви или отвращения к какой-либо вещи, по страсти, прежде чем успеешь ее добре рассмотреть, при свете разума и правого слова Божественных Писаний, при свете благодати и молитвы и при помощи рассуждения духовного отца твоего, чтоб не погрешить и не счесть истинно доброго за худое и истинно худого за доброе; как это большею частью случается с такого рода некоторыми делами, которые сами по себе добры и святы, но по обстоятельствам, именно потому, что совершаемы бывают или не вовремя, или не к месту, или не в должной мере, причиняют немалый вред тем, которые их совершают. И из опыта знаем, каким бедам подвергались некоторые от подобных похвальных и святых дел.

Преподобный Никодим Святогорец
Перевод святителя Феофана Затворника
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на