col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Преподобный Никодим Святогорец. О надежде на единого Бога и уверенности в Нем

Из книги «Невидимая брань». Часть первая. Глава третья

Прп. Никодим Святогорец Хо­тя в не­ви­ди­мой на­шей бра­ни столь не­об­хо­ди­мо, как мы ска­за­ли, от­нюдь не на­де­ять­ся на се­бя са­мих, при всем том, ес­ли мы толь­ко от­ло­жим вся­кую на се­бя на­деж­ду и от­ча­ем­ся в се­бе, не при­ис­кав­ши дру­гой опо­ры, то или тот­час убе­жим с по­ля бра­ни, или все­ко­неч­но бу­дем по­беж­де­ны и взя­ты в плен вра­га­ми на­ши­ми. По­се­му вме­сте с со­вер­шен­ным от се­бя са­мих от­ре­че­ни­ем по­треб­но еще нам во­дру­зить в серд­це со­вер­шен­ное упо­ва­ние на Бо­га и пол­ную в Нем уве­рен­ность, т. е. по­треб­но пол­ным серд­цем чув­ство­вать, что нам ре­ши­тель­но не на ко­го на­де­ять­ся, как на Не­го од­но­го, и ни от ко­го дру­го­го, как от Не­го од­но­го, мо­жем мы ожи­дать вся­ко­го добра, вся­кой по­мо­щи и по­бе­ды. Ибо как от са­мих се­бя, ко­то­рые есмы ни­что, не ожи­да­ем мы ни­че­го, кро­ме пре­ткно­ве­ний и па­де­ний, по при­чи­не ко­то­рых и от­ла­га­ем вся­кую на се­бя на­деж­ду, так, на­про­тив, все­ко­неч­но от Бо­га по­лу­чим мы вся­кую по­бе­ду, как толь­ко во­ору­жим серд­це свое жи­вым на Не­го упо­ва­ни­ем и пол­ною уве­рен­но­стью в по­лу­че­нии от Не­го по­мо­щи по сле­ду­ю­ще­му пса­лом­ско­му сви­де­тель­ству: на Не­го возу­по­ва­ло серд­це мое, и Он по­мог мне (Пс. 27:7).

Утвердиться в такой надежде и ради ее помощь всякую получить помогут нам следующие размышления:

1) То, что ищем помощи у Бога, Который как Всемогущий может сделать все что ни восхощет, следовательно, и нам может помочь.

2) То, что ищем ее у Бога, Который как Всеведущий и Премудрый знает все наисовершеннейшим образом, следовательно, вполне знает и то, что пригоднее для спасения каждого из нас.

3) То, что ищем такой помощи у Бога, Который как бесконечно Благий с неизреченною любовью предстоит нам, всегда желательно готовый с часу на час и с минуты на минуту подать всякую помощь, потребную нам для одержания полной победы в духовной действующей в нас брани тотчас, как только притечем в объятия Его с твердым упованием.

И как возможно, чтобы добрый оный Пастырь наш, Который три года ходил, ища погибшее овча, с таким сильным гласом, что изсше гортань Его, и ходил стезями столь трудными и тернистыми, что пролил кровь Свою всю и отдал жизнь, как, говорю, возможно, чтобы Он теперь, когда овча сие идет в след Его, с любовью обращается к Нему и уповательно призывает Его на помощь, не обратил очей Своих на него, не взял его на божественные рамена Свои и, принесши в сонм Ангелов небесных, не устроил бы с ними празднственного по сему случаю торжества? Если Бог наш не перестает искать с великим тщанием и любовью, чтоб найти, подобно евангельской драхме, слепого и глухого грешника, как возможно допустить, чтобы Он оставил его теперь, когда тот, как овча погибшее, вопиет и зовет Пастыря своего? И кто поверит когда, чтобы Бог, Который непрестанно толкает в сердце человека, желая войти внутрь и вечерять с ним, по апокалиптическому слову (Откр. 3:20), сообщая ему дары Свои, кто поверит, чтобы сей самый Бог, когда человек открывает Ему свое сердце и призывает Его, оставался глухим и не желал войти в него?

4) Четвертый, наконец, способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть пересматривание в памяти всех опытов скорой от Бога помощи, изображенных в Божественном Писании. Опыты сии, столь многочисленные, наияснейше показывают нам, что никогда не был оставляем постыжденным и беспомощным никто из возуповавших на Бога. Воззрите на древния роды, – взывает премудрый Сирах, – и видите, кто верова Господеви и постыдеся? (Сир. 2:10).

Такими четырьмя оружиями облекшись, брате мой, мужественно выступай на дело брани и веди ее бодро, в полной уверенности, что тебе дано будет одержать победу. Ибо ими всеконечно стяжешь ты совершенное упование на Бога, а такое упование непрестанно будет привлекать к тебе помощь Божию и облекать всепобедительною силою. То же и другое, наконец, глубоко укоренит в тебе полное ненадеяние на себя. Об этом ненадеянии на себя я не пропускаю случая напомнить тебе и в этой главе, потому что не знаю, кому когда не было бы нужды напоминать о сем. Так глубоко внедрилось в нас и так крепко сцепилось с нами это самоценение, будто мы нечто, и нечто не малое, что оно всегда скрытно живет в сердце нашем, как некое тонкое и незаметное движение, даже и тогда, когда мы уверены, что никакого не имеем упования на себя, а напротив, исполнены полного упования на единого Бога. Чтобы избегать тебе, сколько можешь, такого сердечного самомнения и действовать без всякого на себя надеяния, но с единым упованием на Бога, всякий раз настраивайся так, чтобы сознание и чувство своей немощности у тебя предшествовало созерцанию всемогущества Божия, а то и другое предшествовало каждому деянию твоему.

Преподобный Никодим Святогорец
Сайт «Ветрово»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок