МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Из книги «Невидимая брань». Часть первая. Глава третья

Прп. Никодим Святогорец Хо­тя в не­ви­ди­мой на­шей бра­ни столь не­об­хо­ди­мо, как мы ска­за­ли, от­нюдь не на­де­ять­ся на се­бя са­мих, при всем том, ес­ли мы толь­ко от­ло­жим вся­кую на се­бя на­деж­ду и от­ча­ем­ся в се­бе, не при­ис­кав­ши дру­гой опо­ры, то или тот­час убе­жим с по­ля бра­ни, или все­ко­неч­но бу­дем по­беж­де­ны и взя­ты в плен вра­га­ми на­ши­ми. По­се­му вме­сте с со­вер­шен­ным от се­бя са­мих от­ре­че­ни­ем по­треб­но еще нам во­дру­зить в серд­це со­вер­шен­ное упо­ва­ние на Бо­га и пол­ную в Нем уве­рен­ность, т. е. по­треб­но пол­ным серд­цем чув­ство­вать, что нам ре­ши­тель­но не на ко­го на­де­ять­ся, как на Не­го од­но­го, и ни от ко­го дру­го­го, как от Не­го од­но­го, мо­жем мы ожи­дать вся­ко­го добра, вся­кой по­мо­щи и по­бе­ды. Ибо как от са­мих се­бя, ко­то­рые есмы ни­что, не ожи­да­ем мы ни­че­го, кро­ме пре­ткно­ве­ний и па­де­ний, по при­чи­не ко­то­рых и от­ла­га­ем вся­кую на се­бя на­деж­ду, так, на­про­тив, все­ко­неч­но от Бо­га по­лу­чим мы вся­кую по­бе­ду, как толь­ко во­ору­жим серд­це свое жи­вым на Не­го упо­ва­ни­ем и пол­ною уве­рен­но­стью в по­лу­че­нии от Не­го по­мо­щи по сле­ду­ю­ще­му пса­лом­ско­му сви­де­тель­ству: на Не­го возу­по­ва­ло серд­це мое, и Он по­мог мне (Пс. 27:7).

Утвердиться в такой надежде и ради ее помощь всякую получить помогут нам следующие размышления:

1) То, что ищем помощи у Бога, Который как Всемогущий может сделать все что ни восхощет, следовательно, и нам может помочь.

2) То, что ищем ее у Бога, Который как Всеведущий и Премудрый знает все наисовершеннейшим образом, следовательно, вполне знает и то, что пригоднее для спасения каждого из нас.

3) То, что ищем такой помощи у Бога, Который как бесконечно Благий с неизреченною любовью предстоит нам, всегда желательно готовый с часу на час и с минуты на минуту подать всякую помощь, потребную нам для одержания полной победы в духовной действующей в нас брани тотчас, как только притечем в объятия Его с твердым упованием.

И как возможно, чтобы добрый оный Пастырь наш, Который три года ходил, ища погибшее овча, с таким сильным гласом, что изсше гортань Его, и ходил стезями столь трудными и тернистыми, что пролил кровь Свою всю и отдал жизнь, как, говорю, возможно, чтобы Он теперь, когда овча сие идет в след Его, с любовью обращается к Нему и уповательно призывает Его на помощь, не обратил очей Своих на него, не взял его на божественные рамена Свои и, принесши в сонм Ангелов небесных, не устроил бы с ними празднственного по сему случаю торжества? Если Бог наш не перестает искать с великим тщанием и любовью, чтоб найти, подобно евангельской драхме, слепого и глухого грешника, как возможно допустить, чтобы Он оставил его теперь, когда тот, как овча погибшее, вопиет и зовет Пастыря своего? И кто поверит когда, чтобы Бог, Который непрестанно толкает в сердце человека, желая войти внутрь и вечерять с ним, по апокалиптическому слову (Откр. 3:20), сообщая ему дары Свои, кто поверит, чтобы сей самый Бог, когда человек открывает Ему свое сердце и призывает Его, оставался глухим и не желал войти в него?

4) Четвертый, наконец, способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть пересматривание в памяти всех опытов скорой от Бога помощи, изображенных в Божественном Писании. Опыты сии, столь многочисленные, наияснейше показывают нам, что никогда не был оставляем постыжденным и беспомощным никто из возуповавших на Бога. Воззрите на древния роды, – взывает премудрый Сирах, – и видите, кто верова Господеви и постыдеся? (Сир. 2:10).

Такими четырьмя оружиями облекшись, брате мой, мужественно выступай на дело брани и веди ее бодро, в полной уверенности, что тебе дано будет одержать победу. Ибо ими всеконечно стяжешь ты совершенное упование на Бога, а такое упование непрестанно будет привлекать к тебе помощь Божию и облекать всепобедительною силою. То же и другое, наконец, глубоко укоренит в тебе полное ненадеяние на себя. Об этом ненадеянии на себя я не пропускаю случая напомнить тебе и в этой главе, потому что не знаю, кому когда не было бы нужды напоминать о сем. Так глубоко внедрилось в нас и так крепко сцепилось с нами это самоценение, будто мы нечто, и нечто не малое, что оно всегда скрытно живет в сердце нашем, как некое тонкое и незаметное движение, даже и тогда, когда мы уверены, что никакого не имеем упования на себя, а напротив, исполнены полного упования на единого Бога. Чтобы избегать тебе, сколько можешь, такого сердечного самомнения и действовать без всякого на себя надеяния, но с единым упованием на Бога, всякий раз настраивайся так, чтобы сознание и чувство своей немощности у тебя предшествовало созерцанию всемогущества Божия, а то и другое предшествовало каждому деянию твоему.

Преподобный Никодим Святогорец
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на