col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Преподобный Никодим Святогорец. О многих желаниях и стремлениях, сущих в человеке, и о борьбе их между собою

Из книги «Невидимая брань». Часть первая. Глава двенадцатая

Прп. Никодим Святогорец Знай, что в этой не­ви­ди­мой бра­ни две во­ли, су­щие в нас, вою­ют меж­ду со­бою: од­на при­над­ле­жит ра­зум­ной час­ти ду­ши и по­то­му на­зы­ва­ет­ся во­лею ра­зум­ною, выс­шею, а дру­гая при­над­ле­жит чувст­вен­ной на­шей час­ти и по­то­му на­зы­ва­ет­ся во­лею чувст­вен­ною, низ­шею, во­об­ще же на­зы­ва­ет­ся она во­лею бес­сло­вес­ною, плот­скою, страст­ною. Выс­шая во­ля же­ла­ет всег­да од­но­го добра, а низ­шая – лишь зла. То и дру­гое со­вер­ша­ет­ся са­мо со­бою, по­се­му ни доброе же­ла­ние са­мо по се­бе не вме­ня­ет­ся нам в добро, ни злое – во зло. Вме­не­ние за­ви­сит от скло­не­ния на­ше­го сво­бод­но­го про­из­во­ле­ния; по­се­му ког­да скло­ня­ем­ся мы про­из­во­ле­ни­ем сво­им на доброе же­ла­ние, оно вме­ня­ет­ся нам в добро, а ког­да скло­ня­ем­ся на злое же­ла­ние, оно вме­ня­ет­ся нам в зло. Же­ла­ния сии од­но дру­го­му со­пут­ст­ву­ют: ког­да при­хо­дит доброе же­ла­ние, тот­час вы­сту­па­ет про­тив не­го же­ла­ние злое, и ког­да при­хо­дит же­ла­ние злое, тот­час вы­сту­па­ет про­тив не­го же­ла­ние доброе. Про­из­во­ле­ние же на­ше сво­бод­но сле­до­вать и то­му и дру­го­му, и к ка­ко­му же­ла­нию скло­ня­ет­ся оно, то и бы­ва­ет на этот раз по­бе­ди­тель­ным. В этом и со­сто­ит вся не­ви­ди­мая на­ша ду­хов­ная брань. Цель ее для нас долж­на со­сто­ять в том, чтоб ни­как не по­зво­лять сво­бод­но­му про­из­во­ле­нию сво­е­му скло­нять­ся на же­ла­ние низ­шей, плот­ской и страст­ной во­ли, а всег­да сле­до­вать од­ной во­ле выс­шей, ра­зум­ной, ибо она есть во­ля Бо­жия, сле­до­вать ко­ей есть ко­рен­ной за­кон на­ше­го бы­тия: бой­ся Бо­га и за­по­ве­ди Его хра­ни, яко сие всяк че­ло­век, – го­во­рит пре­муд­рый Со­ло­мон (Ек­кл. 12:13). То и дру­гое же­ла­ние вле­чет к се­бе на­ше про­из­во­ле­ние и же­ла­ет под­чи­нить его се­бе. По­да­ви низ­шее же­ла­ние и скло­нись на выс­шее – и по­бе­да за то­бой; а из­бе­решь низ­шее, пре­зрев выс­шее, – по­беж­ден­ным ока­жешь­ся. Св. апос­тол Па­вел пи­шет о том, что внут­ри нас про­ис­хо­дит бо­ре­ние: об­ре­таю… за­кон, хо­тя­щу ми тво­ри­те доброе, яко мне злое при­ле­жит. Со­ус­лаж­да­ю­ся… за­ко­ну Бо­жию по внут­рен­не­му че­ло­ве­ку, виж­ду же ин за­кон во удех мо­их, про­ти­во­во­ю­ющ за­ко­ну ума мо­е­го и пле­ня­ющ мя за­ко­ном гре­хов­ным, су­щим во удех мо­их (Рим. 7:21–23). И всем пред­пи­сы­ва­ет как за­кон: ду­хом хо­ди­те, и по­хо­ти плот­ские не со­вер­шай­те (Гал. 5:16). А это­го без борь­бы с плотью до­стиг­нуть не­льзя.

Особенно великий подвиг и тяжелый труд должны бывают испытывать вначале те, которые прежде своей решимости изменить мирскую и плотскую жизнь на жизнь богоугодную и предаться делам любви и искреннего работания Богу связали себя злыми навыками чрез частое удовлетворение желаний своей плотской и страстной воли. В них окрест свободного произволения хотя с одной стороны стоят возжеланные ими требования разумной воли, Богом воздействуемые, зато и с другой стороны стоят все еще не без сочувствия встречаемые пожелания воли плотской и страстной и, противоборствуя первым, влекут его на свою сторону с такою силою, как иной раз влекут ужом подъяремное животное; и только благодать Божия дает им силы устаивать в однажды принятом намерении. Время противоборства им и неуступание победы ослабляют силу их, но борьба от этого не прекращается.

Потому пусть никто не мечтает стяжать истинное христианское благонастроение и христианские добродетели и работать Богу как подобает, если не хочет нудить себя на отвержение и поборение всяких страстных движений плотской воли, не только больших, но и малых, которые он прежде привык удовлетворять охотно и любительно. В том-то, что по саможалению не хотят себя понуждать и себе отказывать решительно во всем, и лежит главная причина, почему так мало достигающих полного совершенства христианского. Ибо когда они, с трудом победив большие страстные склонности, не хотят потом нудить себя на препобеждение малых, кажущихся ничтожными, то, поелику сии малые суть порождения и выражения больших, удовлетворяя их, питают они сии последние, которые потому все продолжают жить и действовать в сердце, хотя обнаруживаются не в больших размерах. Сердце потому при этом остается страстным и нечистым и, главное, нимало не отрешенным от самоугодия и саможаления, которые всегда оставляют в сомнительном достоинстве всякие дела богоугождения.

Например, есть такие, которые, не присваивая себе чужого, не в меру любят свое и, с одной стороны, слишком много уповают на него, с другой – бывают туги на благотворение; другие, не домогаясь почестей недобрыми средствами, не ставят, однако ж, их ни во что, а нередко и желают, чтобы как-нибудь устроилось получение их, будто против воли их; иные, опять же, соблюдают подолгу положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста; некоторые живут целомудренно, однако ж продолжают держать сношения и знакомства с нравящимися им лицами и услаждаются тем, не хотя вникнуть, что чрез это они большое воздвигают в себе препятствие к совершенству в духовной жизни и единению с Богом.

Приложу сюда же невнимание некоторых к естественным недостаткам своего характера, которые, хотя и не зависят от произвола, делают, однако ж, его повинным суду, когда кто, видя, как они мешают делу духовной жизни, не заботится не только совершенно их уничтожить, но и вложить в безвредные пределы, когда это возможно, с помощью благодати Божией, при должном к себе внимании и ревности. Таковы, например, нелюдимость, вспыльчивость, впечатлительность и вследствие того – не рассуждающая быстрота в словах, движениях и делах, суровость и ворчливость, упорство и спорливость и подобное. Все такие несовершенства и немощи естественные следует исправлять, у одних отнимая излишества, к другим прилагая недостающее, и те и другие преобразуя в соответственные добрые качества. Ибо ничто естественное, как бы оно дико и упорно ни было, не может устоять против произволения, когда оно, вооружась благодатью Божиею, возревнует со всем вниманием и тщанием противостоять тому.

Вследствие вышесказанного бывает, что иные и делают добрые дела, но дела сии остаются несовершенными, храмлющими, сплетенными с похотями, царствующими в мире (Ин. 2:16). Оттого лица сии нимало не преуспевают на пути ко спасению, но вращаются на одном месте, а нередко возвращаются вспять и впадают в прежние грехи, так как, видно, и сначала не вполне возлюбили они добрую во Христе жизнь, не всецело преисполнились чувством благодарения к Богу, избавившему их от власти диавола, и не с совершенною решимостью положили работать Ему Единому на благоугождение Ему. Отсюда же происходит и то, что такие всегда остаются не обученными в добре и слепыми и не узревают опасности, в какой находятся, думая, что положение их прочно и им не угрожает никакая беда.

Сего ради, возлюбленный во Христе брате мой, убеждаю тебя, возлюби притрудность и тягостность, какие неизбежно сопровождают внутреннюю брань нашу, если не желаешь всегда быть побеждаемым. Так советует и премудрый Сирах: Не возненавиди труднаго дела (Сир. 7:15). Потому что на этом все в брани сей стоит, как на основании. Чем сильнее возлюбишь ты эту притрудность или безжалостное к себе самоутруждение в подвигах, тем скорейшую и полнейшую одержишь ты победу над собой и тем, что в тебе противоборствует высокому добру, а вследствие того преисполнишься всякою добродетелью и благонастроением и мир Божий водворится в тебе.

Преподобный Никодим Святогорец
Перевод святителя Феофана Затворника
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!