Преподобный Никодим Святогорец. О хранении ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости - Ветрово
МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Из книги «Невидимая брань». Часть первая. Глава девятая

Прп. Никодим Святогорец Как не­об­хо­ди­мо, как ска­за­ли мы, блю­сти ум от не­ве­де­ния, так рав­но не­об­хо­ди­мо блю­сти его и от про­ти­во­по­лож­но­го не­ве­де­нию мно­го­ве­де­ния и лю­бо­пыт­ства. Ибо коль ско­ро на­пол­ним мы его мно­же­ством ве­де­ний, пред­став­ле­ний и по­мыс­лов, не ис­клю­чая и су­ет­ных, не­по­треб­ных и вред­ных, то сде­ла­ем его бес­силь­ным; и он не воз­мо­жет уже доб­ре ура­зу­ме­вать, что при­год­но к ис­тин­но­му са­мо­ис­прав­ле­нию на­ше­му и со­вер­шен­ству. По­че­му над­ле­жит те­бе так се­бя дер­жать в от­но­ше­нии к ве­де­нию о зем­ных ве­щах, хо­тя иной раз и поз­во­ли­тель­ных, но не не­об­хо­ди­мых, как бы ты был уже умер­шим; и со­би­рая все­гда ум свой внутрь се­бя сколь мож­но со­сре­до­то­чен­нее, остав­лять его празд­ным от мыс­лей о всех ве­щах ми­ра.

Сказания о бывшем и новые сведения о бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мире и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было, а когда кто принесет тебе их, отвратись от них и далеко отрей их от своего сердца и воображения. Слушай, что говорит св. Василий: «Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских вестей и сотами меда сказание мужей преподобных» (ч. 5 с. 52); внемли и тому, что вещает пророк Давид: поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи (Пс. 118:85). Возлюби же внимать лишь духовным и небесным вещам и изучать их и ничего в мире не хотеть знать, кроме Господа Иисуса Христа, и Сего распята (1 Кор. 2:2), кроме Его жизни и смерти и кроме того, что Он требует от тебя. Действуя так, будешь действовать благоугодно Богу, Который избранными и возлюбленными имеет тех, которые Его любят и тщатся творить волю Его.

Всякое другое расследование и разузнавание есть порождение и пища самолюбия и гордости; это – узы и сети диавола, который, видя, как воля тех, которые внимают духовной жизни, сильна и крепка, покушается победить ум их такими любопытствами, чтоб таким образом овладеть и им, и тою. Для этого он обыкновенно влагает в них мысли высокие, тонкие и изумляющие, особенно тем из них, которые остроумны и скоры на высокоумничанье. И они, увлекаясь удовольствием иметь и рассматривать такие высокие помыслы, забывают блюсти чистоту своего сердца и внимать смиренному о себе мудрованию и истинному самоумерщвлению; и таким образом, будучи опутываемы узами гордости и самомнения, делают себе идола из своего ума, а вследствие того мало-помалу, сами того не чувствуя, вдаются в помысл, что не имеют уже более нужды в совете и вразумлении других, так как привыкли во всякой нужде прибегать к идолу собственного разумения и суждения.

Это – дело крайне опасное и трудно врачуемое; гордость ума гораздо бедственнее, чем гордость воли. Ибо гордость воли, будучи явна для ума, может быть иной раз им удобно уврачевана чрез подклонение ее под иго должного. Ум же, когда самонадеянно утвердится в мысли, что его собственные суждения лучше всех других, кем, наконец, может быть уврачеван? Может ли он кого-либо послушаться, когда уверен, что суждения всех других не так хороши, как его собственные? Когда же это око души – ум, с помощью которого человек мог бы узнавать и исправлять гордость воли, сам ослеплен гордостью и остается неуврачеванным, кто уврачует и волю? И бывает тогда внутри все расстроено, и притом так, что негде и некому пластыря приложить. Вот почему надлежит тебе как можно скорее воспротивляться этой пагубной гордыне ума, прежде чем она проникнет до мозга костей твоих; воспротивляйся же, обуздывай быстроту ума своего и покорно подчиняй свое мнение мнению других; будь буй из любви к Богу, если желаешь быть премудрее Соломона. Аще кто мнится мудр быти… в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет (1 Кор. 3:18).

Преподобный Никодим Святогорец
Перевод святителя Феофана Затворника
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • Александр, СПБ , 12.05.2018 в 22:21

    «Будь буй» кто-нибудь может объяснить как это? «будь буй из любви к Богу, если желаешь быть премудрое Соломона» то же непонятно,зачем нужна мудрость Соломона,если есть любовь к Богу?

  • Алла, Минск , 13.05.2018 в 01:37

    1Кор.3:18. Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

    1Кор.3:19. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

    1Кор.3:20. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

    Источник только что указанного зла заключается в следующем. Некоторые люди, правильнее проповедники, выступают среди коринфян с мудростью этого века, тщеславясь своею способностью рассуждать как философы. Отсюда, разумеется, они заставляют своих слушателей отступать от того пути, на каком они были поставлены Ап. Павлом и Аполлосом. Ап. увещевает читателей не увлекаться этой светской мудростью, даже отказаться от нее, стать безумным во мнении мирских философов, чтобы сделаться действительными мудрецами в христианском смысле. Поступать так необходимо, потому что к этому призывает уже Св. Писание. В книге Иова (Иов.5:13) мудрецы представляются уже такими, которые попадают в свои собственные сети. След., здесь говорится о ничтожестве результатов чисто-человеческой мудрости. Далее (Пс. 93:11) говорится о том, что чисто-человеческая мудрость ничтожна и по самому своему существу. Конечно, Ап. имеет здесь в виду тот случай, когда мудрость человеческая берет на себя смелость найти средства к искуплению человечества и дать человеку спасение. Посильные же труды мудрости человеческой Ап. одобряет (Флп. 4:8).

    1-е Коринфянам 3 глава– толкование Лопухина – Библия: https://bible.by/lopuhin-bible/53/3/

  • Владимир Спб , 16.05.2018 в 10:26

    А ну-ка, приведи мужа своего. Что сказано в первом Тимофею вторая глава 11 и 12 ? Спасение женщины в весьма неприличных вещах пребывает. Но ох как хочется поперек Батьки в пекло ! В час тридцать семь по москве — и такие перлы! Все мужские монастыри давно плачут от таких умниц, сказать только ничего не могут. Бабки несут бабки. Видно, что задницы их праздны до неприличия.Однако, все бабки вселенной не заменят единственного мужика, работающего в алтаре. Безмолвие и кротость. И счастье непременно придёт.

  • Алла, Минск , 16.05.2018 в 18:30

    «Толковая Библия» (толкование Библии), вышла в свет под редакцией проф. Александра Павловича Лопухина (1852–1904).
    Толковая Библия Лопухина – Библия: https://bible.by/lopuhin-bible/
    см. комментарии выше

  • Алла, Минск , 16.05.2018 в 20:04

    Владимир, » жена, …впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.» ( 1 Тим. 2: 14-15)

  • Александр, СПБ , 16.05.2018 в 21:08

    Алле спасибо за разъяснение. А Вы уже буй? Слово буйный просто однокоренное или он уже там?

  • Ирина, Уссурийск , 17.05.2018 в 06:52

    Спаси Господи Вас, Владимир! Как не хватает часто такого мужского окрика, чтобы нас, баб, на место ставить)))

  • Владимир Спб , 17.05.2018 в 17:43

    Иринушка, то-то и беда, что каждый должен занимать свое место. Женщина, занимающая свое место может творить вдвое больше мужика (настоящая баба поймет). А что касаемо чадородия, надо полагать, изобретены особые методы его осуществления. В беззаконии зачат есмь- устарело…
    Ирина из Уссурийска, я приобрел сестру, буду поминать вас в лучших соборах Петербурга ! С Богом ! И с праздником Вознесения к Отцу Небесному!

  • Алла, Минск , 17.05.2018 в 19:30

    Александр, я над этим работаю, но пока, к сожалению, безуспешно. А буйный, я думаю, скорее здесь, чем там ) Кстати, интересное видео об однокоренных словах:
    Заповеди блаженства #3: укротители зла
    https://youtu.be/KOZcKs6XaF4

  • Владимир Спб* , 18.05.2018 в 09:02

    С чего началось отлучение от Бога? Не с того, что Ева сорвала, а с того, что Адаму это понравилось.Ева не может не рвать- она слабая. Но накажи Адам Еву, верни с покаянием Господу яблоко- жили бы мы сейчас в Раю, а не кормили бы червей, сетуя о властях, ИНН, спасении россии . У нас или мужик циничен по отношению к женщине, или инфантилен до блевоты. Потакание- это не любовь, это лень, наплевательство и, по сути, преступление. Нужно любить там, здесь и везде. И пора прозреть. Сами губите себя, друг друга, семью, общество. Листьев много, плода нет. Ладно, колодец пересох, мужа не дождаться… Пойдем,скрипач , в открытый космос. Всем спасибо за внимание, желаю ,читающим Книгу, видеть там не только фигу, но и исполнять написанное в себе. Простите меня, но я — ЛЮБЛЮ, и за КАЖДОЕ СВОЕ СЛОВО ГОТОВ ОТВЕТИТЬ ПРЕД БОГОМ. АМИНЬ.

  • Марина, Днепр , 18.05.2018 в 10:18

    Владимир , если Вы ещё здесь , не споря с апостолом , воистину ап.Павел прав . Но бывают исключения из правил : например св. равноапостольные жены и прочие святые жены которые достигли Царства Божия неся свет миру. А насчёт » бабки несут бабки » вспомните те времена , когда в храмах были одни немощные бабки . Они и сохранили всё то , чем Вы теперь пользуетесь , да и поныне основная часть прихожан всё те же бабки .*** Безмолвие и кротость заповедь не только для женщин. Храни Господь.

  • Алла, Минск , 18.05.2018 в 21:27

    Господи, благослови! Неужели Кефа ?!…

  • Александр , 19.05.2018 в 13:13

    Алле, Вы похоже,подтруниваете над Владимиром. А ведь он как никто из нас подходит под описание буя,данных вами ссылок.

  • Александр , 19.05.2018 в 13:20

    Здесь о Кефе, по моему очень разумно.

  • Алла, Минск , 19.05.2018 в 21:59

    Александр, я имела ввиду героя рассказа отца Романа.

  • Владимир Спб* , 23.05.2018 в 19:52

    Алла из Минска, простите меня, старого дурака. Кого любить и беречь, как не вас? Помолитесь за меня, ущербного. Да исцелит Христос мой норов аховский. И объединимся с братьями и сестрами в молитве за Жанну и младенца Петра. С Богом!

  • Редактор , 23.05.2018 в 20:05

    В Крещении Жанна — Иоанна. Вчера состояние Петра было стабильно. Помоги им, Господи!

  • Алла, Минск , 24.05.2018 в 08:49

    Дорогой Владимир, сама этим же болею. Господи, спаси и помилуй!

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на