col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Преподобный Никодим Святогорец. Некоторые ведения, служащие к очертанию предела и пространства неверия себе и полного упования на Бога

Из книги «Невидимая брань». Часть первая. Глава шестая

Прп. Никодим Святогорец По­сколь­ку вся си­ла, ко­ею по­беж­да­ют­ся вра­ги на­ши, по­рож­да­ет­ся в нас от не­ве­рия се­бе са­мим и упо­ва­ния на Бо­га, то над­ле­жит те­бе, бра­те мой, за­па­стись точ­ны­ми ве­де­ни­я­ми от­но­си­тель­но се­го, чтоб с Бо­жи­ей по­мо­щью все­гда но­сить в се­бе и хра­нить та­кую си­лу. Ве­дай убо твер­до-на­твер­до, что ни все спо­соб­но­сти и доб­рые свой­ства, есте­ствен­ные ли то или при­об­ре­тен­ные, ни все да­ро­ва­ния, да­ром да­ро­ван­ные, ни зна­ние все­го Пи­са­ния, ни то, ес­ли мы дол­гое вре­мя ра­бо­та­ли Бо­гу и на­вык при­об­ре­ли в сем ра­бо­та­нии Ему, ни все это вме­сте не даст нам вер­но ис­пол­нять во­лю Бо­жию, ес­ли при каж­дом бо­го­угод­ном, доб­ром де­ле, ко­то­рое пред­ле­жит нам со­вер­шить, при каж­дой бе­де, ко­то­рой ищем из­бег­нуть, при каж­дом кре­сте, ко­то­рый долж­ны по­не­сти по во­ле Бо­га на­ше­го, ес­ли, го­во­рю, во всех та­ких и по­доб­ных им слу­ча­ях не во­оду­ше­вит серд­ца на­ше­го осо­бая не­кая по­мощь Бо­жия и не по­даст нам си­лы к со­вер­ше­нию до­сто­долж­но­го, как ска­зал Гос­подь: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15:5); так что всю жизнь свою, все дни и все минуты мы неотложно должны хранить в себе неизменным такое в сердце чувство, убеждение и настроение, что ни по какому поводу, ни по какому помыслу не позволительно нам положиться и возуповать на самих себя.

Относительно же упования на Бога к тому, что я сказал уже в третьей главе, приложи еще следующее: ведай притом, что ничего нет легче и удобнее для Бога, как сделать, чтоб ты победил врагов своих, будь их не много или много, будь они старые и сильные или будь новые и малосильные. Однако ж на все у Него свое время и свой порядок. Посему пусть иная душа, чрезмерно обремененная грехами, пусть она повинна во всех преступлениях мира, пусть осквернена так, как только может кто вообразить, и пусть она притом, сколько хотела и сколько могла, употребляла всякое средство и всякий подвиг, чтоб отстать от греха и обратиться на путь добра, но никак не могла установиться ни в чем достодолжном, даже самом малом, а напротив, еще глубже погружалась в зло – пусть она такая; при всем том, однако ж, отнюдь не должно ей ослабевать в уповании на Бога и отступать от Него, не должно ей оставлять ни орудий, ни подвигов своих духовных, но должно бороться, и бороться с собою и с врагами со всем мужеством и неутомимостью. Ибо ведая, ведай, что в этой невидимой брани только тот не теряет, кто не перестает бороться и уповать на Бога, помощь Которого никогда не отступает от борющихся в Его полках, хотя иной раз Он попускает получать им и раны. Посему борись каждый, не уступая, потому что в этом неотступном борении все дело. У Бога же всегда готовы и врачевство поражаемым от врагов, и помощь на поражение их, которые в должное время и подает Он борцам Своим, ищущим Его и твердую на Него имеющим надежду; в час, когда не чаят, увидят они, как исчезают гордые враги их, как написано: оскудеша крепцыи вавилонстии еже ратовати (Иер. 51:30).

Преподобный Никодим Святогорец
Сайт «Ветрово»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.